Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Коррекция зрительного восприятия слабовидящих младших школьников

zac_shalamov 490 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 92 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.03.2020
На сегодняшний день тифлопедагогика обладает арсеналом средств и методов обучения и воспитания детей с нарушением зрения. Дети с нарушением зрения обучаются в специальных (коррекционных) детских садах и школах III – IV вида.
Введение

Большую часть информации об окружающем мире человек получает через зрительный анализатор. С самого рождения ребенка все его движения и действия осуществляются под контролем зрения. При нарушении зрения чувственное познание значительно ограничивается, а, следовательно, затормаживается психическое развитие ребенка. Поступая в школу, слабовидящий ребенок может испытывать трудности в усвоении учебного материала. При правильно подобранной школьной программе, ребенок развивается на ровне с детьми, не имеющими зрительные нарушения. В настоящее время в России, в школах обучение детей с нарушением зрения основывается на базе новых программ. Инклюзивное образование детей с нарушением зрения является одним из приоритетных направлений современного образования. Для этого в образовательных учреждениях создаются необходимые условия. Организация работы с детьми с нарушением зрения, интегрированными в общеобразовательные группы осуществляется, учитывая степень нарушения зрительного восприятия и времени возникновения этих нарушений. Учитываются особые образовательные потребности детей. По результатам психолого-педагогической диагностики для детей разрабатываются индивидуальные коррекционно-развивающие программы сопровождения. Зрительное восприятие является фундаментом разностороннего развития, так как оно служит основанием успешного осуществления различных видов деятельности и воспитания личности в целом. Из-за этого изучение зрительного восприятия слабовидящих младших школьников является актуальным в наши дни. Зрительное восприятие – сложный процесс, происходящий в психике человека, отечественные ученые, такие как А.Р. Лурия, Ю.А. Кулагина, Л.П.Григорьевой провели различные экспериментальные исследования, чтобы максимально понять процесс зрительного восприятия и попытаться разрешить проблему его нарушения. В исследованиях С.М.Рубинштейна изучены особенности различных видов восприятия (в том числе и зрительного) в процессе активного ознакомления с предметами. Б.Г.Ананьев подверг специальному изучению роль практики в развитии процесса восприятия. Он показал, что возрастные особенности (психических процессов) существенным образом зависят от особенностей деятельности, которая играет важную роль в развитии. Деятельный подход к формированию психических процессов изучали так же и другие ученые (А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева, Л.П. Григорьева, Л.А. Венгер и др.). Различные аспекты развития зрительного восприятия отражены в научных исследованиях С.В. Сташевский, А.В. Запорожец, А.И. Каплан, Л.П. Григорьева, С.И. Кондратьева, Л.И. Плаксина и др., а так же и зарубежные Э. Гибсон, А.Р. Лурия, Дж. Брунер, Р. Грегори, Дж. Хохберг. Целью исследования является разработка коррекционной программы, направленной на исследование особенностей зрительного восприятия слабовидящих младших школьников. Объект исследования: зрительное восприятие детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: разработка коррекционной программы, направленной на исследование особенностей зрительного восприятия слабовидящих младших школьников. Гипотезой исследования явилось предположение о том, что коррекционная работа должна строиться с учетом диагностических данных, возраста ребенка и особенностей восприятия детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения, которыми являются: снижение активности восприятия, неточность и неполнота отражения, ограниченная избирательность восприятия, затруднения в осмыслении и обобщении воспринимаемого. Задачи исследования: 1) изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования. 2) выявить психологические и физиологические особенности развития зрительного восприятия младших школьников 3) разработать диагностическую программу для изучения зрительного восприятия младших школьников. 4) обработать и проанализировать результаты, полученных с помощью диагностической программы. 5) обобщить результаты и сделать выводы. 6) Разработать коррекционную программу, направленную на развитие зрительного восприятия младших школьников с нарушениями зрения. В процессе исследования использовались следующие методы: 1. Теоретические - анализ психолого-педагогической литературы по теме исследование. Обобщение теоретических данных, разработка коррекционной работы. 2. Экспериментальные - констатирующий этап эксперимента. Методики: «Чего не хватает на этих рисунках?», «Узнай, кто это», «Какие предметы спрятаны в рисунках?», «Чем залатать коврик?», методика поиска информации для диагностики особенностей восприятия младших школьников. 3. Методы обработки результатов: количественный и качественный анализ. Базой для исследования являлось муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 29» . Экспериментальная выборка включала в себя 12 учеников в возрасте 8-9 лет из них 7 мальчиков и 5 девочек, у всех детей имеется нарушение зрения различной степени.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 6 1.1. Изучение зрительного восприятия в зарубежных и отечественных психологов 6 1.2. Особенности зрительного восприятия у младших школьников. 10 1.3. Особенности развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. 12 Выводы к первой главе. 15 ГЛАВА 2. НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 17 2.1. Методическое обоснование разработки диагностической программы для исследования зрительного восприятия детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения. Характеристика содержания диагностической программы. 17 2.2. Анализ результатов диагностической программы по изучению зрительного восприятия слабовидящих младших школьников 19 2.3. Методическое обоснование коррекционной работы, направленной на развитие зрительного восприятия младших школьников с нарушениями зрения. Содержание коррекционной программы. 30 Выводы ко второй главе. 35 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37 Список литературы 40 Приложение 46 Приложение А. Описание методик диагностической программы 46 Приложение Б. Первичный экспериментальный материал 56 Приложение В. Подробное описание коррекционно-развивающей программы. 58
Список литературы

1. Алексеев О.Л. Теоретические основы учебной тифлотехники [Текст]: – Екатеринбург : НИИ дефектологии РАО, 1992. – 284 с. 2. Бабина Е.С., Трубникова Н.М. Анализ результатов исследования моторных и зрительно-вербальных функций в процессе изучения лексики у дошкольников с патологией зрения [Текст]: // Специальное образование. – 2009. – №3. – С. 13–21. 3. Багдуева К.Г. Некоторые аспекты подготовки к школе детей с нарушениями зрения [Текст]: // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2008. – № 1. – С. 10–16. 4. Безруких М.М., Морозова Л.В. Тестовый буклет и демонстрационные карточки к «Методике оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5–7,5 лет» [Текст]: – М. : Новая школа, 1996. – 40 с. 5. Берулава Г.А. Психологические особенности интегративного мышления [Текст]: // Современные проблемы психологии мышления : Сборник научных трудов. – Бийск : НИЦ БиГПИ, 1994. – С. 13–19. 6. Валиева Ф.Г. Формирование навыков культуры поведения у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения [Текст]: // Специальное образование. – 2009. – № 4. – С. 32–37. 7. Волкова Л.С. Результаты экспериментального изучения нарушений устной речи у детей с глубокими дефектами зрения [Текст]: // Дефектология. – 1982. – № 3. – С. 14–21. 8. Выготский Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности // Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей [Текст]: – М., 1924. – С. 21–32. 9. Головина Т.П. О некоторых особенностях узнавания объектов слабовидящими школьниками [Текст]: // Специальная школа. – 1958. – Вып. 4. – С. 6–10. 10. Григорьева Л.П., Сташевский C.B. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения [Текст]: Учебно-метод. пособие. – М. : 1990. – 56 с. 11. Григорян Л.А. Лечебно-восстановительная работа в детских садах для детей с амблиопией и косоглазием [Текст]: // Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения / Под ред. М.Р. Гусевой, В.Г. Дмитриева, Л.И. Плаксиной. – М. : Просвещение, 1978. – С. 19–32. 12.Денискина В.З. К вопросу о классификации детей с нарушением зрения и вторичных отклонениях в их развитии [Текст]: // Сб. II Всероссийских педагогических чтений по вопросам коррекционной педагогики и специальной психологии. – М., 2007. – 17 с. 13.Дружинина Л.А. Исследования в тифлопедагогике как основа индивидуализации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения [Текст]: // Вестник ЧГПУ. – 2012. – № 4. – С. 58–69. 14. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога–дефектолога [Текст]: / Под ред. Т.О. Епифанцева; 2–е изд. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 486 с. 15. Жихарев А.М. Воспитательная работа в школе–интернате для слепых детей : Кн. для воспитателя (Из опыта работы). – М. : Просвещение, 2004. – 119 с. 16. Земцова М.И. Особенности зрительного восприятия при глубоком нарушении зрения у детей [Текст]: // Специальная школа. – 1967. – № 1. – С. 24–31. 17. Зорина С.С. Формирование коммуникативных умений у детей с нарушениями зрения [Текст]: // Специальное образование. – 2010. – № 4. – С. 20–26. 18. Зубкова В.П. Изучение представлений об экспрессивном компоненте эмоций у детей с нарушением зрения [Текст]: // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2009. – № 98. 19. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека [Текст]: – СПб. : Питер, 2003. – 384 с. 20.Кабаков В.Л., Балясникова И.В., Буторина Л.Ю. Причина инвалидности по зрению у детей на севере [Текст]: // Экология человека. – 2005. – № 3. – С. 38–39. 21.Казакова Е.В., Морозова Л.В. Особенности формирования зрительного восприятия у детей–северян 7–8 лет и факторы риска раннего дизонтогенеза [Текст]: // Экспериментальная психология. – 2009. – № 4. – C. 91–100. 22.Косова Е.А. Классификация детей с нарушением зрения по признаку "использование информационно–коммуникационных технологий в обучении" [Текст]: // Информационные технологии в образовании. – 2010. – № 8. – С. 132–137. 23. Кошелева И.Н. Направления и приемы логопедической работы по формированию лексики старших дошкольников с нарушением зрения [Текст]: // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2009. – № 116. – С. 156–162 . 24. Криницкая О.И. Специфические особенности становления речи детей дошкольного возраста в условиях зрительной депривации [Текст]: // Вестник ЧГПУ. – 2010. – № 2. – С. 138–147. 25. Лапп Е.А. Зрительная гимнастика на занятиях учителя- логопеда [Текст]: // Логопед в детском саду. – Москва. – № 8 (33). – 2008. – С. 17–30. 26. Лапп Е.А. Развитие связной речи у детей 5–7 лет с нарушением зрения : планирование и конспекты. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 256 с. 27.Либман Е.С. Современные позиции клинико-социальной офтальмологии [Текст]: // Вестник офтальмологии. – 2004. – № 1. – С. 10–12. 28.Либман Е.С., Шахова Е.В. Слепота и инвалидность по зрению в населении России [Текст]: // Тезисы докладов 8–го съезда офтальмологов России. – М., 2005. – С. 78–79. 29.Либман Е.С., Шахова Е.В. Состояние и динамика слепоты и инвалидности вследствие патологии органа зрения в России [Текст]: // VII съезд офтальмологов России. – М., 2000. – С. 209. 30.Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих [Текст]: Учебное пособие для студ. высших педагогических учеб. заведений. – СПб. : Каро, 2006. – 336 с. 31. Мишин М.А. Психомоторное развитие детей с нарушением зрения [Текст]: // Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе. – 2003. – № 4. – С. 46–68. 32. Немов Р.С. Общая психология [Текст]: Учеб. для студ. сред. спец. учеб. заведений. – М. : Владос, 2001. – 396 с. 33. Овчинникова Г.В., Корытченкова Н.И., Кувшинова Т.И. Особенности развития восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения [Текст]: // Вестник КемГУ. – 2008. – № 3. – С. 48–50. 34. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения [Текст]: – М. : ГОРОД, 1998. – 262 с. 35. Психолого-педагогическая диагностика [Текст]: Учеб. пособие / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М. : «Академия», 2003. – 320 с. 36. Развитие восприятия у ребенка / Григорьева Л.П. [и др.]. – М. : Школа-Пресс, 2001. – 72 с. 37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст]: – СПб. : Питер, 2000. – 720 с. 38.Сековец Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения [Текст]: – Н. Новгород : Изд. Ю.А. Николаев, 2001. – 168 с. 39.Селезнева Е.В. Коррекционная направленность занятий по формированию представлений о себе у дошкольника с нарушением зрения [Текст]: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1995. – 19 с. 40.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике. Дошкольный и младший школьный возраст [Текст]: – М. : Интегративная психология, 2000. – С. 54–61. 41.Сергеева С.А. Создание обновлённой модели специального (коррекционного) образовательного учреждения для детей с отклонениями в развитии как один из путей оптимизации образовательного и коррекционно-развивающего процесса в С(К)ОУ Пермского края [Текст]: // Педагогическое мастерство: Мат-лы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). – М.: Буки-Веди, 2012. – С. 186–190. 42.Слюсарская Т.В. Особенности интеллектуальной готовности дошкольников с нарушениями зрения к обучению в школе [Текст]: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Нижний Новгород, 2006. – 195 с. 43.Солнцева Л.И. Психология детей с нарушениями зрения (детская тифлопсихология) [Текст]: – М. : Классика Стиль, 2006. – 256 с. 44.Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства [Текст]: – М. : Полиграф– сервис, 2000. – 250 с. 45. Тараканова В.В., Коблова С.А., Лысенко Н.А. Воспитание и обучение детей с нарушением зрения [Текст]: // Современные исследования социальных проблем. – 2010. – № 3. – С. 57–60. 46. Тупоногов Б.К. Тифлопедагогические требования к современному уроку [Текст]: Методические рекомендации. – М., 1999. – 34 с. 47. Фарбер Д.А. Младший школьник: развитие мозга и познавательная деятельность [Текст]: – М. : «Вентана–Граф», 2002. – С. 14–24. 48. Феоктистова В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей [Текст]: / Под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб. : Речь, 2005. – 128 с. 49. Фильчикова Л.И., Вернадская М.Э., Парамей О.В. Нарушения зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция [Текст]: Методическое пособие. – М. : Экзамен, 2004. – 192 с. 50. Фомичева Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: Офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения [Текст]: Учебно- методическое пособие. – СПб. : КАРО, 2007. – 256 с. 51. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей [Текст]: – М. : Пед. о-во России, 2002. – 96 с. 52.Чигринова М.П., Красникова Л.Н. Основные требования к уроку в школе для слепых и слабовидящих детей [Текст]: – Киев : КУМК, 1980. – 65 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 1.1. Изучение зрительного восприятия в зарубежных и отечественных психологов Особо важным психическим процессом, значимым компонентом любой деятельности человека является процесс восприятия. Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности. В совокупности с процессом ощущения оно обеспечивает непосредственно–чувственную ориентировку в окружающем пространстве. [13] В своих работах А.Н. Леонтьев понимал под восприятием целостное отражение предметов, ситуаций и событий в их чувственно–доступных временных и пространственных связях и отношениях; процесс формирования посредством активных действий, субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. Автор указывает, что образ восприятия как результат соединения ощущений различных модальностей возник в филогенезе в процессе перехода живых существ от предметно неоформленной среды к предметно оформленной. Само же восприятие – это познание качеств целого предмета, а не отдельных его частей, это живой, творческий процесс познания окружающего. К свойствам восприятия он относит: константность, предметность, целостность, избирательность, осмысленность, апперцепция. [5] Константность предполагает постоянство воспринимаемых объектов по таким признакам, как форма, величина и цвет. Это свойство помогает воспринимать предметы и явления как нечто постоянное. [26] Гештальтпсихологи изучали данное свойство путем сравнения результатов восприятия объекта в различных положениях относительно наблюдателя (например, человек воспринимает оконный проём как прямоугольник, независимо от того, под каким углом смотреть). [11] Предметность – приобретенное свойство восприятия, формирующееся в процессе активного и продолжительного взаимодействия человека с окружающим. Предметность восприятия предусматривает возможность вычленения отдельных предметов и внешних фрагментов реальности. [26] И.М. Сеченов подразумевал, что предметность формируется на основе двигательных процессов, которые обеспечивают взаимодействие с самим предметом. В отсутствии движения восприятие не обладало бы свойством предметности. [19]
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 30 страниц
320 руб.
Курсовая работа, Психология, 35 страниц
420 руб.
Курсовая работа, Психология, 25 страниц
250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg