Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ УРОКОВ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

zac_shalamov 490 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 53 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.03.2020
Каждый ребенок – отдельная личность, причем индивидуальная и ранимая, по-своему реагирующая на все, что его окружает. Основная задача педагогов и родителей — поддержать школьника и помочь ему привыкнуть и приспособиться к новым условиям.
Введение

Времена меняются, и сегодняшние дети уже не такие, какими были их родители. Они более самостоятельные и информированные, владеют ПК и разбираются в навороченной технике, они более самоуверенные и смелые, порой это даже выглядит как пренебрежение к авторитету и мнению взрослых. В большинстве случаев они больше ориентированы на себя и реализацию своих желаний, чем на ценности коллектива, они более безответственные и неорганизованные. Впрочем, это можно считать свободой и независимостью, если это не доставляет серьезных проблем. В современное время воспитание школьников часто заменяется просмотром фильмов и играми, а избыток телевизионно-компьютерного времяпровождения нередко делает детей более агрессивными и жестокими, вспыльчивыми и нервными и замещает собой такие полезные увлечения, как занятия спортом, чтение, игры с друзьями. В последнее десятилетие незаметно и постепенно произошла серьезная смена жизненных ценностей: раньше гораздо больше думали о других, о коллективе, о благополучии страны и города, где живешь. Сейчас современная педагогика заявляет о том, что воспитание школьников должно помочь ребенку стать успешным членом общества, найти "свое место под солнцем", то есть просто приспособится к тому, что есть[2]. В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" воспитание рассматривается, как - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [1]. Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательной деятельности. Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях. На это ориентирует нас Концепция модернизации российского образования, определяя приоритетность воспитания в процессе достижения нового качества образования. Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника. Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего ученикам образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности гуманизма. Профессионализм учителя заключается не столько в методической грамотности, сколько в умении отбирать материал к уроку, определять его образовательные и воспитательные возможности. Талант педагога — в тонком чувствовании возможностей своего предмета в формировании моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности. Содержание учебного предмета на уроке — мощный инструмент воздействия на структуру личности ребенка. Но внести позитивные изменения в эту структуру сможет только тот педагог, который сам прекрасно освоил этот инструмент и понимает его воспитательные возможности. В. А. Сухомлинский называл таких учителей «умеющими воспитывать знаниями». Он писал: «У учителя, умеющего воспитывать знаниями, эти знания... выступают как инструмент, с помощью которого ученики сознательно осуществляют новые шаги в познании мира». Как правило, большинство современных образовательных технологий предполагают организацию на уроках активной деятельности обучающихся на разных уровнях познавательной самостоятельности. Именно в этом заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока. Получение систематического образования основано на обучении – процессе познания, управляемом педагогом. Умение руководить познанием является главным критерием педагогического мастерства. Рассматривая обучение в контексте теории целостного педагогического процесса, исследователи (Ю.К. Бабанский, В.А. Сластёнин и др.) отмечают неразрывную связь образования, развития и воспитания учащихся, одновременное протекание этих процессов при обучении и триединство в целеполагании и планировании каждого урока, вытекающее из основных функций обучения: образовательной, развивающей и воспитательной. Первые две функции связаны с расширением объёма и усложнением структуры знаний, умений и навыков (В.В. Краевский). Они достаточно успешно реализуются при обучении, поскольку изначально заложены в целевой компонент урока требованиями государственного образовательного стандарта и других документов, определяющих содержание образования. Воспитательная же функция, связанная с формированием отношений, не регламентируется учебным планом и программами, а потому зачастую упускается учителем при планировании и оказывается неуправляемой при проведении уроков. Практика показывает, что учителя, готовясь к урокам, наибольшие затруднения испытывают при формулировании воспитательных целей и задач, планировании путей их осуществления. При анализе уроков внимание, как правило, акцентируется на образовательных и развивающих задачах и способах их решения. Подобное пренебрежение воспитательной функцией обучения настолько широко распространено в массовой практике, что давно сложился «порочный круг» игнорирования ряда воспитательных возможностей урока: учитель не стремится максимально использовать эти возможности, а завуч не требует постановки и решения на уроке воспитательных задач. Это приводит к тому, что осуществление процесса воспитания на уроке фактически становится необязательным. В результате сегодня, если речь идёт о воспитательном процессе, то почти всегда подразумевается внеурочная воспитательная работа, а функция воспитания в школах повсеместно возложена на классных руководителей, педагогов-организаторов, завучей по внеурочной работе – на кого угодно, только не на учителей-предметников, которые ведут в школе основную образовательную деятельность. Насколько высока эффективность воспитания при таком подходе? Сможет ли классный руководитель, общаясь с обучающимися в промежутках между уроками и проводя один классный час в неделю, воспитать у школьников необходимые качества, если воспитательный процесс не будет целенаправленно и систематически осуществляться учителями на уроках? Ответ на эти вопросы очевиден. Таким образом, мы обозначили проблему исследования - реализация воспитательных возможностей урока является важным условием эффективного воспитания обучающихся в любой школе. Объект – процесс воспитания младших школьников. Предмет – воспитательный потенциал урок «Окружающий мир». Гипотеза – урок «Окружающий мир» как звено системы обучения обладает воспитательным потенциалом, если включает следующие группы возможностей: 1)воспитательные возможности организации урока; 2)воспитательные возможности, обусловленные спецификой учебного предмета; 3)воспитательные возможности содержания образования на уроке, которые зависят от темы данного урока, его образовательных и развивающих целей и задач. Цель – изучение воспитательных возможностей урока «Окружающий мир» в начальной школе. Задачи: 1) Изучить и проанализировать научную, психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. 2) Определить воспитательные возможности современного урока в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО. 3) Изучить и проанализировать организацию и проведение уроков «Окружающий мир» в начальной школе. 4) Разработать и провести серию уроков «Окружающий мир», с учетом трех групп воспитательных возможностей урока. Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов (Капустиной Н.П.).
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3 1 Теоретические основы воспитания детей младшего школьного возраста…………………………………………………. 8 1.1 Сущность, цели, содержание организации воспитания в начальной школе………………………………………………………………………. 8 1.2 Закономерности и принципы воспитания младших школьников………. 12 1.3 Методы, приемы, формы воспитания младших школьников…………. 19 2 Урок, как основная форма организации обучения и его воспитательный потенциал………………………………………………. 27 2.1 Современный урок в начальной школе………………………………… 27 2.2 Педагогические требования к уроку в начальной школе……………… 33 2.3 Воспитание обучающихся на уроке «Окружающий мир»…………… 36 3 Особенности организации и проведения уроков «окружающий мир» на базе МБОУ Гимназия №1 г. Белово 42 3.1 Констатирующий этап эксперимента…………………………………… 42 3.2 Формирующий этап эксперимента……………………………………… 44 3.3Контрольный этап эксперимента………………………………………… 46 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 48 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………… 51
Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) 2. OurBoys.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: OurBoys.ru: 2016 3. redov.ru .Библиотека технической и гуманитарной литературы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа www.redov.ru 4. Uroki.net [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.uroki.net . 5. www.Grandars.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа - www.grandars.ru 6. Архипова, Л.А.. сайт учителя музыки. [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://nsportal.ru/larisa-7 7. Библиотека русских учебников Uchebniki online. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://uchebnikionline.com 8. Большая онлайн библиотека e-Reading [Электронный ресурс]. – Режим доступа: - http://www.e-reading.link/ 2016 9. Бондаревская, Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. [Текст]: (Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях). Ростов/Д., 1995. 10. .Вахрушев. А.А, Бурский О.В, Раутиан А.С. «Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета - Земля»)» [Текст]: учебник в 2-х частях. - М.: «Баласс», 2012 (рекомендован МО РФ от 23.12.2009 г.); 11. Вахрушев ,А.А «Окружающий мир, 2 класс» [Текст]: Методические рекомендации для учителя к учебнику «Наша планета - Земля». /Под ред. А.А.Вахрушева. - М.: «Баласс», 2012. 12. Вахрушев, А.А, Бурский О.В, Раутиан А.С. [Текст]: рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета - Земля»)». - М.: «Баласс», 2012; 13. Виноградова, М. Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников / М. Д.Виноградова. - М. : Просвещение, 1977. - 159 с. 14. Григорович, Л.А Педагогика и психология: учебное пособие [Текст]/ Л.А Григорович, Т.Д.Марцинковская - М.: Гардарики, 2013 - 480 с 15. Данилюк, А.Я., Кондаков, А.М., Тишков В.А. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М. : Просвещение, 2011.- 29-35 с). 16. Зотов Ю.Б. Организация современного урока. [Текст]: кн. для учителя/ Под ред. П.И. Пидкасистого, М., 1984.145 с. 9 17. Иванова В.А., Левина Т.В. Педагогика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: - http://www.kgau.ru.2016 18. Ильина Л. И, Чернецкая Н. Ю, Экологическое воспитание на уроках в начальной школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://festival.1september.ru 19. Крутилова ,Л. И., Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://festival.1september.ru 20. Кудинова ,А. С . Педагогические требования к современному учебному занятию (уроку) [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://nsportal.ru. 21. Кундрюцкая ,И. Ю .Доклад "Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС" [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://nsportal.ru . 22. Метод-копилка. [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://nsportal.ru. 23. Наседкина ,М. Н. Поликультурное воспитание на уроках окружающего мира в 1–4-х классах [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://festival.1september.ru 24. Начальная школа [Текст] : науч.- методич. журн./ учредитель ООО «Издательство «Начальная школа и образование» — 2014, июнь — . — М. : Начальная школа и образование 2014- . – Ежемесяч.. -.2014, №6.-10500 экз. 25. Нестерова Наталья Владимировна. Современный Урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://festival.1september.ru 26. Онлайн библиотека tinlib.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.tinlib.ru 27. Педагогическая психология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru. 28. Руденко, А. М. Методика воспитательной работы [Текст]: учеб. пособие для студ. Учреждений выс .образования [и др.];под ред. А. М. Руденко. — Ростов н/Д : Феникс, 2015. — 283,[1] с. — (Высшее образование) 29. Светлана Викторовна Егорова "Как определить уровень воспитанности" (анкета) [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://festival.1september.ru 30. Сергеева, В.П. Методика воспитательной работы [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. Образования /В.П.Сергеева, Э.К.Никитина, М.Н.Недлецвецкая. ; под ред. В.П.Сергеевой. – 3-е изд. ,стер.- М: Издательский центр «Академия» 2013.-368с 31. Сидоров, С.В.Теоретическая педагогика Электронное учебно-методическое пособие для бакалавров [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://si-sv.com. 2014 32. Сковородкина, И. 3. С44 Теория и методика воспитания детей младшего школьного возраста [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф.образования / И. 3. Сковородкина, С. А. Герасимов. — М. :Издательский центр «Академия», 2014. — 320 с. 33. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с. 34. Сост. Савинов Е.С.. - (Стандарты второго поколения). Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. [Текст]: Начальная школа /- М., 2010.- 25-37 с. 35. Сост..Степанов. П.В. Словарь-справочник по теории воспитательных систем. Изд. 2-е, доп. и перераб. –– М.: Педагогическое общество России, 2002. 36. Студми. Учебные материалы для студентов бакалавров [Электронный ресурс]. - Режим доступа (info{aт}studme.org) © 2013 - 2016 37. Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения [Текст]: учеб.пособие. — М.: Педагогика, 1990. 192с. 38. Шейн, В. М. Патриотическое воспитание младших школьников в процессе изучения окружающего мира [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://wiki.soiro.ru
Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1Сущность, цели, содержание организации воспитания в начальной школе В общем педагогическом процессе имеет место и процесс воспитания. Традиционно он рассматривается отдельно, потому что имеет свои особенности и не сводится ни к процессу обучения, ни к процессу развития. Часть педагогики, изучающая воспитательный процесс, носит название теории воспитания. Если в процессе обучения действуют учитель и обучающийся, то в воспитательном процессе его участники – воспитатель и воспитанник. В начальной школе это одни и те же лица, участвующие в обоих процессах одновременно. Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.[1]. В результате воспитания происходит формирование таких личностных черт человека, как: - определенное отношение к людям, предметам, явлениям; - целостная система взглядов и убеждений в форме мировоззрения; -поведение (как проявление отношения и мировоззрения)[28,c.15-21]. Цели воспитания, как и цели любой человеческой деятельности, являются исходным моментом в построении всей системы воспитания, ее содержания, методов, принципов.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 90 страниц
2250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg