Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Использование проектной технологии в процессе преподавания предмета «Человек и мир»

irina_krut2020 1075 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 43 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.03.2020
Объект исследования: процесс изучения учебного материала в начальной школе с использованием проектных технологий. Предмет исследования: особенности и содержание организации про-ектной деятельности младших школьников на уроках предмета «Человек и мир». Цель курсовой работы: раскрыть теоретические и методические аспекты организации проектной деятельности учащихся на уроках предмета «Человек и мир». Задачи исследования 1. Раскрыть сущность понятий «метод проектов», «проектная дея-тельность», «технология проектного обучения». 2. Изучить опыт педагогов начальной школы по применению ме-тода проектов на уроках предмета «Человек и мир». 3. На основе разработки и реализации проектов на уроках предмета «Человек и мир» выделить особенности и направления деятельности учителя по использованию проектной технологии. Для решения поставленной задачи использовался комплекс методов исследования: анализ теоретических источников, наблюдение, анкеты. База исследования: ГУО «Средняя школа № 175 г. Минска» 3 «А» класс. Практическая значимость результатов исследования: результаты исследования могут быть использованы учителями начальных классов для повышения и эффективности уровня познавательной и исследовательской работы младших школьников на уроках предмета «Человек и мир».
Введение

Современный образовательный процесс невозможен без поиска новых, более продуктивных технологий, содействующих развитию творческих умений учащихся, формированию навыков самообразования и саморазвития. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе, опираясь на реальности сегодняшнего дня, а также возросшие требования к многогранности знаний учащихся. Метод проекта был разработан американским философом и педагогом Джоном Дьюи, а также его учеником У. Х. Килпатриком. Джон Дьюи пред-лагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятель-ность учащегося, учитывая его личный интерес именно в этом знании. Метод проектов подразумевает процесс разработки и создания проекта, то есть прообраза, прототипа какого-либо объекта или состояния, вида деятельности. В основании метода проектов положена идея об установке учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получится при решении некоторой практически и теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, понять, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности становится неоценимым наследием учащегося, связывая в себе знания и умения, компетенции и ценности. Проект – объединение теории и практики, он включает в себя не только установление определённой умственной задачи, но и практическую её реализацию. Поэтому, говоря о методе проектов, подразумевается именно путь, способ достижения дидактической цели через подробное исследование проблемы, которая должна увенчаться в целом конкретным, реальным результатом, оформленным тем или иным образом. Старательность, усердность, ответственность, самостоятельность, ини-циативность – этими качествами личности овладевают учащиеся в результате присоединения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, каждый учащийся имеет возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности увеличивает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Метод творческих проектов – это инновационный метод обучения школьников, стимулирующий их деятельность и познавательную активность. Учитывая актуальность проблемы, мы определили тему исследования: «Использование проектной технологии в процессе преподавания предмета «Человек и мир».
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….…….. 3 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...…....... 5 1.1 Метод проектов: исторический аспект……………………………… 5 1.2 Сущность понятия «технология проектного обучения». Классификация проектов..………………...………………………………...……................ 8 1.3 Методические требования к организации проектной технологии в начальной школе..……………………………………………………………… 13 Выводы по первой главе………………………………………………... 17 2 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР»………………… 19 2.1 Анализ опыта работы педагогов начальных классов по использованию метода проектов на уроках курса «Человек и мир».………….….… 19 2.2 Разработка и реализация проектов на практике…………………. 22 Выводы по второй главе………………………………………………. 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………....... 28 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….. 30 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………... 32
Список литературы

1. Белова, Н.Б. Использование проектной деятельности в экологиче-ском воспитании / Н.Б. Белова // Начальная школа. – 2016. – № 10. – с. 43–44 2. Гилеева, Е.А. История развития метода проектов в российской школе / Е.А. Гилеева // Наука и школа. – №4. – 2007. – С. 12–21 3. Джуринский, А.Н. История зарубежной педагогики: Учебное посо-бие / А.Н. Джуринский. – М.: ФОРУМ – ИНФРА, 1998. – 272 с. 4. Жбанова, О.А. Проектная деятельность учащихся – инновационная или традиционная форма обучения учащихся? / О.А. Жбанова; О.А. Жбанова // Инновации в образовании. – 2009. – № 5. – С. 31–37. 5. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии: Пособие для учителей – 2-е изд. / Н.И. Запрудский. – Минск, 2004. – 288 с. 6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под редакцией А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с. 7. Коменский, Я.А. Великая дидактика / Я.А. Коменский – СПб: Типография А.М. Котомина, 1983. 8. Кукушин, B.C., Болдырева-Вараксина, А.В. Педагогика начального образования / Под общ. ред. B.C. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 592 с. 9. Кульневич, С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть I: Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2006. – 288 с. 10. Лакоценина, Т.П. Необычные уроки в начальной школе. Часть 3: ИЗО, музыка, окружающий мир. Практич. пособие для учителей нач. клас-сов, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: ЗАО «Книга»; изд-во «Учитель», 2008. – 208 с. 11. Любимова, Ю.С., Миранкова, Е.В. Проектное обучение: сущност-ная характеритика и методика организации / Ю.С. Любимова, Е.В. Миранкова // Пачатковая школа. – 2015. – № 3. – с. 38–42 12. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение – 2-е изд. / Н.В. Матяш.– М.: Изд. Центр «Академия», 2012. – 160 с. 13. Новолодская, Е.Г. Организация в начальной школе проектной деятельности экологического содержания / Е.Г. Новолодская // Начальная школа. – 2017. – № 3. – с. 5–9 14. Погребняк, Е.В., Черняева, Л.А. Решение проектных задач в начальной школе / Е.В. Погребняк, Л.А. Черняева // Начальная школа. – 2017. – № 2. – с. 69–72 15. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные тех-нологии: учебное пособие для студентов педагогических вузов и систем по-вышения классификации пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркин, М.В. Моисеев, А.Е. Петров. – М.: Изд. Центр «Академия», 1999. – 224 с. 16. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с. 17. Сиденко, А.С. Метод проектов: история и практика применения / А.С. Сиденко // Завуч. № 6. – 2003. – С. 56 18. Соколова, Т.А. Формирование у студентов умений педагогического проектирования на уроках по предмету «Человек и мир» // https://elib.bspu.by/handle/doc/2295 (репозиторий БГПУ) 19. Шандова, С.Е. Технология проектного обучения / С.Е. Шандова. – М.: Просвещение, 1997. – 340 с.
Отрывок из работы

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1 Метод проектов: исторический аспект Первоначально проектирование не выделялось в самостоятельный вид дея-тельности, а вплеталось в жизнедеятельность людей. Проектирование как деятель-ность стало усиленно развиваться в рамках инженерно-технической деятельности, архитектуры, строительства. Понятие «проект» применялось в Римской архитектурной школе XVI века для определения моделей, эскизов, чертежей. С этого этапа Михаэль Нолл начинает описание развития и распространения метода проекта [3, c. 128]. Более трёхсот лет назад выдающийся чешский педагог-гуманист, основоположник теоретической педагогики Ян Амос Коменский высказал идею внесения в работу педагога исследовательского стимула для успешности обучения. Он говорил: «Людей следует учить главнейшим образом тому, чтобы они черпали знания не из книг, а наблюдали сами небо и землю, дубы, буки, т. е. чтобы они исследовали и познавали предметы, а не помнили бы только чужие наблюдения и объяснения» [7, с. 34]. Метод проектов был разработан в начале XX века Джоном Дьюи – американским философом и педагогом, представителем философского направления прагматизм. Метод был создан с целью направления обучения на целесообразную деятельность учащихся с учетом их собственных интересов. Школы, организованные согласно методу проектов, давали право учащимся свободно выбирать занятия. Учебная программа рассматривалась как система взаимосвязанных опытов. Учащиеся самостоятельно выбирали виды деятельности, при помощи которых приобретались новые знания. Учителя оказывали им помощь в реализации запланированного. Сущность метода проектов заключалась в стимулировании интереса учащихся к конкретным проблемам, предусматривающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предполагающую решение одной или целого ряда проблем, показывающих практическое применение полученных знаний. Дж. Дьюи рекомендовал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность учащегося, учитывая его личные интересы именно в этом знании. Педагог может посоветовать какие-то новые источники информации или же просто направить мысль учащегося в верную сторону для собственного поиска, но учащийся в конечном результате должен решить проблему, применив необходимые знания из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Решение проблемы, таким образом, приобретает очертания проектной деятельности [3, с. 134].Условиями успешности обучения, по Дьюи, являются: проблематизм учебного материала; активность учащихся; связь обучения с жизнью. С 1911 года термин «проект» был узаконен Бюро воспитания США и стал все более укрепляться в американской педагогике [15, с. 201].Однако позже всё больше стало распространяться критики в адрес педагогов, кото-рые использовали обучение только как прикладную деятельность, заклады-вающую в основном производственные навыки. Р. Стимсон из Массачусет-ского университета, обучая учащихся основам сельскохозяйственной культуры, опираясь на идеи Дж. Дьюи, давал им сначала теоретические знания о выращивании тех или иных сельскохозяйственных культур, а потом уже только предлагал применить эти знания на практике. Сталкиваясь с конкретными проблемами в практической деятельности, учащиеся постоянно обращались к теории. Этот опыт получил распространение и в общеобразовательных школах. Педагоги впервые практически познакомились с методом проектов. После этого встала задача теоретически осмыслить и описать этот ме-тод проектов. За это и взялся в 1918 г Уильям Херд Килпатрик сторонник прагматической педагогики, ученик и последователь Дж. Дьюи. Он отвергал традиционную школу, призывал строить учебный процесс как организацию деятельности учащихся в социуме, направленную на обогащение его индивидуального опыты, придавал ключевое место в обучении проектной деятельности. По мнению У. Килпатрика, необходимый опыт и знания учащиеся должны получать при решении практических проблем в конкретных жизненных ситуациях. Под методом проектов он понимал «от души выполняемый замысел». Он говорил: «Проект есть всякое действие, индивидуальное или групповое, совершаемое от всего сердца» [3, c. 142]. В отличие от своих предшественников У. Килпатрик не соединял проект с какой-то конкретной предметной областью. На его взгляд, проект имел четыре фазы: замысел, планирование, исполнение и оценку. В идеале все части проекта учащиеся должны были выполнять без участия педагога. Только тогда, когда учащиеся могут выражать свободу действий, они становятся действительно независимыми, могут самостоятельно оценить свои результаты. Именно такая деятельность, по мнению У. Килпатрика, давала учащимся возможность увидеть дух демократии. Эта концепция очень быстро распространилась среди учителей американских школ [17, с. 32]. В основании системы проектного обучения заключаются не только идеи Дьюи, но и Лая, Торндайка и др. Ведущие их идеи состоят в следующем: с большим интересом дети выполняют ту работу, которую выбрали они сами; деятельность построенная не в русле учебного предмета; опора на спонтанные увлечения детей; настоящее обучение никогда не бывает односторонним, не менее важны и побочные сведения и др. Еще один разработчик метода проектов, американский профессор Коллингс предоставил первую классификацию учебных проектов: проекты игр – разнообразные игры, народные танцы, драматические постановки и т.п. Цель – участие детей в групповой деятельности; экскурсионные проекты – нацеленное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью; повествовательные проекты, цель – получение удовольствия от рассказа в разнообразной форме – устной, письмен¬ной, вокальной, музыкальной; конструктивные проекты – создание конкретного, полезного продукта: изготовление кормушки для птиц, строительство сцены для школьного театра и т. п. [8, с. 316]. Основной принцип метода проектов сообщает, что первоначальным пунктом обучения должны служить интересы учащихся сегодняшнего дня. Поэтому проектный метод предусматривал изначально использование окру-жающей жизни как лаборатории, в которой и осуществляется процесс познания. Исследовательская свобода учащихся является очень важным составляющим методики обучения. Активные умы не могут развиваться без исследовательской свободы [17, с. 89]. В России метод проектов широко распространялся в трудовой школе 20-х гг. Основоположником отечественной школы метода проектов необходимо считать П. П. Блонского. Теоретические идеи, которого попытался реализовать на практике С. Т. Шацкий – известный русский и советский педагог, автор многих трудов по вопросам воспитания. В российских школах метод проектов распространялся для решения выдвигаемых задач – развития учащегося. Уже при советской власти, эти идеи стали широко использоваться, но плохо продуманно и последовательно внедряться в школу. В советской школе предпринимались попытки изменить метод проек-тов, сочетать его с принципом Дальтон-план и коллективной работой уча-щихся [2, с. 144]. Препятствием широкому распространению метода проектов стало его осуждение в 1931 году постановлением ЦК ВКП (б), вызванное тем, что учащимся давали лишь те знания, которые могли найти практическое применение в их жизни. Бессистемность изучения дисциплин, чрезмерная прагматичность в обучении привели к тому, что учащиеся не получали полноценных знаний: окончившие школу не имели достаточной подготовки для продолжения обучения в других учреждениях. В результате в течение более полувека этот метод как самостоятельный в России не использовался. В современном отечественном образовании снова сложились условия востребованности этого метода. Применение проектной деятельности в сфере обучения и воспитания особенно активизировалось во второй половине 1990-х годов в связи с развитием идей стандартизации образования и с появлением и интенсивным развитием сетевых и информационно-коммуникационных технологий. В полной мере метод проектов в практике советской школы не использовался. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался [2, с. 169]. Отличие советской реализации метода проектов от американской со-стояло, прежде всего, в выделении общественно-полезной, трудовой, идеологической направленности проектов. Сущность и важность метода проектов, по рассуждениям американских и советских педагогов, состояла в том, что он позволял детям выбрать деятельность по душе и интересам, дело, которое соответствовало бы их силам и возможностям, давало бы полезные знания и навыки и способствовало возникновению новых сигналов к последующим делам [2, с.173]. В наше время метод проектов имеет широкое распространение в мире, так как позволяет рационально сочетать в себе теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. Во многих стра-нах, таких как США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Гер-мании, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других идеи гуманистиче-ского подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и являются очень популярными. Как отмечал Дьюи «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, где и как я могу применить эти знания» – вот самое главное определение современного понимания метода проектов, привлекающего многие образовательные системы, стремящиеся найти правильный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями» [15, с. 192]. В основании метода проектов лежит рост познавательных интересов учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, уме-ний самостоятельно конструировать свои знания, развитие критического мышления. Метод проектов ориентируется на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, выполняемую учащимися на протяжении определенного времени [9, с. 244]. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов направлен на решение какой-то проблемы, которая предусматривает с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результат готовых проектов должен быть «осязаемым», т. е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению [3, с. 231]. В современном процессе обучения метод проектов не заменяет класс-но-урочную систему, а выступает как дополнительное звено в организации самостоятельной работы учащихся. В последние годы наблюдается рост ин-тереса к этой форме организации обучения, которая позволяет обучать детей умению получать знания через свою деятельность. 1.2 Сущность понятия «технология проектного обучения». Классификация проектов. В настоящее время метод проектов все чаще рассматривается как си-стема обучения, при которой учащиеся усваивают знания и умения в процессе выполнения и планирования постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий – проектов. Е. С. Полат определяет метод проектов, как способ организации само-стоятельной деятельности учащихся по достижению определенного резуль-тата, направленного на интерес, на творческую самореализацию развиваю-щейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе дея-тельности по решению любой интересующей его проблемы. Чтобы понять сущность данного метода, полезно обратиться к понятиям «проект» и «метод». Проект – комплекс документов, расчетов, чертежей; разработанный план сооружения, конструкции, процесса, мероприятия, изготовления чего-либо; предшедствующий текст какого-либо документа; замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определённым правилам. Под методом понимают способности достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического познания действительности [15, с. 206]. Под методом проектов Н. И. Запрудский понимает такую систему учебно-познавательных приемов, позволяющих решить любую проблему в процессе самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязатель-ной презентации результатов их работы. Этот метод предусматривает ис-пользование педагогом личностно-ориентированного подхода при проекти-ровании и осуществлении образовательного процесса. В свою очередь этот подход поддерживается следующими дидактическими принципами: принцип детоцентризма. В центре творческой деятельности находится уча-щийся, который проявляет свою активность; принцип кооперации. В процессе работы над проектом организуется и осу-ществляется широкое взаимодействие учащихся с педагогом и между собой в про-ектных группах; принцип опоры на субъектный опыт учащихся. Каждый учащийся,при работе над проектом, имеет возможности применить уже имеющийся у него собственный опыт и знания; принцип учета индивидуальности учащихся: его интересы, темп рабо-ты, уровень обученности; принцип свободного выбора: темы проекта, участников в разработке проекта, источников информации, метода исследования, формы презентации результатов. Альтернатива выбора содействует повышению ответственности у учащихся, а также усиливает их мотивацию и познавательную активность; принцип связи исследования с реальной жизнью. Происходит соединение теоретических знаний и практических действий; принцип трудной цели. Важный, так как легко достижимый результат не является для многих учащихся мобилизующим фактором [5, с. 145]. Основными неоспоримыми достоинствами проектного метода по сравнению с уже сложившимися традиционными, носящими репродуктивный характер, являются высокая степень самостоятельности и инициативности учащихся; развитие социальных навыков учащихся в процессе групповых взаимодействий; приобретение опыта исследовательско-творческой деятельности; межпредметная интеграция знаний, умений и навыков. Но работа над проектом содержит и определенные трудности. Не все-гда учащиеся могут осуществить проектную деятельность на уроках курса «Человек и мир»: то есть вести дискуссию, обсуждать организационные во-просы, излагать ход мыслей и т. д. Возможны ошибки, так как часть допол-нительной информации учащиеся не знают, и поэтому возникают определенные трудности. Поэтому повторение и обобщение учебного материала должны предшествовать разработке проектов, а сами проекты лучше проводить на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе учебным материалом [19, с. 63] Рассматривая в данном исследовании использование методов проекта на уроках курса «Человек и мир», необходимо отметить, что проекты могут быть различными и их использование в учебном процессе требует от учителя существенной подготовительной работы. Метод проектов можно применять, в обычном классе в виде самостоятельной индивидуальной или групповой работы учащихся, а также и в классах с использованием современных средств информационных технологий. Работая над проектом вместе со своими учениками, готовясь к нему, подбирая необходимые материалы, нужно четко понимать его особенности и соответственно планировать работу. Поэтому, приступая к работе над проектом, важно знать их типологию: Таблица 1– Классификация проектов (Н. В. Матяш) № п/п Критерии Виды проектов 1 Характер реализации предметных связей Монопредметные проеты: для его выполне-ния достаточно знаний и умений, формиру-емых при изучении одного предмета. Межпредметные проекты предполагают ис-пользование материалов из смежных пред-метов. Надпредметные проекты выполняются на основе изучения сведений, не входящих в школьную программу. 2 Сфера направленности проектов Социальные проекты: проекты поддержки различных мероприятий, создания новых оригинальных технологий; программы для ЭВМ; дизайнерские разработки и др. Материальные проекты: изготовление ин-струментов, приспособлений, бытовых устройств, средств малой механизации и ав-томатизации, учебно-наглядных пособий, упаковок, одежда и др. Экологические проекты: очистка загрязнен-ных производственных помещений, лесных и лесохозяйственных угодий, водоемов, сбор и использование вторичного сырья. Сервисные проекты: сбор, оформление и представление информации, обслуживание и ремонт оборудования, ремонт и благо-устройство жилья, оказание услуг и др. Комплексные проекты включают социаль-ные, материальные, экологические и сервисные составляющие. 3 Характер контактов субъектов учебной про-ектной деятельности Внутренние или региональные проекты: внутри школы, класса, региона, страны. Международные проекты: с участие пред-ставителей другой страны. Локальные проекты 4 Количество участников проекта Коллективные проекты Индивидуальные (личные) проекты Групповые 5 Доминирующая дея-тельность в проекте Исследовательские проекты требуют проду-манной структуры, целей, актуальности, со-циальной значимости и методов обработки. Творческие проекты не требуют детальной проработанной структуры совместной дея-тельности учащихся; она только намечается и дальше развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Приключенческие проекты или игровые требуют распределения ролей, намеченной структуры, имитирующих социальных или деловых отношений. Информационные проекты предлагают сбор информации о каком-либо процессе или объекте. При этом используются различные источники: СМИ, литература, базы данных, Интернет, интервью. Производится анализ данных, их обобщение и представление в виде реферата, доклада, компьютерной пре-зентации и т.п. Практико-ориентированные проекты требу-ют четкого обозначенного результата дея-тельности, ориентированного на социальные интерес самих участников. 6 Включенность проектов в учебный план Текущие проекты: на самообразование и проектную деятельность выносится из учеб-ного курса часть содержания обучения. Итоговые проекты: по результатам выпол-нения проекта оценивается освоение уча-щимися определенного учебного материала. 7 Продолжительность вы-полнения проекта Минипроекты или краткосрочные проекты Средней продолжительности Долгосрочные проекты По данным Таблицы 1, можно сказать, что каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, т. е. сроки исполнения, этапы, количество участников, продолжительность и т. д. Поэтому, работая над каким-то проектом, надо иметь в виду все характерные признаки и особенности данного проекта. В нашей практике чаще всего встречаются проекты со смешанными типами, в которых имеются признаки нескольких проектов. Отличием технологии метода проектов является то, что, весь процесс направлен на учащегося: здесь, прежде всего, учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности. Но для успешной реализации метода проектов на уроке «Человек и мир», педагог должен обучить учащихся правильно создавать проект и грамотно его оформлять. Н. В. Матяш утверждает, что цель проектного обучения заключается в развитии учащихся как субъектов творческой проектной деятельности, подготовке их к успешному и гармоничному функционированию в информационно и технологически насыщенном мире. По мнению Н. В. Матяш задачи проектного обучения определены следующим образом: формирование проектной культуры (проектное мировоззрение, мышление; графическая, дизайнерская, экологическая и экономическая грамотность; культура труда, потребность в проектной деятельности, высокие мотивы этой деятельности и пр.); практическая подготовка к проектной деятельности; развитие учащихся как субъектов преобразовательной деятельности [12, с. 45]. В. С. Кукушин считает, что цель проектного обучения заключается в создании условия, при которых учащиеся: самостоятельно и с удовольствием будут приобретать недостающие знания из различных источников; будут учиться применять приобретенные знания для решения познавательных и практических задач; приобретут коммуникативные умения, работая в различных группах; сформируют у себя исследовательские умения (умения выявить проблему, собрать информацию, наблюдать, провести эксперимент, анализировать, построить гипотезу, обобщать); выработают системное мышление [17, c. 321]. Метод творческих проектов даёт право выбирать проект каждому уча-щемуся в соответствии с его психофизиологическими и умственными спо-собностями, с учетом личностных возможностей, обеспечивая учащемуся широкое поле новой для него деятельности, тем самым способствует появлению широкого круга интересов, а также оказывает воздействие на формирование идеалов, убеждений и мировоззрения личности, что её превращает в значимый источник психического развития учащегося. Определяя содержание проектной деятельности, можно задавать предметную область формирования новых элементов структуры личности, рассматривая проектную деятельность как средство обучения и развития личности [12, с. 31]. 1.3 Методические требования к организации проектной технологии в начальной школе Проектная деятельность учащихся начальных классов протекает внут-ри образовательного процесса, что накладывает на нее значительный отпечаток, сообщает ей своеобразно качественные особенности: служит для формирования разных сторон развития личности учащегося; конечным продуктом является либо готовое изделие, либо определённый объём знаний, умений; в качестве средства обучения позволяет управлять как содержанием проекта, так и уровнем его сложности и трудности для учащегося, здесь на первое место выходят учебно-познавательные мотивы. Младший школьный возраст является первой ступенькой приобщения учащихся к проектной деятельности, закладывающей фундамент дальнейшего овладения ею. Поэтому включать учащихся младшего школьного возраста в проектную деятельность следует поэтапно, начиная уже с 1-го класса. Первоначально – доступные творческие задания, а в 3 – 4 классах можно уже выполнять довольно сложные проекты. Работая над проектом, учащиеся размышляют над проблемой, прогнозируют, предвидят результат, у них формируется адекватная самооценка. Конкретных требований к организации проектной деятельности в начальной школе не имеется, но за основу можно взять следующие основные принципы проектной деятельности, предложенные Е. С. Полат: проект должен быть несложным для выполнения; обеспечивать необходимые условия для благополучного выполнения проектов; вести подготовку учащихся к выполнению проектов; предоставить помощь над проектом со стороны педагогов – обсуждение выбранной темы, плана работы и ведение дневника наблюдений, в котором учащийся делает пометки о своих мыслях, идеях, ощущениях – рефлексии; немало важной является презентация результатов работы по проекту. При организации проектной деятельности в начальной школе должны учитываться возрастные и психолого-физиологические особенности учащихся младшего школьного возраста [15, с. 216]. Одним из принципов обучения творческой проектной деятельности является принцип совместной деятельности. Основной целью совместной деятельности является формирование такого поля человеческих отношений, которое непременно приведет к изменению личности, становящейся более самостоятельной, самоуправляемой и способной благополучно справиться с любыми жизненными проблемами, способной проектировать собственную жизнедеятельность. Совместная деятельность призвана решить взаимосвязанные задачи: прогнозирование проектной деятельности; создание благоприятных условий для ее осуществления; гарантия продвижения учащихся от элементарных к более высоким и сложным формам этой деятельности. Объектом совместной деятельности является содержание проектной деятельности, формы и методы взаимодействия педагога и учащегося. Главным средством совместной деятельности является рефлексия, где учащийся находится в позиции активного субъекта собственной деятельности. Рефлексивное управление реализуется, если педагог понимает внутренний мир учащегося, его желания, интересы, цели и планы. В результате осуществления совместной проектной деятельности педагог может дать учащимся профессиональную консультацию, оказать помощь в осознании своих творческих возмож-ностей, найти наилучший способ выполнения и оформления творческого проекта. В таком обучении педагог из главного источника и контролера знаний превращается в консультанта, помощника, организатора деятельности учащихся [12, с .41]. Выполнение проекта осуществляется по этапам: I Подготовительный. На этом этапе учителем выбирается тема проекта; определяется его тип, количество участников; продумываются возможные проблемы, которые он предложит исследовать учащимся в рамках выбранной темы. Педагог описывает общую информацию о проекте. Организуется обсуждение темы, цели и задач исследования. Также уточняются этапы и окончательные сроки работы. Сроки могут регламентироваться датой проведения научной конференции учащихся. Главнейшая задача данного этапа – создание проектных групп, которые будут выполнять части общего проекта. Группы могут создаваться различными способами: а) случайным образом; б) по проявленному интересу учащихся к работе; в) путем предварительного опроса.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 63 страницы
630 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg