Времена меняются, и сегодняшние дети уже не такие, какими были их родители. Они более самостоятельные и информированные, владеют ПК и разбираются в навороченной технике, они более самоуверенные и смелые, порой это даже выглядит как пренебрежение к авторитету и мнению взрослых. В большинстве случаев они больше ориентированы на себя и реализацию своих желаний, чем на ценности коллектива, они более безответственные и неорганизованные. Впрочем, это можно считать свободой и независимостью, если это не доставляет серьезных проблем.
В современное время воспитание школьников часто заменяется просмотром фильмов и играми, а избыток телевизионно-компьютерного времяпровождения нередко делает детей более агрессивными и жестокими, вспыльчивыми и нервными и замещает собой такие полезные увлечения, как занятия спортом, чтение, игры с друзьями.
В последнее десятилетие незаметно и постепенно произошла серьезная смена жизненных ценностей: раньше гораздо больше думали о других, о коллективе, о благополучии страны и города, где живешь. Сейчас современная педагогика заявляет о том, что воспитание школьников должно помочь ребенку стать успешным членом общества, найти "свое место под солнцем", то есть просто приспособится к тому, что есть[2].
В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" воспитание рассматривается, как - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [1].
Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательной деятельности. Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях. На это ориентирует нас Концепция модернизации российского образования, определяя приоритетность воспитания в процессе достижения нового качества образования.
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.
Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего ученикам образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности гуманизма. Профессионализм учителя заключается не столько в методической грамотности, сколько в умении отбирать материал к уроку, определять его образовательные и воспитательные возможности. Талант педагога — в тонком чувствовании возможностей своего предмета в формировании моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности.
Содержание учебного предмета на уроке — мощный инструмент воздействия на структуру личности ребенка. Но внести позитивные изменения в эту структуру сможет только тот педагог, который сам прекрасно освоил этот инструмент и понимает его воспитательные возможности.
В. А. Сухомлинский называл таких учителей «умеющими воспитывать знаниями». Он писал: «У учителя, умеющего воспитывать знаниями, эти знания... выступают как инструмент, с помощью которого ученики сознательно осуществляют новые шаги в познании мира».
Как правило, большинство современных образовательных технологий предполагают организацию на уроках активной деятельности обучающихся на разных уровнях познавательной самостоятельности. Именно в этом заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока.
Получение систематического образования основано на обучении – процессе познания, управляемом педагогом. Умение руководить познанием является главным критерием педагогического мастерства. Рассматривая обучение в контексте теории целостного педагогического процесса, исследователи (Ю.К. Бабанский, В.А. Сластёнин и др.) отмечают неразрывную связь образования, развития и воспитания учащихся, одновременное протекание этих процессов при обучении и триединство в целеполагании и планировании каждого урока, вытекающее из основных функций обучения: образовательной, развивающей и воспитательной. Первые две функции связаны с расширением объёма и усложнением структуры знаний, умений и навыков (В.В. Краевский). Они достаточно успешно реализуются при обучении, поскольку изначально заложены в целевой компонент урока требованиями государственного образовательного стандарта и других документов, определяющих содержание образования. Воспитательная же функция, связанная с формированием отношений, не регламентируется учебным планом и программами, а потому зачастую упускается учителем при планировании и оказывается неуправляемой при проведении уроков.
Практика показывает, что учителя, готовясь к урокам, наибольшие затруднения испытывают при формулировании воспитательных целей и задач, планировании путей их осуществления. При анализе уроков внимание, как правило, акцентируется на образовательных и развивающих задачах и способах их решения. Подобное пренебрежение воспитательной функцией обучения настолько широко распространено в массовой практике, что давно сложился «порочный круг» игнорирования ряда воспитательных возможностей урока: учитель не стремится максимально использовать эти возможности, а завуч не требует постановки и решения на уроке воспитательных задач. Это приводит к тому, что осуществление процесса воспитания на уроке фактически становится необязательным.
В результате сегодня, если речь идёт о воспитательном процессе, то почти всегда подразумевается внеурочная воспитательная работа, а функция воспитания в школах повсеместно возложена на классных руководителей, педагогов-организаторов, завучей по внеурочной работе – на кого угодно, только не на учителей-предметников, которые ведут в школе основную образовательную деятельность.
Насколько высока эффективность воспитания при таком подходе? Сможет ли классный руководитель, общаясь с обучающимися в промежутках между уроками и проводя один классный час в неделю, воспитать у школьников необходимые качества, если воспитательный процесс не будет целенаправленно и систематически осуществляться учителями на уроках? Ответ на эти вопросы очевиден.
Таким образом, мы обозначили проблему исследования - реализация воспитательных возможностей урока является важным условием эффективного воспитания обучающихся в любой школе.
Объект – процесс воспитания младших школьников.
Предмет – воспитательный потенциал урок «Окружающий мир».
Гипотеза – урок «Окружающий мир» как звено системы обучения обладает воспитательным потенциалом, если включает следующие группы возможностей:
1)воспитательные возможности организации урока;
2)воспитательные возможности, обусловленные спецификой учебного предмета;
3)воспитательные возможности содержания образования на уроке, которые зависят от темы данного урока, его образовательных и развивающих целей и задач.
Цель – изучение воспитательных возможностей урока «Окружающий мир» в начальной школе.
Задачи:
1) Изучить и проанализировать научную, психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2) Определить воспитательные возможности современного урока в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО.
3) Изучить и проанализировать организацию и проведение уроков «Окружающий мир» в начальной школе.
4) Разработать и провести серию уроков «Окружающий мир», с учетом трех групп воспитательных возможностей урока.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов (Капустиной Н.П.).