Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Сущность и классификация стратегий.

irina_krut2020 552 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 46 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.03.2020
Целью является определить сущность стратегий, ключевые и базовые характеристики эффективной стратегии. Объектом исследования является предприятие ООО «Еxpertстрой». Предметом исследования сущность и квалификация стратегии на предприятии. Информационную базу исследования составили материалы периодических печатных изданий по исследуемой теме, интернет ресурсы. Теоретической основой исследования послужили научные труды таких отечественных и зарубежных ученых, посвященные исследования. Структура. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Введение

Актуальность курсовой работы заключается в том, что стратегия предприятия - это общее направление, способ управле¬ния, набор правил и принципов, руководствуясь которыми можно обеспе¬чить достижение устойчивых конкурентных позиций и других главных целей фирмы, исходя из её реальных возможностей, опре¬деляемых с помощью анализа прошлых результатов дея¬тельности, внешней среды, а также на основе прогноза их изменения в будущем. Переход к рыночной экономике, организация производства с различными формами собственности и хозяйствования требуют более тщательного и системного подхода к анализу состояния предприятия и необходимости разработки стратегии. В условиях рыночных отношений, самостоятельности, ответственности предприятий за результаты своей деятельности возникает объективная необходимость определения тенденций ориентации в возможностях и перспективах, оценки финансового состояния других хозяйствующих субъектов. Предприятие нуждается в выработке внутренней стратегии на основе современных принципов менеджмента. Основное назначение стратегии создание комплекса конкурентных преимуществ для достижения успеха бизнеса в долгосрочной перспективе. На каждом предприятии должна быть разработана система стратегического управления с ее центральной частью при руководстве и соответствующими группами в основных структурных единицах. Назначение системы - своевременно формулировать цели развития, ставить проблемы и задачи, находить способы и организовывать достижение целей. Успех стратегии предприятия гарантируется при взаимоуравновешивании теории и практики экономической стратегии; при соответствии стратегических целей реальным экономическим и финансовым возможностям через жесткую централизацию стратегического руководства. Для любого предприятия необходима разработка стратегии (цели) его развития, что является достаточно сложной задачей для руководства. Процедура формирования целей включает в себя: постановку целей, которые определяют промежуточные этапы в достижении стратегической цели предприятия. При внутреннем использовании с помощью планирования персонал управления предприятия проводит выработку стратегии деятельности предприятия на действующем или новом рынках, а также определяет круг проблем и задач для достижения намеченных целей.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 Глава 1. Теоретические характеристики эффективной стратегии предприятия…………………………………………………………………….5 1.1. Сущность понятий и видов стратегии …………………………….…….5 1.2. Подходы к разработке стратегии …...…………………………………..20 Глава 2. Анализ стратегии предприятия ООО «Еxpertстрой»………… 22 2.1. Анализ макроокружения и внутренней среды предприятия…………....22 2.2. Анализ среды непосредственного окружения и обследование сильных и слабых сторон предприятия……………………………………………………39 Глава 3. Пути по повышения эффективных стратегий предприятия ОАО «Еxpertстрой».………………………………………………………...… 42 3.1. Разработка и выбор стратегических альтернатив развития предприятия ………………………………………………………………….………………..42 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….………….…….46 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..……….…47
Список литературы

1. Бухгалтерские отчетные данные ООО «Еxpertстрой». 2. Виханский О. С, Стратегическое управление. - Экономист, 2006. - 293с. 3. Веснин В.Р., Кафидов В.В., Стратегичесоке управление: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2009. - 256 с. 4. Вигман С.Л., Стратегическое управление в вопросах и ответах. - "Проспект", 2005. - 296с. 5. Зайцев Л.Г., Соколова М.И., Стратегический менеджмент. - Экономист, 2005. - 416с. 6. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б., Управление персоналом организации. Стратегия, маркетинг, интернационализация. - Инфра-М, 2009 - 301с. 7. Ляско В.И., Стратегическое планирование развития предприятия: Учебное пособие для вузов. - М.: Экзамен, 2005. - 288с. 8. Лапыгин Ю.Н., Теория организации: Учебное пособие. - Инфра-М, 2007. - 311с. 9. Пригожин А.И. Методы развития организаций. М.: МЦФЭР, 2003. - 864 с. 10. Роберт Грант, Современный стратегический анализ. - СПб.: Питер, 2008. 11. Самочкин В.Н. Гибкое развитие предприятия. Анализ и планирование. - М.: Дело, 2003. - 336 с. 12. Синецкий Б.И. Основы коммерческой деятельности. М., 2000 13. Учитель Ю.Г., Учитель М.Ю., SWOT-анализ и синтез - основа формирования стратегии организации., Изд.2, сущ. прераб. и доп., 2010. - 328с. 14. Устав предприятия ООО «Еxpertстрой». 15. http://works. tarefer.ru/55/100473/index.html 16. www.e-xecutive.ru 17. www.cfin.ru 18. www.topknowledge.ru
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические характеристики эффективной стратегии предприятия 1.1. Сущность понятий и видов стратегии Стратегия организации - взаимосвязанный комплекс долгосрочных мер или подходов во имя укрепления жизнеспособности и мощи организации по отношению к её конкурентам. Стратегия организации - по существу - набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Обычно фирма имеет не одну, а несколько стратегий на все случаи жизни, которые образовывать гармоничную систему и трудно поддаваться воспроизведению конкурентами. Применение той или иной стратегии зависит от ситуации и целей процесса изменений, его желательной скорости и сложности. Для достижения успеха часто одновременно используются несколько стратегий, но, поскольку их реализация связана с риском, считается необходимым ограничивать их число. Задачи стратегии заключаются в следующем: • создание конкурентного преимущества фирмы; • устранение негативного эффекта нестабильности окружающей среды; • обеспечение доходности и уравновешенности внешних требований и внутренних возможностей. Способность организации проводить самостоятельную стратегию во всех областях делает ее более гибкой, устойчивой, позволяет адаптироваться к требованиям среды и обстоятельствам. Стратегия формируется под воздействием внутренней и внешней среды, постоянно развивается, так как всегда возникает что-то новое, на что нужно реагировать. К любой стратегии предъявляются следующие требования: • реальность, предполагается ее соответствие ситуации, целям бизнеса, техническому и экономическому потенциалу фирмы, опыту и навыкам работников и менеджеров, менталитету, культуре, существенной системе управления; • логичность, внутренняя целостность, гибкость, непротиворечивость отдельных элементов и поддержка ими друг друга; • этичность, нравственность (реализация стратегии не должна предполагать противоречащие нормам морали и права действия); • совместность со средой, обеспечивающая возможность взаимодействия с ней (стратегия находиться под влиянием изменений в окружении фирмы и может сама формировать эти изменения); • оправданная рискованность; • направленность на формирование конкурентных преимуществ, достижение успеха; • учет интересов общества, местных властей, акционеров, деловых партнеров, персонала, особенности отрасли и позиции фирмы в ней; • альтернативность (стратегия разрабатывается в нескольких вариантах). Стратегия дает ответы на следующие вопросы: • Какой может стать организация в будущем, обычно в ближайшее 5-10 лет? • В чем ее предназначение (миссия)? • Что конкретно может достичь (цели)? • Что и как для этого необходимо сделать (задачи, правила, процедуры)? Стратегия позволяет: • сосредоточиться на главных проблемах и отбросить второстепенные; • определить будущие пути развития и мобилизации всех ресурсов для того, чтобы обеспечить себе первенство в сферах, где имеются наибольшие шансы на успехи; • наметить и скоординировать действия по реализации миссии и основных целей организации, пути ее потребления в новое состояние, способы использования необходимых для этого ресурсов; • отыскать пути нейтрализации соперников; • сформировать стратегический потенциал в виде совокупности материальных и иных условий. Формируя стратегию, нельзя учесть всех возможностей, поскольку ее разработка часто основывается на недостоверной или неполной информации. При осуществлении миссии организации, достижении ее целей или коренном изменении ситуации стратегия полностью обновляется, так как перестают существовать те объективные внешние и внутренние условия, реакцией на которые она была. Таким образом, стратегия представляет собой фундамент практической деятельности организации, координации ее отдельных направлений, процесса адаптации к среде. Стратегия - это не только рассчитанная на перспективу концепция действий, но и способ мышления управленцев. Стратегии можно классифицировать по многим основаниям, поэтому рассмотрим лишь основные. Прежде всего речь идет о степени важности. С этой точки зрения выделяют следующие. Генеральная стратегия отражает способы осуществления миссии организации и служит основой "пирамиды" стратегий. За ее осуществление ответственно руководство. Она является общей, то есть нацелена на решение проблем организации в целом. В частности ее объектами являются: • пути формирования основных конкурентных преимуществ; • способы распределения ресурсов между отдельными направлениями деятельности; • рост и развитие; • инвестиционные приоритеты; • изменение структуры корпорации, диверсификация производства, слияния и поглощения, пути достижения сбалансированности отдельных видов бизнеса; • приспособление к изменениям среды. Частные стратегии определяют модель поведения организации или ее элементов в той или иной конкретной ситуации. 1. Деловая стратегия представляет собой план деятельности в определенной сфере и воплощается в бизнес-плане. Содержит общие стратегические подходы и конкретные действия, которые реализуются в непосредственно подчиненных головной организации структурных единицах в рамках генеральной стратегии с целью достижения желаемых результатов. Деловая стратегия должна разрабатываться по следующим направлениям: • определение форм и интенсивности реакции конкретного субъекта на динамику среды; • разработка мер, обеспечивающих стратегические преимущества (данного вида деятельности), которые составляют основу практической реализации деловой стратегии; учет необходимых для этого факторов (технологии, финансовые ресурсы и т.п.); методы взаимодействия с внешним окружением; • объединение стратегических инициатив функциональных подразделении, решение стратегических проблем, актуальных для организации в данный момент (например, реконструкция); • развитие навыков и профессионализма служащих в основных сферах деятельности. За стратегию ответственны руководители основных подразделений. Деловая стратегия находится под воздействием ряда факторов: • особенностей потребителей данного вида деятельности; • уровня инвестиций и затрат (в рост, укрепление позиций, текущую эксплуатацию); • функциональных стратегий (тарифной, ассортиментной, распределительной, информационной); • стратегических способностей и стратегических активов; • распределение ресурсов между службами; • возможности получения синергетического эффекта. На любом этапе разработки деловая стратегия должна рассматриваться как подсистема генеральной стратегии, поскольку любая деятельность служб является лишь относительно обособленным видом деятельности организации. 2. Функциональная стратегия представляет собой план управленческих действий отдельного подразделения или ключевого направления, конкретизирующий и поддерживающий генеральную и деловую стратегии, которые определяют пути достижения специфических целей, стоящих перед организацией и ее основными подразделениями в рамках отдельной формы деятельности (финансы, кадры, управления, международная деятельность и пр.) Функциональные стратегии, за реализацию которых отвечают руководители функциональных подразделений, должны быть скоординированными, что достигается на стадии обсуждения. 3. Операционная стратегия определяет способы управления ключевыми структурами внутри функциональных направлений с учетом особенностей их деятельности при решении ими текущих задач, имеющих стратегическую важность, то есть от которых зависит реализация генеральной, функциональной и деловой стратегий. Эта стратегия дополняет и развивает бизнес-план. Ответственными за нее являются заместители руководителя организации и руководители основных подразделений. 4. Конкурентная стратегия отражает общий подход организации к действиям, которые та использует для привлечения клиентов и ведения конкурентной борьбы. Она направлена на защиту существующих и приобретение новых конкурентных преимуществ, повышение конкурентоспособности (поэтому такую стратегию и называют конкурентной). Стратегия определяет, как организация должна реагировать на изменение ситуации, и предусматривает в зависимости от ее состояния наступательные и оборонительные действия, краткосрочные тактические ходы и долгосрочные мероприятия, от которых зависит будущее компании. Важная задача - формирование непротиворечивого набора конкурентных стратегий. 5. Специальные стратегии для отдельных особых случаев, например антикризисная, реструктуризации и пр. 6. Краткосрочные стратегии (стратегические задачи) ставятся и реализуются для того, чтобы отреагировать на появление новых, не укладывающихся в основную концепцию обстоятельств, появившихся внутри организации и за ее пределами, которые в ходе формирования основной стратегии предвидеть было нельзя. Это позволяет не менять стратегию в целом, а дополнить, развить или скорректировать ее. Перечисленные стратегии поддерживают деловую, а значит, усиливают конкурентоспособность компании. За их разработку и осуществление отвечают руководители функциональных подразделений. Ввиду своей разнонаправленности они должны быть тщательно скоординированными. По степени сложности стратегии делятся на простые и сложные. Простые стратегии имеют в основе одинхозяйственный процесс и не испытывают на себе тех или иных воздействий. Сложные - связаны с несколькими такими процессами и подвергаются интенсивному влиянию внешних условий (часто весьма неблагоприятных). По направленности выделяют: 1. стратегии рационалистического типа, мобилизующие внутренний потенциал организации (социальные, кадровые, организационные и пр.) 2. стратегии предпринимательского типа, ориентированные на использование внешних возможностей (финансовые, инвестиционные и пр.). если объект стратегии представляет собой нечто не разделенное на самостоятельные части, говорят, что она - концентрированная; если же такое разделение существует и требуется обеспечить успешное развитие этих частей на основе их взаимной поддержки, речь идет о диверсифицированной стратегии. По степени возможности реализации стратегии разделяются на осуществимые на имеющейся базе с помощью совершенствования деятельности и интенсификации усилий и на представляющие интерес, но в данный момент не осуществимые. Организация должна находиться в непрерывном развитии, которое может касаться сферы ее деятельности, результата и потенциала. В связи с этим выделяют стратегии роста, умеренного роста, сокращения и комбинированную. С точки зрения соответствия ресурсов можно говорить о следующих стратегиях: 1) не требующих существенных изменений в ресурсной базе; 2) требующих для реализации программы роста увлечения ресурсов (за счет внутреннего перераспределения и внешнего привлечения); 3) предполагающих сокращение ресурсной базы. По своему характеру стратегия фирмы может быть наступательной, наступательно-оборонительной и чисто оборонительной. Цель наступательной стратегии - увеличение возможностей, а оборонительной - их защита. Выделяют шесть основных типов наступательной стратегии: • действия, направленные на то, чтобы противостоять сильным сторонам конкурента или превзойти их; • действия, направленные на использование слабостей конкурента; • одновременное наступление на нескольких фронтах; • захват незанятых пространств; • партизанская война; • упреждающие удары. Стратегии могут различаться по уровню агрессивности, то есть изменений коренного характера, которые фирма вносит, руководствуясь ими, в технологии, продукцию, маркетинг и пр. Агрессивность характеризует стратегическую активность компании и должна соответствовать состоянию окружения. Особые стратегии могут предусматривать для организаций разных размеров и организаций, находящихся на различных стадиях жизненного цикла. В последнее время появилась понятие смешанной стратегии, в условиях которой работа выполняется требуемым, а не самым эффективным образом. Виртуальные стратегии предполагают реализацию деловой идеи посредством комбинирования функций, выполняемых сторонними организациями. Ключевые характеристики эффективной стратегии 1) Синтез творчества и профессионализма. К ментальной правильности относятся не только простое понимание, но и определенное постижение того, что всё связанное со стратегией и стратегическим управлением есть некоторый органичный синтез менеджмент-науки, менеджмент-искусства и феноменов успешной бизнес-практики. Причем составляющая менеджмент-искусства (т.е. управления, основанного на интуиции, «живом творчестве», креативности и т.п.) во всех случаях является существенно значимой, а в некоторых ситуациях – явно главной и доминирующей. 2) Ситуационность. Ситуационный подход в современном менеджменте вообще занимает особое место, а в частности, эффективная стратегия всегда интегрирует характерные особенности именно данной конкретной ситуации в ключевые факторы будущего, т.е. стратегического успеха данной конкретной фирмы. 3) Уникальность стратегии. В данном бизнесе фирма должна чем-то существенным положительно отличаться от своих конкурентов. Осознанный подход к стратегической уникальности означает целевой поиск возможностей своего будущего бизнес-успеха там, где его ещё не увидели конкуренты. В определенных звеньях и (или) элементах цепочки/системы стоимости организация обязательно должна найти что-то свое положительно-уникальное. Такое уникальное, т.е. присущее только данной конкретной фирме, должно быть заложено в ее стратегию как одна из основ стратегического конкурентного преимущества и соответственно её будущей конкурентоспособности. Но при этом надо помнить, что стратегии, которые базируются на имитации того, что уже делают конкуренты-лидеры, даже при нахождении удачных ситуационно-уникальных имитационных решений могут обеспечить конкурентные преимущества только относительно низкого порядка. 4) Будущая неопределенность как стратегическая возможность. Будущее является неопределенным в принципе и в этом источник развития конкретной фирмы. То есть внешняя среда фирмы в наше время меняется все быстрее и, с точки зрения традиционных представлений, становится все более непредсказуемой. Но при этом в каждом таком изменении заключаются не только угрозы, но и новые дополнительные возможности для достижения будущего бизнес-успеха. Поэтому современная стратегия должна быть способна превращать изменения внешней среды в уникальные стратегические конкурентные преимущества конкретной фирмы. 5) Из четвертой логично вытекает пятая характеристика эффективной стратегии – адекватность изменениям среды. Для того чтобы можно было реализовать новые возможности, которые потенциально заключаются в изменениях внешней среды фирмы, её собственные стратегические изменения должны быть адекватны изменениям внешним. Эффективность бизнес-адекватности практически достижима только тогда, когда стратегия фирмы не случайно, а по существу является достаточно гибкой. Таким образом, по критериям конечной эффективности конкретные стратегические изменения бизнеса (по своему содержанию, по синхронности во времени и по всем другим существенным параметрам) должны быть достаточно адекватными относительно изменений внешней среды фирмы. А это означает гибкую системную адекватность стратегии конкретной фирмы. Необходимо отметить, что все указанные характеристики являются не альтернативными, а взаимодополняющими и взаимоусиливающими. Базовые стратегии К базовым относятся такие стратегии, которые описывают наиболее общие варианты развития фирмы: 0 стратегия роста; 0 стратегия сокращения; 0 комбинированная стратегия. Стратегии роста 1. Стратегии концентрированного роста – это стратегии, которые связаны с изменением продукта и (или) рынка. В случае следования этим стратегиям фирма пытается улучшить свой продукт или начать производить новый, не меняя при этом отрасли. Что касается рынка, то фирма ведет поиск возможностей улучшения своего положения на существующем рынке либо же перехода на новый рынок. Конкретными типами стратегий первой группы являются следующие: - стратегия усиления позиции на рынке, при которой фирма делает все, чтобы с данным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции. Этот тип стратегии требует для реализации больших маркетинговых усилий. Возможны также попытки осуществления так называемой горизонтальной интеграции, при которой фирма пытается установить контроль над своими конкурентами; - стратегия развития рынка, заключающаяся в поиске новых рынков для уже производимого продукта; - стратегия развития продукта, предполагающая решение задачи роста за счет производства нового продукта, который будет реализовываться на уже освоенном фирмой рынке. Рисунок 1. Классификация базовых стратегий 2. Стратегии диверсифицированного роста – эти стратегии реализуются в том случае, когда фирма дальше не может развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли. Сформулированы основные факторы, обусловливающие выбор стратегии диверсифицированного роста: 1) рынки для осуществляемого бизнеса оказываются в состоянии насыщения либо же сокращения спроса на продукт, вследствие того, что продукт находится на стадии умирания; 2) текущий бизнес дает превышающее потребности поступление денег, которые могут быть прибыльно вложены в другие сферы бизнеса; 3) новый бизнес может вызвать синергический эффект, например, за счет лучшего использования оборудования, комплектующих изделий, сырья и т.п.; 4) антимонопольное регулирование не разрешает дальнейшего расширения бизнеса в рамках данной отрасли; 5) могут быть сокращены потери от налогов; 6) может быть облегчен выход на мировые рынки; 7) могут быть привлечены новые квалифицированные служащие либо же лучше использован потенциал имеющихся менеджеров. Основными стратегиями диверсифицированного роста являются: - стратегия концентрической диверсификации базируется на поиске и использовании дополнительных возможностей производства новых продуктов, которые заключены в существующем бизнесе. То есть существующее производство остается в центре бизнеса, а новое возникает исходя из тех возможностей, которые заключены в освоенном рынке, используемой технологии либо же в других сильных сторонах функционирования фирмы. Такими возможностями, например, могут быть возможности используемой специализированной системы распределения; - стратегия горизонтальной диверсификации предполагает по иск возможностей роста на существующем рынке за счет новой продукции, требующей новой технологии, отличной от используемой. При данной стратегии фирма должна ориентироваться на производство таких технологически не связанных продуктов, которые бы использовали уже имеющиеся возможности фирмы, например в области поставок. Так как новый продукт должен быть ориентирован на потребителя основного продукта, то по своим качествам он должен быть сопутствующим уже производимому продукту. Важным условием реализации данной стратегии является предварительная оценка фирмой собственной компетентности в производстве нового продукта; - стратегия конгломеративной диверсификации состоит в том, что фирма расширяется за счет производства технологически не связанных с уже производимыми новых продуктов, которые реализуются на новых рынках. Это одна из самых сложных для реализации стратегий развития, так как ее успешное осуществление зависит от многих факторов, в частности от компетентности имеющегося персонала и в особенности менеджеров, сезонности в жизни рынка, наличия необходимых сумм денег и т.п. 3. Стратегии интегрированного роста – это такие стратегии бизнеса, которые связаны с расширением фирмы путем добавления новых структур. Фирма может осуществлять интегрированный рост, как путем приобретения собственности, так и путем расширения изнутри. При этом в обоих случаях происходит изменение положения фирмы внутри отрасли. Выделяются два основных типа стратегий интегрированного роста: - стратегия обратной вертикальной интеграции направлена на рост фирмы за счет приобретения либо же усиления контроля над поставщиками. Фирма может либо создавать дочерние структуры, осуществляющие снабжение, либо же приобретать компании, уже осуществляющие снабжение. Реализация стратегии обратной вертикальной интеграции может дать фирме очень благоприятные результаты, связанные с тем, что уменьшится зависимость от колебания цен на комплектующие и запросов поставщиков. Более того, поставки как центр расходов для фирмы могут превратиться в случае обратной вертикальной интеграции в центр доходов; - стратегия вперед идущей вертикальной интеграции выражается в росте фирмы за счет приобретения либо же усиления контроля над структурами, находящимися между фирмами и конечным потребителем, а именно системами распределения и продажи. Данный тип интеграции очень выгоден, когда посреднические услуги очень расширяются или же когда фирма не может найти посредников с качественным уровнем работы. - стратегия горизонтальной интеграции подразумевает, что предприятие покупает какую-либо фирму целиком, вместе с патентом или лицензией на производство нужного продукта. 4. Очень часто в литературе встречается стратегия ограниченного роста. Этой стратегии придерживается большинство компаний. Для нее характерно установление целей от достигнутого, скорректированных с учетом инфляции. Стратегия ограниченного роста применяется в зрелых отраслях промышленности со статичной технологией, когда организация в основном удовлетворена своим положением. Организации выбирают эту стратегию потому, что это самый легкий, наиболее удобный и наименее рискованный способ действия.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Теория управления, 41 страница
492 руб.
Курсовая работа, Теория управления, 30 страниц
360 руб.
Курсовая работа, Теория управления, 30 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Теория управления, 39 страниц
390 руб.
Курсовая работа, Теория управления, 39 страниц
468 руб.
Курсовая работа, Теория управления, 32 страницы
350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg