Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПЕДАГОГИКА

Реализация региональной политики как процесс снижения рисков в сфере высшего образования

irina_krut2020 3690 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 123 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.03.2020
Магистерская выпускная квалификационная (диссертационная) работа 129 с., 15 рис., 18 табл., 62 источника ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ; СФЕРА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ; РЕГИОН; РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА; ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ; ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ; РИСК В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Объект исследования: один из регионов Российской Федерации – Свердловская область, на территории которой реализация региональной политики является фактором снижения рисков в сфере высшего образования. Предмет исследования: совокупность методов и инструментов реализации региональной политики в системе снижения рисков в сфере высшего образования. Цель выпускной квалификационной работы: разработать рекомендации по совершенствованию региональной политики в процессе снижения рисков в сфере высшего образования. Научная новизна: уточнены теоретические и методические аспекты исследования региональной политики в системе снижения рисков в сфере высшего образования. Практическая значимость: предложен алгоритм взаимодействия советов обучающихся с федеральными, региональными органами власти и общественными организациями Российской федерации в сфере образования. Публикации: по теме выпускной квалификационной работы опубликовано 5 статей, в т.ч.: ? Голубых, И.А., Исследование развития высшего профессионального образования в регионе (на примере Свердловской области) [Текст] / И.А. Голубых // сб. науч. ст. «Конкурентоспособность территорий» – 2016. ? Голубых, И.А., Новикова, Н.В. Факторы рисков функционирования и развития высшего образования [Текст] / И.А. Голубых, Н.В. Новикова // сб. науч. ст. «Конкурентоспособность территорий» – 2018. ? Голубых, И.А., Новикова, Н.В. Характеристика рисков в сфере высшего образования региона [Текст] / И.А. Голубых, Н.В. Новикова // сб. науч. ст. «Конкурентоспособность территорий» – 2019. ? Голубых, И.А., Новикова, Н.В. Региональная политика как фактор снижения рисков в сфере высшего образования (на примере Свердловской области) [Текст] / И.А. Голубых, Н.В. Новикова // сб. науч. ст. «Экономический рост России» – 2019. ? Голубых, И.А., Чернов, С. А. Прогноз численности студентов на территории Свердловской области [Текст] / И.А. Голубых, С.А. Чернов // эл. науч.–практ. журнал «Гуманитарные научные исследования» – 2019.
Введение

Актуальность выбранной темы исследования обусловливается следующими обстоятельствами: во-первых, обострением проблем развития высшего профессионального образования в условиях осуществляемых рыночных преобразований; во-вторых, конкуренцией и непосредственной близостью высшего профессионального образования к каждому жителю страны; в-третьих, необходимостью совершенствования экономической безопасности высшего профессионального образования с целью повышения подготовки специалистов. Также не стоит забывать, что в современном мире значение образования занимает одну из важных позиций, как важнейший фактор формирования нового качества экономики и общества, фактора конкурентоспособности и устойчивости развития государства. Нестабильность развития рыночной экономики, неопределенность, обусловленная постоянными изменениями, способствуют возникновению рисков, влияющих на деятельность высших учебных заведений. Для прогнозирования развития ситуации и эффективного планирования деятельности учреждений высшего образования в этих условиях необходимо определить основные факторы, влияющие на эконмическую безопасность высших учебных заведений. Объект исследования – один из регионов Российской Федерации – Свердловская область, на территории которой реализация региональной политики является фактором снижения рисков в сфере высшего образования. Предмет исследования – совокупность методов и инструментов реализации региональной политики в системе снижения рисков в сфере высшего образования. Цель исследования – разработать рекомендации по совершенствованию региональной политики в процессе снижения рисков в сфере высшего образования. Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи работы: ? изучить теоретические и методические основы оценки результатов реализации региональной политики как фактора снижения рисков в сфере высшего образования; ? охарактеризовать риски в сфере высшего образования региона; ? провести анализ сложившейся практики реализации региональной политики в сфере образования как фактора снижения рисков в сфере высшего образования; ? изучить методы и инструменты реализации региональной политики как фактора снижения рисков в сфере высшего образования; ? разработать рекомендации экономического и правового характера по совершенствованию региональной политики как фактора снижения рисков в сфере высшего образования. Информационная база исследования включает: нормативно-правовые акты, статистические материалы, труды ведущих отечественных и зарубежных авторов (Абалкин Л.И., Татаркин А.И., Глазьев С.Ю., Беляков С.А., Сергеев Н.Г., Тодосийчук А.В., Анимица Е.Г., Силин Я.П., Дворядкина Е.Б., Новикова Н.В., Батова В.Н., Босхолов, С.С и д.р.), периодическая печать, Интернет-ресурсы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка использованных источников. Содержание работы изложено на 129 страницах машинописного текста, включает 15 рисунков, 18 таблицу, список использованных источников состоит из 62 наименований.
Содержание

Введение 5 1 Теоретические и методические аспекты исследования региональной политики в системе снижения рисков в сфере высшего образования 7 1.1 Региональная политика в сфере высшего образования: понятие, основные участники 7 1.2 Характеристика рисков в сфере высшего образования региона 18 1.3 Региональная политика как составляющая процесса снижения рисков в сфере высшего образования 35 2 Анализ практики реализации региональной политики в системе снижения рисков в сфере высшего образования (на примере Свердловской области) 41 2.1 Тенденции и факторы развития высшего образования в Свердловской области 41 2.2 Методы и инструменты реализации региональной политики в системе снижения рисков в сфере высшего образования на территории Свердловской области 57 2.3 Реализация региональной политики в системе снижения рисков в сфере высшего образования на территории Свердловской области 65 3 3.1 Нормативно-правовая основа снижения рисков в сфере высшего образования Правовой статус высшего учебного заведения по российскому законодательству 82 82 3.2 Организационно-правовые аспекты самостоятельной хозяйственной деятельности высшего учебного заведения как фактор снижения рисков в сфере высшего образования 102 Заключение 121 Список использованных источников 123
Список литературы

1. Международная стандартная классификация образования (МСКО) [Текст]: Утверждена 5 октября 2011 г. на 36 сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. – М., 2011. – П.12. – С. 3. 2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). – Доступ из справочно–правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru 3. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 30.11.1994 № 51–ФЗ. – Доступ из справочно–правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru 4. Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 13.06.1996 № 63–ФЗ (ред. от 07.02.2017). – Доступ из справочно–правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru 5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 18.12.2001 № 174–ФЗ (ред. от 06.07.2016). – Доступ из справочно–правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru 6. О безопасности [Электронный ресурс]: Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2010 № 390–ФЗ (в ред. от 26.06.2008 г.). – Доступ из справочно – правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru 7. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru 8. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru 9. Об образовании [Электронный ресурс]: Закон РФ № 273 – ФЗ от 29.12.2012. – Доступ из справочной системы Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru 10. Развитие образования [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской федерации от 15.04.14г. № 295 – Справочно-правовая система Консультант Плюс, 1997 – 2017. // Режим доступа: http://www.consultant.ru 11. О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2030 года [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Свердловской области от 27.08.2008 г. № 873–ПП. - Режим доступа: http://www.economy.midural.ru 12. Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Свердловской области от 29.12.2016 г. № 919–ПП. - Режим доступа: http://www.economy.midural.ru 13. Внесение изменений в Схему территориального планирования Российской федерации в области высшего образования [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Российской федерации № 247–Р от 26.02.13г. – Доступ из справочной системы Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru 14. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений [Электронный ресурс]: Федеральный закон № 8–ФЗ от 8.05.2010 г. – Доступ из справочной системы Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru 15. Аникина, Е.А., Иванкина, Л.И. Доступность высшего образования: проблемы, возможности, перспективы [Текст]: монография. – Томск: Изд–во Томского политехнического университета, 2015. – 144 с. 16. Анимица, Е.Г. Региональное управление [Текст]: учебное пособие. - Екатеринбург: Изд–во УрГЭУ. – 2010. – 133 с. 17. Беляков, С.А. Модернизация образования в России: совершенствование управления [Текст]: - М.: МАКС Пресс, 2015. – 437 с. 18. Беляков, С.А. Оценка вклада высшего и среднего профессионального образования в экономику российских регионов [Текст]: - М.: ИД Дело РАНХиГС, 2016. – 82 с. 19. Березкин, Д.И. Исследование результативности и эффективности бюджетного финансирования высшего образования [Текст]: - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 132 с. 20. Владимиров, В.Г. Государственный вуз в рыночной экономике [Текст] // Высшее образование в России. – 2015. № 4. – С. 15 – 25. 21. Владимиров, В.Г. Организационная структура российских вузов [Текст] // Высшее образование в России. – 2017. № 7. – С. 3 – 9. 22. Голубых, И.А., Исследование развития высшего профессионального образования в регионе (на примере Свердловской области)) [Текст] / И.А. Голубых // сб. науч. ст. «Конкурентоспособность территорий» – 2016. 23. Голубых, И.А., Новикова, Н.В. Факторы рисков функционирования и развития высшего образования [Текст] / И.А. Голубых, Н.В. Новикова // сб. науч. ст. «Конкурентоспособность территорий» – 2018. 24. Голубых, И.А., Новикова, Н.В. Характеристика рисков в сфере высшего образования региона [Текст] / И.А. Голубых, Н.В. Новикова // сб. науч. ст. «Конкурентоспособность территорий» – 2019. 25. Голубых, И.А., Новикова, Н.В. Региональная политика как фактор снижения рисков в сфере высшего образования (на примере Свердловской области) [Текст] / И.А. Голубых, Н.В. Новикова // сб. науч. ст. «Экономический рост России» – 2019. 26. Голубых, И.А., Чернов, С. А. Прогноз численности студентов на территории Свердловской области [Текст] / И.А. Голубых, С.А. Чернов // эл. науч.–практ. журнал «Гуманитарные научные исследования» – 2019. 27. Глазьев, С.Ю. Речь о неотложных мерах по отражению угроз существованию России [Электронный ресурс]: Доклад на закрытом заседании Межведомственной комиссии Совета безопасности РФ от 15.09.2015. – Режим доступа: https://www.business-gazeta.ru/text/140998/ 28. Грудзинский, А.О. Проектно-ориентированный университет. Профессиональная предпринимательская организация вуза [Текст]: монография. –Нижний Новгород: Изд. Нижегородского университета, 2016. – 370 с. 29. Дворядкина, Е.Б., Новикова, Н.В., Силин, Я.П. Экономическая безопасность [Текст] / Е.Б. Дворядкина, Н.В. Новикова, Я.П. Силин // 2-е изд. – М.: УрГЭУ, 2016. 30. Зборовский, Г. Е., Шуклина, Е. А. Профессиональное образование и рынок труда [Текст] // Социологические исследования. – 2016. – № 4. – С. 99 – 106. 31. Зуева, О.В., Жирнова, Е.А. Менеджмент риска как часть интегрированной системы менеджмента в соответствии со стандартом ГОСТ ISO 31000-2010 [Текст]// Актуальные проблемы экономики 2016. №10. 32. Куров, С.В., Насонкин В.В Экономическая деятельность высших учебных заведений: гражданско-правовой аспект [Текст]. – М.: Готика, 2017. – 178 с. 33. Методы, модели и системы прогнозирования регионального развития [Текст]: учебное пособие / Под ред. Г.Р. Хасаева. - М.: Академия, 2016. – 380 с. 34. Меняйло, Г.В. Управление негативными и положительными рисками [Текст] // Сборник статей девятнадцатой международной научно-практической конференции «Управление изменениями в социально-экономических отношениях». Выпуск 12. – Воронеж: ВГПУ, 2016 35. Мухоморова, И.В., Новикова, Н.Г. Совершенствование механизмов государственного частного партнерства в высшем образовании [Текст] // Науковедение. – 2015. – № 3. – С. 15 – 29. 36. Мызрова, К.А. Современные тенденции развития высшего образования [Текст] // Креативная экономика. – 2017. – № 9 (57). – С. 48 – 52. 37. Нижегородцев, Р. М. Управление высшим образованием и наукой: опыт, проблемы, перспективы [Текст]: - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015 – 190 с. 38. Осипов, М.Ю. Основные пути повышения качества высшего образования в России [Текст] // Современное право. – 2016– № 3. – С. 36 – 40. 39. Осипов, М.Ю. Правовые процессы в системе высшего образования [Текст] // Современное право. – 2015. – № 9. – С. 42 – 46. 40. Оценка качества образования в российских вузах: Опыт и проблемы [Текст]: Материалы межвузовского семинара / Под ред. И.А. Дементьева, В.Н. Мининой. – СПб. 2016. 41. Романов, Е.В. Методология и теория инновационного развития высшего образования в России [Текст] // Научная мысль. – 2015. – № 3. – С. 5 – 25. 42. Сергеев, Н.Г. и др. Система мониторинга анализа и прогнозирования развития образования и образовательных структур РФ [Текст]. – М.: Пресс, 2016. – 204 с. 43. Тодосийчук, А.В. Прогнозирование развития системы образования [Текст] // Образование в документах. – 2016. – № 7. – С. 23 – 37. 44. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://оквэд.рф 45. Регионы России. Социально-экономические показатели [Текст] Стат. Сборник. Росстат. ? М., 2017. ? 990 с. 46. Доклад рабочей группы президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросам реформы образования от 29 августа 2001. - Режим доступа: http://razumru.ru 47. Доклад итогов социально-экономическое положение России – 2013 год [Электронный ресурс]. – Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru/ 48. Единая межведомственная информационно-статистическая система: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fedstat.ru 49. Итоги социально-экономического развития Свердловской области к 2015 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economy.midural.ru 50. Мониторинг эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования и их филиалов: Материалы к совещанию с участием ректоров подведомственных Минобрнауки России вузов, 10 июня 2013 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// минобрнауки.рф 51. Описание проблемы развития сети образовательных учреждений, реализующих программы профессионального образования [Электронный ресурс]. – Инновационная образовательная сеть. Институт образовательной политики «Эврика». – Режим доступа: http://www.eurekanet.ru 52. Официальный портал приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ed.gov.ru/ 53. Статистические данные по образованию в РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: htp://stat.edu.ru/ 54. Федеральная служба государственной статистики: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru 55. Федеральный портал "Управление системой образования" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru 56. Экономика и Жизнь: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eg-online.ru 57. Экономическая безопасность: учебник для вузов [Электронный ресурс] / под общей редакцией Л. П. Гончаренко, Ф. В. Акулинина. — Москва: Издательство Юрайт, 2016. — 478 с. Режим доступа: https://biblio-online.ru 58. Экономическая и национальная безопасность [Текст]: учебник / Под ред. Е.А. Олейникова. - М., 2016. С. 126–127 59. Экономическая безопасность России: общий курс [Текст]: учебник / Под ред. В. К. Сенчагова. 2-е изд. - М.: Дело, 2015. – 896 с. 60. Экономическая безопасность [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / Под. ред. В.А. Богомолова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 295 с. 61. Экономическая безопасность [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / Под. ред. В.А. Абалкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 295 с. 62. Экономическая безопасность [Текст]: учеб. пособие / Е. Б. Дворядкина, Н. В. Новикова; [отв. за вып. В. Е. Кучинская]; М-во образования и науки РФ, Урал. гос. экон. ун-т, Центр дистанционного образования. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2010. – 177 с.
Отрывок из работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ СНИЖЕНИЯ РИСКОВ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.1 РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ УЧАСТНИКИ Для начала изучения и рассмотрения вопросов региональной политики, необходимо разобраться в понятии региона, для этого обратимся к литературе. Регион – это целостное пространственное (территориальное) образование, очень часто значительное по размерам, но не обязательно являющееся таксономической единицей в какой-либо системе территориального членения, внутри которого взаимодействуют природно-географические, экономические, социальные, этнодемографические и иные процессы [50]. Для характеристики, и полного погружения в тематику, стоит вновь обратиться к литературе и разобраться с понятием управления. Управление – это специфическая функция (элемент, механизм) систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая с помощью совокупности воздействий сохранение их структуры, целостности, поддержание определенного режима функционирования, жизнедеятельности, реализацию их конкретных программ и целей развития [50]. Рассмотрев понятий аппарат, необходимо сформулировать понятие региональной политики, или регионального управления, с целью определения основных элементов данной работы. В нашей работе, под региональной политикой, мы понимаем совокупность целей, задач, намерении и действии государственных (федеральных и региональных) и муниципальных органов власти, а также иных акторов (корпорации, партии, союзов и др.), направленных на создание условии для саморазвития территории, достижение определенного пространственного социально-экономического и иного равновесия страны с учетом соблюдения общенациональных, собственно региональных и местных (локальных) интересов [50]. Основными принципами, которыми руководствуется региональная политика, являются: 1) четкое распределение ответственности и прав между исполнительными органами различных уровней, осуществляющих функции управления региональным развитием; 2) учет экономических и социальных задач в региональном развитии; 3) формирование, прежде всего долгосрочных целей развития регионов; 4) долгосрочное планирование и учет всех имеющихся ресурсов для обеспечения регионального развития. Задачами государственной региональной политики, поставленными перед органами власти, являются: 1) формирование единого экономического, социального и правового пространства на всей территории РФ, с учетом интересов РФ; 2) создание условий для обеспечения самодостаточного, сбалансированного и устойчивого экономического и социального развития каждого региона; 3) создание условий для обеспечения равного качества жизни в различных регионах РФ. Механизм реализации включает нормативно-правовые, организационные, экономические средства и методы воздействия на управляемый объект и предполагает выработку соответствующих решений, создание управленческих структур, наличие необходимых ресурсов. Эффективность выполнения мероприятий зависит от реалистичности поставленных целей, взаимодействия всех участников, поддержки целей социальными группами, а также общегосударственные и другие программы, включая федеральные целевые программы помощи депрессивным регионам, развития приграничных регионов. Основу этих программ должна составить государственная концепция социально-экономического развития и экологической безопасности регионов [50]. Для достижения поставленных задач, реализуя работу посредством выстраивания четко слаженной работы всех механизмов, необходима реализация следующих методов: 1) планирование и прогнозирование процессов и используемых ресурсов (выражением этих методов является разработанный, и принятый в форме регионального закона план экономического и социального развития региона); 2) бюджетно-налоговая система (В настоящее время она имеет три уровня (федеральный, региональный, местный), то есть каждый из перечисленных уровней имеет свой собственный бюджет); 3) различные регулирующие инструменты (стимулирующие налоги и субсидии; улучшение эффективности управления предприятиями; льготы; административный контроль). Для рассмотрения сущности политики в сфере высшего образования, необходимо понять, что же такое высшее образование. В Международной стандартной классификации образования (МСКО) ЮНЕСКО под образованием понимаются все целенаправленные и систематические действия, предназначенные для удовлетворения образовательных потребностей [1]. Образование рассматривается как организованный и устойчивый процесс коммуникации, порождающий обучение. Под обучением, в свою очередь, понимается любая перемена в поведении, информации, знаниях, взаимопонимании, мировоззрении, в системе ценностей или навыках. В соответствии с МСКО обучение должно носить плановый характер, быть организованным, устойчивым, осуществляться при наличии определенных условий, в совокупности определяющих и отличающих его от других форм неорганизованного обучения. К указанным условиям МСКО относит: целенаправленность, целеполагание, плановость, определенную последовательность обучающих действий или модели обучения с четко обозначенными целями, строго определенный порядок, форму обучения, определенную методику (обычно предполагается наличие преподавателя, однако взаимодействие может быть непрямым и/или неодушевленным), продолжительность и непрерывность (для каждого типа, вида обучения устанавливается своя минимальная продолжительность) [1]. Под образованием понимается единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность). В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения индивидов. Поэтому оно есть, прежде всего, социальное явление, представляющее собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [9]. Высшее образование – образование, обеспечивающее подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворяющее потребности личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования в образовательных организациях высшего образования (высших учебных заведениях): университетах, академиях, институтах. В Российской Федерации устанавливаются следующие ступени высшего образования, подтверждаемые присвоением лицу квалификации: «бакалавр», «дипломированный специалист», «магистр» [9]. Рисунок 1 – Высшее образование в структуре образования по ОКВЭД Цель высшего образования - обеспечение подготовки квалифицированных, конкурентоспособных кадров, отвечающих современным требованиям к качеству специалистов с высшим образованием, для самостоятельной работы по выбранной специальности, способных обеспечить научно-техническое, экономическое, социальное и культурное развитие государства. В соответствии с этим определением все образовательные организации вне зависимости от их уровня, формы собственности или ведомственной принадлежности, расположенные на территории Российской Федерации, образуют отрасль система образования, которую можно условно отнести к сфере услуг. Рисунок 2 – Структура и классификация образования в РФ Все перечисленное позволяет рассматривать систему образования как организационно оформленную совокупность образовательных организаций, объединенных законодательной базой, системой управления и единым организационно-экономическим механизмом функционирования [9]. Таблица 1 – Степени получения Высшего образования Исходя из полученных данных и сведений таблицы 1, представленной на рисунке 2, можно сделать вывод о том, что система высшего образования многоступенчатая, и содержит в себе несколько уровней: Первый уровень высшего образования по Стандарту - неполное высшее образование, которое осуществляется высшим учебным заведением по части основной профессиональной образовательной программы в объеме не менее первых двух лет обучения. Завершение студентом указанной части основной профессиональной образовательной программы должно позволять ему продолжить высшее образование или, по желанию, без итоговой аттестации получить диплом о неполном высшем образовании. Конкретный объем, и содержание неполного высшего образования отражаются в приложении к диплому [50]. Второй уровень высшего образования по Стандарту - образование, которое должно осуществляться высшим учебным заведением по основной профессиональной образовательной программе, обеспечивающей подготовку специалистов с квалификацией «бакалавр» [9]. Основная профессиональная образовательная программа должна включать гуманитарные, социально-экономические, естественнонаучные дисциплины общенаучного характера, а также общепрофессиональные дисциплины, специальные дисциплины и практику, имеющие профессиональное назначение. Нормативный срок обучения должен составлять не менее четырех лет. Данная программа завершается итоговой аттестацией с присвоением выпускнику квалификации «бакалавр», удостоверенный дипломом. Третий уровень высшего образования согласно Стандарту, является образованием, которое должно осуществляться высшим учебным заведением по основным профессиональным образовательным программам двух типов, обеспечивающим подготовку специалистов с квалификацией «магистр» или традиционно указываемой квалификацией - «инженер», «учитель», «агроном», «экономист» и т.п. (обобщенное наименование квалификации – «специалист») [9]. При этом подготовка магистра предусматривает освоение основной профессиональной образовательной программы, которая состоит из программы обучения бакалавра по соответствующему направлению и не менее двухлетней специализированной подготовки, включая практику, предполагающую научно-исследовательскую и (или) научно-педагогическую деятельность выпускника. Общий нормативный срок обучения должен составлять не менее шести лет. По мнению В. А. Жамина, «одна из главных задач экономики образования состоит в том, чтобы детально раскрыть экономическую сторону материальных условий, необходимых в каждый данный момент для достижения определенного образовательного уровня членов общества. Данная задача должна решаться с учетом общего состояния экономики страны, с учетом тех ресурсов, которые могут быть выделены на нужды образования… Экономика образования исследует движение материальных и денежных средств, направляемых обществом на расширенное воспроизводство квалифицированной рабочей силы через систему образования…» [9]. Отечественная модель экономики образования в последние (пореформенные годы) формировалась под влиянием двух концепций: экономики образования как отраслевой экономической науки и теории человеческого капитала [36]. Следует отметить, что комплексного подхода к рассмотрению образования как отрасли экономики в настоящее время не существует, рассматриваются либо отдельные подотрасли, либо отдельные экономические отношения в отрасли, что не позволяет повысить эффективность экономики и менеджмента образования. Образование как отрасль следует рассматривать как достаточно сложную систему. Важнейшими подсистемами образования как отрасли являются подотрасли, которые обладают своей спецификой и количественными характеристиками: общего образования, профессионального образования, дополнительного образования. Исходя из этого образование определяется нами как отрасль нематериальной сферы экономики, объединяющая совокупность подотраслей и субъектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, оказывающих образовательные услуги и производящих образовательные продукты с учетом потребностей рынка, которые имеют однородное потребительское или функциональное назначение и направлены на воспроизводство человеческого капитала. Существенными характеристиками образования как отрасли экономики является то, что она охватывает производство (оказание), распределение и потребление образовательных услуг и продуктов. Региональная политика в сфере образования – это взаимосвязанная совокупность циклически повторяющихся процессов выработки, принятия и осуществления решений, ориентированных на гармонизацию стабильного функционирования и инновационного развития образовательной системы региона и ее частей [50]. Итак, управление сферой образования представляет собой деятельность, характеризующуюся следующими основными чертами: 1) обособленная, осуществляемая отдельно от основной деятельности специально выделенными для ее осуществления людьми и (или) организациями в специально отведенное для этого время. Иначе говоря, управление в образовании осуществляется или должно осуществляться отдельно от образовательного процесса (полезно вспомнить, что называется образовательным процессом); 2) обеспечивающая сохранение и поддержание образовательного процесса посредством его планирования, организации, мотивации преподавателей и учащихся и контроля за ходом образовательного процесса; 3) обеспечивающая достижение целей, стоящих перед системой образования как в данный момент времени, так и в историческом (стратегическом) плане. В каждом из субъектов Российской Федерации имеется орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере образования (министерство, департамент, главное управление и т.п.) в границах соответствующего региона [9]. Контрольно-надзорные функции в рамках полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации действующим законодательством, могут осуществляться как самим органом управления образованием, так и отдельным специализированным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Рисунок 3 – Обобщенная структура управления образованием На основании рисунка 3, мы можем увидеть структуру управления образованием на различных уровнях, а также определить какие органы и каким способом влияют на другие подведомственные образовательные организации и органы управления. Стоит отметить, что данная схема имеет определенную иерархию от самого высшего органа управления к самым низшим. Для образовательных организаций федерального ведения выстроена трехзвенная структура управления: от министерства через агентство к образовательной организации. По существу, агентство представляет собой промежуточное звено, транслирующее распоряжения министерства образовательным организациям посредством реализации отдельных управленческих функций. Подобные преобразования в структуре управления экономикой осуществлялись и раньше, когда из министерств выделялись главные управления (главки) для руководства под отраслями экономики. Затем это расценивалось как создание излишних управленческих звеньев, и главки ликвидировались [19]. Рисунок 4 – Действующая структура управления образованием Из рисунка 4, мы можем выяснить как осуществляет работу структура управления на современном этапе развития. Как мы видим, во главе структуры находится Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, далее, вновь по иерархии строится система взаимоотношений, между ними. 1.2 ХАРАКТЕРИСТИКА РИСКОВ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕГИОНА В системе безопасности любого государства и общества главенствующее положение занимает национальная безопасность, под этим принято понимать «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства во всех сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних опасностей и угроз, характеризующееся таким положением страны, при котором обеспечивается ее целостность и внутренняя стабильность, суверенное и прогрессивное развитие, возможность выступать самостоятельным и полноправным субъектом международных отношений» [9]. В литературе предлагаются различные определения экономической безопасности. В одном из них «под экономической безопасностью принято понимать такое состояние хозяйства (страны, региона, группы стран и т.д.), при котором отсутствуют какие-либо угрозы (или эти угрозы могут быть ликвидированы без серьезных последствий) поступательному развитию экономики, обеспечивающему повышение жизненного уровня населения при условии социально-политической стабильности и сохранении основ демократического общества». В другом источнике «экономическая безопасность характеризуется состоянием защищенности экономики от внешних и внутренних угроз, позволяющим ей обеспечить достойные условия жизни и развития личности, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства» [18]. Исходя из этого, можно предложить следующее определение. Под экономической безопасностью следует понимать такое состояние защищенности национальной экономики страны от внешних и внутренних угроз, которое позволяет ей обеспечить экономическую независимость и суверенитет, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства и их дальнейшее развитие, создать достойные условия жизни для своих граждан [19]. В связи с глобализацией мировых процессов перед Россией возникли новые внешние и внутренние угрозы ее национальной безопасности, в особенности экономической безопасности как базовой ее составляющей. В эпоху глобализации, одну из главных внешних угроз экономической безопасности России представляет все более возрастающая экономическая мощь транснациональных корпораций, которая превышает возможности правительств даже среднеразвитых стран. Есть частные корпорации, например, Exon Mobill в нефтегазовой отрасли, Microsoft – в сфере современных информационных услуг, экономические возможности которых больше, чем у России и других государств вместе взятых. Вследствие этого экономическая политика отдельных государств, во всяком случае в перечисленных жизненно важных сферах экономики, перестает быть суверенной, поскольку находится под усиливающимся влиянием таких мировых гигантов. Это, в свою очередь, создает угрозу для всей национальной экономики страны в целом [19]. К другим внешним угрозам следует отнести: ? сложившееся преобладание сырьевых товаров в российском экспорте, и потеря рынков сбыта военной и машиностроительной продукции; ? приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции, как с внешнего, так и с внутреннего рынка; ? дискриминационные меры зарубежных стран во внешнеэкономических отношениях с Россией; ? завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по основным видам товаров народного потребления, что способствует зависимости страны от импорта; ? высокий уровень внешнего долга, его рост и связанные с этим увеличение расходов бюджета на его погашение и усиление попыток использования ситуации с внешним долгом для воздействия на принятие невыгодных для России экономических и политических решений [19]. После вступления России в ВТО эти угрозы многократно возрастают. Обращаясь к анализу внутренних угроз, можно выделить следующие: ? структурная деформированность национальной экономики и ее низкая конкурентоспособность; ? деградация научно-технического потенциала, повлекшая за собой потерю позиций России на многих направлениях научно-технического развития; ? отставание прироста разведанных запасов полезных ископаемых от масштабов их добычи; ? высокий уровень монополизации экономики, преобладание в ней топливно-сырьевой направленности; ? преобладающее вложение капиталов в посредническую, торговую и финансовую деятельность в ущерб производственной; ? усиление территориальной дифференциации по уровню экономического и социального развития регионов, порождающая социальное неравенство и рост социальной напряженности; ? глубокое расслоение российского общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан; ? кризис системы образования, науки и здравоохранения; ? повышенная криминализация российской экономики, рост уровня теневой экономики, коррупции и организованной преступности, ее проникновение в ключевые отрасли экономики, массовое сокрытие доходов с целью уклонения от уплаты налогов, отсутствие адекватного криминальной ситуации законодательства и системы уголовной юстиции [19]. Пристальное внимание к вопросам экономической безопасности вызвано интересными выводами, которые сделали десятки лет назад большие зарубежные ученые, которые работали под началом ЮНЕСКО (С. Клис, Дж. Гелбрэйт, П. Истон, Р. Акофф и др.). Ученые обратили пристальное внимание на функциональна зависимость между бюджетным финансированием высшего образования иповышением его качества. Проведя исследования ученые сделали нерадостный вывод, что высокий уровень денежных вложений из бюджета в образования без плановых и регулярных преобразований для стабильного и неизменного роста качества высшего образования очень мало и недостаточен. Деятельность, связанные с жизнедеятельностью высшего образования, носят повторяемый, передовой, функциональный и длительный характер, поэтому необходим большой объем мероприятий, в котором необходимо участие государства, бизнеса, общества и научной элиты. Ведя разговор о экономической безопасности высшего образования в общем и организации высшего образования в единичном случае необходимо понимать то, что интересы экономической безопасности должны превышать интересы экономической эффективности [17]. Существующие определения экономической безопасности можно дополнить еще несколькими свойствами, учитывающими особенности организаций высшего образования: ? неотъемлемое соблюдение законодательных требований, определяющих статусный уровень организации как образовательного; ? соблюдение принципа параметров допустимых отклонений от цели учреждения высшего образования как социально-экономической системы. Несоблюдение первого пункта ведет к угрозе потери аккредитации, и следствием чего становится ухудшение статуса образовательной организации. Несоблюдение второго пункта создает вероятность потери конкурентоспособности, и следствием чего становится нестабильность экономической безопасности учреждения высшего образования [18]. Исходя из этого под экономической безопасностью государственного учреждения высшего образования следует понимать функционирование экономической системы учреждения высшего образования в пределах действующего законодательства, обеспечивающее его целостность, независимость, и устойчивое развитие как социально-экономической структуры, а также ее защищенность от воздействия внутренних и внешних и угроз [17]. Положительные стороны данного определения: ? определяет структурный подход к определению безопасности, основанный на дополнении и взаимосвязи институционального и функционального; ? отражает важные условия безопасности учреждения высшего образования: целостность, независимость и соблюдение законодательных норм; ? учитывает инновационные тенденции современного развития учреждения высшего образования с ориентацией как на социальные, так и на экономические цели. Экономическая безопасность образовательной организации формируется в момент создания общей концепции развития учреждения высшего образования, за счет осознания возможных опасностей при определении желаемого его состояния на основе выявления состава угроз и их предметов, оценки угроз по важности, времени наступления, определения ожидаемых ущербов, выработки возможных способов устранения опасностей, оценки затрат труда при использовании тех или иных способов устранения опасностей [18]. Экономическая безопасность образования, с одной стороны, характеризуется как соотношение экономических показателей, позволяющих противостоять угрозам нарушения устойчивости траекторий и равновесия развития данной системы, а с другой - как действие, направленный на создание мероприятий для постоянного приспособления хозяйственной деятельности, экономического механизма организаций высшего образования к изменяющимся условиям продвижения к поставленной цели. Экономическая безопасность учреждения высшего образования проявляется в его способности адекватно реагировать на угрозы и нарушения стабильности и равновесия системы образования, противопоставлять этим угрозам своевременную и эффективную перестройку структуры и функционирования самой этой системы. Обеспечение экономической безопасности учреждения высшего образования сводится к экономической возможности реализации его целей и задач.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg