Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Трудовое воспитание детей 3-4 лет в условиях взаимодействия детского сада и семьи

irina_krut2020 1800 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 72 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.03.2020
Aктуальность выделенной проблемы обозначила выбор темы нашего исследования: «Трудовое воспитание детей 3- 4 лет в условиях взаимодействия детского сада и семьи». Цель исследования: изучить и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность взаимодействия родителей в трудовом воспитании у детей младшего дошкольного возраста. Предмет исследования: условия взаимодействия с родителями по воспитанию трудовой деятельности у детей младшего дошкольного возраста Гипотезой исследования: взаимодействие с родителями воспитанников по развитию трудовой деятельности у детей младшего дошкольного возраста будет проходить успешнее при следующих условиях: 1.Использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями по развитию трудовой деятельности у детей младшего дошкольного возраста. 2. Разработка и реализация комплекса мероприятий с детьми младшего дошкольного возраста по развитию трудовой деятельности в условиях детского сада и семьи. Задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. 2. Выявить уровень трудовой деятельности у детей младшего дошкольного возраста. 3. Экспериментальным путем проверить эффективность условий взаимодействия с родителями по развитию трудовой деятельности в младшем дошкольном возрасте Методы исследования: 1. Теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. 2. Эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, беседа, педагогический эксперимент. 3. Интерпритационно - описательные методы: количественный и качественный анализ полученных эмпирических данных. Исследование осуществлялось на базе МБДОУ детский сад № 73, проходило в три этапа. Практическая часть заключалась в подборе дидактического материала по трудовому развитию детей, который может быть использован работниками ДОУ. Практическая значимость работы заключается в том, что содержание проведенной на формирующем этапе исследования работы по развитию трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста при взаимодействии с родителями, может быть использовано педагогами ДОУ Структура выпускной квалифицированной работы состоит из 80 страниц печатного текста, включая в себя введение, 1 главу — теоретическая часть, вывод по первой главе, 2 часть — экспериментальная часть, вывод по второй главе, заключение, список литературы, приложения.
Введение

Труд– это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей. Трудовое воспитание– целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения готовности трудиться положительного отношения к труду. Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста - целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых. Трудовое воспитание – это привитие определенного отношения к трудовой деятельности, как к важной жизненной потребности с помощью развития навыка к труду. Привычка к трудовой деятельности является включение дошкольника в целенаправленный труд, который поможет сформировать довольство в период его выполнения и конечным результатом. Трудовое воспитание подрастающего поколения является одним из важнейших задач нашего общества. Подготовка молодежи к жизни, к участию в общественно полезном труде, к удовлетворению физических и духовных потребностей людей осуществляются и в школе, и в профессиональных колледжах, и в институтах. Основной целью этой подготовки является не узкое профессиональное обучение, позволяющее специалисту включаться в производство, а формирование активной, целеустремленной личности, способной к самореализации, творчеству, удовлетворению своих интересов в избранном деле и самосовершенствованию. Трудовое воспитание начинается в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые испытывает потребность к самостоятельной деятельность, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности — одна из основных задач трудового воспитания детей. Вопросы трудового воспитания дошкольников всегда находились в центре внимания педагогов и были предметом исследования отечественных ученных в 30-80 — е годы ХХ века. На их основе создавались учебные пособия для студентов вузов и техникумов, методические пособия для воспитателей, разрабатывались программы воспитания в детском саду. Трудами таких педагогов и психологов, как Е. И Радина, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, В. И. Логинова, Г. Н. Година, Р. с. Буре, Я. З. Неверович, Д. В. Сергеева и других, к настоящему времени создана система трудового воспитания дошкольников, включая в себя задачи, содержания, средства и методы работы педагогов [1]. К сожалению сегодня, проблеме трудового воспитания дошкольников стало уделяться меньше внимания. Создание в прежние годы пособия стали библиографической редкостью, и можно предположить, что во вновь открывающихся дошкольных учреждениях их вовсе нет. Новое поколение воспитателей не имеет возможности познакомиться с имеющимися в них рекомендациями по организации трудового воспитания дошкольников. Многие современные образовательные программы воспитания и обучения дошкольников уделяют этим вопросам незначительное место. Труд детей в детском саду становиться все более эпизодическим, его возможность в воспитании не реализуются в полной мере.
Содержание

Введение 3 Глава 1. ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ПО РАЗВИТИЮ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Анализ проблемы развития трудовой деятельности у детей младшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 7 1.2.Виды трудовой деятельности в дошкольном образовательном учреждении 12 1.3. Особенности и условия организации взаимодействия с родителями воспитанников в дошкольном образовательном учреждении 24 Вывод по главе 1 37 Глава 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ПО РАЗВИТИЮ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНО ВОЗРАСТА 2.1.Изучение организации трудового воспитания в дошкольной образовательной организации 39 2.2 Реализация условий взаимодействия с родителями воспитанников по развитию трудовой деятельности у детей младшего дошкольного возраста 48 2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 60 Вывод по главе 2 62 Заключение 64 Список литературы 67 Приложение 1 71
Список литературы

1. Буре Р. С. Дошкольник и труд теория и методика трудового воспитания / Р. С. Буре. - Москва : Мозаика — Синтез, 2011. 2. Козлова С. А. Дошкольная педагогика / С. А Козлова, Т. А. Куликова. - Москва : стереотипное, 2009 — 159 с. 3. Комарова Т. А. Трудовое воспитание в детском саду / Т. А Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова. - Москва : Мозайка — Синтез, 2009 — 22 с. 4. Макаренко А. С. воспитание и жизнь / А. С. Макаренко, Е. Ю. Илалтдинова, С. И. Аксенов.- Нижний Новгород : НИУ РАНХиГС, 2013. - 194 с. 5. Макаренко А. С. воспитание и жизнь / А. С. Макаренко, Е. Ю. Илалтдинова, С. И. Аксенов. - Нижний Новгород : НИУ РАНХиГС, 2013. - 109 с. 6. Свенцицкий А. Л. Краткий психологический словарь / А. Л. Свенцицкий. - Санкт-Петербург : проспект, 2016. - 318 с. 8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) – [http://www.consultant.ru] / Режим доступа: свободный. 9. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: процес учеб. пособие могучая для вузов / И. П. Подласый. - Москва.: ВЛАДОС, 2009. - 365 10. Брокгауз Ф. А. Энциклопедический словарь / Ф. А. Брокгауз И. А. Ефрон. — Москва : Терра, 2015 — 232 с. 11. Буре Р. С. Нравственно-трудовое воспитание воспитане детей в детском готвиь саду / Р. С. Буре. – Москва.: Наука, 2009. – 222 с. 12. Федеральный внимае государственный образовательный марков стандарт дошкольного учить образования: Приказ процес Минобрнауки России фгос от 17.10.2013 №1155 // «Об подласый утверждении федерального кая государственного образовательного разнобй стандарта дошкольного традицй образования» - [http://krhroo.ucoz.ru/fgos/DOO/fgos_doo.docx] / Режим отнсиья доступа: свободный. 13. Ушинский К. Д. Избранные педагогические детском произведения / К. Д. Ушинский. – Москва : Педагогика, 2010. – 558 с. 14. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детсом саду / Н. Я. Михайленко. — Москва : Линка - Пресс, 2009. – 278 с. 15. Сухомлинский В. А «СЕРДЦЕ ОТДАЮ ДЕТЯМ» / В. А. Сухомлинский. — Москва : Педагогика, 2008 — 113 с. 16. Коломинский Я. Л. Психология совместного совремны труда детей / Я. Л. Коломинский. – Минск решния : Народная аствета, 2009. – 94 с. 17. Каплан Л. И. Воспитание навыков и привычек у детей / Л. И. Каплан. – Москва : Медицина, 2009. – 64 с. 18. Кокорева Н. Н. Любить труд возраст на родной земле / Н. Н. Кокорева. – Москва : Педагогика, 2009. – 160 с. 19. Майорова детй И. Г. Уроки трудового довить обучения / И. Г. Майорова. – Москва : Педагогика, 2009. – 172 с. 20. Нечаева В. Г. Воспитание дошкольника детй в труде / В. Г. Нечаева. – Москва : д Педагогика, 2009. – 206 с. 21. Буре Р. С. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду / Р. С. Буре. – Москва : Наука, 2009. – 222 с. 22. Логинова В. И. Дошкольная педагогика / В. И. Логинова. – Москва : Педагогика, 2009. – 256 с. 23. Каплан Л. И. Воспитание навыков воспитаель и привычек у детей / Л. И. Каплан. – Москва : Медицина, 2009. – 64 с. 24. Каплан Л. И. Воспитание навыков и привычек у детей / Л. И. Каплан. – Москва : Медицина, 2009. 25. Аксенов Д. Е.: О трудовом воспитании / Д. Е. Аксенов. – Москва : Учебное пособие для студентов пед. институтов. – 2-е изд. – 2009. 26. Кузнецова Л. В. Основы специальной психологии / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева. — Москва : Академия, 2012. 27. Зеньковская В. В. Психология детства. / В. В. Зеньковская. – Екатеринбург : Деловая книга, 2014. 28. Васильева М. И. Лекции по дошкольной педагогике / М. И. Васильева, В. Я. Матюхина. – Абакан : ООО "Диалог-Сибирь-Абакан", 2012. 29. Волкова Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. – Москва.: ВЛАДОС, 2013 30. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. / Л. С Выготский. – Санкт Петербург : Союз, 2012. 31. Выготский Л. С. Лекции по психологии. / Л. С. Выготский. – Санкт Петербург : Союз, 2012. 32. Выготский Л. С. Педагогическая психология. / Л. С. Выготский. – Москва : Педагогика, 2016. 33. Выготский Л. С. Психология. / Л. С. Выготский. – Москва : Апрель-пресс, 2015. 34. Генецинский В. И. Основы теоретической педагогики. / В. И. Генецинский. – Санкт Петербург : Союз, 2012. 35. Гуськова П. Н. Можно ли воспитать ребенка самостоятельным / П. Н. Гуськова. — Москва : Владос, 2015. 36. Гуськова П. Н. Что такое самостоятельный ребенок / П. Н. Гуськова. — Москва : Владос, 2016. 37. Зеньковская В. В. Психология детства. / В. В. Зеньковская. – Екатеринбург : Деловая книга, 2014. 38. Козлова С. А. Дошкольная педагогика. / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – Москва : Академия, 2015. 39. Каплан Л. И. Воспитание навыков и привычек у детей / Л. И. Каплан. – Москва : влиянем Медицина, 2009. 40. Кокорева Н. Н. Любить труд возраст на родной земле / Н. Н. Кокорева. – Москва : выялени Педагогика, 2009. 41. Коломинский Я. Л. Психология совместного труда детей / Я. Л. Коломинский. – Минск : Народная аствета, 2009. 42. Кудрявцев В. Н. От педагогики повседневности к педагогике развития / В. Н. Кудрянцев. — Москва : Владос, 2011 43. Логинова В. И. Дошкольная педагогика / В. И. Логинова. – Москва : Педагогика, 2009. 44. Логинова В. И. Программа развития и воспитания детей в детском саду. / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина. — Москва : Детско- Пресс, 2008. 45. Макаренко А. С. Воспитание гражданина / А. С. Мокаренко. – Москва : Педагогика, 2010.
Отрывок из работы

Глава 1. ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ПО РАЗВИТИЮ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Анализ проблемы развития трудовой деятельности у детей младшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе Решение поставленной в настоящем исследовании проблемы потребовало от нас обратиться, прежде всего, к анализу сущности трудового воспитания детей дошкольного возраста в различных справочных изданиях. В психологическом словаре воспитание рассматривается как деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду [6]. Согласно со ст. 2 Закона «Об образовании РФ», воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [7]. И. П. Подласый трактует это же понятие, как целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении. В широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим [8]. В Энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей. Труду как человеческой деятельности много внимания уделялось в народной педагогике. Множество высказываний о труде можно найти в философских трудах, в произведениях классиков литературы. Важное значение трудовому воспитанию придавал К. Д. Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. Как отмечает К. Д. Ушинский, воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой [10]. Рассмотрим понятие трудовая деятельность, это форма деятельности, направленная на производство определённых общественно - полезных продуктов ценностей, удовлетворяющих материальные и духовные потребности человека. Разновидностями труда в детском и подростковом возрасте выступает бытовой труд, труд в мастерских, труд по самообслуживанию и др. Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Меняется самооценка под влиянием успехов достигнутых ребенком в труде [11]. Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по организации трудовой деятельности должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей. В ФГОС дошкольного образования трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества; развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества [12]. Важное значение трудовому воспитанию придавал К. Д. Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. Он писал, что воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой. Согласно К.Д. Ушинскому труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов [13]. А.С. Макаренко отмечал, что труд - это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания : «Что такое труд? Это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд — это то, что развивает маленького человека поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывает с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд делает человека богато духовно»[14]. Великий педагог В. А. Сухомлинский писал, что труд становиться великим воспитанием, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующий радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мир, пробуждает первое гражданское чувство — чувство созидатель но материальных благ, без которых не возможно жизнь человека[15]. Я. Л. Коломинский утверждает что материальные плоды трудов составляют человеческое достояние; но только внутреннее духовная животворенная сила труда служит источником человеческого достоинства, а в месте с тем и нравственности, и счастья [16]. Л. И. Каплан говорит от том, что радость труда могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство . Труд для народа является не только жизненной необходимостью без которой не мысленно человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. В труде распространяться богатство человеческих отношений [17]. Н.Н. Кокорева придавала большое значение формированию у детей умению трудиться. Она особо выделяла умения планировать работу, отбирать материалы и инструменты, правильно использовать их, добиваться результата . Вместе с тем она неоднократно напоминала о необходимости тесно связывать труд детей в детском саду с организациях их быта, их играми, не обособлять трудовое воспитание от решения задач все стороннего развития [18]. И. Г. Майорова указывала, что труд развивает детей эстетически и физически начиная с дошкольного возраста. Однако она обращала особое внимание на необходимость дозировать трудовые нагрузки и подчеркивала, что доступность труда для детей должна определяться с учетом их физических и психологических особенностей. Так, для подростков это разные по сложности виды труда в мастерских, приближающееся к производительному труду взрослого; для дошкольников это само обслуживание, хозяйственно — бытовой труд. Она предостерегала от недооценки этих видов труда для детей всех возрастов, справедливо считая их основной самостоятельности, равноправия в быту и правильных взаимоотношений между мужчинами и женщинами [19]. Рассмотрев точку зрения В. Г. Нечаевой можно сказать, что трудовое воспитание в детском саду — это совместное деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие о последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии [20]. Рассмотрим точку зрения Р. С. Буре, она указывала на необходимость утверждение в обществе строгой организованности в труде и дисциплине. Ученая придавала большое значение формированию у подрастающего поколения положительного отношения к труду. Определяя задачи трудового воспитания детей он отмечал необходимость того, что бы каждый день решалась практически та или иная задача общего труда, пускай самая маленькая, пуская самая простая [21]. По мнению В. И. Логиновой, первой задачей трудового воспитания является воспитания психологической и практической готовности к труду. Каждый молодой человек должен отчетливо сознавать,что он не может жить , не трудясь, не участвуя в общем процессе производства материальных благ. Поэтому важно формировать стремление выполнение работы по собственному побуждению начиная с дошкольного возраста это выливается в конечном итоги в привычку трудиться по внутреннему побуждению. Разные мотивы труда определяют и различное отношение к нему. Человек, который понимает общественное значимость труда, радуется хорошо выполненной работе, испытывает счастье в труде, активно вносит в труд творчество. При таких побудительных мотивах труд становиться средством всестороннего развития личности. И на оборот, труд лишь накопления материальных благ обедняет человека, формирует отрицательные качества личности. В. И. Логинова писала о том, что труд, являясь базой социального прогресса, условием удовлетворения всех материальных и духовных потребностей, выступает одновременно основной формой жизни деятельности человека, главным содержанием человеческой жизни и обязанностью каждого члена общества, основным условиям развития человеческой личности. «Он — первое основное условие всей человеческой жизни, и при том в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека» [21]. Большой вклад в развитие трудового воспитания детей дошкольного возраста внесли исследования З. Н. Борисовой, следующи Г. П. Лесковой, Т. А. Марковой, В. Г. Нечаевой, Я. З. Неверович, Л. А. Порембской, Е. И. Радиной и др. В них разработаны содержание, методы и средства трудового воспитания, выявлены пути обеспечения единства трудового и нравственного воспитания. Трудовое воспитания детей дошкольного возраста занимают важнейшее место в формировании личности ребенка [23]. Вслед за Л. И. Каплан, мы считаем, что труд, могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. Труд для человека является не только жизненной необходимостью, без которой не мыслимо человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. В труде распространяется богатство человеческих отношений [24]. Таким образом, мы рассмотрели сущностные характеристики исследуемого понятия трудового воспитания детей дошкольного возраста и провели анализ изучаемый проблемы психолого - педагогической литературе. В след за В. Г. Нечаевой мы рассматривает трудовое воспитание, как совместную деятельность воспитателя и воспитанников, направленную на развитие у детей общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии. 1.2. Виды трудовой деятельности в дошкольном образовательном учреждении Трудовая деятельность детей в детском саду многообразна. Это позволяет поддерживать у них интерес к труду, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, уборка постели, игрушек, подготовка рабочего места, санитарно-гигиенические процедуры и т.д.).Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность. Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Данный вид трудовой деятельности направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид трудовой деятельности имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию. Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее). Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать. Ручной труд направлен на изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика), бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т, п. — осуществляется в старших группах детского сада. Дети изготавливают необходимые им игрушки, атрибуты для игр: лодочки, машины, корзинки, домики, мебель, животных. Такие поделки могут стать приятным подарком родным и друзьям. Это имеет немаловажное значение в нравственном воспитании, приучая детей оказывать внимание окружающим, потрудиться ради того, чтобы доставить им удовольствие. Дерево можно пилить, строгать, резать, сверлить, склеивать. Работая с деревом, ребята пользуются молотком, пилой, клещами. Они приучаются сравнивать детали путем наложения, на глаз, при помощи линейки. Работа с природным материалом - листьями, желудями, соломой, корой и т.д. - дает воспитателю возможность знакомить детей с разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью. В возрасте 3-4 лет у ребенка начинает складываться сознательное управление своим поведением. В отличие от предыдущего года, у него значительно повышается активность, а стремление к самостоятельности становится основной характеристикой возраста («Я сам! Я хочу! Я умею/ Я тоже буду!..») Ребенок начинает верить в свои возможности. Ребенок уже может намечать цель, но его внимание по-прежнему остается неустойчивым, он все так же быстро отвлекается, утомляется, его деятельность продолжает носить ситуативный характер. Общение имеет эмоционально-практический характер. Особый интерес |ре6енок проявляет к людям, выполняющим какую-либо работу. Самообслуживание: У детей 3-4 лет продолжают развивать навыки самообслуживания, поддерживая при этом их стремление к самостоятельности. Малышей учат мыть руки мылом после прихода с улицы, при загрязнении, после посещения туалета; мыть лицо, насухо вытираться аккуратно пользоваться туалетом, предметами личной гигиены; чистить зубы полоскать рот после еды; использовать при необходимости носовой платок; устранять непорядок в своем внешнем виде помогать это делать другим детям; одеваться и раздеваться, самостоятельно, вытирать ноги при входе в помещение, поддерживать порядок в шкафах для одежды; аккуратно есть, используя ложку, вилку, салфетку; культурно вести себя за столом, выражать благодарность за услугу во время и после еды и т. д. Формируя у малышей навыки самообслуживания, следует широко использовать игровые приемы. Они вызывают v детей положительные эмоции, способствуют более легкому запоминанию и закреплению нужных действий. Например продолжая учить ребенка умываться, воспитатель может использовать такой игровой прием. Воспитатель надевает руку игрушку бибабо и от ее лица общается с малышами. «Научи-ка. Олечка, Хрюшу мыть щечки, нос, лоб. Помнишь, что надо сначала сделать? I ]равнлмю, завернуть рукава, а теперь намочить руки и лицо. 11у-ка, бери мыло...» По отношению к ребенку, впервые пришедшему в детский сад, следует использовать те же методы и приемы, что и в первой младшей группе (поэтапный показ отдельных действий, совершаемых вместе с воспитателем и сопровождаемых четкими, понятными объяснениями). Игровые приемы позволяют воспитателю активнее воздействовать на малыша. Малыши любят веселые коротенькие, понятные им стишки. Запоминая их, они соотносят их с необходимыми делами и правильными поступками. Например, из стихотворения они узнают о том, что нужно мыть руки после посещения туалета: Зайчик в туалет ходил. Потом с мылом лапки мыл. Ты как Зайчик поступай Руки мыть не забывай. А с помощью следующего стихотворения воспитатель может напомнить малышам о необходимости вовремя вытирать нос: Если носик твой сопит. Значит, он совсем забит. Свой платочек доставай. Нос получше вытирай. Увлечь детей деятельностью но самообслуживанию можно, вызвав у них интерес к предмету. Например, во время умывания воспитатель дает детям новое мыло в красивой обертке, предлагает развернуть его, рассмотреть, понюхать: «Какое гладкое мыло, какое душистое! Как, наверное, это мыло хорошо пенится! Давайте проверим!». Хорошо, если к концу года дети овладеют навыками раздевания и одевания: научатся выворачивать вещи налицо, застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, завязывать шнурки, снимать и надевать одежду в определенной последовательности, аккуратно складывать и убирать одежду и обувь в шкафчики. Подбодрить малышей при одевании на прогулку помогут рифмованные строки: В небе солнышко гуляет. С ясным днем нас поздравляет. Собирайся, детвора, Нам давно гулять пора! Будем быстро одеваться, На прогулку собираться. Действенным приемом обучения детей навыкам одевания и раздевания является показ инсценировок с помощью игрушек. Сюжеты можно придумать самые разные: « Как слоненок учился надевать колготки», «Как кукла Ксюша обиралась гулять», «Как мама Зайчиха купила Зайчонку новые ботиночки и как он их примерял». Навыки самообслуживания формируются у малышей и в играх с куклами в процессе выполнения разнообразных действий (раздевание, одевание, причесывание и др.). Ребенку необходима похвала и яркое проявление чувств: «Я рада, что ты...», «Мне так приятно видеть...» и т.д. Положительная оценка даже небольших успехов вызывает у него удовлетворение, рождает уверенность в своих силах. Особенно это важно при общении с застенчивыми. робкими детьми. Эффективным приемом является также привлечение положительного примера («Посмотрите, как Таня быстро и правильно сапожки надела»). Следует всегда учитывать индивидуальные возможности ребенка, стараться устранять ощущение его несостоятельности. Тут важно чуткое, внимательное, доброе, ласковое, дружелюбное отношение к малышу. В этом возрасте малышей учат замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде и во внешнем виде сверстников. Действительным примером является поучительные истории, рассказанные в подходящей жизненной ситуации. Необходимо поощрять попытки детей помогать друг другу, но не следует оставлять это без внимания. Формируя у детей необходимые навыки, нельзя забывать и о воспитательной значимости труда. Следует продолжать учить малышей благодарить взрослых и друг друга за оказание услуги, соблюдать элементарные правила в раздевалке. Работа с малышами по формированию у них навыков самообслуживанию требует от педагога время от времени. Хозяйственно-бытовой труд детей: этого возраста, так же как и в первой младшей группе, к основном сводится к выполнению простейших индивидуальных поручений: отдельных действий, которые они поначалу совершают совместно со взрослым, например, убирают на участке листья, сметают снег со скамеек, ступенек, ведущих на веранду, и т. и. И пусть их помощь невелика (порою дети только мешают педагогу), но ее следует всячески поощрять, поскольку эти действия содержат зачатки коллективного труда и способствуют воспитанию уважения и бережного отношения к труду взрослых. Положительное отношение педагога к добросовестному выполнении) детьми различных поручений способствует формированию у них уверенности к своих силах, понимания своей значимости, чувства собственного достоинства. Особенно эмоционально нужно поощрять самостоятельность и инициативу ребенка. Важно, чтобы он испытывал удовольствие от результатов труда и стремился достигать их снова и снова. Дети должны выполнять только посильную работу, однако уже в этом возрасте важно, чтобы они почувствовали, что всякий труд связан с преодолением трудностей. Только прилагая усилия, они ощутят радость от своего труда. Также важно, чтобы он завершался наглядным результатом, тогда дети осознают его значимость, необходимость («Мы все вместе убирали игрушки, навели порядок в нашей группе. Полюбуйтесь, как стаю просторно, светло, уютно и красиво» В течение дня воспитатель должен для каждого ребенка найти нужное и полезное дело. Одно поручение можно дать нескольким детям одновременно, например, разложить листы бумаги для рисования, дощечки для лепки и т. п. Труд рядом - это первая ступень коллективного труда. Со второго полугодия детям предлагают дежурить по столовой. Готовят их к этому постепенно начиная с первой младшей группы. Путем поручений у ребенка формируют умение выполнять несколько трудовых действий, связанных с накрыванием на стол. На пример, сначала его учат ставить на стол салфетницы и хлебницы (без хлеба), затем раскладывать ложки. После того как дети освоят эти действия, их учат расставлять тарелки. На первоначальных этапах обучения взрослый накрывает стол вместе с ребенком, в дальнейшем это делает ребенок с незначительной помощью воспитателя. Дети дежурят за теми столами, за которыми сидят. Дежурные должны быть в «униформе» (фартуки, колпаки и т.п.)- Маленьким детям и форма, и само дежурство доставляют радость. Не всегда им удается сообразить, сколько тарелок, ложек, чашек необходимо поставить, но не это главное. Важно, что дети, которым поручили «ответственное» дело, ощущают себя значимыми. Они очень гордятся тем, что «престижную» работу дежурных доверили именно им Для закрепления приобретенных умений используется дидактические игры (« Накроем стол для кукол», День рожденье мишки», «Ничего не забыли?» и др.) рассказы воспитателя без наглядного сопровождения, например « Помощники» Н. Калининой. И этом возрасте малыши уже могут выполнить до конца порученное им дело. Они начинают овладевать умением трудиться рядом, у них появляется деловое общение в процессе груда. Теперь дети быстрее овладевают новым видом деятельности. Например, их можно научить подметать пол, мыть игрушки в мыльной воде, ополаскивать их и вытирать тряпочкой и т.д. Новые поручения им особенно интересны. Дети с удовольствием убирают на место книжки, новые игрушки после игры; помогают воспитателю отбирать материал для занятий и раскладывать его на столах, укладывать в коробки заточенные карандаши, расставлять стульчики, протирать влажными тряпочками игрушки, полочки, подоконники, сгребать листву, нагружать в ящики снег и отвозить его на санках к месту будущих снежных построек и т.д. У малышей формируют навыки работы граблями, совками, лопатами и другими орудиями труда, что особенно для них привлекательно. Однако следует помнить, что в «Программе» ставится задача не только и не столько формирования у ребенка определенных трудовых навыков, а прежде всего задача нравственно-трудового воспитания, то есть подчеркивается приоритет содержательных смысловых задач (учебных и воспитательных) над техническими (выполнение), поскольку труд прежде всего должен помогать успешному всестороннему развитию ребенка. В этом возрасте происходит интересное формирование игровой деятельность, поэтому труд детей может быть взаимосвязан с игрой и проводиться в ее контексте. В игре ребенок охотнее и легче проявляет волевое усилие, преодолевает трудности при овладении навыками и умении. В ней абсолютно свободен и доступен для общения. В процессе игры у него повышается умственная активность, работоспособность, а следовательно и обучаемость. Полезно начинать приобщать малышей к элементарному ручному труду, связанному с поддержанием порядка в группе (ремонт книг, коробок, демонстрационного материала и др.). Конечно, пока трудовые действия будут иметь характер совместной деятельности детей и взрослых. Но малыш по просьбе воспитателя охотно сам намажет клейстером предложенную деталь, приложит ее туда, куда покажет взрослый, прижмет, недолго подержит, чтобы клей подсох, и т.д. В этом возрасте малыши любят что-либо разбирать, сортировать, раскладывать. ,')то желание детей следует всячески поддерживать. Пусть раскладывают материалы (кусочки бумаги, ткани, поролона, природный материал и пр.) по форме, цвету, величине. Этот вид деятельности имеет большое воспитательно - образовательное значение. Он приучает малышей бережно относиться к игрушкам; способствует познанию свойств и качеств разных материалов и Предметов.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 62 страницы
3500 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 59 страниц
1475 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 82 страницы
2050 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 65 страниц
1625 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 71 страница
1775 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg