Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Речевое развитие у детей с ДЦП.

irina_krut2020 1200 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 48 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.03.2020
Объектом исследования: - речь детей с церебральным параличом с речевыми нарушениями дошкольного возраста. Предмет исследования: процесс формирования речевой деятельности у детей с ДЦП , под влиянием коррекционно-логопедической работы. Цель исследования: выявить особенности и уровень сформированности звукопроизношения и фонематического восприятия у детей с дизартрией при ДЦП. Задачи исследований: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и лингвистическую литературу по проблеме исследования и определить научно – теоретические основы проблемы изучения особенностей речевого развития детей с дизартрией при ДЦП. 2. Выявить особенности речевого развития детей с дизартрией при ДЦП, отличающие их от детей с нормальным речевым развитием. 3. Провести экспериментальное обучение дошкольников с дизартрией при ДЦП по формированию произносительной стороны речи. 4. Проанализировать полученные результаты. Гипотеза: работа по формированию произносительной стороны речи у детей с ДЦП будет более эффективной при условии разработки комплексной программы , подготовка которая учитывает интелектуальное развитие детей. Практическая значимость: состоит в том, что полученные в ходе исследования данные могут быть использованы при организации психолого -педагогической работе в психологических центрах, в реабилитационных центрах в консультировании родителей по вопросам воспитания детей с детским церебральным параличом. Методы исследования: - анализ психолого – педагогической литературы; - наблюдение; - эксперимент; - психодиагностические методы; - качественный и количественный анализ полученных результатов исследования. Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. дипломная работа представлена на 70 страницах. В работе имеется 3 таблицы, и 2 диаграмма. Список литературы 44 источников.
Введение

В последние годы в отечественной и зарубежной логопедии возрос интерес к проблеме ранней диагностики и коррекционно-логопедической работе нарушений развития познавательной и речевой деятельности детей с детским церебральным параличом. Детям с церебральными параличами с речевыми нарушениями, посвящено много исследований, в которых рассматриваются вопросы по их патофизиологии, клиники и коррекции. Если в раннем возрасте начать коррекционно-педагогическую работу (в первые 3 года жизни) то способствует максимальному использованию компенсаторных возможностей детского организма: пластичности мозга, способности к компенсации нарушенных функций чувствительности к стимуляции психического и речевого развития. Актуальность темы: На сегодняшний день по наблюдениям очень много детей, рождающихся с церебральной патологией, при этом детский церебральный паралич занимает первое место в структуре детской инвалидности по неврологическому профилю. Детский церебральный паралич (ДЦП)- тяжелое заболевание центральной нервной системы. Важность этой проблемы определяется увеличивающейся распространенностью и социальной значимостью заболевания влекущую за собой тяжелую инвалидизацию. При коррекционной – логопедической работе с детьми с ДЦП важно учитывать особенности речевых нарушений, что позволит сформулировать основные положения и последовательность коррекционной работы . Немаловажно постоянно учитывать взаимовлияние речевых, двигательных и психических нарушений в динамике развития ребенка. Так же, логопедическая работа направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех ее сторон, сенсорных и психических функций. Таким образом осуществляется формирование речи как целостной психической деятельности. [37] Речевая терапия организована на тесном единстве с лечебными мероприятиями, направленными на развитие двигательных функций. Объединение логопедической работы с медицинскими мероприятиями (медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, ЛФК и др.) является основным условием комплексного воздействия специалистов медико-педагогической части. Необходима слаженность действий логопеда-дефектолога, невропатолога, врача ЛФК и их совместная позиция при обследовании, постановке диагноза и медико-педагогической коррекции. С целью подбора наиболее эффективных и адекватных приемов коррекции важно учитывать взаимосвязь речевых и двигательных расстройств при ДЦП, общность поражения артикуляционной и общей моторики. [53,с.5] Для того что бы сформировать управление артикуляционным праксисом (умение осуществлять целенаправленные артикуляционные действия), развивать навыки самоконтроля и адекватной самооценки действий, крайне важна стимуляция двигательного-кинестетического анализатора. Коррекционно-логопедические работы (индивидуальных, подгрупповых, фронтальных) должны сочетаться с различными формами и видами.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3 1. Теоретический подход к изучению речевых нарушений детей с ДЦП 1.1. Патогенетические основы речевых нарушений при ДЦП........................5 1.2. Особенности развития речи и его нарушения............................................7 1.2.1.Доречевое развитие детей с ДЦП.................................................................7 1.2.2.Речевое развитие детей с ДЦП....................................................................10 1.3. Дизартрия. Этиология, клиника и патогенез............................................13 1.4. Особенности речевого развития с дизартрией при ДЦП…………………30 1.5 Выводы к теоретическому исследованию………………………………….39 2. Содержание экспериментальной работы при изучении речевого развития дошкольников ДЦП с дизартрией 2.1Характеристика детей с ДЦП экспериментальной и контрольной группы…………………………………………………………………………….42 2.2 Содержание и структура обследования.........................................................44 2.3 Анализ результатов экспериментального исследования на констатирующем этапе………………………………………………………….59 2.4 Анализ результатов экспериментального исследования на контрольном этапе ……………………………………………………………………………...62 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….64СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................67 ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Таблицы №1-№3……………………………………………….. Приложение 2 Диаграмма 1,2......................................................................
Список литературы

1. Абрашина, Н.А. Двигательные церебральные нарушения./ Н.А. Абрашина. – Саратов: Приволжской книжное издательство, 1997. – 244 с. 2. Адрущенко, Т.Ю., Карабекова, Н.В.. Коррекция психологического развития младших школьников на начальных этапах обучения/ Т.Ю. Адрущенко, Н.В. Карабекова //Вопросы психологии, 1991. - № 1. 3. Архипова, Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом./Е.Ф. Архипова. - М.: Просвещение, 1999. – 244с. 4. Бабина, Г.В. Речевые нарушения при детском церебральном параличе/ Г.В. Бабина // Вопросы логопедии. - М.: МГПИ, 1978. – 136 с. 5. Бадалян, Л.О. Детские церебральные параличи./ Л.О. Бадалян и др. – Киев, 1988. – 326 с. 6. Бадалян, Л.О. Детские церебральные параличи./ О.Л. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В.Тимонина. - Киев, 1988. – 286 с. 7. Белова-Давид, Р.А. Нарушение речи у дошкольников./Р.А. Белова-Давид. – М.: Просвещение, 1972. – 242 с. Беккер, К.-П. Логопедия. /К.-П. Беккер, М. Совак./Пер. с нем. — М.: Медицина, 1981. — 288 с. 8. Блыскина, И.В. Массаж в коррекции артикуляционных расстройств./ И.В. Блыскина, В.А. Ковшиков. – СПб.: Сатис, 1995. – 136 с. 9. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте./ Л.И. Божович. - М.: Педагогика, 1968. - 400 с. 10. Борякова, Н.Ю. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям./ Н.Ю. Борякова, А.В.Соболева, В.В. Ткачева. – М.: Наука, 1994. – 136 с. 11. Василенко, Н.А. Психопатологическая характеристика учащихся с церебральным параличом/ Н.А. Василенко // Дефектология. – 1980. - № 1. 12. Винарская, Е.Н. Дизартрия и ее диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга / Е.Н. Винарская, А.М. Пулатов. - Ташкент, 1973. – 264 с. 13. Воспитание и обучение детей с нарушениями речи./Под ред. С.С. Ляпидевского и В.И. Селиверстова. – М.: Просвещение, 1968. – 142 с. 14. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: метод, пособие / Сост. И. Ю. Кондратенко. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 224 с. 15. Генинг, М.Г. Обучение дошкольников правильной речи./ М.Г. Генинг. – Чебоксары, 1980. – 144 с. 16. Горбачева, Л.С. Роль игры в формировании пространственных представлений у младших школьников вспомогательной школы/ Л.С. Горбачева //Дефектология. - 1991.- №3. 17. Государев, Н.А. Специальная психология/ Н.А. Государев. – М.: Ось – 89, 2008. – 288 с. 18. Гриншпун, Б.М. Дислалия./ Хрестоматия по логопедии. Т.1.- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997.- С.108-120. 19. Гуровец, Г.В. Медико-педагогическая характеристика сложных форм речевой патологии./ Г.В.Гуровец, Л.Р. Давидович, С.И. Маевская// Изучение и коррекция речевых расстройств. - Л., 1986. - С.73-79. 20. Данилова, Л.А.Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. / Л.А. Данилова. - Л.: Медицина, 1977. – 312 с. 21. Дедюхина, Г.В., Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающих детским церебральным параличом./ Г.В. Дедюхина, Л.Д. Могучая, Т.А. Яньшина. - М.: «Гном и Д», 2001. – 146 с. 22. Детский церебральный паралич. Хрестоматия / Сост. Л.М. Шипицина, И.И. Мамайчук. – СПб, 2003. – 562 с. 23. Ермакова, И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков./ И.И. Ермакова. – М.: Просвещение, 1996.- 143 с. 24. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. /Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Просвещение,1990. – 256с. 25. Зееман, М. Расстройство речи в детском возрасте./ М. Земан. / Пер. с чеш. Е.О. Соколовой. Под ред. В.К. Труткева, С.С. Ляпидовского – М.: Медгиз, 1992. – 299 с. 26. Ипполитова, А.Г. Открытая ринолалия./А.Г. Ипполитова./ Под ред. О.Н. Усановой. – М.: Просвещение, 1983. – 95 с. 27. Калижнюк, Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах./ Э.С. Калиэнюк. – Киев: Вища школа, 1987. – 286 с. 28. Коробейников, И.А. Нарушения развития и социальная адаптация./ И.А. Коробейников. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 296 с. 29. Левина, Р.Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей./ Р.Е. Левина. // Дефектология. – 1975. - № 2. 30. Логопедическое обследование ребёнка. /Автор-составитель С.Е. Большакова.- М.: АПО, 1995 – 30 с. 31. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 680 с. 32. Логопедия. / Под ред. К.П. Беккер, М. Совак. – М.: Просвещение, 1983 – 267 с. 33. Логопедия. Коррекционная педагогика. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 704 с. 34. Логопедия. Методическое наследие. В 5 книгах. Книга 5. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. Нарушение речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 408 с. 35. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными диартрическими расстройствами./ Л.В. Лопатина. - СПб.: Союз, 2005 – 286 с. 36. Лурия, А.Р. Основные проблемы нейролингвистики./А.Р. Лурия- М.: Наука, 1975. – 104 с. 37. Максаков, А.И. Учите, играя./ А.И. Максаков, Г.А. Тумакова – М.: Просвещение, 1983. – 192с. 38. Мартынова, Р.И. Медико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии./ Р.И. Мартынова. // Очерки по патологии речи и голоса. - М., 1963. - №2. - С.34-48. 39. Мастюкова, Е. М. В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом./ Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова. - М.: Просвещение, 1985.- 135 с. 40. Мастюкова, Е.М. Клиническая характеристика задержки психического развития учащихся с церебральным параличом/ Е.М. Мастюкова // Дефектология, 1982. - №4. 41. Мастюкова, Е.М. Клиническая характеристика олигофрении у учащихся с церебральным параличом/ Е.М. Мастюкова // Дефектология, 1980. - №3. 42. Мастюкова, Е.М. Некоторые особенности мотивационной сферы младших школьников с церебральным параличом и воспитание основ нравственного поведения/ Е.М. Мастюкова // Дефектология, 1985. - № 5. 43. Мастюкова, Е.М. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе/ Е.М. Мастюкова //Логопедия/ Под ред. Л.С.Волковой.- М.,1989.- 196 с. 44. Мастюкова, Е.М. Роль комплексной оценки дефекта учащихся с гиперкинезами для разработки плана педагогического воздействия/ Е.М. Мастюкова, Р.Д. Бабенкова //Дефектология. – М., 1981. - № 3. - С.75-83.
Отрывок из работы

I. Особенности речевого развития детей с детским церебральным параличом 1.1Детский церебральный паралич Детский церебральный паралич развивается вследствие поражений головного мозга — внутриутробного, в родах, а также в период новорожденности, т. е. когда основные структуры мозга еще не созрели. Частота заболевания, по данным М.Н. Никитиной (1972), 1.71 на 1000 детского населения.[7] Речевые расстройства наблюдаются у 70-80 % детей с церебральными параличами. При поражениях головного мозга с вовлечением в патологический процесс коры и подкорково-стволовых отделов наблюдаются тяжелые нарушения речи. Мастюкова Е.М. дает следующее определение детского церебрального паралича: «Термин ДЦП обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за функциями мышц». [32] В большой степени речевые расстройства обусловлены незначительной занятостью больных детей предметно-практической деятельностью, сравнительно небольшим жизненным опытом и общением с весьма ограниченным кругом лиц. Детям с церебральным параличом важно находится в различных лечебных учреждениях для развития речи в период жизни . Если не уделять достаточного внимания педагогической работе, речевое развитие ребенка отстает от нормального. С изменением привычного образа жизни у детей с ДЦП отрицательно сказывается на развитие речи и реагированные состояния . В некоторых случаях неблагоприятное влияние на развитие речи оказывают допускаемые иногда родителями существенные ошибки в процессе воспитания. Есть такие родители которые чрезмерно опекают ребенка, многое делают за него, слушают и делают все его желания или выполняют их в ответ на жест и взгляд, потребность в деятельности, в частности в речевой, угасает. Во многих таких случаях ребенок лишен важного для него речевого общения, которое может послужить предпосылкой развития речи. Все перечисленные факторы в комплексе с двигательной патологией, ограничивающей возможности передвижения, определяют специфику нарушений доречевого и речевого развития детей с церебральным параличом. Жизненный опыт ребенка с церебральным параличом намного беден, а окружающие его предметы и явления действительности настолько разнообразны, что без помощи взрослого и специального обучения он не может освоить то, что воспринимают его органы чувств. Уже с первые годы жизни отмечается аномальные процессы развитие чувственного познания окружающей действительности. Фонетико-фонематические нарушения, замедляющие общий темп речевого развития ребенка, усиливают специфические трудности развития у него целостного представления о предмете, что способствует недоразвитию лексико-семантической системы языка. [11,с.32] Внутренняя и внешняя среда и различные факторы связаны с речевым развитием ребенка с ДЦП. Необходим комплексный подход к этой проблеме и привлечение таких специалистов как воспитатель, педагог, психолог, невролог и логопед. Значительную роль также, играют родители и обстановка в семье которая его окружает. Речевые нарушения чаще в форме гиперкинетической дизартрии. Интеллект в большинстве случаев развивается удовлетворительно. Течение заболевания при всех его формах подразделяется на три стадии: Раннюю; Начальную резидуальную (восстановительную); Позднюю резидуальную. Ранняя стадия заболевания – первые 3-4 недели периода новорожденности. Уже в первые дни обнаруживается ряд симптомов, свидетельствующих о поражении головного мозга: повышенная температура, синюшность кожи лица, косоглазие дрожание конечностей, судороги, резкое повышение или, наоборот, понижение тонуса мышц. Вторая стадия заболевания - начальная резидуальная, для которой характерны задержка и нарушение первых этапов развития двигательных навыков. Третья стадия, поздняя резидуальная, характеризуется наличием типичных изменений в опорно-двигательном аппарате, контрактурами и деформациями (как обратимыми, так и необратимыми) и диагностируется обычно после 3-4 лет жизни ребенка. Считается, что детский церебральный паралич – это не прогрессирующая патология, в отличие от прогрессирующих наследственных заболеваний ЦНС и некоторых заболеваний спинного мозга и периферических нервов. Таким образом, реабилитация детей с детским церебральным параличом - это не только медицинская задача, но и во многом педагогическая и социальная. Используя в активной форме средства физической культуры и логопедии, можно значительно повысить эффективность реабилитационных мероприятий с детьми. 1.2. Речевые нарушения у дошкольников с детским церебральным параличом В структуре дефекта у детей с церебральным параличом значимое место занимает расстройство речи частотой около 70 процентов. Формы речевых нарушений разнообразны, что связано с вовлеченностью в патологический процесс различных мозговых структур. Целесообразно выделять следующие формы нарушений: 1) Вторичная задержка речевого развития; 2) Нарушения грамматического строя речи; 3) Нарушения формирования связной речи; 4) Все формы дизграфии и дизлексии; 5) Фонетико-фонематическое недоразвитие речи, которые проявляются в рамках различных форм дизартрий; 6) В более тяжелых случаях развивается такое недоразвитие речи как алалия; 7) Общее недоразвитие речи. При вторичной задержке речевого развития у детей с детским церебральным параличом происходит нарушение темпа развития речи в связи тяжёлой двигательной недостаточностью и выраженным нарушением деятельности. Общее недоразвитие речи - стойкое нарушение речевого развития в связи с тяжёлым поражением артикуляционной моторики в сочетании с сенсорными дефектами. Заикание, мутим - невротические и неврозоподобные речевые расстройства. Основные формы дизартрических нарушений речи у детей с детским церебральным параличом. На основе клинико-фонетического анализа произносительных расстройств речи выделяются восемь основных постоянно встречающихся форм дизартрического нарушения речи: 1) спастико-паретическая (ведущий синдром — спастический парез); 2) спастико-ригидная (ведущие синдромы — спастический парез и тонические нарушения управления типа ригидности); 3) гиперкинетическая (ведущий синдром — гиперкинезы: хореические, атетоидные, миоклонии); 4) атактическая (ведущий синдром — атаксия); 5) спастико-атактическая (ведущий синдром — спастический парез и атаксия); 6) спастико-гиперкинетическая (ведущий синдром — спастический парез и гиперкинез); 7) спастико-атактико-гиперкинетическая (ведущий синдром — спастический парез, атаксия, гиперкинез); 8) атактико-гиперкинетическая (ведущий синдром — атаксия, гиперкинез). Рассмотрим дифференцированную клиническую симптоматику при каждой форме дизартрии. Псевдобульбарная дизартрия как неврологическое понятие (поражение центральной проводимости черепно-мозговых нервов) составляет лишь один из компонентов этого сложного речевого расстройства. Кроме двигательных чистых псевдобульбарных расстройств, у детей обнаруживаются также ригидность, гиперкинезы, атаксия, апраксия. При развитии псевдобульбарной дизартрии - речь ребенка смазанная, неясная; голос тихий, гнусавый, как правило; имеет место слюнотечение. Жевание нарушено (дети нередко до 3 - 5 лет едят только протертую или полужидкую пищу). Обнаруживаются признаки недоразвития не только интеллекта и мышления, но и других психических функций (восприятие, память, внимание, речь, моторика, эмоции, воля и т. д.) Во-вторых, наблюдается преимущественное недоразвитие наиболее дифференцированных, онтогенетических молодых функций - мышления и речи при относительной сохранности эволюционно более древних элементарных функций и инстинктов. Речь не развита, ограничивается звуками, отдельными словами, нет понимания обращенной к ним речи.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 63 страницы
630 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg