Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формы подготовки старших дошкольников к обучению в школе

irina_krut2020 528 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 44 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.03.2020
Актуальность этой проблемы определила тему моей курсовой работы «Формы подготовки старших дошкольников к обучению в школе». Объект: процесс подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе Предмет: формы подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе Цель: изучить теоретические основы и формы подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению В процессе написания курсовой работы необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме 2. Изучить и описать опыт работы воспитателей ДОУ по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение в процессе прохождения педагогической практики, беседа с воспитателями и родителями.
Введение

Дошкольный возраст требует к себе особого внимания, а возраст, когда ребенок уже собирается в школу – еще большего внимания. В этом возрасте ребенок начинает меняться не только внешне, но и внутренне, именно поэтому родителям очень важно учитывать индивидуальные особенности ребенка и не забывать о его исключительности. Наступает тот самый важный период подготовки старшего дошкольника к обучению в школе. Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка – начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого является учебная деятельность. Ученые, педагоги и родители прилагают максимум усилий к тому, чтобы сделать школьное обучение не только эффективным, но и полезным, интересным, приятным, желанным как для детей, так и для заботящихся о них взрослых. Особое внимание при этом уделяется психическому здоровью учащихся, развитию их личности. Эти тенденции отчетливо заметны на примере образования новых направлений психологической науки: детской практической психологии, школьной психологии, профилактического направления детской и подростковой медицинской психологии. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает немаловажное значение: с ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. Многие новые технологии обучения, концепции содержания образования, идеи новых школ базируются сегодня на создании гуманной развивающей среды, в которой личность ребенка формируется гармонично, наиболее полно и свободно. Однако не все дети, поступающие в школу, готовы принять на себя роль ученика, а такая новая для них школьная среда может даже пугать дошкольников. На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. Вопросы психологической готовности к обучению в школе рассматривают педагоги, психологи, дефектологи: Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Л. Венгер, А.В. Запорожец, Е.О. Смирнова, В.С. Мухина и многие другие. Авторами дается не только анализ необходимых знаний, навыков и умений ребенка при переходе из детского сада в школу, но и рассматриваются вопросы дифференцированного подхода при подготовке детей к школе, методики определения готовности, а также, что немаловажно, пути коррекции негативных результатов и в связи с этим рекомендации по работе с детьми и их родителями. Поэтому первостепенные задачи, встающие перед психологами, заключаются в следующем: выявить, в каком возрасте лучше начинать обучение, при каком состоянии ребенка этот процесс не будет приводить к нарушениям в его развитии, отрицательно сказываться на его здоровье. Ученые считают, что для дифференцированного подхода к школьной адаптации детей необходимо знание о различных аспектах их готовности к школе – мотивационной, интеллектуальной, социальной. Необходимость сравнительного изучения различных сторон школьной готовности у мальчиков и девочек осознана большинством психологов. Подготовка детей к школе – задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка, и поэтому предполагает многокомпонентное образование. Не стоит забывать, как важно взаимодействие ребенка с воспитателями и родителями, ведь именно они являются его главными помощниками в данный период, можно сказать, проводниками в такое новое и незнакомое для дошкольника место – школу. Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу, т.е. мотивация к обучению. Должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, контролировать свое поведение, выполнять требования учителя. Основным новообразованием дошкольного детства считается умение играть в сюжетные, ролевые, и что самое важное для школы – в игры с правилами. Самое главное – у дошкольника должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности.
Содержание

Введение-------------------------------------------------------------------------------- 2 Глава I. Теоретические основы формирования готовности детей к обучению в школе-------------------------------------------------------------------- 5 1.1. Сущность понятия «готовность ребенка к обучению в школе». Характеристика компонентов готовности к школьному обучению--- 5 1.2. Анализ различных методик, направленных на выявление уровня подготовленности детей к школе-------------------------------------- 13 1.3. Характеристика форм подготовки дошкольников к обучению в школе------------------------------------------------------------------------------------ 17 Выводы по первой главе----------------------------------------------------------- 19 Глава II. Опыт работы воспитателя ДОУ по подготовке старших дошкольников к обучению в школе-------------------------------------------- 21 2.1. Взаимодействие с детьми старшего дошкольного возраста-------- 21 2.2. Мероприятие с родителями «Развитие мелкой моторики рук»--- 26 2.3. Рекомендации воспитателя ДОУ по формам подготовки старших дошкольников к обучению в школе-------------------------------- 28 Выводы по второй главе----------------------------------------------------------- 33 Заключение---------------------------------------------------------------------------- 35 Список литературы------------------------------------------------------------------ 36
Список литературы

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. С. Абрамова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2014. — 811 с. 2. Авсеенко, Н.В. Педагогические условия формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе: диссертация ... кандидата педагогических наук / Н. В.Авсеенко. - Мурманск, 2011.- 190 с. 3. Ананьев, Б.Г. Социальные ситуации развития личности и ее статус / Б.Г. Ананьев //Хрестоматия по психологии / под ред. А.В. Петровского. - М: Просвещение, 1987. 4. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во КГУ, 2006. - 238 с. 5. Бабаян, А.В. Теории нравственного воспитания в отечественной педагогике II половины XIX – начала ХХ вв. Монография / А.В. Бабаян. – Ставрополь: СКСИ – Пятигорск: РИА-КМВ, 2006. – 216 c. 6. Безруких, М.М. «Портрет» будущего первоклассника / М.М. Безруких // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 2. – С. 47 – 51; 2003. - № 3. – С. 53 – 59; 2003 - №4. – С. 70 – 71; 2003. - № 6. – С. 94 – 99. 7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович — СПб.: Питер, 2008. – 400 с. 8. Браташникова, И.А. Учись играя. Тренировка интеллекта / И.А. Браташникова, А.А. Браташников. – Харьков: Фолио, 2000. – 414 с. 9. Васильев, Г.Г. Краткий философский словарь / А.П. Алексеев, Г.Г. Васильев; Под ред. А.П. Алексеев. - М.: РГ-Пресс, 2012. - 496 c. 10. Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребёнок к школе? / Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. – М.: Просвещение, 2001. – 191 с. 11. Виноградова, Н. А. Интерактивная предметно-развивающая среда детского сада: учебное пособие/ Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. - М.: Перспектива, 2011. – 197 с. 12. Волкова, М.В. К вопросу о формировании готовности к школе детей старшего дошкольного возраста / М.В. Волкова // В сборнике: Педагогика и психология как ресурс развития современного общества. - 2016. - С. 334-337. 13. Воробьева, И.Н. Формирование готовности детей к обучению в школе в условиях дошкольной образовательной организации / И.Н. Воробьева // NovaInfo.Ru. - 2016. Т. 1. - № 54. - С. 260-263. 14. Выготский, Л.С. Психология развития ребёнка / Л.С. Выготский. – М.: Издательство Эксмо, 2003. 15. Гонина, О.О. Мотивационная готовность к школьному обучению и содержанию общения дошкольников с родителями / О.О. Гонина // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – №3. – С. 81–84.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретические основы формирования готовности детей к обучению в школе 1.1. Сущность понятия «готовность ребенка к обучению в школе». Характеристика компонентов готовности к школьному обучению Ребенок, который готов к школе, хочет учиться, ему хочется занять определенную позицию в обществе, а именно позицию, открывающую доступ во взрослый мир, у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Так что же такое готовность ребенка к обучению в школе, в чем она выражается? Под готовностью ребенка к обучению в школе понимается степень сформированности физических, физиологических и психических качеств ребенка, обеспечивающих безболезненный переход из дошкольного возраста в школьный и успешность выполнения им учебных заданий. Проявляется готовность к школе как желание учиться, понимать задания и уметь слушать учителя, как умение быть внимательным, исполнительным, усидчивым, как соответствующие возрасту речь, мышление, память и восприятие. Готовность ребенка-дошкольника к школе обеспечивают детские дошкольные учреждения и подготовительные классы при школах. Школьная готовность облегчает ребенку учебную деятельность, обеспечивает быстрое привыкание к новым условиям и успех в учебной деятельности. Рассмотрим подробнее характеристики компонентов готовности к школьному обучению: 1. Физическая готовность Понятие «физическая развитие» и «физическая подготовленность» часто смешивают, поэтому следует отметить, что физическая подготовленность – это результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий, необходимых для освоения или выполнения человек определенной деятельности. Оптимальная физическая подготовленность называется физической готовностью. Под физической готовностью подразумевается общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние слуха, зрения, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности, а также общее состояние здоровья. В семь лет у ребенка достаточно сформированы структура и функции мозга, близкие по ряду показателей к мозгу взрослого человека. К началу школьного обучения достаточно развиваются большие полушария мозга, особенно развиты лобные доли, связанные с деятельностью второй сигнальной системы, отвечающей за развитие речи. К семи годам явно выражена асимметрия левого и правого полушария. Мозг ребенка "левеет", что находит свое отражение в познавательной деятельности: она становится осмысленной, последовательной и целенаправленной. В речи детей появляются более сложные конструкции, она становится менее эмоциональной, более логичной. К началу школьного обучения у ребенка достаточно развиты тормозные реакции, которые помогают ему контролировать свое поведение. Нервные процессы становятся более уравновешенными. Костно-мышечный аппарат отличается гибкостью, в костях много хрящевой ткани. Медленно развиваются мелкие мышцы руки, которые обеспечивают формирование навыков письма. К двенадцати годам процесс окостенения запястий будет завершен. В этом возрасте дети хорошо улавливают темп и ритм движений. Однако движения ребенка еще недостаточно ловки, точны и скоординированы. Все перечисленные изменения в физиологических процессах нервной системы дают ребенку возможность участвовать в школьном обучении. Дальнейшее психофизиологическое развитие ребенка связано с совершенствованием анатомо-физиологического аппарата, развитием физических характеристик (вес, рост и т. п.), развитием условных рефлексов, совершенствованием двигательной сферы, соотношением процессов возбуждения и торможения. 2. Мотивационная готовность Мотивационная готовность предполагает отношение к учебной деятельности, как к общественно значимому делу, а также как к желанию приобрести новые знания. Предпосылкой возникновения этих мотивов является общее желание детей поступить в школу и развитие любознательности. Для того, чтобы ребенок мог успешно учиться, он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. Появление этого желания зависит от отношения близких взрослых к обучению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Конечно же, влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции, Л.И.Божович описывает это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка, всю систему его отношений к действительности, к окружающим людям и самому себе. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости - он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву «стать взрослым и осуществлять его функции». С того момента, как ребенок осознал, что его представление о школе приобрело черты желаемого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание - стала внутренней позицией школьника. И это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития, именуемый как «младший школьный возраст». Внутреннюю позицию школьника в широком смысле можно определить, как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой. Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольно-игрового способа существования и проявляет положительное отношение к школьно-учебной деятельности в целом, особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением. Такое положительное отношение ребенка к школе является важнейшей предпосылкой благополучного вхождения его в школьно-учебную действительность, т.е. принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс. Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к самому себе, учителю и сверстникам. К концу дошкольного возраста у ребенка должна сложиться форма внеситуативно-личностного общения. Взрослый становится образцом для подражания, так называемым авторитетом. Ребенку необходимо знать, что во время урока исключены непосредственные эмоциональные контакты, нельзя говорить на посторонние темы, делиться своими переживаниями, допустимы лишь ответы на поставленные учителем вопросы. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, понимают условность учебного общения, адекватно ведут себя на занятиях и подчиняются школьным правилам. Классно-урочная система обучения подразумевает не только особое отношение ребенка с учителем, но и отношения с другими детьми. В самом начале школьного обучения у ребенка складывается новая форма общения со сверстниками. Личностная готовность к школе включает также определенное отношение к себе, а продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, поведению, результатам работы. О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению во время беседы с психологом и на групповых занятиях. Существуют и специально разработанные планы беседы, выявляющей позицию школьника (методика Н.И.Гуткиной), и особые экспериментальные приемы, например, преобладание у ребенка познавательного или игрового мотива определяется по выбору деятельности – игры с игрушками или прослушивания сказки. После того как ребенок рассмотрел игрушки, находящиеся в комнате, ему начинают читать сказку, но на самом интересном месте прерывают чтение, затем психолог спрашивает, что ему сейчас больше хочется - дослушать сказку или поиграть с игрушками. Очевидно, что при личностной готовности к школе доминирует познавательный интерес, и ребенок предпочитает узнать, что произойдет в конце сказки. Детей со слабой познавательной потребностью, которые мотивационно не готовы к обучению, больше привлекает игра. 3. Умственная готовность Умственная готовность - достижение довольно высокого уровня развития когнитивных процессов (дифференцированное восприятие, произвольное внимание, наглядно-образное мышление, осмысленное запоминание, первые шаги к овладению логическим мышлением). Интеллектуальная готовность к школе предполагает формирование определенных умений у детей, к ним первым делом относится умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов – умением обобщать, сравнивать и классифицировать объекты, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе пространственных и образных, а также соответствующее речевое развитие, познавательная активность. Обобщая, можно сказать, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает: - дифференцированное восприятие; - аналитическое мышление (способность выделения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец); - рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии); - логическое запоминание; - интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий; - овладение на слух разговорной речью и способность к применению и пониманию символов; - развитие зрительно-двигательной координации и тонких движений рук. Ребенок должен: - Знать о своей семье, быте. - Иметь запас сведений об окружающем мире, уметь применять их на практике. - Уметь самостоятельно делать выводы и высказывать собственные суждения. - Уметь воспринимать информацию, анализировать ее, и задавать по ней вопросы. - Уметь принимать цель наблюдения и осуществлять его. - Уметь классифицировать и систематизировать признаки предметов и явлений. Чтобы интеллектуально подготовить ребенка к школе, взрослые должны развивать его познавательные потребности, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи, и дать необходимую систему знаний об окружающем дошкольника мире. В сенсорном развитии дети должны овладеть способами обследования предметов, отсутствие этого умения приводит к неудачам в обучении. У ребенка должна быть развита разговорная речь, он должен выражать свои мысли ясно, передавать связно то, что слышал или увидел где-либо. Ребенок должен уметь выделить в рассказе главное, без проблем пересказать его по определенному плану. Развитие восприятия, мышления, памяти позволяет ребенку систематически наблюдать изучаемые предметы и явления, позволяет ему выделять в предметах и явлениях их особенности и характеристики, рассуждать и делать правильные выводы. К началу школьного обучения у ребенка сформированы пространственные отношения, он может правильно определить положение предмета в пространстве: ниже - выше, над – под, впереди - сзади, слева - справа. Самыми сложными для усвоения являются пространственные отношения "слева - справа". Задачи на глазомер дети будут хорошо решать в случае больших различий между предметами, могут выделить такие отношения, как "шире - уже", "короче - длиннее", "больше - меньше". Дошкольник может правильно разложить палочки, ориентируясь на их длину: найти самую длинную, самую короткую, расположить палочки по мере убывания или возрастания их длины. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте включает в себя: - развитие органов чувств; - овладение сенсорными эталонами (цвет, размер, форма, фактура), - усвоение способов изучения предметов (восприятие предмета в целом, выделение мелких деталей, основных частей и соотношений между ними, нахождение отличительных признаков). К началу школьного обучения у ребенка достаточно развита произвольная память, совершенствование этого вида памяти связано с развитием умения ставить цель запомнить что-либо и применить способы запоминания. К шести-семи годам ребенок имеет достаточно большой словарный запас - около 14 000 слов. Речь ребенка отличается употреблением слов, связанных с движением и деятельностью, но в ней еще мало прилагательных, также в этом возрасте увеличивается количество обобщающих слов. В шесть лет ребенок все реже использует ситуативную речь, появляется контекстная речь, связанная с сообщением о ситуациях и явлениях, которые в данный момент ребенок не наблюдает. Постепенно речь ребенка становится связной, логичной, развернутой и, самое главное, понятной слушателю. К шести годам постепенно развивается произвольное внимание, которое выражается в умении выполнять что-либо по инструкции или правилу за отведенное время. 6-7-летние дети могут продуктивно заниматься одним и тем же делом в течение 10-15 минут. Однако такие свойства внимания, как переключение (способность быстро сосредоточиться на другом объекте или задании) и распределение (сосредоточение сразу на нескольких существенных объектах), пока что недостаточно развиты. В мышлении дошкольника можно выделить несколько важных особенностей. Во-первых, для детей характерен анимизм (одушевление неживой природы, мифических существ, небесных тел). Во-вторых, синкретизм (неумение отделить причину и следствие, нечувствительность к противоречиям, связывание всего со всем). В-третьих, эгоцентризм (неумение посмотреть на себя со стороны). В-четвертых, феноменальность (склонность полагаться не на знание об истинных отношениях вещей, а на их кажущиеся отношения). 4. Эмоционально-волевая готовность Волевая готовность - способность ребёнка действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путём сравнения с ним, как с эталоном (образец может быть дан в форме правила или действий другого человека). Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, намечать план действий, принимать решение, прикладывать усилия к реализации этого плана, преодолевать препятствия на своем пути, все это формирует у дошкольника произвольность психологических процессов. Развитие эмоционально-волевой сферы связано с развитием и становлением регулятивной функции психики. В рассматриваемый возрастной период дети склонны к сильным переживаниям, у них происходит довольно быстрая смена чувств из-за пластичности нервных процессов. Особое значение у детей начинают приобретать чувства, связанные с процессом познания и с самой учебной деятельностью, одна лишь игровая деятельность уже не удовлетворяет их. Дальнейшее развитие получают морально-нравственные чувства, на основе которых формируются такие качества, как честность, трудолюбие, ответственность, товарищество. К началу школьного обучения процессы возбуждения у ребенка преобладают над процессами торможения. Регулирующая функция воли проявляется в активизации и торможении деятельности ребенка. В дошкольном возрасте ребенок уже должен усвоить такие понятия, как "можно", "нельзя", "надо". «Можно» формирует в сознании дошкольника правила поведения, на основе которых происходит становление таких важных свойств личности, как ответственность и дисциплинированность. «Нельзя» - это словесное воздействия родителей направлены на торможение двигательной активности ребенка. «Надо» - это побудительная, активизирующая функция воли. У детей старшего дошкольного возраста расширяется круг потребностей, например, появляются новые потребности, связанные с желанием пойти в школу, обрести статус школьника. Ребенок хочет узнавать новые сведения уже не через игру, а в общении с учителем и другими детьми. В этот период дошкольник начинает осознавать свои потребности, однако часто потребности и интересы направлены на внешнюю сторону школьного обучения (покупка школьных принадлежностей и ранца, выделение в доме места для выполнения домашнего задания). 5. Готовность к общению Коммуникативная готовность - наличие кооперативно-соревновательного общения со сверстниками и произвольно-контекстного со взрослыми. Необходимым условием формирования гармонично развитой личности является взаимодействие субъектов, в котором происходит обмен эмоциональной и рациональной информацией, опытом, знаниями, деятельностью, умениями, навыками. В дошкольном возрасте происходит интенсивное формирование начальных форм таких фундаментальных понятий, как пространство и время, развитие и изменение, представления о себе и других людях, количество и качество, зло и добро и др. У дошкольников постепенно формируется своеобразная субординация начальных понятийных форм. Категориальная структура мышления влияет на глубину и широту взаимодействия ребенка с окружающим миром, определяет его отношение к этому миру, общий подход к рассмотрению и анализу окружающей его действительности. Проблема развития способности к общению стала особенно востребованной в наши дни, когда к личности выпускника ДОУ предъявляются более высокие требования, как к личности будущего первоклассника школ нового типа, обучение в которых ведется по интенсивным программам. Одна из основных претензий, предъявляемых школой к качеству подготовки ребенка в ДОУ, заключаются в неумении ученика ясно излагать свои мысли, в его неспособности передать вербально имеющиеся знания. Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей таких качеств, благодаря которым они могли бы без проблем общаться с другими детьми и учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение защищаться и уступать. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы и справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения. С первого дня школы от детей ожидают усвоения сложных социальных правил, которые устанавливают отношения в классе. Отношения с одноклассниками заключаются в нахождении баланса между соперничеством и сотрудничеством, отношения с учителем состоят из компромисса между послушанием и независимостью. В связи с этим уже в дошкольном возрасте начинают приобретать важное значение нравственные мотивы, среди которых наиболее важны следующие: сделать что-то приятное и полезное для людей, сохранить положительные взаимоотношения со взрослыми и детьми, также важны познавательные интересы к новым видам деятельности. В данном подпункте были рассмотрены основные компоненты психологической готовности ребенка к школе, такие как физическая, мотивационная, умственная, эмоционально-волевая, готовность к общению. Становится понятно, что готовность ребенка к обучению в школе – это комплексное понятие. 1.2. Анализ различных методик, направленных на выявление уровня подготовленности детей к школе Методика, которая часто используется в целях определения готовности к школьному обучению, направлена на изучение произвольности дошкольника. Это методика "Домик" (Н.И.Гуткиной). Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающую домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторике руки. Методика рассчитана на детей 5,5 – 10 лет. Инструкция испытуемому: "Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, которую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладут листок с "Домиком") Не торопись, будь внимательным, постарайся, как чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что – то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе". Обработка экспериментального материала производится путем подсчета балов, начисляемые за ошибки. Ошибками считаются: а) отсутствие каких-либо деталей рисунка. б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза при относительно произвольном сохранении размера всего рисунка. в) неправильное изображение элементов рисунка. д) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления. е) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены ж) залезание линий одна на другую. Хорошее выполнение рисунка оценивается в 0 балов. Чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка. Графический диктант, разработанный Д.Б. Элькониным. Выявляет умение внимательно слушать, точно выполнять указания взрослого, ориентироваться на листе бумаги, самостоятельно действовать по заданию взрослого. Для проведения потребуется лист бумаги в клетку (из тетради) с нарисованными на нем четырьмя точками, расположенными одна под другой. Расстояние между точками по вертикали примерно 8 клеток. Задание: Перед исследованием взрослый объясняет: “Сейчас мы будем рисовать узоры, надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно меня слушать и рисовать так, как я буду говорить. Я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен провести линию. Следующую линию рисуешь там, где закончилась предыдущая. Помнишь, где у тебя правая рука? Вытяни ее в сторону, куда она указала? (на дверь, на окно, т.д.) Когда я скажу, что нужно провести линию направо, ты ее проводишь к двери (выбрать любой наглядный ориентир). Где левая рука? Когда я скажу, что нужно провести линию налево, вспомни о руке (либо любой ориентир слева). Теперь пробуем рисовать. Первый узор – тренировочный, он не оценивается, проверяется, как ребенок понял задание. “Поставь карандаш на первую точку. Рисуй, не отрывая карандаш от бумаги: одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, далее продолжай рисовать такой же узор сам”. Во время диктования нужно делать паузы, чтобы ребенок успел окончить предыдущее задание. Узор не обязательно продолжать на всю ширину страницы. В процессе выполнения можно подбадривать, но никакие дополнительные указания по выполнению узора не даются. “Рисуем следующий узор. Найди следующую точку, поставь на нее карандаш. Готов? Одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо. А теперь сам продолжи рисовать тот же узор”. Через 2 минуты начинаем выполнять следующее задание со следующей точки. “Внимание! Три клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, три клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо. Теперь сам продолжай узор”. Через 2 минуты – следующее задание: “Поставь карандаш на нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо, одна клетка вверх, одна клетка налево, две клетки вверх, три клетки направо, две клетки вниз, одна клетка налево, одна клетка вниз, три клетки направо, одна клетка вверх, одна клетка налево, две клетки вверх. Теперь сам продолжи узор”. Должны получиться следующие узоры (Приложение 1) Оценка результатов. Тренировочный узор не оценивается. В каждом последующем узоре рассматривается точность воспроизведения задания и умение ребенка самостоятельно продолжить узор. Задание считается выполненным хорошо, если есть точное воспроизведение (неровность линий, “дрожащая” линия, “грязь” не снижают оценку). Если при воспроизведении допущены 1-2 ошибки – средний уровень. Низкая оценка, если при воспроизведении имеется лишь сходство отдельных элементов либо сходство вообще отсутствует. Если ребенок смог самостоятельно продолжить узор, без дополнительных вопросов – задание выполнено хорошо. Неуверенность ребенка, допущенные им ошибки при продолжении узора – средний уровень. Если ребенок отказался продолжать узор либо не смог нарисовать ни одной правильной линии – низкий уровень выполнения. Подобные диктанты можно превратить в развивающую игру, с их помощью у ребенка развивается мышление, внимание, умение слушать указания, логика. Лабиринт Подобные задания часто встречаются в детских журналах, в рабочих тетрадях для дошколят. Выявляет (и тренирует) уровень наглядно-схематического мышления (умение пользоваться схемами, условными обозначениями), развитие внимания. Копирование фразы из письменных букв Задание: “Посмотри, здесь что-то написано. Попробуй переписать так же здесь (показать ниже написанной фразы), как сможешь”. На листе напишите фразу прописными буквами, первая буква – заглавная: Он ел суп. Оценивание.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 36 страниц
432 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 47 страниц
390 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg