Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Правовые основы обеспечения и защиты жилищных прав граждан в городе москве в условиях реализации программы реновации

irina_krut2020 1675 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 67 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.03.2020
Целью настоящей работы является исследование понятия основных прав граждан на жилище, обеспечение указанных прав, а также особенности регулирования жилищных прав граждан в городе Москве в условиях реализации Программы реновации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - анализ актуального законодательства, обеспечивающего реализацию прав граждан на жилище; - проанализировать механизм реализации права граждан на жилище с учетом особенностей его нормативно-правового регулирования; - рассмотреть федеральную целевую «Программу реновации жилищного фонда в городе Москве» на 2017-2032 г. в городе Москве; - предложить рекомендации по устранения выявленных проблем и совершенствованию современного законодательства. Объектом работы выступают общественные отношения, возникшие в сфере реализации прав граждан на жилище в условиях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве. Предметом работы служат нормы действующего российского законодательства, например Конституция Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, а также федеральные законы, постановления, регулирующие жилищные права в современных условиях. Основу работы составили следующие нормативные правовые акты: Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ; Федеральный закон от 1 июля 2017 года № 141-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации»»; Закон города Москвы от 17 мая 2017 года № 14 «О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве»; Постановление Правительства Москвы от 2 мая 2017 года № 245-ПП «Об учете мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в городе Москве»; Постановлением Правительства Москвы от 1 августа 2017 года № 497-ПП «О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве»; Постановление Правительства Москвы от 01.06.2017 N 326-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N 245-ПП»; Постановление Правительства Москвы от 01.09.2017 N 624-ПП «О порядке рассмотрения обращений об исключении многоквартирных домов из Программы реновации жилищного фонда в городе Москве»; Постановление Правительства Москвы от 07.12.2017 N 972-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 26 сентября 2017 г. N 708-ПП»; Постановление Правительства Москвы от 11 мая 2017 г. N 260-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N 245-ПП». Научная новизна работы заключается в том, что предпринята попытка проведения комплексного системно-правового анализа реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве, представлены ряд рекомендаций по совершенствованию жилищной политики города Москвы. Положения, выносимые на защиту: 1. Анализ законодательства Российской Федерации, в сфере государственной жилищной политики, позволяет выявить ряд недостатков российского законодательства, которые снижают эффективность жилищной политики. 2. Необходимо создание условий для роста предложений на рынке жилья, соответствующих потребностям различных групп населения, в том числе: - формирование эффективных рынков земельных участков, обеспеченных градостроительной документацией; - развитие конкуренции между частными коммерческими и некоммерческими застройщиками и подрядчиками, в том числе путем применения антимонопольных мер; - содействие внедрению инновационных технологий в сфере жилищного строительства и коммунального хозяйства, развитию отечественного производства строительных материалов, изделий и конструкций; - содействие реализации проектов комплексной реконструкции исторических центров городов в целях улучшения жилой застройки. 3. На мой взгляд, жилищное право является комплексной отраслью права, а не составной частью гражданского права, и, следовательно, должно содержать в качестве методов правового регулирования не только диспозитивный метод, как это следует из Жилищного кодекса Российской Федерации, но в обязательной части и императивный метод, применительно к гарантиям защиты жилищных прав.
Введение

Актуальность темы исследования. Тема является актуальной в силу нерешенности жилищного вопроса в Москве, что отражается на реализации конституционного права граждан на жилище. Правовые аспекты защиты жилищных прав граждан нуждаются в изучении и совершенствовании. В настоящее время создание жилищных условий, отвечающих требованиям современного общества, является одним из важнейших направлений социально-экономической политики российского государства. Обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан, а также соответствия его комфортности потребностям населения является стратегической целью государственной жилищной политики, провозглашенной приоритетным национальным проектом «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», принятого еще в 2004-2005 гг. Кроме того, потребность в этом обусловлена нарастанием не- которых негативных процессов в жилищной сфере (имеются в виду рост стоимости жилья, высокий процент ипотечных кредитов и т.д.). Право граждан на жилище является основным правом человека, заключающегося в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным гражданам, указанным в российском законодательстве, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища. Жилищные права граждан России – это одни из базовых прав, гарантированные государством и Конституцией Российской Федерации. Без их реализации невозможна полноценная жизнь. Они подтверждают, что любой человек имеет право иметь собственно жилище, и никто не может произвольно лишить его этого права. Помимо этого, реализация прав на жилище подразумевает, что человек волен сам распоряжаться своим имуществом, а также защищать его в случае необходимости. Право граждан на жилище охраняется законодательством Российской Федерации. Права на жилье должны поддерживаться государственными органами и органами местного самоуправления, а гражданину должны быть созданы все условия для успешной реализации данных прав. Однако жилищные права – это не только право на владение и распоряжение квартирой, домом или иной недвижимостью. В Конституции Российской Федерации закреплено, что никто не может быть принудительно и своевольно выселен из принадлежащего ему жилища, имеет право на защиту от преступных посягательств, например, незаконного проникновения. Основным способом предоставления гражданам жилых посещений является: договор социального найма или найма жилых помещений государственных или муниципальных жилищных фондов. Реновация жилищного фонда в городе Москве – это совокупность мероприятий, осуществляемых в целях предотвращения формирования аварийного жилищного фонда в городе Москве, обеспечения устойчивого развития жилых территорий, создания благоприятной среды жизнедеятельности, общественных пространств и благоустройства территории и предусматривающих комплексное обновление среды проживания граждан. Все права и обязанности по контролю за исполнением проекта переселения граждан столицы возложены на Московский фонд реновации жилой застройки. Целью данного фонда является: содействие обновлению среды жизнедеятельности и созданию благоприятных условий проживания граждан, общественного пространства для предотвращения роста аварийного жилищного фонда в городе Москве, обеспечения развития жилых территорий и их благоустройства. Программа реновации принимается на срок до 2032 года и позволит устранить накопленный за последние десятилетия дисбаланс развития городской среды и не допустить массового появления в ближайшие 10-15 лет аварийного жилищного фонда в городе Москве. К целям реновации относится: недопущение пятиэтажным домам, построенным в Москве с 1957 по 1968 год, превратиться в аварийные и непригодные для жизни. Для этого ветхие пятиэтажки включены в программу реновации, а жителям взамен дадут равнозначные и отремонтированные квартиры в новых, современных и энергоэффективных домах в своем районе. Президент Российской Федерации – Владимир Владимирович Путин, на 15-й Прямой линии, касательно Программы реновации в Москве, отмечает следующее: «Мне важно, как москвичи к этому относятся. Вот что важно. Важно, как относятся люди, которые проживают в этих домах. Вот что самое главное. А как это определить? Это с помощью опроса определяется. Это первое. Второе, что для меня важно, - это чтобы права граждан не были нарушены при реализации этой программы. Прежде всего, право собственности. И третье. Очень важно, как это будет делаться» . Президент Российской Федерации хотел бы распространить московскую программу реновации на другие регионы страны, однако, как он уточнил, это должно быть подкреплено реальными ресурсами. Степень разработанности темы. Особенности правового регулирования деятельности и осуществления государственной политики в жилищной сфере упоминались в работах таких российских авторов, как: Авакьян С.А., Баглай М.В., Белогорцева Ю.А., Данкова Ж.Ю., Дауди Т.М., Журило П.И., Карпушко Е.Н., Короткова М.В., Крашенинников П.В., Кузьмичева К.И., Кукушкина И.Ю., Максимов С.Н., Маркова О.В., Медведев И.Р., Могзоев А.М., Орлова Д.А., Смородинова Л.Ю., Стрельникова Е.А., Сычев И.С.Топоркова М.К., Фазлиахметова В.Н., Эриашвили Н.Д. и многих других.
Содержание

Введение 8 Глава 1. Обеспечение и защита граждан в жилищно-правовой сфере 9-31 1.1. Основные права граждан на жилище в Российской Федерации 9-15 1.2. Понятие, виды и формы защиты жилищных прав граждан 16-25 1.3. Обеспечение жилищных прав собственников помещений, признанных непригодными для проживания 26-31 Глава 2. Особенности регулирования жилищных прав граждан в городе Москве в современных условиях ….32-56 2.1. Основные гарантии жилищных прав граждан при осуществлении реновации в городе Москве 32-41 2.2. Порядок реализации программы реновации в городе Москве 42-51 2.3. Рекомендации по совершенствованию жилищной политики города Москвы 52-56 Заключение 57-60 Список источников 61
Список литературы

Нормативные правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). 2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948). 3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН). 4. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 03.04.2018). 5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017). 6. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 23.04.2018). 7. Федеральный закон от 01.07.2017 N 141-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования отдельных правоотношений в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве». 8. Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2018). 9. Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (ред. от 20.12.2017). 10. Закон города Москвы от 17.05.2017 № 14 «О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве». 11. Закон города Москвы от 14.06.2006 N 29 (ред. от 28.12.2016) «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» (вместе с «Перечнем стандартов, которым должны соответствовать благоустроенные жилые помещения в многоквартирных домах в городе Москве», «Перечнем правовых актов, дающих гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, право на дополнительную площадь по состоянию здоровья»). 12. Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (ред. от 28.02.2018). 13. Постановление Правительства Москвы от 01.08.2017 N 497-ПП «О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве» (ред. от 12.12.2017). 14. Постановление Правительства Москвы от 03.10.2017 N 730-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 1 августа 2017 г. N 497-ПП». 15. Постановление Правительства Москвы от 01.02.2018 N 45-ПП «О порядке приобретения собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в Программу реновации жилищного фонда в городе Москве, или гражданами, имеющими право пользования такими жилыми помещениями на условиях социального найма, за доплату жилых помещений большей площади и (или) жилых помещений, имеющих большее количество комнат, чем предоставляемые им равнозначные жилые помещения». 16. Постановление Правительства Москвы от 02.05.2017 N 245-ПП (ред. от 14.06.2017) «Об учете мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в городе Москве» (вместе с «Порядком голосования для последующего включения многоквартирных домов в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве»). 17. Постановление Правительства Москвы от 11.05.2017 N 260-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N 245-ПП». 18. Постановление Правительства Москвы от 14.06.2017 N 363-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N 245-ПП». 19. Постановление Правительства Москвы от 08.08.2017 N 515-ПП «Об утверждении Базовых требований к благоустройству территории жилой застройки при реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве». 20. Постановление Правительства Москвы от 08.08.2017 N 516-ПП «Об утверждении Требований к улучшенной отделке равнозначных жилых помещений, предоставляемых взамен жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в Программу реновации жилищного фонда в городе Москве». 21. Постановление Правительства Москвы от 08.08.2017 N 517-ПП «Об учреждении Московского фонда реновации жилой застройки» (ред. от 27.03.2018). 22. Постановление Правительства Москвы от 01.09.2017 N 624-ПП «О порядке рассмотрения обращений об исключении многоквартирных домов из Программы реновации жилищного фонда в городе Москве». 23. Постановление Правительства Москвы от 26.09.2017 N 708-ПП «Об утверждении Адресного перечня кварталов (территорий), в границах которых расположены существующие или подлежащие образованию земельные участки, предназначенные для проектирования и строительства в течение 2017-2021 годов "стартовых" многоквартирных домов, обеспечивающих "волновое переселение" граждан в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве» (ред. от 10.04.2018). 24. Постановление Правительства Москвы от 07.12.2017 N 972-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 26 сентября 2017 г. N 708-ПП». 25. Постановление Правительства Москвы от 10.04.2018 N 281-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 26 сентября 2017 г. N 708-ПП». 26. Постановление Правительства Москвы от 07.12.2017 N 972-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 26 сентября 2017 г. N 708-ПП». 27. Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014). 28. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018). Список литературы: 1. Алексий П.В., Еремичев И.А., Курбанов Р.А.Жилищное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция». – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.— 511 c. 2. Андропов В.В., Гетман Е.С., Гонгало Б.М. и др. Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / под ред. П.В. Крашенинникова. – М.: Статут, 2012. – 620 с. 3. Белогорцева Ю.А. Проблемы государственной Программы реновации жилищного фонда. // Форум молодых ученых. – 2017. № 9 (1). – С. 116-119. 4. Белякова М.В., Домнина А.В. Конституционное право граждан на жилище рамках Программы реновации жилых помещений в Москве. // Инновации в науке и практике Сборник статей по материалам IV международной научно-практической конференции. В 4-х частях. 2017. – С. 52-57. 5. Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. – Изд. 2-е, стереотип. – М.: Статут, 2001. – 411 с. 6. Данкова Ж.Ю., Кукушкина И.Ю. Реализация проекта реновации строительных объектов в городе Москве: проблемы взаимодействия власти и населения. // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. – 2017. Т. 21. № 3 (21). – С. 10. 7. Журило П.И. Частные и публичные интересы в правовом поле при осуществлении реновации жилого фонда в городе Москва. // Международный журнал гражданского и торгового права. 2017. № 4. С. 24-26. 8. Короткова М.В. Проблемы правового регулирования реновации жилищного фонда в городе Москве. // Образование и право. – 2017. № 12.– С. 194-199. 9. Короткова М.В. Проблемные аспекты законодательства о реновации жилищного фонда в городе Москве. // Основные тенденции и перспективы развития современного права материалы ежегодной Международной научной конференции памяти профессора Феликса Михайловича Рудинского.: Москва, 2018. – С. 423-426. 10. Крашенинников П.В. Жилищное право. 10-е изд., перераб. И доп. – М.: Статут, 2017. – 415 с. 11. Лучин В.О. и др. Конституционное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция». – 9-е изд. – Электрон. текстовые данные. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 672 c. 12. Маркова О.В. Законодательное обеспечение реновации жилого фонда Москвы. // Право и государство: теория и практика. – 2017. № 4 (148). – С. 31-33. 13. Маркова О.В. Жилищные и имущественные права граждан при осуществлении программы реновации жилого фонда Москвы. // Право и государство: теория и практика. 2017. № 5 (149). С. 70-72. 14. Медведев И.Р. Правовые аспекты программы реновации Москвы. // Закон. – 2017. № 7. – С. 115-127. 15. Мирзоев Г.Б. Программа реновации: принуждение власти или конституционное право. // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. – 2017. № 2. – С. 5-9. 16. Могзоев А.М., Кузьмичева К.И. Реновация жилищного фонда города Москвы. // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2017. № 4 (23). – С. 70-74. 17. Пашенцев Д.А. Совершенствование механизма защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2015. № 1 (17). 18. Рассолова Т.М. Гражданское право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция». – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 847 c. 19. Седугин П.И. Жилищное право. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2003. – 384 с. 20. Тарент И.Г., Юдников С.А. Социальная политика современной России. Учебноепособие. – Ногинск: Ногинский филиал РАНХиГС,–2016.– 118 с. 21. Топоркова М.К., Смородинова Л.Ю. Реализация программы реновации жилищного фонда в городе Москве // Журнал Российское государствоведение №1. Научная статья. – 2018. – С.69-78. 22. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. – М. : Статут, 2017. – 624 c. 23. Эриашвили Н.Д, Дауди Т.М. О некоторых проблемах правового регулирования реновации в городе Москве. // Закон и право. – 2017. № 9. – С. 39-41. 24. Эриашвили Н.Д., Аникеева Т. М., Курбанов Р. А. и др.; под ред. М. М. Рассолова, А. Н. Кузбагарова. Гражданское право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». – 5-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 719 с. Интернет ресурсы: 1. Официальный сайт Консультант плюс / [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/ 2. Официальный сайт Мэра Москвы / [Электронный ресурс] // URL: https://www.mos.ru/ 3. Официальный сайт Реновации Москвы / [Электронный ресурс] // URL: https://renovar.ru/ 4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики / [Электронный ресурс] // URL: http://www.gks.ru/
Отрывок из работы

Глава 1. Обеспечение и защита граждан в жилищно-правовой сфере 1.1. Основные права граждан на жилище в Российской Федерации Права и свободы человека и гражданина, которые принадлежат к числу основополагающих категорий современной юриспруденции, представляют собой важное условие формирования и развития гражданского общества, определяют специфический характер отношений между его субъектами. Права человека стабилизируют общественные отношения, определяют пределы деятельности государства по вмешательству в сферу свободы человека; а также определяют меру ответственности государства перед личностью и обществом.1 Что бы вывести определение права на жилище, необходимо определить субъектов данного права. Исходя из российского законодательства, таковыми являются все физические лица, находящиеся на территории России, поскольку часть 2 статьи 671 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет, что «юридические лица - собственники жилых помещений, являясь участниками правоотношений в качестве наймодателей, конституционным правом на жилище не обладают». Но субъекты физические лица в отношении данного права не являются равными, так как по договорам социального найма, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное, иностранным гражданам и лицам без гражданства жилые помещения не предоставляются, что закреплено в части 5 статьи 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации. Анализируя вышеизложенное, можно сформулировать следующее определение – право на жилище – это право всех физических лиц, иметь помещение, пригодное для проживания, закрепленное в законодательстве, гарантируемое государством, нарушение которого служит основанием для привлечения к ответственности. Право на жилище – это гарантированная законодательством Российской Федерации возможность пользоваться жилым помещением. Гарантией данного права является часть 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации, которая закрепляет, что «каждый имеет право на жилище» и «никто не может быть произвольно лишен жилища» . В силу части 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации «граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими; граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан» . Однако, стоит отметить, что жилищные права могут быть ограничены в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Конституционное право на жилище непосредственно связано с другим правом, закрепленным в статье 27 Конституции Российской Федерации. Согласно вышеуказанной статье Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Кроме того, статья 25 Конституции Российской Федерации имеет непосредственное отношение к жилищному праву, она свидетельствует о том, что жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц кроме случаев, установленных федеральным законом, либо на основании судебного решения. Продолжая тему неприкосновенности жилища, стоит указать положения статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации и дополнить проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается только в целях спасения жизни граждан и их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, в массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая. Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает, что «собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением» . Также пункт 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит о том, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог. Конституция Российской Федерации предписала органам государственной власти и местного самоуправления поощрение жилищного строительства и создание условий для реализации прав граждан на жилище( часть 2 статьи 40). Согласно статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище. В их полномочия входит: 1. содействие развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище; 2. использование бюджетных средств и иных не запрещенные источников денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; 3. предоставление гражданам жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; 4. стимулирование жилищного строительства; 5. обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; 6. обеспечение контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда; 7. осуществление государственного контроля за соблюдением требований при осуществлении жилищного строительства; 8. осуществление государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля; 9. размещение в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства информации в соответствии с законодательством Российской Федерации. В международной сфере право на жилище регулируется Всеобщей декларацией прав человека 1948 года, где в части 1 статьи 25 прописано, что «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам» . В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах установлено «участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства-участники примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права, признавая важное значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии» . В заключении, стоит отметить, что Конституция Российской Федерации определяет многоаспектность права на жилище: 1. каждый имеет право на уже имеющееся жилище; 2. каждый имеет право на получение жилища; 3. существует запрет на произвольное лишение прав на жилище: 4. обеспечение права на жилище является обязанностью органов государственной власти и муниципальных образований; 5. осуществляется поддержка жилищных прав малоимущих граждан и предоставление им жилья бесплатно, либо за доступную плату. Первый аспект права на жилье обеспечивает возможность гражданам стабильно пользоваться имеющимся жильем, защищает их субъективное право на жилище. Однако не стоит это воспринимать, как полную свободу действий с жилищем, так как на совершение определенных действий требуется разрешение уполномоченных органов. Например, перепланировка или перенос капитальной стены. Помимо этого, свобода действий одного человека всегда ограничивается недопущением нарушений прав и законных интересов других лиц. Граждане должны нести обязанности: пользоваться жилым помещением по его назначению, соблюдать правила пользования, оплачивать коммунальные услуги и не разрушать помещение. В связи с этим Конституция Российской Федерации в части 3 статьи 55 регламентирует, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Второй аспект заключается в приобретении жилья любыми законными способами: путем совершения гражданско-правовых сделок (купля-продажа, дарение, наследование), предоставление служебных жилых помещений или помещений в общежитиях, участия в ЖСК и другое. Третий аспект акцентирован на то, что никто не может быть лишен права на жилье и произвольно выселен из него. Основания выселения прописаны в Жилищном кодексе Российской Федерации. По большинству оснований гражданин не может быть выселен без предоставления ему другого жилого помещения. Для собственников индивидуального дома с пристройками и урожаем должны быть предусмотрены денежное вознаграждение за дом, пристройки и урожай, или возможность перенести дом и пристройки. Перенос осуществляется за счёт средств организации, для целей которой предоставляется участок. Не стоит забывать о том, что любое выселение может быть оспорено в судебном порядке. Четвертый аспект осуществления права на жилье означает поощрение органами государственной власти и органами местного самоуправления жилищного строительства, создание условий для осуществления права на жилище, а также разработка и реализация целевых жилищных программ. Пятый аспект предусматривает, что малоимущие граждане имеют право на предоставление жилья бесплатно или за доступную плату. Жилье предоставляется из государственных или муниципальных фондов. Также большое значение имеет выделение специального жилищного фонда социального использования. Верно отметил Седугин П.И., по своей юридической природе конституционное право на жилище является государственно-правовым институтом; вместе с тем конституционные положения о праве на жилище являются юридической базой для развития и совершенствования жилищного законодательства, всей системы жилищных отношений: пользование жилыми помещениями, совершения сделок и других юридически значимых действий с жилыми помещениями, организации управления и обеспечения сохранности жилищного фонда . ? 1.2. Понятие, способы и формы защиты жилищных прав граждан Право на судебную защиту – это важнейшее и неотъемлемое правомочие любого субъективного гражданского права, которое представляет собой возможность применения в отношении правонарушителя мер принудительного воздействия. Жилищные права – это значительный по объему пласт гражданских прав, закрепленных в нормативных правовых актах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Основаниями возникновения жилищных прав являются сделки, акты органов государственной власти и местного самоуправления, а также судебные решения и членство в жилищно-строительных кооперативах. Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В части 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Положения Конституции Российской Федерации реализуются через конкретные законы, иные нормативные правовые акты, в которых, в свою очередь, реализуются нормы Конституции Российской Федерации, и, через которые конституционное право на жилище как одно из основных прав взаимодействует с нормами отраслевого законодательства: жилищного, гражданского, административного и другие отрасти права. Большое значение имеет положение статьи 40 Конституции Российской Федерации о недопустимости произвольно лишать граждан права на жилище. Кроме того, часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации указывает, что защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся участниками жилищных отношений на территории Российской Федерации, в равной степени обладают правом на судебную защиту, если они полагают, что их жилищные права нарушены. Защита жилищных прав в административном порядке осуществляется только в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации или другим федеральным законом. При этом решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в судебном порядке. Примером защиты нарушенных жилищных прав в административном порядке является предусмотренное статьей 23.55 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации рассмотрение органами государственной жилищной инспекции дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.21 – нарушение правил пользования жилыми помещениями, статьей 7.22 – нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, а также статьей 7.23 – нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации. Рассматривать такие дела от имени органов государственной жилищной инспекции наделены полномочиями: главные государственные жилищные инспектора субъектов Российской Федерации, их заместители; главные государственные жилищные инспектора субъектов Российской Федерации по городам, районам, их заместители. Принято выделять две основные формы защиты прав: 1. юрисдикционную, 2. неюрисдикционную. Юрисдикционная форма защиты – это деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав, такие как суд, прокуратура, органы внутренних дел, государственная жилищная инспекция и прочее. В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяют общий – судебный и специальный – административный порядок защиты нарушенных прав. Общей формой защиты гражданских прав является обращение в общие, арбитражные и третейские суды. К специальным формам относятся административные процедуры защиты гражданских прав . Неюрисдикционная форма защиты – это действия граждан и организаций по защите прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к компетентным органам. Такие действия называют самозащитой прав. По отраслевой принадлежности способы защиты могут быть разделены на гражданско-правовые, уголовно-правовые, административно-правовые и иные. Можно использовать уголовно-процессуальные процедуры для сбора и закрепления доказательств по гражданскому спору. Частым является рассмотрение гражданского иска в уголовном деле, связанном с причинением имущественного вреда. Когда возникает необходимость защиты, как правило, уже присутствуют правонарушитель и лицо, чье право ограничено виновными действиями. Стоит отметить, что конституционный механизм защиты прав человека состоит из четырех элементов: субъектов и объектов защиты, конституционно-правовых норм, то есть оснований защиты и процессуальных действий – форм защиты. Согласно части 3 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации защита жилищных прав осуществляется следующими способами: 1. признания жилищного права; 2. восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения; 3. признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу; 4. неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу; 5. прекращения или изменения жилищного правоотношения; 6. иными способами, предусмотренными Жилищным кодексом Российской Федерации, другим федеральным законом. Как видно из указанной статьи, данный перечень не является исчерпывающим. Иные способы защиты жилищных прав могут быть прописаны в других федеральных законах и в самом Жилищном Кодексе. Под способами защиты жилищных прав понимаются предусмотренные законом материально-правовые меры принудительного характера, при помощи которых производится признание нарушенных прав. Выбор конкретного способа защиты жилищных прав осуществляется самостоятельно управомоченным лицом, за исключением случаев, когда способ защиты нарушенного права прямо определен правовой нормой, регулирующей соответствующее жилищное правоотношение. Итак, если обмен жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма, совершен с нарушением требований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации (например, при отсутствии согласия на обмен кого-либо из членов семьи нанимателя жилого помещения), то, согласно статье 75 Жилищного кодекса Российской Федерации член семьи нанимателя жилого помещения, чьи права были нарушены обменом, вправе требовать признания сделки по обмену жилыми помещениями недействительной и переселения сторон в ранее занимаемые жилые помещения, т.е. восстановления положения, существовавшего до нарушения права. В связи с тем, что жилищные отношения по пользованию жилыми помещениями регулируются нормами гражданско-правового характера, а соответственно, являются разновидностью гражданских правоотношений, то при нарушении или оспаривании кем-либо права пользования жилым помещением гражданин вправе прибегнуть к способам защиты прав, предусмотренных гражданским законодательством, которые указаны в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Например, возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсация морального вреда, присуждение к исполнению обязанности в натуре, признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, а также применение последствий ничтожной сделки. Итак, первым из способов защиты жилищных прав – признание жилищного права. Необходимость в данном способе защиты возникает в том случае, когда наличие у лица определенного субъективного жилищного права кем-либо отрицается, оспаривается, подвергается сомнению. Например, нанимателем, наймодателем, членами семьи нанимателя, собственником жилого помещения. В данной ситуации лицо не может воспользоваться своим субъективным жилищным правом – правом члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма пользоваться жилым помещением. Признание жилищного права в качестве способа защиты осуществляется в судебном порядке, так как только суд может официально подтвердить наличие или отсутствие у лица спорного жилищного права. Защита жилищных прав может осуществляться также путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения. Данный способ защиты жилищных прав применяется при совершении противоправных действий против обладателя субъективного жилищного права и имеет целью устранить последствия правонарушения или же само правонарушение, носящее длящийся характер. В качестве примеров указанного способа защиты жилищных прав можно привести: 1. выселение в судебном порядке по требованию собственника жилого помещения гражданина из жилого помещения в случае, если он после предупреждения собственника жилого помещения продолжает нарушать права и законные интересы соседей, использовать жилое помещение не по назначению или без уважительных причин не проведет необходимый ремонт в целях устранения допущенного им разрушения жилого помещения – часть 2 статьи 35 Жилищного кодекса Российской Федерации; 2. выселение поднанимателя и вселенных совместно с ним граждан в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения в случае прекращения или расторжения договора поднайма жилого помещения и отказа поднанимателя освободить жилое помещение – часть 5 статьи 79 Жилищного кодекса Российской Федерации. Защита жилищных прав может осуществляться путем признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих жилищному законодательству или принятым в соответствии с Жилищным кодексом Российской федерации федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу. Данный способ защиты жилищных прав означает, что гражданин, считающий, что его жилищные права нарушены принятым нормативным правовым актом государственного органа либо нормативным правовым актом органа местного самоуправления, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим: 1. Жилищному кодексу Российской Федерации; 2. принятому в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации федеральному закону; 3. иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем оспариваемый нормативный правовой акт, юридическую силу. Другими словами, речь идет об оспаривании нормативного правового акта, регулирующего жилищные отношения, субъектами жилищных прав. Согласно статье 1 Жилищного кодекса Российской Федерации субъектами жилищных прав признаются граждане. Защита жилищных прав может осуществляться также путем неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих жилищному законодательству или принятым в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу. Основой для закрепления в Жилищном кодексе Российской Федерации указанного способа защиты жилищных прав являются положения части 2 статьи 120 Конституции Российской Федерации, предусматривающие обязанность суда, установившего при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимать решение в соответствии с законом. Данный способ защиты жилищных прав означает, что суд общей юрисдикции, установив при разрешении конкретного жилищного спора, что нормативный правовой акт, регулирующий спорные жилищные правоотношения, не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы нормативного правового акта, имеющего наибольшую юридическую силу. Таким образом, о проверке законности нормативного правового акта в рамках разрешения судом конкретного жилищного спора. Такая проверка не может повлечь за собой утрату данным актом юридической силы. При этом в мотивировочной части решения суда приводятся мотивы, по которым тот или иной нормативный правовой акт не подлежит применению к конкретному случаю. В резолютивной же части судебного решения формулируется только ответ суда на заявленные исковые требования без указания на признание судом нормативного правового акта не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Еще одним способом защиты жилищных прав является прекращение или изменение жилищного правоотношения. Прекращение или изменение жилищного правоотношения как способ защиты жилищных прав допускается лишь в случаях, прямо предусмотренных законом или договором. Применение указанного способа защиты жилищных прав возможно как по соглашению сторон, так и по требованию одной из сторон жилищного правоотношения, причем как в связи с противоправными виновными, так и в связи с невиновными действиями субъектов жилищных правоотношений. Основанием для прекращения или изменения жилищного правоотношения является, как правило, решение суда, а в отдельных допускаемых законом случаях - соглашение сторон.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 71 страница
750 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 36 страниц
450 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg