Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДОКЛАД, ФИЛОСОФИЯ

Сущность «человекоразмерного» образования (по работам Л. А. Степашко)

irina_krut2020 180 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 18 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.03.2020
Известный исследователь в области образования, профессор Института педагогики и образования Дальневосточного государственного университета Лилия Анатольевна Степашко, изучая концептуальные основания философии образования, в свое время выделила в качестве критерия научности – этический критерий человекоразмерности. Автор отмечает, что любое учреждение образования необходимо рассматривать как особое рефлексивное пространство, в котором для обучающихся открывается множество и разнообразие образовательных возможностей, выборов, выходящих за рамки конкретного образовательного учреждения, за рамки возрастов. Все это создает для индивида условия непрерывного образования, которое поддерживает процессы личностного самостроительства, самостановления; развивает ценностный мир человека, ключевые профессиональные компетенции.
Введение

Актуальность исследования вызвана тем, что сущность образования в современном мире предстает как пространство смыслообразования и гуманитарная среда, в проектировании и создании которой, сам человек принимает непосредственное участие. Образование становится проектным действием человека, направленным на преобразование себя, движением к образу самого себя в создаваемом им самим пространстве, и оно принципиально не может быть осуществлено в заданных извне рамках нормативно определенного образовательного канала. На сегодняшний день исследователи, как зарубежные, так и отечественные обсуждают принципиальные сдвиги в современной системе образования, что проявляется в появлении различных субъектов в сфере образования, открытости и вариативности форм получения образования, непрерывности образования и т.д. Образовательное пространство для любого школьника или студента задается в каждый момент времени уже не столько внешней конкретной учебной программой, которую он должен усвоить, сколько осознанием различных образовательных возможностей и их определенной соорганизацией в его собственную индивидуальную образовательную программу. Но в последнее время становится все более очевидным, что только лишь внешне представленное многообразие разнородных образовательных предложений еще не гарантирует для молодого человека реализацию им собственной индивидуальной образовательной программы, а часто остается для него всего лишь потенциальной возможностью. Чтобы принцип индивидуализации реализовался сегодня на уровне каждого учащегося, ему необходимо владеть для этого культурой выбора и соорганизации различных образовательных предложений в его собственную образовательную программу. Только при этом условии хаотичное пространство разнородных образовательных услуг выступит для школьника конкретным ресурсом его образования. Напротив, осмысление всего процесса образования только в логике внешнего государственного заказа и освоения определенной учебной программы, как выполнения этого конкретного государственного заказа, не позволяет современному человеку брать на себя определенную ответственность за свое образование и уж тем более не позволит ему в дальнейшем работать в профессиональной деятельности адекватно современным требованиям. В связи с этим в современной образовательной ситуации осознанный заказ школьника на собственный процесс образования становится чрезвычайно важным. Реализация собственного осмысленного заказа к образованию может помочь учащемуся преодолеть контекст формального образования и вывести его затем в сферу успешной профессиональной деятельности. Таким образом, сегодня, как никогда, становится актуальной особая образовательная практика – антропопрактика, сущность которой по отношению к обучению, и шире – к образованию, заключается, прежде всего, в том, что ее основной характеристикой становится, прежде всего, развитие самого человека, в отличие, например, от освоения им культуры или процесса социализации.
Содержание

Введение………………………………………………………………………….3 1 История развития понятия «человекоразмерного» образования ………..……………………………………………………………..6 2 Сущность «человекоразмерного» образования в работах Л. А. Степашко………………………………………………………………………….9 Список литературы ……………………………………………………………...10
Список литературы

1. Коменский, Я. А. Избр. пед. соч. / Я. А. Коменский. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 2. - С. 383. 2. Рерих, Н. К. Культура и цивилизация / Н. К. Рерих. - М., 1997. 3. Степин, В. С. Философия науки. Общие проблемы / В. С. Степин. - М., 2007. 4. Степашко, Л. А. Философия образования: онтология, аксиология, антропология / Л. А. Степашко. - Владивосток, 2008. 5. Степашко Л.А. Философия образования: онтологические, аксиологические, антропологические основания: Учебное пособие / Л.А. Степашко. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2008 6. Степашко, Л. А. Философия образования: онтологический аспект / Л. А. Степашко. – Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2000 7. Степашко, Л. А. методолого-теоретические проблемы разработки регионально-национального компонента содержания общего образования / Л. А. Степашко // Актуальные проблемы разработки регионально-национального компонента государственных образовательных стандартов: сборник трудов научнопрактического семинара. – Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1999. – С. 4–26. 8. Степашко, Л. А. Теоретико-методологические основания историко-педагогического образования, ориентированного на развитие духовности личности учителя/ Л. А. Степашко // Духовность личности: проблемы образования и воспитания (история и современность): Тезисы докладов и выступлений на XXI сессии научного совета по проблемам истории образования и педагогической мысли (3–4 декабря 2001 г.). – м., 2001. – С. 232–235. 9. Семенова, Н. В. Развитие педагогических аспектов идеи «человекоразмерности» в научных трудах Л. А. Степашко 10. Алиманов М. А., Уртякова Н. И., Хачко Е. Е., Воронцова Ю. А. Научная историко-педагогическая школа Л. А. Степашко как важнейший компонент образования на Дальнем Востоке // Молодой ученый. — 2017. — №17. — С. 229-233. — URL https://moluch.ru/archive/151/42791/ (дата обращения: 09.05.2018). 11. Фишер К. История новой философии: Рене Декарт. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2014.
Отрывок из работы

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЯ «ЧЕЛОВЕКОРАЗМЕРНОГО» ОБРАЗОВАНИЯ История развития человекоразмерного, опирающегося на человека образования обусловлена не только социокультурными предпосылками, но и опирается на гуманистические традиции отечественной и зарубежной философии, педагогики и психологии. Разработанная еще в XVII веке образовательная парадигма выдающегося славянского мыслителя Я. А. Коменского представляет собой систему универсального воспитания всего человеческого рода. Отличительной чертой философско-педагогических воззрений величайшего гуманиста было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами. Эта идея проходит красной нитью через его главный труд «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», одну из частей которого он назвал «Пампедией» - «Всеобщим воспитанием». Центральное место в ней занимает обоснование идеи о необходимости формирования у детей умения жить в мире с другими, выполнять взаимные обязательства, уважать и чтить традиции [1]. Корни идей общечеловеческого воспитания и образования мы находим в философско-педагогическом наследии России XIX - ХХ вв., в трудах Н. А. Добролюбова, В. С. Соловьева, Н. И. Пирогова, Л. Н. Толстого, С. И. Гессена, В. И. Вернадского, Н. К. Рериха, П. Ф. Каптерева, Н. О. Лосского и др. Духовное учение «Живой этики», провозглашенное Н. К. Рерихом – инициатором заключения международного правового акта о защите культурных ценностей, стало своеобразным ответвлением русской философско-педагогической мысли. Его идеи о «благодетельном синтезе», единении культур, создающем благоприятные условия для сотрудничества людей, опирались на антропософию и философию космизма. Он подчеркивал необходимость синтеза русской, западной и восточной культур и цивилизаций, науки и религии, закономерной эволюции Космоса, человека и всего человечества как его органических составных частей. Философский и социально-педагогический смысл учения Рериха – в духовном просветлении и обновлении человека, выведении его на путь сотрудничества и креативной деятельности. По его мнению, деятельность человека нравственна в той степени, в какой она реализует идеи всеобщего блага, активного созидания, единства культуры и цивилизации. Н. К. Рерих предупреждал о недопустимости смешения культуры и цивилизации, подчеркивая, что цивилизация есть обустройство жизни, связанное с рукотворчеством, а культура - это связь с миром идей, духовная действительность [2]. В 90-е гг. XX века философ В. С. Степин выявил цивилизационную тенденцию «человеко-размерной социальной системы» [3]. Вслед за ним педагог-методолог Л. Н. Степашко разработала концепцию «человекоразмерного образования», указав, что человекоразмерность – это институт становления человека [4]. Опираясь на западную и отечественную классическую педагогику, рассмотрим, что представляется фундаментальным – «первоначальным» в понимании человекоразмерности в образовании. По концепции С. Б. Крымского, в которой представлен широкий контекст мирового исторического процесса, рассматриваемый с точки зрения «метафизика истории», мировая история предстает как «человекоформирующее начало». «Первоначалами метафизики истории» выступают «манифестации» и реализации человеком своих физических, душевных, духовных сущностных сил: активности и инициативности, социальности, творчества, нравственности, духовности. В качестве общечеловеческих и педагогических ценностей «первоначала» формирования человеческого в человеке было проявлены в гуманистической педагогической традиции как идеи физической и интеллектуальной активности, самодеятельности, творчества, социально направленного развития, духовно-нравственного воспитания, в классической педагогике раскрылись как основные педагогические принципы природосообразности, культуросообразности, самодеятельности, социальности, идеалосообразности. Очевидно, развитие природных сил есть первоначальное онтологическое основание института образования – предельный уровень его человекоразмерности. Следующий ракурс постижения смыслов человекосообразности института образования связан с осмыслением его основного противоречия как процесса образования человека. Оно заключается в том, что в условиях образования индивидуальное развитие человека как естественный, природный, внутренний процесс сталкивается с внешними факторами целенаправленного изменения «естественного под влиянием искусственного». СУЩНОСТЬ «ЧЕЛОВЕКОРАЗМЕРНОГО» ОБРАЗОВАНИЯ В РАБОТАХ Л. А. СТЕПАШКО Так, первым доктором педагогических наук на Дальнем Востоке, профессором Лилией Анатольевной Степашко была основана первая в регионе научная школа историков педагогики — одна из сильнейших в России. В рамках научной школы Л. А. Степашко был наработан уникальный, основанный на гуманистических началах, опыт подготовки ученых-педагогов, которых отличает не только широта научных интересов и глубина разрабатываемых проблем, но и «семейственность», основанная на близких межличностных взаимоотношениях. История успеха Лилии Анатольевны начинается с ее биографии, с истоков зарождения педагогического таланта. Лилия Анатольевна Степашко родилась 19 октября 1928 года в деревне Федоровская Усть-Кубинского района Вологодской области в семье потомственных учителей. Детство и юность Лилии Анатольевны пришлись на сложный период истории нашей страны, и все его трудности и тяготы ей пришлось ощутить на себе сполна. Весной 1938 года, 4 марта, ее отец — Озерков Анатолий Васильевич — был арестован по политической статье и увезен из дома в неизвестном направлении, а в октябре того же года — расстрелян, как враг народа. Закончив школу с золотой медалью, Лилия Анатольевна поступила в Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина и с успехом окончила его в 1950 году. Из Москвы по приглашению директора школы Лилия Анатольевна приехала на Дальний Восток и свой педагогический путь начала в обычной сельской школе с. Николаевка Еврейской автономной области (ныне — школа № 2). Затем она работала в школе № 57 города Хабаровска и в Хабаровском технологическом техникуме. Еще в период работы школьным учителем за Лилией Анатольевной закрепилось имя «Елена» — так ее звали дети, с трудом привыкавшие к ее настоящему имени. И до сих пор взрослые ученики между собой называют ее «Еленой Анатольевной». Долгое время (с 1961 по 2005 гг.) Лилия Анатольевна работала в старейшем педагогическом ВУЗе в Хабаровском крае — Хабаровском государственном педагогическом институте (ныне: Педагогический институт Тихоокеанского государственного университета). Формирование научно-педагогических взглядов Л. А. Степашко произошло под влиянием ее научного руководителя — Михаила Александровича Данилова, заложившего основу для научного становления Лилии Анатольевны [10]. Лилия Анатольевна Степашко, изучая концептуальные основания философии образования, в свое время выделила в качестве критерия научности – этический критерий человекоразмерности. Специфика образовательной практики как человекоразмерного объекта обсуждалась ею, исходя из начальной гуманистической природы процесса образования как процесса становления человека, а критерий человекоразмерности выступал как ценностной императив. В конструировании таких оснований философии образования Л.А. Степашко опиралась на рефлексию гуманитарной парадигмы в концепции В. С. Степина «Теоретическое знание» [5]. Термин «человекоразмерность», введенный в систему философского знания в. С. Степиным, впервые используется Л. А. Степашко в работе «Философия образования: онтологический аспект» и экстраполируется в методологию педагогических и историко-педагогических исследований [6]. В фундаментальном труде «Философия образования: онтологические, аксиологические, антропологические основания» излагаются базовые идеи: «человекоразмерность» образования как цивилизационная тенденция, реализуемая через онтологическую, антропологическую и аксиологическую сущность образования. Образование предстает как триада. Мир образования рассматривается в диалектическом единстве: как часть системы общественных институтов (контекст социокультурного развития человечества) и как педагогический процесс (контекст индивидуального развития человека). Объединяющим, синтезирующим началом в соотношении этих контекстов выступает концепт «становление человека в образовании». Однако нельзя не отметить, что идея человекоразмерности, трактуемая в работе «Философия образования» как закон, прослеживается во многих публикациях Л. А. Степашко и более раннего периода. Сущность понятия основана на утверждении единства индивидуального и социального в личности, что является результатом ее развития в образовательном процессе. Сам образовательный процесс рассматривается как взаимодействие обучения, воспитания и развития, нацеленный на социализацию и инкультурацию человека как главной ценности, на «образовывание» человеческого в человее.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg