Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Особенности мотивационной сферы младших школьников

zac_shalamov 390 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 58 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.03.2020
В данной работе мной изучалась одна из актуальных проблем современной психологии – проблема школьной мотивации и адаптации первоклассника к обучению в школе. Известно, что социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, в отличие от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически.
Введение

Поступление в школу знаменует начало нового, чрезвычайно важного в жизни ребенка периода, и сопряжено с необходимостью адаптации к изменившимся условиям (Д.Н. Исаев, В.В. Ковалев, М.М. Безруких, СП. Ефимова). Первые месяцы обучения в школе - это очень напряженный период, так как школа с первых дней ставит перед учениками задачи, не связанные с их опытом, и требует мобилизации интеллектуальных и физических сил. В первом классе успешность в овладении учебной деятельностью, программным содержанием учебных предметов, оценка педагога являются важнейшими критериями оценки себя у большинства детей. Однако интерес к школе, первоначально сформированный на базе игровой и социальной мотивации, при возникновении первых трудностей в обучении резко падает, поскольку ни игровые, ни социальные мотивы непосредственно не связаны с содержанием обучения. Одним из важнейших условий, обеспечивающих успешную адаптацию первоклассников в школе, становится, таким образом, формирование учебной мотивации. Исследования показывают (по Я.П. Коломинскому), что доминирующее значение у первоклассников имеют мотивы уче¬ния, лежащие вне самой учебной деятельности. Боль¬шинство детей привлекает возможность реализовать в роли школьника потребности в признании, в общении, в самоутверждении. В начале учебного года мотивы, свя¬занные с самим познанием, учением, имеют незначи¬тельный вес. Но к концу учебного года детей с этим ти¬пом мотивации учения становится больше (очевидно, под педагогическим воздействием учителя, воспитате¬ля). Однако, познавательные мотивы шестилетних еще крайне неустойчивы, ситуативны. Они нуждаются в по¬стоянном, но косвенном, ненавязчивом подкреплении. Качественно иная, в сравнении с предшествующими институтами социализации (семья, дошкольные учреждения), атмосфера школьного обучения, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные требования не только к психофизиологической конституции ребенка или его интеллектуальным возможностям, но к целостной его личности и, прежде всего, к ее социально-психическому уровню. Различные аспекты проблемы приспособления ребенка к этим требованиям издавна привлекали внимание детских психиатров, психологов, педагогов, физиологов. Термином «первичная адаптация» обозначают период, длящийся ориентировочно первое полугодие обучения в школе. Многочисленные исследования школьной неуспеваемости у детей без признаков выраженной интеллектуальной недостаточности, нарушений школьного поведения, не имеющих отчетливой клинической очерченности, но часто выступающих как этап формирования пограничных нервно-психических расстройств, послужили основой для выделения относительно самостоятельного объекта междисциплинарных актуальных исследований, получившего название «проблемы школьной дезадаптации». Наибольшее внимание проблеме адаптации и школьной мотивации уделяли в своих работах Б.Г. Ананьев, В.В. Давыдов, М.Р. Битянова, Е.П.Ильин, Я.П. Коломинский, Е.А. Панько, Д.Б. Эльконин, А.К. Маркова, В.Э. Мильман, А. Б. Орлов, Л. М. Фридман, Л. И. Уманский и др. Цель исследования: изучение адаптации и школьной мотивации у первоклассников. Объект исследования: школьная мотивация и адаптация первоклассника к школьному обучению. Предмет исследования: различия в школьной мотивации и адаптации к обучению у первоклассников гимназии и общеобразовательной школы. Гипотеза: я предполагаю, что: существуют различия в показателях школьной мотивации и адаптации к обучению у первоклассников образовательных учреждений разного типа. Задачи: 1. Изучить теоретические аспекты проблемы школьной мотивации и адаптации первоклассников к обучению в школе. 2. Выявить особенности школьной мотивации у первоклассников, обучающихся в гимназии и в общеобразовательной школе. 3. Определить уровень адаптации к обучению у первоклассников, обучающихся в гимназии и в общеобразовательной школе. 4. Установить различия показателей школьной мотивации и адаптации к обучению у первоклассников образовательных учреждений разного типа. Методики исследования: 1. Изучение школьной мотивации по рисункам на тему: «Что мне нравится в школе» (Лусканова Н.Г.)[21, 18]; 2. Оценка мотивов учения по методике «Лесенка побуждений» (Елфимова Н.В.)[13]; 3. Методика ранжирования признаков средовой адаптации (дезадаптации) (Овчарова Р.В.)[21, 22]; Выборка: в обследовании принимали участие учащиеся первого класса общеобразовательной школы № 51 г. Брянска в количестве 20 человек и учащиеся первого класса гимназии № 1 - 22 человека. Из них 20 мальчиков и 22 девочки в возрасте 6-7 лет.
Содержание

Введение…………………………………………………………………... c.3 I. Теоретические аспекты проблемы адаптации и школьной мотивации у первоклассников ………………………………………….. с.6 1.1. Социально-психологическая адаптация в контексте современных научных исследований; адаптация первоклассника к школе ……………………………………. с.6 1.2. Мотивация учебной деятельности и ее формирование…… с.11 1.3 Особенности мотивации учебной деятельности первоклассников ……………………………………………. с.17 II. Эмпирическое исследование адаптации и школьной мотивации у первоклассников………………………………………………………... с.24 2.1. Организация и методики исследования …………………… с.24 2.2. Описание результатов исследования школьной мотивации и адаптации к обучению у первоклассников разных образовательных учреждений…………………… с.29 2.3. Анализ результатов исследования, выводы………………… с.37 Заключение………………………………………………………………... с.46 Список литературы……………………………………………………….. с.48 Приложения
Список литературы

Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе обучения // Вопросы психологии.-1993.-№1. Крыжановская Н. В., Буркова Е. В. Формирование мотивации к учебной деятельности как способ школьной адаптации среди младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 7. – С. 11–15. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56080.htm. Беличева С.А. Основы превентивной психологии.- М.: «Просвещение», 1993. Битянова М.Р. Социальная психология.- М.: «Просвещение», 1994. Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе / монография. – М.: Издательство Перо, 2015. Долгова В.И., Крыжановская Н.В., Ратаева В.В. Влияние памяти на успеваемость младших школьников. Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 31. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. Выготский Л.С. Психология.-М.: «Владос», 2000. Долгова В.И., Крыжановская Н.В., Грамзина Н.А. Исследование влияния самооценки на ситуативную тревожность младших школьников. Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 31. С. 46-50. Долгова В.И., Крыжановская Н.В., Гойванюк К.В. Влияние детско-родительских отношений на агрессивное поведение младших школьников. Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 31. С. 41-45. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.- М. «Просвещение», 1986. Маслоу А. Мотивация и личность. URL: http://lib.ru/PSIHO/MASLOU/motivaciq.txt, 2015. - 275 с. Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников.- М.: «Просвещение», 1991. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПБ.: Питер, 2004. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М., 1988. Долгова В.И., Барышникова Е.В., Саркисян М.С. Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности у детей младшего школьного возраста. Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 31. С. 101-105. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Учебное пособие. - М.: «Владос», 1996. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М.-Воронеж, 1997. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников.- М.: «Просвещение»,1984. Мухина В.С. Психология детства и отрочества.- М.: «Просвещение», 1988. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М., ТЦ «Сфера», 1996. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: «Питер», 2001. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и раз¬витие личности. — М.: «Владос», 1998. Эльконин Д.Б. Детская психология.- М.: «Просвещение», 1990.
Отрывок из работы

1. Теоретические аспекты проблемы адаптации и школьной мотивации у первоклассников 1.1. Социально-психологическая адаптация в контексте современных научных исследований; адаптация первоклассника к школе Проблема социально-психологической адаптации имеет важное значение в исследовании проблем организации обучения младших школьников. Ощущение неудовлетворенности, неприспособленности к новым условиям жизни может возникать как вследствие возрастных особенностей развития личности, так и по причине инерции сознания, психологического дискомфорта, непривычности новых форм жиз¬ни. В исследовании проблем адаптации А.А.Реан выделяет три направления. Первое направление в основном свя¬зано с психоаналитическими концепциями взаимодействия личности и социальной среды. В целом в рамках этого направле¬ния адаптация трактуется как результат, выражающийся в гомеостатическом равновесии личности с требованиями внешнего окру¬жения (среды). Содержание процесса адаптации описывается обоб¬щенной формулой: конфликт — тревога — защитные реакции. При данном подходе степень адаптированности личности опреде¬ляется характером ее эмоционального самочувствия [22].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg