ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ
История возникновения и развития электронной торговли
Анализ вопросов, соответствующих аспектам содержания электронной торговли, по мнению автора данной курсовой работы, следует начать с озна-комления с историей возникновения и развития электронной торговли.
Важно отметить, что электронная торговля как системное понятие воз-никло еще в начале 60-х годов двадцатого века. Именно в то время начали по-являться первые системы бронирования билетов в пассажирской отрасли и об-мены данными между разносторонними логистическими организациями транспортной сферы. Последующее развитие электронной торговли связано непосредственно с появлением компьютерных систем, систем передачи данных и многочисленных электронных платежей. Распространение глобальной сети Интернет повлекло за собой прямое развитие электронной торговли, именно за последние два десятилетия она получила значительный толчок в сторону прогрессивного и всестороннего развития. Это связано прежде всего с тем, что большое количество потребителей стали использовать Интернет в целях более качественного, удобного и менее затратного по времени обслуживания своих запросов. Для более глубокого анализа и познания истории развития электронной торговли, необходимо рассмотреть фундаментальные составляющие развития электронной торговли в виде экономических и технических аспектов. Экономическая предпосылка заключается в необходимости: системно-комплексного использования природных ресурсов для производства товаров и оказания услуг и повышения его эффективности; организации и развития таких разнородных потоков: интеллектуальных, культурных, материальных, капитальных, финансовых, информационных, правовых; повышения скорости воспроизводства средств оборота во времени и пространстве; абсолютного удовлетворения по-требностей конечных потребителей в форме ассортиментной разновидности продукции при сокращении и минимизации издержек комплексного коммерческого процесса; более глубокой специализации, кооперирования и глобализации в международном экономическом пространстве с присущими ему видами деятельности; быстрого привлечения и стимулирования соответственно подходящих по своей отраслевой специализации источников финансовых инвестиций и обеспечения их надежности в использовании. Техническая предпосылка связана с быстрым развитием и усовершенствованием: комплекса оборудований мобильной связи; компьютеров и организационной техники, используемой при механизации и автоматизации инженерного и управленческого труда; транспортных (логистических) и информационных коммуникаций; разного рода средств и способов доставки, транспортных передвижных средств и оборудования; локальных и глобальных сетей и др. EKI способствовала взаимной инте-грации трех направлений: бизнеса, обработки и обмена данными. В 1970-х го-дах в Великобритании и Швеции также были организованы поиски стандарт-ных решений для обмена информации в коммерческом секторе. Таким образом, образовались две системы стандартов американская (EKI) и европейская (GTKI), которые необходимо было объединить, так как существование двух систем одновременно не могло грамотно и с наименьшими издержками противоречий устроить бизнес. В 80-х годах Рабочая группа, являющаяся вспомогательным органом Европейской экономической комиссии ООН, начинает заниматься упрощением процедур международной торговли. В группе состояли представители 33 стран, одной из которых была Российская Федерация. В результате проделанной работы получилось решение Рабочей группы о добавлении программной составляющей «Разработка стандартных сообщений ЭДИФАКТ ООН (ССООН)». После чего в 1996 году была принята рекомендация «Использование стандарта Организации Объединенных Наций для элек-тронного обмена в управлении, торговле и на транспорте (ЭДИФАКТ ООН)», которая говорила о том, что во всех случаях, когда в какой-либо области хо-зяйственной деятельности и управления страной задействованы и частные, и государственные субъекты. и если внедрение ЭОД как современного средства технологии связи является желательным в данной сфере или доказало свою целесообразность в подобных ситуациях в других странах, регионах или со-обществах, национальное правительство соответствующей страны должно принимать соответствующие меры к тому, чтобы инициировать, поддержи-вать и поощрять использование стандарта ЭДИФАКТ ООН для международ-ных операций в этой конкретной сфере. В начале 1997 года было решено за-крепить объединение стандартов EKIFACT и X.12. Однако объединение так и не произошло, так как возникла более перспективная возможность – обмен информацией через сеть Интернет. Интернет был дешевой средой для передачи информации, поэтому был создан новый стандарт EKIINT (EDIFACT over Internet) на базе стандартов и электронной почты Интернет - SITP/S–MIME. Уже в середине 1997 года было проведено тестирование стандарта EKIINT. В конце 1997 года возник новый стандарт – kBI, которые был ориентирован на новые системы. В 1999 году в Европе электронная торговля перешла на новый уровень, опираясь на область таможенных операций, налогообложения, сбора статистики и потребительских закупок общества. В 2003 году был разработан стандарт AS-2, который объединил EKI и Интернет. Данный протокол создал поле для обмена данными с использованием протокола httr. В дальнейшем, использование Web 3.0 позволило компаниям достичь выдающихся результатов в ряде ключевых бизнес-направлений : закупки и поставки; продажи и продвижение; сервис; рыночная позиция. Важно в данном параграфе отметить то, что до 1990 года коммерческое использование сети Интернет было под запретом. Именно поэтому не было возможности развиваться электронной торговле в полном объеме. Только в 1992 году Конгресс США одобрил коммерциализацию сети Интернет. С этого момента начинается отсчет нового этапа в развитии электронной торговли. В 1993 году были разработаны технологии для будущих электронных денег, а в 1994 году появилась первая электронная платежная система в Интернете. В 1995 году открылся первый Интернет магазин «Amazon», который и сегодня занимает лидирующие позиции. В тоже время начинает работать первый Интернет банк. Стоит заметить, что первые Интернет магазины вели торговлю по телефону и почте. И уже в 2003 году начал свою работу всемирный музыкальный магазин ITunes. Относительно России можно акцентировать внимание на том, что электронная торговля активным образом начала развивать только с 1998 года. В 1999 году Московская Межбанковская Валютная биржа стала принимать электронные заявки на покупку и продажу валюты через Интернет шлюз. Сегодня же электронная торговля продолжает предоставлять широкие возможности потребителям и производителям.