Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Религиозные установки в системе межконфессиональных отношений личности

irina_krut2020 1100 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 44 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.03.2020
Цель исследования – на основе теоретического анализа провести экспериментальное исследование межконфессиональных отношений в обществе В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи: – определить социально-психологическую сущность "религиозной установки" – выявить значение "религиозной установки" в межконфессиональных отношениях – провести эмпирическое исследование и определить проявление "религиозной установки" – провести анализ полученных результатов. Объект исследования – система межконфессиональных отношений Предмет исследования – религиозные установки в системе межконфессиональных отношений личности Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что религиозная установка формируется в процессе социализации и влияет на межконфессиональные отношения личности. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов исследования: теоретические — изучение взглядов психологов на разные аспекты исследуемой проблемы, анализ нормативной документации; эмпирические методы— анкетирования, беседа, дискуссия, диалог, интервью, тестирование, наблюдение, самонаблюдение; методы математической статистики для количественного и качественного анализа эмпирических данных. В исследовании были использованы следующие методики: шкала религиозной ориентации Г. Олпорта, Д. Росса; анкета «Религиозные ориентации» (И. М. Богдановская); шкала социальной дистанции (Э.Богардуса); «Психологический анализ уровня индивидуальной религиозности» (И. Ф. Мягков, Ю. В. Щербатых, М. С. Кравцова). Практическое значение полученных результатов определяется проведением эмпирического исследования, в котором разработка диагностического блока, который позволяет изучить межконфессиональные отношения в обществе. Полученные данные могут быть использованы в дальнейших исследованиях посвященных данной тематике. Апробация результатов исследования Публикации. Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов к главам, общих выводов, списка использованных источников и приложения.
Введение

Актуальность исследования. Феномен религиозности принадлежит к одному из массовых и стойких социокультурных явлений. С древних времен религиозное мировоззрение определяло социальную жизнедеятельность, как отдельных субъектов, так и целых государств. В XXI веке религии не исчерпали своей ценностно-мировоззренческой значимости, поскольку основная часть мирового населения остается религиозной. В конце XIX и XX веков в работах Т. Адорно, Б. Басса, Э. Гидденса, М. Дойча, Л. Козера, К. Маркса, С. Московичи, П. Сорокина, 3. Фрейда, B. Мухиной, Б. Поршнева и др., межгрупповые отношения получили свое концептуальное осмысление. Такие ученые как У. Гадиланст, Г. Тешфел, Д. Тернер, Г.М. Андреева, А.И. Донцов, А.Г. Костинская отдельно остановились на межгрупповом восприятии как перспективной области работы. Также, Г. Горнстейн, Г. Тэшфел, B. Агеев исследовали конкретные сферы межгрупповых отношений: классовые, профессиональные, этнические и религиозные. Современный этап развития исследований характеризуется возрастающим интересом к религиозной и межконфессиональной проблематике. Общественная представленность культурно-религиозных ценностей и процессы конфессиональной вовлеченности нашли отражение в социологических исследованиях В. Борзенко, Ю. Василевского, Ю. Гаврилова, И. Журавлевой, К. Каариайнен, П. Кулакова, Р. Лопаткина, Л. Митрохина, и др. Анализ направлений, в той или иной мере отразивших вопросы межконфессиональных отношений свидетельствует, что данная проблема находится на начальных этапах своей концептуальной разработки и изучена недостаточно. Следовательно, проблема межконфессиональных отношений является важной и особенно актуальной темой. Учитывая актуальность, нами была выбрана тема исследования: «Религиозные установки в системе межконфессиональных отношений личности.».
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 ГЛАВА I. РЕЛИГИОЗНЫЕ УСТАНОВКИ В СИСТЕМЕ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ…………………………...6 1.1. Формирование и особенности религиозной личности. Религиозные установки личности ……………………………………………………….6 1.2. Особенности межконфессиональных отношений в современном Крыму……………………………………………………………………...11 1.3. Концепции межконфессиональных отношений в современной науке..13 Выводы по первой главе………………………………………………………...19 ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ УСТАНОВОК В СИСТЕМЕ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ.........................................21 2.1. Организация и методы исследования……………………………………...21 2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов исследования…….....27 Выводы по второй главе………………………………………………………...38 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...41 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….44 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...49
Список литературы

Отрывок из работы

ГЛАВА I. РЕЛИГИОЗНЫЕ УСТАНОВКИ В СИСТЕМЕ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 1.1. Формирование и особенности религиозной личности. Религиозные установки личности. Психология религии своим центральным предметом исследования рассматривает человека, религиозную личность во всем ее многообразии. Ряд психологов оценивает человека как априорно религиозное существо, при этом уточняя, что человек, по их мнению, всегда принадлежит к какому-либо религиозному сообществу и признает некое религиозное учение. Как правило, под религиозным понимается духовное начало в целом. Считается, что у человека, в отличие от животного, есть не только материальные, но и духовные потребности. По мнению В. Франкла, духовность, свобода и ответственность – это три экзистенциала человеческого существования, которые не просто характеризуют человеческое бытие как бытие именно человека, а те три основания, которые конституируют его в этом качестве. В этом смысле духовность человека - это не просто его характеристика, а конституирующая особенность: духовное не просто присуще человеку, наряду с телесным и психическим, которые свойственны и животным. Духовное – это то, что отличает человека, что присуще только ему, и ему одному. Подобной духовностью обладают и верующие, и агностики, и атеисты [41, с. 234]. Д. Угринович, считает что в первую очередь на формирование религиозной личности, по его мнению, влияет непосредственное окружение человека. При этом он ссылается на представления социологов и социальных психологов, которые различают макро- и микросреду личности. Макросреда – это существующая в данный момент система социальных отношений, в рамках которых данная личность живет и действует. Микросреда – это непосредственное социальное окружение, включающее семью, друзей, родственников, членов контактных групп (на работе, в процессе отдыха, занятий спортом и т.п.), с которыми данная личность систематически общается. Для объяснения причин формирования религиозности индивида в социалистическом обществе (т.е. макросреды, в которой нет условий для формирования религиозности) Д.М. Угринович указывает на важнейшее значение микросреды и, в частности, влияние религиозной семьи и религиозной общины в лице ее активистов и служителей культа [39, с. 92]. Необходимо отметить что, формирование личности начинается в семье. Именно здесь закладываются основы человеческого характера, отношения индивида к окружающим, его социальные и мировоззренческие ориентации. Отношения между ребенком и родителями являются первой формой непосредственных социально-психологических контактов, в которые вступает ребенок и от содержания которых зависит очень многое в его последующем развитии. На основе многочисленных исследований психологи установили, что для ребенка дошкольного возраста родители являются бесспорным и абсолютным авторитетом. Ребенок постоянно, причем часто неосознанно, подражает их действиям, их поведению, их словам. Неудивительно, что в религиозных семьях, где родители молятся, говорят о боге как о высшем существе, управляющем всем на земле и наказывающем людей за их «грехи», создается общая социально-психологическая обстановка, способствующая формированию религиозности ребенка. Еще более интенсивно формируются навыки религиозного поведения у детей в тех семьях, в которых родители или старшие родственники сознательно и целенаправленно воспитывают детей в религиозном духе, в частности заставляют их молиться, читают с ними Библию, разъясняя ее содержание. Постепенно на основе подражания у ребенка формируются не только стереотипы религиозного поведения, но и некоторые элементарные религиозные образы и представления. [ 39, с.238]. В ходе религиозной деятельности и религиозных отношений возникают и воспроизводятся различного рода религиозные психологические явления, обычно именуемые религиозно-психологическим комплексом. Религиозно-психологический комплекс включает многие элементы: религиозные потребности, ценностные ориентации, чувства, общение, стереотипы, привычки, традиции, а также в данный комплекс входят религиозные установки. Его содержание воплощает в себе единство, взаимосвязь и взаимное проявление религиозной идеологии и религиозной психологии. Религиозная потребность относится к духовным потребностям человека. Ее основой служит религиозная вера (различного рода догматы, тексты, представления, свойства, связи и т.д.), находящая свое практическое выражение в культовых действиях верующего. Поэтому религиозную потребность личности можно определить как потребность в отправлении культовых действий, посредством которых осуществляется взаимодействие личности с потусторонним миром. Именно в этом, по мнению исследователей, и заключается специфика религиозной потребности, отличающей, отличающая ее от других потребностей человека [39, с. 267, 309, 103] В данном исследовании будут рассмотрены религиозные установки. Система ценностных ориентаций верующих характеризует их общее отношение к окружающей действительности, общую социальную направленность их сознания и поведения. Однако эта общая социальная направленность реализуется в их отношениях к конкретным событиям, фактам или лицам, в отдельных актах поведения. Поэтому важным элементом религиозно-психологического комплекса являются религиозные установки. Религиозные установки в религиозно-психологическом комплексе играют своеобразную роль. Перед тем как перейти к рассмотрению понятия религиозная установка, рассмотрим понятие «установка». Установка – готовность предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении; обеспечивает устойчивый характер протекания соответствующей деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека. Установка имеет три основные функции: – определяет устойчивый, последовательный целенаправленный характер протекания деятельности, выступает как механизм стабилизации, позволяющий сохранить ее направленность в непрерывно изменяющихся ситуациях. – освобождает субъекта от необходимости принимать решения и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных ранее встречавшихся ситуациях. – может выступить и как фактор, обуславливающий инертность, косность деятельности, затрудняющий приспособление к новым ситуациям. Далее будет, рассмотрение понятия «религиозная установка». Религиозная установка – предрасположенность верующего к определенной оценке тех или иных социальных явлений и готовность к соответствующим действиям, обусловленным этой оценкой [7, с. 5]. В частности, исследователи отмечают, что религиозные установки играют роль своеобразного фильтра по отношению ко всей информации, поступающей к верующему, т.е. вся нерелигиозная информация усваивается «избирательно», в соответствии со сложившимися установками. Несоответствующая же этим установкам информация верующим не воспринимается. Обычно четко проявляются специфические религиозные установки верующих в отношениях с единоверцами и служителями культа, с одной стороны, и c атеистами, неверующими и представителями других конфессий – с другой. У подавляющего большинства глубоко верующих, как правило, существует прочная позитивная установка по отношению к служителям культа и религиозным проповедникам. Например, в баптистских общинах у большинства верующих пресвитер пользуется непрерывным авторитетом, а его слова и указания воспринимаются с особым послушанием и вниманием. Столь же прочна и позитивная установка в отношении единоверцев – «братьев» и «сестер». Важен тот факт, что она как бы фильтрует все те впечатления, которые возникают в процессе общения с единоверцами. Верующий может долго не замечать тех или иных качеств, действий, поступков, которые не согласуются с его представлениями об облике «подлинного христианина». И напротив, все положительное, что он видит у «братьев» и «сестер», обычно приписываются благотворному влиянию веры и религии. Таким образом, раз сформировавшись, позитивная установка к другим верующим и служителям культа накладывает отпечаток на содержание и направленность сознания и поведения верующего. Что же касается характера установки к неверующим, то она также не столь однозначна. Есть верующие, у которых сформировалась прочная отрицательная установка к неверующим. Они составляют незначительное меньшинство. В несколько раз больше число тех, у кого отрицательная установка в отношении неверующих отсутствует или почти отсутствует. Но самую большую группу составляют те, у которых указанная установка хотя и присутствует, но в ослабленном виде, что позволяет им поддерживать дружественные отношения с неверующими. Таким образом, религиозные установки выполняют важную роль в межконфессиональных отношениях. Религиозные установки оказывают большое влияние на социально-политические ориентации и социальную активность людей. Далее более подробно будут рассмотрены такие вопросы как роль религии в современном обществе, религиозная толерантность и межконфессиональное согласие в обществе. 1.2. Особенности межконфессиональных отношений в современном Крыму Крым особый регион, в котором проживают представители многих национальных и религиозных групп. Религиозная и этно-национальная идентичности крымчан тесно переплетены и непосредственно влияют на их общественно-политическую позицию, политическое участие, отражаются в межэтническом и межконфессиональном взаимодействии. Далее будет рассмотрена проблема межконфессиональных отношений в Крыму. Религия в Крыму, в отличие от других регионов, становится мощным источником общественной легитимации и важным механизмом конструирования групповых идентичностей [7, с. 218]. Наиболее многочисленными в АР Крым являются такие конфессии, как православие и ислам. Особенность церковно-религиозной ситуации в Крыму, заключается в наличии многочисленной мусульманской общины, возникшей с возвращением на родину крымских татар. Самой многочисленной (по количеству верующих) конфессией в Крыму является православие. Результаты экспертных опросов, показывают, что характер религиозной и этнической фрагментации в Крыму имел отрицательный характер. Это значит, что в отношениях между представителями различных этнических групп и конфессий по-прежнему сохраняется и даже культивируется дистанция, которая затрудняет положительное развитие этих отношений, взаимное сближение [7, с. 219]. Необходимо отметить, что на развитие межконфессиональных отношений влияет политических фактор, причем данный фактор носит негативный характер. Например, эксперты подтверждают использование властями этнорелигиозных различий, участие этнических, религиозных организаций в политической агитации в Крыму, а также факты проявления ксенофобии и религиозной нетерпимости со стороны ведущих политиков. Эксперты отмечают, что часто религиозные организации не мотивированы быть толерантными, будучи вовлеченными в межгрупповую конкуренцию. В то же время в подавляющем большинстве случаев религиозные организации, участвующие в конфликтах с религиозной составляющей, не являются их инициаторами и движущей силой. Природа таких конфликтов – политическая. Следовательно, пути устранения конфликтных ситуаций следует искать в политической плоскости [7 с. 220]. Следовательно проведенным исследованиям, большинство крымчан называют характер межконфессиональных отношений на полуострове «нормальным». В подавляющем меньшинстве находятся те, кто считают его «очень хорошим» или «хорошим». Эксперты считают, что имеющиеся данные позволяют говорить о том, что при оценке текущих межконфессиональных отношений среди крымчан растет неопределенность, а при оценке перспектив их развития – пессимизм. Таким образом, отмечают эксперты, поставленная проблема делит жителей Крыма на две относительно равные группы людей, одна из которых отрицает наличие конфликтогенной напряженности между разными религиями в Крыму, а другая не имеет позиции по данному вопросу. Причем представленность в данных группах представителей основных конфессий, представленных в Крыму, является приблизительно идентичной [7, с. 225]. Различные социокультурные группы Крыму по-разному видят пути улучшения межконфессиональных отношений и меры для нераспространения радикальных религиозных организаций.. Конфессионально-церковное самоопределение крымчан тесно связано с этно-национальним. Приведенные факты позволяют утверждать, что религиозная идентичность играет важную роль в самоопределении различных этнонациональных групп в Крыму и оказывает непосредственное влияние на их позицию в межэтническом и межконфессиональном взаимодействии, политические предпочтения. Более того, проведенные исследования разных лет подтверждают, что существует тенденция к усилению такого влияния. Это свидетельствует о том, что эти процессы требуют более детального изучения с тем, чтобы дать объективную оценку роли религиозного фактора в общественнополитических процессах, происходящих в Крыму. 1.3. Концепции межконфессиональных отношений в современной науке В современной науке при изучении проблем межконфессиональных отношений, важное место занимает такой процесс как глобализация. Глобализация – термин для обозначения ситуации изменения всех сторон жизни общества под влиянием общемировой тенденции к взаимозависимости и открытости. Двигателем глобализация выступает современный капитализм, понимаемый как фаза истории человечества и как несущий определенную (неолиберальную) геополитическую и политическую программу. По мысли Р. Робертсона "понятие глобализации относится как к компрессии мира, так и к интенсификации осознания мира как целого... как к конкретной глобальной взаимозависимости, так и осознанию глобального целого в 20 в." [33, с. 35]. М. Уотерс отмечает: глобализация - это процесс, "в ходе которого и благодаря которому определяющее воздействие географии на социальное и культурное структурирование упраздняется и в котором люди это упразднение все в большей мере осознают"[40, с. 3]. Глобализация, многое заимствовав от предыдущих исторических этапов интеграции, все же является принципиально иным феноменом, и она возникла совсем недавно – в последней трети ХХ века, а не в эпоху буржуазных революций, великих географических открытий и, тем более, не во времена “превращения обезьяны в человека”. Эта самая глобализация унифицирует все, чего касается, поэтому в эпоху глобализации представляется возможным объединение всех религий в одну, а уж диалог конфессий – вещь сама собой разумеющаяся. Установлено, что глобализация – неизбежность нашего времени, а кто пытается ей противиться, тот проиграет все, то и религиям ничего не остается, как объединиться. При этом упускают из виду специфику веры в Бога. Не то, что глобализации не боится вера, она вообще ничего не боится, она другой природы. В условиях глобализации возникает возможность более широкого общения государств и людей. Но глубина общения снижается. Религиозные же истины таковы, что их нельзя усвоить внешним образом, они требуют личностного отношения: принятия или несогласия. Глобализация способствует нарастанию поверхностного ко всему отношения. Сфера религии страдает при этом более других. Религии пытаются устоять перед унифицирующими все глобализационными процессами. Глобализация унифицирует внешний слой религии (ее социальные измерения), но не в силах устранить различия в догматах веры – поэтому религия в сути своей полагает предел глобализации; можно с уверенностью утверждать, что мировые религии не уступят унифицирующему влиянию глобализации. Глобализация ведет к нарастанию секуляризации; светские ценности в лице демократических и либеральных норм и идеалов начинают конкурировать с религиозными в области, доселе традиционно религиозной. Религию пытаются “померить” масштабом либеральных ценностей. Религия при этом выглядит догматичной, устаревшей, ретроградной [30, с. 3]. Мир, в очень большой степени ориентирующийся сейчас на либерализм, утрачивает религиозность. Глобализация делает эти процессы глобальными, повсеместными. Таким образом, глобализация внесла дополнительные сложности, еще более затрудняющие межконфессиональные связи. Если столетие назад разные религии в основном исповедовались на своих канонических территориях, и межконфессиональные отношения были “заочными”, то в условиях глобализации исчезли расстояния, отделяющие “территорию” одной религии от другой. Конечно, и много ранее, можно сказать с момента окончательного оформления традиционных мировых религий, эти религии взаимодействовали между собой: так как все эти религии адресованы всем людям, то миссионеры активно несут их истины по всему свету, знания о всех этих религиях распространены повсеместно. В этом смысле религии взаимодействуют уже давно. Но глобализация с помощью средств массовой информации донесла практически до каждого человека некий объем знаний о всех конфессиях, в том числе и о новых деноминациях. Необходимо отметить, что были массовые попытки внедрить в сознание людей мысль о том, что религия отделена не только от государства, но и от жизни человека и общества в целом. Попытка формирования морали общества без религиозной составляющей привела к нравственному кризису, в котором находится современное общество. Сейчас мы можем видеть, если не активное обращение людей в религию, то, по крайней мере, идентификацию себя с культурой, базисом которой является конкретное религиозное учение. Многие люди именно в религии видят тот, нравственный стержень способный исправить современной состояние общества. Этот процесс, наряду с нравственным ростом, влечёт зам собой и проблемы связанные с сосуществованием разных религиозных учений на одном пространстве. В современном обществе, одной из самых главных проблем становится проблема преодоления религиозных конфликтов. Для решения этой проблемы основным средством может стать только формирования менталитета конкретного человека и сообщества, основанного на уважении религии и традиций всех окружающих людей. Для определения природы таких конфликтов, можно выделить классификацию основных мотивов, приводящих к противостоянию: – связанные с неуважением доминирующей религиозной группы по отношению к религиозному меньшинству; – направленные на утверждение меньшинства на исторической «территории» доминирующей религиозной группы. Часто такие попытки оборачиваются «вызовом» местным традициям с требованиями принятия традиций меньшинства.; – с чувством оскорблённости представителями одной из религиозных групп своих религиозных чувств представителями другой(их) религиозной группы, или представителями общественности. Часто такие конфликты могут не иметь под собой повода; – использование политическими силами религиозных чувств людей, для достижения необходимых им целей. Политические партии, которые перед выборами декларируют свою приверженность к конкретной религиозной группе; – религиозный фундаментализм. Несмотря на то, что в массах принято определять понятие «религиозный фундаментализм» как сугубо исламский феномен – изначально неправильное восприятие действительности, поскольку сегодня он присущ для всех конфессий, религиозных течений и сект. – религиозная неграмотность. Проблемы возникали не только между представителями разных Если исследовать существующие сегодня религиозные учения, те которые принято называть «мировыми религиями», то можно обнаружить, что у них есть многовековой опыт мирного сосуществования, который необходимо использовать в сегодняшней ситуации. На религиозных лидерах лежит очень важная задача, научить последователей своих религий уважению к представителям других религиозных групп. Это можно достигнуть через изучение своей собственной религии. Все «мировые религии» учат любви и уважению к окружающим. Именно на этом учении о любви и нужно основывать формирование менталитета современного человека. Человек, который хорошо знает основы учения, которому он следует, менее податлив на провокации. Религиозным организациям необходимо помнить о том, что они живут в правовом поле государства. Все религиозные лидеры сегодня декларируют, что уважение к окружающим религиям это основа их учения [30, с. 5]. Необходимо отметить, что многие религиозные организации сегодня не только декларируют такие принципы, но и ведут подобную работу среди своих последователей. Сегодня усилиями представителей религий и религиозно-ориентированной интеллигенции идет процесс осознанного стремления выработать некое общее интеллектуальное поле, которое бы, с одной стороны – гасило рецидивы взаимных претензий в духовно-богословской сфере, а с другой – шаг за шагом формировало культуру терпеливо слушать и понимать логику оппонирующей стороны, т.е. формировало культуру диалога. Таким образом, в условиях глобализации развитие общества и государства предполагает воздействие совокупности социальных и политических факторов, влияющих на процесс социализации, то есть процесс глобализации неизбежен, следовательно, неизбежно столкновение конфессий, но при этом, необходимо отметить, что наиболее приемлемым способом разрешения межконфессиональных конфликтов является толерантность. Толерантность, прежде понимаемая как инструмент предотвращения нежелательных социальных конфликтов, стала теперь одной из фундаментальных ценностей современного мира. Далее в исследовании, феномен религиозной толерантности будет рассмотрен более подробно.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 71 страница
1775 руб.
Дипломная работа, Психология, 62 страницы
650 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg