Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АУДИТ

Роль и значение учетной политики в системе бухгалтерского учета коммерческой организации

irina_krut2020 1925 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 77 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.03.2020
Цель исследования - на основании анализа теоретических и методических подходов к формированию учетной политики экономического субъекта, разработать предложения, повышающие эффективность действующей учетной политики ООО «Бригита». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - дать характеристику сущности учетной политики, ее целей и задач в бухгалтерском учете современной коммерческой организации; - представить теоретический материал, нормативную базу формирования учетной политики в связи с последними изменениями в законодательстве; - выявите особенности учетной политики в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности; - представить организационно-экономическую характеристику ООО «Бригита» и провести анализ принятой им учетной политики; - дать оценку влияния учетной политики организации на показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности; - подготовить предложения по совершенствованию учетной политики с целью повышения эффективности деятельности организации. Объектом исследования является финансово-хозяйственная деятельность ООО «Бригита». Период исследования 2015-2017 гг. Предметом настоящего исследования выступают основные аспекты и механизмы формирования учетной политики в системе бухгалтерского учета коммерческой организации. Теоретической базой исследования послужили нормативно-правовые документы по формированию учетной политики, труды отечественных авторов, таких как Шишкоедова Н.Н., Кондраков Н.П., Крутякова Т.Л., Дружиловская Т.Ю., Коршунова Т.Н., а также материалы периодической печати. Информационную базу выпускной квалификационной работы составили первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, формы бухгалтерской (финансовой) отчетности, Учетная политика ООО «Бригита». Практическую ценность данного исследования составили предложенные рекомендации по совершенствованию положений учетной политики ООО «Бригита», направленные на повышение эффективности деятельности организации.
Введение

Учетная политика является важнейшим стандартом экономического субъекта, регламентирующим организацию бухгалтерского учета. От эффективности ученой политики зависит не только достоверность бухгалтерской отчетности, но и результат хозяйственной деятельности. При возникновении в хозяйственной жизни организации случаев, когда факты хозяйственной жизни в бухгалтерском учете не регламентированы национальными учетными стандартами, юридическое лицо должно руководствоваться требованиями, которые установлены нормативными актами, в частности Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации». Например, необходимость утверждения форм первичных документов, регистров бухгалтерского учета руководителем экономического субъекта диктует необходимость закрепления этих положений в учетной политике организации. К учетной политике относится совокупность приемов ведения бухгалтерского учета, которые принимаются юридическими лицами в соответствии с нормами отечественного законодательства о бухгалтерском учете. Появление в бухгалтерском законодательстве норм, которые устанавливают обязанность экономического субъекта по организации и осуществлению внутреннего контроля, обязывают организации отражать положения по организации внутреннего контроля в учетной политике. В современной научной литературе не уделяется достаточного внимания методике организации внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета. При формировании системы внутреннего контроля субъекты хозяйствования стремятся достигнуть максимальной эффективности деятельности, не уделяя должного внимания основным контрольным целям: обеспечению надежности формируемой бухгалтерской отчетности, сохранности активов, реальности и оценки. В связи вышесказанным, актуальность темы исследования учетной политики и возможностей ее совершенствования является значимой.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1 Теоретические аспекты формирования учетной политики коммерческой организации 6 1.1 Понятие и роль учетной политики в учетной системе коммерческой организации 6 1.2 Состав и порядок составления учетной политики в целях бухгалтерского учета 11 1.3 Развитие нормативного регулирования учетной политики в соответствии с МСФО 19 2 Формирование учетной политики ООО «Бригита» 26 2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Бригита» 26 2.2 Совокупность вариантов формирования учетной политики коммерческих организаций 31 2.3 Особенности формирования учетной политики ООО «Бригита» 39 3 Совершенствование учетной политики ООО «Бригита» 52 3.1 Влияние учетной политики организации на оценку показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности 52 3.2 Рекомендации по совершенствованию учетной политики ООО «Бригита» 57 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73 ПРИЛОЖЕНИЯ 78
Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016) - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/. 2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 30.11.2016). - Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/. 3. Федеральный закон от 06.12.2011 №402- ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О бухгалтерском учете» - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/. 4. Письмо Минфина России от 17.03.2009 № 03-03-06/1/148. - Режим доступа: http:// www.consultant.m/document/. 5. Письмо от 21.09.2007 № 03-03-06/1/688. - Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/. 6. Приказ Минфина России от 28.12.2015 № 217н «Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/. 7. Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (вместе с «Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)», «Положением по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008)»). - Режим доступа: http:// www.consultant.m/document/. 8. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению». - Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/. 9. Авдеев В.И. Изменение и дополнение учетной политики // Аудит и налогообложение. -2015. -№ 1. -С. 7 - 11. 10. Алексеева Г.И. Учетная политика и оценочные значения: порядок отражения изменений в отчетности по РПБУ и МСФО // Международный бухгалтерский учет. 2015. № 28. С. 2 - 11. 11. Амортизационная премия: практика применения // Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия»: электрон. журн. - 2016. - № 29. - С. 33 - 37. 12. Бусыгина Ю. Учетная политика в целях бухучета: вносим дополнения в течение года // Налоговый учет для бухгалтера. 2015. № 4. С. 40 - 43 13. Гетьман В.Г. Бухгалтерский учет: учебник / под ред. проф. В.Г. Гетьмана. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 601 с. 14. Гетьман, В.Г. Бухгалтерский учет в условиях модернизации экономики России: Монография / В.Г. Гетьман, У.Ю. Блинова, Л.Н. Герасимова. - М.: Финансовый ун-т, 2015. - 136 с. 15. Горбачева, Е.И. Учетная политика - 2016: составление и внесение изменений // Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2016. - № 2. - С. 13 - 17. 16. Гордеева С.Н. Нюансы промышленной учетной политики // Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение. 2017. № 2. С. 37 - 44. 17. Данченко, С.П. Отдельные проблемы применения электронных документов // Налоговая проверка. - 2017 - № 1. - С. 29 - 35. 18. Дружиловская Т.Ю., Коршунова Т.Н. Современные проблемы учета изменений в учетной политике // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2017. № 10. С. 2 - 7. 19. Дружиловская, Т.Ю. Направления дальнейшего реформирования нормативного регулирования учетной политики / Т.Ю. Дружиловская, Т.Н. Коршунова // Международный бухгалтерский учет. - 2017. - № 15. - С. 2 - 16. 20. Дружиловская, Т.Ю., Коршунова Т.Н. Содержание и структура учетной политики: проблемные аспекты / Т.Ю. Дружиловская, Т.Н. Коршунова // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2016. - № 11. - С. 2 - 8. 21. Дружиловская, Т.Ю., Коршунова Т.Н. Формирование учетной политики в практике российских организаций / Т.Ю. Дружиловская, Т.Н. Коршунова // Международный бухгалтерский учет. - 2016. - № 32. - С. 16 - 27. 22. Елина, Л.А. Упрощение бухучета // Главная книга. - 2017. - № 23. - С. 29 - 33. 23. Зарипова, Н.Д. Учетная политика организаций как инструмент налогового регулирования // Международный бухгалтерский учет. - 2017. - № 43. - С. 49 - 54. 24. Захарьин, В. Учетная политика: «подгоняем» под кризис // Практическая бухгалтерия. - 2018. - № 1. - С. 58 - 62. 25. Захарьин, В. Бухгалтерская учетная политика - 2016: особенности формирования // Новая бухгалтерия. - 2018. - № 2. - С. 10 - 27. 26. Касьянова, Г.Ю. Учетная политика: бухгалтерская и налоговая. - М.: АБАК, 2016. - 176 с. 27. Клинов Н.Н. Практика составления бухгалтерской отчетности за 2016 год: состав и детализация показателей, особенности формирования бухгалтерского баланса // Аудиторские ведомости. 2016. № 11. С. 52 - 64. 28. Кондраков Н.П. Учетная политика организаций на 2014 год в целях бухгалтерского финансового, управленческого и налогового учета. - М.: Эксмо, 2015. - 148 с. 29. Крутякова Т.Л. Учетная политика 2017: бухгалтерская и налогов^!. М.: АйСи Групп, 2017. 208 с. 30. Крутякова, Т.Л. Годовой отчет 2017. М.: АйСи Групп, 2017. - 528 с. 31. Кутепов, А.С. Учетная политика организации для целей ведения сегментарного учета // Все для бухгалтера. - 2018. - № 4. - С. 7 - 14. 32. Кутер, М.И. Совершенствование системы финансовых показателей / М.И. Кутер, М.М. Гурская, Ж.Л. Комкова // Экономика устойчивого развития . - 2017. - № 1. - С. 117 - 122. 33. Лопатина А.М. Дополнение, изменение и раскрытие учетной политики // Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение. 2016. № 11. С. 36 - 45. 34. Луканина, А.В. Теоретические подходы к формированию учетной политики организации // Международный бухгалтерский учет. - 2017. - № 48. - С. 15 - 35. 35. Мухина, М.С. Электронное хранение документов в организации // Финансовые и бухгалтерские консультации: электрон. журн. - 2016. - № 10. - С. 28 - 33. 36. Новиком Н.Е., Новиков В.А. Показатели доходов и расходов в бухгалтерском учете и отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2016. № 30. С. 2 - 7. 37. Парасоцкая, Н.Н. Спорные вопросы в начислении амортизации основных средств и отражение их в отчетности // Аудитор. - 2017. - № 1. - С. 35 - 44. 38. Петрухина, Т. Правда и мифы об учетной политике - 2017 // Практическая бухгалтерия. - 2016. - № 12. - С. 20 - 29. 39. Попова Л.В. Порядок формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета предприятия торговли // Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании. 2017. № 3. С. 13 - 20. 40. Рабинович А. Новая Классификация основных средств. О последствиях для бухгалтерского учета // Финансовая газета. 2016. № 48. С. 11. 41. Снопок, Ю.Н. Учетная политика как инструмент реализации профессионального суждения бухгалтера // Бухучет в сельском хозяйстве. - 2016. - № 2. - С. 12 - 19. 42. Стародубцева, И. Резерв на ремонт основных средств: проблемные вопросы учета // Новая бухгалтерия. - 2017. - № 11. - С. 14 - 33. 43. Тамилина, О. Что не забыть отразить в учетной политике на 2016 год с учетом изменений // Российский налоговый курьер. - 2016. - № 23. - С. 72 - 76. 44. Тютюнникова, Е.С. Практические аспекты отдельных изменений учетной политики // Финансовые и бухгалтерские консультации: электрон. журн. - 2018. - № 4. - С. 14 - 17. 45. Устинова, Я.И. Моделирование как инструмент развития бухгалтерской практики // Аудитор. - 2016. - № 10. - С. 25 - 35. 46. Учетная политика организаций на 2017 год / под ред. Л.В. Чистяковой, О.А. Красноперовой. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2016. 597 с. 47. Федорова О.С., Харалгина О.Л., Королева М.В., Брызгалин А.В., Мустаева И.А., Смирнова С.А. Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2017 год // Налоги и финансовое право. 2017. № 3. С. 8 - 187. 48. Федорович В. Формируем бухгалтерскую учетную политику // Практический бухгалтерский учет. 2017. № 12. С. 23 - 36. 49. Филиппенков, С.И. Учетная политика в нормативных документах // Аудит. - 2017. - № 7. - С. 20 - 25. 50. Шешукова Т.Г. Отдельные аспекты формирования учетной политики по МСФО / Т.Г. Шешукова, О.А. Воробьева // Международный бухгалтерский учет. - 2016. - № 5. - С. 24 - 32. 51. Шишкоедова Н.Н. Особенности оценки незавершенного производства и готовой продукции в бухгалтерском учете // Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2017. - № 4. - С. 39 - 47. 52. Щадилова С.Н. Особенности учетной политики в системе учета и отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности // Все для бухгалтера. 2016. № 3. С. 14 - 18. 53. Образец учетной политики - 2017 - Режим доступа: http://glavkniga.ru/forms/up. 54. Учетная политика на 2017 год - Режим доступа: https://www.kontur-externru/info/uchetnaya-politika. 55. Учетная политика - Режим доступа: http://www.glavbukh.ru/mbrika/230.
Отрывок из работы

1 Теоретические аспекты формирования учетной политики коммерческой организации 1.1 Понятие и роль учетной политики в учетной системе коммерческой организации Учетная политика является неотъемлемым инструментом, регулирующим методологические и организационные основы учета в организации. Несмотря на значимость данного понятия для бухгалтерского учета и отчетности, до настоящего времени не выработано единого понимания этой категории, что повышает значимость его определения в расширении и уточнении теоретического знания, а также учетной практике. Учетная политика организаций как совокупность правил реализации метода бухгалтерского учета должна обеспечивать максимальный эффект от ведения учета, т.е. благодаря ей должно достигаться своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность, объективность, доступность и полезность для управленческих решений и широкого круга пользователей [15, с. 37]. В российском бухгалтерском учете дефиниция содержится в Положении по бухгалтерскому учету 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденном Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н (в ред. от 06.04.2016) (далее - ПБУ 1/2008): под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Учетная политика разрабатывается для конкретного субъекта хозяйствования. Учетная политика дает возможность пользователям информации: - определить порядок и способы получения отчетных данных; - иметь возможность проанализировать данные отчетности в динамике; - своевременно получать данные о существенных изменениях в деятельности организаций. На рисунке 1 дана характеристика значимости учетной политики для внутренних и внешних пользователей. Рисунок 1 - Значение учетной политики организации для внутренних и внешних пользователей [45, с. 95] Учетная политика является элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации и формируется согласно действующим нормативным документам в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Учетной политикой определяются не только организация и методология бухгалтерского учета, но и утверждаются мероприятия по оптимизации хозяйственной деятельности (график документооборота, организация внутреннего контроля, положение о порядке расчетов с подотчетными лицами). Когда в действующих нормативных актах по бухгалтерскому учету имеются противоречия в вопросе регулирования некоторого факта хозяйственной жизни организации, она вправе устранить это противоречие, закрепив принятое решение в учетной политике. Если же нормативно установленный способ по каким-либо причинам не позволяет организации адекватно отразить факты ее хозяйственной жизни, возникает необходимость отступить от требований нормативного документа, оценить сложившуюся ситуацию, выработать и обосновать способ учета, позволяющий достоверно и добросовестно отразить факты хозяйственной жизни в бухгалтерском учете и финансовой отчетности (с обязательным раскрытием этого обстоятельства в пояснениях к финансовой отчетности). Необходимость выработать и обосновать способ учета возникает также и тогда, когда тот или иной факт хозяйственной жизни организации оказывается вне сферы российского нормативного регулирования бухгалтерского учета. В любом случае обязательным будет обращение к положениям международных стандартов финансовой отчетности (далее - МСФО) и инструктивным материалам по их практическому применению [44, с. 25]. Современные подходы к постановке и ведению бухгалтерского учета экономического субъекта заключаются в основном в том, что на основе установленных государством общих правил учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач. Учетная политика как в целях бухгалтерского учета, так и в целях налогообложения, избранная экономическим субъектом, подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией. Основное значение этой документации состоит в том, чтобы зафиксировать составляющие учетной политики, обеспечить единообразную и, по возможности, точную реализацию их в практике экономического субъекта всеми структурными подразделениями и каждым исполнителем. К числу документов, формирующих учетную политику, относятся приказы и распоряжения руководителя организации, внутренние правила, инструкции, положения, регламенты и процедуры, решения собственников. На сегодняшний день вопросам содержания и реализации учетной политики посвящены труды многих ученых. Это связано с тем, что учетная политика оказывает значительное влияние на формирование показателей отчетности организаций, от ее достоверности во многом зависит принятие пользователями экономических решений в отношении организаций. Вместе с тем в нормативном регулировании учетной политики сохраняется немало нерешенных и дискуссионных вопросов. Эту дискуссионность отражают и современные научные труды российских и зарубежных ученых. Например, в работе В.Г. Гетьмана, У.Ю. Блиновой и Л.Н. Герасимовой [13] характеризуются проблемы формирования учетной политики организаций в условиях модернизации российской экономики. М.И. Кутер, М.М. Гурская и Ж.Л. Комкова рассматривают влияние выбора методов учета на систему финансовых показателей организаций [31]. Г.Ю. Касьянова [25] и Н.П. Кондраков [27] отмечают особенности формирования учетной политики для целей бухгалтерского (финансового), управленческого и налогового учета. А.С. Кутепов рассматривает проблемы формирования учетной политики при ведении сегментного учета [30, с. 11]. Т.Г. Шешукова и О.А. Воробьева раскрывают вопросы формирования учетной политики в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности [49, с. 25]. Значительное количество трудов, посвященных разнообразным аспектам применения профессионального суждения при формировании учетной политики. Влияние выбора вариантов квалификации и оценки влияния объектов учета на отчетные показатели изучаются в работах, посвященных формированию отчетности организаций [33, с. 15-35]. Сказанное в совокупности указывает на необходимость дальнейшего развития учетной политики организаций и ее нормативного регулирования. Значение учетной политики в части формирования бухгалтерской отчетности в настоящее время явно недооценено. В частности, организации могут применять возможности современного законодательства: - детализация показателей по статьям отчетов, что дает возможность по предоставлению большей информации в рамках рекомендованных отчетных форм; - сочетание табличной и текстовой форм пояснений позволяет формировать комментарии к таблицам для их правильного понимания; - интерпретация показателей бухгалтерской отчетности при самостоятельном определении содержания текстовых пояснений; - использование права упрощения форм бухгалтерской отчетности и сокращения содержания отчетности малых предприятий. В совокупности использование этих возможностей способствует повышению доверия пользователей в бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций. Таким образом, базовыми признаками учетной политики в силу норм Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее - закон №402-ФЗ) являются: индивидуализированный характер совокупности способов бухгалтерского учета, опора на действующую систему норм законодательства о бухгалтерском учете, направленность на фиксирование диспозитивных норм, регулирующих ведение учета, и разрешение правовых пробелов. Перечисленные признаки учетной политики соответствуют неопределенностям, присущим бухгалтерскому учету, и нацелены на их преодоление, т.е. учетная политика предполагается как способ преодоления неопределенностей и в этом смысле ее можно трактовать как форму реализации профессионального суждения. 1.2 Состав и порядок составления учетной политики в целях бухгалтерского учета Учетная политика является важнейшим элементом регулирования деятельности организации. Практически все положения, содержащиеся в учетной политике, могут иметь налоговые последствия и влиять на налоговые платежи. Учетная политика - второй по важности (после учредительных документов) свод правил в любой организации. Организации обязаны вести бухгалтерский и налоговый учет в соответствии с методами и способами учета, утвержденными в учетной политике. Прежде чем выбрать способ учета и отразить его в учетной политике, необходимо обосновать свой выбор с помощью расчетов налогов, величина которых зависит от способа учета, и убедиться в правильности расчетов. Поэтому учетная политика является эффективным способом регулирования отражения в бухгалтерской отчетности финансового результата. В среде компонентов системы нормативно-правового регулирования учетной деятельности особая роль принадлежит учетной политике организации, входящей в состав локальных нормативных правовых актов четвертого уровня регламентирования бухгалтерского учета. Она обусловливает методическое обеспечение бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражающих финансовые результаты работы организации, ее финансовое и имущественное состояние, движение денежных средств. В условиях современного правового поля бухгалтерской деятельности учетную политику российских организаций следует рассматривать в качестве базового нормативного правового документа, которым на основе требований (полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости, рациональности) и допущений (имущественной обособленности, непрерывности деятельности, последовательности применения учетной политики, временной определенности фактов хозяйственной деятельности) бухгалтерского учета утверждаются внутренние методики учета на базе принятых положений по бухгалтерскому учету. Далее рассмотрен процесс формирования учетной политики как документа, подлежащего утверждению руководителем организации и имеющего силу внутреннего стандарта экономического субъекта. Учетная политика для целей бухгалтерского учета должна включать как минимум следующие разделы: общие положения, методологические и организационно-технические аспекты. Организационно-технические элементы учетной политики - это способы организации технологического процесса ведения бухгалтерского учета, которые устанавливают: - порядок ведения бухгалтерского учета; - при наличии бухгалтерской службы определяется ее структура и функции; - формы первичных учетных документов; - состав, формы и способы формирования регистров бухгалтерского учета; - формы бухгалтерской отчетности; - организацию внутреннего контроля экономического субъекта; - организацию документооборота, порядок хранения документов бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета [19, с. 3]. В разделе «Общие положения» отражается нормативное регулирование бухгалтерского учета, основные его принципы ведения и составления бухгалтерской отчетности. Разработка учетной политики предполагает анализ состояния нормативной базы по бухгалтерскому учету, включая МСФО, и формирование отношения экономического субъекта к имеющимся нормам (с целью последующего представления и раскрытия отчетной информации в интересах пользователей). При этом решаются три задачи: 1) оценка положения нормативного акта по бухгалтерскому учету, возможности, порядка и последствий его применения (либо разработка альтернативного варианта на случай невозможности применения); 2) выбор варианта учета из числа вариантов, предлагаемых в нормативном акте, либо анализ принципов разработки приемлемого варианта учета; 3) выявление фактов хозяйственной жизни организации, в отношении которых отсутствуют какие-либо нормативные положения (либо имеет место коллизия нормативных положений, которая находит свое разрешение в учетной политике) [18, с. 3]. При формировании учетной политики согласно п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н, допускается выбор одного основного способа ведения учета из нескольких альтернативных, разрешенных законодательством Российской Федерации. Нормативными актами по бухгалтерскому учету предусмотрена вариантность отражения в бухгалтерском учете: - оценки материально-производственных запасов при их отпуске в производство и прочем выбытии; - способов начисления амортизации основных средств и нематериальных активов; - установления стоимостного критерия разграничения стоимости имущества, учитываемого как материально-производственные запасы и основные средства; - процесса приобретения и изготовления материально-производственных запасов; - оценки незавершенного производства и готовой продукции; - оценки товаров в организациях розничной торговли; - ожидаемых расходов при выполнении договоров строительного подряда; - способов определения степени завершенности работ на отчетную дату в целях признания выручки, расходов и финансового результата по договорам, длительность выполнения которых составляет более одного отчетного года или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные периоды; - порядка учета прочих доходов, полученных подрядчиками при исполнении других видов договоров (купли-продажи, аренды и др.); - порядка признания управленческих и коммерческих расходов и их соотнесения с доходами между отчетными периодами; - использования различных курсов и порядка пересчета стоимости имущества и обязательств, выраженных в иностранной валюте [25, с. 6]. В тех случаях, когда способ учета описан общей нормой, раскрыты лишь общие принципы его применения, следует его детализировать применительно к системе бухгалтерского учета, действующей в организации. Таким образом, приказ по учетной политике организации должен содержать конкретную информацию по следующим группам вопросов: - способам ведения бухгалтерского учета, выбранным организацией, вариантность которых предусмотрена нормативными документами по бухгалтерскому учету; - способам ведения бухгалтерского учета, в отношении которых нормативными документами определены лишь общие принципы их применения; - способам ведения бухгалтерского учета, выбранным организацией, вариантность которых обусловлена противоречиями и несовершенством действующего бухгалтерского законодательства; - способам ведения бухгалтерского учета, описание которых отсутствует в нормативных документах (устранение пробела в нормативном регулировании); - способам ведения бухгалтерского учета, которые установлены нормативными документами по бухгалтерскому учету, но не позволяют организации достоверно отразить ее имущественное состояние и финансовые результаты, поэтому она применяет иные способы бухгалтерского учета. В результате проведенной подготовительной работы формируется перечень вопросов, непосредственно связанных с деятельностью организации и положения, которые необходимо отразить в учетной политике: - требующих выбора из вариантов, установленных нормативно; - требующих самостоятельного варианта решения. Если организация признает, что способ ведения бухгалтерского учета, установленный нормативными документами, позволяет организации достоверно и полно отразить хозяйственные операции, то необходимо применять этот способ. Причем если он достаточно четко регламентирован и не допускает вариативности, то нет необходимости такой способ рассматривать в учетной политике. Он будет действовать «по умолчанию». Если имеются варианты его применения, необходимо выбрать один из них [19, с. 8]. В учетной политике должны быть закреплены решения по всем вопросам ведения бухгалтерского учета, по которым нормативные документы не предусматривают императивных норм, либо применение императивных норм негативно отразится на качестве финансовой информации. Если реализация профессионального суждения при формировании учетной политики предполагает принятие учетных решений на перспективу, то преодоление практических учетных проблем сопряжено с принятием текущих решений и последующего контроля их обоснованности и целесообразности. При формировании учетной политики должно соблюдаться важнейшее условие - единство учетной политики в организации, то есть, другими словами, выбор способов ведения учета должен осуществляться на единых основах. Способы ведения учета избирают исходя из определенных требований, обеспечивающих адекватность учетной политики хозяйственной ситуации. Прежде чем сформировать учетную политику, хозяйствующему субъекту необходимо провести анализ всех возможных способов и методов учета, установленных бухгалтерским и налоговым законодательством, обосновать свой выбор с помощью расчетов налогов. Целесообразно провести предварительный расчет экономических и финансовых последствий применения различных вариантов учета. Только на основе сравнительного анализа возможных вариантов можно выбрать оптимальный для организации способ учета. Методологические способы ведения бухгалтерского учета - это способы формирования информации для правильного отражения и доходов, расходов, имущества и источников его возникновения. Если организация осуществляет несколько видов деятельности, то в учетной политике необходимо раскрыть особенности бухгалтерского учета доходов и расходов по каждому из них. Рассмотрим порядок внесения изменений в учетную политику. На основании п. п. 8, 11 ПБУ 1/2008 «Учетна! политика организации» изменения или дополнения в учетную политику в целях бухгалтерского учета должны быте утверждены приказом руководителя. Дополнения в учетную политику в целях бухгалтерского и налогового учета могут быть внесены при появлении новых фактов хозяйственной жизни, с которыми организация ранее не сталкивалась. Например, при начале нового вида деятельности организации потребуется установление порядка его учета. Согласно п. 10 ПБУ 1/2008» Учетная политика организации» в учетную политику дополнения могут быть внесены в любое время, например, в середине года, и должны применяться с момента их утверждения. Из анализа нормативных документов можно вывести алгоритм выбора способа отражения последствий изменения учетной политики (рисунок 2). Рисунок 2 – Алгоритм выбора способа отражения последствий изменения учетной политики Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. В соответствии с п. 10 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» изменения в учетную политику в целях бухгалтерского и налогового учета вносятся, если организация планирует изменить способы учета существующих фактов хозяйственной деятельности: - по причине изменения законодательства; - по собственному желанию организации. Например, при решении изменения методики оценки списания материально-производственных запасов (далее - МПЗ) при передаче в производство. Изменения в учетной политике должны быть применены не ранее начала того отчетного периода, который следует за периодом их утверждения. Согласно п. 12 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» изменения в учетной политике, вызванные поправками в законодательстве, должны быть применены с момента вступления в силу соответствующего нормативного акта. При этом если изменившиеся нормативные акты обязывают организацию к применению какой-либо способа учета, то организация должна это делать, даже в том случае, если изменения в учетную политику она не вносила [37, с.27]. Так, например, если в январе 2017 г. организация дополнила свою учетную политику положением о применении стоимостного лимита 40 000 руб. при признании основных средств. 24.01.2017 был приобретен компьютер за 41 240 руб. (в том числе НДС 18% - 5290,85 руб.). В бухгалтерском учете сделаны записи: январь Дт сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», Кт сч. 51 «Расчетные счета» 35949,15 руб. оплачено поставщику; Дт сч. 10 «Материалы», субсч. «Инвентарь и хозяйственные принадлежности», Кт сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 5290,85 руб. компьютер оприходован в составе материально-производственных запасов; Дт сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсч. «НДС по приобретенным материально¬производственным запасам», Кт сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 5290,85 руб. отражен НДС, уплаченный поставщику; Дт сч. 26 «Общехозяйственные расходы», Кт сч. 10 «Материалы», субсч. «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» 35949,15 руб. стоимость компьютера при передаче в эксплуатацию в бухгалтерию отнесена в расходы; Дт сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсч. «Расчеты по НДС», Кт сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсч. «НДС по приобретенным материально¬производственным запасам» 5290,85 руб. НДС принят к вычету. Таким образом, при изменении учетной политики, организация применяет изменившиеся способы отражения в учете с начала года. Правильная организация учетной политики является одним из главных направлений оптимизации налоговых платежей, увеличения прибыли. 1.3 Развитие нормативного регулирования учетной политики в соответствии с МСФО В системе международных стандартов учетная политика коммерческих организаций регулируется МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки». В соответствии с МСФО (IAS) 8 учетная политика определяется как конкретные принципы, основы, общепринятые условия, правила и практические подходы, применяемые при представлении финансовой отчетности. Сравнение определения учетной политики, данного в международных стандартах с определением, представленным в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», указывает на существенное различие. МСФО представляют перечень разных аспектов, связанных с учетной политикой, - методов, принципов, основ, допущений, правил, способов, условий, подходов, то российский стандарт указывает лишь на один аспект - способы ведения учета. С другой стороны, российский стандарт уже в определении учетной политики нацеливает на детализацию данных способов, уточняя, что к ним относятся: - первичное наблюдение; - стоимостное измерение; - текущая группировка; - итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности. В состав ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» входят следующие разделы: - общие положения; - формирование учетной политики; - изменение учетной политики; - раскрытие учетной политики. Данная структура российского стандарта в значительной степени близка МСФО (IAS) 8. Еще одним существенным вопросом является учет изменений учетной политики. Наблюдается сходство подходов ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» и МСФО (IAS) 8 к методике отражения изменений в учетной политике: все они требуют ее ретроспективного отражения [49, с. 25]. Необходимо отметить близость регламентаций по изменению учетной политики МСФО (IAS) 8 и ПБУ 1/2008. Если к операции, событию или условию не применяются конкретные МСФО, то п. 10 МСФО (IAS) 8 требует от руководства организации использовать собственное суждение в разработке и применении учетной политики для формирования отчетной информации. МСФО (IAS) 8 рассматривает учетную политику именно как форму реализации профессионального суждения бухгалтера, выработанного с целью преодоления ситуации неопределенности в ходе решения некой учетной задачи при формировании отчетной информации. Однако при этом область реализации профессионального суждения ограничена, по сути, ситуациями, позволяющими бухгалтеру либо сделать выбор из имеющихся правил, либо разработать самостоятельно необходимые правила при отсутствии соответствующих МСФО. Ситуации неопределенности, связанные с возможностью отступления от положений МСФО, с преодолением противоречий в положениях МСФО, профессиональным суждением бухгалтера в трактовке МСФО фактически не регулируются. Вместе с тем следует отметить, что при характеристике сущности учетной политики как МСФО (IAS) 8 «Учетна! политика, изменение в бухгалтерских оценках и ошибки», так и МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» предусматривают отдельные достаточно подробные регламентации относительно профессионального суждения, на основе которого осуществляется выбор принципов, основ, соглашений, правил при формировании учетной политики [49, с. 29]. Общие требования к формированию профессионального суждения изложены в п. 10 МСФО (IAS) 8: собственное суждение в разработке и применении учетной политики должно обеспечивать формирование отчетной информации, удовлетворяющей определенным принципам: уместности, надежности, достоверности, приоритету содержания перед формой, нейтральности, осмотрительности (консервативности) и полноте. Таким образом, резюмируя все сказанное выше и руководствуясь трактовкой концепции достоверного и добросовестного взгляда на финансовую информацию в широком смысле слова, разработка учетной политики предполагает анализ состояния нормативной базы по бухгалтерскому учету, включая МСФО, и формирование отношения фирмы к имеющимся нормам (с целью последующего представления и раскрытия отчетной информации в интересах пользователей).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Бухгалтерский учет и аудит, 87 страниц
850 руб.
Дипломная работа, Бухгалтерский учет и аудит, 53 страницы
600 руб.
Дипломная работа, Бухгалтерский учет и аудит, 84 страницы
2100 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg