Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Договор перевозки грузов автомобильным транспортом.

irina_krut2020 1700 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 68 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.03.2020
Объектом данного исследования являются общественные отношения по обеспечению перевозок грузов автомобильным транспортом. Предмет настоящего исследования выступают правовые нормы, на основании которых организуется и осуществляется деятельность перевозки грузов автомобильным транспортом, а также материалы правоприменительной практики. Среди работ, посвященных перевозкам именно таким видом транспорта необходимо упомянуть работы по грузовым перевозкам автомобильным транспортом: 1. Витрянский В. В. Гражданско – правовое обеспечение сохранности грузов при перевозках автомобильным транспортом: Дис. канд. юрид. наук. - М., 1986. 2. Витвицкий Е .Е. Теория транспортных процессов и систем (грузовые автомобильные перевозки): Учебное пособие. – Омск: СибАДИ. 2010 – 207 с. 3. Журавлев Р. В. Технология перевозного процесса на автомобильном транспорте: Практикум. Часть 1. М., 2015. Методы исследования составляют частно – научные и общенаучные методы познания: нормативно – логический, исторический, сравнительного правоведения, аналитический, синтеза, системно – правовой и другие. Общее направление исследования определено с помощью диалектического метода, формирующего последующие методологические установки. Среди наиболее востребованных автором необходимо отметить нормативно – логический и сравнительный методы. На основании полученных теоретических результатов разработаны предложения по совершенствованию действующего законодательства о перевозке грузов автомобильным транспортом. Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные в дипломной работе выводы и предложения в определенной мере дополняют и развивают соответствующие разделы гражданского и предпринимательского права, могут служить основой для дальнейшей разработки вопросов, теории договора автомобильной перевозки грузов. Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что содержащиеся в работе положения и выводы могут быть использованы в нормотворческой деятельности для разработки и внесения предложений по совершенствованию законодательства в сфере оказания транспортных услуг, разработки моделей правового регулирования перевозок автомобильным транспортом, выработки рекомендаций для перевозчиков, в том числе, касающихся вопросов юридической ответственности за нарушение обязанностей сторонами договоров перевозки груза. Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения и списка литературы.
Введение

Актуальность темы исследования. Транспорт является важнейшей отраслью экономики России, которая обеспечивает производственные связи, обмен продукцией между различными районами страны и ее внешней торговлей. На современном этапе развития отечественной экономики ведущим видом транспорта в транспортной системе является автомобильный транспорт, играющий ключевую роль в обеспечении экономического роста и социального развития страны за счет опережающего развития по отношению к другим видам транспорта. Ускоренное развитие автомобильного транспорта, в современной России обусловлено следующими основными факторами: ? около 80% производственных и транспортно – распределительных структур, а также большинство населенных пунктов страны не имеют других подъездных путей, кроме автомобильных, что предопределяет в этих условиях безальтернативное использование автомобильного транспорта; ? известные объективные преимущества автомобильного транспорта обеспечение доставки грузов партиями, возможность организации работы «с колес», доставка «от двери до двери», скорость, гибкость, мобильность, надежность позволяет рассматривать его как наиболее рыночно ориентированный вид транспорта. За последние годы автомобильный транспорт выполняет свыше 55% объемов внутренних грузовых перевозок страны, с тенденцией увеличения этой доли, являясь, таким образом, «главным перевозчиком» для растущих секторов экономики России. Автомобильному транспорту нет адекватной альтернативы при перевозках дорогостоящих грузов на небольшие и средние расстояния, в транспортном обеспечении розничной торговли, производственной логистики, строительной индустрии, агрокомплекса, а также малого бизнеса, что подтверждается соответствующими объемами перевозок грузов и значительной автотранспортной составляющей в стоимости продукции отдельных секторов экономики: в промышленности доля автотранспортных издержек составляет не менее 15%, в 3 строительстве до 30%, в сельском хозяйстве и торговле до 40% и более. Суммарно эти издержки, с учетом выполнения погрузочно – разгрузочных и складских работ, составляют не менее 400 млрд. руб. в год или около 6% от ВВП страны. С учетом ускорения – экономических процессов, характерными тенденциями в сфере автомобильных перевозок последних лет становятся: широкое привлечение транспортно – экспедиционных, страховых и логистических компаний для организации и осуществления перевозок грузов автомобильным транспортом; изменение роли перевозчика, который выступает на рынке транспортных услуг не только как перевозчик, но и как организатор всего процесса; частое использование мультимодальных (смешанных) перевозок с участием нескольких видов транспорта. С правовой точки зрения современный этап развития автомобильных перевозок характеризуется расширением свободы выбора контрагента в договоре перевозки грузов автомобильным транспортом по сравнению с советским периодом, когда преимущественно планово – административные начала хозяйствования предписывали порядок выбора контрагентов и определения содержания заключаемых договоров. Следует, однако, учитывать, что и современное российское транспортное законодательство содержит немало обязательных для участников таких договоров предписаний, содержание и практика исполнения которых далеки от исчерпывающего освещения в текущей цивилистической литературе. Степень научной разработанности темы исследования составили труды таких ученых, как: М.К. Александров-Дольник, М.М. Агарков, В.К. Андреев, В.А. Булов, М.И. Брагинский, А.Г. Быков, В.В. Витрянский, Г.С. Гуревич, В.А. Егиазаров, Н.Д. Егоров, Н.Ю.Ерпылева, В.В. Залесский, О.С. Иоффе, А.Г. Калпин, А.Д. Кейлин, О.М. Козырь, Г.Б. Леонова, А.Л. Маковский, Н.С. Малеин, В.К. Мамутов, М.М. Марголин, А.И. Масляев, Д.И. Мейер, Н.О.Нерсесов, Т.Е. Новицкая, Г.В. Отнюкова, В.Ф. Попондопуло, Б.И. Пугинский, А.И. Покровский, Я.И. Раппопорт, Г.П. Савичев, О.Н. Садиков, В.Т. Смирнова, Е.А. Суханов, И.А. Танчук, А.А. Тиле, Н.Д. Титов, Ю.К. Толстой, Б.Е. Хаскельберг, А.И. Хаснутдинов, М.Е. Ходунов, Х.И. Шварц, Г.Ф. Шершеневич, К.К. Яичков и другие. Актуальность и недостаточность исследования проблем регулирования договорных отношений в сфере автомобильных перевозок грузов обусловили выбор темы, постановку цели и задач исследования. Цель настоящего исследования заключается в изучении системы правового регулирования грузовых перевозок автомобильным транспортом, обнаружении недостатков правового регулирования и выработке предложений, направленных на совершенствование законодательства в указанной сфере, а также практике его применения. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: – исследовать правовую природу, роль, значение и место общественных отношений, связанных с организацией грузовых перевозок автомобильным транспортом, как института гражданского права, определить элементы системы оказания транспортных услуг; – рассмотреть действующую систему правового регулирования организации грузовых перевозок автомобильным транспортом; – исследовать предмет договора перевозки груза автомобильным транспортом, а также других элементов содержания указанного договора; –выявить особенности правового регулирования формы и порядка заключения договора перевозки груза автомобильным транспортом; – рассмотреть особенности применения мер гражданско – правовой ответственности по договору перевозки груза; – разработать комплекс мер, позволяющих оптимизировать правовое регулирование перевозки грузов автомобильным транспортом, в том числе, по изменению норм Гражданского кодекса РФ в части регулирования договора перевозки, а также выработать рекомендации и предложения по проекту нового Устава автомобильного транспорта.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3 ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВАВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ 1.1 Понятие и отличительные черты (правовая природа) договора перевозки грузов автомобильным транспортом…………………………….8 1.2 Правовое регулирование договора перевозки грузов автомобильным транспортом………………………………………………………………….19 1.3 Стороны и предмет договора перевозки грузов автомобильным транспортом………………………………………………………………….25 ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ 2.1 Права, обязанности и ответственность перевозчика по договору перевозки грузов автомобильным транспортом…………………………...33 2.2 Права, обязанности и ответственность грузоотправителя и грузополучателя по договору перевозки грузов автомобильным транспортом………………………………………………………………….39 ГЛАВА 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ И РАСТОРЖЕНИЕ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВАВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ 3.1 Порядок заключения договора перевозки грузов автомобильным транспортом………………………………………………………………….42 3.2 Изменение и расторжение договора перевозки грузов автомобильным транспортом……………………………………………….47 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...62 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...66
Список литературы

1. Нормативно-правовые акты Российской Федерации 1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправкахк Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31.Ст. 4398. 2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // СЗ РФ. 1994 № 32. Ст. 3301; 2015. № 27. Ст. 3945. 3.О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 08.03.2015 № 42-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. URL:http://www.pravo.gov.ru. 4.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: закон РФ от 14.11. 2002 № 138-ФЗ (ред. от 06.04.2015) // СЗ РФ. 2002 № 45. Ст. 4532; 2015. № 10. Ст. 1393. 5.О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации: Указ Президента РФ от 18.07.2008 № 1108 (ред. от 29.07.2014) // СЗ РФ.2008. № 29 (ч. 1). Ст. 3482. 6.Гражданский кодекс РСФСР: утв. ВС РСФСР 11.06.1964 (ред. от26.11.2001) // Ведомости ВС РСФСР, 1964. № 24. Ст. 407; Свод законовРСФСР, Т. 2. С. 7. 7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // СЗ РФ. 1996 № 5. Ст. 410. 8. Федеральный закон «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 № 16-ФЗ // СЗ РФ. 2007 № 7. Ст.837. 9. Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ // СЗ РФ. № 27. Ст. 2701. 10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 05.02.2018) // СЗ РФ. 1995 № 50. Ст. 4872. 11. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ // СЗ РФ. 2011 № 19. Ст. 2716. 12. Федеральный закон от 14.06.2012 № 78-ФЗ // СЗ РФ. 2012 № 25. Ст.3268. 13. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 01.05.2017) «О защите прав потребителей» // Верховный Совет РФ. 1992 № 15. Ст. 766. 14. Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 (ред. от 12.12.2017) «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». 15.Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 № 259-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. 2007 № 46. Ст.5555. 2. Научная и учебная литература 16.Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права: Товар. Торговые сделки. 4-е изд., Т. 2. - М.: Статут, 2003. 678. 17. Агарков М.М. Обязательство по советскому гражданскому праву. - М.: Юридическая литература. 1940. 546 с. 18. Иоффе О.С. Красавчиков О.А. О критике науки и научности критики // Иоффе О.С. Избранные труды по гражданскому праву: Гражданское правоотношение. Критика теории «хозяйственного права». 3-е изд., испр. – М.: Статут, 2009. 782 с. С. 746-762. 19. Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. Кн. 4 - М.: Статут. 2006.134 с. 20. Витрянский В.В. Договор перевозки. - М.: Статут. 2001. 462 с. 21. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 4. - М.: Статут. 2003. 676 с. 22. Гражданское право: Учебник. Ч. 2. / Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. – М., Проспект. 2007. – С.381. 23. Гражданское право России. Часть вторая. Обязательственное право: Курс лекций. / Отв. ред. Садиков О.Н. – М., Издательство БЕК. 2004. – С.386. 24. Хаскельберг Б.Л. Обязательство перевозки груза по советскому праву: Автореф. дис. докт. юрид. наук. – Томск.1969. – С.15. 25. Мурзин Д.В. Ценные бумаги - бестелесные вещи. Правовые проблемы современной теории ценных бумаг. – М., Статут. 1998. – С.111. 26. Савичев Г.П. Быков А.Г., Половинчик Д.И. Основы автотранспортного права. – М.: Юрид. лит., 1974. – 328 с. // Советское государство и право. - М.: Наука, 1976, № 3. - С. 153. 27. Советское гражданское право. Часть особенная: Перевод с эстонского / Лаасик Э.; Под ред.: Тынисмяэ Э.; Пер.: Литвинов В. – Таллин: Валгус, 1980. - 572 c. 28. Торговое право. Конспективный курс лекций по торговому и вексельному праву: Посмертное издание / Нерсесов Н.И.; Испр. и доп.: Гусаков А.Г. – М.: Тип. «Рассвет», 1896. – 275 c. 29. Морозов С.Ю. Договоры, регулирующие перевозки грузов в прямом смешанном сообщении // Юрист. – 2005. – № 8. – С. 23. 30. Смирнов В.Т., Яковлева В.Ф. Проблемы перевозки и материально-технического снабжения. – Л., Изд-во ЛГУ. 1978. – С. 186-187. 31. Шварц Х.И. Правовое регулирование перевозок на автомобильном транспорте. – М., Юрлитиздат. 1966. – С.83. 32. Изволенский В.Н. Правовые вопросы железнодорожных перевозок. – М., Юридическая литература. 1955. – С.84. 33. Гражданское право России. Часть вторая. Обязательственное право: Курс лекций. / Отв. ред. Садиков О.Н. – М., Издательство БЕК. 2004. – С. 98. 34. Боровик И. Ответственность перевозчика за нарушение обязательств перевозки грузов // Транспортное право. – 2007. – № 1. – С. 17. 35. Артюхов А.А. Штраф – не средство обогащения // ЭЖ-Юрист. – 2008. – № 1. – С. 6.
Отрывок из работы

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ 1.1 Понятие и отличительные черты (правовая природа) договора перевозки грузов автомобильным транспортом В российской гражданско – правовой науке укоренилось понятие «транспортные договоры», под которыми понимаются гражданско – правовые договоры, используемые в области транспортной деятельности. Основным звеном системы всех транспортных договоров принято считать договор перевозки. Говоря о важности данного вида транспортных отношений, следует выделить то, что договор перевозки в частности начинает свое законодательное формирование еще в дореволюционном российском гражданском праве. До революции 1917 года российское гражданское законодательство рассматривало договор перевозки в качестве отдельного вида договора подряда, не признавая его самостоятельным договором. Вместе с тем гражданско – правовая концепция того периода исходила из самостоятельного характера договора перевозки и потребности предоставления его подробного регулирования. Г.Ф. Шершеневич дает определение договора перевозки как соглашения, «в силу которого одна сторона, перевозчик, обязуется за вознаграждение доставить принятые ею от другой стороны, отправителя, вещи, сухим путем или водой, своими средствами передвижения, в назначенное место, где и сдать определенному лицу, получателю». Не сложно отметить то, что приведенное определение мало чем отличается от определений, даваемых в нынешней литературе, основанных на действующем законодательстве. Таким образом, Г.Ф. Шершеневич при классификации гражданско – правовых договоров отводил договору перевозки самостоятельное место в категории договоров на предоставление пользования чужими услугами. В период подготовки проекта Гражданского Уложения, у российских цивилистов уже не было сомнений в том, что договор перевозки должен быть признан самостоятельным гражданско – правовым договором. Согласно проекту Гражданского Уложения по договору перевозки перевозчик обязуется за вознаграждение (провозную плату) доставить сухим путем или водой в указанное место пассажиров либо вверенный ему, перевозчику, отправителем груз и сдать последний в месте назначения определенному лицу (получателю). Согласно идеи создателей, нормы уложения должны были обхватить весьма широкую область правоотношений, возникающих при перевозке грузов, пассажиров и багажа различными видами транспорта. Поэтому проект включал в себя все общие положения, относящиеся к разнообразным видам перевозок, тем самым обеспечивалось единообразное регулирование сходных правоотношений, вытекающих из перевозки грузов, пассажиров и багажа. Ранее само определение договора перевозки включало в себя указание на все основные элементы данного договора: ? лиц, участвующих в заключении и исполнении договора перевозки; ? основное обязательство перевозчика; ? основное право требования перевозчика; ? основные виды перевозок. Таким образом, до революции 1917 года договор перевозки рассматривался в качестве самостоятельного гражданско – правового договора, который являлся двусторонним, возмездным, реальным. Анализ положений дореволюционного российского гражданского законодательства, регулировавших договор перевозки, хотелось бы еще раз отметить высокий уровень понимания российскими правоведами той поры сущности и значения договора перевозки, его места среди иных гражданско – правовых договоров. В Советский период придавалось большое значение развитию транспорта как одного из основных звеньев единого народнохозяйственного комплекса страны. Устойчивыми темпами возрастали объемы пассажирских и грузовых перевозок. Но признание отношений по перевозке договорными в то время пришло не сразу. В течение большей части советского периода нормы о договоре перевозки отсутствовали в кодифицированных актах гражданского законодательства. Например, Гражданский кодекс РСФСР 1922 года не включал каких – либо норм, направленных на регулирование договора перевозки. С переходом к жесткому административно – правовому регулированию общественных отношений в сфере хозяйствования, по мнению некоторых цивилистов, побудительным основанием для вступления в отношения по перевозке грузов стали плановые акты, порождающие соответствующие обязанности. Следствием подобных взглядов явилась так называемая односторонне сделочная или бездоговорная концепция зарождения перевозочных отношений. Ее сторонники утверждали, что сдача и принятие груза к перевозке совершаются во исполнение обязанностей и в особом договорном оформлении не нуждаются. Только в Основах гражданского законодательства СССР и союзных республик 1961 года появилась отдельная глава, посвященная договору перевозки - гл. 9 «Перевозка». Однако включалось весьма незначительное число норм, положительно регулирующих отношения, связанные с перевозками грузов, пассажиров и багажа, они скорее узаконили существующую систему правового регулирования договора перевозки. Об этом свидетельствует, в частности, норма, содержавшаяся в ст. 72 Основ, согласно которой условия перевозки грузов, пассажиров и багажа и ответственность сторон по этим перевозкам в соответствии с Основами определяются уставами отдельных видов транспорта и издаваемыми в установленном порядке правилами. Указанные положения были воспроизведены в гражданских кодексах союзных республик, содержавших также более развернутые положения об автомобильных перевозках, регулирование которых входило в компетенцию союзных республик, об этом свидетельствуют статьи Гражданского кодекса РСФСР 1964 года. В Основах гражданского законодательства 1961 года и Гражданском кодексе РСФСР 1964 года содержались определения договора перевозки грузов. Так договором перевозки грузов признавался такой договор, по которому транспортная организация (перевозчик) обязуется доставить вверенный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и ответственность сторон по этим перевозкам должны были определяться, в соответствии с Гражданским кодексом 1964 года, Уставом автомобильного транспорта РСФСР, утверждаемым Советом Министров РСФСР, и издаваемыми в установленном порядке правилами автомобильных перевозок. Договор автомобильной перевозки отличался определенными особенностями. На автомобильном транспорте не грузоотправитель доставляет груз к пункту погрузки, а автотранспортное предприятие передает свои машины под погрузку грузоотправителю. Тем самым транспортный процесс начинается не с момента принятия конкретного груза к перевозке, но гораздо раньше, и не на транспортном предприятии пункта отправления, а на территории грузоотправителя. Отсюда на автомобильном транспорте широкое распространение получили так называемые организационные договоры. К ним относятся: годовые договоры на перевозку грузов и годовые договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов на станции железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты. В отличие от договора перевозки конкретного груза, по годовому договору не производилась транспортировка материальных ценностей. Он регулировал отношения сторон по организации будущих перевозок. Действующим в то время законодательством был установлен специальный порядок заключения годовых договоров. Следует отметить, что рассматриваемые в настоящей работе организационные договоры – это по сути своей договоры автомобильной перевозки. Отсутствие в Основах гражданского законодательства 1961 года и Гражданского кодекса 1964 года определения организационных договоров перевозки являлось пробелом в законодательстве и не могло служить основанием для противопоставления их договорам перевозки конкретного груза. Соответствующее определение организационных договоров содержится в Уставе автомобильного транспорта и других нормативных актах. Организационные и разовые договоры регулировали одну сферу отношений – отношения по перевозкам грузов, с той лишь разницей, что организационные договоры были призваны регламентировать отношения сторон на первой, организационной, стадии перевозочного процесса, а договоры перевозки конкретного груза оформляли непосредственный процесс перемещения груза. Основной особенностью советского периода, оказавшей сильнейшее воздействие на договор перевозки груза, являлось всеобъемлющее планирование грузовых перевозок. Глобальное планирование грузовых перевозок объяснялось особой ролью транспорта как связующего звена между сферами производства и потребления. Так, О.С. Иоффе указывал: «Объектом социалистического планирования является как производство продукции, так и ее реализация. Поскольку транспорт обеспечивает связь производства со сферами обращения и потребления, естественно, что и деятельность по транспортировке произведенной продукции также становится объектом планирования. В то же время сам характер транспортной деятельности как вспомогательный по отношению к обслуживаемым им сферам обусловливает необходимость при составлении планов перевозки грузов опираться на плановые показатели производства, снабжения и товарооборота». С принятием Гражданского кодекса 1994 года и обновлением транспортных уставов и кодексов планирование перевозок грузов приобрело технико – экономический, а не административно – правовой характер. Это кардинально изменило подходы к оценке правовой природы отношений, складывающихся на стадии подготовки перевозочного процесса. Некоторые ученые высказываются в том смысле, что «из факта подачи грузоотправителем и принятия перевозчиком заявки возникают типичные двустороннее гражданско – правовые обязательства: перевозчик обязан подать грузоотправителю под погрузку, а грузоотправитель – использовать транспортные средства для перевозки груза, указанного в заявке, и в срок, установленный заявкой». Отсюда автор этой точки зрения В.В. Витрянский приходит к выводу о том, что «источником обязанностей перевозчика и грузоотправителя является их соглашение, заключаемое путем подачи заявки и ее принятия, которое не может быть не чем иным, как договором». В данной главе подробно рассмотрен договор перевозки груза автомобильным транспортом. Раскрыта его сущность и значение для регулирование отношений. А также представлен анализ развития договора перевозки груза по вехам истории: в дореволюционный, советский и современный периоды, в каждом из которых выделены свои особенности. Понятие договора перевозки представлено в Гражданском кодексе РФ, которое определяется как соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав или обязанностей (т.е. двух или многосторонняя сделка). Стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, но не противоречащий существующему законодательству. К договорам применяются правила о двух - и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 ГК РФ. Из заключенных договоров возникают обязательственные правоотношения, устанавливающие юридически обязательные взаимосвязи их участников. Также в Гражданском кодексе РФ содержится целая глава, посвященная перевозкам, в которой в частности есть четкое определение договора перевозки груза. По данному договору перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату. Одной из форм, с помощью которой регулируются взаимоотношения сторон в процессе организации перевозок грузов, является договор об организации перевозок грузов. Исходя из определения договора видно, что он является возмездным, двусторонним, публичным иреальным. Он считается заключенным с момента принятия груза перевозчиком от отправителя. Договор перевозки является публичным, поскольку в силу закона, иных правовых актов, а также лицензии на перевозку вытекает обязанность перевозчика осуществлять перевозки по обращению любого гражданина или юридического лица. Договор перевозки заключается в письменной форме. Письменной формой договора перевозки груза автомобильным транспортом являются транспортная накладная. В ней указываются сведения о грузе (наименование, количество, способ определения веса и др.), отправителе, получателе, расстояние перевозки, стоимость перевозки. Как правило, транспортная накладная оформляется грузоотправителем. Однако по согласованию сторон документ может составляться и перевозчиком. Грузоотправитель вместе с транспортной накладной передает перевозчику все документы, требуемые санитарными, таможенными, карантинными и иными правилами (карантинный сертификат, карантинное разрешение, ветеринарное свидетельство и другие документы, выдаваемые компетентными органами). Транспортная накладная как документ имеет свои функции. Он является доказательством заключения договора и дает право на распоряжение грузом. Предметом данного договора выступает оказание транспортных услуг по перевозке груза. Участниками в договоре перевозки груза автомобильным транспортом являются грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель. В качестве грузоотправителей могут выступать как организации, так и граждане. По мнению М.И. Брагинского, в качестве перевозчика чаще всего выступает специализированная транспортная организация. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный отправителем груз по назначению и выдать его грузополучателю, а отправитель – внести за перевозку установленную плату. Права и обязанности сторон являются содержанием договора перевозки грузов автомобильным транспортом. Но данный вопрос более подробно изучен во второй главе дипломной работы. Также далее представлена ответственность сторон по договору перевозки, так как эти данные содержатся в нормативных актах и иных документах, регулирующих договор транспортной перевозки грузов. В данном параграфе изучены основные особенности и характеристики договора перевозки груза автомобильным транспортом, такие как понятие, предмет, стороны, условия, форма и другие. Заключая договор аренды, арендодатель предоставляет арендатору во временное владение и пользование транспортное средство. Арендовать можно не только автомобильный транспорт, но и воздушный, водный, железнодорожный, специализированный. Услуги по управлению транспортом и его технической эксплуатации при этом не оказываются (статья 642 ГК РФ). Это достаточно простой договор, к существенным условиям которого относят указание предмета договора и описание объекта аренды. Транспорт, который передается арендатору, должен быть описан подробно, с указанием индивидуальных признаков, которые отличают его от похожих транспортных средств. Описание объекта аренды должно включать в себя (на примере автомобиля): ?марку, модель и цвет транспортного средства; ?идентификационный номер (VIN); ?номер и модель двигателя; ?государственный регистрационный номер (знак). Срок аренды транспорта определяется общими положениями об аренде, поэтому если срок в договоре прямо не указан, то будет считаться, что он заключен на неопределенный срок. Транспортные договоры относятся к возмездным договорам, поэтому размер и порядок оплаты за пользование транспортом должен быть указан в тексте. Если же условие об оплате не прописано, то она будет равна обычно применяемой при аренде аналогичного транспорта при сравнимых обстоятельствах. И все же, пренебрегать указанием порядка и размера оплаты не стоит. Это может вызвать не только споры об исполнении сторонами своих обязательств, но и лишить их возможности указать выгодные для себя условия. Арендная плата за транспорт может выражаться не только в виде денежных сумм. Арендатор может рассчитаться с арендодателем и по-другому: ? определенной долей доходов или продукции, полученных в результате использования арендованного транспорта; ? оказать арендодателю какие – либо услуги; ?предоставить арендодателю право пользования какой – либо вещью, находящейся в собственности; ?передать арендодателю в собственность какую – ни будь вещь, товар, материалы; ?обязаться улучшить за свой счет арендованное имущество (например, отремонтировать или заменить детали). По общему правилу, арендатор транспортного средства имеет право сдавать его в субаренду, при этом согласия арендодателя на это не требуется. Если собственник транспорта против такой возможности, то такое условие надо включить в текст договора. Запретить же использовать арендованный транспорт в договорах с третьим лицами арендодатель не может. Арендатору не требуется согласия арендодателя (а указанное в тексте такое условие будет неправомочным) на оказание услуг по перевозке грузов и пассажиров, буксировке, проведении геологоразведочных работ и другие. Здесь учитывается только целевое использование транспорта, указанное в договоре аренды, а если оно не прописано, то его основное назначение (например, только для перевозки пассажиров или исключительно для перевозки опасных грузов). По сравнению с договором аренды помещения, обязанность арендатора транспортного средства по его текущему и капитальному ремонту указана императивно, т.е. переложить эту обязанность на собственника транспорта Гражданский кодекс не позволяет (статья 644). А вот расходы на содержание транспорта (диагностика, техобслуживание, мойка) и расходы, связанные с его эксплуатацией (ГСМ, расходы на парковку и стоянку), можно переложить на арендодателя полностью и частично. Это же относится к расходам на страхование самого транспорта и ответственности при его эксплуатации. По крайней мере, такое право у сторон договора аренды транспорта без экипажа есть (статья 646 ГК РФ). Передается транспорт в аренду по акту приемки – передачи вместе с регистрационными документами на него. Если в момент приемки арендатор обнаружил в транспорте недостатки, которые можно устранить, то он может потребовать (по выбору): ?устранить недостатки за счет арендодателя; ?уменьшить арендную плату на сумму, равную ожидаемым расходам на устранение недостатков; ?возместить в дальнейшем расходы на устранение недостатков; ?заменить транспортное средство на аналогичное, в полностью исправном состоянии. Арендатор не может впоследствии предъявлять претензии к недостаткам, если они были указаны в договоре, и арендатор был согласен на аренду такого транспорта, а также если он знал о них до заключения договора или не мог их не заметить во время осмотра. В отличие от договора аренды недвижимости, арендатор транспорта не имеет преимущественного права продления договора на новый срок. Если арендатор заинтересован в длительном пользовании конкретным транспортным средством, стоит заранее предусмотреть условие о его выкупе. Выкупная стоимость транспорта может быть выделена в договоре одной суммой, дополнительно к арендным платежам, а может включаться в арендные платежи. В этом случае после уплаты всех арендных платежей и составления акта взаиморасчетов транспорт перейдет в собственность арендатора. 1.2 Правовое регулирование договора перевозки грузов автомобильным транспортом Перевозка разнообразных грузов автомобильным транспортом весьма распространенная и важная услуга. Транспортировка груза автомобильным транспортом, как и любой процесс такого сложного и требующего высокой организации уровня, сопряжен с определенными рисками. Чтобы упорядочить процесс грузоперевозок автотранспортом, соблюсти интересы и права сторон, обеспечить выполнение услуги в правовом поле, были разработаны определенные правила и принципы. В Гражданском кодексе Российской Федерации установлены правовые нормы, определяющие следующие виды отношений, возникающих в связи с осуществлением транспортной деятельности: ?услуги по перевозке (гл. 40 ГК РФ), в том числе: особенности перевозки пассажира (ст. 786, 795, 800 ГК РФ); особенности перевозки груза (ст. 785, 791, 792, 796—798 ГК РФ); перевозка транспортом общего пользования (ст. 789 ГК РФ); прямое смешанное сообщение (ст. 788 ГК РФ); провозная плата (ст. 790 ГК РФ); ?перевозки по государственным и муниципальным заказам (гл. 30, подраздел 4; гл. 37, подраздел 5; ст. 790, п. 5 ГК РФ); ?транспортная экспедиция (гл. 41 ГК РФ); ?договор фрахтования транспортного средства (ст. 787 ГК РФ); ?аренда транспортных средств с подразделением на аренду без экипажа или с экипажем (гл. 34, § 3 ГК РФ); ? хранение в камерах хранения транспортных организаций (ст. 923 ГК РФ); ?ответственность за вред, причиненный транспортным средством как источником повышенной опасности (ст. 1079 ГК РФ). ГК РФ установлена возможность осуществления коммерческой деятельности юридическими лицами (в различных организационно – правовых формах) и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица. На транспорте получили распространение обе эти формы предпринимательства. Здесь относительно велика доля государственных и муниципальных организаций. Отчасти это объясняется наличием в транспортном комплексе естественных монополий. Предприятия городского массового пассажирского транспорта (метрополитен, автобус, троллейбус и трамвай) преимущественно относятся к государственному или муниципальному сектору экономики. Транспортные средства представляют собой сложные технические объекты, функционирование которых по назначению невозможно без сохранения их целостности. Поэтому к транспортным средствам применимы положения ст. 133 ГК РФ: «…вещь, раздел которой в натуре невозможен без изменения ее назначения, признается неделимой. Особенности выдела доли в праве собственности на неделимую вещь определяются правилами статей 252, 258».Общие положения о перевозке установлены ст. 784 ГК РФ. Гражданский кодекс вводит понятие договора перевозки. На основании договора перевозки осуществляется перевозка пассажиров, груза и багажа. Следует отметить, что в тех местах ГК РФ, где речь идет об отношениях с использованием транспорта, вместо подробного изложения соответствующих норм всегда приводятся отсылки к «транспортным уставам, кодексам», к законам о прямых (комбинированных) перевозках и о транспортно –экспедиционной деятельности, иным законам. Разделы таких актов, содержащие нормы, регулирующие гражданские правоотношения участников транспортной деятельности, относятся к гражданскому законодательству. Во всех этих документах раскрываются различные особенности грузоперевозок в зависимости от характера груза, его веса, маршрута перевозки. Для того чтобы оформить грузоперевозку необязательно влезать в юридические тонкости данного процесса, но, тем не менее, знать основные нормативно – правовые документы, регулирующие отношения в этой сфере крайне полезно, как заказчикам услуги, так и ее исполнителям. Важные правовые положения, регулирующие перевозки автомобильным транспортом, содержатся в гл. 40 Гражданского кодекса РФ. Пример отношений сторон по предоставлению транспортных услуг, связанные с осуществлением перевозки грузов, регулируемые положениями главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Уставом автомобильного транспорта. Истец (исполнитель) обратился в арбитражный суд с иском к ответчику (заказчику) о признании договоров на транспортные услуги по вывозу кирпича автомашиной КАМАЗ с прицепом не заключенными вследствие несогласования начального и конечного срока выполнения работ, взыскании долга. Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, в удовлетворении исковых требований отказано. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды квалифицировали заключенные договоры как договоры возмездного оказания услуг. Кроме того, сославшись на норму статьи 69 АПК РФ, суды указали, что из вступивших в законную силу судебных актов по другим делам с участием тех же лиц следует, что срок оплаты по договорам не наступил. Суд кассационной инстанции признал вынесенные судебные акты не соответствующими закону в силу следующего. Статья 1 Устава автомобильного транспорта регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации. Устав определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов, а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур. Согласно статье 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. В соответствии со статьей 798 ГК РФ перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок. По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец – предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 85 страниц
850 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 68 страниц
650 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 45 страниц
450 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 59 страниц
1475 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg