Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Причины необходимости государственного регулирования экономики.

irina_krut2020 336 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 28 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.03.2020
Актуальность курсовой работы: в современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства. При этом для оптимального развития институтов регулирования экономики стоит четко представлять необходимые причины государственного вмешательства, чтобы обеспечить эффективное функционирование национальной экономики в целом. Объект исследования – органы законодательной, исполнительной и судебной власти, осуществляющие свою деятельность в сфере государственного регулирования экономики. Предмет исследования – необходимые для государтсва меры вмешательства в экономику, закрепленные в нормативно - правовых актах. Цель работы – исследование причин необходимости государственного регулирования экономики. Из цели курсовой работы вытекают следующие задачи: ? изучение теоретических основ государственного регулирования экономики; ? рассмотрение и анализ государственного регулирования в России. Теоретическо - методологической базой исследования стали научные труды ведущих отечественных и зарубежных экономистов.
Введение

В настоящее время существенная роль отводится государству для обеспечения правильного функционирования любой современной экономической системы. На протяжении целой истории своего существования государство наряду с целью поддержания порядка, законности, организации национальной защиты, реализовывало определенные функции в сфере экономики. Начиная с 30-х годов ХХ века, когда начало возникать активное вмешательство государства в экономическую сферу, вопросы разумности такого вмешательства, границы участия государства в экономических процессах, методы и инструменты государственного влияния на экономику становятся важными проблемами, вопросами которых принялись заниматься экономисты-теоретики. В ХХ веке были основаны многочисленные экономические концепции, отвечающие на эти вопросы.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования экономики 5 1.1. Понятие, цели и задачи государственного регулирования 5 1.2. Возникновение регулирования экономики государством, этапы развития 9 Глава 2. Причины государственного регулирования экономики в Российской Федерации 16 2.1. Необходимость регулирования рыночных отношений в России 16 2.2. Федеральная антимонопольная служба РФ как субъект государственного регулирования экономики 20 Заключение 25 Библиографический список 27
Список литературы

Нормативные и правовые акты Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (ред. от 17.02.2018) "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" Экономическая учебная и специальная литература Агапова И.И. История экономики. - М.: Магистр, 2010 – 115 с. А. С. Булатов, С. А. Бартенев, О. В. Соколова, В. Б. Супян. Микроэкономика: учебник для бакалавров. — М. : Издательство Юрайт, 2014. – 357 с Организация предпринимательской деятельности: учеб. пособие для студентов экон. спец. вузов - Ростов-на-Дону: "МарТ", 2002. - 335 с. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М.: ИНФРА – 2003 – 983 с. Ефимова Е.Г. Экономика: учебное пособие, 3-е изд. – М.: МГИУ, 2008, - 368 с Гибало Н.П. Экономическая мысль в ретроспективе. — М.: Нобелистика, 2004. — 202 с. Гибало Н.П. Уильям Петти и классические основы политической экономию - Вестник КГУ,2003.- 59 с. Шаститко А. Е. Неоинституциональная экономическая теория. - М.: ТЕИС, 1998. – 179 с. Афанасьева Е.Г., Белицкая А.В. Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2017. – 297 с. Издание Центрального Банка Российской Федерации. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2018 год и период 2019 и 2020 годов. Москва. 2017. – 144 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования экономики 1.1. Понятие, цели и задачи государственного регулирования Рынок – одна из главных категорий в экономической теории. Отрасль, в которой происходят экономические отношения между участниками рынка. У рынка существуют закономерности функционирования – значимый раздел экономической науки. Рынок зарождается на этапе производящего хозяйствования, когда складываются: 2. общественное разделение труда. 3. экономическая обособленность товаропроизводителей 4. самостоятельность производителя товара (услуг) и свобода предпринимательства. Вопросам функционирования рынка уделяли особое внимание А. Смит, К. Маркс, Дж. М. Кейнс, Ф. Хайек, М. Фридмен и многие другие. В экономической науке сформировалось несколько подходов к пониманию сущности рынка. Французский экономист А. Курно (1801-1877) под рынком понимал не просто рыночную площадь, а всякий район, где взаимоотношения покупателей и продавцов свободны, цены легко и быстро формируются естественным путем, выделяя сущностные признаки рынка: свободу участников и гибкое ценообразование. Английский экономист У. Джевонс (1835-1882) понимал рынок как группу людей, вступающих в деловые связи и заключающих крупные сделки по поводу всякого товара. У. Джевонс в качестве критерия рынка изучал «тесноту» связи между продавцами и покупателями. В структуре рынка можно выделить объекты и субъекты (экономические агенты) экономических отношений. Объектами рынка выступают товары и деньги. В условиях развитых рыночных отношений в роли товаров выступает не только производимая продукция (товары или услуги), но и факторы производства: земля, труд, капитал. В качестве денег при этом обычно рассматриваются все финансовые активы, важнейшими из которых являются собственно деньги. Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В модели кругооборота рынка участвует и государство, которое предоставляет домохозяйствам и организациям свои услуги через систему национальной обороны страны, систему образования, медицинского обслуживания и т.д. Для снабжения производства этих услуг государство с домохозяйств и организаций взымает денежные средства в виде налогов. У них же государство приобретает нужные для своей деловой активности ресурсы, товары и услуги. В современной рыночной экономике наравне с частным предпринимательством имеется государственный сектор и государственное регулирование. Государственное регулирование экономики - совокупность мер, действий, используемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов. Государственное регулирование - это процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого регулируются экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции). При этом для достижения установленных целей используется предопределенный набор средств (инструментов). Задачей государственного регулирования экономики является следование интересам государства, общества в целом, социально-незащищенных слоев населения, не забывая при этом о правах и свободе граждан. Государственное регулирование устремлено также на защиту интересов будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвращение ее загрязнения, гибели природы. Существуют, применяются разнообразные формы государственного регулирования. Ниже перечислены наиболее важные и главные из них: Непосредственное государственное управление рядом отраслей, объектов полностью или частично применяется по отношению к предприятиям, организациям, имеющим жизненно важное значение для экономики и общества, представляющим общественную опасность, нуждающимся в значительной государственной поддержке. К таким объектам относят военные, оборонные и энергетические сооружения, а также заповедники, музеи, парки т.д. Налоговое регулирование осуществляется путем установления тех или иных объектов налогообложения, назначения и дифференциации налоговых ставок, введения налоговых льгот, освобождение от налогов. В том же направлении воздействует и введение пошлин, таможенных сборов. Изменяя в ту или иную сторону налоговое бремя, государство может ускорять или замедлять экономические процессы, а еще взимание налогов есть главный источник доходов государственного бюджета, финансовая база социальной политики. Денежно-кредитное регулирование состоит в воздействии государства на денежное обращение и объем денежной массы. Такое регулирование способно изменить денежные потоки и накопления и тем самым оказывать воздействие на экономические процессы, бороться с высоким уровнем инфляции. Бюджетное регулирование состоит в том, что разделять средства государственного бюджета по различным направлениям их расходования располагают возможностью государственные органы. При этом определенным отраслям, сферам, социальным группам населения могут быть выделены большие бюджетные ассигнования, а другим - минимальные. Помимо этого, государство имеет возможность устанавливать дополнительные, кроме налоговых, платежи в бюджет, регулирование затрагивает и определение предельно допустимого дефицита государственного бюджета. Ценовое регулирование в рамках рыночной экономики состоит в том, что посредством государственного регулирования может устанавливаться предельный уровень цен, запрещая их повышение сверх этого уровня. Ущерб, причиняемый продавцам, может быть возмещен государственными дотациями. Государство в праве само назначать цены в условиях централизованной экономики, что является нерациональным с точки зрения мировой глобализации. Антимонопольное регулирование государством устремлено на ограничение или даже запрещение деятельности предприятий - монополистов, за исключением зоны хозяйствования в области естественной монополии. Государственное антимонопольное законодательство предусматривает санкции против монополистов, предотвращает создание условий, способствующих развитию монополизма. Государственное внешнеэкономическое регулирование - это широкий спектр способов и инструментов государственного влияния на систему экспорта и импорта, процессы внешней торговли, контроль над товарными потоками, пересекающими государственную границу, движение капитала в страну и из страны, валютный обмен. Подобное регулирование направлено на цели защиты экономических интересов государства, рост результативности внешнеэкономических связей, обеспечение экономической безопасности. Таковы важнейшие формы регулирования экономики государством. К задачам государства относятся не только создание возможностей для функционирования рынка на всех стадиях его работы, но и признание его значения в соблюдении баланса общественных интересов, стабильность социальной среды и защита национальных интересов. Сглаживание, предотвращение негативных последствий действия рыночных регуляторов и решение острых социально-экономических проблем общества - основная цель экономической деятельности государства.4 Стремясь к достижению этой цели, государство внедряется в рыночное хозяйство, осуществляет разнообразные меры административного и экономического характера, обеспечивающие условия для достижения основных макроэкономических целей. Важная функция государства в рыночной экономике - производство общественных благ. Особенность общественных благ заключается в том, что их полезность распространяется более чем на одного человека, их нельзя предоставить одному лицу, не предоставив другим (национальная оборона, защита от наводнений, уличное освещение и т.п.). Общественные блага нельзя продать одному лицу, поэтому их производство невыгодно частному бизнесу, но, так как эти блага необходимы обществу в целом, государство берет их производство на себя. 1.2. Возникновение регулирования экономики государством, этапы развития Классическая школа занимает особое место среди экономических школ и Адам Смит, написавший в 1776 году «Исследование природы и причины богатства народов». Теория Адама Смита стала началом современной экономики как науки, именно он впервые вывел закономерности взаимодействия спроса и предложения как основных сил рынка. Согласно закону спроса, покупатели приобретут большее количество товара по меньшей цене, и меньшее количество товара по большей цене. Графически это представляется в виде убывающей прямой, наклон которой определяется эластичностью спроса - степенью реагирования потребителя на изменение цены. Эластичность спроса может быть нулевой (потребители будут приобретать одно и то же количество товара независимо от изменения уровня цен), меньшей (изменение цены на один процент спровоцирует изменения спроса менее чем на один процент) и большей единицы (однопроцентное изменение цены изменит уровень спроса более чем на один процент). Аналогично работает закон предложения, согласно которому производитель будет продавать больше товаров по более высокой цене, и меньше товаров по более низкой. Графически это представляется возрастающей прямой, наклон которой будет определяться степенью ценовой эластичности предложения (рисунок 1). Рис. 1 - Кривые спроса и предложения Адам Смит описал феномен, возникающий при способе хозяйствования, основанного на частной собственности и экономической свободе: рыночные цены «подчиняют действия корыстолюбцев целям процветания общества». Предприниматель, цель которого – собственная выгода, тем не менее, направляется, как выразился А. Смит, «невидимой рукой» рыночных цен к экономическому процветанию общества, которая вовсе не входит в его намерения. Принцип невидимой руки гласит, что рыночное равновесие устанавливается в точке пересечения кривых спроса и предложения, при этом оно достигается автоматически, через воздействие потребителей и продавцов на рынок. Закон или принцип «невидимой руки» постулирует следующее: цены вынуждают производителей, поставщиков ресурсов и потребителей делать свой персональный выбор, но вместе с тем являются и средством выравнивания их интересов. Цены содержат в себе информацию о потребительских предпочтениях, издержках и факторах, связанных со временем, месторасположением и иными обстоятельствами, учесть которые не в состоянии ни отдельный человек, ни целый плановый орган. Всего лишь одна-единственная обобщающая цифра, рыночная цена, предоставляет производителям полный объем информации, необходимый для приведения своих личный действий в соответствие с действиями и предпочтениями других. Рыночная цена направляет и стимулирует и производителей, и поставщиков ресурсов к производству вещей, ценимых наиболее высоко в сравнении с издержками их производства. Таким образом, следуя логике рассуждений, А. Смит отрицает необходимость вмешательства власти в процессы производства, распределения, обмена и потребления, и считает такое вмешательство вредным для развития экономических и рыночных процессов. Он утверждает, что в течение некоторого периода продавцы и покупатели будут изменять точки на своих кривых спроса и предложения, соответственно изменяя цены и количество покупаемых и продаваемых товаров, пока не дойдут до точки равновесия, после чего начнут стабильно совершать сделки на покупку-продажу равновесного количества товара по равновесной цене. По мнению А. Смита, государство должно: ? ограждать общество от насилия и вторжений других независимых обществ; ? ограждать по мере возможности каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов, или установить хорошее отправление правосудия; ? создавать и содержать определенные общественные сооружения и учреждения, создание и содержание которых не может быть в интересах отдельных лиц или небольших групп, и затраты на которые не могут быть покрыты частными лицами. Теоретически «принцип невидимой руки» логически обоснован и правилен, однако, в современных экономических условиях он не всегда находит подтверждение, так как означенный принцип работает только в условиях совершенной конкуренции, когда на рынке действует множество продавцов и покупателей и осуществляется производство, распределение, обмен, потребление абсолютно однородного товара. Рынок совершенной конкуренции скорее теоретическая модель, на практике приходится иметь дело с несовершенной конкуренцией. Меркантилизм — система взглядов экономистов XV XVII вв., ориентированная на активное вмешательство государства в хозяйственную деятельность. Меркантилисты не видели в экономических процессах объективной закономерности. Они полагали, что государство может по своей воле управлять экономическими процессами. В конце XVII в. в Англии происходит расширение капиталистического разделения труда. На базе старой техники рабочий, который специализируется на какой-либо одной операции, достигает в ней большого искусства, в результате чего повышается производительность труда. С этого времени начинает формироваться классическая школа политэкономии, основателем которой был У. Петти. Он одним из первых выразил идею о наличии в экономике объективных познаваемых закономерностей, которые он сравнивал с законами природы и потому называл естественными законами. Классическая теория рассматривала эффективное равновесное состояние в условиях совершенной конкуренции, которая представляет собой экономическую модель идеализированного состояния рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Совершенная конкуренция представлялась самодостаточным средством достижения рыночного равновесия. Поэтому в классической теории государственное регулирование считалось главным врагом рыночной экономики. В середине 70 х годов ХХ в. инфляция стала постоянным параметром макроэкономических процессов. Это означало конец "эпохи кейнсианства", ибо стимулирование совокупного спроса приводило к неуправляемой разрушительной инфляции. Новая экономическая реальность требовала новой концепции макроэкономического регулирования. Вот почему экономическая мысль, сохранив главное методологическое достижение кейнсианства — идею о необходимости государственного вмешательства в рыночную экономику, — вынуждена была отказаться от "прикладного" содержания кейнсианства. На авансцене оказалась так называемая "чикагская школа" (известная, как "монетаризм"), выдвинувшая три идеи: ? возрождение конкуренции как главного и адекватного рыночного механизма, ? ограниченное вмешательство государства в экономику, ? основной объект регулирования — сфера денежного обращения. Монетаристы считают, что государственное вмешательство в экономику блокирует действие стихийных регуляторов, вместо того чтобы дополнять их. Сами возможности государства ограничены: оно способно создавать дополнительный спрос (давать госзаказы, увеличивать налоги, заниматься эмиссией денег), но не может увеличить товарное предложение (поскольку услуги государства есть прямой вычет из ВНП). Кроме того, государство ориентировано на краткосрочную перспективу (по политическим соображениям правительство стремится, как можно быстрее "успокоить" встревоженных граждан), а рынку нужно время, чтобы преодолеть трудности. Таким образом, правительство ради эфемерного сиюминутного результата не дает работать механизму "невидимой руки", который срабатывает не сразу, но дает более устойчивые результаты. Именно монетаризм стал идеологическим знаменем многих либеральных реформ последней трети ХХ в. — тэтчеризма в Великобритании, рейганомики в США, гайдароэкономики в России
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Экономика, 33 страницы
396 руб.
Курсовая работа, Экономика, 65 страниц
780 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg