Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ИСТОРИЯ

Американо-советские отношения в годы престройки 1985-1991ГГ.

irina_krut2020 1400 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 56 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.03.2020
Объектом работы являются советско-американские отношения в период перестройки. Предмет исследования представляет собой анализ внешней политики М.С. Горбачева, Дж. Рейгана и Дж.Буша в период с 1985 по 1991 гг. Цель данного исследования – рассмотреть проблему эволюции американо-советских отношений и определить их роль в окончании холодной войны. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Рассмотреть период эскалации конфронтации «холодной войны» в американо-советских отношениях 2. Проанализировать внешнюю политику второго президенства Рейгана и «политику нового мышления» М.С. Горбачева 3. Исследовать структуру взаимоотношений СССР и США с приход Дж. Буша 4. Определить основные элементы взаимодействия Советского Союза и Соединенных Штатов Америки в области разоружения 5. Выявить роль советско-американского взаимодействия в решении региональных конфликтов Афганистана и Германии. Хронологические рамки работы охватывают эпоху перестройки (1985-1991 гг), этот период является одним из наиболее обсуждаемых и спорных периодов в истории. Именно в рамках данной эпохи была окончена «холодная война», прекратилось противоборство идеологии коммунизма и капитализма. Территориальные рамки работы включают в себя такие страны как: США, СССР , также их сферы влияния. Методологической основой работы является принцип историзма и объективности, которые позволяют рассмотреть процессы и явления в их эволюции. В числе используемых специально-исторических методов в исследовании применяются историко-генетический и сравнительно-исторический методы. Историко-генетический метод позволяет показать причинно-следственные связи и закономерности развития советско-американских отношений во второй половине 80-х гг., охарактеризовать основные исторические события 1985-1991 гг. и определить их и влияние на взаимоотношения двух стран. Использование сравнительно-исторического метода позволяет выявить различное и общее в политике двух держав на разных этапах решения проблем. Он дает возможность сопоставить проекты решения конфликта «холодной войны», проанализировать изменения во взглядах американских и советских лидеров. История американо-советских отношений – важное направление отечественной и зарубежной историографии. Неудивительно, что советско-американским отношениям за последние 60 лет посвящен необозримый массив научной и научно-публицистической литературы. Особый вклад в изучение внесли такие выдающиеся советские и российские исследователи, как В.П. Абаренков, А.Г. Арбатов, Э.Я. Баталов, А.Д. Богатуров, Р.Г. Богданов Э.А. Иванян, Н.Н. Иноземцев, А.А. Кокошин, В.А. Кременюк,В.П. Лукин, В.Л. Мальков, В.О. Печатнов, В.Д. Писарев, А.И. Уткин, Н.Н. Яковлев и мн. др. Неоценимый вклад в изучение советско-американских отношений внесли и американские исследователи, такие, как Б. Аллен, Г. Алперовитц, Бжезинский, Дж. Бреслауэр, С. Бялер, Дж. Гэддис, Р. Джервис, А. Джордж, Д. Йергин, Дж. Кеннан, Г. Киссинджер, У. Таубман, С. Тэлботт,. Шульман, Г. Эллисон, и мн. др. Различные аспекты этих отношений изучали политологи и историки, специалисты в области системного анализа и военные, конфликтологи и экономисты. Хорошо разработаны в исследовательской литературе взаимоотношения двух стран в таких областях, как гонка вооружений и разоружение, региональные конфликты. Внешнеполитическая деятельность СССР и США начинает изучаться уже в период самой перестройки. Особое внимание уделялось проблеме разоружения и сокращению ядерных вооружений между СССР и США. Недостатки работ того времени – ярко выраженный пропагандистский характер. Среди них работы Н.Н. Спасского «Перестройка внешней политики СССР: итоги, уроки, перспективы», А.А. Кокошина «В поисках выхода: военно-политические аспекты международной безопасности» и пр. Изучение истории американо-советских отношений в отечественной историографии до 1990-х гг. определялась господствующей идеологией: политика СССР оценивалась довольно схематично в рамках коммунистических догм. Согласно последним, вина за развязывание Холодной войны и кризисы в международных отношениях возлагалась исключительно на страны Запада. Затем в СССР наступает некая пауза в исследовании данной проблематики, связано это во многом с недоступностью огромного массива источников по внешней политике СССР 1985-1991 гг., так как в 1990-х гг. изменилось и положение науки в обществе: снижение финансирования привело к общему ослаблению интенсивности научных исследований, в том числе в сфере новейшей истории. Интерес к изучению американо-советских отношений возобновляется в конце 90-х. Эта тема нашла отражение в работах учебного характера, среди них труд М.Ф. Полынова «Внешняя политика в период перестройки 1895-1991гг.» Автор, используя широкий крут источник проводит глубокий анализ внешней политики СССР. В заслугу автору можно поставить и то, что ему удалось показать крайнюю противоречивость внешней политики СССР периода перестройки. В частности, отдавая должное огромному личному вкладу М.С. Горбачева в преодоление холодной войны между Западом и Востоком, М.Ф. Полынов вместе с тем справедливо подчеркивает, что ценой этих успехов стал отказ СССР от своих исторических сфер влияния. Также важная работа в исследовании проблем внешней политики СССР – «Очерки истории Министерства иностранных дел России1917-2002 гг.» Целая обьемная глава посвящена событиям , описываемого мной периода. Анализу международных отношений, в том числе внешней политики США и СССР были посвящены научные конференции, приуроченные к различным юбилейным датам. Конференция 1995 года в Москве, посвященная десятилетию перестройки. На ней обсуждались основные ошибки внешней политики М.С. Горбачева. Также в марте 1996 года проходила международная конференция «От Фултона до Мальты. Как начиналась и как закончилась “холодная война”» В труде В.А. Кузьмина « Э.А. Шеварндзе. Портрет министра иностранных дел времен “перестройки”» Публикации российских специалистов по проблемам международной безопасности, в том числе о политике США в этой области, оказывали определенное влияние на дискуссии в США, способствовали установлению конструктивного диалога между академическими и политическими сообществами, подписанию новых документов по безопасности между США и Россией. Особую значимость в ходе острых дискуссий в 1990-е годы по всему спектру проблем безопасности, вызывавших разногласия между США и Россией (НАТО, Договор СНВ-2 и Договор по ПРО 1972 года, урегулирование конфликтов, основы международной системы безопасности), имели работы А.Г. Арбатова, В.Г. Барановского, Ю.П. Давыдова, В.З. Дворкина, И.Ю. Жинкиной, Л.Г. Ивашова, А.А. Кокошина, С.В. Кортунова, Большое внимание в отечественной историографии уделяется вопросу обьединении Германии. М.Ф. Полынов «М.С. Горбачев и обьединение Германии», А.А. Ахтамзян «Обьединение Германии. Обстоятельства и последствия» В этих работах анализируется советская позиция в переговорах с Америкой по германскому вопросу. Без внимания в отечественной историографии не остался и Афганский вопрос. В.С. Христофоров «Трудный путь к Женевским соглашениям1988 года по Афганистану», Н.И. Марчук «Необьявленная война в Афганистане: официальная версия и уроки правды», В.А. Меримский «Загадки Афганской войны» В этих работах освещались вопросы принятия решения о вводе советских войск в Афганистан, дипломатические усилия СССР в годы перестройки по урегулированию конфликта и выводу советских войск из Афганистана. Таким образом можно сделать вывод, что советские исследователи серьезно подошли к вопросу изучения американо-советских отношений в годы перестройки. Также серьезный вклад в исследование данной проблемы внесли современные российские авторы. Достаточно активно вопрос американо-советских отношений изучается и в зарубежной историографии. A. Brown «The Gorbachev factor», J.Gaddis « The United States and the end of the Cold War», R. Garthoff «The Great Transistion. American- Sovet Relations and the end of Endoftle Cold War» Работы этих авторов посвящены изучению роли американской стратегии в окончании «холодной войны» с Советским Союзом. Анализируются внешнеполитические стратегии глав государств США и СССР. Масштабный труд написан «The last decade of the Cold War» Автор исследует причины успеха внешней политики Рейгана. Одной из причин эффекта победы США он видит в экономическом ослаблении Советского Союза и отсутствие систематичной и внятной стратегии у советского руководства. Помимо этого в работе автор пытается выяснить роль Америки в завершении «холодной войны» Также стоит отметить следующие работы: коллективные труды советских и американских ученых «Прорыв/Breakthrough» (1988), «"Окна" возможности: от холодной войны к мирному соревнованию в советско-американских отношениях» (1989), «Советско-американские отношения после окончания холодной войны» (1991), 36. Бжезинского «Отвечая на вызовы национальной безопасности» (1988) и «Без контроля: глобальная нестабильность накануне XXI века (1993), Ч. Кегли и Г. Реймонда «Когда рвется доверие» (1990) Г.А. Трофименко), «Современная внешняя политика США» (Отв. ред. Г.А. Трофименко), «Взаимная безопасность: новый подход к советско-американским отношениям», «Капитализм на исходе столетия» (Под. ред. А.Н. Яковлева), «Противоречия современного американского капитализма и идейная борьба в США» (Ред. кол. Ю.А. Замошкин и др.), «Разрядка и конфронтация — две тенденции в современных международных отношениях» (Отв. ред. В.И. Гантман), «Советско-американские отношения в современном мире» (Отв. ред. Г.А. Трофименко и П.Т. Подлесный). Основные концепции глобального американского лидерства разрабатывались в работах 36. Бжезинского, С. Брауна, Д. Бринкли, Р. Кейгана, К. Лейна, Э. Лейка, М. Макфола, Ч. Мэйнса, М. Мэнделбаума, Н. Подгореца, Б. Поузена, К. Райе, С. Смита, Л. Фридмана, Р. Хаасса, С. Хантингтона, Д. Эбшайра и др. Особо следует выделить фундаментальные работы 36. Бжезинского, прежде всего монографию «Великая шахматная доска» (1997), в которой он изложил основные положения концепции американской гегемонии, монографию британских политологов Среди американских ученых нет единства мнений относительно того, как должны строиться отношения с Россией, какова ее роль в формирующемся мировом порядке. В силу указанных причин, практически во всех американских научных публикациях, где обсуждаются вопросы мирового порядка и глобальной стратегии США, специальное внимание уделяется России, даются оценки ее роли в формирующемся мировом порядке, анализируется ее политика, определяется место во внешней политике Соединенных Штатов, высказываются предложения и прогнозы относительно содержания и форм двустороннего взаимодействия. Рассмотрению указанных вопросов посвящены работы 36. Бжезинского, Дж. Биллингтона, Д. Бринкли, Б. Брэдли, Ш. Гарнета, Ч. Гати, Э. Качинса, Дж. Кеннана, Г. Киссинджера, А. Коэна, А. Ливена, М. Макфола, У. Мида, Ч. Мэйнса, М. Мэнделбаума, Дж. Мэтлока, Р. Пайпса, Д. Саймса, С. Сестановича, А. Стент, С. Тэлботта, Р. Ширмана, и др. Среди обобщающих работ по истории международных отношений второй половины XX в. выделяется учебное издание «История международных отношений (1975-1991)». Более узкие хронологические рамки позволили авторам сосредоточиться на изучении сложных мировых процессов, предопределивших изменение условий реализации внешней политики СССР в указанный период. Руководствуясь иным, чем «Системная история», принципом изложения материала («регионально-проблемным»), данное издание воспроизводит его сущностные характеристики - анализ истории международных отношений. В этом контексте изучение внешнеполитической деятельности СССР 1985-1991 гг. не является центральным, а потому целый ряд специфических задач, таких как комплексный анализ составляющих «нового политического мышления», а также факторов, влиявших на его реализацию, авторы перед собой не ставили. В зарубежной историографии серьезные исследования отношений Соединенных Штатов и Советского Союза в области разоружения появились на рубеже 1970-х 1980-х гг., когда в США развернулась широкомасштабная дискуссия о советско-американской разрядке и необходимости ее продолжения для национальных интересов американского государства. Монографии Р. Батлета, Ст. Тэлботта, Дж. Ленкрзовски, Р. Грана, Ст. Михалака рассматривают отношения Советского Союза и Соединенных Штатов в целом, одним из аспектов которых являлись переговоры по разоружению. Нельзя не отметить попытку авторов объективно оценить процесс разрядки между СССР и США. . Источниковая база работы состоит из нескольких видов данных: 1) Проведение исследования в соответствии с поставленными целью и задачами базировалось на работе с необходимыми американскими и российскими источниками. Источниковой базой работы были: 1) официальные документы администраций Дж. Буша-ст., Б. Клинтона, Дж. Буша-мл. (ежегодные обращения президентов к стране, выступления, заявления президентов и других членов администрации, отдельные документы, в которых излагалась официальная позиция администраций по внешней политике и безопасности и т.д.); 2) материалы слушаний Конгресса США, прежде всего заседаний комитета по международным отношениям, выступления президента и представителей администрации в палатах Конгресса, а также выступления в комитетах палат Конгресса отдельных авторитетных внешнеполитических экспертов (например, 36. Бжезинского, С. Сестановича, М. Макфола), в которых делались разъяснения в связи с разработкой внешнеполитической стратегии США, по конкретным событиям в мире и относительно российско-американских отношений; 3) отдельные документы Совета Национальной Безопасности, Демократической и Республиканской партий (предвыборные платформы партий, программные документы, выступления кандидатов в президенты, представленные ими внешнеполитические программы в 1992, 1996 и 2000 г.); 4) мемуары американских политических деятелей; 5) материалы ряда справочных и библиографических изданий, данные опросов общественного мнения; 6) материалы публикаций в ведущих американских газетах («Нью-Йорк тайме», «Вашингтон пост», «Лос-Анджелес тайме», «Крисчен сайенс монитор», отдельных местных газет и др.), которые могут быть отнесены в разряд источников (интервью, выдержки из выступлений, заявлений президента США и представителей администрации, членов Конгресса, ученых, данные опросов и т.п.). ИСТОЧНИКИ Источниковую базу и основу исследования составляют опубликованные документы внешней политики США и СССР в рассматриваемый период, международные соглашения, а также мемуары и выступления государственных деятелей обеих стран. Для представления наиболее полной картины того, как происходило формирование американской внешнеполитической стратегии, какой виделась Россия как объект американской политики и как субъект международных отношений в постбиполярную эпоху, были использованы отдельные российско-американские документы, соглашения, договоры и совместные заявления, меморандумы, подписанные американскими президентами Дж. Бушем-ст., Б. Клинтоном, Дж. Бушем-мл. и президентами России Б.Н. Ельциным и В.В. Путиным в 1992-2002 гг.3 Важным источником была мемуарная литература, которая позволила получить представление о том, как принимались конкретные решения, как велась работа над стратегией США, кто из представителей академического сообщества был наиболее активно вовлечен в процесс подготовки официальных документов и материалов для президента США и представителей администрации. Мемуары президентов Р. Рейгана и Дж. Буша-ст., государственных секретарей Дж. Бейкера и Дж. Шульца, директора ЦРУ Р. Гейтса, посла США в СССР Дж. Мэтлока позволили разобраться в том, какие планы вынашивало руководство США на завершающем этапе холодной войны, какое идейное наследие получила администрация Клинтона, как оно было использовано в 1990-е годы, были ли у России основания для надежд на установление равноправного стратегического партнерства с США. При рассмотрении вопроса о разработке глобальной стратегии США, об идейной преемственности в американской политике были использованы мемуары Дж. Кеннана «На исходе столетия» о периоде 1982—1995 гг. Являясь одним из авторов американской стратегии в начале холодной войны, Дж. Кеннан высказал оригинальные мысли относительно деятельности США после окончания биполярности. Вместе с рядом других представителей старой советологической школы он занимал довольно критическую позицию по отношению к планам США по глобальному регулированию, считал необходимым сохранить «концерт ведущих мировых держав» и проводить более «скромную» внешнюю политику. В ходе исследования, помимо американских, использовались отдельные российские источники. Это было необходимо для представления более полной и всесторонней картины происходивших процессов, так как Россия продолжала оставаться в центре политики администрации Клинтона (за что ее критиковали), Россия была активным и заметным участником международных процессов. Велся напряженный диалог по проблемам безопасности, был подписан ряд важных документов, проходили официальные встречи российского и американского президентов, итоги которых выходили за рамки двусторонних отношений. При анализе периода второй половины 1980-х годов были использованы мемуары президента СССР М.С. Горбачева «Жизнь и реформы», «Размышляя о прошлом и будущем», «Как это было», отдельные его выступления, прежде всего Политический доклад на XXVII съезде КПСС в феврале 1986 года, в котором были изложены основы новой внешнеполитической стратегии СССР, был поднят вопрос о глобализации международных отношений, о новой роли сверхдержав. Ценными были мемуары посла СССР в США А.Ф. Добрынина «Сугубо доверительно», Е.М. Примакова «Годы в большой политике», занимавшего разные ответственные государственные посты в 1980-е и в 1990-е годы. Особо следует сказать о работах, использованных в диссертации, не являющихся строго источниковой литературой. Это — фундаментальные труды Г. Киссинджера «Дипломатия» и Р. Гартоффа «Великие перемены. Американо-советские отношения и окончание холодной войны», в которых приводятся важные факты о событиях, очевидцами и участниками которых были авторы, и представлен обобщающий ретроспективный анализ, а также объемный биографический труд JI. Кеннон «Президент Рейган». В указанных работах приведены тексты заявлений президентов США и других политических деятелей, выдержки из правительственных документов, слушаний Конгресса, дана оценка международной деятельности США в конце 1980-х — начале 1990-х годов, перспектив формирования нового мирового порядка. Аналогичными работами российских авторов, использованными при проведении исследования, являются книги А.В. Козырева «Преображение» и Анат.А. Громыко «Андрей Громыко. В лабиринтах Кремля», в которых присутствуют как мемуарный компонент, так и научно-аналитический. Монографии содержат ценный материал, проливающий свет на то, как разные политические деятели оценивали процессы в мире в конце холодной войны и после ее окончания, роль США и России в становлении нового мирового порядка. Работа А.В. Козырева ценна тем, что обобщает либеральное видение постбиполярных международных отношений и политики России, прежде всего в отношении США. Здесь же следует упомянуть монографию министра иностранных дел Российской Федерации И.С. Иванова «Внешняя политика России и мир», в которой, помимо выступлений министра, есть аналитическая часть обобщающего характера, дается подробный анализ всех этапов формирования внешнеполитической стратегии Российской Федерации и результатов ее международной деятельности; проанализированы положения Концепции внешней политики России, принятой в 2000 году. При написании данной работы были использованы материалы американских и советских архивов, в том числе и те из них, которые стали доступными для исследователей в последние 15 лет. Архивные материалы позволяют установить мотивацию принимаемых в Москве и Вашингтоне политических решений, проследить, какую роль там играл фактор двусторонних режимов. К сожалению, по не всегда понятным причинам многие архивные документы все еще остаются засекреченными. И тут неоценимым подспорьем для автора стали мемуары советских и американских государственных деятелей, дипломатов и военных, принимавших непосредственное участие в развитии отношений между двумя странами. При написании данной работы мемуарная литература была особенно важна потому, что именно на страницах воспоминаний можно найти сведения о том, как функционировали те или иные двусторонние институты, что препятствовало Особенно следует сказать об использовании в качестве источника публикаций в открытых периодических изданиях обеих стран. Этот важный источник по вполне понятным причинам приходится сопоставлять со всей совокупностью иных источников, ибо материалы прессы традиционно использовались и используются властными структурами не столько для объективного информирования общественности, сколько для проведения активных пропагандистских мероприятий. Политика администрации Р. Рейгана оказала огромное влияние на масштаб и характер этих перемен. С приходом к власти Рейгана Соединенные Штаты берут курс на отбрасывание коммунизма, жесткую силовую конфронтацию с СССР, активно поддерживают антисоветские силы во всем мире. Твердая, энергичная и последовательная политика республиканцев, по мнению большинства специалистов, стала одной из главных причин, вынудивших Советский Союз вернуться за стол переговоров во второй половине 1980-х годов, дала толчок революционным переменам, произошедшим в системе международных отношений в конце 1980-х - начале 1990-х годов. Обширную отечественную и зарубежную литературу, посвященную истории американского неоконсерватизма, политике администрации Рейгана, представляется возможным разделить на три крупные группы: 1. Работы, посвященные изучению деятельности администрации Р.Рейгана в период с 1981 по 1989 годы, затрагивающие основные направления социально-экономической, внешней и оборонной политики республиканцев. 2. Исследования, рассматривающие причины и характер изменений в общественно-политической жизни США конца 1970-1980-х гг., генезис неоконсерватизма, его идейно-теоретические основы. 3. Биографические работы, посвященные Р.Рейгану и членам его администрации. Фридмэн, Р.Фримэн и др. Рассматривая итоги деятельности администрации Рейгана в 1981-1984 гг., они отмечали позитивные перемены во внутренней и внешней политике Соединенных Штатов и, вместе с тем, высказывали критические замечания, призывая Белый дом к большей последовательности и решительности в проведении реформ в неоконсервативном ключе, подчеркивая необходимость сохранения жесткого внешнеполитического курса5. С аналогичных позиций был предпринят комплексный анализ деятельности американской администрации в течение первого президентского срока Рейгана и в работе Р. Ривиса «Рейгановский объезд», вышедшей в 1985 г6. Конец 1980-х - начало 1990-х годов ознаменовался расколом в стане неоконсервативных историков, политологов и общественных деятелей, связанным с различными оценками итогов деятельности администрации Р.Рейгана. Многие представители данного направления полагали, что крушение Организации Варшавского договора, объединение Германии, а затем и распад СССР были во многом предопределены верной политикой американского правительства, его жесткостью в отношении коммунизма. Американская внешнеполитическая стратегия, принятая на вооружение администрацией Рейгана, доказала свою эффективность, в значительной мере поспособствовав крушению тоталитарных режимов и торжеству либеральных, демократических идеалов в странах Восточной Европы и бывшем Советском Союзе. Эту точку зрения, в частности, разделяли Ф. Фукуяма, Р: Макфарлайн, А. Вилдавски, П.Джонсон и др. Вместе с тем, даже среди сторонников консервативного направления было немалое число скептиков, критически оценивавших результаты деятельности администрации Р.Рейгана. Так, в 1988 году вышла книга под редакцией С. Блюменталя и Т.Б. Эдсолла «Рейгановское наследие», написанная семью журналистами таких известных и авторитетных в Соединенных Штатах изданий, как «Вашингтон пост», «Лос - Анджелес тайме», «Бизнес уик» и «Паблик опиньон», на страницах которой ее авторы с привлечением богатого документального материала доказывали, что несмотря на увеличение военного бюджета, администрации так и не удалось добиться восстановления реального международного и дипломатического влияния Соединенных Штатов . В 1989 г. известный американский экономист, сотрудник одного из ведущих консервативных «мозговых трестов» - Института современных исследований Стенфордского университета - М. Боскин (занявший в администрации Дж. Буша-старшего пост председателя Экономического совета) опубликовал книгу «Рейган и экономика: успех, провалы и неоконченная повестка дня», в которой сосредоточил особое внимание на противоречивости и незавершенности рейгановских реформ9. В качестве примера таких незавершенных реформ Боскин приводит налоговую реформу. Снизив в соответствии с предвыборными обещаниями, налоги администрация в последующие годы была вынуждена несколько раз поднимать их вновь. К неудачам администрации было отнесено также увеличение дефицита бюджета и государственного долга США.
Введение

Американо-советские отношения во второй половине XX века складывались крайне проблематично. Эпоха сотрудничества двух государств сменяется усиленным противоборством. А эскалация гонки вооружений только обостряла взаимоотношения и все больше приближала мир к ядерной войне. Эпоха перестройки стала переломным периодом в американо-советских взаимоотношениях. С 1985 года по 1991 год градус идеологической и политической конфронтации СССР и США постепенно понижается. В этот период страны активизируют поиск путей решения конфликтов, происходит переосмысление способа ведения диалога. Ведение «холодной войны» признается нецелесообразным. Актуальность моей выпускной квалификационной работы состоит в обьективном воссоздании картины американо-советских отношений во второй половине XX века. Американо-советские отношения во многом определили ход мировой истории. Более 60 лет, с момента создания Антигитлеровской коалиции и до наших дней, взаимоотношения между Москвой и Вашингтоном оказывают огромное влияние на ход мировой политики. Ведь от диалога между двумя ядерными супердержавами зависело физическое выживание всего человечества. Кроме того, конфликт между двумя гигантами напрямую определял судьбы многих государств и народов в различных регионах планеты - от Центральной и Восточной Европы до Дальнего Востока, от Африканского Рога и до Центральной Америки. На современном этапе, в рамках обострения отношений с США, исследование особенностей политической ситуации в эпоху перестройки приобретает особую актуальность. Обе страны по-прежнему являются обладательницами ядерного оружия, а это значит, что и по се день этим двум странам нужно грамотно выстраивать диалог друг с другом ради всеобщей безопасности. Также внешняя политика очень влияет на внутренне развитие государства. Грамотные и взвешенные внешнеполитические решения могут положительно сказаться на развитии экономики, науки и других сфер государства. Тоже самое может случиться и наоборот. Наглядным примером выступают многие внешнеполитические решения М.С. Горбачева эпохи перестройки , которые пагубно отразились на внутреннем состоянии СССР , что в последствие и привело к его распаду. Таким образом изучение проблемы американо-советских отношений периода перестройки ( 1985-1991гг) очень важно для переосмысления прошлых внешнеполитических ошибок обоих государств. В настоящее время анализ и изучение опыта прошлых лет дает возможность находить лучшие способы сбалансирования современных национальных интересов, а также налаживания экономического и политического сотрудничества.
Содержание

Введение 3 Политика администрации Р. Рейгана оказала огромное влияние на масштаб и характер этих перемен. С приходом к власти Рейгана Соединенные Штаты берут курс на отбрасывание коммунизма, жесткую силовую конфронтацию с СССР, активно поддерживают антисоветские силы во всем мире. Твердая, энергичная и последовательная политика республиканцев, по мнению большинства специалистов, стала одной из главных причин, вынудивших Советский Союз вернуться за стол переговоров во второй половине 1980-х годов, дала толчок революционным переменам, произошедшим в системе международных отношений в конце 1980-х - начале 1990-х годов. 10 1. Эволюция политических отношений США и СССР в 1985-1991 г. 12 1.1.Эскалация конфронтации «холодной войны» в советско-американских отношениях 12 1.2. Второе президентство Рейгана и политика «нового мышления» в СССР 18 1.3 Отношения СССР и США с приходом к власти администрации Дж.буша 28 2. Элементы сотрудничества СССР и США в области разоружения 36 Заключение 53 Список литературы 56
Список литературы

Отрывок из работы

1. Эволюция политических отношений США и СССР в 1985-1991 г. 1.1.Эскалация конфронтации «холодной войны» в советско-американских отношениях Советско-американские отношения в 20 веке складывались крайне непросто. Период «холодной войны» является самым напряженным периодом в истории сотрудничества этих двух государств. За это время отношения претерпевают разные стадии накала: от недружественных до крайне напряженных. Над миром неоднократно нависала угроза третьей мировой войны, и только лишь своевременная и грамотная политика глав государств отвела надвигающеюся угрозу. Холодная война- глобальное геополитическое военное, экономическое и идеологического противостояния в период с 1946 года до конца 1980-х между двумя блоками государств, центром одного из которых был СССР, а другого — США. Когда же закончилась холодная война? Исторически окончание холодной войны связано с назначением Михаила Горбачева на пост генерального секретаря КПСС в в марте 1985 года. Тогда же происходит смена внешнеполитического курса и установление политики «перестройки». Для правильного анализа советско-американских отношений в эпоху перестройки стоит упомянуть о том, какими были отношения СССР и США до прихода Горбачева. Перестройке предшествовал период «разрядки», протекающий в 1970-е годы. За это время ледник под названием холодная война немного оттаял. Были заключены двухсторонние договоры об экономическом, научном и культурном сотрудничестве со странами Запада. Так же были подписаны соглашения об ограничении стратегических и обычных вооружений. В 1972 году Л.И. Брежнев и Р. Никсон заключили ряд соглашений об ограничении стратегических вооружений (ОСВ1), а в 1979 году Брежнев и новый президент Америки Джимми Картер подписали договор ОСВ2. Одним из важнейших договоров периода «разрядки» стал акт о правах человека , заключенный в Хельсинки 1 августа 1975 года между США, Канадой и Советским Союзом. Но в январе 1980 года президент Джимми Картер отказывается от разрядки и открывает новый этап конфронтации с СССР. Его решение стало ответом на ввод советских войск в Афганистан в 1979 году. Подобные действия расценивались как экспансионистская агрессия СССР. Америка видела угрозу ослабления авторитета своего государства , а также угрозу безопасности Западного мира. Все это привело к решительному повороту в стратегии ведения «холодной войны» США. С приходом к власти в 1981 году Р. Рейгана происходит ужесточение политики, проводимой предшественниками . Критикуя политику прошлых президентов за слабость и пассивность , Рейган ратует за смену политического курса в сторону открытой конфронтации с противником ( СССР). . Целью своей политики он видит победу в «холодной войне » Для этого новая администрация США ставила задачу полностью перевооружить страну , также увеличить рост военных расходов за счет сокращения многих социально-экономических программ Президент Рейган и все его члены администрации, были глубоко уверены в фундаментальном превосходстве американской системы над коммунистической . Их уверенность основывалась на данных американской разведки , в которой говорилось об усугублении кризиса внутри Советского союза , о моральном истощении граждан , упадке экономики в связи с дорогостоящей афганской войной. Назначенный Рейганом на пост директора ЦРУ У.Кейси говорил : «Советский союз крайне перенапряг свои силы и стал уязвим» В 1982 году Рейган выступает в Британском парламенте с призывом возглавить крестовый поход Свободы против СССР, а конечная цель похода – «превратить марксизм-ленинизм в кучу золы истории» А в марте 1983 г, президент США выступил в г. Орландо, штат Флорида, перед речью, в которой нашли отражение его личные взгляды на перспективы развития американо-советских отношений и на коммунизм вообще. Эта речь, судя по всему, была рассчитана на то, чтобы устранить иллюзии в отношении возможного смягчения позиции США по вопросам, затрагивающим интересы СССР. Глубоко религиозная аудитория была избрана не случайно: президент облек свою речь в форму проповеди, призывающей к «крестовому походу» добра против зла. Олицетворением зла, его средоточием, «империей зла» был назван Советский Союз. Замораживание вооружений, повторил президент уже не раз высказываемую им мысль, является не чем иным, как «иллюзией мира», тогда как реальностью является достижение мира с «позиции силы» Так Рейган говорил про советскую систему: «Самое страшное зло совершается даже не в концентрационных трудовых лагерях, где мы видим конечный результат этого зла. Зло задумывают и приказывают исполнять в чистых теплых кабинетах с хорошим освещением и ковровыми дорожками тихие люди в белых воротничках, со стриженными ногтями и гладко выбритыми щеками, которым не нужно повышать голос.» Советская система воспринималась как естественная угроза , с которой необходимо бороться всевозможными способами. Одним из таких способов было формирование общественного мнения в отношении СССР . Внушение образа врага в лице Советского союза посредством прораганды. Согласно социологическим опросам 1981-1983 годов, отношение рядового американца по отношению к СССР стремительно ухудшается. Также американское руководство разработало тактический план уничтожения коммунизма , выразившийся в директивах по национальной безопасности NSDD 1982-1983 годов. В них говорилось об обязательном сокращении советского влияния в Восточной Европе, также о вытеснении СССР из геополитически важных регионов «третьего мира» В другой директиве NSDD-66 предлагался удар по экономике СССР , а конкретнее по ее добывающим отраслям. Рекомендовано провести торгово-экономическую изоляцию СССР и ее союзников. Согласно задумке разработчиков эта директива должна нанести смертельный урон по Советскому союзу. Американское правительство выработало целую стратегию по потоплению советской лодки «коммунизм». Вот небольшой перечень направлений новой внешней политики США. 1. Геополитическое направление : сужение сфер влияния СССР 2. Технологическое направление : эскалация гонки вооружений, наращивание военного потенциала США. 3. Идеологическое-психологическое направление: антисоветская пропаганда, моральное истощение противника путем видения психологического террора . 4. Помощь антикоммунистическим движения в социалистических странах (финансирование ,военная помощь) В 1983 году Рейган презентует оборонительную программу СОИ ,или программу «Звездных воин ». Разрабогтка этой программы подразумевает создание щита , способного отразить ядерный удар противника. О реакции Советского союза на презентацию Рейгана вспоминает сотрудник отдела ЦРУ А.Уайттэкер: «Они почувствовали себя крайне неуверенно, их действительно напугал наш технологический рывок » главой советского руководства уже становится Ю.В .Андропов , сменившего после смерти в 1982 году Брежнева. В СССР осуждали агрессивную риторику нового президента Америки, но не откидывали мысль о создании собственной системы СОИ. «Наши возможности тщательно изучаются» В СССР стали вестись обширные исследования в области военного дела. Страх потери паритета, заставил СССР значительно вложиться материально в оборону страны. В марте 1984 года Черненко заявил , что : «Сложная международная обстановка заставляет нас направить значительную часть средств на укреплении безопасности СССР» Советскому союзу было крайне тяжело тягаться с США в гонке вооружений , затраты на оборону легли тяжким бременем на советскую экономику. Также гонка вооружений осложнялась вводом Америкой списка запрещенных к поставке в СССР высокотехнологичных обьектов. Апогеем конфликта СССР и США стал прецедент 1983 года , когда по ошибке над Камчаткой был сбит пассажирский лайнер , принятый за американский самолет-разведчик. Новость о том, что сбитый самолет оказался пассажирским повергла в абсолютный шок все советское руководство. Как вспоминал летчик, который сбил самолет : «Ни на минуту я не думал , что могу сбить пассажирский самолет …Беда всех советских летчиков в том, что мы не изучаем машины иностранных компаний. Я знал все самолеты , все разведывательные , но этот не был похож ни на один из них» После случившегося состоялась экстренная конференция , на которой госсекретарь Дж. Шульц обвинил СССР в агрессии и намеренном уничтожении пассажирского боинга, совершавшего рейс Нью-Йорк- Сеул .Хотя США владел данными технических служб о случившимся инциденте . Итог этих данных говорил о , том что действия Советского не предполагали намеренной агрессии , ошибочно сбитый самолет был принят за разведывательный самолет. Но очевидно , что обвинительный тон госсекретаря являлся частью стратегии видения пропагандистской войны против Советского союза. Последствия после этой конференции не заставили себя долго ждать . А СМИ США еще больше подогрели и без того уже пылающие отношения двух государств . Американские газеты пестрили заголовками : «Советский союз против всего мира », «Советская паранойя», «Умышленное убийство », «Окровавленные руки Москвы » В Америке происходили погромы магазинов с советской продукцией, был сожжен официальный герб СССР под окнами здания ООН. Идеологическая война была полностью проиграна , победа осталась за умелой американской политикой . Западное общественное мнение было далеко не в пользу Советского союза. В этой ситуации неправильная тактика советского руководства в отношении сбитого самолета , а точнее первоначальное его умалчивание и недоговоренность важных деталей данного инцидента потопили СССР окончательно . Информация , которую предоставлял ТАСС , касаемо боинга, содержала много недостоверных фактов. А за ложными заявления уже оказалось слишком сложно отыскать обьективные вещи . Да и в действительности никто всерьез из зарубежных специалистов не занимался расследованием случившегося , для всех был важен только факт сбития самолета. Отношения между СССР и США после этого случая настолько сильно испортились , что в западной историографии и сообщениях СМИ можно прочесть о том, что еще никогда мир не был так близок к ядерной войне , как осенью 1983 года. 8 сентября 1983 года в состоялась встреча Дж.Шульца и А.А Громыко , посвященная безопасности и сотрудничеству в Европе . Встреча прошла на повышенных тонах , сопровождаясь резкими высказываниями в адрес друг друга. «Встреча была нарочито выставлена США так, чтобы показать всему миру агрессию и беззаконность Советского союза» Данная встреча только усилила накал напряженности . Андропов выступил с заявлением о невозможности сотрудничества с Америкой до тех пор, пока президентом остается Рейган . «Если у кого-то были иллюзии насчет эволюции отношений в лучшую сторону , то события недавнего времени полностью их развеяли » Вмешательство Советского союза во внутреннюю политику Афганистана сильно усугубило советско-американские отношения . А региональные войны США также рассматривал как фронт «холодной войны.» Рейган обвинял СССР во всех происходящих мировых беспорядках. Вашингтон желал ослабить СССР устранив его влияние в регионах «третьего мира ». Желание переросло в «доктрину Рейгана». Публичную огласк3у же название доктрина получила лишь в 1985 году. Согласно доктрине США осуществляет всяческую поддержку антисоветских обьединений , которые должны противостоять СССР. Таким образом администрация Рейгана была нацелена вывести Советский союз из строя чужими руками .Основными очагами распространения доктрины стали Афганистан и Центральная Америка .Посредством оказания военной помощи правым силам , проведение карательных операций, психологических войн Советский союз должен потерять свою конкурентноспособность на мировой арене . Вашингтон тайно спонсировал моджахедов в Афганистане . Им предоставлялись современные ракетные комплексы «Стингер» для борьбы с советской авиацией. 22 ноября 1983 года американское правительство размещает ракеты «Першинг -2» на территории ФРГ. Подлетное время этих ракет составляет всего лишь 12 минут. Эти стратегические обьекты представляли серьезную угрозу для СССР в случае начала военных действий с США . Скоростные ракеты обладали хорошей скрытностью и не позволяли радарам сразу их обнаружить. Переход политики в такое агрессивное русло требовало от Москвы принятия срочных мер .Советское руководство заявило о невозможности ведения переговоров с американской стороной, по такому случаю Москва перед тайм-аут в процессе выстраивания деловых отношений с США. Этот тайм-аут продлится вплоть до ноября 1985 года. 17 января 1984 года состоялась встреча госсекретаря Дж. Шульца министрам иностранных дел А.А Громыко . Вся встреча прошла на повышенных тонах . Дипломаты обменялись критическими высказываниями в адрес внешней политики своих государств. Шульц говорил об Афганистане, на что Громыко высказался о бомбежках ливанских городов. На короткий период правления Андропова пришлось максимальное ухудшение советско-американских отношений . Такое произошло из-за нехватки гибкости и инициативности в политике в Андропова . Но сам Андропов вспоминал: « Если сегодня приходится констатировать факт , что дела между нашими странами складываются неблагоприятно , то причина тому –не в нашей политике . Мы этого не хотели » Каких-то кардинальных перемен в отношениях с Америкой при правлении Черненко не произошло. Для нашей дипломатии того времени характерна пассивность и не инициативность . Таким образом советско-американские отношения периода с 1980 по 1984 год характеризуются отходом от разрядки и ухудшением диалога между странами . Советская интервенция в Афганистан получила негативную оценку со стороны Запада и дала повод к смене внешнеполитического курса США. Еще более осложнило отношения президенство Рейгана и проведение им агрессивной и империалистической политики в адрес Советского союза . Апогеем конфликта становится 1983 год, когда СССР и США разместили свои ракеты на территории союзнических стран . На какое-то время мир замер в ожидании неминуемой угрозы. Благо ядерная война миновала нас . В переговорах США и СССР был взята пауза. Новый этап взаимоотношений начнется только с началом «перестройки». 1.2. Второе президентство Рейгана и политика «нового мышления» в СССР Второй срок Рейнгана ознаменовал собой некое снисхождения в отношении СССР. Это связано с желанием президента предстать пред народом в образе «миротворца», нежелающим развязывать войну. Рейган уже не спешил называть Советский союз «империей зла» «США должны предпринять новую попытку в переговорах по выработке договоренностей о сокращении вооружений » Но даже после таких высказываний администрация США все равно продолжала вести диалог с СССР с позицией силы. Как отмечал Добрынин : «Второй президенство Рейгана характеризуется растущими элементами партнерства с СССР » Но в большей степени развитию партнерских отношений между США и СССР способствовал приход к власти М.С. Горбачева и проведении им политики перестройки. Сложное положение СССР стало причиной перестройки, а также, трансформации внешней политики . Основной причиной необходимости перестройки признано считать несколько факторов, которые предшествовали ее началу. К ним относят: 1. Участие советских войск в боевых действиях в Афганистане. Введя войска в Афганистан, СССР преследовал цели интернациональной помощи, но операция не получила одобрения ООН. Росло возмущение и населения страны, а военное участие требовало немалых затрат. 2. Санкции против страны. В результате компании в Афганистане последовало введение санкционных мер экономического характера со стороны США и стран Западной Европы. Санкции нанесли значимый урон экономике СССР, которая в то время переживала застой. 3. Падение цены на нефть. Страна являлась ведущим экспортером нефти и газа на мировые рынки, она же стала заложником мировых цен на эти ресурсы. Существенный урон экономика СССР понесла с 1983 г., когда страны ОПЕК отказались фиксировать расценки на нефть, а Саудовская Аравия нарастила объемы добычи. 3. Несовершенная система управленческого аппарата. В противовес благосостоянию отдельных граждан в стране наметился коллапс промышленного развития, значительное понижение темпов развития экономики, повсеместный дефицит товаров и дефекты плановой экономики. С момента своего прихода к власти М.С. Горбачев огромное внимание уделял вопросам внешней политики. М.С. Горбачев и его министр иностранных дел Э. А. Шеварднадзе с небывалой сравнительно с предыдущим временем активностью проводит встречи с американским президентом Р. Рейганом, затем с его преемником Дж. Бушем-старшим. В 1985 году, когда к власти пришел Михаил Горбачев, СССР уже находился на грани достаточно масштабного кризиса, как в экономике, так и в политике и социальной сфере. Эффективность производства в стране постепенно снижалась, огромные по объему ресурсы направлялись в ВПК. Всего за время своего пребывания у власти Горбачев 11 раз встречался с американскими президентами. Результатом этих встреч (Женева, Рейкьявик, Москва, Мальта и др.) стало подписание целого ряда важнейших соглашений в области разоружения. В 1989 г. ограниченный контингент советских войск завершил выход из Афганистана, положив тем самым конец афганской войне Также СССР фактически устранился от вмешательства в дела стран Восточной Европы, исключая свое вооруженное вмешательство в «бархатные революции». Именно Горбачев сыграл определяющую роль в вопросе об объединении Германии в 1990 г. Фактически задумка М.С. Горбачева сводилась к внеблоковому статусу Германии, что, по его словам, было зафиксировано на словах, а не на бумаге, на переговорах с германским канцлером Г. Колем. Вместе с тем, несмотря на очевидное снижение напряженности в отношениях СССР со странами Западной Европы и США, фактически Советский Союз пошел лишь на односторонние уступки, способствовавшие ликвидации Организации Варшавского договора и дальнейшему расширению НАТО на восток. Разработанная Горбачевым и его советниками концепция нового мышления в международной политике, предполагавшая во внешней политике опору на общечеловеческие ценности, хотя и способствовала необычайной популярности Горбачева в мире, «горбимании», на деле практических результатов не имела, поскольку не принимала в расчет традиционное для англосаксонского мира стремление к мировой гегемонии и являлась по сути своей политическим идеализмом. Сам же М.С. Горбачев считает, что главным результатом нового мышления стало «прекращение холодной войны. Пришел к концу длительный и потенциально смертельно опасный период мировой истории, когда все человечество жило под постоянной угрозой ядерной катастрофы. Произошла консолидация основ мира на планете. Отношения с государствами – как Востока, так и Запада – были введены в нормальное, неконфронтационное русло. Был проложен путь к равноправному партнерству, отвечающему интересам всех, и прежде всего – нашим национально-государственным интересам…». В реальности Советский Союз не просто перестал быть одной из двух сверхдержав, но и перестал существовать. Важным сигналом перемен стало назначение. на должность министра иностранных дел СССР бывшего руководителя компартии Грузии Э. А. Шеварднадзе, ранее не имевшего опыта в международных делах. Горбачеву был нужен человек, не связанный с прежним главой МИД А. А. Громыко ни профессиональными, ни личными обязательствами. Пост заведующего международным отделом ЦК КПСС занял А. Ф. Добрынин, до этого в течение двадцати пяти лет бывший послом СССР в США. Горбачев, с одной стороны, желал воспользоваться связями Добрынина в американском истеблишменте, а с другой – демонстрировал новые приоритеты. Однако намного более значимым было стремительное возвышение А. Н. Яковлева, с лета 1985 г. ставшего, по сути, главным советником Горбачева. Им разрабатывалась концепция перестройки, предусматривавшая революционные изменения (а по сути – демонтаж) советской системы. По свидетельству Е. М. Примакова, именно Яковлеву принадлежала и идея «нового политического мышления». Во внешнеполитическую команду входили также А. С. Черняев, В. А. Медведев, Г. Х. Шахназаров, И. Т. Фролов, Г. А. Арбатов, Е. М. Примаков. Вначале, в период консолидации власти, Горбачев действовал осторожно. Но по мере укрепления своих позиций, как вспоминал А. Ф. Добрынин, стиль руководства генсека становился всё более авторитарным: «От подробного рассмотрения и принятия решений и обязывающих директив Горбачев стал переходить к тому, чтобы использовать максимальную свободу рук на переговорах с главами других государств. Постепенно Горбачев достиг своей цели – практически самостоятельно определял и осуществлял внешний курс страны. Всё это стало особенно очевидным с 1989 г.». Одной из «новаций» советской дипломатии середины 1980-х гг. стала попытка начать диалог не с Соединенными Штатами, а с Европой. В МИД рассчитывали, договорившись с европейцами без США, произвести на американцев «отрезвляющий эффект перехвата инициативы». Поэтому первый зарубежный визит нового лидера КПСС был сделан в октябре 1985 г. во Францию, которая демонстрировала бoльшую, чем другие союзники Вашингтона, самостоятельность. В Париже Горбачев выдвинул ряд важных инициатив. Он выразил готовность заключить соглашение по ракетам средней дальности в Европе отдельно от договоров по космическим и стратегическим вооружениям, что являлось отступлением от «пакетного» подхода А. А. Громыко. Советский лидер также соглашался пойти с Западом на обмен планами уведомляемой военной деятельности. Это было беспрецедентное по тем временам решение, против которого всегда возражали в Министерстве обороны. В Париже он обратился к руководству США с призывом к взаимному сокращению ядерного оружия на 50 %. И, наконец, там же была высказана увлекавшая Горбачева идея строительства «общеевропейского дома». До встречи ( причины побудившие встречу) Выдвинутые во Франции предложения советский лидер обсуждал 19–21 ноября 1985 г. с американским президентом в Женеве. Если в Москве искали новые подходы, то в Вашингтоне, напротив, придерживались преемственности стратегических задач. Возглавивший в 1980 г. США Р. Рейган исходил из уверенности в экономическом ослаблении Советского Союза. В программной речи в январе 1984 г. от СССР предлагалось добиваться исключения угрозы и применения силы при урегулировании международных конфликтов, сокращения огромных арсеналов, укрепления доверия в мире через расширение контактов между странами и свободный обмен информацией и идеями. По инициативе государственного секретаря Дж. Шульца, к этому было добавлено положение о необходимости соблюдения в СССР прав человека. Реализация этой программы должна была, по мнению ее разработчиков, стать для СССР условием прекращения «новой холодной войны». В Женеве Горбачев, в соответствии с рекомендациями советских военных экспертов, настаивал на разоруженческой проблематике, критиковал американскую Стратегическую оборонную инициативу (СОИ). Р. Рейган столь же твердо следовал логике своего «пакета». Ни о чем договориться не удалось, но итоги встречи казались обнадеживающими: лидеры установили личный контакт и отказались от практики длительных предварительных консультаций. Рейган впервые в истории советско-американских отношений на столь высоком уровне заговорил о проблеме с соблюдением прав человека в СССР. Тогда Горбачев отверг обвинения в их нарушении, указав, что это является внутренним делом страны. Столь же уверенно он уходил и от предложений разобраться с международными конфликтами в регионах, где США и СССР поддерживали противостоящие силы. Таким образом, к концу 1985 г. советско-американский диалог был возобновлен, а СССР вновь сделал ставку на приоритетность взаимодействия с США. В 1986 г. Москва продолжила «мирное наступление». 15 января Горбачев выступил с программным заявлением о ликвидации ядерного оружия в мире к 2000 г. На первом этапе (в течение 5–8 лет) следовало вдвое сократить ядерные запасы СССР и США, а также их ракеты средней дальности в Европе. На втором этапе (5–7 лет) к разоружению подключились бы другие державы, а на третьем – завершилась ликвидация всех оставшихся ядерных средств. Сам Горбачев высоко оценивал эту программу. Большинство же западных экспертов считало, что в полной мере она неосуществима. Мнение многих советских военных и дипломатов выразил руководитель делегации СССР на Стокгольмской конференции по безопасности и разоружению в Европе О. А. Гриневский: «Эффективно для публики, но несерьёзно для дела». Ключевой вехой в становлении новой советской внешнеполитической доктрины стал XXVII съезд КПСС, на котором идеи «нового мышления» были представлены в виде хорошо выстроенной концепции. Ее основой стала идея целостного взаимозависимого мира, единство которого обусловлено глобальным характером существующих вызовов и угроз. Это резко контрастировало с традиционным представлением о том, что мировое развитие определяется борьбой двух систем. Основную тревогу у Горбачева вызвало наличие ядерного оружия и гонки вооружений. Поэтому безопасность следовало обеспечивать предельно низким уровнем военного баланса, из которого необходимо полностью исключить любое оружие массового уничтожения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg