Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Исследование путей реализации региональной государственной экономической политики (на примере Ульяновской области)

irina_krut2020 384 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 32 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.03.2020
Целью работы является выявление эффективных путей реализации региональной государственной экономической политики (на примере Ульяновской области) Задачи: 1) определить теоретические и правовые основы реализации региональной государственной экономической политики в Российской Федерации и её субъектах 2) оценить современное состояние развития и управления экономикой в Ульяновской области Предметом работы является региональная государственная экономическая политика. Объектом исследования выступают механизмы и пути реализации региональной государственной экономической политики, рассматриваемые на примере Ульяновской области.
Введение

Актуальность работы обосновывается тем, что региональная государственная экономическая политика является важнейшим инструментом обеспечения российского федерализма, которая реализовывается с учётом особенностей территориального, экономического, социального развития каждого субъекта Российской Федерации. Дифференциация регионов, наличие внутреннего социально-экономического кризиса, неблагополучная международная обстановка определяют необходимость поиска адекватной концепции развития экономики региона с использованием эффективных механизмов и путей её реализации. Изучением особенностей региональной государственной экономической политики занимались такие учёные, как Иоганн Тюнен, Альфред Вебер, Вильгельм Кристаллер, Аугуст Леш, исследовавшие экономические процессы территориально-административных единиц, русские ученые Н.Н. Баранский, Н.Н. Колосовский, Шедько Ю.Н., А.Г. Гранберг рассматривавшие вопросы экономического районирования, территориально-производительных комплексов, а также общие проблемы экономической географии. Также особенности региональной экономической политики затрагивали в своих трудах Красюкова Н.Л., Барменкова Н.А., Зуденкова С.А., Мусинова Н.Н.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические и правовые основы реализации региональной государственной экономической политики в Российской Федерации и ее субъектах 5 1.1. Региональная экономическая политика в системе государственной политики 5 1.2. Законодательное обеспечение региональной государственной экономической политики 8 1.3. Механизмы реализации региональной государственной экономической политики 12 Глава 2. Современное состояние развития и управления экономикой в Ульяновской области 16 2.1 Оценка экономического потенциала Ульяновской области 16 2.2. Система управления экономического развития Ульяновской области 22 2.3 Пути и средства реализации государственной политики экономического развития Ульяновской области 24 Заключение 30 Список использованных источников и интернет-ресурсов 31
Список литературы

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) 2. Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ. 3. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ 4. Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" от 29.12.2014 N 473-ФЗ. 5. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" 6. Указ Президента РФ от 16.01.2017 N 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года" 7. Указ Президента РФ от 16.01.2017 N 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года" 8. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» 9. "Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года" (разработан Минэкономразвития России) 10. Постановление Правительства Ульяновской области № 16/319-П "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года". 11. Барменкова Н.А. Лекционный материал к.э.н., доц. - Финансовый университет при Правительстве РФ. М, 2018 12. Гранберг. А.Г. Учебник для вузов; Гос. ун-т —Высшая школа экономики. — 4-е изд. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. — 495с. 13. Шедько Ю.Н. Региональное управление и территориальное планирование / Ю.Н. Шедько, Р.Г. Погребняк, Е.С. Пожидаева. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 503 с. – Серия: Бакалавр, Академический курс. 14. Аганбегян, А.Г. Нужна ли России смена парадигмы социально-экономического развития? / А.Г. Аганбегян // Экономическая политика. – 2012. – № 6. – С. 5–53. 15. Матюхин В.В., Родоманов В.Ф./ Региональная экономическая политика: новые вызовы/ Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2016. № 4-1. С. 31-37. 16. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/minec/main 17. Официальный сайт правительства Ульяновской области [Электронный ресурс]. URL: https://ulgov.ru 18. Официальный сайт Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области [Электронный ресурс]. URL: http://ekonom73.ru 19. Федеральная служба государственной статистики «Регионы России. Социально-экономические показатели» [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138623506156 20. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области [Электронный ресурс]. URL: http://uln.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/uln/resources/f3f15c80416e95a4a95da9e07de149dd/0103_2017.pdf
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ СУБЪЕКТАХ 1.1. Региональная экономическая политика в системе государственной политики В соответствии с общепринятым определением (Гранберг А.Г., Орешин В.П., Потапов Л.В., Носов С.С. и др.) под понятием региональной экономической политики понимается совокупность методов регулирующего воздействия на процессы социально-экономического развития регионов. Федеративному типу в государственном устройстве Российской Федерации свойственны три уровня на которых реализуется региональная экономическая политика: федеральный, субфедеральный, муниципальный. Вектором развития России является внедрение реального федерализма, для перехода к нему должны соблюдаться некоторые условия, в частности, необходима модернизация управления субъектов Российской Федерации в области экономической самостоятельности. Несмотря на это, в связи с обособленностью хозяйственного комплекса региона, присутствует постоянная потребность в совершенствовании методов регулирования регионального развития. Региональная политика представляет собой систему целей и задач органов государственной власти, в которую входит управление развития политического, финансового и социального ареалов. В свою очередь, цели и задачи, которые преследует региональная экономическая политика находятся в зависимости от: • Значения социально-экономического становления общества (чем государство богаче, тем больше средств имеют все шансы выделять на региональную политику); • Стадий циклов становления экономики (на подъёме – содействие регионам; на регрессе – помощь современным территориям); • Тех партий, которые правят в данный момент и главенствующей экономической школы. В экономической сфере региональная политика преследует свою цель, которая представляет собой организацию рационального использования тех производственных ресурсов, количество которых ограничено, для обеспечения увеличения качества и уровня жизни путём применения объективных превосходств межрайонного разделения труда. Перспектива развития региона означает начальные способности экономики региона, а также районов и городов, входящих в его состав, способность ее к подъёму, введению научно-технических новшеств, а также инноваций в сфере управления, кроме того возможность совершенствования таких внутренних подсистем как отраслевые, социальные, политические и демографические. Главные составные составляющие потенциала развития региона считаются: • Индустриальное развитие • Социальные причины • Денежные характеристики • Показатели ресурсного потенциала Региональная экономическая политика в свою очередь делится на государственную региональную экономическую политику (её исполнители являются центральными органами государственной исполнительной власти) и на социально-экономическую политику регионов (в роли исполнителей региональные органы государственной исполнительной власти или районные органы самоуправления). На федеральном уровне предметом региональной экономической политики являются пространственные препятствия национальной экономики, отношения центра с регионами, комплексное регулирование факторов и связей, оказывающих большое влияние на состояние регионов в социально-экономической сфере. На субфедеральном уровне – пространственная организация внутри региона, регулирование отношений субъекта Федерации относительно муниципальных образований. Показатели темпов и качества развития регионов в социальном и экономическом плане прямо зависят от того, насколько эффективна государственная региональная политика. С. Деннисон и А. Л?ш признаны как основоположники теории государственного регулирования экономического развития регионов. В 1930– 1940 гг. они заложили два альтернативных концептуальных подхода в отношении регулирования развития регионов: С. Деннисон предложил модель «активного преобразования», а А. Л?ш «адаптационную» модель. В основе модели «активного преобразования» лежит теория кумулятивного роста, она заключается в том, что для успешного процветания регионов необходимо активное вмешательство в их экономическое развитие со стороны государства, также представителям этой теории в значительной мере близки взгляды кейнсианцев. Напротив, «адаптационная» модель основывается на теории регионального роста, которая гласит, что рынок может сбалансировать развитие территорий самостоятельно. Иная теория Э. Гувера, который внес неоценимый вклад в области методологии регулирования развития регионов, гласит, что цели государственного регулирования заключаются как в оптимальном размещении частных предприятий, так и в воздействии на экономику в проблемных регионах, которые ведут к стимуляции роста производства и улучшению структуры хозяйства. При этом методы и инструментарий экономической политики в отношении регионов должны непрерывно совершенствоваться. В современной экономической теории регион рассматривается как многофункциональная система. Широкую известность имеют следующие парадигмы региона: регион-квазигосударство, регион-квазикорпорация, регион-социум, регион-рынок. С помощью парадигмы «регион как квазигосударство» возможно исследование региона в роли отдельного элемента подсистемы государства. На текущем этапе развития национальной экономики имеют место процессы дезинтеграции, в их результате произошло сосредоточение в конкретном регионе финансовых средств и функций управления. Рассмотрение функционирования региональной экономики производится с точки зрения усовершенствования процессов взаимодействия между государственными (федеральными) и региональными властями, а кроме того с точки зрения различных форм межрегиональных экономических отношений. «Регион-квазикорпорация» - предполагается проведение анализа региона с точки зрения относительно самостоятельной составляющей крупной экономической системы, причем в условиях конкуренции на рынке товаров, услуг, капитала с другими элементами и взаимодействия с национальными и транснациональными корпорациями. На развитие региона большое значение оказывает действие механизмов таких процессов, как ценообразование, налогообложение, использование рабочих мест, трансфертов, доходов и т.д. Важным условием считается, что регион обеспечен достаточным количеством ресурсов, необходимых для эффективного саморазвития, к ним относятся также экономические и законодательные права. При исследовании региона с точки зрения парадигмы «регион как рынок» основные усилия касаются выявления специфических особенностей региональных рынков товаров и услуг, труда, кредитно-финансовых ресурсов, информации и т.д. При подходе к исследованию региона как социума предполагается анализ таких систем социального развития, как условия воспроизводства населения, образование, здравоохранение, культура, окружающая среда и т.д. рассматривается относительно различных социальных слоев и групп, и учитываются экономические аспекты развития региона. 1.2. Законодательное обеспечение региональной государственной экономической политики Основой политики регионов служат положения Конституции РФ, федеральное законодательство, а также законодательства отдельных субъектов. Ее осуществляют федеральные органы государственной власти, а также государственные органы в субъектах РФ. Важнейшим в правовом регулировании сферы экономической политики регионов является Указ Президента РФ от 03.06.1996 № 803 «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации». Этот документ обозначил основную цель функционирования политики региона: в ближайшем десятилетии она состоит в нормализации и стабилизации производства, в становлении и налаживании темпов экономического роста касаемо всех российских регионов, это должно способствовать тому, что уровень жизни граждан улучшится, кроме того, создадутся условия для обновления с научно-технической позиции России на международном уровне. Указанным документом были определены следующие задачи: • укрепить экономические основы территориальных целостностей и стабильность в государстве; • содействовать развитию и углублению экономических реформ, в процессе формирования многоукладной экономики во всех регионах, становлению общероссийских и местных товарных рынков, капитала, труда, а также институциональная и рыночная инфраструктура; • сократить чрезмерно глубокие различия касательно развития регионов на социально-экономическом уровне, поэтапно создавать условия, способствующие укреплению местной экономической базы в регионах чтобы повысить благосостояние населения, рационализировать системы расселения; • достигнуть такого уровня комплексности и рационализации структуры хозяйства регионов, который будет оправдан социально и экономически, повысить ее жизнеспособность в современных экономических условиях; • развивать межрегиональные инфраструктурные системы (транспорт, связь, информатику); • стимулировать развитие районов и городов, в которых развит крупный научно-технический потенциал и тех, которых в перспективе можно назвать «точки роста» экономического развития в субъектах Российской Федерации; • оказывать государственную поддержку районам, подвергнутым экологическим бедствиям, регионам в которых достигнут высокий уровень безработицы, демографические и миграционные проблемы; разработать и реализовать научно обоснованную политику относительно тех регионов, которые отличаются возможными проблемами в хозяйствовании и требуют специальных методов регулирования (например, Арктика и Крайний Север, приграничные регионы, Дальний Восток и т. д.); • совершенствовать экономическое районирование страны. Очевидно, что все задачи, указанные выше, являлись первостепенными относительно того времени. Несмотря на это, просматривается главная особенность свойственная формированию приоритетов региональной экономической политики, ее суть состоит в следующем: сохранение стабильной и экономической основы в целостности территории страны. В механизме реализации региональной государственной экономической политики лежат прогнозирование и программирование в роли государственного воздействия. С помощью этих методов регионы получают необходимые ориентиры, с помощью которых возможно определение тенденций и примерных количественных параметров, выступающих характеристикой их социально-экономического развития, а также возможно определение своего места в межрегиональном разделении функций. Разработанные положения прогнозов и программ долгоcрочных и среднеcрочных наглядно показывали перспективы совершенствования в регулировании механизмов, отвечающих за работу региональной экономической политики. В дополнение к перечисленному, были учтены изменения в экономическом механизме федеративных отношений (межбюджетных отношений, распределения полномочий касаемо налоговой системы, вопросов управления собственностей и использованием природного ресурса и т.д.). Кроме того, был издан еще один Указ Президента РФ от 16.01.2017 N 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года", который отражал вектор в совершенствовании региональных политик. Этот документ важен тем, что в нем среди остальных принципов воплощения политики регионального развития, особо выделяется дифференцированный подход в отношении реализации мер государственной поддержки областей и муниципальных учреждений, основанный на их социально-экономических и географических особенностях. В документе вводится понятие макрорегиона как часть территорий РФ, включающей две и более территорий субъекта Российской Федерации, в пределах которой социально-экономическими условиями обозначена потребность в выделении отдельного направления, приоритета, цели и задачи в социально-экономическом развитии в процессе разработки и реализаций документов при стратегическом планировании. Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ является еще одним важнейшим законом в регулировании государственной региональной экономической политики. Именно в нем устанавливаются полномочия в отношении деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и закрепляются экономические основы в сфере деятельности вышеуказанных органов. Кроме того, необходимо указать еще один закон, без которого невозможно проведение региональной государственной экономической политики. Это Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.2014 N 172-ФЗ, в котором устанавливаются правовые основы в следующих областях: стратегическом планировании в РФ, координациях в государственном и муниципальном стратегическом управлении и бюджетной политике, а также полномочиях следующих органов государственной власти: федеральных, органов субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, а также указывается порядок взаимодействия их с различными организациями в сфере стратегического планирования (общественными, научными и иными). Таким образом, законодательное обеспечение региональной государственной экономической политики основывается на федеральных и региональных нормативно-правовых актах, подзаконных актах органов государственного управления, что создает фундамент для эффективного регулирования экономики регионов.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Экономика, 50 страниц
600 руб.
Курсовая работа, Экономика, 28 страниц
336 руб.
Курсовая работа, Экономика, 40 страниц
480 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg