Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Реализация модели неформального образования в социально-педагогическом просвещении родителей

irina_krut2020 1750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 70 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.03.2020
Выпускная квалификационная работа выполнена с целью реализации модели неформального образования в социально-педагогическом просвещении родителей. Теоретическая часть выпускной квалификационной работы содержит теоретическое обоснование понятия неформального образования, профессиональных компетенций сотрудников социальных учреждений в работе с родителями, обоснование проблем в сфере социально-педагогического просвещения родителей в деятельности социального учреждения, а также нормативно – правовую базу, регламентирующую социально-педагогическое просвещение родителей. Практическая часть выпускной квалификационной работы включает технологическое обоснование необходимости реализации модели неформального образования в социально-педагогическом просвещении родителей и разработку проекта по реализации модели неформального образования. В результате проведенной работы были разработаны рекомендации по реализации модели неформального образования в социально-педагогическом просвещении родителей.
Введение

Актуальность исследования. В современных социально-экономических условиях на семью ложатся достаточно трудные задачи первичной социализации ребенка, осложненные такими факторами как низкий жизненный уровень, утрата семейных традиций, постоянный рост количества неполных и конфликтных семей, а также родителей, не справляющихся со своими обязанностями по воспитанию детей. Низкое качество семейного воспитания сегодня является одной из главных причин постоянно растущего числа детей, внешне вполне благополучных, но имеющих явные и скрытые психические отклонения – неуравновешенность, повышенную тревожность, неспособность к волевому усилию и самоорганизации. Особые проблемы возникают в связи с возрастающим количеством неполных и конфликтных семей, где и родители, и дети испытывают дополнительные трудности и психические перегрузки, приводящие нередко к заболеваниям и определенным психическим отклонениям в развитии. Обобщая сказанное, правомерно сделать вывод о назревшей общественной потребности в целенаправленном образовании родителей с целью повышения их функциональной грамотности и способности к полноправному партнерскому сотрудничеству с социальными педагогами. Методологическую основу исследования составляют труды Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, К. А. Абульхановой-Славской, А. Г. Асмолова, Г.И. Щукиной. Значительный вклад в развитие неформального образования внесли зарубежные ученые Дж. Дьюи, М. Ноулз, Ф. Кумбс, М. Ахмед, А. Роджерс, П. Фордхэм. Исследователи современного состояния социально-педагогического просвещения родителей: А. Антонов, Л. Г. Волков, В. Н. Гуров, Е. И. Зритнева, Н. Г. Храмова, В. И. Щеголь, Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. Научная новизна и теоретическая значимость состоит в том, что в нем обоснована необходимость и возможность использования социального образования в социально-педагогическом просвещении родителей. Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и практической реализации модели социального образования в социально-педагогическом просвещении родителей. Объектом исследования является неформальное социально-педагогическое образование родителей. Предмет исследования — содержание, формы, методы и результаты неформального психолого-педагогического образования родителей. Гипотеза исследования. Неформальное социально-педагогическое образование родителей является результативным и отвечает задачам повышения функциональной грамотности родителей. Задачи исследования. 1. Произвести теоретико-методологический анализ проблем социальной работы в общеобразовательных учреждениях, опираясь на данные контент-анализа научных публикаций за последние 20 лет. 2. Произвести организационно-правовой анализ проблем социальной работы в общеобразовательных учреждениях, опираясь на результаты содержательного анализа специальной литературы за последние 20 лет. 3. Дать всестороннюю характеристику феномена социально-педагогического просвещения родителей в системе социального обслуживания учащихся общеобразовательных учреждений. 4. Охарактеризовать систему форм, методов, технологий, направлений и т.п. социального образования родителей с использованием неформального образования. 5. Разработать модель социального образования в социально-педагогическом просвещении родителей с использованием неформального образования. 6. Определить жизнеспособность и перспективы реализации предложенной модели. Методы исследования: теоретические (анализа и синтеза, индукции и дедукции, абстрагирования, восхождения от абстрактного к конкретному, аналогии, моделирования); эмпирические (контент-анализ, наблюдение, сравнение, опрос); математические (статистические, метод визуализации знаний: графики, таблицы). Работа состоит из трех глав. В первой главе отражается теоретико-методологическое обоснование неформального образования в социальных учреждениях. Во второй главе характеризуется нормативно-правовая база социально-педагогического просвещения родителей в России, а также управление и межведомственное взаимодействие социальных учреждений в условиях неформального образования родителей. Третья глава дает технологическое обоснование реализации социального образования в социально-педагогическом просвещении родителей.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………......................................... 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕТОДОВ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ……………………………………………………. 1.1 Понятие неформального образования………….................... 1.2 Профессиональные компетенции сотрудников социальных учреждений в работе с родителями………………………… 1.3 Проблемы в сфере социально-педагогического просвещения родителей в деятельности социального учреждения………………………............................................... 2 МОДЕЛЬ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОСВЕЩЕНИИ РОДИТЕЛЕЙ ПРИ РАБОТЕ В СОЦИАЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.................................................................................... 2.1 Описание модели работы специалиста по социальной работе с семьей…........................................................................ 2.2 Просвещение современных родителей как направление педагогической модели работы специалиста по социальной работе с семьей…........................................................................ 2.3 Реализация модели неформального образования в социально-педагогическом просвещении родителей............... 3 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОСВЕЩЕНИИ РОДИТЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ……………………………………………………… 3.1 Диагностика уровня педагогической культуры………........ 3.2 Социально-педагогическое просвещение родителей посредством реализации модели неформального образования.................................................................................. 3.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы.... ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………....... БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………....... ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………...... ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета для родителей………………………….... 5
Список литературы

Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДОВ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 1.1 Понятие неформального образования В связи с переходом к экономике и обществу, основанным на знании, являясь неотъемлемым компонентом «учения длиною в жизнь», неформальное образование приобретает особенную значимость как во всем мире, так и в России. Неформальное образование, которое человек получает в течение жизни, способствует развитию социокультурного, аксиологического, коммуникативного, познавательного, мотивационного и творческого потенциалов личности, повышая ее конкурентоспособность на рынке труда, а также позволяет сформировать «умения активно участвовать в общественных процессах и адаптироваться к культурному, этническому и языковому разнообразию» [3]. Преимущества системы неформального образования состоят в ее мобильности, гибкости в контексте происходящих глобальных изменений в образовании. Однако важность данного вида образования недооценена, и его развитие имеет во многом стихийный характер. Значительный вклад в развитие неформального образования внесли зарубежные ученые Дж. Дьюи, М. Ноулз, Ф. Кумбс, М. Ахмед, А. Роджерс, П. Фордхэм. Нужно отметить также большое значение исследований, проводимых в рамках международных организаций UNESCO и Европейской комиссии. В отечественной педагогике предметом исследования ученых стали теоретические вопросы неформального образования взрослых (С.Г. Вершловский, С.М. Климов, Н.Н. Букина, М.Д. Махлин, Т.В. Мухлаева) и детей (В.А. Горский). Определение и рассмотрение исследуемого понятия неоднозначно. Одно из первых определений неформального образования принадлежит Ф. Кумбсу, М. Ахмеду. К неформальному образованию отнесена любая организованная учебная деятельность за пределами установленной формальной системы – отдельная деятельность или существенная часть более широкой деятельности, призванная служить субъектам обучения и реализующая цели обучения [47]. В Меморандуме непрерывного образования Европейского Союза дается следующее определение: «…неформальное образование – это процесс, обычно не сопровождающийся выдачей документа, происходящий в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, а также во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером» [34]. Международная стандартная классификация образования, опубликованная в 1997 г., определяет неформальное образование как «любое организованное и обладающее преемственностью образовательное мероприятие, которое может проходить как в образовательном учреждении, так и за его пределами и охватывать лиц всех возрастов. Программы неформального образования необязательно выстраиваются в систему «лестницы» и могут иметь разную продолжительность» [2]. По утверждению И.К. Скрынник [33], как уже было сказано выше, термин «неформальное образование» означает любое образование, приобретаемое за пределами системы формального основного или дополнительного образования. В отличие от формального, подчеркивает автор, в неформальном не обязательно подтверждение полученного образования дипломом или каким-либо другим свидетельством. Образовательные учреждения и организации, осуществляющие неформальное образование, не обязаны иметь государственных лицензий на право ведения данного вида образовательной деятельности. Главной его отличительной особенностью является его общедоступность независимо от возраста, пола, уровня образования [23]. Автор подчеркивает, что содержание и методы занятий в системе неформального образования четко не фиксируются, таким образом, отмечая административные отличия формального и неформального видов образования и степень его доступности. Так же как неформальное обучение, неявные знания являются широко распространенным явлением и в какой-то степени являются частью неформального образования военнослужащих. С.М. Климов отмечает, что, функционируя вне границ формального образования и будучи свободным от жестких правил, регламентов и соглашений последнего, неформальное образование ориентируется на конкретные образовательные запросы различных социальных профессиональных, демографических групп населения [45]. Таким образом, термин неформальное образование обозначает любое образование, которое приобретается или может быть приобретено вне системы формального базового и дополнительного образования. В отличие от формального, оно не обязательно подтверждается дипломом или каким-либо свидетельством о его получении, также и учреждения, занимающиеся неформальным образованием, не обязаны иметь государственных лицензий на ведение программ и курсов неформального образования. Его главной отличительной особенностью является общедоступность – независимо от возраста, пола, уровня образования. Неформальное образование – это организованная систематическая учебная деятельность вне рамок формальной системы. Неформальное образование имеет систематический, но не повседневный характер. Оно осуществляется в различных экономических, общественных и политических учреждениях. Методы обучения здесь носят новаторский характер, а цели ставятся практические и насущные, соответствующие индивидуальным учебным потребностям и первоочередным задачам национального развития. Неформальное образование пользуется большой свободой в отношении содержания, методов и форм обучения. Выбирается оно, как правило, без координации с уже существующими программами, в результате представляет собой не связанную систему, а скорее огромную мозаику, различные элементы которой могут не только заменять друг друга, но и вступать в противоречие. В этой связи очевидно, что неформальное образование является наиболее гибким, разнообразным по форме и многоаспектным звеном системы непрерывного образования. Оно в наибольшей мере способно удовлетворить образовательные потребности разных групп населения, не всегда прямо связанные с их профессиональным ростом; отличается нетрадиционным подходом к организации учебно-познавательной деятельности, тесной связью с производственной и социокультурной средой, всемерным стимулированием самообразования, самовоспитания и саморазвития человека, независимо от его профессии, возраста, места жительства, но обязательно с учетом его образовательных потребностей и интересов. Реализация возможностей неформального образования требует новой стратегии образования, основанной на нововведениях, методах, формах обучения, его организационной структуре. Необходимо теперь учитывать особенности людей, возвращающихся к обучению. Населению нужны как услуги консультационные, так и помощь в выборе программ обучения. Неформальному образованию свойственна высокая эффективность, которая обусловлена. 1. Высокой степенью мотивации, т.к. побудительные причины к продолжению обучения коренятся не столько во внешних принудительных условиях, сколько во внутренних импульсах человеческой личности, которыми могут быть, естественно, и интериоризованные, осмысленные, и прочувствованные внешние факторы. 2. Целенаправленностью, осмысленностью учебной деятельности самого обучающегося, базирующегося в основном на самостоятельном учении. 3. Целями обучения. 4. Гибкостью, необходимой для удовлетворения разнообразных индивидуальных потребностей, обучающихся через использование аудио- и видео средств, печатной продукции в качестве вариативных форм связи с обучающимися. 5. Относительно невысокой платой за обучение (по сравнению со школами, вузами и т.п.). 6. Гибкой системой финансирования неформального образования. Провайдерами неформального образования являются как коммерческие (в основном бизнес-консалтинговые компании), так и некоммерческие организации. В России на сегодняшний день зарегистрировано достаточное количество негосударственных некоммерческих организаций, работающих в области неформального образования. Можно перечислить только некоторые из них, чтобы продемонстрировать, что они охватывают практически все виды и сферы жизнедеятельности: Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании», молодежная некоммерческая организация «Подвал», автономная некоммерческая организация кинематографистов «Планета Фильм», Читинская экологическая организация «Родник» и т.д. Кроме перечисленных существует множество организаций, работающих по зарубежным программам: ЮНЕСКО, «СПИД Фонд Восток-Запад», ООН, ЮНИСЕФ, КАФ, имеющие самые разнообразные образовательные программы для различных целевых групп. В рамках деятельности ЮНЕСКО было проведено исследование состояния неформального образования в России с целью оценки его функционирования и роли в снижении напряженности в переходный период. Анализ ситуации по неформальному образованию в России основывался на данных, полученных в ходе экспертного опроса (респондентами были руководители организаций, деятельность которых связана с неформальным образованием и которые являются специалистами в этой области), а также блиц-опроса лиц, обучавшихся в этих организациях и получивших то или иное неформальное образование. Всего было опрошено 63 руководителя организаций и 50 лиц, получивших неформальное образование. В рамках данного исследования были проанализированы основные показатели функционирования неформального образования [5]. Установлено, что в настоящее время система неформального образования в России решает следующие основные задачи: • компенсаторную (предоставляет образование, которое помогает наверстать упущенное по каким-либо причинам, независимо от уровня образования, пола, возраста и т.д.); • адаптирующую (постоянное приспособление индивидуума к меняющемуся миру, новым общественным и экономическим условиям); • развивающую (помогает непрерывному обогащению творческого потенциала личности). Основными формами неформального образования являются курсы, семинары, кружки, семинары-тренинги. Исследование также показало, что обучение в системе неформального образования в России ведется по следующим шести направлениям: повышение квалификации, медико-психологическое, правовое, нравственное, религиозное, экономическое. Больше всего люди нуждаются в обучении в сфере экономики и в сфере услуг. Такая тенденция, конечно же, обусловлена всеобщим стремлением усилить свои возможности в условиях рыночной экономики. Эти стремления определены желанием преодолеть объективно действующие противоречия между постоянно изменяющимися требованиями науки, техники, производства к общеобразовательной и профессиональной подготовке человека и реальными возможностями системы образования удовлетворить эти требования. Таким образом, рассмотрев особенности неформального образования, мы пришли к следующим выводам. Термин неформальное образование обозначает любое образование, которое приобретается или может быть приобретено вне системы формального базового и дополнительного образования. Оно не обязательно подтверждается дипломом или каким-либо свидетельством о его получении, также и учреждения, занимающиеся неформальным образованием, не обязаны иметь государственных лицензий на ведение программ и курсов неформального образования. Главной отличительной особенностью неформального образования является его общедоступность независимо от возраста, пола, уровня образования. Провайдерами неформального образования выступают как коммерческие (в основном бизнес-консалтинговые компании), так и некоммерческие организации. 1.2 Профессиональные компетенции сотрудников социальных учреждений в работе с родителями Структура профессиональной компетенции сотрудников социальных учреждений в работе с родителями определяется не только профессиональными базовыми знаниями и умениями, но и ценностными ориентациями в профессии, характеризующими мотивы и предпочтения социального работника, умение ценить знания, опыт, отношения с людьми в профессии. Мотивы и предпочтения, побуждающие к социально-педагогической деятельности, обусловливают эффективность и результативность данной деятельности. Мотивация выступает важным звеном в формировании способностей к социально-педагогической деятельности. Реализуя себя в профессии, компетентный социальный работник постоянно стремится к профессиональному росту, саморазвитию, самоорганизации и самовыражению, что способствует осознанию необходимости развивать себя, проявить свои лучшие личностные свойства профессиональные качества. Подобное становление самого себя всегда будет выражаться в положительном подъеме. Одним из структурных компонентов профессиональной компетентности социального работника является его опыт, включающий опыт и приобретенный в профессии, интерактивный, ценностно-культурный опыт, и опыт применения различных методик. Степень развития творческой самостоятельности проявляется в следующих видах опыта: • репродуктивный – характеризует деятельность социального работника как точное нормативное выполнения профессиональных обязанностей с элементами новизны; • рационализаторский – деятельность социального работника связана с поиском творческих, оригинальных, порой и нетрадиционных форм, и методов работы и их реализацией; • инновационный – деятельность социального работника ориентирована на существенные изменения в содержании образовательного процесса с внедрением новых социально-педагогических и даже инновационных технологии. В структуре профессиональной компетентности социального работника следует еще выделить личностные качества, принятые как подходящие для данного профессионального профиля: духовная культура, владение творческими инновационными методиками и технологиями, творческое и может быть креативное самовыражение, которое выражается в культуросозидании и культуротворчестве, следовании культурным образцам поведения. Профессиональная компетентность современного работника социального учреждения в работе с родителями определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и преодолевать возникающие в социальной организации ситуациями, разрешая которые, он содействует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его совокупных и особых возможностей. Современное общество предъявляет новые требования к компетентностям социального работника. Сотрудник социального учреждения должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям: • воспитательно-образовательное направление; • учебно-методическое направление; • социально-педагогическое направление. Воспитательно-образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного социального-педагогического процесса в работе с родителями. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности социального работника: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания детей разных возрастных групп; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с целевыми ориентирами образовательной программы. Учебно-методическая деятельность социального работника подразумевает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование социально-педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития различных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный образовательный процесс; владение технологиями социально-педагогического мониторинга [44]. Социально-педагогическая деятельность социального работника подразумевает следующие критерии компетентности: консультативная поддержка родителей; создание условий для успешной социализации детей; защита его прав и интересов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных нормативных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями. Развитие профессиональной компетентности – это становление и самого социального работника, формирование его готовности к принятию нового, развитие восприимчивости к инновациям. Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование. Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности: • самоанализ и осознание необходимости; • планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения); • самопроявление, анализ, самокорректировка. Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности социального работника: • работа в творческих группах, методических объединениях; освоение • новых социально-педагогических технологий, инновационная деятельность; • различные формы социально-педагогической поддержки; • исследовательская, экспериментальная деятельность; • активное участие в профессиональный конкурсах, мастер - классах; • обобщение и представление собственного социально-педагогического опыта. Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если социальный работник сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Анализ собственного социально-педагогического опыта инициирует профессиональное саморазвитие, в итоге чего развиваются навыки исследовательской деятельности. Современная практика работы с родителями характеризуется активным включением социальных работников в инновационную деятельность, процесс внедрения новых программ и технологий, методов и приемов взаимодействия с родителями. Особое значение придается состоянию профессиональной деятельности, прежде всего уровню компетентности, повышению их квалификации, стремлению к самообразованию. Свободно мыслящий, прогнозирующий итоги своей деятельности и моделирующий рабочий процесс социальный работник является гарантом достижения целей современного образования. Именно поэтому в настоящее время резко увеличился спрос на квалифицированную, конкурентоспособную, творчески мыслящую личность. Можно рассмотреть критерии эффективности результатов исследования с двух позиций: во-первых, критерии эффективности связаны с ее результатами, выражающимися в уровне квалификации социального работника; во-вторых, критерии эффективности связаны с влиянием уровня квалификации социального работника на результаты социально-педагогической деятельности, выражающиеся в качестве всестороннего развития работы с родителями. Готовность сотрудников социальных учреждений к развитию своей профессиональной компетентности можно рассмотреть через такие показатели как: • высокий уровень мотивации к преобразованию профессиональной социально-педагогической деятельности; • способность осваивать новые профессиональные компетенции, обновлять формы и методы социально-педагогической деятельности; • адаптивность к переменам в профессиональной среде; • умение решать профессиональные социально-педагогические задачи не по стереотипному образцу, а на основе рефлексивного анализа ситуации; • умение анализировать собственную профессиональную социально-педагогическую деятельность и перестраивать ее на основе освоения новой научной информации; Конкретные условия деятельности социальных учреждений и самих социальных работников обусловливают необходимость соблюдения следующих правил. 1. Изучение профессиональной компетентности должно быть непрерывным процессом и охватывать всех работников, а не быть привязано только к аттестации кадров. 2. Диагностика уровня профессиональной компетентности социального работника важна и необходима как средство выявления уровня профессионализма всего коллектива социального учреждения, возможностей коллектива в реализации выдвинутых целей, его социально-педагогического потенциала, развития учреждения. 3. При диагностике профессиональной компетентности важен учет индивидуальных особенностей работника. Основные принципы, лежащие в основе диагностики. 1. Принцип гуманизма и оптимизма, что предполагает опору на сильные качества личности, на достоинства человека. 2. Принцип единства личности и деятельности. 3. Принцип комплексности, что предполагает учет всех компонентов профессиональной компетентности, ее составляющих. 4. Принцип надежности и валидности диагностической методики. Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что профессиональная компетентность социального работника в работе с родителями структурно представляет собой совокупность следующих компонентов: • когнитивный – профессиональные умения, опыт, знания; • личностно-мотивационный – личностные качества педагога, опыт в единстве и взаимосвязи его духовных, ценностных, интерактивных и творческих проявлений, мотивация, профессиональные ценностные ориентации педагога. Каждый компонент профессиональной компетентности характеризуется качествами его проявления и рассматривается в контексте осуществления профессиональной деятельности. Содержание профессиональной компетентности сотрудника социального учреждения применительно к сфере общения с родителями представляет собой единство компонентов: личностного (профессионально-значимые установки и качества личности), содержательного (теоретические знания о специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и социального запроса родителей) и профессионально-практического (умения и навыки планирования и организации педагогически целесообразного общения с родителями). Результативность взаимодействия социального работника с родителями определяется следующими показателями: • способность социального работника становиться и быть подлинным субъектом своего практического преобразования; • наличие у социальных работников потребности совершенствования в вышеозначенной сфере; понимание социальной роли педагогов и родителей в воспитании детей; • наличие мотивации у социальных работников в организации компетентного общения с родителями; • сформированность профессионально-значимых установок и личностных качеств для организации эффективного общения с родителями; • уметь прогнозировать воспитательные воздействия на родителей ребенка с учетом их мотивов, установок; • уметь быть равноправным партнером совместной деятельности, оставаясь при этом скрытым руководителем; • сформированность знаний о семье, методах изучения особенностей семейного воспитания, современных принципах, формах, методах организации общения с родителями; направленность на достижение положительных результатов в организации общения с родителями. Социальным педагогам необходимо придерживаться определенных рекомендаций: • в разговоре желательно использовать аргументы. Наиболее сильные из них вставить в начало и конец разговора, самым сильным закончить аргументацию; • предпочтительнее строить диалог, в процессе которого выявляются взгляды, аргументы собеседника. Работа с аргументами родителей гораздо эффективнее, чем многократное повторение собственных; • не подменять аргументы своим мнением; • пользоваться приемом «Да, но...», чтобы аргументы не вызывали возражений; • использовать объединяющие слова, присоединяясь к партнеру по общению: «Нам с вами известно, что…», «Для нас важно, что…»; • не советовать, а советоваться; • развивать уверенность родителей в успехе. Им необходима позитивная поддержка, способная упрочить уверенность в необходимости работы с детьми и в своем успехе в данной работе. Сотрудник социального учреждения в работе с родителями должен строить общение с родителями целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывать не только содержание беседы, но и ее ход, возможные вариации и неожиданные повороты. В работе с родителями нужно учитывать, что большинство родителей знают о своих обязанностях, стремятся их выполнить, но не всегда умеют сделать это правильно. Обязанность социального педагога – помочь им в этом. Социальная работа с родителями сложна и разнообразна. Индивидуальное общение, как правило, результативное. Преимуществом индивидуальной работы является то, что, находясь наедине с социальным работником, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах, сложностях, иногда касаясь тех внутренне-семейных отношений, о которых никогда бы не сказали при посторонних. Это рождает правило: содержание индивидуальной беседы должно оставаться достоянием только говорящих. Социальный работник при работе с родителями выступает в трех основных ролях. 1. Советник – информирует семью о важности и возможности взаимодействия матери и ребенка в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей. 2. Консультант – консультирует по вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет матери способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье. 3. Кроме того, социальный работник выступает в качестве посредника между семьей и специалистами, работающими с ней. В то время, как медики заняты лечением, психологи – восстановлением психики, социальный работник помогает семье преодолеть кризис и начать действовать.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 102 страницы
990 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg