Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ТУРИЗМ

Корпоративная культура как фактор повышения успешности туристского предприятия.

irina_krut2020 1350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 54 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.03.2020
Актуальность исследования состоит в том, что каждая организация, имея свою собственную историю, организационную структуру, виды комму-никаций, внутриорганизационные традиции и мифы образуют в своей сово-купности уникальную корпоративную культуру. Отечественные менеджеры осознали тот факт, что умелое управление корпоративной культурой может стать серьезным конкурентным преимуществом компании. Главным вопро-сом в современном понятии «корпоративной культуры» является то, ради чего данная конкретная организация вообще существует. Целью исследования является изучение формирования корпоративной культуры в организациях индустрии туризма. Данная цель определила необходимость постановки и решения следу-ющих основных задач: -определения ключевых факторов, влияющих на формирование корпоративной культуры в организациях индустрии туризма; -выявления проблем и особенностей формирования корпоративной культуры в организациях индустрии туризма; -формирования рекомендаций по развитию личности работника в организациях индустрии туризма как основы развития в них корпоративной культуры; -выявления зависимости выбора методов подготовки персонала от це-лей и характеристик деятельности организаций индустрии туризма. Объектом исследования является корпоративная культура организации. Предмет исследования - эффективное формирование и развитие кор-поративной культуры в организациях индустрии туризма. Методы исследования обусловлены целью и задачами: обзорный метод с применением статистического. Гипотеза исследования. Предполагалось, что создание корпоративной культуры на предприятиях индустрии туризма будут способствовать эффективному развитию. Научная новизна работы заключается в том, что в результате исследования выявлены ключевые факторы, влияющие на развитие корпоративной культуры в организациях индустрии туризма, а именно: факторы, оказывающие влияние на управленческую культуру и рабочую среду организации; факторы, определяющие правила, стандарты и нормы; общекорпоративные установки; а также факторы, влияющие на внешние атрибуты и символы, определены главные направления формирования корпоративной культуры в организациях индустрии туризма, основанные на развитии профессиональных и личностных качеств работников и предполагающие совершенствование таких составляющих, как: информированность, мотивация, потребности и знания работников. Практическая значимость работы состоит в том, что результаты ис-следования могут быть использованы организаторами и предприятиями сферы туризма для создания внутренней корпоративной культуры. Теоретическая значимость работы состоит в том, что положения и выводы могут быть использованы в преподавании курса «организация ту-ристской деятельности», «гостиничный бизнес», «деловое и профессиональное общение в сфере туризма», а также при подготовке специалистов для индустрии туризма. Методологической основой послужили труды таких отечественных и зарубежных ученых, как Смирнова Э.А., Виханского О.С, Спивака В.А., Томилова В.В., Коттер Т. и Хескетт Дж. Можно найти статьи в периодических изданиях, например в журналах «Управление персоналом», «Проблемы теории и практики управления», «Управление компанией» и др. Структура работы: дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка использованной литературы.
Введение

Процессы, происходящие в российской экономике, предоставили ши-рокие возможности для становления новых форм и способов взаимодействия между различными составляющими туристской сферы, создали условия для самостоятельности, предприимчивости, инициативы всех субъектов, обеспечивающих эффективность туристского бизнеса. В то же время обострилось противоречие между стремительно развивающимися инновационными процессами в различных областях жизни общества и неспособностью туристской сферы адекватно реагировать на происходящие изменения. Усилились противоречия между: - расширяющимся разнообразием общественных и индивидуальных ожиданий от предлагаемых сферой туризма услуг и неспособностью турист-ских предприятий обеспечить условия для получения уровня туристских услуг, соответствующего этим ожиданиям, мировым стандартам и россий-ским традициям; - стремлением повысить экономическую эффективность туристских предприятий и недостаточным уровнем теоретического осмысления совре-менных механизмов снижения издержек предпринимательской деятельности в сфере туризма; - необходимостью обеспечения эффективности координации и регули-рования деятельности туристских предприятий и несовершенством традици-онно сложившейся системы управления в туристском бизнесе; - бурным развитием информационных технологий, резким увеличением объема информационных потоков в обществе и отсутствием адекватной научно обоснованной реакции российской сферы туристских услуг. Разрешение этих противоречий требует теоретического осмысления особен-ностей управления в сфере современного туризма и сущностных характери-стик управления развитием эффективных организационно-экономических форм интеграции туристских предприятий. В условиях гетерогенного развития субъектов туристского комплекса особое значение приобретает осмысление теоретических основ корпоратив-ного управления развитием туристского комплекса на основе роста деловой активности. Разработка теоретических основ корпоративного управления развитием туристского комплекса на основе роста деловой активности может способствовать формированию нового взгляда на проблемы повышения экономической эффективности управления в сфере туризма. История массового туризма начитывает около трех столетий. В средние века и новое время туризм носил аристократический, а затем элитарный характер, что не позволяло говорить о большом значении этого сегмента рынка. Отношение к туризму как отрасли экономики стало складываться в XVIII в. в Англии. XIX век считается веком укрепления элитарного и развития массового туризма. Именно в это время более высокими темпами развивается выездной туризм. В XX веке развитие авиационного и автомобильного транспорта и усовершенствование морского транспорта привело к стремительному расширению географии туризма. В это время происходит усиленное развитие международного массового туризма. В настоящее время российский туризм является полноправной дина-мично развивающейся сферой экономики. Однако его интенсивный рост приводит к усилению противоречий между: - растущими ожиданиями от предлагаемых сферой туризма услуг и не-способностью большинства туристских предприятий обеспечить качествен-ный уровень услуг на конкурентной основе; - стремлением повысить экономическую эффективность туристских предприятий и недостаточным уровнем теоретического осмысления совре-менных механизмов оптимизации их работы и развития; - бурным развитием информационных технологий и отсутствием адек-ватной научно обоснованной реакции российской сферы туристских услуг на их использование. Разрешение этих противоречий требует теоретического осмысления особенностей управления развитием туристских предприятий, оценки пара-метров управления их развитием в рамках единой культурно-информационной системы, определения эффективных организационно-экономических форм их интеграции.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ 7 1.1 Понятия и сущность корпоративной культуры 7 1.2 Виды, типы и элементы корпоративной культуры 10 ГЛАВА 2. КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ И СТАБИЛЬНОСТИ ТУРПРЕДПРИЯТИЙ 22 2.1. Туроператорская и турагентская деятельность 22 2.2. Предприятия сферы обслуживания и гостеприимства 26 2.3. Организации транспортного обслуживания 29 ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ 35 3.1. Международный опыт корпоративной культуры 35 3.2. Факторы, влияющие на формирование корпоративной культуры 41 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
Список литературы

1. Баринов В.А., Макаров Л.В. Корпоративная культура организации в России.// Менеджмент в России и за рубежом №2 / 2002. 2. А.В. Бочкарев. Механизм формирования корпоративной культуры. Вейл П. Искусство менеджмента. Пер. с нем. – М., 1993. 3. Голубева Е. Корпоративная культура: экология внутри компании Каме-рон К., Куинн Р., “Диагностика и изменение организационной культур”. – СПб.: Питер, 2001. 4. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломонидина Т.О. Организационное поведение. - М.:Инфра-М, 2000. 5. Козлов В.В., Козлова А.А. Корпоративная культура: костюм успешного бизнеса. http://www.hrm.ru/db/hrm/411AAEF9519592B9C3256AAB004273B4/category.htm 6. Конференция «Технологии управления корпоративной культурой» 21 июля 2004 года, г. Екатеринбург http://www.hr-consult.ru/cgi-bin/view.cgi?table=prj&where=id=15 7. Корпоративная культура – пути понимания и проникновения. http://www.zarplata.ru/workman/print_id~151.asp 11. Корпоративной культуре быть?! http://www.treningoff.ru/text/120/28 8. Корпоративная культура. Журнал.2006г №6. 9. Корпоративная культура. Журнал.2006 №7. 10. Корпоративная культура. Журнал.2007 №1. 11. Корпоративная культура. Журнал. 2007 №6. 12. Красовский Ю.Д., “Организационное поведение: Учебное пособие для вузов”. – М.ЮНИТИ, 2000. 13. Льюис Ричард Д., “Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию”. – М.: Дело, 2001. 14. Манаенков Д. Изменение культуры предприятия.// HRM.ru, 2002. 15. Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / М.Х. Мескон, М. Аль-берт, Ф. Хедоуи. –М.:Дело, 1998. 16. Ньюстром Дж. В., Дэвис К., “Организационное поведение”. – СПб.: Издательство “Питер”, 2000. 17. Организационное поведение. Учебник для вузов. А.Н. Силин, С.Д. Рез-ник, А.Н. Чаплина, Н.Г. Хайруллина, Э.Б. Воронова. Под ред. проф. Э.М. Короткова и проф. А.Н. Силина. - Тюмень: Вектор Бук, 1998. 18. Пригожин А.А. Проблемы синергии организационных культур в российско-американских совместных предприятиях/ Менеджмент № 1, 1995 – М.: Школа Бизнеса МГУ, ТОО "Барма". 19. Радугин А. А. Радугин К. А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. - Воронеж, 1995. 20. Родин О. Концепция организационной культуры: происхождение и сущ-ность/ Менеджмент № 7, 1998 – М.: Школа Бизнеса МГУ, ТОО "Барма" – с. 67-77. 21. Собчик Е. Корпоративная культура. Царское ли это дело? Из опыта работы с крупными коммерческими организациями. http://www.ug.m/ug_pril/ol/97/39/t4_l.htm 22. Спивак В.А. Корпоративная культура. Спб: Питер, 2001. 23. Томилов В.В. Организационная культура и предпринимательство /Учебное пособие. - СПб.: СПбУЭФ, 1994. 24. Управление персоналом. /Под ред. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. - М.: ЮНИТИ, 1998. 25. Уткин Э.А. Этика бизнеса. Учебник для вузов. — М.: Зерцало, 1998. 26. Формирование и развитие корпоративной культуры предприятия. http://www.emd.ru/consulting/same/same_corp_6.html 27. Формирование корпоративной культуры. http://www.treningoff.ru/text/121/28/ 28. Шадрин А.Е. Сетевая модель организации. - М.: Инфра-М, 1997. 29. Э. Шейн, “Организационная культура и лидерство”. – СПб.: Питер, 2002.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ 1.1 Понятия и сущность корпоративной культуры За последние несколько лет, и менее отчетливо за последние пятьдесят лет, вопросы культуры, и особенно культуры в больших организациях, все больше привлекают внимание теоретиков и исследователей. Действительно, мы живем в такое время, когда тысячи людей знают, чем характеризуется культурная обстановка в организации, и любят порассуждать об этом. Рассмотрение организаций как сообществ, имеющих единообразное понимание своих целей, значения и места, ценностей и поведения, вызвало к жизни понятие корпоративной культуры. Новый термин «корпоративная культура» кажется таковым только на первый взгляд. На заре монополизма, когда основатель крупнейшей автомобильной корпорации Форд здоровался со своими рабочими за руку и поздравлял их с семейными торжествами, он создавал на своих заводах именно эту самую культуру — общую благоприятную атмосферу среди персонала всех уровней — эфемерное явление, которое нельзя потрогать в буквальном смысле, но чьи плоды весьма материальны, так как напрямую способствуют увеличению доходов компании. Корпоративная культура — это не только имидж компании, но и эф-фективный инструмент стратегического развития бизнеса. Ее формирование всегда связано с инновациями, направленными на достижение бизнес-целей и, следовательно, повышение конкурентоспособности. Впервые в декабре 2004 года Ассоциация менеджеров провела иссле-дование, направленное на выявление приоритетных направлений развития профессии менеджера в 2004 году. Его результаты показали, что одну из самых ключевых позиций занимает тема корпоративной культуры в рамках стратегического управления человеческими ресурсами. Однако реальная расстановка приоритетов сегодня, к сожалению, вы-глядит несколько иначе. Несмотря на признание своей значимости, корпоративная культура воспринимается чаще всего как средство формирования внешнего имиджа организации, а не повышения эффективности бизнес-процессов и развития компании. По данным Ассоциации менеджеров, на сегодня только 25% компаний имеют специальные департаменты, отвечающие за формирование корпоративной культуры и внедрение инноваций. А ведь именно корпоративная культура, способствующая изменениям внутри организации, является основой развития и конкурентоспособности любой успешной организации. В «классическом» понимании корпоративная культура рассматривается как инструмент стратегического развития компании через стимулирование инноваций и управление изменениями. Корпоративная культура существует в любой компании — с момента появления организации и до самого конца — вне зависимости от того, создается специальная служба для работы с ней или нет. Грамотное же управление корпоративной культурой оказывает самое положительное влияние на бизнес компании. В частности, оно позволяет сокращать расходы, причем не только на подбор персонала, но и, например, на внешний PR: сотрудники, являющиеся проводниками философии компании во внешний мир, снимают часть функций с департамента, занимающегося PR-политикой организации. Компания с грамотно развитой корпоративной культурой пользуется большим авторитетом на рынке и привлекательна как для потенциальных сотрудников, так и для партнеров по бизнесу и акционеров. Приобретая индивидуальный и личный опыт, работники формируют, сохраняют и изменяют свои смысловые системы, в которых отражены их отношения к различным явлениям — миссии организации, планированию, мотивационной политике, производительности, качеству труда и т. д. Такие системы координат неочевидны и редко полностью совпадают с декларируемыми целями, однако очень часто они детерминируют поведение в большей мере, чем формальные требования и правила. То, что делает менеджер или любой член организации, в значительной мере является функцией совокупности его представлений об окружающем его мире. В экстремальных случаях эти системы координат работают против организационных целей и, расширяя или ограничивая диапазон поведенческих и когнитивных возможностей работников, снижают эффективность коллективной деятельности. Корпоративная культура ориентирована на внутреннюю среду и проявляется, прежде всего, и главным образом в организационном поведении сотрудников. Сюда следует отнести устойчивость, эффективность и надежность внутрисистемных организационных связей; дисциплину и культуру их исполнения; динамизм и адаптивность к нововведениям в организации; общепринятый (на всех уровнях) стиль управления, основанный на сотрудничестве; активные процессы позитивной самоорганизации и многое другое, что проявляется в корпоративном поведении работников в соответствии с принятыми нормами и признанными ценностями, объединяющими интересы отдельных людей, групп и организации в целом. Носителями корпоративной культуры являются люди. Однако в орга-низациях с устоявшейся культурой она как бы отделяется от людей и стано-вится атрибутом организации, ее частью, оказывающей активное воздействие на работников, модифицирующей их поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые составляют ее основу. Руководство использует эту культуру для привлечения работников определенных типов и для стимулирования определенных типов поведения. Культура, образ фирмы подкрепляются или ослабляются репутацией компании. Таким образом, корпоративная культура задает некоторую систему координат, которая объясняет, почему организация функционирует именно таким, а не иным образом. Она позволяет в значительной мере сгладить проблему согласования индивидуальных целей с общей целью организации, формируя общее культурное пространство, включающее ценности, нормы и поведенческие модели, разделяемые всеми работниками. 1.2 Виды, типы и элементы корпоративной культуры Корпоративная культура возникает в любой структурированной группе людей. Причем она становится тем мощнее, чем дольше существует данная структура. Обычно корпоративная культура возникает спонтанно, «снизу», и пе-редается «из уст в уста», с помощью личного примера и устных наставлений старожилов. Наибольший вклад вносят наиболее харизматические личности. Именно их привычки и правила поведения начинают, пусть неосознанно, копировать другие сотрудники. Естественно, если во главе организации стоит сильный харизматиче-ский лидер, то основное влияние на формирование корпоративной культуры окажет именно он. И корпоративная культура начнет работать на своего создателя. Некоторые руководители рассматривают свою корпоративную культу-ру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников, обеспечивать лояльность и облегчать общение. Специфические культурные ценности организации могут касаться сле-дующих вопросов: - предназначение организации и ее «лицо» (высшее качество, лидер-ство в своей отрасли, дух новаторства); - старшинство и власть (полномочия, присущие должности или лицу, уважение старшинства и власти); - значение различных руководящих должностей и функций (полномо-чия отдела кадров, важность постов различных вице-президентов, роли раз-ных отделов); - обращение с людьми (забота о людях и их нуждах, уважение к инди-видуальным правам, обучение и возможности повышения квалификации, справедливость при оплате, мотивация людей); - роль женщин в управлении и на других должностях; - критерии выбора на руководящие и контролирующие должности; - организация работы и дисциплина; - стиль руководства и управления (авторитарный, консультативный или стиль сотрудничества, использование комитетов и целевых групп); - распространение и обмен информацией (сотрудники информированы хорошо или плохо); - характер контактов (предпочтение личным или письменным контак-там, возможность контактов с высшим руководством); - характер социализации (кто общается с кем во время, и после работы, особые условия, такие как отдельная столовая и др.); - пути решения конфликтов (желание избежать конфликта или идти на компромисс, участие высшего руководства); - оценка эффективности работы (тайная или открытая, кем осуществляется, как используются результаты); - отождествление с организацией (лояльность и целостность, дух единства, удовольствие от работы в организации); Виды корпоративных культур «Культура власти» — в данной культуре организации особую роль играет лидер, его личные качества и способности. В качестве источника власти заметное место принадлежит ресурсам, находящимся в распоряжении того или иного руководителя. Организации с такого рода культурой, как правило, имеют жесткую иерархическую структуру. Набор персонала и продвижение по ступеням иерархической лестницы осуществляются достаточно часто по критериям личной преданности. Пример культур власти часто можно обнаружить в маленьких предпринимательских организациях, в компаниях, занимающихся собственностью, торговлей, финансами. Такую структуру лучше всего представить в виде паутины. Она зависит от центрального источника власти, власть исходит из центра, а распространяется в виде центральных волн. Контроль осуществляется централизованно через отобранных для этой цели лиц, с учетом некоторых правил и приемов, и небольшой доли бюрократизма. Проблемы решаются, по большей части, на основе баланса влияний, а не на процедурной или частично логической основе. Организации с таким типом культуры могут быстро реагировать на события, но сильно зависят от принятия решений людьми из центра. Они будут стремиться привлечь людей, имеющих склонность к политике, ориентированных на власть, любящих рисковать и таких, которые невысоко ценят безопасность. Сила ресурсов является основой власти в этой культуре, с некоторыми элементами персональной власти в центре. Размер — это проблема для культур власти: трудно соединять слишком много видов деятельности и при этом сохранить контроль. Такие организации преуспевают в создании организаций с большей степенью независимости, сохраняя при этом контроль над финансами. Чтобы хорошо уживаться с культурой власти, служащий должен быть сориентирован на власть (силу), интересоваться политикой, не бояться рис-ковать в небезопасных ситуациях. Он должен быть уверен в себе, а не в дру-гих членах команды, сориентирован на результат, быть достаточно «толстокожим», чтобы выдержать жесткую конкуренцию. «Ролевая культура» — характеризуется строгим функциональным рас-пределением ролей и специализацией участков. Этот тип организаций функ-ционирует на основе системы правил, процедур и стандартов деятельности, соблюдение которых должно гарантировать ее эффективность. Основным источником власти являются не личные качества, а положение, занимаемое в иерархической структуре. Такая организация способна успешно работать в стабильной окружающей среде. Олицетворением ролевой культуры является классическая, строго распланированная организация (более известная как бюрократия), которую можно представить в виде храма. Этот тип организации характеризуется строгими функциональными и специализированными участками, такими, как финансовый отдел и торговый отдел (ее колонны), которые координируются узким связывающим звеном управления сверху. Степень формализации и стандартизации велика; деятельность функциональных областей и их взаимодействие регулируются по определенным правилам и процедурам, определяющим разделение работы и власти, способы связи и разрешение конфликтов между функциональными участками. В ролевой культуре основным источником силы является сила положения. Для исполнения роли выбираются отдельные лица, к силе личности относятся с неодобрением, а сила специалиста ценится только в надлежащем ей месте. Влияние регулируется правилами и процедурами. Эффективность этой культуры зависит от рационального распределения работы и ответственности, а не от отдельных личностей. Этот тип организации, вероятнее всего, будет успешно действовать в стабильном окружении, со стабильным рынком, предсказуемым и контролируемым, и где «жизнь» продукта длительна. И наоборот, ролевая культура плохо адаптируется к изменениям, плохо «осознает» необходимость изменений и медленно на них реагирует. Ролевая организация обнаруживается там, где стабильность производства важнее гибкости или где техническая компетентность и глубина специализации важнее внедрения новой продукции или стоимости обслуживания. «Культура задачи» — данный вид культуры сориентирован, в первую очередь, на решение задач, на реализацию проектов. Эффективность дея-тельности организаций с такой культурой во многом определяется высоким профессионализмом сотрудников и кооперативным групповым эффектом. Большими властными полномочиями в таких организациях обладают те, кто в данный момент является экспертом в ведущей области деятельности и кто обладает максимальным количеством информации. Эта культура эффективна в тех случаях, когда ситуативные требования рынка являются определяющими в деятельности организации. Эта культура сориентирована на проект или работу, ее структуру лучше всего представить в виде сетки, некоторые нити толще и сильнее других, причем власть и влияние расположены в местах пересечения этой сетки, в узлах. Организация с «матричной структурой» является одним из примеров культуры задачи. Основное внимание в этой культуре уделяется скорому завершению работы. Организация с такой культурой пытается соединить соответствующие ресурсы и подходящих сотрудников на нужном уровне и дать им возможность хорошо завершить работу. Культура задачи зависит от способности коллектива повысить эффективность работы и объединить личные цели сотрудника с целями организации. Это культура команды, где результат команды важнее индивидуальных целей, положения и стилевых различий. Влияние базируется больше на силе эксперта, специалиста, а не на силе или положении личности. Влияние здесь распространяется шире, чем в других типах корпоративных культур. «Культура личности» — организация с данным типом культуры объ-единяет людей не для решения каких-то задач, а для того, чтобы они могли добиваться собственных целей. Власть основывается на близости к ресурсам, профессионализме и способности договариваться. Власть и контроль носят координирующий характер. Этот тип культуры необычен. Он обнаруживается не везде, однако, многие отдельные лица придерживаются некоторых его принципов. В этой культуре личность находится в центре; если есть некоторая структура и организация, она существует только для обслуживания и помощи личностям в этой организации, для содействия выполнения собственных интересов без какой-либо цели. Эту культуру лучше всего представить как пчелиный рой или «звездную галактику». Очевидно, немногие организации могут существовать с таким видом культуры, т. к. организации склонны иметь некие корпоративные цели, возвышающиеся над личными целями участников организации. Более того, для этой культуры невозможен кон-троль или даже иерархия управления за исключением обоюдного согласия. Организация подчиняется личности и обязана своим существованием этой личности. Личность может покинуть эту организацию, но у организации редко есть сила «выселить» личность. Влияние распределяется поровну, а основа власти при необходимости — это обычно сила специалиста: человек делает то, что хорошо умеет делать, поэтому к нему прислушиваются. Мы живем в век все возрастающего давления извне — давление гло-бального социально-экономического, политического и экономического кризиса, и изнутри — давление духовного кризиса. И то и другое оказывает влияние на жизнь организации. В тех из них, где жизнь вошла в полосу кризисов, культура носит фрагментарный характер и в значительной мере дискредитирована, она уже не может служить надежной связью между людьми, которым необходимо думать и действовать вместе. Опрос сотрудников разных коммерческих банков, торговых и консал-тинговых фирм показал, что высшее руководство этих организаций видит в корпоративном духе источник благосостояния фирмы. Помимо прочего в организациях можно выделить доминирующие культуры и субкультуры. Доминирующая культура выражает основные (центральные) ценности, которые принимаются большинством членов организации. Сильная и слабая культура. Необходимо различать сильную и слабую культуру. Сильная культура характеризуется главными (стержневыми) цен-ностями организации, которые интенсивно поддерживаются, четко опреде-лены и широко распространяются. Чем больше членов организации, которые разделяют эти главные ценности, признают степень их важности и привержены им, тем сильнее культура. Молодые организации или организации, характеризующиеся постоянной ротацией мнений (понятий) среди своих членов, имеют слабую культуру. Члены таких организаций не имеют достаточного совместного опыта для формирования общепринятых ценностей. Однако не все зрелые организации со стабильным кадровым составом характеризуются сильной культурой: главные ценности организации должны постоянно поддерживаться. Элементы корпоративной культуры В настоящее время стало уже традиционным выделять три уровня корпоративной культуры: 1) поверхностный (символический) уровень – это все, что человек мо-жет увидеть и потрогать: корпоративная символика, логотип, фирменные календари, флаг фирмы, гимн фирмы, особая архитектура здания и т. п. Также к символическому уровню относят мифы, легенды и истории, связанные с основанием фирмы, деятельностью ее руководителей и выдающихся сотрудников. Такие легенды и истории обычно передаются устно. На этом уровне вещи и явления легко обнаружить, но не всегда их можно расшифровать и интерпретировать в терминах корпоративной культуры. 2) подповерхностный уровень – объединяет ценности и нормы, созна-тельно зафиксированные в документах организации и призванные быть ру-ководящими в повседневной деятельности членов организации. Типичным примером такой ценности может служить установка «клиент всегда прав» в отличие от установки о первенстве производителя в советский период. В частности, продолжающееся существование старой ценности о первенстве производителя до сих пор противодействует эффективной работе многих организаций и секторов экономики. На этом уровне изучению подвергаются ценности и верования, разделяемые членами организации, в соответствии с тем, насколько эти ценности отражаются в символах и языке. Восприятие ценностей и верований носит сознательный характер и зависит от желания людей. Исследователи часто ограничиваются этим уровнем, так как на сле-дующем уровне возникают почти непреодолимые сложности. 3) базовый (глубинный) уровень – базовые предположения, возникающие у членов организации на основании личных паттернов, подкрепляемых или изменяющихся успешным опытом совместных действий и в большинстве случаев неосознаваемые, некоторый «воздух» корпоративной культуры, который без запаха и вкуса, которым все дышат, но в обычном состоянии не замечают. Эти базовые предположения трудно осознать даже самим членам организации без специального сосредоточения на этом вопросе. Эти скрытые и принимаемые на веру предположения направляют поведение людей, помогая им воспринять атрибуты, характеризующие корпоративную культуру. Некоторые исследователи предлагают более дробную структуру кор-поративной культуры, выделяя ее следующие компоненты: Мировоззрение — представления об окружающем мире, природе человека и общества, направляющие поведение членов организации и определяющие характер их отношений с другими сотрудниками, клиентами, конкурентами и т. д. Мировоззрение тесно связано с особенностями социализации индивида, его этнической культурой и религиозными представлениями. Значительные различия в мировоззрениях работников серьезно затрудняют их сотрудничество. В этом случае имеется почва для значительных внутриорганизационных противоречий и конфликтов. При этом очень важно понимать, что кардинально изменить мировосприятие людей очень сложно, и требуются значительные усилия, чтобы достичь некоторого взаимопонимания и принятия позиций лиц с иными мировоззрениями. Мировоззрение индивида трудно выразить в четких словесных формулировках, и далеко не каждый в состоянии объяснить основные принципы, лежащие в основе его поведения. И для понимания чьего-либо мировоззрения подчас требуется много усилий и времени, чтобы помочь человеку эксплицировать базовые координаты его видения мира. Корпоративные ценности, т. е. предметы и явления организационной жизни, существенно важные, значимые для духовной жизни работников. Ценности выступают связующим звеном между культурой организации и духовным миром личности, между корпоративным и индивидуальным бытием. Личностные ценности отражаются в сознании в виде ценностных ориентации, которые включают в себя также широкий круг социальных ценностей, признаваемых личностью, но не всегда принимаемых ею в качестве собственных целей и принципов. Поэтому возможно как неполное, неадекватное отражение личностных ценностей в сознании, так и ориентация в плане сознания на ценности, не являющиеся реальными мотивами поведения. Ценности могут сохраняться, даже если в организации произошли значительные кадровые изменения. В то же время может быть осуществлена определенная смена ценностей, которые скажутся и на поведении членов организации. Корпоративные ценности тесно связаны с организационной мифологией, выражающейся в системе историй, мифов и даже анекдотов, в которых заключена некоторая достойная уважения характеристика какого-либо члена организации, выгодно отличающая его от многих других. Психологический климат в организации, с которым сталкивается человек при взаимодействии с ее сотрудниками. Психологический климат представляет собой преобладающую и относительно устойчивую духовную атмосферу, определяющую отношения членов коллектива друг к другу и к труду. Ни один из этих компонентов в отдельности не может быть отождествлен с культурой организации. Однако в совокупности они могут дать довольно полное представление о корпоративной культуре. Многие компоненты культуры трудно обнаружить постороннему человеку. Можно несколько недель провести в организации, но так и не понять основных положений культуры, управляющих поступками людей. Каждый сотрудник, приходя в организацию, проходит через определенную процедуру организационной социализации, в ходе которой он месяц за месяцем постигает все те мельчайшие нюансы, которые в совокупности и образуют корпоративную культуру. Существует много подходов к анализу содержательной стороны той или иной корпоративной культуры. Ф. Харрис и Р. Моран предложили выделить десять содержательных характеристик, свойственных любой корпоративной культуре: Осознание себя и своего места в организации (в одних культурах це-нится сдержанность и сокрытие работником своих внутренних настроений и проблем, в других — поощряется открытость, эмоциональная поддержка и внешнее проявление своих переживаний; в одних случаях творчество проявляется через сотрудничество, а в других — через индивидуализм); Коммуникационная система и язык общения (использование устной, письменной, невербальной коммуникации, «телефонного права» и открыто-сти коммуникации варьируется от организации к организации; профессио-нальный жаргон, аббревиатуры, язык жестов специфичен для организаций различной отраслевой, функциональной и территориальной принадлежности организаций); Внешний вид, одежда и представление себя на работе (разнообразие униформ, деловых стилей, нормы использования косметики, духов, дезодо-рантов и т. п.), свидетельствующие о существовании множества микрокуль-тур; Привычки и традиции, связанные с приемом и ассортиментом пищи: как организовано питание работников в организации, включая наличие или отсутствие столовых и буфетов; участие организации в оплате расходов на питания; периодичность и продолжительность питания; совместно или раз-дельное питание работников с разным организационным статусом и т. п.; Осознание времени, отношение к нему и его использование: восприя-тие времени как важнейшего ресурса или пустая трата времени, соблюдение или постоянное нарушение временных параметров организационной дея-тельности; Взаимоотношения между людьми: влияние на межличностные отношения таких характеристик как возраст, пол, национальность, статус, объем власти, образованность, опыт, знания. Соблюдение формальных требований этикета или протокола; степень формализации отношений, получаемой поддержки, принятые формы разрешения конфликтов; Ценности и нормы первые представляют собой совокупности пред-ставлений о том, что хорошо, а что — плохо; вторые — набор предположе-ний и ожиданий в отношении определенного типа поведения; Мировоззрение: вера или отсутствие веры в справедливость, успех, свои силы, руководство; отношение к взаимопомощи, к этичному или недо-стойному поведению, убежденность в наказуемости зла и торжестве добра и т. п.; Развитие и самореализация работника: бездумное или осознанное вы-полнение работы; опора на интеллект или силу; свободная или ограниченная циркуляция информации в организации; признание или отказ от рациональности сознания и поведения людей; творческая обстановка или жесткая рутина; признание ограниченности человека или акцент на его потенции к росту;
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg