Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АУДИТ

Учет расчетов с покупателями и заказчиками (на примере ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина)

irina_krut2020 2150 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 86 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.03.2020
Объект исследования – ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина. Предмет исследования – учет расчетов с покупателями и заказчиками. Цель курсовой работы состоит в анализе организации учета расчетов с покупателями и заказчиками на ПАО «Татнефть» и в разработке направлений по его совершенствованию на предприятии. Задачи: — изучить теоретические основы учета расчетов с покупателями и заказчиками; — проанализировать особенности учета расчетов с покупателями и заказчиками на ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина; — рассмотреть организационно-экономическую характеристику предприятия; — разработать направления по совершенствованию учета расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии. Теоретической основой являются труды отечественных авторов, рассматривавших организацию учета расчетов с покупателями и заказчиками. При написании курсовой работы были использованы труды таких авторов как: М.Ш. Галеев, И.Б. Ивашкевич, И.М. Семенова, С.Е. Масон, М.Г. Медведева, Ю.Ю. Никуленкова, А.В. Петров, В.Б. Руков, и т.д. Информационную базу составляют такие документы предприятия как: устав предприятия, бухгалтерская финансовая отчетность за 2015-17гг., рабочий план счетов, учетная политика предприятия, первичная документация по теме исследования, регистры синтетического учета. Методической основой курсовой работы являются анализ, синтез, табличный метод, экономико-статистический метод и другие. Курсовая работа содержит 42 листа компьютерной графики, 4 таблицы, 6 приложений, 29 наименований литературных источников.
Введение

Одним из важнейших участков бухгалтерского учета является учет расчетных операций. В процессе осуществления своей деятельности организации вступают в хозяйственные связи и осуществляют расчеты с покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками, с учредителями, с работниками. В процессе осуществления хозяйственных операций возникает непрерывное возобновление многообразных расчетов, они могут быть и внешними, и внутренними, а организации могут выступать и в качестве продавцов, и в качестве покупателей. Актуальность темы исследования обуславливается тем, что учет расчетов с покупателями и заказчиками является важнейшим показателем хозяйственной деятельности организации, так как от него во многом зависит правильность расчета величины валового дохода от реализации, издержек обращения, а следовательно, и суммы прибыли. Бухгалтерский учет должен обеспечивать систематический контроль за отгрузкой и реализацией продукции, связанными с ними издержками и полученными финансовыми результатами, состоянием расчетов с покупателями и заказчиками. Снижение уровня расчетной дисциплины приводит к росту дебиторской задолженности, в том числе просроченной. Основную долю задолженности составляют обязательства по расчетам с покупателями и заказчиками за отгруженные товары, готовую продукцию, выполненные работы и оказанные услуги. Всеми перечисленными факторами обусловлена актуальность проблемы оптимизации бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками. Однако, несмотря на всю важность правильного учета данных расчетов для производственного предприятия, в современной экономической литературе уделяется недостаточно внимания этой важной теме, что свидетельствует о некоторой новизне исследований, проводимых в рамках данной работы.
Содержание

Введение……………………………………………………………………...........3 1 Теоретические основы учета расчетов с покупателями и заказчиками……………………………………………………………………….5 1.1 Нормативно-правовое регулирование учета расчетов с покупателями и заказчиками……………………………………………………..5 1.2 Современные проблемы учета расчетов с покупателями и заказчиками………………………………………………………………………10 2 Состояние учета расчетов с покупателями и заказчиками (на примере ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина)………………………………………………….19 2.1 Организационно-экономическая характеристика исследуемого предприятия...........................................................................................................19 2.2 Организация бухгалтерского учета предприятия ………………….24 2.3 Учет расчетов с покупателями и заказчиками на ПАО «Татнефть» и мероприятия по его совершенствованию……………………………………...27 Заключение………………………………………………………………………36 Список использованных источников…………………………………………..40 Приложения……………………………………………………………………...43 Приложение А Устав ПАО «Татнефть»…………………………………44 Приложение Б Бухгалтерский баланс предприятии……………………58 Приложение В Отчет о финансовых результатах предприятии……….65 Приложение Г Рабочий план счетов бухгалтерского учета……………72 Приложение Д Учетная политика предприятия………….......................77 Приложение Е Оборотно-сальдовая ведомость по счету 62 «расчеты с покупателями и заказчиками»…………………………………………………..86
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // СПС «Консультант плюс» [Электронный ресурс] режим доступа 21.02.2018г. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Полный текст. ч. 1,2,3. 2002 г. // СПС «Консультант плюс» [Электронный ресурс] режим доступа 21.02.2018г. 3. Налоговый кодекс Российской Федерации, ч.1, 2. // СПС «Консультант плюс» [Электронный ресурс] режим доступа 21.03.2018г. 4. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.11 г. № 402-Ф3 // СПС «Консультант плюс» [Электронный ресурс] режим доступа 21.02.2018г. 5. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ № 34н от 29.07.1998 г. (с изм. и доп.) // СПС «Консультант плюс» [Электронный ресурс] режим доступа 21.02.2018г. 6. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/08). // СПС «Консультант плюс» [Электронный ресурс] режим доступа 21.02.2018г. 7. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская финансовая отчетность организации» (ПБУ 4/99). Утверждено приказом Минфина РФ № 43н от 6 июля 1999 г. // СПС «Консультант плюс» [Электронный ресурс] режим доступа 21.02.2018г. 8. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99). Утверждено приказом Минфина РФ № 32н от 6 мая 1999 г. // СПС «Консультант плюс» [Электронный ресурс] режим доступа 21.02.2018г. 9. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99). Утверждено приказом Минфина РФ №33н от 6 мая 1999 г. // СПС «Консультант плюс» [Электронный ресурс] режим доступа 21.02.2018г. 10. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000). Утверждено приказом Минфина РФ № 11н от 27 января 2000 г. // СПС «Консультант плюс» [Электронный ресурс] режим доступа 21.02.2018г. 11. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и инструкция по его применению. Утверждено приказом Минфина РФ № 94н от 31 октября 2000 г. // СПС «Консультант плюс» [Электронный ресурс] режим доступа 21.02.2018г. 12. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.1995 г. № 49. // СПС «Консультант плюс» [Электронный ресурс] режим доступа 21.02.2018г. 13. Порядок ведения кассовых операций. Утвержден Советом директоров ЦБ РФ (письмо от 30.12.1993 г. № 160) // СПС «Консультант плюс» [Электронный ресурс] режим доступа 21.02.2018г. 14. О безналичных расчетах в Российской Федерации: Положение ЦБ РФ от 12.04.2001 г. № 2-П. // СПС «Консультант плюс» [Электронный ресурс] режим доступа 21.02.2018г. 15. Баканов М.И. Бухгалтерский учет в торговле [Текст]: Учебное пособие – 3-е изд., перераб. и доп. / Баканов М.И. – М.: ФиС, 2015.– 624с. 16. Бороненкова С.А. Бухгалтерский учет и экономический анализ в страховых организациях [Текст]: Учебник / Бороненкова С.А., Буянова Т.И. – М.: ИНФРА-М,. 2015.– 478с. 17. Бухгалтерский учет [Текст]: учеб. [для вузов] / И. И. Бочкарева [и др.] ; под ред. Я.В. Соколова. - 3-изд., перераб. и доп. – М. : ТК Велби : Проспект, 2016. – 771 с. 18. Галлеев М.Ш. Дебиторская и кредиторская задолженность: острые проблемы учета и налогообложения [Текст]: Учебник / Галеев М.Ш. – М.: Вершина, 2016. – 195 с. 19. Ивашкевич В.Б., Семенова И.М. Учет и анализ дебиторской и кредиторской задолженности [Текст]: Учебник / Ивашкевич В.Б., Семенова И.М. – М.: Бухгалтерский учет, 2015. – 192 с. 20. Каморджанова, Н.А. Бухгалтерский учет. Интенсивный курс за 7 дней: учеб. пособие/ [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://www.book.ru/book/ 918986 21. Каморджанова, Н.А. Бухгалтерский финансовый учет [Текст]: учеб. пособие [для вузов] по специальностям «ФК», «Бухучет, анализ и аудит», «Мировая экономика» и «Налоги и налогообложение» / Н. А. Каморджанова, И. В. Карташова. – 4-е изд. – СПб. : Питер, 2014. – 471 с. – (Учебное пособие). – Библиография: с. 468-471. 22. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский управленческий учет [Текст]: Учебное пособие / Н.П.Кондраков, М.А.Иванова. – М.: ИД РИОР, 2013. – 234 с. 23. Лытнева Н.А. Бухгалтерский учет [Текст]: Учебное пособие / Н.А. Лытнева, Л.И. Малявкина, Т.В. Федорова. – М.: Форум, 2014. – 496 с. 24. Масон, С.Е. Как вернуть дебиторскую задолженность: достоинства и недостатки различных способов / / С.Е. Масон. – М.: Главбух., 2015. – № 20. – с. 25-28. 25. Медведева, М.Г. Выгодный взаимозачет / / М.Г. Медведева. – М.: Москва, 2014.– с. 15-19. 26. Никуленкова, Ю.Ю. Расчеты с дебиторами и кредиторами: типичные ошибки и нарушения // Ю.Ю. Никуленкова. – М.: СПБ., 2015. – № 4 – с. 25-30. 27. Петров, А.В. Налоговый учет [Текст]: Учебное пособие / А.В. Петров. – М.: Бератор-Паблишинг, 2014. – 338 с. 28. Руков, В.Б. Способы погашения дебиторской задолженности и их отражение в бухгалтерском учете // Консультант бухгалтера, 2015. – № 2. – с. 9-13. 29. Самохвалова, Ю.Н. Учет текущих обязательств и расчетов [Текст]: Учебное пособие / Ю.Н. Самохвалова. – М.: Нал. вестник, 2014. – 256 с.
Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ 1.1 Нормативно-правовое регулирование учета расчетов с покупателями и заказчиками Система нормативно-правового регулирования различных форм и видов расчетов с покупателями в РФ достаточно сложна и включает в себя нормативно-правовые акты различного уровня и юридической силы. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета имеет четыре уровня: — первый – законы и иные акты законодательства РФ, регулирующие прямо или косвенно постановку учета; — второй – положения по бухгалтерскому учету; — третий – методические указания по ведению бухгалтерского учета; — четвертый – рабочие документы организации, формирующие его учетную политику (в методическом, техническом и организационном аспектах) [18, с. 34]. К первому уровню системы нормативно-правового регулирования расчетов должны быть отнесены законодательные акты федерального уровня. Юридической основой для проведения расчетов неденежными средствами служит Гражданский кодекс РФ, а налоговые обязательства участников этих расчетов определяются в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ. Основным законом является федеральный закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ согласно которому документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем и главным бухгалтером предприятия или уполномоченными на то лицами. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства предприятия считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению [4]. Согласно Гражданскому Кодексу РФ (ГК РФ) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ, обязательства исполняются в соответствии с договором, требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Порядок исполнения сторонами денежных обязательств определяется договором и только в случае недостаточности или неясности установленных условий исполнение обязательств должно производиться в соответствии с иными дополнительными условиями [2]. В соответствии с Налоговым Кодексом РФ (НК РФ) от 31.07.1988г. № 146-ФЗ устанавливаются система налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе: 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; 2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов; 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; 5) формы и методы налогового контроля; 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений; 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц [3]. В числе других законов можно отметить закон «О переводном и простом векселе», закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Из Указов Президента можно отметить, например, Указ Президента РФ от 23.05.1994 № 1005 (ред. от 17.05.2007) «О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве», а также Указ Президента РФ от 21.11.1995 № 1166 (ред. от 01.08.2005) «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины по расчетам с Пенсионным фондом Российской Федерации». Второй уровень регулирования расчетных отношений – это положения по бухгалтерскому учету. Согласно ПБУ и бухгалтерской отчетности расчеты с дебиторами отражаются каждой стороной в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными. Дебиторская задолженность в иностранных валютах отражаются в бухгалтерской отчетности в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранных валют по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на отчетную дату. Наибольшее значение для учета расчетов с покупателями и заказчиками имеют следующие ПБУ: — Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации; — ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» [7].; — ПБУ 15/2008 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию»; — ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»; — ПБУ 18/2002 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»; — ПБУ 9/99 «Доходы организации»; — ПБУ 10/99 «Расходы организации»; — ПБУ 23/2011«Отчет о движении денежных средств». В соответствии с ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»: — в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности отражается курсовая разница, возникающая по операциям по полному или частичному погашению дебиторской задолженности, выраженной в иностранной валюте, если курс на дату исполнения обязательств по оплате отличался от курса на дату принятия этой дебиторской задолженности к бухгалтерскому учету в отчетном периоде либо от курса на отчетную дату, в котором эта дебиторская задолженность была пересчитана в последний раз; — курсовая разница по полному или частичному погашению дебиторской задолженности отражается в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в том отчетном периоде, к которому относится дата исполнения обязательств по оплате или за который составлена бухгалтерская отчетность.; — курсовая разница по полному или частичному погашению дебиторской задолженности подлежит зачислению на финансовые результаты организации как прочие доходы или прочие расходы (кроме случаев, когда курсовая разница, связана с расчетами с учредителями по вкладам и подлежит зачислению в добавочный капитал этой организации. Согласно ПБУ 9/99 «Доходы организации» [8].: — величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется исходя из цены, установленной договором между организацией и покупателем (заказчиком) или пользователем активов организации. Если цена не предусмотрена в договоре и не может быть установлена исходя из условий договора, то для определения величины поступления или дебиторской задолженности принимается цена, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет выручку в отношении аналогичной продукции (товаров, работ, услуг) либо предоставления во временное пользование (временное владение и пользование) аналогичных активов; — величина поступления и (или) дебиторской задолженности по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами, принимается к бухгалтерскому учету по стоимости товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией. Стоимость товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей); — в случае изменения обязательства по договору первоначальная величина поступления и (или) дебиторской задолженности корректируется исходя из стоимости актива, подлежащего получению организацией. Стоимость актива, подлежащего получению организацией, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов; — величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок (накидок). В соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» [9].: — дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, включаются в расходы организации в сумме, в которой задолженность была отражена в бухгалтерском учете организации; — если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность. Третий уровень нормативного регулирования представлен методическими указаниями и инструкциями по ведению бухгалтерского учета. Примерами нормативных актов данного уровня являются: — план счетов бухгалтерского учета с инструкцией по его применению; — правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС; — письмо Минфина РФ «О возврате дебиторской задолженности прошлых лет»; — письмо ФНС РФ «О списании дебиторской задолженности»; — письмо ФНС РФ «О порядке оформления справки о дебиторской и кредиторской задолженности, определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ». Четвертый уровень – внутренние локальные субъектов хозяйствования (учетная политика предприятия, приказы и распоряжения руководителя предприятия и пр.). В первую очередь это учетная политика фирмы (для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения) и рабочий план счетов, разработанные на основании федерального закона «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ, ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», а также Плана счетов бухгалтерского учета [11]. К учетной политике могут прилагаться используемые в компании формы первичных документов, график документооборота и другие документы [6]. Таким образом, можно сделать вывод, что система нормативно-правового регулирования различных форм и видов расчетов с покупателями в РФ достаточно сложна. 1.2 Современные проблемы учета расчетов с покупателями и заказчиками В настоящее время в бухгалтерском учете при отгрузке продукции покупателям возникающая дебиторская задолженность отражается по цене продажи продукции на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». На суммы оплаты за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги организация предъявляет расчетные документы покупателю или заказчику и производит следующую бухгалтерскую запись: Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»; Кредит счета 90 «Продажи» [11]. При погашении покупателями и заказчиками своей задолженности они списывают ее с кредита счета 62 в дебет счетов денежных средств. При продаже амортизируемого имущества, т.е. основных средств и нематериальных активов, а также другого имущества, стоимость имущества по ценам продажи списывают в дебет счета 62 с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы». Поступление платежей за проданное имущество отражают по дебету счетов по учету денежных средств (51, 52, 50, 55) и кредиту счета 62. На счете 62 отражают суммы полученных авансов и предварительной оплаты за поставленную продукцию (работы, услуги), а также возникающие суммовые и курсовые разницы. Суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитывают по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета 62. При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитывают на счете 62 обособленно. Положительные суммовые разницы, возникающие по обычным видам деятельности, отражают по дебету Счета 62 и кредиту счета 90 «Продажи». Отрицательные суммовые разницы оформляют по этим счетам сторнировочной записью [5]. Положительные курсовые разницы учитывают по дебету счета 62 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», а отрицательные – по дебету счета 91 и кредиту счета 62. Невостребованная в срок задолженность покупателей и заказчиков списывается с кредита счета 62 в дебет счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» или счета 91 «Прочие доходы и расходы». Аналитический учет подсчету 62 ведут по каждому предъявленному покупателем или заказчиком счету, а при расчетах в порядке плановых платежей – по каждому покупателю или заказчику. Построение аналитического учета должно обеспечить получение данных по покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным; векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселям, дисконтированным (учтенным) в банках; векселям, по которым денежные средства не поступил» в срок. Учет расчетов с покупателями и заказчиками в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 62 обособленно. В организациях, выполняющих работы долгосрочного характера (строительные, проектные, научные, геологические и т.п.), для учета расчетов с заказчиками может использоваться счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам» [16, с. 325]. Аналитический учет по счету 46 ведется по видам работ. При вексельной оплате поступающих ресурсов или продаваемой продукции (работ, услуг) могут использоваться простые и переводные векселя. Учет расчетов векселями у получателей. В настоящее время учет расчетов с использованием векселей рекомендуется осуществлять по упрощенной схеме на тех же счетах, на которых отражаются расчеты без использования векселей. Выделение расчетов с использованием векселей осуществляется в аналитическом учете. Выданные векселя под приобретение товарно-материальных ценностей отражают по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или других подобных счетов. На этих счетах задолженность, обеспеченная векселем, числится до момента ее погашения. По мере погашения задолженности по векселям она списывается в дебет счета 60 с кредита счетов по учету денежных средств (50,51,52 и др.). Векселя с просроченным сроком оплаты отражаются в аналитическом учете отдельно. При выдаче векселей, предусматривающих выплату процентов за пользование полученным товаром без его оплаты в течение определенного периода, сумму уплачиваемых процентов относят на увеличение операционных расходов. При этом, если начисленные проценты будут оплачены в текущем отчетном периоде, то они отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Учет векселей у поставщика. Организации, получившие векселя от покупателей, учитывают полученные векселя на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Векселя полученные». Счет 62 дебетуется на указанные в векселях суммы с кредита счетов учета продажи готовой продукции (90) или другого вида имущества (91) [11]. Оплаченные векселя отражаются по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета 62. В соответствии с ПБУ 9/99 (п. 6.2) при продаже продукции (работ, услуг) на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки и рассрочки оплаты, выручка принимается к бухгалтерскому учету в полной сумме дебиторской задолженности. Это нововведение означает, что с 1 января 2000 г. (с момента ввода ПБУ 9/99 в действие) сумма процентов по векселю должна отражаться в составе выручки от продажи продукции (работ, услуг). Следует отметить, что Инструкцией к новому Плану счетов (по счету 62) предусмотрено осуществлять учет процента по векселю на счете 91 «Прочие доходы и расходы». При погашении задолженности по полученному векселю на общую сумму задолженности рекомендовано дебетовать счета учета денежных средств (51, 52 и др.) и кредитовать счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (на сумму погашения задолженности) и счет 91 «Прочие доходы и расходы» (на величину процента) [17, с. 345]. Не оплаченные в срок векселя считаются отказными. Для официального удостоверения неполучения платежа по векселю в установленный срок вексель опротестовывают в нотариальной конторе по месту нахождения плательщика до 12 ч дня, наступающего через день после истечения срока платежа. После того, как вексель опротестован, подают иск в суд на погашение долговых обязательств векселедателями и индоссаментами, которые несут солидарную ответственность по обязательствам. Номинальную сумму отказного векселя с процентами списывают со счета 62, субсчет «Векселя полученные», в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям». До наступления срока оплаты по векселю организация-векселедержатель может получить в банках ссуды под вексель. Полученные кредиты отражают по кредиту счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» или 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» и дебету счетов учета денежных средств (50, 51, 52 и др.) в фактически полученных суммах. При этом задолженность по расчетам с покупателями, обеспеченная векселями, продолжает учитываться по счетам дебиторской задолженности (62 и др.). При невыполнении векселедателем или другим плательщиком долговых обязательств организация-векселедержатель обязана возвратить полученные в результате дисконтирования векселей денежные средства банкам. Перечисленные средства списываются с кредита денежных счетов в дебет счета 66 или 67. Просроченные обязательства по векселям остаются на счетах учета дебиторской задолженности. Для контроля за индоссированными векселями применяют забалансовый счет 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные». На этом счете индоссированные векселя учитываются до истечения срока предъявления претензии по указанным векселям, получения извещения об их оплате или оплаты их организацией. Организации, выдавшие поручительство по векселю (аванс), отражают его на забалансовом счете 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданных». С этого счета суммы обеспечения списывают по мере погашения задолженности [19, с. 39]. Векселя, переданные банку в обеспечение ссуды или для инкассирования, учитываются у организации-векселедержателя с указанием в аналитическом учете банка, которому они переданы в залог или на инкассо. В действующем Плане счетов авансы учитываются на тех синтетических счетах, которые предназначены для конкретных форм и видов расчетов. В соответствии с данным подходом авансы, выданные поставщикам и подрядчикам, должны учитываться на дебете счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» с кредита счетов учета денежных средств. Авансы, полученные от покупателей и заказчиков, учитываются теперь по кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и дебету счетов учета денежных средств. Авансы по другим видам расчетов, как и раньше, учитываются на соответствующих синтетических счетах: авансовые платежи в бюджет – на счетах 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»; авансы по заработной плате – на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». По суммам претензий, предъявленных поставщикам и подрядчикам, сумму авансов списывают со счета 60 в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям». Возвращенные поставщиком неиспользованные суммы аванса отражают по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета 60. Ранее выданные, но невостребованные авансы списывают на убытки организации (Дт 91, Кт 60) [21,с. 468-471]. С полученных сумм аванса организации начисляют НДС, который подлежит взносу в бюджет (Дт 62, Кт 68 «Расчеты по налогам и сборам»). По завершении и сдаче заказчикам работ, а также при отгрузке продукции покупателям полученные суммы аванса засчитывают в уменьшение задолженностей покупателей и заказчиков и относят в дебет счета 62 и кредит счета 62. При этом на сумму НДС, ранее начисленную по полученным авансам, делают восстановительную запись (Дт 68, Кт 62). Невостребованные авансы списывают с дебета счета 62 в кредит счета 91. На субсчете 76/2 «Расчеты по претензиям» отражают расчеты по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а также по предъявленным и признанным (или присужденным) штрафам, пеням и неустойкам. Взаимные претензии возникают в основном из-за несоблюдения условий договоров и обязательств по расчетам; В претензионном порядке можно урегулировать требование о признании договора недействительным, о его изменении или расторжении. Ответ должен быть дан в 10-дневный срок со дня получения требования, если иные сроки не установлены действующим законодательством [22, с. 12]. Для учета расчетов по претензиям используют счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям». В дебет этого счета списывают причиненный организации ущерб по вине поставщиков материальных ресурсов, подрядчиков, учреждений банков и других организаций с кредита следующих счетов: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – на суммы несоответствия цен и тарифов, качества, арифметических ошибок и т.п. по уже оприходованным ценностям; 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и других счетов учета затрат – за брак и потери, возникшие по вине поставщиков и подрядчиков; учета денежных средств и кредитов банка (51 , 52, 66, 67 и др.) – по суммам, ошибочно списанным со счетов организации; 91 «Прочие доходы и расходы» – по штрафам, пеням, неустойкам, взыскиваемым с поставщиков, подрядчиков, покупателей, заказчиков, потребителей услуг за несоблюдение договорных обязательств [23,с. 122]. Суммы удовлетворенных претензий списывают с кредита счета 76/2 в дебет счетов учета денежных средств (51, 52 и др.). Суммы неудовлетворенных претензий, как правило, списывают с кредита счета 76/2 в дебет тех счетов, с которых они были списаны на счет 76/2 (60, 10,20,23 и др.). Уплаченные организацией разные штрафы, пени и неустойки списывают с кредита счетов учета денежных средств в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы». Суммы штрафов, пеней и неустоек, предъявленных другим организациям за несоблюдение договорных условий, отражают по дебету счета 76/2 «Расчеты по претензиям» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Со счета 76/2 оплаченные штрафы, пени и неустойки списывают в дебет счетов учета денежных средств (50, 51, 52). Штрафы, пени, неустойки, не признанные арбитражем, списывают на уменьшение прибыли (дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», кредит счета 76/2). Аналитический учет по субсчету 76/2 ведут по каждому дебитору и отдельным претензиям. На субсчете 76/3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам» учитывают расчеты по причитающимся организации дивидендам и другим доходам, в том числе по прибыли, убыткам и другим результатам по договору простого товарищества. Подлежащие получению доходы отражают по дебету счета 76/3 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Полученные доходы записывают по дебету счетов учета активов (51, 52 и др.) и кредиту счета 76/3. На субсчете 76/4 «Расчеты по депонированным суммам» учитывают расчеты с работниками организации по невыплаченным в установленный срок суммам из-за неявки получателей. Депонированные суммы отражают по кредиту счета 76/4 и дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». При выплате депонированных сумм получателю кредитуют счета учета денежных средств и дебетуют счет 76/4. Аналитический учет по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» ведут по каждому дебитору и кредитору. Сальдо по счету 76 определяют по оборотной ведомости по аналитическим счетам счета 76. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которых составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 76 обособленно [24,с. 25-28]. Таким образом, современные проблемы учета расчетов с покупателями и заказчиками до сих пор остаются нерешенными и требуют большого внимания. 2. СОСТОЯНИЕ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ НА ПРИМЕРЕ ПАО «ТАТНЕФТЬ» ИМ. В.Д. ШАШИНА 2.1 Организационно-экономическая характеристика исследуемого предприятия «Татнефть» – одна из крупнейших российских нефтяных компаний, международно-признанный вертикально-интегрированный холдинг. В составе производственного комплекса Компании стабильно развиваются нефтегазодобыча, нефтепереработка, нефтехимия, шинный комплекс и сеть АЗС. Татнефть также участвует в капитале компаний финансового (банковского и страхового) сектора. Общество имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета. Для обеспечения своей деятельности ПАО «Татнефть» имеет круглую печать со своим наименованием. Общество вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированные в установленном порядке, другие реквизиты с фирменной символикой.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Бухгалтерский учет и аудит, 115 страниц
1150 руб.
Дипломная работа, Бухгалтерский учет и аудит, 126 страниц
1250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg