Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Влияние темперамента на адаптацию детей к школе

irina_krut2020 1525 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 61 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.03.2020
Цель данной работы является, определение общих закономерностей взаимодействие темперамента и школьной адаптации. Объект исследования – процесс адаптации к школе детей с разными типами темперамента. Предмет исследования – влияние темперамента на адаптацию детей к школе. Задачи исследования: 1. Провести анализ научной литературы по проблеме исследования. 2. Исследовать индивидуально-типологические особенности личности. 3. Изучить особенности влияния темперамента на процесс адаптации детей к школе. 4. Выявить взаимосвязь между темпераментом и адаптацией детей к школе. Гипотезой исследования стало предположение о том, что адаптация первоклассников к школьной жизни будет продуктивной, если изучить особенности темперамента каждого ребенка. Методологической основой в данной дипломной работе являются подходы к исследованию психического развития ребенка следующих авторов: Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, а так же подходы в изучении адаптации Я.Л. Коломинского, В.С. Мухиной, И.В. Дубровиной. Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования: 1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы. 2. Эмпирические методы: тестирование, наблюдение, беседа с испытуемыми. 3. Методы интерпретации: количественный и качественный анализ полученных данных. В ходе исследования применялись следующие эмпирические методики: методика «Школьной мотивации» Н. Г. Лускановой, методика диагностики темперамента Г. Айзенка; анкетирование родителей. Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе полученных результатов, индивидуальных различий школьников в процессе адаптации может быть решен ряд практических вопросов, связанных с выработкой индивидуального подхода к детям, имеющим сложности в адаптации к процессу школьного обучения. База исследования. Объем выборочной совокупности. Исследование проводились на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Калуги. В исследовании приняли участие 60 детей младшего школьного возраста (7-8 лет), из них - 31 девочек и 29 мальчиков. Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе рассматриваются особенности темперамента и структура адаптации детей младшего школьного возраста. Вторая глава посвящена процедуре и результатам эмпирического исследования особенностей адаптации детей к школе. В заключении подводятся итоги теоретического анализа литературы по изучаемой теме и проведенного экспериментального исследования. Список литературы представлен 47 источниками. Приложения содержат тексты методик и инструкции к ним, а также сводные таблицы результатов проведенных психологических процедур.
Введение

Исследования адаптации детей к школе демонстрируют отчетливые индивидуальные различия в особенностях протекания этого процесса, в его длительности и успешности. В качестве причин низкой адаптации наиболее часто называются свойства, входящие в синдром психологической готовности детей к школе, в частности, не сформированность мотивационного и волевого компонентов учебной деятельности, недостаточный уровень развития интеллектуальной сферы, проблемы в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Проблема индивидуального подхода в обучении разрабатывается в отечественной науке давно, однако, сейчас актуальность таких исследований особенно велика. Учет индивидуальных особенностей учащихся необходим в отношении различных сторон его личности, в том числе в отношении особенностей темперамента детей. Значительно меньше внимания в работах, связанных с изучением адаптации в школе, уделяется психологическим характеристикам, относящимся к индивидному уровню в иерархии свойств индивидуальности. Причина этого состоит, по-видимому, в том, что такие индивидные свойства, как темперамент, определяют динамическую, а не содержательную сторону психической деятельности, как показано во многих работах, обнаруживают лишь опосредованные связи с характеристиками успешности деятельности. Однако, признание того факта, что различные свойства темперамента и разные сочетания этих свойств создают равные возможности для развития уровневых характеристик, тем не менее, не вступает в противоречие с предположением о том, что темперамент играет существенную роль в детерминации особенностей адаптации детей к школе. Конечно, учебно - воспитательный процесс в начальной школе построен таким образом, что у учителя нет возможности заниматься с каждым в отдельности, но выделять среди учащихся представителей четырех типов темперамента и учитывать это при: распределении заданий, при определении объема и времени выполнения заданий, при выставлении оценок и т.д. он может. Такой подход существенно повысит эффективность учебно - воспитательного процесса с младшими школьниками. Таким образом, есть основания рассматривать темперамент как фактор школьной адаптации.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические основы исследования влияния темперамента на адаптацию детей к школе 6 1.1 Проблемы адаптации младшего школьника 6 1.2 Адаптация и характеристики темперамента 10 1.3 Темперамент и успешность обучения 16 Выво по 1 главе........................................................................................................................................ Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей адаптации детей к школе 31 2.1 Цели, задачи и методы исследования 31 2.2 Анализ результатов исследования 32 Вывод по 2 главе...................................................................................................................................... Заключение 42 Список литературы 45 Приложение 1 49 Приложение 2…………………………………………………………………… 54
Список литературы

1. Андреева Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе // Человек и общество, Вып. XI-II.- М., 2011. 2. Айзенк Г.Ю. Структура личности / Пер. с англ. О. Исакова и др. - М.: КСП; СПб.: Ювента. 2009. 3. Бобнева М. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. - М.: Прогресс, 2010. 4. Борытко Н.М. Педагогика: учебное пособие / Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. - М., «Академия», 2012. 5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Питер, 2012. 6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2011. 7. Дорожевец Т.В. Изучение школьной дезадаптации / Т.В. Дорожевец. Витебск, 2009. 8. Дубровина И.В. Психологическая служба в современном образовании. - Москва.: Питер, 2009. 9. Заваденко Н.Н. Петрухин, Манелис, Т.Ю. Успенская, Н.Ю. Суворинова и др. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихическое исследование, 2011г. 10. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии, 2009 - №4. 11. Карвасарский Б.Д. Неврозы. Изд-е 2-е, перераб. и доп. -- М.: Медицина, 2010. 12. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М., 1988 13. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М., 2008. 14. Мерлин В.Л. Производство удовлетворения : очерки симптомологии русского тела. -М.: Знаки, 2011. 15. Мельник В. С. В сборник "Очерк теории темперамента", изд.2. Пермское книжное издательство, 2013г. 16. Миллер С. Психология игры. - Санкт-Петербург, 2013. 17. Морено Дж. История доктора : Д. Морено - создатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии. - М.: Класс, 2011. 18. Мир психологии. Психология для всех и каждого. 19. Налчаджан А.А. Личность, психологическая адаптация и творчество. -- Ереван: Луис, 2010. 20. Небылицын В.Д. Актуальные вопросы физиологии, психофизиологии и психологии. - Уфа: Башкирский ин-т физической культуры, 2010. 21. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. - СПб.: Питер, 2013. 22. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Пер. с англ. М. С. Жамкочьян под ред. В. С. Магуна. - М.: Аспект Пресс. 2011. 23. Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. - М.: ИП РАН, «Смысл». 2012. 24. Русалов В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека дифференциально-психофизиологические и психологические исследования. - М.: Ин-т психологии РАН, 2012 25. Ратанова Т.А., Шляхт Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. Учеб.пособие - М.: Флинта 2009. 26. Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. 27. Сергиеко Е.А., Виленская Г.А. Роль темперамента в развитии регуляции поведения // Психологический журнал. .22. № 3. 2011. 28. Смирнова У.О. Детская психология: учебник для ВУЗов. - М.: Владос, 2011г. 29. Теплов Методология анализа материала. - Спб.: РИИИ, 2012. 30. Философские проблемы теории адаптации / Под ред. Г.И. Царегородцева. - М., 2010. 31. Чуткина Г.М. Адаптация первоклассников к педагогическому процессу школы. - Минск, 2012. 32. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М: Педагогика. 2011. 33. Юнг К. Символическая жизнь. - М.: Cogito centre, 2010. 34. Яницкнй М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики. / Учебное пособие. - Кемерово. Кемеровский государственный университет, 2010. 35. Российская государственная библиотека 36. Научная электронная библиотека «Киберленинка» 37. Научная электронная библиотека
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы исследования влияния темперамента на адаптацию детей к школе 1.1 Проблемы адаптации младшего школьника Школа - это не только место, в котором происходит обучением детей. Она является важнейшим институтом социального воспитания [4,с.55]. Школа, если её рассматривать с точки зрения социализации человека, имеет свои особые функции, которые отличаются от образовательных. К социализирующим функциям школы относятся: Функция эмансипации ребёнка от первичной зависимости от родителей и других родственников; эта функция реализуется благодаря тому, что ребёнок попадает в систему межличностных отношений, где требуется высокий уровень самостоятельности, а отношение взрослых к нему обусловлено качеством его деятельности (в первую очередь учебной); Функция усвоения общественных ценностей и норм на уровне социальных стандартов: нормы школьной жизни соответствуют (а часто являются идентичными) нормам жизни в обществе, а по тому способствуют включению ребёнка в систему общественных отношений; Функция социальной дифференциации детей в свете их достижений. Она направлена на распределение детей применительно к ролевой (в том числе профессиональной) структуре взрослого общества в зависимости от их индивидуальных особенностей, склонностей, интересов, способностей и связана с тем, что в школе ребёнок имеет достаточно широкий диапазон социальных отношений с разными людьми, позволяющий апробировать различные социальные роли и разные виды деятельности [4,с.56]. Индивид становится человеком благодаря человеческой общности и вне этой общности его обучение и воспитание невозможно [18,с.33]. Целью социально - педагогической деятельности в школе является - создание педагогических и социально - психологических условий, позволяющих ребёнку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений). Цель может быть достигнута за счёт последовательного решения педагогическим коллективом и психологами школы задач: 1. Выявление особенностей психолого-педагогического статуса каждого школьника с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии. 2. Создание системы психолого-педагогической поддержки всех первоклассников в период их первичной школьной адаптации, позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности. 3. Создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществлять развивающую, коррекционно-формирующую работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности. На каждом этапе своего развития человек находится в той или иной социальной среде, в которой он общается, взаимодействует со своим окружением. В младшем школьном возрасте - это классный коллектив. Хоть в младшем школьном возрасте на первом месте и стоит учеба, общение со сверстниками и учителем также является очень важным. Для нормального развития ребёнка с самого его рождения общение играет немаловажную роль: с его помощью происходит освоение им окружающего мира. Благоприятная коммуникативная обстановка позволяет первокласснику успешно адаптироваться, занять достойное социальное положение в классном коллективе и принять на себя новую социальную роль - роль ученика. Отношения младшего школьника к учителю мало отличается от его отношения к родителям. Дети готовы подчиниться его требованиям, принимают его оценки и мнения, выслушивают поучения, подражают ему в поведении, манере рассуждать, интонациях. И от учителя ждут почти «материнского» отношения. Некоторые дети в начале обучения пытаются поддерживать с учителем тактильный контакт, расспрашивают его о нём самом, делятся своими личными сообщениями, рассматривают учителя как судью и арбитра в ссорах и обидах. В ряде случаев, если отношения в семье ребёнка не отличаются благополучием, роль учителя нарастает, и его мнения и пожелания принимаются ребёнком с большей готовностью, чем родительские. Общественный же статус и авторитет учителя в глазах ребёнка часто бывает выше родительского [28,с.34]. Коллективные связи и отношения между детьми в начальной школе уменьшаются по сравнению с подготовительной группой детского сада. Взаимоотношения первоклассников во многом определяются учителем через организацию учебной деятельности, он способствует формированию статусов и межличностных отношений в классе. Поэтому при проведении социометрических замеров можно обнаружить, что среди предпочитаемых часто оказываются дети, которые хорошо учатся, которых хвалит и выделяет учитель. Постепенно личность учителя становится менее значимой, но связи с одноклассниками становятся более тесными и дифференцированными. Обычно дети начинают объединяться по симпатиям и общности каких-либо интересов. На первых этапах межличностной ориентации у некоторых детей заострённо проявляются не свойственные им черты характера: либо чрезмерная застенчивость, либо развязность. По мере установления и стабилизации отношений с другими дети обнаруживают подлинные индивидуальные особенности. Характерная черта взаимоотношений младших школьников состоит в том, что их дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов [28,с.35]: - Сидят за одной партой; - Живут рядом; - Интересуются чтением, рисованием. Общение учеников с учителем играет решающую роль в процессе адаптации ребёнка к школьной жизни. Характер взаимоотношений с одноклассниками во многом определяется тем, как классный руководитель выстраивает свою коммуникативную деятельность в отношении того или иного ребёнка. Успевающие ученики, часто получающие похвалу могут быть предпочтительнее для сверстников в отношении построения дружеского взаимодействия. Так же выбранный учителем стиль взаимодействия с классом во многом влияет на формирование отношения первоклассников к школе в целом и обучению в частности. Если личность классного руководителя является демократической, то процесс усвоения правил школьной жизни, налаживания отношений со сверстниками и само обучение складываются благоприятным образом. 1.2 Адаптация и характеристики темперамента Принципиальным отличием функциональной деятельности системы психической адаптации человека от всех других самоуправляемых систем, как указывает Ю.А. Александровский [35,с.44], является наличие механизмов сознательного саморегулирования, в основе которых лежит субъективная индивидуально-личностная оценка природных и социальных воздействий на человека. Соответственно адаптация человека проявляется возникновением приспособительных форм поведения при переменах обстановки. Как подчеркивает В.М. Воловик [18,59с.], психическая адаптация - это активная личностная функция, обеспечивающая согласование актуальных потребностей индивида с требованиями окружения и динамическими изменениями условий жизни. Существенную роль в процессе психической, в первую очередь психосоциальной адаптации играет связанная с личностно-типологическими характеристиками способность индивида к динамической перестройке системы отношений, установок, жизненных целей. Как указывает С. Миллер [16,с.99], если индивидуум способен гибко взаимодействовать с окружающими, его можно отнести к нормальному, адаптивному типу личности, и напротив, если на повседневные задачи индивид реагирует негибко или не выполняет их, а также, если обычные действия и впечатления приводят к дискомфорту, необходимо говорить о патологической или мало-адаптивной личности. Психическая адаптация индивида в группе неизбежно требует умения и готовности психологически "подстраиваться" к окружающим, проявляя при необходимости взаимопонимание и уступчивость, сдерживая эмоциональные порывы, совершая те или иные поступки вопреки собственным эгоистическим тенденциям. По моему мнению, адаптированная психическая деятельность является важнейшим фактором, обеспечивающим человеку состояние здоровья. Только в том случае, когда эта способность поддержания здоровья соответствует уровню, необходимому для активной жизнедеятельности, или превышает его, можно говорить об адаптированной, "нормальной" психической деятельности человека, иными словами, соответствующей показателям психической "нормы". В качестве критериев, определяющих психическую "норму", рассматриваются следующие показатели [18,с.60]: а) показатели адекватности интрапсихических механизмов отражения окружающей действительности; б) показатели зрелости личности; в) показатели социальной адаптированности (чувство положения в среде себе подобных и гармония взаимоотношений с ними; адекватность реакций на социальную среду; способность самокоррекции поведения в соответствии с нормами, принятыми в коллективе и умение уживаться с окружающими и добиваться самоутверждения в коллективе, в обществе без ущерба для остальных его членов). По мнению Б.Д. Карвасарского [35,с.33], характеристиками психической нормы являются "способность к постоянному развитию и обогащению личности за счет повышения ее самостоятельности и ответственности в межличностных отношениях, более зрелого и адекватного восприятия действительности, умения оптимально соотнести собственные интересы с интересами группы (коллектива)". Б.С. Братусь [35,с.77] описывает следующие критерии, отделяющие нормальную личность от аномальной: 1) клинический - отсутствие клинически выраженной психической патологии; 2) статистический - в качестве нормальной определяется средняя в статистическом смысле личность (быть "как все"); 3) интегративный - целостность, или интегрированность личности; 4) адаптивный - личность адаптирована в психологическом и психосоциальном смысле, ее поведение соответствует установленным социальным критериям. При этом можно выделить следующие общие стратегии психической адаптации [18]: а) стремление изменить внешние обстоятельства; б) уход от решения проблемы и поиск среды, более соответствующей адаптивности индивида; в) изменение своей внутренней структуры. Указанные стратегии адаптации соответствуют описанным К. Хорни [35,с.89] общим типам поведенческих реакций по тропности движения индивида в межличностных отношениях (движение к окружающим, против них либо уход в сторону), а в филогенетическом аспекте трем эволюционно древним стратегиям адаптивного поведения - борьба, бегство, подчинение. В проблемных ситуациях, не связанных с переживанием препятствий на пути достижения цели, адаптация осуществляется с помощью конструктивных механизмов (познавательных процессов, целеобразования, целеполагания, конформного поведения). В ситуации, где ощущается наличие внешних и внутренних барьеров, адаптация осуществляется с помощью защитных механизмов. Конструктивные механизмы позволяют адекватно реагировать на изменение социальных условий жизни, используя возможность осуществлять оценку ситуации, анализ, синтез прогноз событий, антиципацию последствий деятельности. М. И. Бобнева [3,с.21] выделила следующие механизмы адаптации [18,с.59]: 1) Социальное воображение - способность понимать свой опыт и определять свою судьбу, мысленно помещая себя реальные рамки данного периода развития общества и осознавать свои возможности; 2) Социальный интеллект - способность усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной среде; 3) Реалистичную направленность сознания; 4) Ориентировку на должное. Защитные механизмы представляют собой систему адаптивных реакций личности, позволяющую снижать тревожность, обеспечивающую целостность «Я-концепции» и устойчивость самооценки благодаря удержанию соответствия между представлениями об окружающем мире и представлениями о себе. Встречаются следующие механизмы психологической защиты: - проекция - приписывание другим людям свойств, качеств, причин поведения, в которых отказывается себе; - идентификация - отождествление с реальным или вымышленным персонажем с целью приписывания себе желаемых качеств; - рационализация - оправдание тех или иных поступков, интерпретация событий с целью снижения их травмирующего влияния на личность (по аналогии с кислым виноградом); - сублимация - преобразование энергии инстинктивных влечений в социально приемлемые способы деятельности (художественное творчество, изобретательство, профессиональную деятельность); - юмор - снижение напряжения с помощью апелляции к юмористическим выражениям, рассказам, анекдотам. По мнению Е.А. Сергиенко [27,с.97], в качестве реакций адаптации в стрессогенной обстановке могут выступать гипердинамические (поведенческие, двигательные), гиперпсихические (коммуникативные, когнитивные) реакции, а также реакции вегетативной активации. М.С. Яницкнй [34] особо выделяет в ситуации хронического нервно-психического напряжения дезадаптивные реакции, к которым в частности относятся отказ от сознательного контроля своего состояния и "захваченность" чрезмерным эмоциональным реагированием, либо оторванность от реальности, когда человек перестает отличать свои представления от действительности и погружается в мечты и фантазии. Стойкая адаптация к условиям длительной нервно-психической напряженности приводит к переходу психики, всего организма человека в качественно иное состояние по сравнению с исходным. Поэтому даже при адекватном протекании адаптационного процесса, смена средовых условий с возвратом к нормальным условиям жизни и деятельности требует соответствующей реадаптации - как психологической, так и социально-психологической (ресоциализации). В целом, говоря о структуре процесса психической адаптации, необходимо подчеркнуть, что комплексное рассмотрение его, с учетом взаимных связей между эмоциями и физиологией, адаптацией психологической и социальной, неизбежным образом требует сочетания психологического и физиологического подхода.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 62 страницы
550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg