Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психологические признаки эмоциональной напряженности в речевом поведении военнослужащих

irina_krut2020 1750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 70 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.03.2020
Объектом исследования является эмоциональная напряженность военнослужащих. Предметом исследования являются особенности проявления в речи состояния эмоциональной напряженности военнослужащих. Цель исследования - выявить особенности проявления в речи состояния эмоциональной напряженности военнослужащих. Задачи дипломного исследования: 1. Провести теоретический анализ проблемы эмоциональной напряженности военнослужащих. 2. Эмпирическим путем определить специфику проявления в речи состояния эмоциональной напряженности военнослужащих. 3. Разработать практические рекомендации органам по работе с личным составом по учету негативных эмоциональных состояний военнослужащих. Гипотеза исследования: эмоциональное напряжение в речевом поведении военнослужащих представлено грамматической, стилистической, логической и лексической организацией языка. Теоретико-методологическую базу исследования составили основные положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, теории деятельности А.Н. Леонтьева, ориентировочной основы деятельности П.Я. Гальперина, психофизиологического эксперимента А.Р. Лурии, а так же различные работы и выдержки из работ таких авторов как: В. Л. Марищука, Л.В. Куликова, Н. И. Наенко, О.В. Овчинникова, Е. А. Иванова, Зильбермана, Э.Л. Носенко, Лазаруса, Ю.Г. Чиркова, Г. Селье.
Введение

Актуальность исследования. Отличительной чертой современного человека является многообразие форм и способов осуществления взаимодействия с окружающими людьми. Умение общаться и эффективно строить взаимоотношения считается неотъемлемым качеством профессионала в тех сферах труда, где от особенностей общительности личности зависит результативность всей деятельности. В этих случаях остро встает вопрос о профессиональной компетентности человека в сфере общения и эффективной коммуникации. В последние десятилетия отмечается усиление внимания к психологическому аспекту изучения языка. Язык выступает как универсальное средство, благодаря которому происходит общение между людьми, и представляет собой неотъемлемую часть каждого человека, который находится в постоянном контакте с окружающим его миром. Следовательно, язык и его носители являются частью общества, понять функционирование и развитие языка можно лишь с учетом его социальной природы. При рассмотрении эмоциональной напряженности в речевом поведении представляется целесообразным затронуть армейский аспект. Военная сфера вербального поведения привлекла наше внимание по следующим причинам: во-первых, социально-профессиональная группа военнослужащих имеет специфические черты с точки зрения правового положения в обществе и особый социально-бытовой характер (большая часть мужского населения проходит службу в армии и в тот или иной момент сталкивается со спецификой речевого общения в данной сфере); во-вторых, не подготовленный психологически, социологически и лингвистически человек сталкивается с большими трудностями при общении в военной сфере, решать которые приходится, адаптируясь к особенностям данной социальной группы; в-третьих, добровольно или принудительно военнослужащие в армии проходят школу становления языковой личности в условиях такой социальной организации, которая жестко регламентирует все стороны жизни индивидов. Вербальное поведение представляет собой словесное взаимодействие сторон и осуществляется с помощью знаковых систем, главной среди которых является язык. Язык как знаковая система является традиционным средством выражения человеческого мышления посредством общения. Вербальное поведение представляет собой всю совокупность вербальных реакций: восприятие слов, говорение, реагирование на слова, запоминание вербального материала и т.д. Мы подробно останавливаемся на специфике военного делового общения в воинском коллективе, т.к. для нас представляет интерес процесс вербального поведения личности военнослужащего, добровольно решившего связать свою жизнь с армией и вынужденного для достижения профессионального успеха соблюдать нормы и регламент, установленные в военной сфере общения.
Содержание

Введение………………………………………………………….………3 Глава 1. Теоретико - методологические основы исследования эмоциональной напряженности военнослужащих………………………….6 1.1 Психологическое содержание эмоциональной напряженности в науке………………………………………………………………………………6 1.2 Детерминанты эмоциональной напряженности…………………15 1.3 Подходы к исследованию проблемы проявления в речи состояния эмоциональной напряженности…………………………………………….…20 Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей проявления в речи состояния эмоциональной напряженности военнослужащих………………………………………………………………29 2.1 Замысел исследования особенностей проявления в речи состояния эмоциональной напряженности военнослужащих……………………………29 2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования………………............................................................................34 2.3 Практические рекомендации органам по работе с личным составом по учету негативных эмоциональных состояний военнослужащих…………37 Заключение…………………………………………………………….56 Список литературы……………………………………………………59 Приложения……………………………………………………………63
Список литературы

1.Анастази А. «Психологическое тестирование», - М.: Изд. «Педагогика», 1999. 2.Анохин П.К. «Очерки по физиологии функциональных систем», - М., 1995. 3.Артемьева Е.Ю. «Психология субъективной семантики», - М., 1990. 4.Аболин П.М. «Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека», - Казань: «Изд. казанского университета» 1987. 5.Бойко В.В. «Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других», - М: «Филин» 1996г. 6.Березин Ф.Б. «Психическая и психофизиологическая адаптация человека», - Л.: Изд. «Наука», 1988. 7.Бодалев A.A. «Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения», - М., 1998. 8.Бодалев А.А, Столин В.В. «Общая психодиагностика», - М.: Изд. «Речь», 2004. 9.Бодров В. А. «Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы», - М.: Изд. ИПРАН, 1995. 10.Бодров В. А. «Экспериментальное изучение эмоционального напряжения у операторов», - Военно-медицинский журнал. 1973. - № 1. 11.Бодров В.А. «Информационный стресс», - М.: Изд. «Пэр Сэ», 2000. 12.Болотова А.К., Макарова И.В. «Пути развития временной компетентности в тренинге», - Сб. III съезд Российского психологического общества. СпБ. 2003. 13.Болотова А.К. «Человек и время в ситуации социальной нестабильности. Общественные науки и современность», - 1997. 14.Болотова А.К. «Эмпатия и время в рамках диалогической методологии». Тезисы докладов международной конференции «Проблемы психологии времени», - Одесса. 1995. 15.Брайт Д., Джонс Ф. «Стресс. Теории, исследования, мифы», - СПб: Изд. «Прайм-Еврознак», 2003. 16.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. «Словарь-справочник по психологической диагностике», - Киев: Изд. «Наукова Думка», 1989. 17.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. «Словарь-справочник по психодиагностике», - СПб. Изд. «Питер», 2005. 18.Водопьянова Н.Е., Серебрякова А.Б., Старченкова Е.С. «Синдром «психического выгорания» в управленческой деятельности», - Вестник СПбГУ. Вып.2. - №13, 1997. 19.Выготский Л.С. «Проблема эмоций. Вопросы психологии», - 1985. 20.Выготский Л.С. «Мышление и речь», - М., 2001. 21.Василюк Ф.Е. «Психотехника переживаний», - М: 1991. 22.Вилюнас В.К. «Психологические механизмы мотивации человека», - М. 1990. 23.Вилюнас В.К. «Психология эмоциональных явлений», - М: «Изд. МГУ» 1976. 24.Вилюнас В.К. Гиппенрейтер Ю.Б. «Психология эмоций», - М. 2005. 25.Васильев И.А. «Эмоции и мышление», - М: «Издательство МГУ», 1980. 26.Вайсфельд М. «Стремления и чувства», - Спб «Образование», 1914. 27.Громова Е.А. «Эмоциональная память и её механизмы», - М: «Наука» 1980. 28.Гальперин П.Я. «Введение в психологию», - М: «Изд. МГУ» 1976. 29.Дружинин В.И. «Психология», - Спб: «Питер», 2000. 30.Дарвин Ч. «Выражение эмоций у человека и животных», - Хрестоматия по психологии Под ред. Петровского А.В. М.: Просвещение, 1987. 31.Додонов Б.Н. «Эмоции как ценность», - М. «Политиздат» 1998. 32.Дерябин В.С. «Чувства, влечения, эмоции», - Л: «Наука» 1975. 33.Дружинин В.И. «Психология», - Спб: «Питер» 2000. 34.Изард К.Е. «Эмоции человека» / Пер. с англ. СПб., 2007. 35.Ильин Е.П. «Эмоции и чувства», -СПб., 2001. 36.Изард К.Е. «Эмоции человека», - Спб: «Питер» 2005. 37.Крылов А.И. Маничев С.А. «Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии», - Спб: «Питер», 2000. 38.Карасёв Л.В. «Философия смеха», - М: «Российский государственный гуманитарный университет», 1996. 39.Казаков В.Г. Кондратьева Л.Л. «Психология», - М: «Высшая школа», 1999. 40.Ковалёва Л.Е. «Формула эмоций», - М: «Детская литература», 1994. 41.Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. «Психические состояния», - Владивосток, Изд. ДВГУ, 1990. 42.Левитов Н.Д. «О психических состояниях человека», - М., «Просвещение», 2004. 43.Леонова А.Б., Медведев В.И. «Функциональные состояния человека в трудовой деятельности», - М., Изд. МГУ, 1981. 44.Леонтьев А.А. «Психолингвистика», - Л. Наука 1997 . 45.Леонтьев А.Н. «Деятельность. Сознание. Личность», - М., 2001. 46.Лурия А.Р. «Язык и сознание», - М. МГУ 1999. 47.Наенко Н.И. «Психическая напряжённость», - М., Изд. МГУ, 2006. 48.Носенко Э.Л. «Эмоциональное состояние и речь», - Киев, 1991. 49.Немчин Т.А. «Состояния нервно-психического напряжения», - Л., Изд. ЛГУ, 1983. 50.Петренко В.Ф. «Психосемантика сознания», - М. 1998. 51.Пиотровская Л.А. «Эмотивные высказывания как объект лингвистического исследования», - СПб., 1994. 52.Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2: Бытие и сознание», - СПб., 2003. 53.Слобин Д. «Психолингвистика», - М. Прогресс 1976. 350с. 54.Сорокин Ю.А. «Теоретические и прикладные проблемы речевого общения», - М. Наука 1979г. 327с. 55.Стоу Б.М. «Антология организационной психологии», - М.: Изд. «Вершина», 2005. 56.Ушакова Т.И. «Функциональные структуры второй сигнальной системы», - М. Наука 1979. 57.Хомская Е.Д., Батова Н.Я. «Мозг и эмоции (нейропсихологическое исследование)», - М., 1998.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретико - методологические основы исследования эмоциональной напряженности военнослужащих 1.1 Психологическое содержание эмоциональной напряженности в науке К состояниям эмоциональной напряжённости, активно влияющим на поведение лиц, проходящих службу в вооруженных силах, прежде следует отнести: состояние тревоги (тревожность), страха, стресса и его разновидности - фрустрации, аффект, а также страдания. Эти эмоциональные проявления чаще наблюдаются в указанной сфере социально-правовых отношений именно потому, что многие конфликты между людьми, требующие строгого и чёткого правового регулирования, связаны, как правило, с удовлетворением (либо, напротив, с неудовлетворением) тех или иных жизненно важных для них потребностей материального, социального, нравственного характера. Состояние тревоги (тревога, тревожность) - особое эмоциональное состояние психической напряжённости человека, возникающее в результате предчувствия им неопределённой, иногда неосознаваемой, неотвратимо приближающейся опасности. Тревога вызывает активизацию внутренних ресурсов организма, психики человека для того, как наступает ожидаемое событие, помогая субъекту адаптироваться к изменяющимся условиям своего существования, выстоять в любой кризисной ситуации. Состояние тревожности нередко рассматривается в качестве эмоциональной реакции тревожного ожидания, несоразмерной опасности, в ряде случаев как реакция на воображаемую угрозу, возможную неудачу. То есть состояние тревожности часто бывает обусловлено не только самой ситуацией, имеющей место в действительности, но и тем, какой она представляется индивиду, какое он ей придает значение и какой смысл вкладывает в нее. Поэтому роль субъективного фактора при оценке влияния состояния тревожности на поведение того или иного участника процесса исключительно велика. Одна и та же ситуация для одного субъекта может быть совершенно заурядной, не вызывающей никаких эмоций, а для другого — с учетом его индивидуально-психологических особенностей — явится источником сильных эмоциональных переживаний. В этом проявляется своего рода иррациональный характер тревожности, понимание которого помогает увидеть подлинные побуждения людей, их порой внутренне противоречивые, необъяснимые с точки зрения здравого смысла поступки, неадекватные формы поведения. В этой связи интересно отметить, что еще 3. Фрейд с позиций психоанализа рассматривал состояние тревожности как «готовность к страху», как «страх ожидания», «боязливое ожидание». А поскольку это состояние в значительной мере связано с особенностями психики людей, отличающихся от других по складу своего характера большей чувствительностью, боязливостью, пессимизмом, нежели с объективными обстоятельствами, он называл тревожность «невротическим страхом» (в отличие от «реального страха»). Компонентами тревожного состояния обычно являются такие эмоции, как страх, стыд, вина и некоторые другие. О переживании субъектом состояния тревоги обычно свидетельствуют различные физиологические, а также определённые внешние наблюдаемые поведенческие признаки (напряжённое выражение лица, сниженная активность, заторможенность), нарушения вегетативной нервной системы, познавательной деятельности, нередко проявляемые в неадекватной оценке угрожающей обстановке в сторону её большего усложнения, в несоответствующих реальным условиям принимаемых решений. Человек, переживающий тревогу, ощущает свою беспомощность, неопределенность собственного положения, неуверенность, беззащитность перед надвигающейся опасностью. При этом состояние тревоги нередко усиливается в ситуации мотивационного конфликта, когда субъект, пытающийся найти правильное решение, находится под воздействием взаимоисключающих мотивов достижения и одновременно мотивов избегания (боязни) неудачи, что еще более отрицательно воздействует на его активность, а порой и парализует ее вовсе. Поэтому сильную тревогу вполне обоснованно некоторые психологи называют самым неопределенным и поэтому самым мучительным состоянием эмоциональной напряженности, вызывающим у человека страдания. Чрезмерное эмоциональное возбуждение, прежде всего тревоги, считают другие, — может привести к патологическим нарушениям, вплоть до появления симптомов некоторых психических расстройств и заболеваний. Эмоциональные реакции на опасность в состоянии тревоги могут сопровождаться такими физическими ощущениями, как дрожь, учащенное дыхание, сердцебиение, усиленное потовыделение, частые побуждения к мочеиспусканию, понос, рвота, в психологической сфере — чувство нетерпения и т.п. Все эти ощущения могут быть настолько интенсивными, что сильная тревога (равно как и страх) может завершиться сердечным приступом либо даже летальным исходом. Страх, безусловно, рефлекторная эмоциональная реакция на опасность, выражающаяся в резком изменении жизнедеятельности организма. Наиболее общими причинами появления страха считаются следующие: ощущение субъектом непреодолимой опасности для себя и своих близких, ощущение приближающейся неудачи, чувство собственной беспомощности, беззащитности перед ней. В большинстве случаях страх вызывает сильный симпатический разряд: крик, бегство, гримасы. Характерный симптом страха - дрожание мышц тела, сухость во рту (отсюда хриплость и приглушённость голоса), резкое учащение пульса, повышение сахара в крови и т.д. Существует три формы страха: стеническая форма (паника), плохо или совсем не контролируемая сознанием; астеническая форма, протекающая кратковременно и выражающаяся в дрожи, нецелесообразных поступках; стеническое возбуждение - поведение, регулируемое сознанием и направленное на преодоление опасности и подавление страха. При стенической и астенической формах страха внимание воспринимающего захватывается возникшей опасностью. Отсюда сужение сознания, снижение полноты и точности отражения, неверность оценки ситуации. При стеническом возбуждении страх остаётся, но деятельность определяется мышлением и волей. Это заставляет человека, напрячь все усилия для преодоления опасности. Такой эмоциональный подъём способствует быстротой, правильной ориентировке в сложившейся ситуации и соответствующим действиям. Из сказанного видно, что страх может неодинаково влиять на процесс формирования показаний. В одних случаях под воздействием страха события воспринимаются преувеличенно, искажённо, а в других - они плохо или вовсе не запечатлеваются, в третьих - воспринимаются правильно, объективно. Иногда ситуация может ошибочно восприниматься как опасная, могут переоцениваться сила соперника и недооцениваться собственные возможности. В таких случаях причина страха в нереальности лишения воспринимающего. Такой страх чаще проявляются у людей эмоционально-возбудимых, впечатлительных. Таким образом, состояние тревоги (тревожность) чаще бывает связано с ожиданием возможной опасности, неудачи. Оно сигнализирует человеку о надвигающейся угрозе и в этом смысле играет важную роль своеобразного «сторожа», побуждающего нас к целенаправленному поведению, поиску источников опасности и путей ее преодоления. С этой точки зрения тревога как вполне нормальное психическое состояние (если она не «зашкаливает») имеет положительное значение. С другой точки зрения, состояние тревоги, как отмечалось выше, у некоторых людей, несмотря на то, что оно сигнализирует о надвигающейся опасности, вместо активности вызывает состояние беспомощности, неуверенности в своих силах. Это приводит к дезорганизации целенаправленного поведения, свертыванию активности, снижению продуктивности деятельности, к появлению неврозов. В этом проявляется отрицательная роль состояния тревожности (тревоги). Воздействие на психику, сознание человека в состоянии тревоги зависит не только от его индивидуально-психологических особенностей, его конституциональной предрасположенности к переживанию тревоги, но и от культурной, социальной среды, оказавшей ранее и продолжающей оказывать в данной ситуации свое огромное воздействие на рациональное мышление и поведение субъекта. Поэтому оценка судом состояния тревожности у того или иного участника процесса должна проводиться с учетом личности субъекта, его социального статуса, самооценки, ценностных ориентаций, уровня интеллектуального развития, приобретенного опыта и т.п. Известно, например, что некоторые люди вообще не склонны остро переживать состояние тревоги. Она как бы неведома им, не проявляется у них даже в минуты реальной опасности. У таких лиц отсутствует должная осторожность и предусмотрительность в поведении, значительно снижен уровень самоконтроля. В большей мере это свойственно молодым, беспечным по своему характеру, социально незрелым людям, к тому же не имеющим достаточного жизненного опыта, а иногда и просто со сниженным уровнем интеллекта, с неразвитыми когнитивными, прогностическими способностями. Нередко эти качества отражаются на их легкомысленном, небрежном отношении к своим поступкам. Для обозначения психических состояний человека в трудных условиях исследователи пользуются разными понятиями, среди которых наиболее популярно понятие «стресс». Его применяют для обозначения широкого круга не только психических, но и физиологических состояний, например физического напряжения, утомления и т.д. Состояние эмоциональной напряжённости (стресс). Длительно переживаемые эмоции тревоги, страха могут свидетельствовать о том, что субъект находится в состоянии психической напряжённости или в состоянии стресса. Стресс - это состояние психической напряжённости, обусловленное адаптацией (приспособлением) психики человека, его организма в целом к сложным, изменяющимся условиям его жизнедеятельности.[15] Эмоциональный стресс может сопровождаться эмоциями гнева (ярости), страха (ужаса), горя (страдания), тревоги, подавленности, депрессии, что внешне проявляется в мимике, жестах, речи, поведении человека. Состояние психической напряжённости возникает при выполнении человеком продуктивной деятельности в трудных условиях и оказывает сильное влияние на её эффективность. Характер этого влияния определяется как самой ситуацией, так и особенностями личности, её мотивацией и т.д. Таким образом, напряжённость возникает при опасности, при различных физических и умственных перегрузках, при необходимости принимать быстрые решения. Человек, оказавшийся очевидцем страшного преступления (например, убийства) или ставший жертвой преступления, испытывает состояния напряжённости. При этом все его психические процессы как бы приторможены: человек плохо слышит, мало видит, медленно соображает, плохо ощущает свои движения. У одних картина напряжённости может быть ярко выраженной, длительной, у других - менее заметной и короткой. Среди других эмоционально насыщенных состояний является фрустрация. Растерянность или, как ещё её называют по-английски, «фрустрация» (буквально означает уничтожение замысла, расстройство планов) указывает на ситуацию, которая сопряжена с неудачей. Как пишет Н.Д. Левитов, «фрустрация - это состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно преодолимыми (или субъективно так называемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задач».[42] Фрустрация - часто вызывает агрессивное поведение, направленное против фрустратора - источника фрустрации. В случае неустранимости фрустрации (невозвратимости потерь) может возникнуть глубокие депрессивные состояния, связанные со значительной и продолжительной дезорганизации психики (ослабление памяти, способности к логическому мышлению и т.п.). Аффект - (от лат. Alectus - душевное волнение, страсть) - это кратковременный эмоциональный процесс взрывного характера, стремительно овладевающим человеком, бурно протекающий, характеризующийся значительными изменениями сознания, частичным снижения волевого контроля. Аффективные действия эмоционально-импульсивны, т.е. побуждаются чувствами, они не имеют осознанного мотива. Сильное, захватывающее всю личность чувство само по себе и является побуждением к действию. В такие моменты человек часто не сознаёт своих действий, теряет контроль над своим поведением и допускает такого рода поступки, на которые, казалось, он совершенно не способен. К указанным состояниям можно отнести, например, наивысшую степень проявления гнева - ярость, страх, ужас, горе, отчаяние, радость, восторг. Рассмотренные выше эмоции, эмоциональные состояния: тревожности, страха, напряжённости (стресса, фрустрации), аффекта, нередко сопровождаются страданиями. Страдания - это чувство, эмоция человека в виде отрицательных переживаний, возникающих под воздействием травмирующих его психику событий, глубоко затрагивающих его личностные структуры, настроение, самочувствие, здоровье. Эмоциональный профиль страдания считается одним из сложных, поскольку собственно страдание отдельно, в чистом виде наблюдается крайне редко. Обычно страданию сопутствуют: страх, напряжённость (стресс), гнев, импульсивность, аффект, стыд и другие негативные эмоции. Наиболее распространена связь страдания и страха, страдания и стресса. Угроза реальная или мнимая (запугивание), совершить то или иное действие против противника может вызвать страх. Последний, действуя парализующим образом на долго субъекта, его мотивационную сферу (мотивацию достижения), способствует утрате смелости, активности, а следовательно, приводит к нравственным страданиям. В отличие от нравственных, физические страдания связаны с причинением человеку физической боли, мучений, всегда сопутствующих нанесению телесных повреждений, различного рода увечий, с истязаниями, с заражением какой-либо инфекцией, с заболеванием, которое может быть результатом, в том числе и перенесённых нравственных страданий. Среди эмоциональных состояний выделяют эмоциональную напряженность, характеризующуюся повышенным уровнем активации. Как уже говорилось, наряду с физиологическими параметрами при оценке напряжённости широко используются показатели деятельности. Интерес к ним естествен, так как в современных условиях проблема психической напряжённости изучается прежде всего в связи с качеством работы в трудных условиях. В этом плане особое внимание было уделено характеру сдвигов в деятельности – её улучшению или ухудшению. Так появилось основание для выделения двух видов состояний: напряженности, оказывающей положительный, мобилизующий эффект на деятельность, и напряжённости, которая характеризуется понижением устойчивости психических и двигательных функций вплоть до дезинтеграции деятельности. В. Л. Марищук предложил разделить понятия «эмоциональное напряжение» и «эмоциональная напряженность».[48] Первое, с его точки зрения, характеризуется активизацией различных функций организма в связи с активными волевыми актами, вторая приводит к временному снижению устойчивости психических процессов и работоспособности. Такое разделение представляется не очень логичным и прежде всего потому, что эмоциональным напряжением автор называет волевое напряжение. Большинство авторов не разводят понятия «эмоциональное напряжение» и «эмоциональная напряженность». Л. В. Куликов вообще считает, что добавлять к слову «напряжение» определение «эмоциональное» нет необходимости, потому что трудно представить себе любое напряжение безэмоциональным.[23] Думаю, что это заявление излишне категорично, хотя по своей сути оно справедливо. Ведь выделение эмоционального напряжения обусловлено не тем, что есть напряжение, сопровождаемое эмоциональными переживаниями, а тем, что причиной психического напряжения человека является развившаяся сильная эмоция. Недаром Н. И. Наенко и О. В. Овчинников выделили и операциональную напряженность, которая связана с высоким темпом работы. При этом виде напряженности эмоциональные переживания тоже могут иметь место, но они вторичны, а не первичны, как при эмоциональной напряженности. Собственно, и Л. В. Куликов отмечает, что у акцентуированных личностей причиной напряжения могут быть эмоции. Эмоциональная напряженность может оказывать на эффективность деятельности как положительное, так и отрицательное действие. По данным Е. А. Иванова [41] и др., эмоциональная напряженность перед прыжком с парашютом увеличивает мышечную силу, но расстраивает моторную координацию. 1.2 Детерминанты эмоциональной напряженности Состояние эмоциональной напряженности, как подчеркивает А.Н. Леонтьев, занимает особое место среди эмоциональных процессов, хотя и трудно провести четкую грань между стрессовым состоянием и аффектом, между эмоциональной напряженностью и напряженностью, вызванной неэмоциональными факторами.[45] П.Б. Зильберман считает, что состояние напряженности должно рассматриваться как помеха, и ни в коем случае не может смешиваться с состоянием напряжения, неизбежно сопутствующим любой сложной деятельности, тем более такой, которая выполняется на уровне, близком к пределу данного индивидуума. Н.И. Наенко определяет понятие «эмоциональная напряженность» как видовое по отношению к родовому «психическая напряженность», а под последним понимает «состояние, возникающее у человека в трудных и критических условиях». [47] По мнению Э.Л. Носенко, к состоянию эмоциональной напряженности следует относить те состояния, характерной особенностью которых является наличие преимущественно отрицательного, дезорганизующего воздействия на деятельность и состояние испытуемого, вытекающего из самой психологической сущности данного состояния.[48] В последствии под «эмоциональной напряженностью» будет пониматься особое эмоциональное состояние, характеризующееся интенсивными эмоциональными переживаниями в ходе речевой коммуникации, воспринимаемое индивидом как помеха для достижения коммуникативных намерений. Эмоциональные состояния особенно интенсивны в критических ситуациях, так как эмоции выполняют, по выражению К. Прибрама, функцию «внутреннего приспособления». М. Роговин отмечает, что под влиянием состояний напряжённости происходит сдвиг форм реагирования по направлению к крайним точкам шкалы «торможение – возбуждение». Тормозной тип реагирования характеризуется общим мышечным напряжением, особенно резко выражающимся в мимике, скованностью позы и движений, разного рода фиксациями, пассивностью, замедленным течением психических процессов, своеобразной «эмоциональной инертностью», проявляющейся в виде безучастности и негативного безразличия. Возбудимый тип реагирования выражается в бурной экстраверсии, суетливости, многословии, гипертрофии двигательных проявлений, быстрой смене принимаемых решений, повышенной лёгкости перехода от одного вида деятельности к другому, несдержанности в общении и т.д. В состояниях напряжённости поведение в значительной мере характеризуется преобладанием стереотипных ответов, неадекватных ситуации. В первую очередь страдают сложные формы целенаправленной деятельности, её планирование и оценка. Возникающие при этом нарушения происходят на разных уровнях. Прежде всего, как показали многочисленные исследования В.Л. Марищука и его сотрудников, наблюдается общая тенденция к понижению устойчивости психических процессов. В условиях аварийной ситуации такое поведение может выражаться в «блокаде» восприятия и мышления, памяти и практических действий субъекта. Согласно К.М. Гуревичу, другой уровень изменений психической деятельности образуют такие проявления личности, как растерянность, утрата самообладания и т.п. Наконец, крайние степени психических изменений приводят к фактическому распаду деятельности, самоустранению человека от продолжения работы. Наряду с этим имеются данные о том, что под влиянием напряжённости у некоторых лиц показатели деятельности могут улучшаться либо оставаться неизменными по сравнению с обычными условиями. Таким образом, состояния психической напряжённости оказывают неоднозначное влияние на деятельность: в сторону либо ухудшения, либо улучшения, либо неизменности. Причины возникновения напряженности различны и могут иметь разную силу воздействия на индивида. В связи с этим выделяют следующие типы ситуаций: трудные, параэкстремальные, экстремальные. В трудной ситуации существует достаточно сложная и значимая для индивида задача, так как от разрешения ситуации зависит дальнейшее существование субъекта. Такая дифференциация позволяет соотнести указанные ситуации с силой возникающих состояний напряжения, что имеет немаловажное значение для понимания наблюдаемых изменений в деятельности и поведении коммуниканта. Т.А. Немчин выделяет три разновидности состояния нервно-психического напряжения в соответствии с интенсивностью его выражения: слабое, умеренное и чрезмерное.[49] Первая степень называется напряжением лишь условно, так как признаков напряжения либо не наблюдается совсем, либо их проявления настолько незначительны, что индивидуум не считает свое состояние эмоционально-напряженным. При умеренно выраженном психическом напряжении в психической деятельности наблюдаются явные позитивные сдвиги: возрастает внимание, изменяется функция памяти, увеличивается продуктивность мышления, повышается продуктивность, увеличивается точность движений, уменьшается количество ошибок. Н.В. Витт предлагает использовать для обозначения такого вида эмоциональной напряженности термин «эмоциональная активация». Третья степень нервно-психического напряжения характеризуется признаками нарушений в психической сфере: снижается объем внимания, его устойчивость и способность к концентрации, способность к переключению внимания; снижается продуктивность кратковременной памяти; обнаруживаются негативные сдвиги в способности к решению логических задач; страдает координация. Степень возникающего напряжения обусловлена также и психологическими особенностями человека: мотивационными, интеллектуальными и другими психологическими характеристиками, жизненным опытом индивида, объемом знаний и т.д. Основная роль в возникновении угрозы принадлежит не столько объективной опасности и объективным возможностям противостоять этой опасности, сколько тому, как человек воспринимает ситуацию, оценивает свои возможности, т.е. субъективному фактору. По мнению Р. Лазаруса, характер ответных реакций на стресс обуславливается такими психологическими факторами как значимость ситуации для субъекта, интеллектуальные способности и т.д. Эмоциональная напряженность может возникнуть у человека при попадании в трудные, экстремальные условия, при умственной и эмоциональной перегрузке, создаваемой необходимостью быстрого принятия ответственного решения; трудностями задачи; дефицитом времени при выполнении значимой для человека деятельности; повышенной ответственностью за выполняемую работу; неудачами в деятельности и т.д. Состояние эмоциональной напряженности как одно из интенсивных эмоциональных состояний способно «существенно влиять на протекание и общую эффективность деятельности».[41] В проявлениях эмоций можно выделить три основных компонента - субъективные переживания, двигательные проявления и изменения в деятельности внутренних органов. Субъективные переживания представляют собой высший уровень комплексной реакции человека и без специального обучения плохо поддаются внутреннему контролю и управлению. Двигательный компонент проявляется в специфической мимике, жестах, плаче, смехе, других элементах двигательного поведения. Эти реакции в наибольшей степени подвержены произвольному контролю. С гораздо большим трудом поддается контролю и коррекции речевой компонент (тембр, громкость, скорость, смысловая составляющая). Это в очередной раз, теперь и с точки зрения физиологии, доказывает предположение о том, что такой прагматический аспект как состояние эмоциональной напряженности имеет непосредственное влияние на речепроизводство и процесс речевой коммуникации в целом. Э.Л. Носенко выделяет следующие основные группы реакций, которые являются типичными для состояния эмоциональной напряженности и, вероятно, могут сигнализировать о его наличии: 1. Возникновение тревожных состояний (беспокойства, подавленности, страха, отчаяния и т.д.). 2. Изменения в привычном для данного индивида характере моторно-поведенческих реакций (появление тремора, возрастание мускульного напряжения, изменения в мимике и кинестетике и др.). 3. Изменения в характере протекания мыслительных процессов и в организации интеллектуальной деятельности. 4. Изменение физиологических показателей состояния организма и биоэлектрической активности мозга под влиянием эмоциональной напряженности. Произносительная деятельность, при помощи которой осуществляется устная речь, тесно связана с физиологическими процессами, непроизвольно отражающими эмоционально-волевые процессы говорящего. Таким образом, эмоциональное напряжение может непосредственно влиять на порождение и восприятие речи - основных процессов речевой коммуникации, и соответственно коммуникативная удача/неудача находится в прямой зависимости от эмоционального состояния коммуникантов.[48] 1.3 Подходы к исследованию проблемы проявления в речи состояния эмоциональной напряженности
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg