Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Сказкотерапия, как метод коррекции эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста

irina_krut2020 2275 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 91 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.03.2020
Цель: исследование эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: эмоциональные состояния детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза: предполагается, что под воздействием метода сказкотерапии происходит улучшение эмоционального состояния у детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования: 1) Изучить особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. 2) Изучить технологии работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения в эмоциональной сфере. 3) Проанализировать возможности использования метода сказкотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста. 4) Провести исследование личностных особенностей детей старшего дошкольного возраста 5) Провести исследование эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста 6) Провести анализ результатов исследования. Методы и методики исследования: 1) методика выявления детских страхов «Страхи в домиках» (А.И. Захаров и М. Панфилова) выявить и уточнить преобладающие виды страхов; 2) Методика «Лесенка» (В. Г. Щур) выявление самооценки; 3) тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) для определения уровня тревожности; 4) графическая методика (М.А. Панфиловой) «Каттус» для выявления состояния эмоциональной сферы детей; 5) Тест М. Люшера для оценки эмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости; выявления внутриличностных конфликтов и склонности к депрессивным состояниям и аффективным реакциям. Методы статистической обработки данных: Сравнительный анализ будет проводиться с помощью критерия U-Манна-Уитни. Для статистических расчетов будут использоватья программы, входящие в MS Office, а также программа SPSS Statistics Base. База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 61» Медвежий Стан, Всеволожского района, Ленинградской области. Практическая значимость: результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, могут быть использованы при психологическом сопровождении детей старшего дошкольного возраста, а также при разработке рекомендаций по оказанию им психологической помощи. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при разработке программы коррекционных мероприятий методом сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста, а также в работе воспитателей и специалистов, работающих в детских дошкольных учреждениях. Структура работы: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, практических рекомендаций, списка литературы, приложений.
Введение

Актуальность исследования. Эмоциональная жизнь дошкольника связана с преобладанием чувств над всеми сторонами деятельности ребенка. Эмоциональность характеризуется непроизвольностью, непосредственностью, яркостью: чувства быстро вспыхивают и угасают, настроение неустойчиво, проявления эмоций очень бурны. Ребенок легко начинает испытывать чувства симпатии, привязанности, любви, сострадания, жалости, остро переживает и ласку, и похвалу, и наказание, и порицание, легко реагирует на конфликтные ситуации, быстро расстраивается от неудач, легко обижается и плачет, бурно выражает чувства к героям книг и фильмов. Но все это так же быстро угасает и забывается. Сказка оказывает сильное воздействие на эмоциональное состояние детей. Процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка к окружающему миру. В поведении и развитии детей старшего дошкольного возраста часто встречаются нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность), отставание в развитии и различные формы детской нервности (невропатия, неврозы, страхи). Осложнения психического и личностного развития ребенка обусловлены, как правило, двумя факторами: ошибками воспитания или определенной незрелостью, минимальными поражениями нервной системы. Исследования, посвященные изучению эмоционального развития личности ребенка старшего дошкольного возраста, проводились многими отечественными и зарубежными учеными и исследователями (Г. М. Бреслав, В.К. Вилюнас, А.В. Запорожец, К.Э. Изард, Я.З. Неверович, П.В. Симонов и др.). Проблемой коррекции эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста занимались И.П. Воропаева, А.И. Захаров, Е.Е. Кравцова, B.C. Мухина, А. А. Нурахунова, Т.О. Смолева, А. С. Спиваковская, С.Г. Файнберг, М.И. Чистякова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и другие. По их мнению, наиболее эффективно привлечение таких детей к интересной, увлекательной деятельности; данные исследователи предлагают способы игровой коррекции, психогимнастики, сказкотерапии и другие программы психокоррекции поведения. Исследованию проблемы коррекции эмоциональных состояний детей также посвящены работы выпускников Акмеологической Академии Лепиной А.М., Лыжовой С.А., Бурухиной А.О., Дмитриевой А.Д. Авторами было выявлено, что психические состояния детей старшего дошкольного возраста характеризуются легкостью возникновения, изменениями и подверженностью извне (социальным воздействиям). Программы коррекции поведения, такие, как сказкотерапия слабо реализуются в дошкольных учреждениях из-за отсутствия психологов в большинстве детских садов. Тогда как эмоциональные состояния, возникающие в процессе жизнедеятельности ребенка, определяют не только уровень информационно-энергетического обмена (как функциональные состояния), но и направленность поведения. Так, например, агрессивно-оборонительное поведение провоцируется эмоцией гнева или активизирующего страха, а пассивно-оборонительное поведение - эмоцией огорчения или парализующего страха. В возрасте 5-7 лет у ребенка появляются зачатки произвольности, ребенок начинает контролировать свои эмоции, самостоятельно строить отношения в группе, развивается эмоциональная и коммуникативная компетентность. Негативные эмоциональные состояния у ребенка могут формироваться вследствие изменения взаимоотношений в семье, что в свою очередь способствуют повышению риска дезадаптации.
Содержание

Введение……………………………………………………………….…………..3 Глава I. Сказкотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения в эмоциональной сфере………………….7 1.1. Особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………….7 1.2. Технологии работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения в эмоциональной сфере………………...………………….………..17 1.3. Анализ метода сказкотерапии………………………………………...…….28 Выводы по первой главе………………………………………………………...46 Глава II. Организация и методы исследования…………………..………..48 2.1. Методология и планирования исследования……………………………...48 2.2. Характеристика выборки испытуемых…………………………………….51 2.3. Методы и методики исследования…………………………………………52 2.4. Методы математико-статистической обработки данных………………...63 Глава III. Результаты и анализ эмпирического исследования…………..64 3.1 Анализ результатов исследования личностной тревожности…………….64 3.2 Анализ результатов исследования самооценки дошкольника……………70 3.3 Анализ результатов исследования актуального эмоционального состояния…………………………………………………………………………73 Выводы по третьей главе………………………………………………………..80 Заключение ………………………………………………………………………81 Практические рекомендации……………………………………………………83 Выводы…………………………………………………………………………...84 Список литературы………………………………………………………………87 Приложения……………………………………………………………………...91
Список литературы

1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студентов вузов. – 2-е изд., стереотип. – М., 2013 2. Адлер А. Понять природу человека. СПб.: "Питер", 2017 3. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? СПб: Речь, 2016 4. Белобрыкина О.А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте. СПб.: Речь, 2016 5. Берн Э. Познай себя. О психиатрии и психоанализе – для всех, кто интересуется. СПб.: "Питер", 2013 6. Блинова, Ю.Л. Развитие и коррекция эмоциональной сферы дошкольников /Ю.Л.Блинова// Психолого-педагогические проблемы образования. – 2016. - № 1. 7. Божович Л.И. Избранные психологические труды. М., 2016. 8. Бреслав Г.М. Психология эмоций. 2014г. 9. Брун Б., Педерсен Э., Рунберг М. Сказки для души. Использование сказок в психотерапии. М.: "Информационный центр психологической культуры", 2013 10. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – СПб, 2014. 11. Вачков И.В. «Сказкотерапия в работе детского психолога» / И.В. Вачков // Современное дошкольное образование. – 2015. - № 4. 12. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 2013. 13. Выготский Л.С. Проблемы эмоций. Вопросы психологии, – М., 2013. 14. Габдреева Г.Ш. Основные аспекты тревожности в психологии // Тонус.-2013 15. Гиматова Р.А. Специфика коррекционной работы с детьми в эмоционально-волевой сфере – М., 2013. 16. Гнездилов А. В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу). СПб.: "Речь", 2014 17. Ермакова Е.С. Изучение гибкости мышления дошкольников // Вопр. психол. Дайджест. - 2013. № 2 18. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Речь, 2017 19. Защиринская О. В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. СПб.: "Издательство ДНК", 2013. 20. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб: "Речь", 2013. 21. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Игры в сказкотерапии. СПб: Речь, 2015 22. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб: Речь, 2016 23. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерпия. СПб: Речь, 2015 24. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказкой. СПб: Речь, 2015 25. Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2013 26. Ильин Е.П. Эмоции и чувства - изд. "Питер". - 2014 27. Калинина Р. Программа развития эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников. Псков, 2015г. 28. Карпов А.В. Мудрые зайцы, или как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. СПб.: Речь, 2016 29. Князева Т.Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе: структура, диагностика, формирование. СПб.: Речь, 2017 30. Коношенко О. Л. Домашний психолог. Сказкотерапия. М.: "Эксмо", 2014. 31. Кошелева А.Д. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ В.И. Перегуда, О.А. Шаграева. - М.: Академия, 2015 32. Кулинцова И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок. СПб: Речь, 2016 33. Куличковская Е.В., Степанова О.В. Как преодолеть свой страх? Развивающие сказки и игры для дошкольников и младших школьников. СПб.: Речь, 2015 34. Кутовая М.С. Сказки от слез. СПб.: Речь, 2017. 35. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М.; 2013 36. Литературный энциклопедический словарь/ Под ред. Кожевникова В. М., Николаева П. А. М.: "Советская энциклопедия", 2017 37. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми, М.; 2013 38. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. — М.: АРКТИ, 2013. (Развитие и воспитание дошкольника) 39. Монина Г.Б., Лютова Е.К. Проблемы маленького ребенка. СПб: Речь, 2015 40. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 2015 41. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – М. – Книга по требованию. – 2016 42. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. СПб., 2014 43. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб: Речь, 2016. 44. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., 2016 45. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. - М.: Сфера, 2014 46. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной И.В.- М., 2014 47. Психология. Словарь / Под общей ред. Л. В. Петровского. М. Г. Ярошевского. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Политиздат, 2015 48. Психолого-педагогическая диагностика /под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной /. - Москва.: Асток-Пресс, 2016 49. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца и Я.З. Неверович. М.: Просвещение, 2013 50. Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности: Пособие для учителей и практических психологов 2013г. 51. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015 52. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. СПб, "Речь", 2016 53. Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия. М.: "Класс", 2013 54. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. СПб.: Речь, 2015 55. Тренинг по сказкотерапии. Развивающая сказкотерапия / Под ред. Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д. СПб.: "Речь", 2013 56. Туник Е.Е., Опутникова В.П. Оценка способностей и личностных качеств школьников и дошкольников. СПб: Речь, 2015 57. Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитиии. – М.: Альянс, 2013 58. Франц Мария-Луиза фон. Психология сказки. СПб.: "Б. С. К.", 2014 59. Хрестоматия по детской психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. и ред. Г.В. Бурменская. – М., 2016 60. Черняева С. А. Психотерапевтические сказки и игры. СПб.: Речь, 2014 61. Шипицына Л.М. Психология детского воровства. СПб.: Речь, 2017 62. Шишова Т.Л. Как преодолеть детскую застенчивость. Застенчивый невидимка. СПб: Речь, 2017 63. Эльконин Д.Б. Психология игры. – 3-е изд. – М., 2014. 64. Юнг К. Г. Феноменология духа в сказках. Киев: "Знание", 2013
Отрывок из работы

Глава I. Сказкотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения в эмоциональной сфере 1.1. Особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. С первых дней жизни ребенок сталкивается с многообразием окружающего мира: людьми, предметами, событиями. Родители не только знакомят малыша со всем тем, что его окружает, но всегда в той или иной форме выражают свое отношение к вещам, явлениям с помощью интонаций, мимики, жестов, речи. Знакомясь с различными свойствами и качествами вещей, маленький ребенок получает и некоторые эталоны отношений и человеческих ценностей: одни предметы, действия, поступки приобретают знак желаемых, приятных, другие, наоборот – отвергаются. Познавая окружающий мир, ребенок уже в раннем детстве проявляет выраженное, субъективное, избирательное отношение к предметам. Прежде всего, малыш четко выделяет из окружающей среды близких ему людей. [8] С точки зрения А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева и других отечественных психологов, занимавшихся исследованием эмоциональной сферы ребенка, выделяют следующие особенности формирования эмоциональной сферы: - более спокойный, уравновешенный эмоциональный фон восприятия; - эмоциональность обусловлена развивающимися представлениями: желание – представление – действие – эмоция; - эмоциональные процессы более управляемые; - развивается эмоциональное предвосхищение (будущий результат, его оценка взрослым). При отрицательном результате действий возникает неодобрительная оценка взрослого, что может повлечь за собой развитие тревожности. При положительном результате действия ребенок получает положительную оценку взрослого, что вызывает позитивный эмоциональный стимул для дальнейшего поведения; - аффект - первое звено в цепочке реакций; - происходит переход от желаний (мотивов), направленных на предметы, к желаниям, связанным с представлением о предметах, их свойствами и получением конечного результата; - самооценка несколько завышена, что помогает осваивать новые виды деятельности без сомнения и страха, но к моменту обучения в школе уровень самооценки снижается; - соподчинение мотивов (мотивы приобретают разную силу и значимость), появление новых мотивов (мотив достижения успеха, соревнование), складывается индивидуальная мотивационная система (выделяются доминирующие мотивы, формируется иерархия, выделяются социальные мотивы: достижение успеха, интерес к достижению деятельности), - появляется способность оценивать свое поведение. [31, 49] В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им окраску и выразительность, эмоциональный мир ребенка становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Изменяется и внешнее проявление эмоциональных реакций. В этом возрасте усваивается язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т.д. На протяжении детства особенности эмоций (их сила, длительность, устойчивость) изменяются в связи с изменением общего характера деятельности ребенка и его мотивов, а также с усложнением отношений ребенка с окружающим миром. Наряду с переживаниями удовольствия или неудовольствия, связанные с удовлетворением или неудовлетворением непосредственных желаний, у ребенка возникают более сложные чувства, вызванные тем, насколько хорошо выполнил он свои обязанности, какое значение имеют совершаемые им действия для других людей и в какой мере соблюдаются им самим и окружающими определенные нормы и правила поведения. [10] Для дошкольного детства становится характерным более адекватное проявление эмоций, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый относительно эмоциональный фон определяет растущая способность детей управлять своими эмоциями. Регулирование эмоций – одна из сторон психосоциального развития, особенно, в первые семь лет жизни. В раннем детстве течение эмоциональной жизни ребенка обуславливали особенности той конкретной ситуации, в которую он был включен, например: обладает он привлекательным предметом или не может его получить. К концу дошкольного возраста эмоциональные процессы становятся более уравновешенными, что дает возможность ребенку отвлечься от непосредственной ситуации, и сиюминутные затруднения, связанные с ней, могут восприниматься не так остро, теряя свою прежнюю значимость. День дошкольника насыщен, наполнен эмоциями настолько, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения. [38] В возрасте 3 – 7 лет желания ребенка соединяются с его представлениями, и благодаря этому побуждения перестраиваются. Так, эмоции, связанные с представлением, позволяют предвосхищать результаты действий ребенка, удовлетворение его желаний. Механизм эмоционального предвосхищения подробно рассмотрен и описан А.В. Запорожцем. Его суть в том, что еще до того, как дошкольник начнет действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и оценку со стороны взрослых. Эмоционально предвосхищая последствия своего поведения, ребенок уже заранее знает, хорошо или дурно он собирается поступить. Предвосхищение полезного результата действий и вызванной им высокой оценки со стороны близких взрослых связано с положительными эмоциями, дополнительно стимулирующими поведение. Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка. [49] Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. Вегетативные и моторные реакции у ребенка-дошкольника сохраняются, однако внешне выражение эмоций становится у большинства детей более сдержанным. В структуру эмоциональных процессов, помимо вегетативных и моторных компонентов, входят теперь и сложные формы восприятия, образного мышления, воображения. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и в связи с тем, что еще предстоит сделать. Переживания становятся сложнее и глубже. [44] Изменяется содержание аффектов – расширяется круг эмоций, присущих ребенку. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций, как сочувствие другому, сопереживание – без них невозможна совместная деятельность и сложные формы общения детей. Развитие эмоциональной сферы связано с формированием плана представлений, из-за чего образные представления и приобретают эмоциональный характер. Вся его деятельность становится эмоционально насыщенной. Все, во что включается дошкольник – игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе и т.д. – должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не строится или быстро разрушается. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то. Что не вызывает у него интереса. [50] Эмоциональные черты ребенка в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта, особенно опыта, приобретенного в младенчестве и раннем возрасте. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития. Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребенка его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми. [59] Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка с взрослыми. В старшем дошкольном возрасте сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых. Поведение взрослого постоянно обусловливает активность поведения и деятельности ребенка. Установлено, что если взрослый расположен к ребенку, радуется с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже в случае неуспеха. Ласковое отношение к ребенку, признание его прав, проявление внимания являются основой эмоционального благополучия и вызывает у него чувство уверенности, защищенности, что способствует нормальному развитию большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые" личности ребенка, выработке положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Установив позитивные взаимоотношения с взрослым, ребенок доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими. Общительность и доброжелательность взрослого выступает как условие развития положительных социальных качеств у ребенка. [27] Невнимательное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность: ребенок замыкается в себе, становится скованным, неуверенным, готовым расплакаться либо выплеснуть свою агрессию на сверстников. Негативное отношение взрослого вызывает у ребенка типичную реакцию: он или стремится установить контакт с взрослыми, или сам замыкается и старается избежать общения. Во взаимоотношениях с ребенком взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия. Постепенно должна сформироваться своеобразная техника общения, где основной фон составляют положительные эмоции, а отчуждение используется как форма порицания ребенка за серьезный поступок. [43] Эмоции и чувства формируются в процессе общения со сверстниками. Потребность в общении со сверстниками развивается на основе совместной деятельности детей – в играх, при выполнении трудовых поручений и т.д. Наиболее важная черта общения состоит в большом многообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. При общении со сверстником ребенок совершает множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах с взрослыми. Он спорит со сверстниками, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и прочее. Именно в подобном общении появляются такие формы поведения, как притворство, стремление выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование и т.п. [63] В общении с родителями, которые помогают ребенку познавать мир "взрослых" предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Помимо безусловной любви, эмоционального тепла дети ждут от взрослого непосредственного участия во всех своих делах, совместного решения любой задачи, будь то освоение столовых приборов или строительство башни из кубиков. В таких совместных действиях для ребенка и открываются новые формы общения с взрослыми. [25] По мере развития личности у ребенка повышаются способности к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции. За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности, поддерживать гармонию духовной и материальной жизни. [10] Как сказано выше, взрослые (родители и воспитатели) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника. Для понимания детских эмоций взрослым необходимо знать их происхождение, а также стремиться помочь ребенку глубже понять те или иные факты действительности и сформировать правильное отношение к ним. Взаимоотношения ребенка с окружающей средой выражается в его реакциях, действиях, поступках, в той или иной ситуации. Ситуация ставит конкретную задачу, решение которой зависит от 2-х факторов: с одной стороны, от сформированных у ребенка интересов, потребностей, умения подчиняться нормам поведения и т.п., с другой стороны, от доминирующего в данный момент чувства, вызванного обстоятельствами. В ряде работ по психологии А.Н. Леонтьевым было показано, что деятельность ребенка, начиная с трех лет, все более побуждается и направляется известным соподчинением мотивов и выражается в активном и сознательном соподчинении отдельных действий. [35] Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн считают, что мотивы и эмоции, подобно умственным и волевым процессам, формируются на протяжении детства, в результате овладения ребенком опытом предшествующих поколений и усвоения вырабатываемых обществом нравственных норм, идеалов. Ребенок уже может отказаться от непосредственно приятного, ради достижения более важного, стремиться к достижению самой по себе непривлекательной цели. [13, 51] Для того чтобы произошли подобные сдвиги в поведении ребенка, должны быть сформированы устойчивые отношения к окружающим, основная направленность личности. Моральные и социальные чувства (жалость, сострадание, стыд и др.) являются составным элементом этой направленности. Превращаясь в мотив поведения ребенка, они становятся сдерживающей силой в его взаимоотношениях с окружающими. От степени развития чувств зависит поведение ребенка в соответствующих ситуациях: чувство стыда и совести всегда удержат ребенка от поступков, противоречащих требованиям морали; симпатия, жалость удержат от причинения страданий людям, животным. [26] У ребенка необходимо формировать моральные чувства, развивать доброе отношение к людям. Однако этот процесс длительный, сложный и осуществляется на протяжении всего дошкольного возраста. Укрепляясь, стабилизируясь в психике, чувство постепенно становится компонентом мотива поступка, тесно связываясь, сплавляясь с сознанием. Формирование конкретного морального чувства – это постепенное его становление, превращение из недифференцированной эмоциональной реакции в специфическое чувство. Первые эмоциональные реакции ребенка, проявляющиеся во взаимоотношениях с людьми, подражательны, в них отсутствует переживание, напряжение. Так, первые реакции стыда возникают лишь как эмоциональный ответ на оценочное отношение взрослого (" Как тебе не стыдно!"). Реакция жалости, сострадания также возникает под воздействием окружающих, Переломным является средний дошкольный возраст. К 5 – 6 годам, когда ребенок достаточно свободно может подчинить свои действия указаниям взрослого, активно формируются социальные чувства. В этом возрасте эмоциональные реакции дошкольника приобретают самостоятельный характер и возникают уже в силу осознанности ребенком смысла ситуации. Нравственные чувства постепенно превращаются в устойчивые образования личности, и начинают влиять определенным образом на поведение ребенка, т.е. становятся его мотивом поведения. [59] По сравнению с детьми среднего дошкольного возраста у старших дошкольников устойчивость нравственных чувств значительно повышается. Так, эмоциональная реакция ребенка 4-5 лет в той или иной ситуации не всегда соответствует ее сути. В одних ситуациях он проявляет соответствующую эмоцию, в других – остается эмоционально пассивным. В старшем дошкольном возрасте эмоциональная реакция максимально адекватна ситуации. Это свидетельствует о том, что ребенок все острее и яснее начинает осознавать обстановку, что делает эмоциональную реакцию более отчетливой. Дети младшего и среднего дошкольного возраста не отдаются целиком захватывающему их чувству. Достаточно появиться какому-либо объекту, даже совершенно незначительному, и напряженность эмоциональной реакции снижается, исчезает до нуля. Для ребенка старшего возраста в период, когда эмоция становится основным состоянием психики, отвлекающие факторы теряют свою значимость. [52] Стабилизация морального чувства – это одно из важнейших приобретений нравственного развития ребенка. Благодаря этому ребенок в состоянии сдержать свои желания, отрицательные эмоции, побуждения антисоциального характера. В отличие от младших дошкольников, старшие пытаются самостоятельно улаживать возникшие недоразумения или обращаются за помощью к взрослому. Развивающаяся у ребенка способность сдерживать свои побуждения, умерять проявления гнева обусловливает новый тип реагирования ребенка старшего возраста. [59] Важно формировать у ребенка силу социальных чувств. Общественные условия существования ребенка, требующие взаимных уступок и взаимного учета желаний, вызывают к жизни социальные чувства, как своеобразное "противоядие" по отношению к непосредственным желаниям, потребностям, которые могут привести ребенка к неприемлемым поступкам. Упрочение ряда моральных чувств создает своеобразный стержень личности, к которому в дальнейшем притягиваться сходные черты, качества, свойства. Чувства, как напряжение организма, возбуждение, находит свою реализацию и разрядку: или внешне выражается в каких-то действиях, или изменяет внутренние установки человека, его отношение к некоторым людям, объектам, иногда же может задержаться и найти выход через промежуток времени. [40] В дошкольном возрасте чувства реализуются довольно быстро. Под влиянием возникшего чувства жалости к наказанному товарищу ребенок просит воспитательницу об отмене наказания; утешает наказанного, дарит ему свои "сокровища" - конфету, колесо от машины и т.д. Переживание радости, гордости, возникшее от похвалы воспитателя за успех в какой-то деятельности, способствует тому, что ребенок будет стараться выполнять эту деятельность еще лучше. Чувства стыда, возникшее у ребенка побуждает его признаться в поступке. Такие формы реагирования ребенка, вызванные моральным переживанием, закрепляясь под влиянием оценочных воздействий взрослых, становится особенностью ребенка, свойством его личности. В дальнейшем это свойство будет обуславливать способ поведения ребенка в подобных ситуациях. Такая общая положительная направленность ребенка, связанная с моральными чувствами, и создает стержень личности, который будет определять способ поведения в жизненных ситуациях. [49] В зависимости от сформированности моральных чувств этот стрежень личности может иметь разную направленность – от крайней эгоистической, индивидуалистической, до высоко нравственной. Поведение ребенка в разных ситуациях определяется тем основным стержнем, который сформировался на протяжении первых лет его жизни. Взрослым, в том числе и воспитателю, важно знать, какова направленность основного стержня личности – положительная или отрицательная. В зависимости от этого воспитатель будет строить систему воспитательных воздействий на ребенка. Если воспитатель вместе с семьей еще может изменить формирующийся отрицательно направленный стержень, то в дальнейшем это будет сделать труднее, так как свойства ребенка по мере его развития будут укрепляться. Важно знать также и то, что положительная нравственная направленность опирается на систему моральных чувств, среди которых особо важное место занимает доброжелательность, сострадание как эмоциональное выражение отношения ребенка к окружающим; чувство стыда как проявление отношения ребенка к собственным поступкам. [31] Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий. 1.Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками. 2. Взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний. Неправильное общение в семье может привести: -к односторонней привязанности, чаще к матери. При этом слабеет потребность в общении со сверстниками; -к ревности при появлении второго ребенка в семье, если первый ребенок чувствует себя обделенным; -к страху при выражении взрослыми отчаяния по малейшему поводу, угрожающему ребенку. И в необычной ситуации может возникать волнение. Страх может быть внушен ребенку. Например, страх темноты. Если ребенок испугался темноты, топотом темнота сама по себе будет пугать его. 3. При специально организованной деятельности (например, музыкальные занятия) дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием (например, музыки). 4. Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующем возраст у дошкольников виде деятельности – в игре, насыщенной переживаниями. 5. В процессе выполнения совместных трудовых занятий (уборка участка, комнаты) развивается эмоциональное единство группы дошкольников. [26] В целом дети старшего дошкольного возраста относятся к жизненным ситуациям оптимистично. Им присуще бодрое, жизнерадостное настроение. 1.2. Технологии работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения в эмоциональной сфере. Наличие общих личностных особенностей у детей дошкольного возраста с различными эмоциональными нарушениями обусловило поиск оптимальных технологий и форм, которые способствуют эффективности коррекционной работы и образовательного процесса. [8] В мировой психологии существует два подхода к психологической коррекции психического развития ребенка: психодинамический и поведенческий. Главной задачей психодинамического подхода – это создание условий, убирающих внешние социальные преграды на пути развертывания интрапсихического конфликта. Успешному разрешению такого конфликта способствуют психоанализ, семейная психокоррекция, игры и арт-терапия. Коррекция в рамках поведенческого подхода помогает усвоить ребёнку новые реакции, направленные на формирование адаптивных форм поведения, или угасание, торможение имеющихся у него дезадаптивных форм поведения. Закрепляют усвоенные реакции поведенческие тренинги, психорегулирующие тренировки. [25] При подборе методов коррекции эмоциональных состояний необходимо исходить из специфической направленности конфликта: - при внутриличностном конфликте следует использовать игровые, психоаналитические методы, методы семейной коррекции; - при преобладании межличностных конфликтов применяют групповую коррекцию с целью оптимизации межличностных отношений; - при наличии эмоционально-личностных расстройств у детей коррекция осуществляется с помощью игротерапии, сказкотерапии, арт-терапии, изотерапии. [3] В последнее время в связи с возросшим интересом к закономерностям формирования личности ребёнка с проблемами в развитии при коррекционном воздействии в условиях дошкольных образовательных учреждений наблюдается комплексное использование различных коррекционных методик, среди которых важное место занимает арттерапия. Bыделяют несколько направлений арт-терапии: - визуальная арт-терапия (рисунок, лепка, коллажирование, песочная терапия, ландшафтная арт-терапия): - Коллажирование – основана на комбинировании готовых материалов, что позволяет снизить тревожность детей по поводу их неумения рисовать, лепить и др. - Песочная арт-терапия базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной (рассказ о готовой композиции, раскрывающий ее смысл) активности ребёнка. - Ландшафтная арт-терапия происходит свободное или организуемое педагогом перемещение детей в природной среде, сопровождающееся исследованием ее полисенсорных (зрительных, звуковых, тактильных, вкусовых, обонятельных) и художественно-эстетических характеристик в процессе непосредственного «включенного» взаимодействия с находящимися в ней объектами. - музыкальная арт-терапия – это приемы и способы целенаправленного использования специфических особенностей эмоционально-психологического воздействия музыки на человека. - драматическая и танцевально-двигательная арт-терапия направлены на развитие способности ребёнка к эмпатии, сопереживанию, способствуют повышению сенситивности к собственным и чужим негативным эмоциональным состояниям и овладению способами их трансформации через движение. - нарративная арт-терапия (сказкотерапия). Сказкотерапия как форма нарративной арт-технологии – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности ребёнка, развития его креативности, совершенствования коммуникативных умений и навыков взаимодействия с окружающими. [46] Жанр сказки позволяет детям ориентироваться на то, как лучше поступить в той или иной жизненной ситуации. События сказочного сюжета естественно и последовательно вытекают одно из другого. Благодаря этому ребёнок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в реальном мире. Слушание сказок помогает увидеть детям в них отголоски собственной жизни. Дети стремятся воспользоваться примером положительного героя в решении своих проблем. «Сказкотерапия» - это слово, появившееся в русском языке сравнительно недавно. И, как свойственно каждому, ещё не устоявшемуся термину, оно у разных специалистов вызывает многообразные ассоциации. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками, для других - приём коррекционной работы, для третьих - способ передачи данных о жизни. В науке сказкотерапия - одно из самых молодых направлений практической психологии. Действительно, для направления, для научной школы, 20-25 лет - срок небольшой. Но, с другой стороны, сказкотерапия - это самый древний способ поддержки человека с помощью слова. Как только появилась речь, так сразу появились и первые истории. Дать однозначное определение сказкотерапии не так просто. С одной стороны, сказкотерапия - это один из методов развития самосознания и эмоционального интеллекта человека. С другой - это наиболее древняя воспитательная система, позволяющая тонко, не дидактично формировать представления о базовых жизненных ценностях.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg