Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Исследование внутренней среды предприятия

irina_krut2020 2025 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 81 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.03.2020
Выпускная квалификационная работа на тему: «Исследование внутренней среды предприятия» выполнена студенткой 5 курса факультета управления, Нижегородского института управления-филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации Барыкиной Анастасией Николаевной. Объектом исследования является ООО «Вестфалика. «Предметом исследования является внутренняя среда ООО «Вестфалика». Первая глава работы "Теоретические аспекты исследования внутренней среды предприятия" раскрывает понятие внутренней среды, рассказывает ее элементы и описывает методику ее исследования. Вторая глава посвящена исследованию внутренней среды предприятия ООО «Вестфалика». Здесь представлена организационно-экономическая характеристика предприятия, проведен анализ финансового состояния предприятия, исследовано состояние элементов внутренней среды и выявлены проблемы ее функционирования. В третьей главе описаны направления совершенствования внутренней среды ООО «Вестфалика», разработан проект совершенствования системы стимулирования персонала, проведен расчет показателей экономической эффективности проекта. Современность и актуальность данной темы состоит в усилении воздействия внутренней среды предприятия на его общее развитие, взаимодействие с внешней средой и конкурентоспособность. Результаты данного исследования могут быть применены руководством предприятия ООО «Вестфалика». В работе содержится 79 страница, 21 таблица, 8 рисунков, 2 приложения.
Введение

Внутренняя среда организаций включает следующие основные элементы: производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационную структуру. Внутренняя среда предприятия определяет технические и организационные условия работы предприятия и является результатом управленческих решений. Целью анализа внутренней среды предприятия служит выявление слабых и сильных сторон его деятельности, так как, чтобы воспользоваться внешними возможностями, предприятие должно иметь определенный внутренний потенциал. Одновременно надо знать и слабые места, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность. Внутренняя среда организаций включает следующие основные элементы: производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационную структуру. Актуальность темы исследования обусловливается возрастающей ролью влияния внутренней среды предприятия на его общее развитие как целостной системы. Для того чтобы определить стратегию поведения организации и привести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде. Российские предприятия должны учиться жить в современных условиях согласно требованиям рыночной экономики, важнейшим условием для этого является анализ и управление внутренними факторами предприятия. Но при этом, руководители не должны забывать и о цели фирмы, следить за производством и оказывать высокоуровневые услуги и, таким образом, поддерживать конкурентоспособность. Возможность выбрать и проанализировать элементы внутренней среды предприятия являетсяЦель ВКР состоит в исследовании внутренней среды предприятия. Данная цель реализуется с помощью следующих задач: 1. Определить понятие внутренней среды предприятия и значение ее исследования; 2. Изучить элементы внутренней среды предприятия; 3. Рассмотреть методики исследования внутренней среды предприятия; 4. Представить организационно-экономическую характеристику предприятия; 5. Провести анализ финансового состояния предприятия; 6. Исследовать состояние элементов внутренней среды предприятия; 7. Выявить проблемы функционирования внутренней среды предприятия; 8. Разработать направления совершенствования внутренней среды ООО «Вестфалика» 9. Оценить эффективность предлагаемых мероприятий. Объектом исследования является ООО «Вестфалика». Предметом исследования является внутренняя среда ООО «Вестфалика». Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической и методологической основой работы явились труды классиков менеджмента, отечественных и зарубежных учёных по проблемам построения, функционирования, исследования и развития внутренней среды предприятий и организаций. Реализация цели и задач исследования осуществлялась с использованием основных положений системного подхода, методов сравнительного анализа, сопоставления, статистической обработки данных, экспертных оценок, ранжирования и рейтингования. Информационная база исследования включает нормативно-правовые документы Министерства экономики РФ, данные Госкомстата РФ, материалы периодической печати, отчётные данные. Научная новизна исследования обусловлена системным развитием теории, методики и практики, комплексным компонентным подходом к формированию направлений совершенствования внутренней среды предприятий. Наиболее существенные результаты, полученные лично автором и содержащие элементы научной новизны, заключаются в следующем: - разработана концептуальная модель управления предприятием в современных условиях, обеспечивающая согласование экономических интересов производителя ипотребителя ; - предложены основные направления совершенствования внутренней среды предприятий, характеризующиеся скоординированностью мероприятий по всем подсистемам внутренней среды; Практическая значимость и апробация результатов исследования. Практическая значимость работы состоит в том, что теоретические выводы, практические разработки и рекомендации автора, имеющие научную новизну, могут быть использованы для повышения эффективности управления предприятиями и продолжения их динамичного развития в условиях жёсткой конкуренции и неопределённости внешней среды. Положения, выносимые на защиту: - система рекомендаций руководству предприятия по изменению внутренней среды; - содержание приоритетных направлений совершенствования внутренней среды предприятий; - экономическая эффективность мероприятий по совершенствованию внутренней среды предприятия. ключом к успеху.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………4 Глава 1. Теоретические аспекты исследования внутренней среды предприятия 1.1. Понятие внутренней среды предприятия и значение ее исследования…………………………………………………………………...7 1.2.Элементы внутренней среды предприятия ………………………………10 1.3.Методика исследования внутренней среды предприятия……………......15 Глава 2. Исследование внутренней среды ООО «Вестфалика» 2.1 Общая харктеристика предприятия…........................................................22 2.2. Анализ финансового состояния предприятия……………………………27 2.3.Исследование состояния элементов внутренней среды предприятия…………………………………………………………………….33. 2.4. Проблемы функционирования внутренней среды предприятия……….50 Глава 3. Направления совершенствования внутренней среды ООО «Вестфалика» 3.1. Разработка проекта совершенствования системы стимулирования персонала ………………………………………………………………………53 3.2 Расчет показателей экономической эффективности проекта……………65 Заключение…………………………………………………………………......72 Список использованных источников и литературы…………………………75 Приложения……………………………………………………………………..78
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. – М.: Проспект, 2015. – 219 с. 2. Гражданский Кодекс Российской Федерации: части первая и вторая. - М.: Проспект, 2016. – 416 с. 3. Налоговый Кодекс Российской Федерации: части первая и вторая. - М.: Книгописная палата, 2015. – 355 с. 4. Трудовой Кодекс Российской Федерации. – М.: Дело, 2015. – 169 с. 5. Андреева И.В., Спивак В.А. Организационное поведение. – СПб.: Нева, 2015. – 224 с. 6. Ахтямов Т.М., Шкардун В.Д. Оценка и формирование корпоративного имиджа организации // Маркетинг в России и за рубежом. - 2016. - №3. - С.9. 7. Бабаев Б.Д., Куликов В.И. Трудовой коллектив: организационные пути повышения активности: конспект лекций. – Иваново: 2016. – 114 с. 8. Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом: учебник для вузов. – М.: Юнити, 2015. – 560 с. 9. Бережная О. Кадровая служба с нуля // Кадровое дело. - 2016. - №2. - С.9-10. 10. Брэддик У. Менеджмент в организации. – М.: Инфра-М, 2016. – 344 с. 11. Бугров Л. Трудовой договор и «фирменные» правила управления персоналом // Российская юстиция. - 2016. - №5 (май). - С.11-13. 12. Ван Маурин Д. Эффективный стратег. – М.: Инфра-М, 2015. – 187 с. 13. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе. – М.: Юристъ, 2016. – 496 с. 14. Власова Н. Воспитываем корпоративную культуру // Кадровое дело. - 2016. - №9 (сентябрь). - С.12. 15. Гапоненко А., Панкрухин А. Стратегическое управление. – М.: Омега-Л, 2016. – 312 с. 16. Доблаев В.П. Организационное поведение. – М.: Экмос, 2012. – 320 с. 17. Егоршин А.П. Управление персоналом. – Н.Новгород: НИМБ, 2015. – 624 с. 18. Зигерт В., Ланг Л., Руководить без конфликтов. – М.: Наука, 2016. – 74 с. 19. Карпов А.В. Психология менеджмента. – М.: Гардарика, 2015. – 342 с. 20. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: учебник. – М.: Инфра-М, 2002. – 638 с. 21. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. - М.: Норма-Инфра, 2016. – 206 с. 22. Линькова Е. Знакомьтесь: положение о персонале // Кадровое дело. - 2016. - №7. - С.14. 23. Малиновский П. Методы оценки персонала // Кадры организации. - 2015. - №8. - С.8-9. 24. Мардас А., Мардас О. Организационный менеджмент. – Спб.: Питер, 2012. - 336 с. 25. Масленникова Н. Разработка структуры управления, обладающей потенциалом для изменений // Проблемы теории и практики управления. - 2016. - № 4. - С.121-127. 26. Милликьян Г.Г. Экономика труда и социально-трудовые отношения. – М.: Изд-во МГУ, 2016. – 112 с. 27. Минцберг Г., Альстренд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий. - СПб: Питер, 2016. – 312 с. 28. Моргунов Е.Б. Лидер и его команда // Управление персоналом. - 2015. - № 11-12. - С.21-23. 29. Моргунов Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. – М.: Бизнес-школа «Интел-синтез», 2015. – 264 с. 30. Мурнина И. Кадровые документы: необходимо и достаточно // Кадровое дело. - 2015. - №3. - С.14. 31. Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом. – М.: Финстатинформ, 2016. – 878 с. 32. Петров А.И. Стратегический менеджмент. – СПб.: Питер, 2015. – 496 с. 33. Плешин Ю.И. Управление персоналом: учебное пособие. – Спб.: Питер, 2015. – 86 с. 34. Половинко В.С. Управление персоналом: системный подход и его реализация: монография. – М.: Информ-Знание, 2015. – 484 с. 35. Поршнев А.Г., Румянцева З.П. Управление организацией: учебник. – М.: Инфра-М, 2016. - 669 с. 36. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации: учебник. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 279 с. 37. Расторгуев В. Актуальные проблемы управления персоналом. // Кадры организации. - 2016. - №9. - С.9-10. 38. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий. – Мн.: Экоперспектива, 2015. – 607 с. 39. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала организации: учебно-практическое пособие. – М.: Дело, 2016. – 272 с. 40. Тренев В.Н., Магура М.И., Леонтьев С.В. Управление человеческими ресурсами при реализации проектов. – М.: Изд-во ПРИОР, 2015. – 112 с. 41. Уткин Э.А. Этика бизнеса: учебник для вузов. – М.: Зерцало, 2012. – 360 с. 42. Шапиро В.Д. Управление проектами. – СПб.: «ДваТри», 2012. – 610 с. 43. Шейн Э.Г. Организационная культура и лидерство. – СПб.: Питер, 2016. – 336 с. 44. Шеховцева Л.С. О некоторых понятиях стратегического управления // Менеджмент в России и за рубежом. - 2016. - №6. - С.11-13. 45. Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. – М.: Норма, 2016. – 992 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 1.1. Понятие внутренней среды предприятия и значение ее исследования. Внутренняя среда организации - это часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация [16, с. 142]. Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как: взаимодействие менеджеров и рабочих; наем, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками и т.п. Совокупность элементов внутренней среды определяет потенциал и возможности, которыми располагает организация. Ее изучение позволяет выявить сильные и слабые стороны организации. Внутренняя среда организации является той частью общей среды, которая находится в ее пределах. Она оказывает постоянное воздействие на функционирование организации. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны - предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы их минимизировать. Изучение внутренней среды осуществляется через анализ внутренних переменных для оценки конкурентной стратегической позиции организации. Менеджер формирует и изменяет при необходимости внутреннюю среду организации, представляющую собой органичное сочетание ее внутренних переменных. Внутренние переменные - это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений. Однако они не всегда полностью контролируются руководством. Цели - это конкретные конечные состояния или желаемый результат, добиться которого стремится группа, работая вместе. Специалисты утверждают, что правильное формулирование целей и постановка задач на 50% предопределяют успешность решения. Прибыль является ключевым показателем деятельности организации. В Гражданском кодексе Российской Федерации указано, что основной целью коммерческих организаций является извлечение прибыли [1, с. 16]. Организация - это группа людей, деятельность которых координируется для достижения целей. Ее можно рассматривать как средство достижения целей, позволяющее работникам выполнить коллективно то, чего они не могли бы выполнить индивидуально. К основным переменным организации, требующим внимания руководства, относятся цели, задачи, технология, структура и люди. Значение исследования внутренней среды предприятия Внутренняя жизнь организации состоит из большого количества различных действий, подпроцессов и процессов. В зависимости от типа организации, ее размера и вида деятельности отдельные процессы и действия могут занимать в ней ведущее место, некоторые же, широко осуществляемые в других организациях процессы, могут либо отсутствовать, либо осуществляться в очень небольшом размере. Однако, несмотря на огромное разнообразие действий и процессов, можно выделить пять групп функциональных процессов, которые охватывают деятельность любой организации и которые являются объектом управления со стороны менеджмента. [1, с. 15 ]. Данными функциональными группами процессов являются следующие: • производство; • маркетинг; • финансы; • работа с кадрами. В производственный срез входят изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок. Организационный срез включает в себя: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения. Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения. Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации. В частности, это поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.п. Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как: взаимодействие менеджеров и рабочих; найм, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками и т.п. Далее более подробно рассмотрим вышеперечисленные стороны деятельности предприятия, которые анализируются управляющими в качестве факторов внутренней среды. Анализ производства и реализации продукции. Одной из основных задач предприятий является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ работы предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции. Его основные задачи: • оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции; • определение влияния факторов на изменение величины этих показателей; • выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции; • разработка мероприятий по освоению выявленных резервов. 1.2.Элементы внутренней среды предприятия Основными элементами внутренней среды организации являются: - цель деятельности организации; - организационная структура; - система технологий; - ресурсы; - кадровый состав и организационная культура. Рассмотрим эти элементы более детально и установим, каким образом они между собой связаны. [15, с. 144]. Цели. Процесс управления направлен на достижение целей, стоящих перед организацией и отражающих ее идеальное или желаемое в будущем состояние Цели менеджмента организации определяют концепцию ее развития и основное направление деловой активности: это или желаемое состояние объекта управления или конечный результат, который намечается получить за счет соответствующих усилий, ресурсов и в определенные сроки. Успешное управление организацией возможно при условии, когда цели организации отвечают определенной совокупности требований. 1. Цели должны быть конкретными, понятными исполнителю и однозначно сформулированными. 2. Цели должны быть реальными, достижимыми в данных условиях. 3. Цели должны быть гибкими, способными к корректировке в соответствии с быстро изменяющимися условиями деятельности организации. 4. Цели должны быть известными, близкими для большинства членов организации, признаваемыми как личные. 5. Цели должны быть совместимыми друг с другом во времени и пространстве и отражать совместимость интересов общества, коллективов и индивидов во избежание конфликтных ситуаций. 6. Цели не должны носить разрушительный характер. Следовательно, вся работа по выработке системы целей организации является важнейшим элементом искусства управления, исходным моментом в деятельности менеджера. В системе целей организации следует различать общие (глобальные) и специфические (локальные) цели. В основе системы целей лежит миссия – понятие, отражающее основное предназначение организации в экономике и обществе. Она отражает смысл существования организации, являясь глобальной целью. Сегодня в качестве миссии чаще всего рассматривается удовлетворение тех или иных общественных потребностей Локальные цели – это долговременные цели, подчиненные миссии организации. Они отражают концепцию развития фирмы и разрабатываются на длительную перспективу. К ним относятся общеорганизационные цели, раскрывающие и конкретизирующие содержание миссии. Общеорганизационные цели могут быть ориентированы, например, на достижение финансовой устойчивости, на обеспечение оптимальной рентабельности, на разработку новых направлений развития организации. Специфические цели разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности в каждом производственном подразделении фирмы. Структура организации - это совокупность элементов и взаимосвязей между ними, что позволяет эффективно преобразовывать входные ресурсы в заключительный продукт и достигать поставленных целей. Организационная структура организации отражает форму построения субъекта управления, способ его внутренней организации, взаимосвязь элементов управления, которые взаимодействуют между собой и выполняют необходимые функции управления. На формирование организационной структуры управления оказывают влияние многие факторы, такие как форма собственности, профиль деятельности предприятия, производимая, объем производственной деятельности предприятия, технологии, применяемые для преобразования входных ресурсов в конечный продукт, уровень специализации на предприятии, степень централизации и децентрализации функций менеджмента и т.д.. Поэтому одной из основных функций менеджмента является выбор оптимальной структуры управления с учетом всех перечисленных факторов Следующим элементом внутренней среды организации, который влияет на построение организационной структуры, является технология. Технология - это способ преобразования входных элементов (материалов, сырья, информации и т.п.) на выходные (продукты, услуги). И. Ансофф выделил три уровня изменчивости технологии, которые влияют на деятельность организации [5, С. 16]: - Стабильная технология, которая в основном остается неизменной в течение всего жизненного цикла спроса (например, изготовление консервов и других продуктов питания традиционного ассортимента); - Плодотворная технология, неизменной в своей основе остается длительное время, но постоянно совершенствуется (например, гибкие автоматизированные системы, роторные линии, применяемые в машиностроении и способны к значительному переналадки рабочей части при неизменной основе, компьютерные технологии и др.) - Переменная технология, когда в период жизненного цикла спроса появляются новые базовые технологии (например, телевизоры, оставаясь непременным атрибутом жилья, пережили несколько поколений базовых технологий - от ламповых к цифровым). Британская исследовательница Дж. Вудворд разделила технологии на три группы [9, с. 132]: - Технологии мелкосерийного и индивидуального (единичного) производства; - Технологии массового или крупносерийного производства; - Технологии непрерывного производства; Дж. Томпсон выделял такие технологии [28, С. 18]: - Многозвенные технологии, характеризуемые серией взаимосвязанных задач, которые следует выполнять последовательно (например, сборки автомобиля); - Посреднические технологии, в основе которых лежат встречи людей, которые желают быть взаимозависимыми. Такая технология предполагает, что отдельные подразделения организации имеют относительную самостоятельность выполнения работ, поскольку они выполняют задачи, которые не пересекаются между собой. Примером может быть деятельность отделений банков, которые, связывая вкладчиков с заемщиками, черпают финансовые ресурсы из одного источника, но не взаимодействуют друг с другом; - Интенсивные технологии, которые характеризуются многосторонними обоюдными связями между исполнителями с целью уточнения выполняемой работы. Поэтому, например, в больницах на так называемых пятиминутках рассматривают сложные случаи лечения пациентов, при необходимости созывают консилиум и т.д.. Сборочная технология предполагает, что все работы в рамках организации слабо связаны друг с другом и завершенность им придает последняя операция. Например, участники процесса отдельно изготавливают детали, которые объединяются в конечный продукт только на сборочном стенде. Последовательная технология характеризуется тем, что работы по созданию продукции вытекают одна из другой и ни одна не может начаться раньше, чем закончится предыдущая. Так происходит на конвейерной сборке автомобиля. Связанная технология означает, что операции взаимно обусловливают друг друга, но не обязательно в однозначной последовательности. Так, например, происходит работа над документом, руководителем может неоднократно передаваться различным подчиненным на доработку, пока не будет создан нужный вариант. Групповая технология заключается в том, что работы выполняются на одном стационарном объекте (например, строящийся) последовательно или параллельно, в зависимости от ситуации. Следующим элементом внутренней среды без которого не может существовать ни одна организация - это люди. Люди - ценная составная часть в менеджменте организации, ведь благодаря квалифицированным личностям достигаются поставленные цели. В современном динамичном мире внешняя среда организации должна быть гибкой, что достигается за счет принятия инновационных решений, своевременным применением организационных изменений и эффективно построенной организационной культуре предприятия. Организационная культура - это исторически сложившиеся общие традиции, ценности, убеждения, формальные и неформальные правила поведения администрации и персонала, которые выдержали испытание временем. Организационная культура позволяет достигать гармонии в коллективе, воспитывать у работников преданность организации, повышает производительность труда, улучшает процесс коммуникации между руководителями и подчиненными. 1.3 Методики исследования внутренней среды предприятия Одной из самых распространенных и популярных методик исследования внутренней среды предприятия является SWОT-анализ. Он позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и угрозы рынка. Исследователи по итогам применения всех предварительных методов анализа должны сравнивать внутренние силы и слабости своей компании с возможностями и угрозами рынка. Исходя из качества соответствия, делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге происходит распределение ресурсов по сегментам. Методология SWОT-анализа предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее — установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегий организации. [16, с. 144] Сильные и слабые стороны — это элементы внутренней среды, в которые могут быть заложены самые разнообразные аспекты деятельности организации. Сила — это то, в чем компания преуспела, или какая-то особенность, которая может ей предоставить дополнительные возможности развития бизнеса. Слабость — это отсутствие чего-то важного для функционирования компании, то, что ей не удается (в сравнении с другими), или нечто, ставящее ее в неблагоприятные условия. Любой элемент в зависимости от восприятия покупателей может оказаться как силой, так и слабостью. Возможности и угрозы — это элементы внешней среды. Возможности и угрозы находятся вне зоны контроля организации. Они могут рассматриваться как внешние факторы, относящиеся к элементам рыночной среды. Возможности определяются как нечто, дающее фирме шанс сделать что-то новое: выпустить новый продукт, завоевать новых клиентов, внедрить новую технологию и т.п. Угроза — это то, что может нанести ущерб фирме, лишить ее существенных преимуществ. Кроме SWОT-анализа при исследовании внутренней среды используются следующие методики, которые позволяют понять состояние внешней среды предприятия и понять, как она влияет на внутреннюю среду. РЕST-анализ. Макросреда включает общие факторы, которые не касаются напрямую краткосрочной деятельности предприятия, но могут влиять на его долгосрочные решения. Стратегическими факторами макросреды считаются такие направления ее развития, которые, во-первых, имеют высокую вероятность реализации и, во-вторых, высокую вероятность влияния на функционирование предприятия. Изменения макросреды влияют на стратегические позиции предприятия на рынке, воздействуя на элементы микросреды. Поэтому целью анализа макросреды является отслеживание (мониторинг) и анализ тенденций/событий, неподконтрольных предприятию, которые могут повлиять на потенциальную эффективность его стратегии. [15, с. 128] Поскольку число возможных факторов макросреды достаточно велико, то при анализе макросреды рекомендуется рассмотреть четыре узловых направления, анализ которых получил название РЕST-анализ (по первым буквам английских слов роlitiсаl-lеgаl (политико-правовые), есоnоmiс (экономические), sосiосulturаl (социокультурные), tесhnоlоgiсаl (технологические факторы). Цель РЕST-анализа – отслеживание (мониторинг) изменений макросреды по четырем узловым направлениям (табл. 1.1) и выявление тенденций, событий, не подконтрольных предприятию, но оказывающих влияние на результаты принятых стратегических решений [11, с. 157]. Хотя, безусловно, на деятельность предприятия могут оказывать влияние и другие специфические факторы макросреды. Так, природная среда воздействует на деятельность сельскохозяйственных предприятий, на предприятия строительной индустрии. Табл. 1.1 Политико-правовые факторы: - правительственная стабильность; - налоговая политика и законодательство в этой сфере; - антимонопольное законодательство; - законы по охране природной среды; - регулирование занятости населения; - внешнеэкономическое законодательство; - позиция государства по отношению к иностранному капиталу; - профсоюзы и другие группы давления (политического, экономического и т. п.) Экономические факторы: - тенденции валового национального продукта; - стадия делового цикла; - процентная ставка и курс национальной валюты; - количество денег в обращении; - уровень инфляции; - уровень безработицы; - контроль над ценами и заработной платой; - цены на энергоресурсы; - инвестиционная политика Социокультурные факторы: - демографическая структура населения; - стиль жизни, обычаи и привычки; - менталитет; - социальная мобильность населения; - активность потребителей Технологические факторы: - затраты на НИОКР; - защита интеллектуальной собственности; - государственная политика в области НТП; - новые продукты (скорость обновления, источники идей) Этапы проведения анализа: 1. Разрабатывается перечень внешних стратегических факторов, имеющих высокую вероятность реализации и воздействия на функционирование предприятия. 2. Оценивается значимость (вероятность осуществления) каждого события для данного предприятия путем присвоения ему определенного веса от единицы (важнейшее) до нуля (незначительное). Сумма весов должна быть равна единице, что обеспечивается нормированием. 3. Дается оценка степени влияния каждого фактора-события на стратегию предприятия по 5-бальной шкале:[26, с. 124] - «пять» — сильное воздействие, серьезная опасность; - «единица» — отсутствие воздействия, угрозы. 4. Определяются взвешенные оценки путем умножения веса фактора на силу его воздействия и подсчитывается суммарная и взвешенная оценка для данного предприятия. Суммарная оценка указывает на степень готовности предприятия реагировать на текущие и прогнозируемые факторы внешней среды. Анализ внешней среды, который к этапу проведения SWОT -анализа уже должен быть проведен с использованием метода РЕSТ-анализа, может послужить отличной отправной точкой для следующей части SWОT- анализа. [11, с. 184] На первом этапе реализации метода исследователи с учетом конкретной ситуации, в которой находится компания, по итогам предварительно проведенного исследования внешней и внутренней экспертизы, кабинетного изучения источников вторичной информации, различных опросов для получения сводных данных составляют список всех ее слабых и сильных сторон, а также список угроз и возможностей рынка и представляют его в матричном виде. Составление данной матрицы еще называют качественным SWОT -анализом, с которого начинается этап полной реализации метода. На рис. 1.1 приводятся наиболее часто включаемые в метод направления анализа, которые должны быть раскрыты для исследуемого рынка. Рис.1.1 Пример SWОT -анализа SWОT-анализ для любой конкретной компании уникален и может включать одну или несколько позиций из представленного списка, а то и все сразу. Каждый представленный элемент в качественном SWОT-анализе должен быть максимально подробно детализирован для конкретной отрасли и непосредственно исследуемой компании. После того как составлен конкретный, максимально полный список слабых и сильных сторон, а также угроз и возможностей, на втором этапе каждый параметр должен быть с помощью экспертов из числа специалистов отрасли и квалифицированных сотрудников компании, проводящей исследования, оценен по степени значимости его для компании (по шкале: 0 — слабое влияние, 1 — среднее влияние, 2 — сильное влияние). Для компонентов внешней среды по аналогичной шкале должны быть оценены и вероятности наступления представленных возможностей и угроз введением дополнительного столбца в матрицу. В итоге все оцененные элементы внутри каждой из четырех групп должны быть проранжированы по степени важности для организации и размещены в последовательности по убыванию значимости. По итогам, как правило, 5—6 самых значимых элементов из каждой группы переносятся па следующий этап, поэтому они могут быть на количественной матрице сразу выделены цветом. На третьем этапе устанавливаются связи между данными четырьмя группами. Для данных целей составляется конфронтационная матрица SWОT-анализа, схематично представленная на рис. 1.2. Рис. 1.2. Форма конфронтационной матрицы SWОT- анализа Пересечения самых важных для организации, по мнению экспертов, элементов слабых сторон и угроз (зона IV матрицы) выявляют центральную проблему для организации как следствие связи данных элементов для устранения слабых сторон и подготовки к отражению возможных угроз. Пересечения самых важных элементов сильных сторон и возможностей (зона I матрицы) формируют стратегические приоритеты, т.е. каким образом компания планирует использовать свои сильные стороны, чтобы воспользоваться предоставляемыми благоприятными возможностями внешней среды па 100% и устранить центральную проблему Существующими вариантами конфронтации могут быть следующие: • сильная сторона/возможность — лидер рынка/рост рынка; • сильная сторона/угроза — лидер рынка или сильные инновации/растущая конкуренция или увеличивающееся влияние потребителей; • слабая сторона/возможность — низкая валовая прибыль или потеря доли рынка/рост рынка или большой объем рынка; • слабая сторона/угроза низкая валовая прибыль или потеря доли рынка/растущая конкуренция или увеличивающееся влияние потребителей. Таким образом, можно сделать вывод: внутренняя среда организации - это та часть общей среды, которая находится в пределах организации. Основными переменными внутренней среды организации являются: цели, структура, персонал, материальные запасы, технология, НИОКР, менеджмент. ? ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ВЕСТФАЛИКА» 2.1 Общая характеристика предприятия ООО «Вестфалика» - федеральная сеть обувных магазинов, основанная в 2003 году, головной офис находится в Новосибирске. На сегодняшний день в городах Сибири, Урала и Центральной части России работают 100 магазинов компании под брендами «Вестфалика» и «Пешеход».
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Экономика предприятия, 83 страницы
2000 руб.
Дипломная работа, Экономика предприятия, 41 страница
1025 руб.
Дипломная работа, Экономика предприятия, 77 страниц
1925 руб.
Дипломная работа, Экономика предприятия, 52 страницы
2000 руб.
Дипломная работа, Экономика предприятия, 84 страницы
2100 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg