Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, КОНФЛИКТОЛОГИЯ

Стратегии поведения людей разных возрастных групп в конфликтной ситуации.

irina_krut2020 300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 25 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.03.2020
Объект исследования: стратегии поведения в конфликтной ситуации Цель исследования: проанализировать поведение в конфликтной ситуации Гипотеза: Возраст влияет на стратегию поведения в конфликтной ситуации В соответствии с целью, объектом исследования сформулированы следующие задачи: 1. Определить сущность и содержание конфликта; 2. Проанализировать поведение личности в конфликтной ситуации Опытно экспериментальная база исследования: 2 группы людей, возрастные рамки которых от 18 до 20 лет и от 40 до 50 лет.
Введение

Проблема, связанная с изучением конфликтов имеет полное право на существование. Это проблема вызывает большой интерес не только у психологов и социологов, но и людей других профессий, практическая деятельность которых связана с взаимодействием людей. Конфликтные ситуации сопровождают нас с самого рождения. Если окунуться в историю, то вся она представляет собой историю конфликтов человечества, его кризисов, недопонимания и борьбы. Не маловажное значением имеет умение управлять конфликтами, находить правильный выход из них. В связи с актуальностью сформулирована тема исследования: «Стратегии поведения в конфликтной ситуации людей разных возрастных групп».
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ…………………………………….. 1.1 Определение конфликта………….. 1.2 Поведение в конфликтной ситуации…………………………………….. 1.3 Методы разрешения конфликтных ситуаций……………………………….. 1.4 Вывод……………………………………………. ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ…………………………………….. 2.1 Диагностика стратегии поведения в конфликтной ситуации………….. 2.2 Влияние конфликтов……………………………………. 2.3 Вывод…………………………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……… ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………….
Список литературы

1. Гришина Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 544 с. 2. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2000. - 320 с. 3. Мириманова М. С. Конфликтология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 320 с 4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2000. – 551 с. 5. Зиммель Георг Конфликт современной культуры: сайт. — URL: https://www.twirpx.com/file/292821/ (дата обращения 23.04.2018). 6. Зигмунд Фрейд. Психология бессознательного/ Фрейд Зигмунд.- СПб.: Питер,2008.-400с. 7. Л.А.Козер Функции социального конфликта: сайт. — URL: http://www.philsci.univ.kiev.ua/biblio/kozer.html (дата обращения 23.04.2018). 8. Кильмашкина, Т.Н. Конфликтология. Социальные конфликты: Учебник для студентов вузов / Т.Н. Кильмашкина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2013. - 287 c. 9. Зеленков, М.Ю. Конфликтология: Учебник / М.Ю. Зеленков. - М.: Дашков и К, 2015. - 324 c. 10. Зайцев, Андрей Социальный конфликт / Андрей Зайцев. - М.: Academia, 2016. - 464 c. 11. Крюкова, Т. В. Основы теории принятия решений в конфликте. Учебное пособие / Т.В. Крюкова. - М.: Фонд развития конфликтологии, 2016. - 148 c. 12. Уткин, Э. А. Конфликтология. Теория и практика / Э.А. Уткин. - М.: Ассоциация аторов и писателей "ТАНДЕМ", ЭКСМОС, 2016. - 272 c. 13. Шейнов, Виктор Управление конфликтами / Виктор Шейнов. - М.: Питер, 2014. - 576 c. 14. Хесль, Г. Посредничество в разрешении конфликтов: Теория и технология (пер. с нем. Яковлевой Е.) / Г. Хесль. - Москва: Машиностроение, 2015. - 144 c. 15. Скотт Д. Г. Конфликты и пути их разрешения. – Киев: Внешторгиздат, 1991.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ 1.1 Определение конфликта Если определять временные рамки оформления феномена конфликта как относительно самостоятельной проблемы, то необходимо начинать с работы Георга Зиммеля "Конфликт современной культуры", в которой впервые предпринята попытка рассмотреть конфликт как системное и необходимое явление культуры в целом, а не как предмет отдельного научного знания. Скрытый смысл упомянутой эволюции заключается в том, что жизненная стихия, беспокойная в своем вечном движении, ведет постоянную борьбу с продуктами собственной деятельности, отверделыми ее остатками, противящимися ее напору. Но так как ее внешнее бытие может осуществиться лишь в определенных формах, то весь этот процесс представляется нашему сознанию как процесс зримого вытеснения старых форм новыми. Непрерывная изменчивость содержания отдельных культурных явлений и даже целых культурных стилей есть осязаемый результат бесконечной плодовитости жизни, но одновременно и манифестация того противоречия, в каком неизменно находится вечное становление с объективной значимостью и самоутверждением форм. Жизнь движется от смерти к бытию и от бытия к смерти. [5] З. Фрейд дает достаточно простое определение конфликта: "Мы выводим расщепление психики не от прирожденной недостаточности синтеза душевного аппарата, но объясняем это расщепление динамически, как конфликт противоположно направленных душевных сил; в расщеплении мы видим результат активного стремления двух психических группировок одной против другой стремление "Я" отделаться от мучительного воспоминания наблюдается вполне закономерно". [6] Психоаналитический конфликт - это противоположность противоречивых требований внутри субъекта. Конфликт может быть явным (например, конфликт между желанием и нравственным требованием или между двумя противоречивыми требованиями) или же скрытым. В последнем случае конфликт искаженно выражается в явном конфликте, прежде всего в симптомах, нарушениях поведения, в трудностях характера и пр. Психоанализ считает конфликт основой человеческого существа, причем в различных смыслах: это конфликт между желанием и защитой, конфликт между различными системами или инстанциями, наконец, Эдипов конфликт, при котором происходит не только взаимное столкновение желаний, но также и их столкновение с запретом. [Ж. Лапланш, Ж.-Б. Панталис ] На западе широко распространено понятие конфликта, сформулированное известным американским теоретиком Л. Козером: под конфликтом он понимает борьбу за ценности, притязания на определенный статус власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранение противника. [7] В данном определении четко и ясно указаны цели конфликтного взаимодействия, возможные действия в случае сопротивления оппонента, причем действия перечисляются в порядке нарастания силы. Понятие конфликта принадлежит как науке, так и обыденности, наделяющей его своим специфическим смыслом. Каждый интуитивно понимает, что такое конфликт, однако от этого определение его содержания не становится более легким. Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus — столкновение и практически в неизменном виде входит в другие языки {conflict — англ., konflikt — нем., conflit — франц.). Анализ определений конфликта обнаруживает их сходство. Как правило, содержание понятия конфликта раскрывается через следующие значения: 1. Состояние открытой, часто затяжной борьбы; сражение или война. 2. Состояние дисгармонии в отношениях между людьми, идеями или ин-тересами; столкновение противоположностей. 3. Психическая борьба, возникающая как результат одновременного функ-ционирования взаимно исключающих импульсов, желаний или тен¬денций. 4. Противостояние характеров или сил в литературном или сценическом произведении, в особенности главная оппозиция, на которой строится сюжет (Grolier Multimedia Encyclopedia, 1998). [1] Один из множества ва¬риантов определения конфликта основан на его философском понимании, в соответствии с которым он описывается как «предельный случай обостре¬ния противоречия» (Философская энциклопедия, 1964, с. 55). Тогда, напри¬мер, социальный конфликт может быть определен как «предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в столкновении раз¬личных социальных общностей — классов, наций, государств, социальных групп, социальных институтов и т. п., обусловленном противоположностью или существенным различием их интересов, целей, тенденций развития» (Социологический словарь, 1991, с. 80). А. Г. Здравомыслов, автор фундамен¬тальной работы по проблемам социологии конфликта, пишет, что «кон¬фликт — это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего ро¬да клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальны¬ми или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потреб¬ностями» (Здравомыслов, 1995, с. 94). Р. Дарендорф, наиболее известный западный исследователь социаль¬ного конфликта, определяет его как «любое отношение между элементами, которое можно охарактеризовать через объективные ("латентные") или субъ¬ективные ("явные") противоположности» (Степаненкова, 1994, с. 141). «Психологический словарь» определяет конфликт как «трудно разреши¬ мое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями» (Психологический словарь, 1983, с. 161). При этом в качестве его форм вы-деляются внутриличностные, межличностные и межгрупповые конфликты. [1] Конфликт - это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон. Иными словами, конфликт - это процесс, в котором два (или более) индивида или группы активно ищут возможность помешать друг другу достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение интересов соперника или изменить его взгляды и социальные позиции. Термин «конфликт», кажется, может быть распространен на многие явления, вплоть до борьбы с неодушевленными предметами (в борьбе за существование, например). Но в социальном конфликте все стороны представлены людьми, группами людей. Под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны. [2] 1.2 Поведение в конфликтной ситуации К.У. Томасом и Р.Х. Килманом были разработаны основные стратегии поведения в конфликтной ситуации. Они признают существование пяти основных стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество или конкуренция. Стратегия поведения в определенном конфликте, по Томасу и Килману, определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить свои интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально. Стратегию конкуренции, соперничества может использовать человек, обладающий сильной волей, авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве, с другой стороной, и стремящийся в первую очередь, удовлетворить собственные интересы. Стратегию сотрудничества можно использовать, если, отстаивая свои интересы, вы вынуждаете принимать во внимание интересы и желания другой стороны. Эта стратегия более трудна, так как она требует более продолжительной работы. Такая стратегия требует умения объяснять свои интересы и выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного их этих факторов делает эту стратегию неэффективной. Стратегия компромисса. Суть ее заключается в стремлении обеих сторон урегулировать разногласия при взаимных уступках. Существует связь со стратегией сотрудничества, но осуществляется на более поверхностном уровне, так как обе стороны в чем-то уступают друг другу. Стратегия игнорирования реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на ее решение. Эта стратегия не является бегством от проблемы или уклонением от ответственности. В действительности, уход или отсрочка, может быть, вполне подходящий реакцией на конфликтную ситуацию, так как за это время она может разрешиться сама собой, или вы сможете заняться ею позже, когда будете обладать достаточной информацией и желанием разрешить ее. Стратегия приспособления означает, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной атмосферы. Томас и Килман считают, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны, и не очень существен для вас, или кода вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.[11] 1.3 Методы разрешения конфликтных ситуаций Существует 3 стадии конфликта: 1. Предконфликтная – объект, обладание которым связано с фрустрацией всех сторон; оценка возможностей и ресурсов; идентификация 2. Непосредственно конфликт – инцидент; активность, направленная на изменение поведения соперника или конфликтующей стороны 3. Разрешение конфликта – завершение или отсутствие инцидента; стороны переходят на неконфликтное общение; причиной может являться: - ресурсы каждой из конфликтных сторон уже исчерпаны - возникновение третьей стороны - устранение одного из соперников[14] Разрешение конфликта - это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решения проблемы, которая привела к столкновению.[8] Конфликтологи выделяют следующие факторы «управляемости» конфликта: признание субъектами конфликта существующих разногласий, а также права сторон на свои позиции; направленность работы с конфликтом на регулирование самих проявлений конфликта, предполагающее отказ от бесполезных попыток устранения причин.[9] Рационально-интуитивный метод Такой метод разрешения конфликтов вовлекает в работу ваше сознание и интуицию для выбора действия в конфликтной ситуации. Этот метод основывается на оценке обстоятельств, характеров, интересов и потребностей вовлеченных в конфликт людей и также собственных. Задача состоит не в том, чтобы уйти от конфликта, который возможен в сфере любых социальных межличностных отношений, а в его распознавании и контроле над ним с целью получения оптимального результата. Наиболее часто возникают конфликты в форме острых споров. Оппоненты бросают обвинения, задают друг другу вопросы, которые вызывают неприятные чувства и могут привести к непредсказуемым результатам. Овладение собственными отрицательными эмоциями, а иногда и помощь партнеру преодолеть это возможность использовать разум и интуицию для формулирования приемлемых решений — именно это лежит в основе метода, разработанного американским психологом Д. Г. Скоттом. [15]Когда мы начинаем относиться к проблеме как к задаче, которая требует решения, ощущение трудностей снижается и тогда остается подобрать лишь соответствующие средства и способы. Существует несколько приемов, помогающих выйти из сложной ситуации в трудном разговоре, где есть стремление снизить градус конфликта. Можно, например, себе сказать; «А стоит ли отвечать на такой вопрос?» (снижение значимости вопроса); «С ходу ответить на этот вопрос трудно, нужно разобраться (выигрыш времени для продумывания вариантов и выбора подходящей формы ответа); «Стоит ли разбираться в этом вопросе, ответ и так очевиден (придание вопросу явно бессмысленного характера); «Он может думать так, а я — иначе, но это не значит, что мы будем сражаться. Каждый может иметь свою точку зрения» (толерантная позиция, позволяющая сохранить свое мнение, не стремясь обязательно выиграть). Необходимым условием разрешения конфликта является контроль над собственным раздражением и страхом. [10] Д. Г. Скотт предлагает несколько способов избавления от гнева. «Заземление». Способ заключается в том, чтобы закрыть глаза и представить, как вместе с гневом уходит вся отрицательная энергия, как, двигаясь внутри, она медленно опускается вниз и стекает в землю. «Проецирование». Способ заключается в том, что можно представить гнев и спроецировать его на воображаемый экран. Этот способ помогает избежать драки, причинения вреда и других насильственных действий. «Не ввязываться в конфликт». Если научиться не отвечать раздражением на раздражение, то конфликтной ситуации можно избежать. Для этого необходимо убедить себя в том, что конкретно к вам она не имеет отношения, поэтому нет необходимости ввязываться в решение чужих проблем, когда и своих более чем достаточно. «Отстранение». Если человек для вас не слишком значим и при этом вы испытываете трудности в общении с ним, то стоит отстраниться, создать определенную дистанцию, а может быть, и просто прекратить общение.[13] Тот, кто лучше владеет собой, управляет своим состоянием и трезво оценивает ситуацию, более успешен. В конфликтной ситуации можно использовать различные способы, например: резко изменить ритм своей деятельности, заняться делом, которое еще недавно казалось совершенно ненужным, второстепенным, далеким. Это отвлекает, дает возможность более трезво взглянуть на себя со стороны. Это нужно для того, чтобы встряхнуться, психологически подготовить себя к новым свершениям. Однозначно, чем выше уровень культуры, чем более воспитаны участники конфликта, тем меньше позволяют они накалиться страстям и тем больше владеют собой в трудную минуту.[2]
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Конфликтология, 36 страниц
432 руб.
Курсовая работа, Конфликтология, 28 страниц
290 руб.
Курсовая работа, Конфликтология, 22 страницы
555 руб.
Курсовая работа, Конфликтология, 22 страницы
1222 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg