Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Местные бюджеты как звено бюджетной системы РФ.

irina_krut2020 1425 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 57 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.03.2020
Объектом исследования является местный бюджет г. Бийска. Предметом исследования – система управления муниципальным бюджетом г. Бийска. Цель выпускной квалификационной работы – исследовать систему управления муниципальным бюджетом г. Бийска и выработать направления его оптимизации. Для реализации цели необходимо решить ряд задач: ? раскрыть сущность бюджетной системы и ее структуру; ? рассмотреть роль и особенности функционирования местного бюджета как инструмента социально-экономического развития территории; ? рассмотреть специфику формирования доходной и расходной части местного бюджета; ? провести анализ формирования бюджета г. Бийска; ? выявить проблемы и предложить пути совершенствования процесса управления бюджетом г. Бийска. Методы исследования: анализ, обобщение, систематизация, экономико-статистические методы исследования, табличный и графический методы для наглядного представления материала. Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные рекомендации могут быть использованы при совершенствовании процессом управления местным бюджетом г. Бийска. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений. Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цель, задачи, предмет и объект исследования, представляется методологический инструментарий исследования. В первой главе раскрыто понятие и структура бюджетной системы, выявлены роль и особенности функционирования местного бюджета, а также специфика формирования местного бюджета. Во второй главе проведена оценка формирования бюджета муниципального образования г. Бийск, выявлены проблемы в данной области и предложены пути их решения. В заключении приводятся основные выводы и рекомендации по результатам исследования.
Введение

Актуальность темы. Важным элементом демократического правительственного режима является местное самоуправление, которое исполняется населением муниципального образования в результате свободно избранных им представительных органов. На органы местной власти возложены бюджетные, экономические и имущественные права, позволяющие им составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, при этом осуществлять распоряжение финансами муниципального образования. Согласно ст. 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджет муниципального образования (местный бюджет) выступает в качестве формы образования и расходования денежных средств, специализированных на исполнение функций и решение поставленных задач, которые относятся к предметам ведения местного самоуправления. Главная основа деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в отношении вопросов экономического и социального развития соответствующих территорий выступает бюджетная система страны, в составе которой самыми многочисленными являются местные бюджеты. Местный бюджет представляет собой определенный централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении органов местного самоуправ-ления и используемый ими для реализации собственных функций и задач. Местные бюджеты являясь нижним звеном бюджетной системы выступают в качестве основы, и их укрепление оказывает непосредственное влияние на проч¬ность и надежность всей системы государства. Кроме того, важная роль местных бюджетов заключается и в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач, в первую очередь необходимо выделить распределение общегосударственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Таким образом, детальное изучение значения местного бюджета в социально-экономическом развитии территории в настоящее время достаточно актуально и затрагивает вопросы выявления основных проблем местного бюджета и разработки путей их решения. Все вышеизложенное подтверждает актуальность выпускной квалификационной работы. Степень изученности темы. Вопросам изучения проблем совершенствования бюджетно-фискальной политики, исследования путей расширения налогооблагаемой базы, повышения эффективности бюджетных доходов и расходов уделено значительное внимание в экономической литературе на разных уровнях. Известные российские экономисты З.А. Самедзаде, А.Д. Мурадов, Д.А. Багиров, В. Новрузов, А.Ф. Мусаев, Б.А. Ханкишиев, М.М. Садыгов, С.И. Сафаров, М,Х. Мейбуллаев, Ф.Т. Кулиев, А.М. Керимов, Ш.Ш. Бадалов, Я.А. Калбиев, Р.Б. Магеррамов и др. уделили широкое место в своих работах изучению современных проблем формирования доходов и расходов местного бюджета.
Содержание

Введение 3 Глава 1 Местные бюджеты как звено бюджетной системы РФ 6 1.1 Роль и место муниципального бюджета в структуре бюджетной системы 6 1.2 Специфика формирования доходной и расходной части местного бюджета 16 1.3 Нормативно-правовое обеспечение процесса управления местными бюджетами 23 Глава 2 Формирование и использование бюджетных средств муниципального образования (на примере г. Бийска) 32 2.1 Экономическая характеристика г. Бийска 32 2.2. Структура доходов и расходов бюджета г. Бийска 35 2.3 Пути совершенствования процесса управления бюджетом г. Бийска 43 Заключение 49 Список используемых источников и литературы 52
Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145 – ФЗ (в ред. от 06.06.2019) // Собрание законодательства РФ. –1998. – № 31. – Ст. 3823.– Доступ из справ.-правовой системы Консультант плюс. 2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06 октября 2003 N 131 – ФЗ (в ред. от 01.05.2019) // Собрание законодательства РФ. - 06.10.2003. - № 40. - ст. 3822.– Доступ из справ.-правовой системы Консультант плюс. 3. Аверина, Т.А. Местное самоуправление и проблемы сельских поселений / Т. А. Аверина, И. Ю. Щедрина // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-2. – С. 211–215. 4. Алисова, Л.Н. Местное самоуправление и гражданское общество: проблемы взаимодействия / Л. Н. Алисова, В. В. Аносова // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 1. – С. 72–75. 5. Алимгулова, Р.А. Финансовая устойчивость бюджетов муниципальных образований / Р. А. Алимгулова, Ю. А. Рахматуллина // Инновационная наука. – 2017. – № 2-1. – С. 146–148. 6. Аминов С. Н. Особенности формирования бюджета муниципального образования / С. Н. Аминов // Экономика и социум. – 2016. – № 6-3 (25). – С. 532-534. 7. Бадмаева Д. А. Место и роль бюджета в системе государственных и муниципальных финансов в России / Д. А. Бадмаева // Достижения вузовской науки. – 2016. – № 23. – С. 185–188. 8. Белостоцкий А. А. Стратегическое прогнозирование показателей бюджета на уровне муниципальных образований / А. А. Белостоцкий // Научный альманах Центрального Черноземья. – 2017. – № 1. – С. 62–68. 9. Белявский А. С. Проблемы администрирования доходов бюджета на муниципальном уровне / А. С. Белявский // В сборнике: Глобализация научных процессов Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 68–74. 10. Белявский А. С. Эффективность использования местных бюджетов муниципальными органами власти / А. С. Белявский // В сборнике: Фундаментальные и прикладные научные исследования в XXI веке Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Научное (непериодическое) электронное издание. Под общей редакцией А.И. Вострецова. – 2016. – С. 39–43. 11. Благов Ю. В. Местное самоуправление в системе публичной власти: теоретический аспект / Ю. В. Благов // Вестник Омского университета. Серия: Право. – 2016. – № 1 (46). – С. 85–92. 12. Богочанова А.С. Сбалансированность бюджетов муниципальных образований: проблемы и решения / А. С. Богочанова // В сборнике: Финансовые аспекты развития реального и государственного секторов экономики. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 110-летию со дня рождения В.В. Леонтьева. – 2017. – С. 17–24. 13. Богданова Т. В. Особенности бюджета муниципального образования / Т. В. Богданова, А. А. Храмченко // Новая наука: Проблемы и перспективы. – 2016. – № 121-1. – С. 55–59. 14. Быкова Н. Н. Особенности планирования и исполнения бюджета муниципального образования / Н. Н. Быкова // Молодой ученый. – 2016. – № 28 (132). – С. 366–368. 15. Ванникова Е. Э. Понятие и роль местных бюджетов в социально - экономическом развитии муниципальных образований / Е. Э. Ванникова // В сборнике: Проблемы и перспективы развития науки в России и мире. сборник статей международной научно-практической конференции: в 4 частях. – 2017. – С. 36–43. 16. Гарькавченко О. Ю. Конституционные гарантии непосредственного участия населения в местном самоуправлении / О. Ю. Гаркавченко // Евразийский юридический журнал. – 2015. – № 9 (88). – С. 118–119. 17. Гирло О. С. Подходы к определению и анализу финансовой устойчивости бюджетов муниципальных образований / О. С. Гирло // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2017. – № 1-1. – С. 106–108. 18. Глазырин М. В. О создании системы комплексного развития муниципального образования / М. В. Глазырин // Экономист. – 2014. – №3. – C. 79 – 84 19. Глубокий М. И. Проблемы формирования муниципальных бюджетов РФ / М. И. Глубокий // Экономика, педагогика и право. – 2017. – № 1. – С. 13–18. 20. Гунькин И. А. Местное самоуправление в РФ / И.А. Гунькин, В.М. Черных // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. – 2014. – № 2. – С. 45-49. 21. Гусаченко С. А. Особенности законодательства о местном самоуправлении в Российской Федерации / С. А. Гусаченко // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. – 2015. – № 1-5. – С. 76–79. 22. Дементьева Н. М. Финансовая независимость муниципального бюджета / Н. М. Дементьев, Д. В. Дементьев // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 2-6. – С. 53–55. 23. Дунаева Н. С. К вопросу о местном самоуправлении / Н. С. Дунаева // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 11 (51). – С. 238 – 240. 24. Зюзин С. К вопросу о дальнейшем совершенствовании законодательства РФ по местному самоуправлению / С. Зюзин // Самоуправление. – 2015. – № 10. – С. 16 – 19. 25. Иванов Д. В. Предложения по совершенствованию механизма формирования бюджета муниципального образования / Д. В. Иванов // В сборнике: Неделя науки СПбПУ материалы научной конференции с международным участием. – 2016. – С. 554 – 557. 26. Иванова К. В. Показатели устойчивости бюджетов муниципальных образований / К. В. Иванова // Вопросы экономических наук. – 2016. – № 3 (79). – С. 74 – 78. 27. Карасев А. Т. Органы местного самоуправления как элемент системы местного самоуправления / А, Т. Карасев // Проблемы обеспечения, реализации, защиты конституционных прав и свобод человека. – 2015. – № 4. –С. 85 – 97. 28. Кенжеева М. А. Проблемы правового регулирования организации местного самоуправления / М, А. Кенжеева // Территория науки. – 2016. – № 1. – С. 127 – 134. 29. Кравцова А. В. Полномочия органов местного самоуправления / А. В. Кравцова // Политика, экономика и социальная сфера: проблемы взаимодействия. – 2016. – № 3. – С. 10 – 14. 30. Кузнецов А. А. Местное самоуправление в России: исторические и юридические аспекты / А. А. Кузнецов // Право и образование. – 2014. – № 3. – С. 155 – 160. 31. Малека Ю. Н. Местное самоуправление как политический институт / Ю. Н. Малека // Власть. – 2015. – № 8. – С. 172 – 177. 32. Макейкина С. М. Формирования программных и непрограммных расходов бюджетов муниципальных образований / С. М. Макейкина, А. В. Красникова // Экономические исследования и разработки. – 2016. – № 4. – С. 55 – 58. 33. Макейкина С. М. Социально-экономическая роль бюджетов муниципальных образований / С. М. Макейкина, А. В. Красникова // Экономические исследования и разработки. – 2016. – № 3. – С. 71 – 74. 34. Матаева М. Х. Местное самоуправление: особенности законодательства и функционирования в Российской Федерации / М. Х. Матаева // Гражданское общество и правовое государство. – 2015. – Т. 1. – С. 19 – 22. 35. Меш В. А. Формировании и правовом регулировании бюджета муниципального образования в Российской Федерации / В. А. Меш // Академическая публицистика. – 2017. – № 2. – С. 209 – 214. 36. Мирошникова Н. И. Муниципальный бюджет как инструмент управления социально-экономическими процессами / Н. И. Мирошникова // В сборнике: Противоречия и тенденции развития современного Российского общества Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. – 2016. – С. 121 – 132. 37. Мирзаев М. А. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы реформирования и пути их решения / М. А. Мирзаев // Юридический вестник ДГУ. – 2015. – № 1. – С. 50 – 54. 38. Мосикян М. Р. Организация финансирования расходов местного бюджета муниципального образования / М. Р. Мосикян // Новая наука: Стратегии и векторы развития. – 2016. – № 5-1 (82). – С. 159 – 161. 39. Нехайчук Ю. С. Зарубежный опыт оптимизации дефицита бюджета муниципальных образований / Ю. С. Нехайчук, Д. В. Нехайчук // Инновационная наука. – 2017. – Т. 1. – № 3. – С. 197 – 203. 40. Панкевич Н. В. Местное самоуправление в системе государственной власти / Н. В. Панкевич // Полис. Политические исследования. – 2016. – № 2. – С. 62 – 77. 41. Пашин В. П. Местное самоуправление: от мифов к реальности, от теории к практике / В. П. Пашин // Муниципальная служба: правовые вопросы. – 2014. – № 2. – С. 18 – 22. 42. Перетокина Н. Н. О проблемах и перспективах развития местного самоуправления в России на современном этапе / Н. Н. Перетокина // Вестник экономической безопасности. – 2016. – № 1. – С. 187 – 190. 43. Пронина Л. И. Местные финансы: проблемы и пути решения / Л. И. Пронина // Финансы. – 2012. – №12. – С.25 – 27 44. Раковскии И. Д. Открытость управления муниципальными финансами / И. Д. Раковский // Муниципальная академия. – 2016. – № 2. –С. 73 – 76. 45. Романько И. Е. Проблемы формирования местных бюджетов и экономической самостоятельности муниципальных организаций / И. Е. Романько, Э. Р. Хутова // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. – 2016. – № 26. – С. 263 – 267. 46. Рощупкина А. В. Проблемы формирования бюджетов муниципального уровня / А. В. Рощупкина // Вестник Науки и Творчества. –2017. – № 3 (15). – С. 119 – 123. 47. Соловьев С. Г. Муниципальная идеология и современное российское законодательство о местном самоуправлении / С. Г. Соловьев // Местное право. – 2015. – № 1. – С. 21 – 30. 48. Соломаха Д. В. Участие населения муниципального образования в процессе реализации функций управления местным бюджетом и муниципальным имуществом / Д. В. Соломаха // Государственная власть и местное самоуправление. – 2016. – № 6. – С. 51 – 54. 49. Тиникашвили Т. Ш. Финансовая база формирования бюджета муниципального образования / Т. Ш. Тиникашвили // Вестник экономической безопасности. – 2016. – № 4. – С. 298 – 303. 50. Третьяков А. П. Сельские территории : сегодня и завтра / А. П. Третьяков // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2016. – № 10. – С. 44 – 49. 51. Усков И. В. Развитие муниципальных финансов РФ / И. В. Усков // Экономика и предпринимательство. – 2016. – № 1-2 (66-2). – С. 247-249. 52. Хандус М. Ю. Программно-целевое планирование расходов бюджета муниципального образования / М. Ю. Хандус // Вестник магистратуры. – 2016. – № 10-1 (61). – С. 63 – 65. 53. Холодова М. А. Формирование бюджета муниципального образования: проблемы и перспективы / М. А. Холодова, Ю. А. Атетина // Новая наука: От идеи к результату. – 2016. – № 5-1 (84). – С. 230 – 233. 54. Черяпина В. В. Проблемы формирования бюджетов муниципального уровня / В. В. Черяпина, Е. В. Бенько // Экономика и социум. – 2016. – № 12-2 (31). – С. 1636 – 1640. 55. Шафикова Л. Ф. Особенности бюджета муниципального образования / Л. Ф. Шафикова, Ф. Н. Салимова // Экономика, социология и право. – 2016. – № 10. – С. 30 – 33. 56. Blankart S. State finances in the conditions of democracy. Introduction to financial science. – K.: Lebed, 2014. – 654p. 57. Yilmaz Serdar. Subnational data requirements for fiscal decentralization: case studies from Central and Eastern Europe. – Washington: World bank, 2013. – 160p. 58. Shah Anwar. Local budgeting. – Washington: World bank, cop. 2017. – 381p.
Отрывок из работы

Глава 1 Местные бюджеты как звено бюджетнойсистемыРФ 1.1 Роль и место муниципального бюджета в структуре бюджетной системы Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов страны, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, которая построена на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах . Среди бюджетов бюджетной системы Российской Федерации можно выделить следующие: ? федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; ? бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; ? местные бюджеты, в том числе: ? бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя; ? бюджеты городских и сельских поселений. Первые 2 уровня бюджетной системы, согласно Бюджетному Кодексу, определяются достаточно широко, включая в свой состав кроме непосредственно государственного бюджета бюджеты государственных внебюджетных фондов. Бюджетом расширенного правительства называют совокупность бюджета соответствующей территории с бюджетами государственных внебюджетных фондов. Местный бюджет (или бюджет муниципального образования) определяется как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, которые относятся к предметам ведения власти муниципальных образований, их перечень представлен в федеральном законе «Об общих принципах местного самоуправления в РФ». Бюджетным кодексом РФ регламентирован ряд принципов, согласно которым строится и развивается российская бюджетная система. К таким принципам относятся следующие: ? принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; ? принцип самостоятельности бюджетов; ? принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; ? принцип сбалансированности бюджета; ? принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств; ? принцип общего (совокупного) покрытия расходов; ? принцип гласности; ? принцип достоверности бюджета; ? принцип адресности и целевого характера бюджетных средств; ? принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации; ? принцип подведомственности расходов бюджетов; ? принцип единства кассы. Стоит отметить, что местные бюджеты в бюджетной системе страны являются самыми многочисленными, при этом они играют важную роль при осуществлении финансирования местных потребностей, а также в обеспечении защиты интересов граждан, проживающих в городских, сельских и прочих муниципальных образованиях . Государственная и муниципальная социально-экономическая политика разрабатывается с учетом основных социальных и финансовых планов, в том числе и с учетом управления на основе системы социальных мероприятий и программ, которые могут быть реализованы на федеральном, региональном и местном уровне. Во-первых, это касается вопросов распределения средств государства, которые направляются на развитие и обеспечение социальной инфраструктуры населения. Данные средства проходят через систему местных бюджетов, включающие порядка двадцати девяти тысяч городских, поселковых и сельских бюджетов . Соответственно, значительные материальные и финансовые ресурсы необходимы для реализация социальной политики в развитии общества. Отметим, что в значительной степени общеэкономическая эффективность местных финансов зависит от полномочий и прав, которые закреплены за муниципалитетами. Это отражено в главном законе государства - Конституции Российской Федерации, а также Бюджетном Кодексе Российской Федерации и в Федеральном законе от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В ст. 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации прописано, что местный бюджет предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования . . Наличие данного бюджета позволяет укрепить экономическую самостоятельность органов местного самоуправления, содействует формированию и развитию инфраструктуры определенных территории. С экономической точки зрения под местным бюджетом можно понимать всю совокупность экономических отношений, способствующих территориальному перераспределению государственного национального дохода, обеспечивая при этом формирование финансовой базы органов муниципальных образований . Правовая точка зрения, определяет местный бюджет как форму образования и расходования денежных средств, направленных на обеспечение задач и функций, которые относятся к предметам ведения органов местного самоуправления. Право органов местного самоуправления на самостоятельное формирование, утверждение и исполнение местного бюджета закреплено в ст. 132 Конституции Российской Федерации. Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003. средства местных бюджетов находятся в собственности муниципального образования . На рисунке 1 представлены основные функции местных бюджетов. Рисунок 1 – Основные функции местных бюджетов Местный бюджет характеризуется рядом особенностей, среди которых: 1. Широкая сфера влияния, которая проявляется в проникновении бюджетных отношений во все области территориального воспроизводственного процесса. 2. Высокая степень действенности за счет перераспределения финансов. 3. Гибкость, которая объясняется составлением планов с учетом динамики развития территорий. Можно выделить три основные функции местного бюджета: ? функция формирования денежных фондов; ? распределительная функция; ? контрольная функция. Суть первой проявляется в концентрации финансовых активов в органах местного самоуправления. Финансы, поступающие в бюджет муниципального образования называются доходами. В их состав входят денежные средства, полученные в результате использования имущества, которое находится в собственности муниципального образования, а также местные налоги и сборы, отчисления от федеральных и региональных налогов и сборов и т.д. Уровень благосостояния территории муниципального образования зависит от того, насколько велика доходная часть бюджета. После формирования доходной части бюджета, после того как определены источники поступления финансовых ресурсов, важно выявить статьи расходов бюджета. В данный момент начинает проявляться распределительная функция местного бюджета. Отметим, что она заключается в перераспределении финансовых ресурсов по статьям расходов бюджета определенного муниципального образования. Важность этой функции объясняется наличием денежных средств в одной сфере (выплата налогов в результате получения прибыли предприятием) и недостаточными объемами финансирования таких сфер как образование, социально-культурная и жилищно-коммунальное хозяйство. В связи с этим и существует достаточно острая необходимость в перераспределении общего количества поступающих в бюджет конкретного муниципального образования доходов между статьями расходов местного бюджета. Органами местного самоуправления принимаются решения относительно вопросов распределения и использования доходов в бюджет соответствующего муниципального образования исходя их компетенции, которая определена российским законодательством. Третья функция местного бюджета – контрольная, которая позволяет узнать, насколько своевременно и в полном ли объеме поступают финансовые ресурсы в бюджет района, как происходит распределение по расходным статьям и как они используются. Отдельно, представителями органов местного самоуправления осуществляется строжайший контроль за использованием предоставленных дотаций и за целевым расходованием субвенций, субсидий. На основе данной функции появляется возможность отслеживания исполнения финансовых поступлений из вышестоящего бюджета . Местный бюджет является самостоятельной экономической категорией, за счет: ? наличия собственных источников доходов; ? право устанавливать основные направления использования и расходования бюджетных средств; ? право расходовать по своему усмотрению доходы местного бюджета, полученные дополнительно в ходе его исполнения; ? право на получение компенсации произведенных дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти . Социально-экономическое развитие муниципальных образований зависит, в первую очередь от финансовых ресурсов муниципальных органов управления. В последние годы роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципального образования значительно возросла в результате расширения правовых возможностей местных органов власти. На основе местных бюджетов возможно выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и реализуются различные программы, способствующие развитию территории муниципального образования. За счет имеющихся в распоряжении финансовых средств, органы власти муниципальных образований данные средства направляют на развитие определенных своих территорий и отраслей экономики. Через местный бюджет оказываются различные муниципальные услуги в учреждениях непроизводственной сферы. Средства из местного бюджета не только финансируют текущие затраты, но и стимулируют развитие местного производства, что способствует экономическому развитию муниципальной территории. Социально-экономическое развитие муниципальных образований снижается за счет происходящих кризисных явлений в России. За счет инфляции местные бюджеты не могут выполнить свою основную роль. Также на местный бюджет отрицательное воздействие оказывает бюджетный дефицит. Рассмотрение местного бюджета с позиций развития финансовой стороны муниципальных образований, позволяет охарактеризовать его как комплекс экономических отношений между юридическими и физическими лицами, являющимися участниками формирования накопительного централизованного фонда денежных средств определенного муниципального образования. С экономической точки зрения смысл местных бюджетов заключается в их назначениях, при этом важное значение играет социальная направленность бюджетных средств. Важная роль местных бюджетов отводится при осуществлении процесса планирования социально-экономического развития на территории страны, за счет финансового обеспечения сети различных бюджетных учреждений (среди которых детские сады, школы, учреждения здравоохранения, социальные службы и т.д.) . Таким образом, на основе всего выше изложенного можно сделать о том, что роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии общества заключается в следующем: ? выравнивание уровня экономического и социального развития территорий путем составления и реализации региональных программ развития по улучшению условий для населения, связанных c развитием сети дорог, возрождению культурных памятников и т.д.; ? формирование местных бюджетов позволяет в полной мере муниципалитетам осуществлять расходование денежных средств с целью социально-экономического развития общества (эта роль муниципального бюджета соответствует принципу самостоятельности Бюджетного кодекса Российской Федерации); ? осуществления влияния на формирование оптимальных и равных пропорций с целью оказания воздействия при финансировании капитальных и текущих затрат, а также стимулирования эффективного использования материальных, трудовых ресурсов и создания и развития новых местных производств; ? формирования муниципальных бюджетов с целью поддержания оптимального развития общеобразовательных, медицинских учреждений, а также образований культуры жилищного фонда и дорожного хозяйства. Все муниципальные образования пытаются реализовать поставленные цели в социально-экономическом развитии общества, но стоит подчеркнуть, что нестабильное положение в экономическом развитии страны и наличие кризисного состояния, при котором наблюдается то рост, то падение рубля не позволяет осуществлять поставленные цели . Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии городских поселений проявляется в следующих характеристиках: 1. Концентрация финансовых активов в бюджете муниципального образования позволяет органам местной власти формировать создавать финансовую основу для осуществления своих полномочий в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, где прописано, что в России местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью». 2. Становление местного бюджета, сосредоточение в них финансовых активов позволяет муниципальным образованиям проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в определении статей расхода средств на социально-экономическое развитие территории. Органы муниципальной власти наделены возможностью обеспечения методичного развития учреждений образования, медицинского обслуживания, культуры, а также жилищного фонда и дорожного хозяйства. 3. Важную роль играет формирование и реализация региональных программ экономического и социального развития регионов по вопросам благоустройства городов и сел, возрождение памятников культуры, улучшение качества дорог, используя в определенных случаях межбюджетные отношения. Таким образом, за счет местных бюджетов возможно выравнивание процесса социального и экономического развития территорий. 4. В компетенции органов муниципальной власти входит возможность увеличения или уменьшения количества финансовых затрат, которые связаны с оказанием муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы, таких как школы, больницы и т.д. Это происходит в результате того, что данные органы наделены полномочиями распоряжаться бюджетными средствами на уровне конкретного муниципального образования. 5. Концентрацию доли финансовых активов в местных бюджетах, органы муниципальной власти могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач развития региона и приоритетных отраслей. 6. В рамках бюджета конкретного муниципального образования у финансовых органах имеется возможность оказания влияния на образование оптимальных пропорций в финансировании капитальных и текущих затрат, формирование новых местных производств и промыслов, стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов. В связи с тем, что права местных органов власти расширились, в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», возрастает роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов. Главной проблемой формирования местных бюджетов на очередной финансовый год является недостаточность финансовых ресурсов. Определение четкого перечня вопросов, которые должны решаться органами местного самоуправления в рамках, возложенных на них полномочий должно сопровождаться адекватным увеличением средств, остающихся в распоряжении органа местного самоуправления. В последние годы ясно прослеживается следующая тенденция: местные бюджеты имеют все меньше финансовых возможностей по реализации своих полномочий. Достигается это именно за счет нарушения принципа вертикальной сбалансированности бюджетов. Подводя итог всему вышеизложенному, отметим, что сущность понятия «местный бюджет» рассматривается с разных позиций. Изучение точек зрения различных ученых можно сформировать собственного определение местного бюджета. Так, в рамках работы под местным бюджетом можно понимать финансовую базу жизнеобеспечения конкретной территории, за счет которой осуществляется финансирование основных сфер деятельности городов, районов, сел. От того, насколько профессионально и грамотно подготовлен, принят, исполнен местный бюджет зависит финансовое благополучие и уровень жизни населения на конкретно взятой территории. 1.2 Специфика формирования доходной и расходной части местного бюджета Наличие собственных доходов, которыми органы местного самоуправления могут распоряжаться по своему усмотрению является обеспечением финансовой самостоятельности местного самоуправления. Однако, отметим, что понятие «собственные доходы» не закреплено на уровне закона, а, следовательно, различными учеными-экономистами в него вкладывается различное содержание. Так, Конгресс местных и региональных европейских властей среди собственных доходов выделяет только финансовые средства, получаемые за счет принятия собственных решений местными властями. К собственным доходам можно относить только доходы, покрывающие расходы бюджета, которые направляются на реализацию задач и функций местного самоуправления. В современных условиях наблюдается определенная зависимость местных бюджетов от выделяемых федеральным бюджетом межбюджетных трансфертов. Причем доля данных поступлений в большинстве муниципалитетов является довольно высокой. Самая высокая доля финансовой помощи отмечается в местных бюджетах таких регионов как: ? Тюменская область (80,0 %); ? Краснодарский край (77,4 %); ? Ненецкий автономный округ (76,5%); ? Чукотский автономный округ (75,4 %); ? Республика Дагестан (72,7 %); ? Сахалинская область (71,5 %). Отметим, что значительная доля межбюджетных трансфертов является целевыми, так как органы местного самоуправления не способны оказывать влияние на их распределение по собственному желанию. Значительная часть местного бюджета представлена налогами и сборами. В соответствии со ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации к числу местных налогов и сборов относятся налог на имущество физических лиц, земельный налог, а также торговый сбор. Согласно Налоговому кодексу РФ органам местного самоуправления запрещено установление налогов и сборов, данным кодексом непредусмотренных. Полномочия муниципальных образований по установлению местных налогов и сборов имеют вторичный характер, «предварительно санкционированный со стороны государства». Так, например, торговый сбор введенный Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ. На наш взгляд, расширение полномочий органов местного самоуправления в сфере налогообложения не приведет к положительной динамике, т.к. создается риск развития «сепаратизма» в данной сфере, что посягает на единство налоговой политики на всей территории Российской Федерации, но весьма положительным является рассмотрение предложений, поступающих от органов местного самоуправления органами государственной власти субъекта. Еще одной проблемой является то, что большая часть перераспределяемых налогов и сборов на территории Российской Федерации распределяется неравномерно. Так, денежные средства, которые поступают за счет налоговых сборов с физических лиц, зависят напрямую от места учета работодателя так как размер налога, исчисленный и удержанный налоговым агентом, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе (п. 7 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации), что оказывает непосредственное влияние на пополнение местных бюджетов. Также, согласно анализу отчетных данных основную часть бюджетных налогов в муниципальных образованиях составляют денежные средства, полученные в результате пользования имуществом, которое принадлежит данному муниципальному образованию. Необходимо заметить, что такой доход совсем незначителен. Объяснить это можно те, что исходя из содержания ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003 № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, которое предназначено для решения вопросов местного значения, осуществления отдельных государственных полномочий, обеспечения деятельности органов местного самоуправления и муниципальных предприятий и учреждений, а также необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления. На основании этого получается, что муниципальное образование не имеет излишков имущества, от использования которого оно может получать доход в местный бюджет. Однако это не является недостатком законодательства, т.к. муниципальные образования не должны вести предпринимательскую деятельность . Но почему «нет»?, если это в интересах и граждан и муниципального образования, а, следовательно, и государства. В итоге отметим, что на основе необходимости соблюдения принципов единства экономического пространства и единства налоговой политики нормотворческие полномочия органов местного самоуправления в отношении муниципальных доходов существенным образом ограничены. Низкая доходность налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов влечет за собой зависимость органов местного самоуправления от межбюджетных трансфертов, то есть от решения федеральных и региональных властей. Это свидетельствует о том, что не соблюдается провозглашенный в России принцип финансовой самостоятельности местного самоуправления. Отсутствие необходимых доходов лишает органы местного самоуправления возможности не только инновационного развития территории, но и зачастую решения ежедневных насущных задач. Полагаем, что правовое регулирование в данной сфере нуждается в серьезном реформировании. Главными сторонами деятельности муниципальных органов власти является разработка и осуществление планов экономического и социального развития территории, которая находится в их ведении. В настоящее время в бюджетной системе Российской Федерации отмечается такая система функционирования, согласно которой полномочия органов местного самоуправления не подкреплены реальными финансовыми ресурсами . Расходование средств местного бюджета осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета. На местном уровне ограничен перечень его расходных полномочий, проявляющийся в совокупности прав и обязанностей муниципалитетов по вопросам определения направлений и объемов расходования бюджетных средств. В них проявляются финансовые возможности органов местного самоуправления при оказании бюджетных услуг. Согласно установленным в российском законодательстве расходных обязательств осуществляется формирование расходов местного бюджета. Муниципальные образования в сфере расходных обязательств и полномочий самостоятельны. Расходные обязательства представляют собой обязанности муниципального образования или действующего от его имени учреждения предоставить физическому или юридическому лиц, другому публично- правовому образованию, какому-либо субъекту международного права средства из местного бюджета. Те расходные обязательства, которые подлежат исполнению в соответствующем финансовом году, определены бюджетным кодексом Российской Федерации как бюджетные обязательства. На рисунке 2 представлен порядок исполнения расходных обязательств местного бюджета. Рисунок 2 – Расходные обязательства муниципального образования Исполнение этих расходных обязательств осуществлятся в пределах субвенций из бюджета субъекта, предоставляемым местным бюджетам. Возникновение расходных обязательств строится с учетом: ? принятия правовых актов муниципальным образованием, касающихся вопросов местного значения и другим, предусмотренных в федеральных законах, вопросам, которые решаются органами местного самоуправления. К этому пункту относят заключения муниципальным образованием договоров по вопросам местного значения; ? принятия при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий муниципальных правовых актов; ? заключения договоров илисоглашений муниципальными казенными учреждениями от имени муниципального образования. В Бюджетном кодексе Российской Федерации предусмотрены исключительные виды расходов, которые финансируются из местных бюджетов. Расходы, которые финансируются из бюджета муниципального образования затрагивают следующие сферы: ? содержание органов муниципальной власти; ? формирование и управление муниципальной собственностью; ? организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, средств массовой информации и культуры, а также прочих учреждений, находящихся в собственности муниципального образования либо в ведении органов местного самоуправления; ? финансирование органов охраны общественного порядка, которые осуществляют свои действия на территории муниципального образования; ? организация, содержание и развитие ЖКХ на территории муниципального образования; ? содержание дорог местного значения и муниципальное дорожное строительство; ? благоустройство и озеленение территории муниципального образования; ? организация утилизации и переработки бытовых отходов (исключение составляют радиоактивные вещества); ? содержание мест захоронения, находящихся в вверении местных органов власти; ? обеспечение противопожарной безопасности муниципального образования; ? охрана окружающей среды на территории муниципального образования; ? реализация целевых программ, принимающихся на местном уровне; ? обслуживание и погашение муниципального долга; ? целевое дотирование населения данного муниципального образования; ? проведение муниципальных выборов и местных референдумов.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg