Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, РАЗНОЕ

Взаимоотношения христианства и гуманизма в трудах преподобного Иустина Поповича.

irina_krut2020 576 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 48 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.03.2020
Предметом исследования работы является богословско-философское учение преп. Иустина Поповича, гуманизм философия христианство Бог. Цель работы - раскрыть учение о гуманизме и христианстве в произведениях преп. Иустина Поповича. Произвести сравнительный анализ. Решаемые задачи в ходе работы были следующие. Изучение взглядов преп. Иустина Поповича на гуманизм как мировоззрение. Исследование учения преп. Иустина о христианстве в контексте его полемики с гуманизмом. Сопоставление, сравнение и произведение сравнительного анализа учения преп. Иустина Поповича о христианстве и его критических взглядов на гуманизм. Сделать обобщающий вывод проделанной работы. Метод исследования: 1) Общее ознакомление. Для общего ознакомления с личностью, биографией и сочинениями преп. Иустина Поповича использовались биографические сведения из жизнеописания преп. Иустина. Произведён обзор статей касающихся жизни и творчество преп. Иустина Поповича. В силу необходимости, для более объективного знакомства с гуманистическим мировоззрением произведена ознакомительная работа с некоторыми избранными литературными трудами. 2) Основная работа. Для проведения хода работы исследовались непосредственно все доступные на русском языке сочинения преп. Иустина Поповича, не только печатного издания, но и в электронном варианте. В процессе работы с произведениями преп. Иустина выделялись характеристики гуманизма и христианства, выявлялись отдельные аспекты в его учении о данных мировоззрениях.
Введение

Актуальность темы. В настоящее время, когда Церковь находится в мире для современного христианина важно сохранить правильные ориентиры в устроении своей духовной жизни, устоять от соблазна ложных ценностей которые навязчиво предлагает мир. Например, некоторые путают два разных понятия гуманизм и гуманность. В первом случае речь идет о мировоззрении, которое центром и критерием жизненных ценностей видит человека, причём в его повреждённом греховном состоянии. Во втором случае мы говорим о качестве, нашего внутреннего и внешнего отношения, которое нами проявляется к человеку как к творению Божию - любовь, внимание к ближнему, уважение к человеческой личности и вообще доброе и разумное отношение ко всему живому, что существует на земле. Может ли гуманизм быть гуманным? В свете этого вопроса обращение к опыту преп. Иустина Поповича, который затрагивает в своих произведениях тему гуманизма и рассматривает его под призмой христианства, как думается, может оказать весьма существенную пользу теперь для того, чтобы уберечься от гибельных путей, которые предлагает нам это мировоззрение. Объект исследования. О гуманизме есть немало исследований. Отличительная черта этих исследований в том, что они весьма подробно и обстоятельно занимаются исследованием истории возникновения гуманизма в Европе, уделяя немалое внимание и характеристике самим личностям наиболее известных гуманистов. Из церковных писателей 20 века затрагивавших тему гуманизма следует упомянуть о иером. Серафиме Роузе, который в своих письмах упоминает о гуманизме как о явлении, весьма разрушительно влияющем на современное ему общество. Еще более резкую критику гуманистического мировоззрения мы находим у сербского богослова свт. Николая Велимировича, здесь свт. Николай проводит анализ влияния гуманистической культуры на упадок веры в Европе и на зарождение различных ересей. Ближайшим учеником свт. Николая был преп. Иустин Попович, который вслед за своим учителем поднимает тему влияния гуманистического мировоззрения на новоевропейское общество и на само христианство. Особенность критики гуманизма преп. Иустином выражается в его полемическом подходе, который проявляется как сравнение и противопоставление двух мировоззрений христианства и гуманизма.
Содержание

Введение……………………………………………………………. 4 Вводная часть…………………………………………………….. 6 Объективно-историческая характеристика гуманизма, краткий хронологический очерк…………………………………………. 6 а) Общая характеристика гуманизма…………………………… 6 б) Происхождение гуманизма…………………………………….. 7 в) Соотношение принципов гуманитарного образования с христианством……………………………………………………. 8 I Критика гуманизма преп. Иустином Поповичем……………… 10 1.1 Характерные особенности критики гуманизма преп. Иустином Поповичем………………………………………………………… 10 1.1.1. Общая характеристика гуманизма по преп. Иустину………… 11 1.1.2. Основные аспекты критики гуманизма…………………………. 12 а) Философский аспект…………………………………………… 13 б) Научный аспект………………………………………………… 13 в) Нравственный аспект………………………………………….. 13 г) Религиозный аспект……………………………………………. 13 1.2. Подробное раскрытие основных аспектов критики гуманизма преп. Иустином Поповичем. Философский аспект критики…… 14 1.2.1. Отношение преп. Иустина Поповича к античной философии…. 14 1.2.2. Отношение преп. Иустина Поповича к новоевропейской философии…………………………………………………………. 14 1.2.3. Проблема смерти в гуманистической философии……………… 15 1.3 Научный аспект…………………………………………………… 17 1.3.1 Связь гуманистической философии с новоевропейской наукой.. 17 1.3.2. Соотношение "видимого" и "невидимого" в мире…………….. 17 1.3.3. "Закономерность" воплощения Бога……………………………. 19 1.4 Нравственный аспект критики……………………………………. 21 1.4.1. Цель человеческого бытия……………………………………….. 21 1.4.2. Исключительность человеческого существа заключающегося в свободном выборе добра и зла…………………………………. 21 1.4.3 Рабство греху как итог падения нравственности………………. 22 1.5 Религиозный аспект………………………………………………. 24 1.5.1 Важность религии в жизни человека……………………………. 24 1.5.2 Значение и ценность Богочеловека как Абсолютной Истины и Критерия ценностей……………………………………………… 25 Вывод………………………………………………………………. 27 II Учение о христианстве преп. Иустина Поповича……………… 28 2.1 Общая характеристика и особенности богословия преп. Иустина Поповича………………………………………………… 28 2.2 Изложение учения о христианстве преп. Иустином Поповичем в контексте его полемики с гуманизмом………………………… 29 2.2.1. Общий взгляд преп. Иустина на христианство………………… 29 2.2.2 Основные аспекты учения и краткая их характеристика……… 30 а) Христианский прогресс……………………………………….. 30 б) Христианская культура……………………………………….. 31 в) Христианское просвящение……………………………………. 31 г) Христианское общество……………………………………….. 31 2.3 Подробное раскрытие основных аспе
Список литературы

1. Иустин (Попович), преподобный. Философия и религия Ф. М. Достоевского. Пер. с серб. И. А. Чарота, Мн.: Издатель Д. В. Харченко, 2007. 2. Иустин (Попович), преподобный. Философские пропасти: - 2-е изд., испр. Пер. с серб. М. Н. Яценко, Издательский Совет Русской Православной Церкви, М., 2005. 3. Иустин (Попович), преподобный. Православная Церковь и экуменизм. Пер. с серб. С. Фонов, М.: "Паломник", 2005. 4. Иустин (Попович), преподобный. Толкование на 1-ое послание к фессалоникийцам святого апостола Павла. Пер. с серб. Т. Недоспасова, М.: Изд-во Московского подворья Троице-Сергиевой Лавры, 2000. 5. Иустин (Попович), преподобный. Достоевский о Европе и славянстве. Пер. с серб. Л. Н. Даниленко, СПб.: Издат. дом "Адмиралтейство", 1998. 6. Иустин (Попович), преподобный. Православная философия истины: статьи. Ред. М. Медведев, Пермь: ПО "Панангия", 2003. 7. Иустин (Попович), преподобный. Основная истина православия - Богочеловек. За крест честной и свободу золотую. М.: Русско-Сербское Братство в честь Святых Новомучеников Царя Николая и Владыки Николая, 2004. - С. 102-107. 8. Иустин (Попович), преподобный. Собор православной русской молодежи. За крест честной и свободу золотую. М.: Русско-Сербское Братство в честь Святых Новомучеников Царя Николая и Владыки Николая, 2004. - С.107-111. 9. Собрание творений преподобного Иустина (Поповича). В 4-х тт. Пер. с серб. С. Фонов, ред. А. И. Сидоров, М.: "Паломник", 2004 - 2007. 10. Фридрих Ницше. Человеческое, слишком человеческое: отдельные замечания о культуре, государстве и воспитании. Т. 3. Ред. С. Франк, перевод Ф. Зелинского, М.: "Московское книгоиздательство", 1911. Литература: 11. Амфилохий (Радович) митрополит. Человек - носитель вечной жизни. Пер. с серб. С. Луганской, М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2005. 12. Афанасий (Евтич) епископ. Житие преподобного отца нашего Иустина. епископ. Афанасий (Евтич). За крест честной и свободу золотую. М.: Русско-Сербское Братство в честь Святых Новомучеников Царя Николая и Владыки Николая, 2004. - С. 26-96. 13. Бутру Э. Наука и Религия в современной философии. Перевод с франц. под ред. Н. М. Соловьева, М.: Изд-во "Творческая мысль", 1910. 14. Большая Советская Энциклопедия. Состав.: А. Кислицын, А. Минин, А. Пружинин. Изд-во. "Большая Российская энциклопедия" 2002. 15. Васильков Н. Так называемая "Религия человечества" (La Religion de I`Humanite) и ее нерелигиозность. Н. Васильков, Казань, Типо-литография Императорского Ун-та. 1897. 16. Олимпиада мон. Чудеса святого Иустина Челийского. мон. Олимпиада. За крест честной и свободу золотую. М.: Русско-Сербское Братство в честь Святых Новомучеников Царя Николая и Владыки Николая, 2004. - С. 96-102. 17. Гуманизм. Его смысл и значение в современной истории человечества. Религиозно-философская библиотека. М.: Печатная А. И. Снегиревой, 1911. 18. Журнал Московской Патриархии. 1984. № 2. С. 47-51. 19. Казарян А. Т. Атеизм. А. Т. Казарян Православная энциклопедия. Т. 3. М., 2001. - С. 660-670. 20. Казарян А. Т. Гуманизм. А. Т. Казарян Православная энциклопедия. Т. 13. М., 2006. - С. 432-444. 21. Корелин М. Ранний итальянский гуманизм и его историография: критическое исследование. Т. 4. (Современники, друзья, ученики и последователи первых гуманистов в XIV и в первой четверти XV столетия. М. Корелин, Спб. 1914. 22. Лосев А. Ф. Эстетика возрождения. Состав. А. А. Тахо-Годи, М.: "Мысль". 1998. 23. Новейший философский словарь. Сост. А. А Грицанов, Мн.:Изд-во В. М. Скакун, 1998. 24. Письма отца Серафима (Роуза). Перевод и изд-во Свято-Троицкий монастырь, Джорданвиль, США. - 2005. 25. Творения св. Григория Нисского: Творения Святых Отцов в русском переводе, издаваемые при Московской Духовной Академии. Кн. 3. М.: типография В. Готье, 1868. 26. Творения св. Григория Нисского: Творения Святых Отцов в русском переводе, издаваемые при Московской Духовной Академии. Т. 37. Ч. 1. М.: типография В. Готье, 1861. 27. Творения св. Григория Богослова, Архиепископа Константинопольского. Т. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994г. 28. Скурат К. Е. Золотой век святоотеческой письменности (IV-V вв.): учеб. пособ. Е. К. Скурат, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002. 29. Скурат К. Е. Святые отцы и церковные писатели доникейского периода (I-III вв.): учеб. пособ. Е. К. Скурат, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005. 30. Стефана Шарича "Опыт систематизации богословского наследия преп. Иустина Поповича". МДА, Сергиев Посад, 2006. 31. Фридрих Ницше при свете христианского мировоззрения. Сост. прот. И. Слободской, СПб.: 1905. 32. Флоровский Г. протоиерей. Византийские отцы V-VIII вв. протоиерей Г. Флоровский, Мн.: Изд-во Белорусского Экзархата, 2006.
Отрывок из работы

I. Критика гуманизма преп. Иустином Поповичем 1.1 Характерные особенности критики гуманизма преп.Иустином Поповичем В критике гуманизма преп. Иустином можно выделить свои особенности. Прежде всего, это то, что преп. Иустин Попович не стремится к проведению историко-хронологического исследования гуманизма, хотя показывает хорошую осведомленность в знании новоевропейской философии и говорит о гуманизме как о достаточно известном явлении в своем времени. Критика его носит преимущественно полемический характер. Сравнивая и противопоставляя между собой мировосприятие гуманистической философии, науки, просвещения, общества с Богодухновенной христианской религией, он старается заострить внимание и указать на те плоды, которые приносит тот и другой путь развития человеческой жизни. С одной стороны благодатный, созидающий опыт жизни и богообщения в Церкви Христовой, с другой - разрушительный, доводящий до безысходности опыт следования гуманистическим принципам и учениям. Причём противопоставление этих двух путей у преп. Иустина решительное: "Дилемма предельно ясна: человек или Богочеловек, смерть или бессмертие". В этом противопоставлении можно видеть некоторое сходство с учением о двух путях в "Дидахи" и в "Послании ап. Варнавы". Конечно же, преп. Иустин Попович был хорошо знаком с доникейской письменностью и вполне мог заимствовать некоторые подходы в изложении своей критики от мужей апостольских, апологетов, святых отцов и церковных учителей того времени. Печальная разница лишь в том, что доникейские отцы в основном направляли свои сочинения против "природных" язычников, а преп. Иустин обращается к "язычникам", вышедшим из христианской среды. Так как новоевропейский гуманизм во всей своей разновидности, уводя человека от почитания Бога, как следствие, приводит его к языческому многобожию. Ибо с отвержением Истинного Бога, теряя истинный смысл жизни, человек вольно, или невольно, сознательно, или бессознательно создаёт себе ложных богов. "Европейский человек, - пишет преп. Иустин, - в своей культуромании превратил Европу в фабрику идолов. Божком стал почти каждый предмет культуры. Нигде так не пресмыкаются пред материальным и не живут для вещей и ради вещей как в Европе". То есть цель жизни человека всецело замыкается лишь в рамках земных интересов и стремлений в науке, философии, технике, политике, культуре, материальных благах, что, по мнению преп. Иустина Поповича, есть ни что иное, как идолопоклонство для европейского человека. Поэтому в своих полемических произведениях преп. Иустин старается особое внимание обратить на те истины, которые были наиболее важны в то время. Стараясь пробудить в европейском обществе то, что во многих давно уже пришло в забвение, преп. Иустин часто говорит о Боге Творце Промыслителе, о Богочеловеке Христе, обозначает проблему смерти и вечности, проблему смысла и цели человеческой жизни, проблему истинных критериев добра и зла, стремясь при этом показать несостоятельность гуманистического мировоззрения. 1.1.1 Общая характеристика гуманизма по преп. Иустину В целом преп. Иустин, подчёркивая гуманизм, характеризует его как противопоставление человека Богочеловеку, как жизнь без Бога, без Христа. Человек в гуманизме противопоставляет себя Христу, Который "всесторонне показал, что для человеческого существа Он - всё и вся на небе и на земле: и сущность, и бытие, и жизнь, и ум, и разум, и сердце, и совесть, и благо, и добродетель, и любовь, и свет, и путь, и истина, и правда, и радость, и спасение, и воскресение, и вознесение, и вечность, и рай". В этом гуманистическом противопоставлении себя Богу человек восстает против "богоподобного устроения собственного существа" и, оставаясь при своей "чистой человечности", старается преодолеть сам собой все те проблемы, которые ставит перед ним жизнь. В своей полемике с гуманизмом преп. Иустин Попович старается показать, что все эти старания напрасны и какие бы человек не прилагал усилия, он не может решить сам ни одного из основных вопросов бытия, встающих перед ним - ни вопроса греха, ни вопроса смерти, ни вопроса смысла человеческой жизни. Кроме противления Богу преп. Иустин выделяет и другие характерные черты гуманизма, такие как отрицание бессмертия, отрицание сверхъестественного, оправдание греха, подмена христианства морализмом. Эти стороны гуманизма раскрываются им в нескольких основных аспектах его критики. 1.1.2 Основные аспекты критики гуманизма: философский аспект, научный аспект, нравственный аспект, религиозный аспект. Краткая их характеристика а) Философский аспект. Характерной чертой этого аспекта является то, что здесь преп. Иустин показывает несостоятельность гуманистической философии в решении фундаментальных запросов человеческого духа. Главную проблему, которую ставит преп. Иустин Попович перед философией гуманизма - это проблема смерти. "Опосредованно или непосредственно все проблемы, в конце концов, сводяться к проблеме смерти. Исследуя до конца любую из проблем, и она неминуемо приведёт вас к проблеме смерти. Следовательно, от решения проблемы смерти зависит правильное решение всех остальных проблем". Но являясь наукой замкнутой только лишь в решении вопросов земного бытия, оторванная от Божественного откровения и отстранённая от всего сверхъестественного гуманистическая философия оказывается бессильной перед этой проблемой и признаёт смерть неизбежной необходимостью. Таким образом, в этом аспекте критики преп. Иустин раскрывает такую характерную черту гуманизма как отрицание бессмертия души. б) Научный аспект критики. Здесь говорится об отрицании гуманизмом всего сверхъестественного. Основная мысль, которую высказывает преп. Иустин в этом аспекте это то, что новоевропейская наука, провозглашая себя разумной, рациональной, отвергла всё сверхъестественное как реально существующее, сводя всё к вещественному, к "чисто человеческому". Тем самым она впала в неразумие, в иррациональность, так что, основываясь на своих "научных" достижениях, начала отрицать и душу в человеке, и Бога в мире, и действительную возможность воплощения Спасителя, считая Иисуса Христа лишь человеком, учителем нравственности, отвергая Его чудеса и Божественное достоинство. в) Нравственный аспект. В нравственном аспекте критики, преп. Иустин Попович говорит о том, что под воздействием позитивистской науки и гуманистической философии человек, отрицая Бога, приходит как следствие к отрицанию и оправданию греха. "Нет греха - это одно из основных нравственных величайших достижений гуманизма". Это приводит к ослеплению ума, к усыплению и омертвению совести и в конечном итоге к рабству греху. г) Религиозный аспект. Здесь преп. Иустин говорит о важности религиозного сознания для человека об истинности христианской религии и о тех фундаментальных искажениях христианства, которые допущены в католицизме и протестантизме. В католицизме преп. Иустин Попович видит главную причину проникновения в европейское общество гуманистических идей. "Главные идеи и направления в Западной Европе опосредованно или напрямую находятся в явной зависимости от римокатолической идеи. Эта идея невидимо в них присутствует, как душа в теле, и так же как душа сильна". В свою очередь и христианство, находясь под воздействием гуманистических идей господствующих в новоевропейском обществе, постепенно обратилось в морализм и внешнюю формальность. Итак, главные стороны, которыми преп. Иустин Попович характеризует гуманистическое мировоззрение - это противление Богу, отрицание бессмертия, отрицание сверхъестественного, оправдание греха, подмена христианства морализмом. 1.2 Подробное раскрытие основных аспектов критики гуманизма преп. Иустином Поповичем. Философский аспект критики 1.2.1 Отношение преп. Иустина Поповича к античной философии. Без сомнения, преп. Иустину было очень хорошо известно, что многие св. отцы Церкви и Востока и Запада, в особенности первых пяти веков, имели прекрасное светское образование, которое включало в себя знание философии. Знаком он был так же и с мнением некоторых отцов Церкви и церковных писателей о философии как служанке богословия, и о том вкладе, который она внесла в развитие богословской науки в её методологию, антропологию и терминологию. Но сам преп. Иустин Попович нигде в своих произведениях не конкретизирует свое личное отношение к античной философии, обходя этот вопрос молчанием и ограничиваясь лишь общими замечаниями о том, что никакая философия как наука, не имеет неискаженного взгляда на мир, а значит, не может дать совершенного знания о мире и человеке. Видимо такое замечание не случайно, потому что чрезмерное увлечение античной философией и литературой в эпоху Возрождения привело к тому, что философия стала постепенно возноситься над богословием и как следствие Европа начала всё дальше и дальше отходить от Христа, выдвигая на первый план человека. Всё это побуждало преп. Иустина более критично смотреть на философию и заострять внимание европейского человека на негативных сторонах философии как науки, и в особенности гуманистической метафизики. 1.2.2 Отношение преп. Иустина Поповича к новоевропейской философии Что же касается взгляда в отношении к новоевропейской философии преп. Иустин более конкретен, он называет её "людской философией", или "философией по человеку» желая подчеркнуть тем самым её относительность, абстрактность, ирреальность, приземлённость и повреждённость грехом. Для преп. Иустина Поповича важно показать европейскому человеку, что гуманистическая философия не решает и не способна решить до конца основных проблем мира и человека. Потому, что она все проблемы жизни и сознания стремится решить человеком и по человеку. Причём таким человеком, каков он есть в "своей психофизической данности", то есть со всеми его недостатками, пороками, страстями и грехами. "Вся человеческая философия движется по заколдованному кругу смерти и смертности, в которой и ощущения и сознание разрушено грехом". Этим преп. Иустин хочет сказать, что философия гуманизма, оторванная от Откровения Божия, омертвляет в человеке ощущение вечности его существа. Замыкаясь лишь в рамки материального естества, имея своим критерием повреждённого грехом человека, она не может быть руководителем для того, кто искреннее стремится к познанию истины и обретению смысла человеческой жизни, так как сама она находится в заблуждении и плену у ложных мнений и умствований, являясь, в сущности, порождением греховного разума. 1.2.3 Проблема смерти в гуманистической философии Главную проблему, с которой сталкивает преп. Иустин новоевропейскую философию, чтобы показать её несостоятельность - это проблема смерти. Решение этой проблемы, по его мнению, является центральным вопросом человеческого бытия. От его решения зависит определение смысла жизни человека. Ибо если всё в этой жизни заканчивается смертью, то жизнь человеческая в конечном итоге превращается в совершенную бессмыслицу. Но метафизика гуманизма оказывается не в состоянии дать положительный ответ на основной запрос человеческого духа. "Задайте любой философии, старой или новой, вопрос о смерти, - пишет преп. Иустин, - и вы обнаружите, что вся логика всякого философствования сводится к одному принципу: категории человеческое мышления доказывают невозможность победы над смертью; смерть есть логическое следствие тленности человеческого существа - поэтому смерть неотвратима, неизбежна". Следствие такого пессимистического решения проблемы смерти - это отрицание бессмертия и вечности. Однако, как замечает, преп. Иустин Попович, чувство бессмертия является одним из фундаментальных запросов человеческого духа и омертвление в человеке ощущения вечной жизни гуманистической философией неминуемо приводит к страшному кризису в душе человека, ибо обессмысливает все его естественные высокие порывы в стремлении к любви, чести, доброте, к познанию этого мира, к прогрессу, к культуре - всё в принципе становится тщетным и ненужным. В конечном итоге это приводит к кризису и внутри самой гуманистической философии. Таким образом, на примере критики преп. Иустином Поповичем новоевропейской философии, её основополагающих начал, мы видим, что ставя главным критерием истины своих философских построений человека, отвергая при этом Бога, проявляется одна из характерных особенностей гуманистического мировоззрения - отрицание бессмертия то есть вечной жизни, что приводит к страшным разрушительным последствиям и в сознании человека, и в его духовном состоянии, что может привести к обессмысливанию его земной жизни и духовной смерти, подвергнуть опасности его вечную участь. 1.3 Научный аспект В этом аспекте своей критики преп. Иустин Попович раскрывает следующую характеристику гуманизма - отвержение всего сверхъестественного в мире. 1.3.1 Связь гуманистической философии с новоевропейской наукой Преп. Иустин видит прямую следственную связь между гуманистическими воззрениями европейской философии и новоевропейской наукой, потому что, каково метафизическое мировоззрение человека, так оно проецируется в дальнейшем и на отношение к познанию окружающей его природы. Посеяв сомнения в существовании абсолютной истины, поколебав веру, и сосредоточив всё внимание лишь в рамках материального мира, гуманистическая философия привела к тому, что европейский "человек запутался в сетях естественного знания, и выпутаться ему из них бывает тяжелее, нежели освободиться от железных оков". Такую зависимость от естествознания преп. Иустин Попович объясняет тем, что "естественное знание - противно вере", оно замыкает себя лишь в границах материального естества, и этим "противится простоте сердца и простоте мысли", то есть знанию, рождающемуся от веры, и делает человека неспособным к духовному познанию, тем самым отгораживая его от всего сверхъестественного. 1.3.2 Соотношение "видимого" и "невидимого" в мире. Чтобы опровергнуть ложные доктрины позитивистской науки преп. Иустин Попович обращает наше внимание на определённую закономерность устройства окружающего нас мира и самого человека. Закономерность эта проявляется в соотношении во всём "видимого" к "невидимому". Устремляя свой взгляд на окружающее нас мироздание, и приводя различные примеры, он отмечает, что всё самое главное в этом видимом мире - невидимо. Невидим воздух, но без него невозможна жизнь на земле. Невидимы элементарные частицы, но из них состоит весь материальный мир. Невидимы силы и законы гравитации, но они управляют движением небесных тел. И в животной, и в растительной природе прослеживается та же тайна бытия. Видимы многочисленные живые существа на земле и растения, но невидима та сила, которая даёт им жизнь и поддерживает её. "Невидимое - это сердце видимого, ядро видимого, - пишет преп. Иустин, - видимое стоит на невидимом и состоит из невидимого. В видимом мы непрестанно усматриваем и наблюдаем объективизацию и манифестацию невидимого. Таков закон, который царит в мире видимом, но в, то, же время бесконечно загадочном и безмерно таинственном". Но не только окружающая нас живая и неживая природа находится под этим законом, преп. Иустин указывает на то, что и сам человек подчинён ему. Тело человеческое видимо, но невидима та сила, которой оно живёт, двигается, существует, как бы мы не называли эту силу субстанцией или душой, так или иначе, это что-то невидимое. Поступки человеческие видимы, но руководствуются люди совершая их, чем-то невидимым. Честь, любовь, совесть, убеждения, мысли, ощущения, желания, по сути, представляют собой нечто невидимое, но люди часто жертвуют своим телом, благополучием и самой жизнью ради этого. Углубляясь ещё дальше в сокровенные глубины человеческой природы, исследуя явления в человеке как человеческий дух и человеческую мысль, преп. Иустин Попович говорит о том, что люди, являясь особым видом существ на земле, отличаются тем, что познают реальности вещественного мира с помощью духа, который не имеет свойств вещества. "Ведь дух есть нечто такое, - пишет он, - что нельзя ни вещественно объективировать, ни показать в реальности, дух, тем не менее, своей невидимой сущностью есть мерило всех видимых реальностей в мире материи". Своею мыслью человек всё измеряет, всё взвешивает, ею он ориентируется в окружающем его видимом мире, хотя сама она (мысль) остаётся для него самого невидимой. Следовательно, преп. Иустин хочет сказать, что главная среда деятельности человека - его дух, невидима и совершается вне контроля со стороны других, а объективируется лишь через внешние проявления - слова и дела. "Человек - это самый яркий пример того, как невидимое претворяется в видимое: его невидимые мысли, его невидимые ощущения, его невидимые желания претворяются в видимые дела, в видимые поступки, в видимые подвиги. С какой стороны ни посмотреть, человек, всякий человек - чудотворец уже самим тем, что он человек. Ибо он непрестанно творит чудеса, претворяет невидимое в видимое". Рассуждая так, преп. Иустин подводит нас к тому, что всё мироздание живой и неживой природы и сам человек имеют двойственное состояние - естественное и сверхъестественное и, что в этом мире непрерывно совершается таинственное претворение, переход естественного в сверхъестественное и наоборот сверхъестественного в естественное. Разница лишь в том, что невидимое (сверхъестественное) всегда шире, бескрайнее, глубиннее, чем видимое (естественное). И это то, что изначально заложено в окружающей нас природе и самом человеке есть наша самая непосредственная действительность и непосредственный опыт, с которым мы сталкиваемся ежедневно. 1.3.3 "Закономерность" воплощения Бога. Но и этим тайна мира не исчерпывается. Всё по тому же закону "невидимого в видимом" осуществилось и воплощение Бога на земле. "В появлении воплощенного Бога нет ничего неестественного и "незаконного", - пишет преп. Иустин Попович, - ничего нелогичного и ненормального и даже ничего удивительного. Ибо в этом мире всё видимое есть сокровищница невидимого. Воплотившись, Господь Христос невидимого Бога сделал в определённой мере видимым. Неописанного в некоторой степени описал плотью". В данном случае можно сказать о том, что здесь преп. Иустин приводит совершеннейший пример невидимого в видимом ибо земное, видимое, ограниченное человеческое тело вместило в себя Совершенного и Беспредельного Бога. Говоря же о "законном" воплощении Бога, преп. Иустин Попович имеет в виду и даже в некоторой степени настаивает на том, что воплощение Спасителя не могло нарушить и не нарушило естественных законов природы, хотя и произошло сверхъестественно. Ведь те происходящие явления, которые выходят за рамки нашего понимания и нашего познания о веществе отнюдь нельзя воспринимать, как противоречащие известным нам законам природы, они лишь в очередной раз указывают нам на ограниченность человеческого разума и на безграничность тайн природы. 1.4 Нравственный аспект критики. Прежде чем говорить о нравственной деградации, которая развилась в европейском обществе под влиянием гуманистического мировоззрения, думается было бы уместно для большей контрастности, сказать несколько слов о том, в чём видит преп. Иустин Попович цель человеческого бытия и в чём заключается исключительность его существа. Так как от определения цели жизни человеческой и от свободного выбора человека между добром и злом зависит и его нравственное становление. 1.4.1 Цель человеческого бытия Цель человеческого бытия преп. Иустин Попович определяет из той предпосылки, что человек сотворён по образу и подобию Божию. "Бог сотворил человека по Своему образу и, наделив его возможностью уподобиться Себе, определил тем самым и цель человеческого бытия". Исходя из этого цель жизни человека на земле - это постепенное уподобление Богу в Его совершенствах, насколько это возможно для человеческого существа. Преп. Иустин указывает и на те средства, посредством которых достигается "богоподобие" - это евангельские добродетели: вера, любовь, надежда, кротость, смирение, молитва, пост, покаяние и прочие святые добродетели, заповеданные Спасителем. Причём воплощение в жизнь христианских добродетелей даёт ощущение радости единения со своим Творцом и человек, реально переживая божественное блаженство, опытно постигает, что есть истинное и единственно правильное содержание его бытия. 1.4.2 Исключительность человеческого существа заключающегося в свободном выборе добра и зла. При этом исключительно важной в человеческом существе является его свободная воля, которая дана ему для различения добра и зла и выбора между ними. От этого выбора, замечает преп. Иустин Попович зависит и нравственное направление в земной жизни человека, и вечная его участь, как полная реализация его самоопределения здесь. "Самим своим бытием человек предназначен к бессмертию и вечности. Только это бессмертие, эта вечность могут быть двоякими: добрыми или злыми, Божиими или дьявольскими. Человеку дана свобода и право выбора между этими двумя бессмертиями, между этими двумя вечностями. И рай, и ад начинаются здесь, на земле, чтобы после смерти продлиться в той жизни на том свете. Рай есть чувство Бога. Если человек чувствует Бога в себе, он уже в раю. Где Бог, там и Царство Божие, там и рай". Говоря о "чувстве Бога в себе" преп. Иустин Попович имеет в виду именно определение человеком цели своего существования, так как не возможно чувствовать Бога, если не живёшь по христиански, не стремишься к исполнению евангельских добродетелей.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg