Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ФИЛОЛОГИЯ

Особенности речевого поведения Ника Вуйчича.

irina_krut2020 1575 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 63 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.03.2020
Актуальность данного исследования обусловливается современным интересом лингвистической науки к изучению особенностей речевого поведения, кроме того, знание индивидуальных черт речевого поведения позволяет облегчить процесс взаимопонимания в любой сфере деятельности, в данном случае мотивационного ораторства. Научная новизна работы заключается в том, что исследование речевого поведения мотивационного спикера Ника Вуйчича методом объективного прагмалингвистического анализа с целью составления фрагментов стереотипного речевого портрета и последующего диагностирования его личностных свойств проводится впервые. Объектом исследования являются личностные качества автора анализируемых публичных выступлений. Предметом данного исследования являются скрытые нюансы смысла, актуализируемые автором в типичной речевой ситуации. Цель данной работы выявить маркеры в речевой стратегии «акцентирование автором элементов высказывания» и на базе полученных результатов выделить некоторые фрагменты речевого поведения Ника Вуйчича. Поставленная цель определяет круг задач, решаемых в рамках представленной работы: 1) Проследить взаимосвязь между риторикой и прагмалингвистикой 2) Рассмотреть современную трактовку категории речевого воздействия в речевом поведении автора; 3) Классифицировать речевые маркеры акцентирования; 4) Подготовить и провести объективный прагмалингвистический анализ, направленный на диагностирование речевого поведения оратора; 4) Составить фрагменты речевого портрета автора. Основные положения выносимые на защиту: 1. Скрытое воздействие актуализируется в виде речевых планов, содержательной стороной которых являются тонкие нюансы смысла. Из-за массового повторения в типичных ситуациях нюансы смысла перестали осознаваться, перешли в область привычного, машинального, заавтоматизированного и кажутся несуществующими. 2. Выбор автором речевых сигналов планов обусловлен его уникальным речевым опытом, поэтому абсолютная частота автоматического выбора речевых маркеров позволяет выявить фрагменты речевого портрета каждого конкретного отправителя текста; 3. Речевое поведение оратора зависит от его индивидуальных особенностей, а также от статуса в обществе и развития карьеры; Теоретическая значимость заключается в возможности использования материала данного исследования в учебном процессе при чтении лекций по «прагмалингвистике» и смежных с ней наук в гуманитарных учебных заведениях Практическая значимость данной исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для диагностирования личности ораторов по речи. В качестве методов исследования мы использовали описательный метод, метод объективного прагмалингвистического анализа, а также метод сплошной выборки. При обработке данных нами был использован метод модифицированного контент-анализа. Информационной базой исследования являются публичные выступления Ника Вуйчича. В ходе работы было проанализировано четыре публичных выступления Ника Вуйчича, каждое из которых было разделено на малые синтаксические группы (МСГ), которые являются для нас единицей исследования. Количество МСГ у данного автора составило 500 МСГ в каждой из четырех речей. В общей сумме было рассмотрено 2000 МСГ. Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Введение

Человеческое общение – это неотъемлемая часть человеческого существования. В процессе общения, мы постоянно воздействуем друг на друга, пытаясь добиться определенных целей и результатов. В языкознании выделяется такая наука как прагмалингвистика, которая исследует язык как средство воздействия и занимается анализом проблем речевого общения. Лингвистическая прагматика изучает речевую деятельность человека с точки зрения проявления взаимозависимостей между применением языковых единиц и целями говорящих. Данная работа связана со скрытой прагмалингвистикой, которая изучает речь говорящего субъекта с индивидуальным набором социально-психологических характеристик, с уникальным жизненным опытом и стереотипами речевого поведения В данной выпускной квалификационной работе нас интересует речевое поведение австралийского мотивационного спикера Ника Вуйчича, и мы предпримем попытку его анализа.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРАГМАЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ АВТОРА 5 1.1 ВЗАИМОСВЯЗЬ РИТОРИКИ И ПРАГМАЛИНГВИСТИКИ 5 1.2 РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ В РЕЧЕВОМ ПОВЕДЕНИИ АВТОРА 8 1.3 СКРЫТАЯ ВОЗДЕЙСТВУЮЩАЯ СТРАТЕГИЯ «АКЦЕНТИРОВАНИЯ/НЕАКЦЕНТИРОВАНИЯ АВТОРОМ ЭЛЕМЕНТОВ ВЫСКАЗЫВАНИЯ» 12 1.4 ПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ 18 1.5 НИК ВУЙЧИЧ – ОРАТОР-МОТИВАТОР 22 ВЫВОДЫ К ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 25 ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ НИКА ВУЙЧИЧА НА МАТЕРИАЛЕ ЕГО ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ 27 2.1. ПРАГМАЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕЧИ НА ВЫЯВЛЕНИЕ РЕЧЕВЫХ МАРКЕРОВ АКЦЕНТИРОВАНИЯ 27 2.1.1. ЛЕКСИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ АКЦЕНТУАЦИИ 28 2.1.2. СИНТАКСИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ АКЦЕНТУАЦИИ 34 2.2 АНАЛИЗ ФРАГМЕНТОВ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ НИКА ВУЙЧИЧА 38 ВЫВОДЫ КО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 50 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
Список литературы

1. Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика. – М.: Московский психолого-социальный институт; – Воронеж: Издательство НПО «Модэк», 2002. – 432 с. 2. Анощенкова А.М. Интонационные характеристики спонтанной речи и чтение диалогического текста (экспериментально-фонетическое исследование) [Текст]: автореф. дис. … канд. филол. наук. /А.М. Анощенкова. – М., 1977. - 24с. 3. Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. – М.: 1-й МГПИИЯ, 1966. – 279 с. 4. Арутюнова Н.Д. Дискурс. БЭС. Языкознание/Под ред. В.Н. Ярцевой. – М.: Большая Российская Энциклопедия. 1998. – С. 136-137. 5. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М.: Советская энциклопедия, 1966. – 344 с. 6. Багдасарян Т.М. Речевое поведение врачей-психотерапевтов (на материале английского и русского языков). – автореф. канд. филол. наук. 10.02.19. Теория языка. - Ростов–на–Дону, 2004. – 163с. 7. Басенко Г.В. Понятие речевого воздействия в комплексе смежных наук//Прагмалингвистика. Норматика и практика речевого общения: сб. науч. тр. междунар. науч. конф.– Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2008.– С. 51–55. 8. Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. – М.: Наука, 1991. – 215 с. 9. Бельчиков Ю.А. Крылатые слова [Текст] //Языкознание. Большой энциклопедический словарь/ Гл.ред. В.Н. Ярцева - Москва: Большая Российская энциклопедия, 1998. – с.912. 10. Булыгина Т.В. О границах и содержании прагматики// Изв. АН СССР, Сер. лит-ры и яз., т.40, 1981, №4. 11. Варзонин Ю.Н. Риторика и лингвистика. [Электронный ресурс]. URL: www/university.tversu.ru (дата обращения: 04.12.2017) 12. Гак В.Г. Высказывание и ситуация [Текст] / В.Г. Гак // Проблемы структурной лингвистики 1972. – Москва: Наука, 1973. – с.350-372. 13. Ганеев Б.Т. Противоречия в языке и речи. - Уфа: Издательский цех БГПУ, 2004. - 470 с. 14. Жмурова В.А. О привычке. БЭ по психиатрии [Электронный ресурс]. URL: http://www.persev.ru/privychka (дата обращения: 04.11.2017) 15. Киселева Е.В. Междометные высказывания английской разговорной речи// Вестник Майкопского государственного технологического университета . – 2012. - № 1. - С. 68-72. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdometnye-vyskazyvaniya-angliyskoy-razgovornoy-rechi (дата обращения: 05.11.2017) 16. Киселева Л.А. Вопросы теории речевого воздействия. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. – 160с. 17. Кузнецова Т.И., Стрельникова И.П. Ораторское искусство в Древнем Риме. – М.: Наука, 1976. –287с. 18. Левонтина И.Б. Речь и язык в современном русском языке // Язык о языке. Сб. статей / Под общ. рук. и ред. Н. Д. Арутюновой. - М.: Языки русской культуры, 2000. - C. 271-289. 19. Ленец А.В. Прагмалингвистический аспект акцентирования элементов высказывания [Текст] / А.В. Ленец // Личность, речь и юридическая практика. - Вып.4. – Ростов-на-Дону: ДЮИ, 2001. – с.61-64. 20. Леонтьев А.А. Речевая деятельность //Основы теории речевой деятельности. – Москва: Наука, 1974. 21. Манжелеевская Е. В. Влияние прагматических ожиданий отправителя на его речевое поведение (на материале текстов русских и английских писателей ХIХ века): дисс. … к. филол. н. Ростов-на-Дону, 2008. 197 с. 22. Манжелеевская Е.В., Рубанова О.А. Понятия "усиление", "акцентирование" и "фокус" в контексте Прагмалингвистики: теоретический аспект// Филологические науки. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2017. C. 132-134. [Электронный ресурс]. URL: http://scjournal.ru/articles/issn_1997-2911_2017_6-3_37.pdf (дата обращения: 04.11.2017) 23. Манжелеевская Е.В. Речевое поведение писателя как индикатор условий его личностной и творческой реализации // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 10 (64): в 3-х ч. Ч. 1. С. 115-118. 24. Маслова А.Ю. Введение в прагмалингвистику : учеб. пособие /- 3-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 152 с. 25. Матвеева Г.Г. Введение в скрытую прагмалингвистику: спецкурс для студентов немецкого отделения / Г.Г. Матвеева, Е.И. Петрова. - Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2009. – 110с. 26. Матвеева Г.Г. Диагностирование личностных свойств автора по его речевому поведению/ Г.Г. Матвеева. - Ростов-на-Дону: ДЮИ, 1998а. – 87с. 27. Матвеева Г.Г. Диагностирование личностных свойств автора по его речевому поведению / Г.Г. Матвеева. - Ростов-на-Дону: ДЮИ, 1999. – 83с. 28. Матвеева Г.Г. К вопросу о скрытом воздействии отправителя научного текста на его получателя // Грамматико-стилистические особенности языковых единиц в тексте (на материале романских и германских языков) сб. – Саратов: 1990. – С. 3-12. 29. Матвеева Г.Г. Количественное употребление языковых единиц как форма активизации нюансов смысла в скрытой прагмалингвистике//Langage and Communication Journal. Issue 1. – Rostov-an-Don, 2001. -S. 89-92. 30. Матвеева Г.Г. Нюансы смысла в скрытой прагмалингвистике [Текст] / Г.Г. Матвеева //Филологический вестник. – Ростов-на-Дону: РГУ, 1998 №2. – с.28-32. 31. Матвеева Г.Г. Основы прагмалингвистики / Г.Г. Матвеева. – Москва: Флинта, 2013. – 232с. 32. Матвеева Г.Г. Речевые привычки журналиста на примере стратегии «акцентуация автором элементов речевого события» / Матвеева Г.Г., Тактарова А.В.// С.252-258. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rechevye-privychki-zhurnalista-na-primere-strategii-aktsentuatsiya-avtorom-elementov-rechevogo-sobytiya (дата обращения: 04.11.2017) 33. Матвеева Г.Г. Скрытые грамматические значения и идентификация социального лица (портрета) говорящего. – автореф. докт. филол. наук. 10.02.19. Теория языка. – СПб., 1993. – 332с. 34. Мкртчян Т.Ю. Речевое поведение журналиста в политическом теле и радио интервью (на материале английского и русского языков). – автореф. канд. филол. наук. 10.02.19. Теория языка. - Ростов–на–Дону, 2004. – 180с. 35. Моисеенко Л.А. Речевое поведение авторов военных мемуаров и диагностирование их индивидуальных свойств (на материале немецкого языка). - автореф. канд. филол. наук. 10.02.04. Германские языки. – Пятигорск, 2000. – 147с. 36. Норман Б. Ю. Лингвистическая прагматика (на материале русского и других славянских языков) : курс лекций / Б. Ю. Норман. – Минск, 2009. –183 с. 37. Павлова Л.Г. Психолого-риторические аспекты убеждения // Язык культуры и культура языка. – Ростов–на–Дону, РГУ, 2003. – С.29-34. 38. Рождественский Ю.В. Теория риторики. – М.: Добросвет, 1997. – 385с. 39. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 720с. 40. Русская грамматика / Гл.ред. Н.Ю. Шведова и др. - Том1: Фонетика и др. - Москва: Наука, 1980. – 764с. 41. Русская грамматика / Гл.ред. Н.Ю. Шведова и др. - Том2: Синтаксис. - Москва: Наука, 1980. – 705с. 42. Сахарова Е.Е. Особенности актуализации речевой стратегии «акцентуация элементов высказывания автором текста» в проповедническом дискурсе// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки: журнал. 2014, С.389-392. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-aktualizatsii-rechevoy-strategii-aktsentuatsiya-elementov-vyskazyvaniya-avtorom-teksta-v-propovednicheskom-diskurse (дата обращения: 04.11.2017) 43. Современный русский язык / Гл.ред. Д.Э.Розенталь. – Ч.2 Синтаксис. - Москва: Высш.шк., 1979. – 256с. 44. Солнцев В.М. Язык как системное структурное образование. – М.: Наука, 1971. – 293 с. 45. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. Пособие/ Под ред. проф. В.А.Лабунской. – М.: Гардарики. 1999. –397с. 46. Степанов Е.С. В поисках прагматики//Изв. АН СССР, Сер. Лит-ры и яз., т.40, 1981, №4. – С. 325-332. 47. Степанов Ю.С. Метод//БЭС. Языкознание/Под ред. В.Н. Ярцевой. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – С. 298-299. 48. Стернин И.А. Практическая риторика в объяснениях и упражнениях для тех, кто хочет научиться говорить. - Воронеж: «Истоки», 2011. Тираж 500 экз. - 169 с. 49. Сущинский И.И. Коммуникативно-прагматическая категория акцентирования и ее роль в вербальной коммуникации [Текст] / И.И. Сущинский // ИЯШ. – № 6. – 1987. – с.110-120. 50. Тактарова, А.В. Эффективность речевого поведения журналиста // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. - Санкт-Петербург. № 4. Филология. - 2013. – С. 148. 51. Тарасов Е.Ф. Место речевого общения в коммуникативном акте // Национально-культурная специфика речевого поведения. М., 1977. 52. Топоров В.Н. Риторика//БЭС. Языкознание/Под ред. В.Н. Ярцевой. – М.: Большая Российская Энциклопедия. 1998. – С. 485-487. 53. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности (Основные положения, исследования и применение). – СПб.: Питер Пресс, 1997. -608с. 54. Шелестюк Е.В. Речевое воздействие: онтология и методология исследования: монография / Е.В. Шелестюк. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ФЛИНТА: Наука, 2014. — 344 с. 55. Danes F.K. Extra-logical factors in Argumentation/Rhetoric & Argumentation. – Tuebungen: Niemeyer, 1999. p. 3-13. 56. Haft F. Juristishe Rhetorik/Fritjof Haft. – 6., unverand. Aufl. – Freiburg (Breisgau); Munchen: Alber, 1999. - 214s. 57. Leech G. Principles of Pragmatics. – L. and N.Y., 1983. Интернет-ресурсы 58. http://www.mediasprut.ru/privichka/ – [электронный ресурс]. – свободный доступ. - (дата обращения: 04.11.2017.) 59. https://psychology.academic.ru/1245/мотивация / – [электронный ресурс]. – свободный доступ. - (дата обращения: 05.11.2017.) 60. http://www.merriam-webster.com/dictionary/motive/ – [электронный ресурс]. – свободный доступ. - (дата обращения: 05.11.2017.) 61. https://ru.wikipedia.org/wiki/Оратор-мотиватор/ – [электронный ресурс]. – свободный доступ. - (дата обращения: 05.11.2017.) 62. https://the-most-beautiful.ru/?q=nik-vuychich-biografiya-zhena-i-rebenok-nika-vuychicha.html/ – [электронный ресурс]. – (дата обращения: 04.11.2017.) 63. https://ru.wikipedia.org/wiki/Вуйчич,_Ник/ – [электронный ресурс]. – свободный доступ. - (дата обращения: 04.11.2017.) 64. http://www.mediasprut.ru/privichka.shtml / – [электронный ресурс]. – свободный доступ. - (дата обращения: 03.11.2017.) 65. http://www.psychologos.ru/articles/view/vpechatlitelnost/ – [электронный ресурс]. – свободный доступ. - (дата обращения: 03.11.2017.) 66. http://www.psychologos.ru/articles/view/impulsivnost/ – [электронный ресурс]. – свободный доступ. - (дата обращения: 03.11.2017.) 67. https://vocabulary.ru/termin/chuvstvitelnost.html/ – [электронный ресурс]. – свободный доступ. - (дата обращения: 03.11.2017.) 68. https://vocabulary.ru/termin/nastoichivost.html/ – [электронный ресурс]. – свободный доступ. - (дата обращения: 03.11.2017.) 69. http://www.rusnauka.com/15_NPN_2013/Philologia/2_138784.doc.html/ – [электронный ресурс]. – свободный доступ. - (дата обращения: 03.11.2017.) 70. http://psihomed.com/samouverennost/ – [электронный ресурс]. – свободный доступ. - (дата обращения: 03.11.2017.) Использованные ресурсы для анализа 1. Nick Vujicic BEST LIFE CHANGING INSPIRATIONAL VIDEO OF ALL TIME! [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=1lrXTvOTncU (дата обращения: 28.10.2017) 2. Step Out in Faith - Nick Vujicic [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=rZ6YJFfjxrM (дата обращения: 29.10.2017) 3. Rock Church - Life Without Limbs - Nick Vujicic by Nick Vujicic [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=ZXlCeKBWfaA (дата обращения: 29.10.2017) 4. Life Without Limits ---- Nick Vujicic 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=0Xi19S66RxY (дата обращения: 30.10.2017)
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРАГМАЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ АВТОРА 1.1 Взаимосвязь риторики и прагмалингвистики Риторика как искусство речи и сам термин "риторика" появился в греческой античности, (греч. Rhetorike) в переводе означает «ораторское искусство». Риторика – это наука об ораторском искусстве, о мастерстве публичного выступления перед аудиторией. Риторика призвана научить, как эффективно воздействовать на аудиторию при помощи своей речи и как достичь успеха, выступая публично. Владение риторическими навыками позволяет научиться выступать публично, воздействуя при этом на чувства слушателей. В античности были поставлены основные вопросы, определяющие лицо предмета риторики. Это отношения аудитории и оратора. Главными достоинствами оратора считается умение убеждать слушателей точными доводами и, что важнее, способность волновать души действенной речью. Поскольку люди в своих поступках чаще руководствуются чувствами, чем правилами и законами, умение оратора воздействовать на чувства аудитории имеет большое значение в риторике [17, с.35]. Развитию риторики как особой области научных знаний способствовала деятельность римских ораторов и теоретиков риторики М.Т. Цицерона (106 – 43 гг. до н. э.) и М.Ф. Квинтилиана (36 – 96 гг. до н.э.). Интенсивная общественная жизнь в Риме времен республики способствовала развитию ораторского искусства. Античная риторика состояла из нескольких разделов. Главным был раздел elocutio или словесное выражение. Эта часть риторики обучала критериям красноречия: правильности, ясности, упорядоченности (уместности) и красоте (украшенности). Соответственно этим критериям предлагались средства достижения необходимого результата – отбор средств, их сочетание, фигуры речи [52, с.417]. Продолжая мысль Аристотеля о воздействии, в трактате «Брут» Цицерон говорит о главных достоинствах оратора – умении убеждать слушателей точными доводами и, что важнее, способности волновать души действенной речью. В книге «Об ораторе» он отмечает, что люди в своих поступках чаще руководствуются чувствами, чем правилами и законами. Поэтому умение оратора воздействовать на чувства аудитории имеет большое значение в риторике [17, с.35]. Цель риторической деятельности – создание публичного высказывания, призванного воздействовать на аудиторию [1, c.7]. Риторика признается предтечей прагматики [10, c.333; 11; 46, c.325]. Под прагматикой (греч. дело) в широком смысле понимается направление исследования языка, выделяющее и изучающее его единицы в их отношениях к тому лицу или лицам, которые пользуются языком [5, c.344]. Одно из направлений прагматики – прагмалингвистика. В центре внимания лингвистической прагматики находится широкий круг вопросов, связанных с пониманием речевого общения и верной оценкой его целевой направленности. Эти вопросы фокусируются на говорящем субъекте, адресате, их взаимодействии и ситуации общения. Прагмалингвистика развивается достаточно стремительно, исследуя использование языка с учетом возрастных, половых, общественно-статусных и профессиональных особенностей контактирующихся, и кроме того определенных обстоятельств и целей речевого акта [36, c.5]. Что касается типологии, выделяют два направления – функциональная (открытая) и скрытая прагмалингвистика. Функциональная прагмалингвистика исследует функционирование языка в дискурсе, вплетенном в совместную практическую деятельность людей в процессе межличностного взаимодействия людей. При этом под дискурсом понимают речь как компонент взаимодействия людей, влияющий на когнитивные процессы [4, c. 136]. Нас интересует скрытая прагмалингвистика, которая изучает речь говорящего субъекта с целью диагностирования личностных черт по его речи [33, c.4]. Проведение такой диагностики возможно благодаря наличию индивидуальных авторских речевых особенностей, актуализируемых в виде тонких нюансов смысла [30, c.28]. Нюансы смысла – это дополнительные содержательные элементы, которые добавляет говорящий к уже имеющимся грамматическим и лексическим значениям, используемым в конкретной типичной речевой ситуации общения. Такой типичной речевой ситуацией является любая совокупность элементов высказывания [29, c.91]. Нюансы смысла неосознанно воспринимаются получателем текста, накапливаются и оказывают регулирующее воздействие на его менталитет. Нюансы смысла свидетельствуют о речевом поведении говорящего. По речевому поведению в момент контакта слушающий может сделать вывод о некоторых личностных качествах говорящего. Для непосредственного анализа и в риторике и в прагмалингвистике используют один и тот же материал – речь. Основной объект исследований обеих наук – выбор языковых средств для наилучшего воздействия на слушающего или читающего. Экстралингвистический контекст, под которым понимают объемное сочетание таких факторов как место, время речевого взаимодействия, настроение коммуникантов, степень их знакомства и т.д., является объектом пристального внимания прагмалингвистики [44, c.143]. В риторике учет экстралингвистического контекста позволяет добиться максимально эффективного воздействия [55, c.4-5]. Риторический подход в прагмалингвистике предпочитает изучение эффективного использования языка в повседневном общении и в социально значимых ситуациях. Прагматика, как и риторика, изучает значение в его отношении к речевой ситуации. Кроме коммуникантов, высказывания, времени и места, в понятие речевой ситуации включается цель речи и иллокутивный акт как один из этапов речевого акта [57, c.123]. Принципы прагматики не конвенционны, а мотивированы целями коммуникации; прагматика оперирует межличностными отношениями и текстом, вводит шкалу градуированных и неопределенных оценок [8, c.60]. Набор признаков, характеризующих прагмалингвистику, может быть отнесен к риторике. Сходство риторики и прагмалингвистики выражается в факте существования риторических и прагматических фигур. Классические риторические фигуры – анафора, удвоение, повтор, подтверждение и другие речевые приемы могут быть соотнесены с прагматическими фигурами – встряхиванием, сокращением, уступкой, призывом и др. В этом случае подразумевается владение говорящим коммуникативной ситуацией. Прагматическая тактика состоит в том, чтобы, пользуясь прагматическими фигурами, произвести хорошее впечатление на собеседника [56, c.119]. Изучение сходства прагмалингвистики и риторики, основанное на внимании этих двух наук к речи, дает возможность выделить различия, которые располагаются на глубинном уровне. Принципиальная разница между прагмалингвистикой и риторикой заключается в том, что для прагмалингвистики важен результат, для риторики – его предвосхищение [11]. Предметом риторики является прозаическая «украшенная» речь и правила ее построения. Предмет прагмалингвистики – это вопросы выбора «языковых средств из наличного репертуара для наилучшего воздействия» [46, c.325]. Таким образом, мы видим, что риторика и прагмалингвистика имеют, как и сходства, так и различия. 1.2 Речевое воздействие в речевом поведении автора Теория речевого воздействия (РВ) – одно из центральных понятий прагмалингвистики. РВ в широком смысле — это произвольная и непроизвольная передача информации субъектом адресату в процессе речевого общения в устной и письменной формах, которая реализовывается посредством лингвистических, паралингвистических и нелингвистических символических средств и обусловливается сознательными и бессознательными интенциями адресанта и целями коммуникации [50, с.38]. Под интенцией, как правило, подразумевают коммуникативное, речевое намерение, цель высказывания коммуникантов. «Речевая интенция, или коммуникативное намерение — это намерение, замысел сделать нечто с помощью такого инструмента, как язык-речь-высказывание» [24, с.42]. РВ в узком смысле слова означает использование отправителем текста особенностей устройства и функционирования знаковых систем с целью построения сообщений, располагающих повышенным воздействующим потенциалом на сознание и поведение реципиента сообщения [7, с.52]. РВ располагает противоположной стороной: это тот коммуникативный эффект (результат), который то или иное сообщение оказывает на реципиента. РВ реализуется тремя способами: 1) При помощи информирования, т.е. реципиенту передается новая информация. 2) Посредством получения дополнительной информации, где сообщается новая информация об уже известных фактах. Подобная информация может поменять понимание получателя информации об уже известных ему вещах или событиях. 3) Через убеждение, т.е. адресату не передаётся никакой новой информации, тем самым связано с моделированием говорящим смыслового поля своего собеседника. Говоря о смысловом поле, необходимо определить понимание смысла. Под смыслом подразумевается конкретная характеристика деятельности определенного индивида, форма существования значения в индивидуальной психике человека [20, с.144]. Успех РВ определяется собственно удачной перестройкой у реципиента смыслового поля, т.е. личностного отношения адресата текста к предмету разговора [30, с.37]. РВ подразделяется на: прямое, непрямое и скрытое. Предоставленное разделение базируется на различиях в мотивированности и осознанности выбора адресантом речевых средств для выражения мыслительного содержания [28, с.10]. Прямое РВ характеризуется прямыми целями и намерениями адресанта и реализовывается посредством языковых средств выражения, которые побуждают говорящего к тому или иному поступку. Данный тип речевой деятельности осознается обоими участниками коммуникации. Непрямое РВ характеризуется осознанным выбором отправителя языковых средств, содержащих социально-обусловленный оценочный компонент. Представленный тип воздействия не осознается реципиентом информации. Скрытое РВ может быть охарактеризовано как скрытые интенции говорящего, которые не осознаются ни слушающим, ни самим говорящим, т.е. остаются незаметными. Интерес коммуникантов направлен на содержание информации, а скрытое речевое воздействие протекает на неосознаваемом уровне, реализуется адресантом в речи посредством машинального и автоматического выбора языковых единиц для наилучшей передачи содержания высказывания [31, с.37-39]. Таким образом, мы связываем прямое и непрямое воздействие адресанта на реципиента с его явными намерениями, а скрытое воздействие с его скрытыми интенциями [27, с.18]. При реализации явного намерения выбор речевых средств для оказания воздействия на реципиента осознается адресантом, который обдумывает определенные речевые формы для выражения своей идеи и осознается реципиентом. Скрытые интенции различаются от намерений тем, что они не осознаются ни адресатом, ни адресантом. Различаются явные намерения и скрытые интенции адресанта, вследствие чего, как мы заявляли ранее, выделяются два течения в прагмалингвистике: открытая прагмалингвистика, которая изучает явные намерения адресанта, и скрытая прагмалингвистика, которая исследует скрытые интенции адресанта. В интересах исследования в рамках открытой прагмалингвистики мы говорим о речевой деятельности (РД), в рамках скрытой прагмалингвистики - о речевом поведении (РП). РД определяется явными намерениями и целями адресанта повлиять в какой-то степени на реципиента и осознанностью выбора говорящим речевых средств для вербализации предоставленного намерения. Говоря о РП, то здесь выбор адресантом речевых единиц автоматичен и лишен осознанной мотивировки, «взвешенности», мотивы и цели погружаются глубоко в подсознание. То есть РД – это деятельность, которая имеет свои мотивы, цели и результат, а РП – это усвоенный, погрузившийся в подсознание, ставший неосознаваемый, машинальный речевой опыт отправителя. Речевое поведение состоит из совокупности речевых поступков. Говорящий совершает речевой поступок не задумываясь, моментально, машинально, т.е. на неосознаваемом уровне [27, с.14]. Говоря об автоматизированном и немотивированном РП индивида в настоящий момент для адресанта, то есть смысл сказать о его привычном действии, либо о его речевой привычке. Термин «привычка» заимствован из психологии. Привычка – это модель действия [14] которая при многократном повторении превращается в автоматизированную и фиксированную [58]. Первоначально привычка касалась только двигательных и физически процессов человека [14]. Позже она начала содержать в себе процессы восприятия (перцептивность), познания (когнитивность) и выражения эмоций (аффективность) [14]. В прагмалингвистике существует относительно новое понятие как «речевая привычка». Под «речевой привычкой» мы подразумеваем машинальный, неосознаваемый выбор реципиентом форм грамматических и текстуальных категорий. Подобное индивидуально-автоматизированное речевое поведение имеет связь с осуществлением потребностей говорящего или пишущего здесь и сейчас. 1.3 Скрытая воздействующая стратегия «акцентирования/неакцентирования автором элементов высказывания» Речевое общение является особым видом человеческой деятельности по достижению коммуникативных целей путем реализации определенных стратегий. Понятие стратегии, заимствованное прагматикой из военного искусства, является одним из важных в теории прагмалингвистики. В широком смысле стратегия представляет собой планирование акта коммуникации в зависимости от определенных обстоятельств общения, а также реализацию обозначенного плана [19, с. 39]. В зависимости от осознаваемости или неосознаваемости выбора коммуникантами лингвистических единиц в прагмалингвистике выделяют коммуникативные стратегии и речевые стратегии скрытого воздействия. Речевые стратегии обладают следующими свойствами: 1) Реализуются в виде выбора адресатом речевых планов-вариантов; 2) Актуализация этих речевых штанов-вариантов происходит только в момент речевого акта; 3) При актуализации речевых планов-вариантов одновременно на исходные грамматические и лексические значения выбираемых лингвистических единиц накладываются дополнительные нюансы смысла; 4) Дополнительные нюансы смысла, как и речевые сигналы, возникают и исчезают вместе с возникновением и прекращением речевого акта; 5) Дополнительные нюансы смысла обладают воздействующей силой, которая распространяется на тех, кто воспринимает речевое высказывание; 6) Воздействие нюансов смысла происходит не при одноразовом их появлении в речевом акте, а в результате накопления речевых сигналов речевых планов-вариантов в сознании участников; 7) Частота появления речевых планов-вариантов должна достичь некоторого порогового значения, чтобы быть интуитивно оценена участниками общения; 8) Под такой интуитивной оценкой получателем текста порогового значения частоты появления речевых планов вариантов понимается перлокутивный эффект речевого поведения отправителя текста. [31, c.128-129] Данная стратегия выбрана для исследования потому, что экспрессивность и убедительность, прежде всего, характерна для ораторского искусства. Для того чтобы воздействовать на аудиторию, необходимо привлекать её внимание [38, с. 79]. А это в свою очередь неосуществимо без акцентирования речи. В процессе речевого взаимодействия адресант, обычно, не просто передает адресату свежую информацию, а склоняет его принять данную информацию, присоединиться к собственному суждению, то есть осуществляет убеждающее влияние на реципиента [37, с.29]. Понятие акцентуации пришло из латинского языка (accentus) и означает ударение, то есть выделение какой-либо части целого [50, с.148]. Акцентирование мы понимаем, как выделение адресантом значимых с точки зрения адресата компонентов речи с целью привлечения его интереса и влияния на его чувства и эмоции. Оказывая влияние на эмоции реципиента акцентированием определенных элементов высказывания, адресант старается достигнуть определенного эффекта [49, с.111]. Для того чтобы заинтересовать реципиента, спровоцировать его изумление, адресант бессознательно меняет привычное местоположение компонентов высказывания [33, с.232]. Речевая стратегия скрытого воздействия понимается как установленная разновидность речевого поведения адресанта, которая актуализирует скрытое намерение конкретного автора в определенной речевой ситуации [30, с.28]. Реципиент не осознает это воздействие, поскольку выбираются не лексические и грамматические конструкции, а текстовые и грамматические категории, которые в теории скрытой прагмалингвистики приобрели наименование речевых сигналов. Что касается адресанта то, этот выбор привычен и неосознаваем в силу заавтоматизованности, которая является следствием неоднократно повторяющегося речевого опыта в коммуникативной ситуации [33, с.6]. Существует несколько стратегий речевого воздействия, в целях прагмалингвистического анализа речевого поведения Ника Вуйчича мы непосредственно рассмотрим конатотивно-ориентированную стратегию, а именно скрытую стратегию «акцентирования/неакцентирования автором элементов высказывания». Речевое поведение человека формируется из совокупности его речевых поступков. Речевой поступок – это привычное, а, следовательно, неосознаваемое процесс выбора адресанта конкретных лингвистических единиц из комплекса равносильных [33, с.6]. Он осуществляется в тексте в виде малой синтаксической группы (МСГ). На уровне текста МСГ соответствует простым и придаточным предложениям, причастным и деепричастным оборотам, вводным словам и конструкциям, обращениям. В каждой МСГ закрепляется привычный для адресанта выбор речевых сигналов – грамматических и текстуальных категорий. Для того чтобы влиять на аудиторию, ее необходимо заинтересовать, а это в свою очередь можно реализовать экспрессивной и убедительной речью. Экспрессия актуализируется выделением разнообразных компонентов высказывания его автором. План акцентированности воздействующей стратегии актуализируется отправителем текста машинальным выбором специальных средств, которые выделяют начало высказывания, конец высказывания, а также различные компоненты высказывания специальными речевыми сигналами. Ненамеренное навязывание проявляется через речевое поведение автора. Речевое поведение автора формируется из его речевых поступков и отображает его персональные субъективные личностные свойства. Планы-варианты стратегии акцентуации при помощи набора конкретных лингвистических речевых сигналов (маркеров, актуализаторов). К речевым сигналам плана акцентирования причисляются: изменение порядка слов (инверсия); уточнения; восклицательные и вопросительные высказывания; обращения; вводные слова; волеизъявление; повелительное наклонение; отрицание; интонация; повторы; частицы; смысловые усилители [34, с.93-94], и кроме того крылатые выражения, которые благодаря силе собственной образности и обширной воспроизводимости предстают как средства выразительности и предназначаются как средства привлечения внимания [9, с.369], метатекстовые выражения, которые актуализирует автор для акцентирования элементов высказывания [34, с.98], считаются маркерами плана акцентирования. Разбивка плана акцентированности на три варианта дает возможность подробно диагностировать личностные качества говорящего/пишущего. 1. Актуализацию акцентированности начала МСГ можно идентифицировать как некоторую невыдержанность, нетерпеливость, так иногда и необдуманность в поступках автора [25, c.158]. 2. Выбор автором большого количества особых речевых сигналов может указывать на искренность и впечатлительность [25, c.30]. 3. Преимущественный выбор речевых сигналов акцентированности элементов в конце МСГ может соответствовать, с нашей точки зрения, чрезмерно серьезному отношению к жизни, основательности в мыслях и поступках, некоторой консервативности автора. Речевая стратегия «акцентуация элементов высказывания автором текста» осуществляется в каждом речевом поступке в одном из двух планов-вариантов – плане акцентирования или плане автоматизации (неакцентирования) [33, с.240; 35, с. 95 – 96]. Автоматизация представляет собой определенный способ построения высказывания, который соответствует прямому, или автоматическому, порядку слов. В этом случае элементы высказывания создаются при помощи логики в соответствии с существующем в языке алгоритму, при этом высказывание не привлекает к себе особого внимания. Критериями акцентирования выступают новизна и существенность сообщаемого, они оформляют «прагматический фокус» высказывания [33, с.12]. При этом в высказывании на первый план выступают не логические формы в языке, а экспрессивность и эмоциональность речи [33, с.17]. Подобное высказывание направлено на успешное декодирование слушателем заключенной в нем информации, на эффективность коммуникации и воздействия.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Языкознание и филология, 72 страницы
750 руб.
Дипломная работа, Языкознание и филология, 56 страниц
1400 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg