Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Социальная работа с детьми, имеющими психологические проблемы.

irina_krut2020 1500 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 60 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.03.2020
Объектом нашего исследования является задержка психического развития в детском возрасте. Предмет исследования: деятельность социального педагога-психолога с детьми с задержкой психического развития. Целью является изучить возможности социально-психологической помощи детям с задержкой психического развития. Создание авторской модели работы с детьми имеющих задержку психического развития для коррекции психического состояния. Гипотеза исследования: деятельность педагога-психолога будет эффективна, если будут: выявлены психологические особенности детей с задержкой психического развития; определены их специфические потребности; разработана и внедрена программа деятельности социального педагога - психолога с детьми данной категории. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Провести теоретический анализ проблемы психического развития (задержки психического развития). 2. Рассмотреть типологию и особенности развития детей с задержкой психического развития. 3. Изучить социально-педагогическую работу с детьми с задержкой психического развития. 4. Рассмотреть психологическую помощь детям с задержкой психического развития. 5. Разработать авторскую модель работы с детьми, имеющими задержку психического развития. Методологическая основа работы включает следующие методы: анализ научной литературы, анализ и обобщение психолого-педагогического опыта, наблюдение, описание. Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в систематизации знаний и обосновании практических направлений совершенствования данной проблемы. Практическая значимость заключается в обосновании необходимости психолого-социальной работы с детьми с задержкой психического развития. В ходе изучения, полученные данные могут применятся в работе различных специалистов, в том числе авторсая модель для коррекции состояния детей с задержкой психического развития. Эти данные помогут в модернизации имеющихся методик и разработке новых технологий социальной работы с данной категорией. Материалы исследования были представлены на следующих научных мероприятиях: 1. Нучная конференция Университетской «Недели науки – 2018», Южный Федеральный Университет, 24.04.2018 г. – Тема доклада «Развитие детей в комфортных условия как гарантия здоровой нации в г. Ростов-на-Дону». 2. Всероссийская национальная научно-практическая конференция «Гражданско-патреотическое воспитание молодежи – вопрос национальной безопасности», 26.04.2018 г. – Тема доклада «Формирование комфортных условий для развития детей как гарантия здоровой нации в г. Ростов-на-Дону». Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы, включающего 46 наименований, приложений. Первая глава включает в себя теоретическое обоснование заявленной темы. В данной главе изучена проблема психического развития, рассмотрена типология и особенности развития детей с задержкой психического развития. Вторая глава состоит из рассмотрения социально-педагогической и психологической помощи детям с задержкой психического развития. Третья глава включает в себя авторскую программу работы с детьми, имеющими задержку психического развития. В заключении делаются выводы и рассматриваются перспективы дальнейших исследований данной темы.
Введение

Психическое развитие человека представляет собой формирование функциональных систем и изменение качества отдельных психических функций, процессов, состояний, свойств. Под проблемами развития, как правило, рассматриваются те случаи, которые приводят к отклонениям от нормы в и предполагают коррекцию развития с участием соответствующих специалистов. Решение данных проблем состоит в развитии тех качеств, которые давали бы возможность успешно адаптироваться к новым условиям. Если этого не происходит, то проблема начинает мешать развивающемуся человеку, вызывая новые проблемы либо у него самого, либо у тех, кто вступает во взаимодействие с ним. Лишь при появлении соответствующих новообразований психики такая проблема может быть успешно разрешена или устранена. Проблемы — как живые существа: они зарождаются, перерождаются, изменяя того, в ком они живут. Появившись в конкретной ситуации, в определенный момент времени, проблема может стать толчком к развитию тех или иных качеств. Если же она повторяется или продолжает жить во времени, сопровождать человека, то становится причиной развития совершенно в ином направлении, определяя поступки, поведение, стратегию жизни . Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что осложнение условий развития – источник целого комплекса психологических проблем детей. Усилившиеся экологические проблемы, физические и эмоциональные перегрузки женщин, рост алкоголизма и наркомании привели к резкому росту числа детей с задержкой психического развития. Задержка психического развития — это психический недуг, который может перерасти в широкую социально-демографическую проблему. Она может проявиться еще в дошкольном возрасте, но наиболее надежно диагностируется в 7-10 лет, когда дети начинают учиться в школе. Большинство детей с этим диагнозом воспитываются в семьях, имеющих неблагоприятные социальные и психолого-педагогические условия (конфликтные отношения, некомпетентность родителей в вопросах развития и воспитания детей, жесткое обращение с ними, насилие в семье, как физическое, так и психологическое, и т.д.). Характерная для таких семей обстановка нестабильности, тревоги, отсутствия уверенности в завтрашнем дне, только усугубляет проблемы детства. Испытывая определенный дискомфорт и не находя поддержки в семье, претерпевая неудачи в учебной деятельности, дети остаются наедине со своими проблемами. Это приводит к тому, что их психическое развитие значительно замедляется, аномалия развития становится более стойкой и выраженной. Поэтому ученые особо отмечают роль психологического климата в семье и в школе для преодоления психической задержки, обеспечения психофизического здоровья ребенка. Вследствие чего сегодня в России в общеобразовательных учреждениях открываются классы для обучающихся с задержкой психического развития. Степень разработанности. Теоретические основы научного исследования проблемы детей с задержкой психического развития были рассмотрены специальстами различных сфер деятельности. Первоначально проблему задержки психического развития в отечественных исследованиях обосновали клиницисты. Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой. Первые обобщения клинических данных о детях с задержкой психического развития были представлены в работе Т.А. Власовой и М.С. Певзнер «О детях с отклонениями в развитии». Важным этапом в изучении таких детей стали исследования К.С. Лебединской. Также данной темой занимались Л.А. Регуш, В.Б. Никишина, И.В. Дубровина, А.О. Дробинская, И.Ю. Кулагина, Т.А. Власова, В.И. Лубовский, Н.А. Цыпина, Л.Н. Блинова, Н.Ю. Борякова, О.В. Защиринская, А.А. Катаева, Е.А. Стребелева, и др. Они внесли существенный вклад в разработку методологии социальной-педагогической работы с детьми с задержкой психического развития. Анализ педагогической теории и практики, опыта практической деятельности по социальному развитию личности в образовательном учреждении позволяет констатировать наличие ряда нерешенных проблем: не до конца осмысленна специфика и процесс педагогического сотрудничества всех социальных институтов по социальной помощи детям с задержкой психического развития; отсутствует модель педагогического сотрудничества участников процесса по социальной реабилитации этой категории детей в условиях массовой образовательной школы. Так на практике существуют трудности правильного распознавания, своевременного выявления детей данной категории и оказания им социально-психологической помощи. Как заметила К.С. Лебединская, коварство данного отклонения в том, что оно может не бросаться в глаза до момента непосредственного столкновения ребенка с учебной деятельностью; но в то же время успех преодоления и коррекционной работы напрямую зависит от своевременной диагностики задержки психического развития. Чем раньше она будет обнаружена, тем больше шансов на положительный результат от коррекционно-педагогических мероприятий . Понимая, что воспитание детей с задержкой психического развития является серьезной и важной обязанностью общества, не перекладывая всю ответственность за их воспитание на семью, специалисты и учителя пытаются помочь им в организации педагогически эффективного взаимодействия со своими детьми, но будучи эпизодической, содержательно ограниченной и бессистемной эта помощь оказывается малодейственной.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 8 1.1. Проблема психического развития (задержки психического развития), виды и их характеристика 8 1.2. Типология и особенности развития детей с задержкой психического развития 15 ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 26 2.1.Социально-педагогическая работа с детьми с задержкой психического развития 26 2.2.Психологическая помощь детям с задержкой психического развития 30 ГЛАВА III. АВТОРСКАЯ МОДЕЛЬ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ЗАДЕРЖКУ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 35 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52 ПРИЛОЖЕНИЯ Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3 Рисунок 4
Список литературы

1. Актуальные проблемы диагностики ЗПР детей/ Под ред. К.С. Лебединской. – М.: Просвещение, 1982 – 125 с. 2. Армеева И. А. Формирование у детей с ЗПР функционального базиса навыка чтения / И. А. Армеева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. – N 3. – С. 27-31. 3. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учебное пособие/ Л.Н. Блинова. — М.: изд. НЦ ЭНАС, 2001 — 136 с. 4. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР у детей/ Н.Ю. Борякова. — М.: изд. Просвещение, 1986 — 96 с. 5. Бочарова Е.А., Соловьев А.Г., Сидоров П.И. Психосоциальная адаптация детей с проблемами в развитии в условиях специализированных учреждений/ Е.А. Бочарова, А.Г. Соловьев, П.И. Сидоров // Экология человека —2009 — №9 — С. 50-54. 6. Брехова А.В., Казьмина О.Г. Проблемы профессиональной ориентации и социальной адаптации в коррекционной школе/ А.В. Брехова, О.Г. Казьмина// Перспективы науки и образования. 2015 – № 2 (14). С. 79-83. 7. Васильева И. Г. Особенности коррекционно-педагогической работы с младшими школьниками с задержкой психического развития / И. Г. Васильева // Коррекционная педагогика. – 2007. – N 5 (23). – С. 75-78. 8. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство /А.Л. Венгер. — М.: изд. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005 — 159 с. 9. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии/ Т.А. Власова, М.С. Певзнер. — М.: 1995 – 176 с. 10. Власова Т.А. Дети с задержкой психического развития / Т.А. Власова/ под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. — М.: изд. ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1984 — 256 с. 11. Гудина Т. В. Музыкальное воспитание младших школьников с ЗПР / Т.В. Гудина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. – N 1. – С. 28-31. 12. Данилина Т.А. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом / Т.А. Данилина – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005 – С. 80. 13. Данилина Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи / Т.А. Данилина // Дошкольное воспитание. – 2000 – № 1 – С. 41. 14. Дети с временными задержками развития. / Под ред. Т.А. Власовой, М. С. Певзнер. - М.: Просвещение, 1971. – 216 с. 15. Дети с ЗПР / под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с. 16. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения/ Под ред. С.Г. Шевченко. — М.: АРКТИ, 2001. — 224 с. 17. Дробинская А.О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь/ А.О. Дробинская. – М.: Школьная пресса, 2005. – 96 с. 18. Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей/ А.О. Дробинская. – М.: Школа-Пресс, 1999 – С. 81-88. 19. Дубровина И. В. Об индивидуальных особенностях школьников/ И.В. Дубровина. – М.: Просвещение, 1975 – 184 с. 20. Защиринская О. В. Психология детей с задержкой психического развития: Хрестоматия/ О.В. Защиринская. – СПб: Речь, 2004 – 432 с. 21. Ильина И.Б. Особенности коллективного общения младших школьников с задержкой психического развития в условиях художественной деятельности/ И.Б. Ильина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2009 – №94. – 273 с. 22. Кайгородова Л.А. Практика социальных служб, учреждений, организаций: Учебное пособие/Л.А. Кайгородова. – Новочеркасск: НГМА, 2001 – 189 с. 23. Кайгородова Л.А. Психология. Грамматика общения (пять уроков психолога Кайгородовой): учебно-методическое пособие для студентов, слушателей курсов и преподавателей. / Л.А. Кайгородова. – Новочеркасск: НГТУ, 1996 – 128 с. 24. Кайгородова Л.А. Учебное пособие по курсу: «Теория социальной работы» / Л.А. Кайгородова. – Новочеркасск, НГМА, 2000 – 276 с. 25. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии/ А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М.; 2001 – 191 с. 26. Копытин А.И Практикум по арт-терапии: практикум по психологии / А.И. Копытин/ под редакцией А.И. Копытина. – СПб: ПИТЕР, 2001 – 448 с. 27. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей и отклонениями в развитии / Под ред. Б.П. Пузанова. – 2-е изд. – М.: «Академия», 1999 – 144 с. 28. Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одаренности/ И.Ю. Кулагина. – М.: ТЦ «СФЕРА», 2000 – 192 с. 29. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте/ В.В. Лебединский. – М.: Издательский центр «Академия», 2003 – 144 с. 30. Лебединская К.С. Актуальные проблемы диагностики ЗПР детей/ К.С. Лебединская; под ред. К.С. Лебединской. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1982 – 125 с. 31. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии/ И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2006 – 107 с. 32. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика/ И.Ф. Марковская. – М. Просвещение, 1993 – 194 с. 33. Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция/ Е.М. Мастюкова. – М.: Просвещение, 1992 – 95 с. 34. Медведева Е.А. Особенности социокультурного становления личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в образовательном пространстве: монография / Е.А. Медведева. – М.: МГГУ им. А.М. Шолохова, 2007 – 309 с. 35. Медведева Е.А. Развитие творческого потенциала дошкольников и младших школьников с ЗПР средствами искусства / Е.А. Медведева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007. – N 4 – С. 24-28. 36. Назарова Н.М. Специальная педагогика / Н.М. Назарова; 2-е изд. стереотип. – М.: АКАДЕМИЯ, 2001 – 400 с. 37. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов/ В.Б. Никишина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 – 80 с. 38. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студентов. Л.В. Кузнецова Л.Н. Переслени Л.И. Солнцева и др.; / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002 – 480 с. 39. Певзнер М.С. и др. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности/ М.С. Певзнер. – М.: 2005 – 104 с. 40. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. – Изд. 2-е, испр. и доп. — СПб.: Речь, 2007. — 168 с. 41. Регуш Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста) / Л.А. Регуш. — СПб: Речь, 2006 — 320 с. 42. Семаго М.М. Консультирование семьи «проблемного ребёнка» (психокоррекционные аспекты работы психолога-консультанта) / М.М. Семаго // Семейная психология и семейная терапия. – 1998 – № 1. – С. 37-40. 43. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников/ А.Л. Сиротюк. – М.: 2001 – 48 с. 44. Стребелева Е.А., Ветер А.Л., Екжанова Е.А. Специальная дошкольная педагогика/ Е.А. Стребелева, А.Л. Ветер, Е.А. Екжанова. – М.: 2001 – 311 с. 45. Широкова Г. А. Практикум для детского психолога / Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. — Изд. 4-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2006 — 314 с. 46. Ясперс К. Общая психопатология/ К. Ясперс. – М.: ВЛАДОС, 1997 – 170 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 1.1. Проблема психического развития (задержки психического развития), виды и их характеристика Основаниями для классификации проблем психического развития могут выступать различного рода характеристики негативного воздействия, внутренние ресурсы психического развития и многие другие факторы. Длительность воздействия раздражителя, то есть внешнего воздействия, является одним из таких оснований, которое порождает проблему. Выделяют острые и хронические раздражители, которые лежат в основе сохраняющихся проблемных переживаний в детском возрасте, требующие адаптивных реакций. Внутренние ресурсы психического развития можно рассматривать, как взаимодействие процессов созревания и развития. При их синхронном развитии проблем не возникает. Например, физиологическое созревание скелетно-мышечной системы ребенка к 7—8 месяцам определяет возможность соответствующего психомоторного развития и, как следствие, развития сенсорики, интеллекта. Если же физиологическое развитие отстает, ребенок начинает испытывать проблемы и в психическом развитии. Проблемы, возникающие в случае опережающего психического развития связаны с неравномерным развитием различных сторон психики. Так, при ускоренном познавательном развитии может наблюдаться дисгармония с развитием эмоциональным, коммуникативным. Данная классификация указывает на взаимодействие процессов созревания и психического развития, позволяет говорить о проблемах, связанных как с опережающим развитием, так и с отставанием в развитии. Проявления психических проблем возрастного развития могут относиться к познавательной деятельности, психическим состояниям, личностным свойствам, поведению. Например, в поведении можно наблюдать проблемы гиперактивности, пассивности, агрессивности. Проблемное развитие личностных свойств нередко проявляется в неадекватной самооценке, эмоционально-волевой регуляции . Одной из ведущих причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое, по сравнению с нормой, состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило название «задержка психического развития». Каждый второй хронически неуспевающий ребёнок имеет задержку психического развития. Дети с задержкой психического развития испытывают трудности в обучении в силу различных биологических и социальных причин, стойкие затруднения в усвоении образовательных программ, при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы. У таких детей низкий уровень работоспособности, они быстро утомляются, их объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка. Они не могут обучаться по программе обычной средней школы, потому что ее усвоение не соответствует темпу их индивидуального развития. Данные отклонения в функционировании центральной нервной системы, оказывают негативное влияние на школьную и социальную адаптацию ребенка. Кроме того, у детей с задержкой психического развития, как правило, низкий уровень развития восприятия. Это приводит к необходимости более длительного периода времени для приема и переработки информации; в недостаточности, ограниченности, фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений . Сущность данного недуга состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно, с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не дают ребёнку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, когда ребёнок приходит в школу, эти ограничения впервые отчётливо проявляются и замечаются взрослыми. Неспособность к устойчивой целенаправленной деятельности, преобладание игровых интересов и игровой мотивации, неустойчивость и выраженные трудности при переключении и распределении внимания, неспособность к умственному усилию и напряжению при выполнении серьёзных школьных заданий, недоразвитие произвольных видов деятельности быстро приводят к школьной неуспеваемости по одному или нескольким предметам . Исследование учащихся с задержкой психического развития показывает, что в основе школьных трудностей этих детей лежит не интеллектуальная недостаточность, а нарушение их интеллектуальной работоспособности. Это может проявляться в трудностях длительного сосредоточивания на интеллектуально-познавательных заданиях, в малой продуктивности деятельности во время занятий, в излишней импульсивности или суетливости у одних детей и заторможенности, медлительности – у других, в замедлении общего темпа деятельности, в нарушениях переключения и распределения внимания. У детей с задержкой психического развития, в отличие от умственно отсталых – качественно другая структура дефекта, нет тотальности в недоразвитии всех высших психических функций, имеется фонд сохранных функций. Вследствие этого дети с задержкой лучше воспринимают помощь взрослых и могут перенести показанные способы и приёмы умственных действий на новое, аналогичное задание. Детям с задержкой психического развития целесообразно оказывать комплексную психолого-педагогическую помощь. При условии своевременности и правильности подобной помощи недостатки познавательной деятельности и школьная неуспеваемость могут постепенно преодолеваться, и в последующем такой ребёнок сможет удовлетворительно учиться по программе массовой школы. Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребёнок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны сверстников. Из-за таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребёнок самостоятельно без педагогической помощи выйти не может . Клинические и психологические исследования, проведённые Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской и др., позволили выделить четыре генезисных типа задержки психического развития: конституциональный, соматогенный, психогенный, церебрально-органического происхождения. Задержка психического развития конституционального происхождения определяется наследственностью. Гармонический психофизический инфантилизм – это форма задержки у детей, которая определяется гармоничной незрелостью одновременно телосложения и психики. Основной фон его настроения преимущественно положительный: перепады в настроении бывают редко, обиды быстро забываются. Вместе с тем отмечается поверхностность эмоциональных реакций. Незрелость эмоционально-волевой сферы ведёт к несформированности учебной мотивации. Быстро освоившись в школе, такие дети не принимают новых требований к поведению: опаздывают на уроки, играют на уроке сами, вовлекают в игру соседей по парте. Прописывая элементы букв, начинают дорисовывать их, превращая в цветочки, ёлочки и т.д. Ребёнок не дифференцирует «хорошие» и «плохие» отметки. Его веселит сам факт их наличия в тетради. Ребёнок с первых месяцев обучения в школе становится стойко неуспевающим. К этому приводит ряд причин. С одной стороны, в силу незрелости эмоционально-волевой сферы он склонен выполнять только то, что непосредственно связано с его интересами. С иной стороны у таких детей отмечается недостаточный для данного возраста уровень сформированности мыслительных операций, памяти, речи, малый запас знаний и представлений об окружающей действительности. При условии целенаправленного педагогического влияния в доступной занятной игровой форме, ребенку свойственен благоприятный прогноз. На ранней стадии коррекционной работы, индивидуальный подход может снять вышеперечисленные проблемы. Возможно дублирование первого года обучения. Второгодничество не травмирует детей с данным видом задержки психического развития. Они легко вливаются в новый коллектив, быстро и безболезненно привыкают к новому учителю . Задержка психического развития соматогенного происхожденияявляется следствием перенесённых в раннем детстве болезней, влияющих на развитие мозговых функций: хронических инфекций, аллергии, дистрофии, стойкой астении, дизентерии. Несмотря на то, что первично интеллект не нарушен, они в силу собственной истощаемости, рассеянности оказываются крайне непродуктивными в процессе школьных занятий. Дети данной категории, прежде всего, плохо адаптируются в новой сфере. Они длительное время не могут освоиться в коллективе, часто плачут, скучают по дому. Отличаются пассивностью, бездеятельностью, безынициативностью. Со взрослыми вежливы, адекватно учитывают ситуацию. Без руководящего воздействия не организованны, нецеленаправленны, беспомощны. Трудности в обучении возникают в связи со сниженной мотивацией достижения, отсутствием интереса к предлагаемым заданиям, неумением и нежеланием преодолевать возникающие при их выполнении трудности. В состоянии повышенного утомления ответы ребёнка становятся необдуманными, нелепыми, часто имеет место аффективное торможение: из-за страха ответить неправильно, дети вообще не желают отвечать. При нежелании выполнять какую - либо работу, они при встрече с трудностями ищут повод для отказа от учебной деятельности, жалуясь при утомлении на головную боль, снижение аппетита, болевые ощущения в области сердца. Учителю сложно дифференцировать, когда состояние соматического дискомфорта истинное, а когда ложное. Наиболее целесообразно помещать такого ребёнка в средние учебные заведения санаторного типа, при их отсутствии – необходимо создать в условиях обычного класса охранительный медикаментозно-педагогический режим. Такие дети нуждаются в систематической лечебно-педагогической помощи. Дети с задержкой психического развития психогенного происхождения имеют нормальное физическое развитие, соматически здоровы. По данным исследований, у большинства таких детей имеется психический инфантилизм. Их психический инфантилизм обусловлен социально-психологическим фактором – неблагоприятными условиями воспитания. К замедлению темпов психического развития ребёнка и снижению умственной мотивации, поверхностности эмоций, несамостоятельности поведения, инфантильности установок и отношений, приводит эмоциональная депривация (лишение материнского тепла, эмоционального богатства отношений), однообразие социальной среды и контактов, обделённость, слабая индивидуальная интеллектуальная стимуляция. Нередко очагом формирования данной детской аномалии являются неблагополучные семьи: асоциально-попустительские и авторитарно-конфликтные. В асоциально-попустительской семье ребёнок растёт в атмосфере полной безнадзорности, эмоционального отторжения в сочетании со вседозволенностью. Родители своим образом жизни стимулируют аффективность (импульсивные, взрывные реакции), непроизвольность поведения, гасят интеллектуальную активность. Данное состояние часто является благоприятной почвой для формирования стойких асоциальных установок, т.е. педагогической запущенности. В авторитарно-конфликтной семье жизненная атмосфера ребёнка пропитана ссорами, инцидентами между взрослыми. Основная форма родительского воздействия – подавление и наказание систематически травмирует психику ребёнка. В ней накапливаются черты пассивности, несамостоятельности, забитости, повышенной тревожности. Дети данной группы интеллектуально пассивны, продуктивной деятельностью не заинтересованы, их внимание неустойчиво. В поведении проявляются индивидуализм, необъективность, повышенная враждебность или, наоборот, чрезмерная покорность и приспособленчество. При заинтересованности со стороны учителя, индивидуальном подходе, достаточной интенсификации обучения эти дети сравнительно легко могут заполнить пробелы в собственных знаниях в обычных условиях школы-интерната . Задержка психического развития церебрально-органического происхождения проявляется в нарушении темпа развития интеллекта и личности и обусловлено более грубым и стойким локальным нарушением созревания мозговых структур. Причинами всевозможных отклонений является патология беременности, в том числе тяжёлый токсикоз, перенесённый матерью вирусный грипп, гепатит, алкоголизм и наркомания матери или отца; родовые патологии, в том числе недоношенность, родовая травма, асфиксия, тяжёлые заболевания на первом году жизни, тяжёлые инфекционные болезни. У всех детей этой группы отмечаются явления церебральной астении, которая проявляется в повышенной утомляемости, снижении работоспособности, слабой концентрации внимания, снижения памяти. Познавательная деятельность значительно снижена. Мыслительные операции несовершенны и по показателям продуктивности приближаются к детям-олигофренам. Такие ученики становятся стойко неуспевающими, так как знания усваиваются фрагментарно, быстро забываются. У детей этой группы с незрелостью эмоционально-волевой сферы стойкое отставание более глубокое и грубое в развитии интеллектуальной деятельности, чем у детей с описанными выше задержками психического развития. Они долго усваивают правила взаимоотношений, не умеют соотносить свои эмоциональные реакции с конкретной ситуацией, нечувствительны к личным промахам. Ведущий мотив - игра, что ведёт к постоянному конфликту между «хочу» и «надо». Без социально-психологической помощи, обучение таких детей по общеобразовательной программе, бесперспективно. Им нужна систематическая компетентная социально-психологическая поддержка. Обзорная характеристика особенностей развития детей с задержкой психического развития демонстрирует, что данное явление неоднородно как по патогенезу, так и по структуре дефекта. Вместе с тем для детей этой категории характерны типичные, отличающие их от нормы тенденции развития: незрелость эмоционально-волевой сферы, сниженный уровень познавательной деятельности, а, следовательно, у них недостаточно сформирована готовность к усвоению знаний и предметных понятий. Серьёзные ограничения в социально-личностных и учебных возможностях определяют необходимость выделения таких детей в категорию учащихся с «особыми потребностями», нуждающихся в специальной социально-психологической, коррекционно-педагогической, медицинской поддержке . 1.2. Типология и особенности развития детей с задержкой психического развития Под термином «задержка психического развития» понимается отставание в психическом развитии, которое с одной стороны, требует особого коррекционного подхода к обучению ребенка, с другой - дает (как правило, при наличии этого специального подхода) возможность обучения ребенка по общей программе усвоения им государственного стандарта школьных знаний. Проявления задержки психического развития включают в себя и замедленное эмоционально-волевое созревание в виде того или иного варианта инфантилизма, недостаточность задержки развития познавательной деятельности, при этом проявления этого состояния могут быть разнообразные . Ребенок с задержкой соответствует по своему психическому развитию более младшему возрасту. Тщательное психическое изучение демонстрирует, что в основе специфических особенностей психической деятельности, чаще всего лежит негрубая органическая недостаточность тех мозговых систем, которые отвечают за обучаемость ребенка, за возможности его адаптации к условиям школы. Недостаточность проявляется, прежде всего, в низкой познавательной активности ребенка, которое обнаруживается обычно во всех сферах его психической деятельности. Такой ребенок менее любознателен, он как бы не слышит и не видит многого в окружающем мире, не стремится понять, осмыслить происходящие вокруг него явления и события. Это обуславливается особенностями его восприятия, внимания, мышления, памяти, эмоционально-волевой сферы . Задержка понимается как замедление темпа психического развития. В ходе исследования Т. А. Власова и М. С. Певзнер выделили две наиболее многочисленные группы и охарактеризовали их, как детей с психофизическим и психическим инфантилизмом . Дети с нарушенным темпом физического и умственного развития относятся к первой группе. Ученые огласили мнение о том, что задержка их развития вызвана медленным темпом созревания лобной области коры головного мозга и ее связей с другими областями коры и подкорки. Эти дети уступают сверстникам в физиологическом развитии, отличаются инфантилизмом в познавательной деятельности и в волевой сфере, с трудом включаются в учебную деятельность, быстро утомляются, отличаются низкой работоспособностью. Отставая в учении, они становятся более нервными и все более трудными для учителей. Вторую группу составили учащиеся с функциональными расстройствами психической деятельности, которые чаще всего являются следствием мозговых травм. Глубоких нарушений познавательной деятельности у этих школьников нет, свойственна слабость основных нервных процессов, а в периоды хорошего состояния они добиваются высоких результатов в учебе. Ведущей причиной отставания являются слабовыраженные (минимальные) органические повреждения головного мозга, врожденные или образовавшиеся во внутриутробном, при родовом или же в раннем периоде жизни ребенка, а в некоторых случаях и генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы и её основного отдела головного мозга; интоксикации, инфекции, обменно-трофические расстройства, травмы и т.п., которые ведут к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают легкие церебральные органические повреждения. Неблагоприятные социальные факторы, включая неблагополучные условия воспитания, дефицит информации и т.п., ухудшают отставания в развитии, но не представляют собой основную его причину . Задержка психического развития чаще всего выявляется с началом обучения ребенка, особенно в возрасте 7-10 лет, так как этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности . Г. Е. Сухарева, исходя из этиопатогенетического принципа (отражает механизмы и причинную обусловленность нарушений психического развития, совокупность этиологических факторов (внешние, внутренние, биологические и социально-психологические), обусловливающих их возникновение), выделила следующие формы нарушения интеллектуальной деятельности у детей с задержкой развития: • интеллектуальные нарушения в связи с неблагоприятными условиями среды и воспитания или патологией поведения; • интеллектуальные нарушения при длительных астенических состояниях, обусловленных соматическими заболеваниями; • нарушения при различных формах инфантилизма; • вторичная интеллектуальная недостаточность в связи с поражением слуха, зрения, дефектами речи, чтения, письма; • функционально-динамические интеллектуальные нарушения у детей в резидуальной стадии (финальная фаза течения болезни, на которой болезненный процесс останавливается, а в клинической картине расстройства наблюдаются «остаточные» его симптомы) и отдаленном периоде инфекций и травм центральной нервной системы . На основе патогенетического принципа (учет механизма данного нарушения) все пограничные формы интеллектуальной недостаточности, В. В. Ковалев условно разделил на четыре группы: • дизонтогенетические формы, при которых недостаточность обусловлена механизмами задержанного или искаженного развития ребенка; • энцефалопатические формы, в основе которых лежит органическое повреждение мозговых механизмов на ранних этапах онтогенеза; • интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами анализаторов и органов чувств (слуха, зрения) и обусловленная действием механизма сенсорной депривации; • интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего детства (социокультурная умственная отсталость, по терминологии, принятой Американской ассоциацией по проблеме умственной неполноценности). В основу работ Клары Самойловны и Виктора Васильевича Лебединских положен этиологический принцип, позволяющий различить четыре варианта такого развития : • задержка психического развития конституционального происхождения; • соматогенного происхождения; • органического происхождения; • церебрально-органического генеза. Н.Ю. Максимова и Е.Л. Милютина описали следующие типы задержки психического развития : • гармонический психофизический инфантилизм; • органический инфантилизм; • церебрально-органическая задержка; • соматическая задержка; • педагогическая и микросоциальная запущенность. Гармонический психофизический инфантилизм – задержка психического развития конституционального происхождения. Нередко инфантилизм встречается и у других членов семьи, не достигая патологического уровня. В некоторых случаях задержка затрагивает не только психику, но и физическое развитие ребенка. При гармоническом психофизическом инфантилизме ребенок несколько отстает в росте и весе от своих сверстников, отличается живостью моторики и эмоций. Круг интересов ограничивается игровой деятельностью. Учебно-познавательная деятельность для этих детей мало привлекательна, при выполнении учебных заданий наступает быстрая пресыщаемость. Эмоции и мотивация соответствуют более младшему возрасту. Самооценка слабо дифференцирована. При этом со стороны психических процессов, существенных нарушений не отмечается. Задержка в основном затрагивает эмоционально-волевую сферу личности, приводит к недостаточности произвольной регуляции деятельности, мышления, запоминания, сосредоточения внимания. При организации помощи и постоянном поощрении, дети данной категории, показывают достаточный уровень достижений в интеллектуальной сфере. В дальнейшем вполне вероятно постоянное сглаживание различий между нормой и детьми с инфантилизмом, перевод их в обычный класс .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Социальная работа, 62 страницы
650 руб.
Дипломная работа, Социальная работа, 62 страницы
1550 руб.
Дипломная работа, Социальная работа, 120 страниц
990 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg