Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИЗИКА

Методика решения логических задач при подготовке учащихся к ЕГЭ в школьном курсе информатики

nysha 680 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 68 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.03.2020
Решению логических задач и игровых заданий посвящены работы А.В. Гультяева, А.В. Каюмовой, Д.В. Кознова, Ю.Б. Колесова, В.Я. Цветкова и др. В то же время в изученных работах недостаточно описан опыт работы по обучению школьников методам решения логических задач по информати-ке для сдачи единого государственного экзамена, не приведены алгоритмы разных методов по их решению. В результате в образовательной практике сложились противоречия: • необходимостью обучения школьников умению использовать элементы ИКТ - технологий при решении логических задач, и не разработан-ностью соответствующих технологий; • наличием методов решения логических задач и отсутствием реко-мендаций по их решению с использованием икт-технологий; • требованиями к учителю и их недостаточной подготовленностью к обучению школьников решению логических задач. • Эти противоречия и недостатки обусловлены следующими при-чинами: • отсутствием способов обучения школьников решению логиче-ских задач по информатике; • не разработанностью механизма использования возможностей ИКТ - технологий на уроках информатики. Основная проблема заключается в недостаточности исследований, ка-сающихся использования ИКТ - технологий в обучении школьников реше-нию логических задач и игровых заданий. Для решения этой проблемы избрана тема выпускной квалификацион-ной работы «Методика решения логических задач при подготовке учащихся к ЕГЭ в школьном курсе информатики». Исследование вопросов связанных с подготовкой школьников реше-нию логических задач с использованием ИКТ - технологий является актуаль-ным и имеет большое значение, для повышения эффективности их подготов-ки к жизнедеятельности в информационном обществе. Цель исследования – изучить методику решения логических задач при подготовке учащихся к ЕГЭ. Объект исследования – логические задачи из КИМ ЕГЭ на уроках ин-форматики. Предмет исследования – процесс обучения методам решения логиче-ских задач. Гипотеза исследования – обучение учащихся решению логических за-дач на уроках информатики будет успешным, если: • с учетом специфики логических задач научить школьников под-бирать конкретные методы их решения; • использовать ИКТ – технологий в изучении методов решения ло-гических задач. Для достижения цели исследования были поставлены следующие зада-чи исследования: 1. Проанализировать педагогические условия для формирования мышления у школьников. 2. Проанализировать содержание школьных учебников по информа-тике на предмет подготовки к ЕГЭ. 3. Изучить методические особенности подготовки к ЕГЭ при реше-нии логических задач по информатике. 4. Разработать и апробировать систему уроков по решению логиче-ских задач из заданий ЕГЭ по информатике. Методологической основой исследования служат: • учебно-методические работы по решению логических задач (Бо-гомолова С.А., Босова Л.Л., Златопольский Д.М., Пустоваченко Н.Н., Раскина И.В., Шноль Д.Э. и др.); • концепции информатизации образования (Беспалько В.П., Баш-маков А.И., Бешенков С.А., Лапчик М.П., Ракитина Е.А., Семакин И.Г., Хен-нер Е.К. и др.), • дидактические закономерности и принципы обучения, стандарты, программы и т.д. Для решения задач исследования были использованы методы исследо-вания: сравнение, анализ, наблюдение, опрос, педагогический эксперимент. Теоретическая значимость исследования состоит в разработке систе-мы уроков решения логических задач из ЕГЭ по информатике. Практическая значимость исследования состоит в том, что результа-ты, полученные в нем, могут быть, использованы для обучения информатике в подготовке к ЕГЭ при решении раздела логика в средних общеобразова-тельных школах.
Введение

Организация процесса подготовки к ЕГЭ по информатике стала свое-временной с внедрением экзамена по информатике по выбору при окончании средней школы и введением в ВУЗах на определенные специальности, в том числе и гуманитарные, вступительных экзаменов по информатике. Тема «Логика. Логические основы компьютера» – один из разделов, проходимых в рамках предмета «Информатика и ИКТ» на профильном уровне. В силу своей предельной общности и абстрактности логика имеет причастность совершенно ко всем конкретным отраслям науки и техники. Потому, что как бы ни были разнообразны и оригинальны эти области, все же правила и критерии мышления, на которых они строятся, нераздельны. Усвоение логики вырабатывает: разборчивость и точность мышления; умение максимально детализировать содержание мысли; сосредоточенность, тщательность, обстоятельность, неопровержимость в суждениях; умение от-талкиваться от определенного содержания и сконцентрироваться на ход сво-их мыслей. На сегодняшний день в Интернете очень много материалов для подго-товки к ЕГЭ по информатике, предоставляется глубокий материал по теории, разбору типовых задач, а также предлагаются прохождение онлайн тестов. Однако учащимся и учителям нужны методические материалы, в которых в сокращенной форме разбираются наилучшие методы решения и тематические подборки заданий с ключами для быстрой подготовки к единому экзамену по информатике. ЕГЭ по информатике – один из экзаменов по выбору для выпускников школ. Умение решать логические задачи, представляется столь важным, что они включены в материалы ЕГЭ и олимпиадные задания по информатике, что позволяют одновременно оценить уровень их математического, алгоритмиче-ского и логического мышления. При подготовке учащихся к ЕГЭ по информатике учитель информатики часто встречается с их несостоятельностью самим решать задачи из раздела логики. Данные умения вырабатываются и формируются в основном на уро-ках математики. Тем не менее, и на уроках информатики доводится детально анализировать решение логических задач. Независимо от того, будет ли уче-ник сдавать ЕГЭ по информатике или нет, очень важно обучить его решать задачи для формирования интеллекта, логики и развития алгоритмического мышления. Проблемами обучения учащихся решению логических задач активно занимаются С.А. Богомолова, Л.Л. Босова, Д.М. Златопольский, Н.Н. Пусто-ваченко, И.В. Раскина, Д.Э. Шноль и др.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Формирование логического мышления учащихся в школьном курсе информатики 7 1.1. Педагогические условия формирования мышления у школьников 7 1.2. Анализ содержания школьных учебников по информатике на предмет подготовки к ЕГЭ 9 1.3. Обзор ресурсов для подготовки к ЕГЭ 18 Глава 2. Методика решения логических задач при подготовке учащихся к ЕГЭ в школьном курсе информатики 23 2.1. Методические особенности подготовки по решению логических задач из ЕГЭ по информатике 23 2.2. Система уроков по методике решения логических задач при подготовке к ЕГЭ по информатике 32 2.3. Анализ результатов применения разработанной методической системы уроков 60 Заключение 64 Список использованных источников 65 Приложение 68
Список литературы

1. Агдавлетова А.М. О методике преподавания дисциплины «Ин-формационные системы и технологии» // Гуманитарные научные исследова-ния. 2014. – № 12. 2. Газейкина А.И. Стили мышления и обучение программированию студентов педагогического вуза/ А.И. Газейкина. – URL: http://ito.edu.ru/2006/Moscow/I/1/I-1-6371.html. 3. Гейн А.Г., Сенокосов А.И. «Информатика 10-11». – М.: Просве-щение, 2009. 4. Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А. «Информатика 10-11» (учеб. пособие для общеобразоват. учреждений). – 2 изд. М.: Просвещение, 2009. 5. ЕГЭ. Информатика. Комплекс материалов для подготовки уча-щихся. Учебное пособие. / В.Р. Лещинер, С.С. Крылов, А.П. Якушкин. – М.: Интеллект-Центр, 2017. 6. ЕГЭ. Информатика: Раздаточный материал тренировочных тестов / И.Ю. Гусева - СПб.: Тригон, 2009. 7. Зорина Е.М., Зорин М.В. ЕГЭ 2018. Информатика. Сборник зада-ний. — М.: Эксмо, 2017. 8. Информатика. 11 класс. Базовый и углубленный уровни: учебник: в 2 ч. / К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. 9. Казиев В.М. Материалы для подготовки к ЕГЭ по информатике / В.М. Казиев - Информатика: Методическая газета для учителей информатики, 2009. – №10. 10. 12. Крылов С.С., Чуркина Т.Е. ЕГЭ-2018. Информатика и ИКТ. Типовые экзаменационные варианты. 20 вариантов — М.: Национальное об-разование, 2017. 11. Методические материалы для председателей и членов РПК по проверке выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ 2017. URL: http://fipi.ru/sites/default/files/document/1488894836/inf_mr_2017.doc. 12. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года. URL: http://fipi.ru/sites/default/files/document/1503666633/informatika_2017.pdf. 13. Методическое письмо об использовании результатов единого государственного экзамена 2016г. в преподавании информатики в средней школе. 14. Методическое письмо об использовании результатов единого государственного экзамена 2016 года в преподавании информатики и инфор-мационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательных учре-ждениях среднего (полного) общего образования. 15. Рабочая программа по информатике и ИКТ 10 класс (учебник Уг-риновича Н.Д., 70 ч.). URL: http://informikt.narod.ru/uchitel/rprogr/rp-inf10.doc. 16. Рабочая программа по информатике и ИКТ 10 класс (учебник Уг-риновича Н.Д., профильный уровень, 140 ч.). URL: http://informikt.narod.ru/uchitel/rprogr/rp-inf10prof.doc. 17. Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класс (учебник Уг-риновича Н.Д., 70 ч.). URL: http://informikt.narod.ru/uchitel/rprogr/rp-inf11.doc. 18. Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класс (учебник Уг-риновича Н.Д., профильный уровень, 140 ч.). URL: http://informikt.narod.ru/uchitel/rprogr/rp-inf11prof.doc . 19. Ройтберг М.А., Зайдельман Я.Н. Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ в 2018 году. Диагностические работы. — М.: МЦНМО, 2017. 20. Самылкина Н.Н., Синицкая И.В., Соболева В.В., ЕГЭ 2018. Ин-форматика. Сдаём без проблем! — М.: Эксмо, 2017. 21. Сафронов И.К. Готовимся к ЕГЭ. Информатика. – СПб.: БХВ-Петербург, 2007. 22. Семакин Е.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов/ И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. – 4-е изд, испр. – 2008. 23. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса/ Н.Д. Угринович. – 2008. 24. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса/ Н.Д. Угринович. – 2008. 25. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 11 класса/ Н.Д. Угринович. – 2008. 26. Ушаков Д.М. ЕГЭ-2018. Информатика. 20 типовых вариантов эк-заменационных работ для подготовки к ЕГЭ. — М.: Астрель, 2017. 27. Федеральный государственный образовательный стандарт средне-го общего образования. 28. Чупин Н.А. Подготовка к ЕГЭ по информатике: оптимальные способы выполнения заданий. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.
Отрывок из работы

Мышление человека проходит в виде соображений и выводов. Суждение – это вид мышления, отражающая объекты реальности в их взаимоотношениях. Любое суждение есть самостоятельная мысль о чем-либо. Методичная логическая связь нескольких суждений, достаточная для того, чтобы разрешить какую-либо мыслительную задачу, найти вопрос на ответ, понять что-нибудь, называется рассуждением. Рассуждение имеет эмпирический смысл только тогда, когда оно приводит к конкретному решению, выводу. вывод и будет решением вопроса, результатом поисков мысли. Умозаключение – это вывод из некоторых суждений, которое дает нам новое знание о предметах и явлениях объектного мира. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии. Логика - наука о законах и формах мышления, появилась в Древней Греции. Основателем логики полагают, великого ученного Аристотеля. (384-322 гг до н.э.) Логическое мышление предполагает, в частности, следующие умения: сравнивать, анализировать, проводить аналоги, выделять главное и обобщать, устанавливать причинно-следственные и другие связи. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения. Если изучить особенности развития логического мышления у учащихся, выявить эффективные методы его развития, разработать систему уроков по развитию логического мышления и применить на практике, то это будет способствовать развитию логического мышления учащихся. Психологи по-разному определяют понятие «мышление» и понятие «логика». Логика – это наука о законах правильного мышления, о требованиях, предъявляемых к последовательному и доказательному рассуждению (немецкий философ И. Кант). Процесс мышления динамичен и поддается тренировке, также как и память. А использование на уроках упражнений на внимательность и тренировку памяти создает платформу для успешного обучения. Несколько примеров на тренировку внимания: Предлагается за одну секунду запомнить числа, затем сложить и сообщить сумму, но после сообщения результата ставится вопрос: «На каких фигурах были расположены числа». Предлагается в течение нескольких секунд запомнить геометрические фигуры, затем ответить на вопросы учителя: «Сколько фигур? Какого цвета ромб? Сколько фигур красного цвета?». Аналогичны примеры на нахождение последовательности предметов среди многих в таблице. Обоснованы и задания на нахождение закономерности чисел, букв, графических изображений, так как «в основе научного мышления лежит процесс нахождения причинно-следственных связей», ассоциации, задачи на обобщение.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg