Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

400-летний юбилей города Арзамаса: организация мероприятий и их проведение

irina_krut2020 1750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 70 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.03.2020
Объектом исследования является город Арзамас во второй половине 1950 – 1970- е. гг. XX века. Предметом исследования является празднование 400 - летия города Арзамаса. Цель работы: изучение социально-экономического и культурного развития Арзамаса во второй половине 1950-х - 1970-х гг., а также проведение и подготовка дня города. Для решения поставленной цели, были определены следующие задачи исследования: 1. Проанализировать развитие ведущих отраслей экономики Арзамаса: авиационного приборостроения, различных отраслей автомобильного производства, а также другие отрасли промышленности; 2. Прокомментировать деятельность городских организаций по подготовке промышленно-производственного персонала; 3. Изучить процесс преобразования социально-бытовых условий населения города Арзамаса в 50- 70- е гг. XX вв.; 4. Проследить особенности развития культурных учреждений; 5. Изучить подготовку и проведение юбилейного дня города. Хронологические рамки работы: охватывают период второй половины 1950-х по конец 1970 – х гг. Этот промежуток времени характеризуется для Арзамаса крупным прорывом в экономической и социальной жизни, который превратил город в мощный индустриальный центр. Методы работы. В ходе исследования были использованы общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, системный метод. Источниковедческий анализ: Исследование по данной теме включает несколько видов исторических источников: 1. Неопубликованные источники. Основу данного исследования представляет делопроизводственная документация, а также документация арзамасских предприятий. Эти документы отражают мероприятия по различным вопросам и проблемам города. Делопроизводственная документация арзамасских предприятий составляет основу данного исследования. Группа источников содержится в фондах Арзамасского государственного архива Нижегородской области (АГАНО) . В них содержатся обширные и многообразные материалы об экономическом и социальном развитии города, состоянии образования, здравоохранения, культуры, социально-бытовых условиях проживания населения и т.д. 2. Опубликованные источники. Работа с материалами местной, областной и центральной прессы позволяет системно проследить экономическую и социальную жизнь общества на протяжении исследуемого периода. Следует заметить, что учитывались официозность и тенденциозность многих публикуемых материалов, составляющих особенность советской периодики. Материалы «Горьковской правды» , «Арзамасской правды» , и других периодических изданий, являясь документами своего времени, представляют огромную ценность для исследования. Степень изученности темы: Всплеск интереса к истории Арзамаса пришелся на вторую половину 1960-х - 1980-х годов. Именно в это время появляется основная масса краеведческой литературы, как авторские публикации, так и различные проспекты о городе: «Городу Арзамасу — 400 лет», «Очерки истории Арзамаса», «Арзамас», «Города нашей области», «Из истории Арзамасской партийной организации», «Арзамасский район за 50 лет советской власти» . Данные работы, написанные в русле общепринятой в те годы коммунистической идеологии, оставляли за бортом большинство серьезных проблем истории города. Главным образом освещалась деятельность Арзамасского городского комитета КПСС, авангардная роль коммунистов в экономических и социальных преобразованиях. С этой точки зрения рассматривались все мероприятия, связанные с развитием экономики города, социальной сферы и культуры. Располагая обширным фактическим материалом о строительстве, становлении и развитии основных арзамасских предприятий, развитии социальной сферы и культуры города, эта группа краеведческой литературы представляет собой определенную ценность для изучения в рамках данной темы. Ряд изданий посвящены истории крупнейшего предприятия города, арзамасского приборостроительного завода . Книги о приборостроительном заводе содержат подробную хронологию истории завода. Большое внимание уделяется строительству заводских корпусов, установке оборудования и началу его эксплуатации. Рассказывается об освоении коллективов производства сложнейшей продукции. Много говорится о достижениях коллектива, который занимал передовые позиции в министерстве авиационной промышленности СССР. В коллективной работе «Народное хозяйство города Арзамаса» освещено промышленное развитие всех крупнейших предприятий города с первых дней существования до начала 1990-х годов, дается оценка перспектив развития на ближайшее будущее. В книге подробно рассматривается становление и развитие основных отраслей арзамасской промышленности, сравниваются темпы производства основных предприятий города, а также реализация произведенной продукции. Недостаток материалов об Арзамасском крае и городе Арзамасе восполнялся за счет публикаций о социально-экономическом и культурном развитии в 1960 - 1970-е годы всей Горьковской области. Оценивая литературу, посвященную социально-экономическому развитию Горьковской области, скажем, что в целом она соответствовала тенденциям, обозначенным в исследованиях по общесоюзной тематике. Эти публикации содержали в основном цифры плановых заданий и итогов послевоенных пятилеток. Литература, показывая успехи плановой экономики СССР, совсем не содержала анализа проблем экономического и социального характера и умалчивала о просчетах и недостатках партийного руководства. Книжным издательством была выпущена книга Л.Л. Трубе «Наши города», получившая широкую известность в советской градоведческой науке . Эта книга впервые систематизировала данные об истории и развитии малых городов Горьковской области. Книга содержит много фотографий и исторических сведений об этих городах. В настоящее время тоже существует множество книг по изучению города Арзамаса. Исследователями в изучении истории Арзамаса являются: Н. В. Хорева , а также Г. И. Родина . Одной из современных книг является «История Арзамаса», подготовленная кафедрой истории России Арзамасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского . В ней представлена история Арзамаса с его археологического прошлого и до нынешних дней; рассмотрены основные этапы его развития, разные аспекты общественных отношений - экономика, политика, право, наука, культура, использованы архивные источники, большая часть которых публикуется впервые. Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения списка используемых источников и литературы, а также приложений.
Введение

Актуальность исследования: История малых городов в России еще не стала предметом пристального внимания исследователей. Существует недооценка этой проблемы. Ситуация аналогична исследованию периода правления Н. С. Хрущева и Л. И. Брежнева в городе Арзамасе. Таким образом, процесс превращения небольшого районного городка в крупный промышленный центр остается малоизученным. И как все это началось? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо исследовать экономические, социальные и культурные преобразования города, сопровождающие этот процесс. В советский период изменилась экономическая и социальная роль Арзамаса: много раз развивалась промышленность, менялся культурный облик города. В 50-60 - ее годы. В городах СССР были все возможные постройки - построены фабрики, фабрики, дома для рабочих, школы и детские сады для их детей. В Арзамасе, учитывая большой потенциал города, руководство решило построить приборостроительный завод, а также приступило к строительству домов и культурно-развлекательных мест для жителей города. В конце 1960-х - начале 70-х годов. Арзамас начинает создавать еще одну новую отрасль - производство автозапчастей для крупнейшего партнера - Горьковского автомобильного завода. По сути, Арзамас стал городом оборонной промышленности, 90% его потенциала работало в военно-промышленном комплексе. Население города достигло 112 тысяч человек. Кроме того, на предприятиях города работали тысячи людей, проживающих в сельской местности. За этот период произошли значительные изменения в социально-культурной сфере города. Процессы, происходившие в экономике и социальной сфере города, во многом были характерны для других малых городов Нижегородской области и России. Именно в этот период правительство решило провести первый день города. Актуальность темы обусловлена необходимостью проанализировать и понять экономические, социальные и культурные процессы, которые происходили в глубине советской провинции, то есть фактически в СССР, а также их влияние на подготовку и проведение первого дня города.
Содержание

Введение.......................................................................................... 3 Глава I. Арзамас в 1950-1970 гг.: новый этап социально – экономического развития города …………........................................... 9 1.1. Основные тенденции промышленного развития города...... 9 1.2. Благоустройство Арзамаса и социальное развитие……... 20 Выводы по Главе I …………………………............................... 28 Глава II. Образовательный и культурно-технический уровень населения города 1950 - 1970 гг…………………................................. 30 2.1. Формирование промышленно-производственного персонала на предприятиях города……………………………………... 30 2.2. Образование и культура города Арзамаса..………........... 33 Выводы по Главе II………………………................................... 39 Глава III. 1978 год - 400 - летний Юбилей города Арзамаса: подготовка и проведение…………………............................................ 40 3.1. Подготовка празднования юбилея города…………………. 40 3.2. Проведение юбилейных мероприятий……………….......... 45 Выводы по Главе III……………………………………............... 49 Заключение……………………………………………………..... 50 Список источников и литературы……………………………..... 52 Приложение……………………………………………………… 55
Список литературы

Источники I. Неопубликованные источники 1. АГАНО Ф. Р - 322. Исполком города Арзамаса. Оп. 6. Д. 123, Д. 647. Л. 71, 73-78, Л. 86,89; Д. 653, Л. 25,32-33; Д. 654, Л. 16,18; 2. АГАНО Ф. Р - 785, Оп. 4 Д. 161 Л. 43; Д. 163 Л. 16; Д. 165. Л. 27; 3. АГАНО Ф. Р- 335. 4. Арзамасская правда 13 января 1971, 27 ноября 1962, 25 ноября 1962, 20 января 1978, 14 мая 1978; 5. Горьковская правда 18 мая. 1969; 6. Из воспоминаний В. В. Кураева, ветерана приборостроительного завода, работал на предприятии с 1958 года. Воспоминания находятся в личном архиве автора. 7. Послание съезду малых городов Российской Федерации [Текст] // Арзамасские новости. 16 июля. 1992 II. Исследования 8. Арзамас [Текст] - М.: Турист, 1979., с. 85 9. Арзамас [Текст] /Сост. А.Д. Одинцов. - Горький: ВВКИ, 1978., с. 112 10. Арзамас – город Гайдара (Составитель Н. И. Рыбаков). М.: Турист, 1979, с. 90 11. Арзамас: Путеводитель. (Составитель А. Д. Одинцов). – Горький, 1978, с. 32 12. Арзамас в XX веке. Серия книг об истории Арзамаса./ Ред. коллектив: Балакин М.Ф., Титков Е. П., Пучков В. П., Поздяев В. И., Кабешев Р. В. и др./ - Арзамас, «Ассоциация ученых Арзамаса», 2004-2010 гг. 13. Верхоглядов, Д.Д. Время и стиль. Из опыта работы партийных организаций. О работе Арзамасского горкома КПСС [Текст]/ Д.Д. Верхоглядов, А.Д. Одинцов. - Горький: ВВКИ, 1969., с. 197 14. Голованов Б.П. Жизнь Нижегородской глубинки. Арзамас: АГПИ, 1993.- с. 162 15. Город Арзамас [Текст]/ Сост. Г. А. Зимова, И. А. Гордеевцев. – Н. Новгород: изд-во Штрих, 1999, с. 120 16. Города нашей области [Текст]/Под ред. И.К. Орфанова. - Горький: ВВКИ, 1969, с. 304 17. Городу Арзамасу 400 лет. Арзамас, 1979, с. 87 18. История Арзамаса: учебное пособие [Текст]/ под общ ред. О. В. Ефимова и Г. И. Родиной – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2016 с. 439 19. Жадобов, А.В. Завод мой - гордость моя. [Текст]- Горький, 1986. с. 145 20. Жадобов, А. Подушкина, С., Арзамасский приборостроительный: дела и люди. [Текст] - Нижний Новгород: Литера, 1998., с. 217 21. Народное хозяйство города Арзамаса. (Отв. редакгоры Гордеевцев, И.А, Зимова, Г.А.) - Арзамас, 1999., с. 245 22. Народное хозяйство СССР. 1922-1972 гг. Юбилейный статистический сборник. М.: Статистика, 1972. – с.848 23. Одинцов, А. Д. Арзамасский район за 50 лет советской власти [Текст]/ А. Д. Одинцов, И.Н. Фешин. - Арзамас: ВВКИ, 1967. с. 178 24. Очерки истории Арзамаса[Текст] /Под ред. Б.П. Голованова. - Горький: ВВКИ, 1981., с. 239 25. Родина Г. И. Арзамасоведение: монастыри и храмы (прошлое и настоящее) : учебное пособие/ Г. И. Родина; Арзамасский филиал ННГУ. – Арзамас: АГПИ, 2013. – 78 с. 26. Сагателян Г. Ш., Титков Е. П. Очерки истории Арзамасского пивоваренного завода.[Текст] – Арзамас, 1993, с. 137 27. СССР в 70-е годы. – М. Полиздат, 1981, с. 304 28. Трубе, Л.Л. Наши города. Экономико - географические очерки о городах Горьковской и Арзамасской областей - [Текст] Г., 1954., с. 378 29. Тюрина, О. И. История Горьковской области: Учебное пособие / О. И. Тюрина, В. Д. Фёдоров, Л. А. Чемоданов. 3-е изд., перераб. и доп. -Горький: ВВКИ, 1989. - с. 191 30. Хорев Б. С. Горьковская область. Природа, население, хозяйство. – Горький, 1967, с. 231 31. Экономическое развитие Арзамаса как малого города России во второй половине 1950-х - 1970-е годы [Текст] : монография / Н. В. Хорева ; Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Арзамасский гос. педагогический ин-т им. А. П. Гайдара". - Арзамас : АГПИ, 2012. с. 95
Отрывок из работы

Глава I. Арзамас в 1950-1970 гг.: новый этап развития 1.1. Основные тенденции промышленного развития города Пятидесятые годы XX века характеризовались самыми быстрыми темпами социально-экономического развития СССР. Страна вступила, почти одновременно со странами Запада, в новый этап научно-технической революции. Необходимость оздоровления экономической ситуации в стране официально была призвана уже после смерти Сталина в 1953 году. Послевоенные годы являются весьма примечательными для развития Арзамаса. В 1954 году из Горьковской области была выделена Арзамасская область, просуществовавшая до 1957 года. Население города в этот период едва превышало 30 тыс. человек. Однако короткое существование Арзамасской области стало мощным толчком к превращению его центра (города Арзамаса) в крупный промышленный центр. Во второй половине 1950-х годов город вступил в совершенно новую полосу своей истории, началось быстрое обновление, изменившее как облик древнего Арзамаса, так и жизнь, быт и нравы его людей. Отрадные перемены становились возможными, прежде всего, в результате развернувшегося капитального строительства. До середины 1950-х годов в Арзамасе не было ни одной строительной организации, частные дома строились силами горожан, а предприятия и конторы были построены еще до революции . Поэтому возникла необходимость организации в городе строительной индустрии. Арзамасский областной комитет КПСС и облисполком приняли меры по созданию строительных организаций, понимая, что без них нельзя решить ни одного вопроса, связанного с обустройством, дальнейшим экономическим и социально-культурным развитием города. Первыми строительными организациями Арзамаса в 1954 году явились управление начальника работ (УНР-827) Горьковского треста № 1 «Стройгаз» и треста «Арзамасстрой» Министерства городского и сельского строительства РСФСР. Организация строительных учреждений повлияла на начало процессов урбанизации в Арзамасе в 1950-е годы. Коллективы строительных организаций создавались из жителей близ — лежащих сел и деревень, людей приходилось обучать в процессе работы, прикрепляя их к квалифицированным работникам, обычно приезжим. В городе возникла острая проблема размещения людей, так как свободного жилья в Арзамасе не было. Поэтому первоначально стали решать жилищную проблему – приступили к строительству домов, быстро возвели несколько одноэтажных деревянных сборных бараков-общежитий и восьми квартирный жилой дом. В 1954 году началось строительство гостиницы, которое закончилось в 1957 году (сейчас в этом здании размещена городская больница имени Владимирского). В городе параллельно возводили инфраструктуру строительной индустрии – растворный узел, автобазу, базу механизации и склады. В 1957 году был образован завод железобетонных конструкций, который стал первым в Арзамасе предприятием такой новой отрасли, как производство железобетонных и крупнопанельных конструкций и изделий. С 1961 года завод приобрел областное значение, так как основной объем его продукции был направлен на сельские стройки района, области и Нечерноземья. В дальнейшем, развитие строительной отрасли в городе будет связано со становлением и развитием промышленных предприятий. Таким образом, начало экономического развития Арзамаса было положено за счет налаживания работы строительной индустрии, так как строить из местного сырья с помощью местных рабочих кадров было дешевле и рациональнее. Одним из наиболее действенных рычагов подъема экономики малых городов Горьковской области стало наличие инфраструктуры, в том числе электрической энергии, природного газа, хороших дорог и качественной воды. Для Арзамаса это было актуально, так как город не имел в достаточном количестве воды, не был связан с энерголиниями и газопроводом. Получив электроэнергию от Новогорьковской ТЭЦ, город освободился от необходимости пользоваться несколькими десятками маломощных электростанций. Эта проблема была решена в 1954 году путем строительства линии электропередачи до Кстовской ТЭЦ. Тем самым ушел в прошлое электрический дефицит. Ведь даже в 1950 году небольшие, примитивные электростанции обеспечивали потребности арзамасских предприятий на 51,6%, а нужды населения – на 40%. В 1954 году потребление электроэнергии составляло 730,9 тыс. киловатт-часов, в 1955 году – 10319 тыс. киловатт-часов, в 1967 году – 70 млн. киловатт-часов в год. К тому же до 25 млн. киловатт-часов потребляло село. В связи с тем, что городские предприятия получили летом 1956 года ток, на Арзамасском ремонтном заводе, например, отпала необходимость в дизелях и ненадежных локомобилях . Таким образом, подключившись к Горьковской энергосистеме в конце 1950-х годов, Арзамас получил условия для устойчивой работы промышленности. Наиболее острой для Арзамаса была проблема водоснабжения. От царской России Арзамасу достался маломощный водопровод с подачей воды городу около 70 тысяч кб. м в год, протяженность водопроводных линий в 1917 году составляла всего 8,5 км, с установкой на сетях 9 водоразборных будок. На протяжении многих лет осуществлялись попытки поиска различных источников воды для Арзамаса. В 1957 году решился вопрос о строительстве в городе Арзамасе нового водопровода с забором воды из Пустынских озер. Все работы по строительству были закончены к ноябрю 1962 годы и, 5 ноября 1962 года новый водопровод, протяженностью 30 км был пущен в эксплуатацию. Одновременно с проведением строительства нового комплекса водопроводных сооружений, проводились работы по строительству новых водопроводных сетей . Электроэнергия и вода позволили форсировано развивать существовавшее в городе производство и построить ряд новых заводов и фабрик. В большинстве своем предприятия базировались на современной в то время технике, располагали поточными линиями, автоматикой и универсальными станками. В промышленности города 85% составляли предприятия военно — промышленного комплекса, имеющие в своем балансе около 90% объектов социальной сферы города . Строительство водопровода и энергосетей подготовили строительство в Арзамасе пред — приятий, относящихся к совершенно новым отраслям промышленности и работающих на государственный военный заказ, таких как приборостроение и машиностроение. Для Арзамаса приборостроение стало радикально новой отраслью промышленности, наукоемкого производства. Поэтому рождение в 1957 году Арзамасского приборостроительного завода (АПЗ) стало событием знаковым для города. Для обеспечения его разработками в городе были созданы ОКБ «Темп», и ОКБ «Импульс». Все они входили в Министерство авиационной промышленности, и получили соответствующие «почтовые ящики». Строительство АПЗ осложнялось тем, что строительная база Арзамаса в это время еще только формировалась, поэтому по-прежнему актуальными были проблемы, касающиеся строительного оборудования и рабочих кадров. На первых порах решили строить 10 двухквартирных домов в поселке Строителей, для размещения в них приезжих специалистов. Можно говорить о том, что начало массового жилищного строительства, положил приборостроительный завод. Весной 1957 года было принято решение о ликвидации Арзамасской области и присоединении ее к Горьковской области. Этот факт принес определенные трудности, так как потребовалось немедленно трудоустроить более тысячи бывших работников областных учреждений. В то время найти работу в городе было делом непростым, люди шли на любую работу, так как особого выбора не было . Перед городскими властями встала еще одна проблема – проблема трудоустройства огромного числа работников. Первоначально рабочих брали на строительство промышленных предприятий, например, приборостроительного завода. Однако даже устроиться на стройку разнорабочим было очень сложно. Закрепившиеся на строительстве кадры, как правило, оставались работать на новом предприятии. В качестве выхода из сложной ситуации, руководство области и министерства, не дожидаясь окончания строительства приборостроительного завода, приняли решение передать заводу часть зданий, в которых раньше размещались областные учреждения, и на этих площадях организовать серийное производство продукции. Первым директором приборостроительного завода был назначен А. И. Стафеев, главным инженером – Н. В. Хряпов. В 1958 году директором завода назначается П. И. Пландин. Пуск завода нужно было обеспечить в самые сжатые сроки. Первоначально запланировали выпускать товары народного потребления — карманный фонарик и кислородные приборы . В дальнейшем завод имел в основном военную направленность, выпуская датчиковую аппаратуру и системы управления летательными аппаратами, которые разрабатывались еще одним арзамасским предприятием – ОКБ «Темп», строительство которого началось годом позже в 1958 году. Приборостроительную направленность в конце 1960-х годов продолжил Арзамасский завод радиодеталей. Начало заводу радиодеталей было положено в 1967 году как филиалу Горьковского завода радиодеталей. Размещался завод в неприспособленном здании бывшего Дома крестьянина. В этом же году выпустили первые радиодетали. Так как в эти годы шло бурное развитие радиоэлектроники, авиации, космонавтики, то это требовало увеличения выпуска продукции. В 1969 году началось строительство новых корпусов на окраине города. Директором завода радиодеталей стал В. В. Востоков. Были построены первый и второй корпус, 9-ти этажный административно-лабораторный корпус. Завод постепенно рос, оснащался современным оборудованием, росла численность рабочих, появлялись квалифицированные кадры. Завод являлся серийным предприятием, изготавливающим кроме радиодеталей товары народного потребления: механические игрушки, комплекты дюбелей для бытовых нужд, смесители для воды, транспортиры для школьников, электронные игрушки. Для 8 тысячного коллектива рядом с предприятием был построен благоустроенный микрорайон со всеми объектами социального назначения. В начале 70 - х годов в сборочном производстве приборостроительного завода начинается процесс внедрения автоматизации и механизации, контроля и испытаний. За 70 – е гг. степень охвата механизированным трудом была доведена до 80 %, годовой экономический эффект составил 5 млн. рублей. Исходя из заданий 9-й пятилетки и решений XXIV съезда партий, поставивших главной задачей обеспечение значительного подъема материального и культурного уровня жизни народа, партийный комитет, а также руководство приборостроительного завода принимают решение о создании специального отдела. Он бы начал выпускать товары народного потребления, отдела магнитной записи, занимающийся выпуском магнитофонов «Легенда – 401», первая партия появилась на торговых прилавках в 1972. В конце 1960 – начале 70-х гг. арзамасский завод «Коммаш» начал освоение коммунальных машин с большой вместительностью цистерн. Также впервые в 1971-72 гг. завод начал внедрение в производство машину для очистки канализационных сетей гидравлическим способом. Таких машин еще нигде в СССР не выпускали. Она могла заменить бригаду из 10-12 рабочих, которые прочищали трубы вручную с помощью различных механических приспособлений. 1972 г. отмечался в жизни промышленности еще одним значимым новшеством: в план работы каждого предприятия был включен показатель, отражающих в объеме реализованной продукции удельный вес новой продукции высокого качества, который вырабатывался коллективом. Это новшество коснулось и арзамасских предприятий таких как «Коммаш», «Темп», приборостроительный завод и др. На приборостроительном заводе широкий размах получили эксперименты по выявлению возможности дальнейшего повышения заинтересованности работников предприятия в ускорении создания и освоения производства новой, наиболее эффективной техники. В 1972 году появилось впервые изделие со Знаком качества – позиционный манометр, производством которого занимался приборостроительный завод. Арзамасский завод «Коммаш» в 1974 г. после некоторых доработок выпустил илососу ИЛ-980А, одну из первых коммунальных машин в стране, в дальнейшем ей был присвоен «Знак качества». В 1975 году машина была представлена как экспонат от завода на выставке ВДНХ «Новая техника и передовой опыт в жилищно-коммунальном хозяйстве СССР» и получила одобрительные отзывы . В 1976 году в Москве состоялась новая международная выставка «Интербытмаш – 76». Ее целью было ознакомление специалистов с новейшими достижениями науки и техники в области создания и эксплуатации коммунального и бытового оборудования. Среди всех предприятий был и арзамасский завод. Участвовало в выставке около 400 фирм из 20 стран. В 1977 году илосос ИЛ-980А вновь получил государственный «Знак качества», а в апреле был экспонатом на выставке «Достижения советской науки и техники», которая состоялась в городе Катовице Польской народной республики, где удостоен Благодарственной грамоте. В 10-й пятилетки было выпущено машин в 4 раза больше, чем в 1961 – 65 гг., и в 1,3 раза больше чем в 9- й пятилетки . Таким образом, мастерские, чья деятельность началась еще в 30-х годах, к концу 70-х гг. превратились в заводы коммунального строения, смогли наладить выпуск машин, которые были предназначены для мирных целей, и товаров народного потребления. Также наряду с производством машин и автозапчастей завод коммунального машиностроения начал выпускать товары потребительского значения. В 1970 г. на прилавках автомагазинов появились амортизаторы для легковых автомобилей «Победа» и «Волга», их было поставлено в торговую сеть 13 тыс. штук, в 1972-72 гг. – 33 тыс. штук. Базам «Росхозторга» было отгружено для продажи населению 92 тыс. наплитных утюгов, 3 тыс. съемников колес автомобилей «Жигули», сотни маслозаправочных бачков и большое количество опор (колодок) для постановки автомашин на хранение. В 1970-е гг. предприятие налаживает производство гидропультов для опрыскивания ядохимикатами плодовых деревьев и кустарников, а также выпуск летних душевых установок. В феврале 1969 г. началось строительство завода автозапчастей горьковского филиала ГАЗа. Сырьевые материалы для завода поставлялись из различных мест страны: Нижнего Тагила – стальной прокат, чугун, бронза, латунь; из Саранска – резиновые изделия, из Никополя, с ГАЗа – прокат. Появление такого предприятия повысило значение города Арзамаса не только в Горьковской области, но и в стране. Вместе с приборостроительным и другими крупными предприятиями завод автозапчастей вмешивался во все области жизни арзамасцев. Строительство нового завода потребовало ускоренных темпов строительства цехов и жилья для работников предприятия, также возникла необходимость в повышении качественной работы. Уже в 1972 году завод выпустил первую продукцию – различные инструменты, нестандартное оборудование для собственного производства и ГАЗа. В феврале приступили к освоению телескопических гидравлических амортизаторов для грузовых автомобилей, а в сентябре был выпущен первый амортизатор. Эту дату принято считать днем рождения завода. В 1973 году начался массовый плановый выпуск амортизаторов. Арзамасский завод радиодеталей в 1971 г. освоил новый тип изделий. Завод начал постепенно развиваться, оснащаться новыми оборудованиями, росла численность рабочих, и появлялись квалифицированные кадры. Завод пополнялся кадрами из числа выпускников СПТУ – 65, а также Горьковского радиотехнического техникума. В 1974 году было завершено строительство первого производственного корпуса завода радиодеталей в районе железнодорожного разъезда 408-й км. Также свой вклад в решение народнохозяйственных задач внесли арзамасские железнодорожники. Коллективы локомотивных бригад соревновались за снижение расхода топлива на поездку. Особый размах приняло движение машинистов - тяжеловозников. Среди которых пример высокого мастерства показали коммунисты В. С. Шумилин, Г. М. Зотов. Только за 1974 год бригады депо перевезли в тяжеловесных составах дополнительно более 1 млн. т. народнохозяйственных грузов, сэкономив сотни тонн дизельного топлива. В это время началось реконструирование цеха, была внедрена механизация, появились конвейеры, что позволило более чем вдвое увеличить выход вагонов из ремонта. 1973 г. для Арзамаса стал годом ударного труда, так как в промышленном производстве были достигнуты наивысшие показатели. Сверх плана арзамасцы дали продукции на 5 млн. рублей . Строители ввели 155 объектов промышленного, сельскохозяйственного и культурно бытового значения. Среди которых промышленно-торговый комплекс объединения Сельхозтехника, объездная дорога протяженностью в 16 км, железобетонный мост через р. Тешу, школа на 1280 учащихся, 40 тыс. кв.м. жилой площади. Однако в ходе выполнения 9-й пятилетки некоторые отрасли промышленности отставали. К ним относились предприятия не входящие в ВПК (войлочная фабрика, строчевышивальная фабрика, пивзавод, овощесушильный завод, ликероводочный завод). На этих производствах существовал ряд проблем. Показателем эффективной деятельности заводов города была стоимость реализованной продукции, от чего зависел фонд зарплаты и общая сумма капитальных вложений предприятий. Это эффективно внедрялось на промышленных предприятиях, в отличие от предприятий пищевой и легкой промышленности, которые играли второстепенные роли и поэтому не располагали ни средствами, ни современным оборудованием. На этих производствах был самый большой процент использования ручного труда. Поэтому прибыль от реализованной продукции была маленькой, материальное стимулирование отсутствовало, из-за этого люди часто искали новую работу. Однако и у этих предприятий были и успехи. В 1973-76 гг. прошла реконструкция завода «Легмаш», который был оснащен новым оборудованием. Также в 1971 году началось присоединение фабрик Первомайска, р.п. Гагино и р.п. Сеченово к строчевышивальной артели, поэтому с января 1972 г. фабрика именуется Арзамасским производственным строчевышивальным объединением с коллективом из 1500 рабочих. Швейные изделия начали попадать на базу «Росторгодежа» в Горький, а также на межрайбазы Арзамаса, Павлова, Ветлуги, Сергача. Представители фабрики ежегодно участвовали в оптовых ярмарках по закупке сырья, заключали договоры с текстильными комбинатами. В пищевой промышленности города также отмечались определенные успехи. За 70- е гг. почти в 2 раза увеличилось производство пива и безалкогольных напитков: в 1964 г. выработано 554,2 тыс. декалитров пива и 114,2 тыс. декалитров напитков, в 1968 г. – 756 декалитров пива и 128,5 тыс. декалитров напитков, в 1977 г. – 1058,6 декалитров пива и 354,6 тыс. декалитров напитков . В девятой пятилетки арзамасцы добились наивысших показателей в работе. 29-ая городская партийная отчетно-выборная конференция свидетельствовала, что промышленность завершила пятилетку 21 ноября 1975 г. по объему производства, 26 ноября по реализации продукции, сверх плана изготовлено продукции на 25 млн. руб. В числе первых завершили пятилетку коллективы приборостроительного завода, завода «Легмаш», учебно-производственного предприятия БОС, строчевышивального объединения. За пятилетку на 53% выросла поточно - механизированные и автоматические линии; освоено 527 новых видов изделий, улучшилось качество продукции, возросли мощности строительных организаций, в результате чего было введено 240 тыс. кв. м. жилья . Также методом народной стройки были построены первые мощные очистные сооружения. Построено 90 км дорог с асфальтным покрытием. Успехи были, но не везде, так городская партийная конференция отмечала, что неритмично работали обувная, войлочная фабрики и ряд других предприятий, за счет повышения производительности труда было получено лишь 70,9 % прироста объема производства, низким был коэффициент сменности станочного оборудования . Также требовалось улучшить работу по благоустройству города и поднимать качество жилищного строительства. Экстенсивное развитее промышленности позволило городу в годы «застоя» играли значительную роль в экономической области. «Застой» в истории Арзамаса имел свои особенности. В 1960-е гг. в Арзамасе были своеобразным периодом индустриализации, поэтому многие промышленные предприятия только в 1970-е гг. стали налаживать свое производство. Расширяясь, за счет новых производственных площадей и привлекая большое количество рабочих кадров, арзамасская промышленность именно в 1970-е гг. повысила объемы производства и выпуск продукций. 1.2. Развитие городского хозяйства и социальной сферы Население Арзамаса по переписи 1978 г. составляло 92500 человек. Обострилась и без того непростая для города проблема жилья, медицинского обслуживания, расширения сети школ, детских садов. В Арзамасе в 70-е гг. вода была доступна каждой семье, живущей в благоустроенной квартире, частный же сектор был подключен к водопроводу на 63%. В 1970 г. создана комиссия, которая должна была разработать и осуществить мероприятия, обеспечивающие нормальное снабжение водой, т.к. возросло ее потребление предприятиями и жителями. Запасы воды в Пустынских озерах значительно уменьшились, и создалась угроза нормальному обеспечению города водой. Хозяйственные руководители и секретари партийных организаций получали данные об ухудшении положения со снабжением водой, от всех руководителей потребовали принять меры по экономии воды. Подтверждением серьезности положения стало постановление бюро Арзамасского горкома КПСС и Исполкома горсовета от 14 сентября 1972 г., в котором отмечалось: «В настоящее время в городе складывается тяжелая обстановка с обеспечением населения и промышленных предприятий водой. Мощности существующего водопровода исчерпаны, а потребление воды продолжает ежегодно возрастать» . В августе 1972 г. государственная комиссия по запасам полезных ископаемых при Совете Министров СССР утвердила балансовые эксплуатационные запасы подземных вод Слизневского участка с ежесуточным потреблением воды 125 тысяч куб. м. и, тем самым, создалась реальная возможность решить проблему водоснабжения города . В целях ускоренного ввода в эксплуатацию водовода Слизнево - Арзамас приборостроительный завод (директор П.И. Пландин) был утвержден заказчиком строительства этого водовода. Таким образом, город обзаводился еще одним источником качественной воды – водопроводом Слизнево - Арзамас, который планировалось строить так же, как и водопровод Пустынь-Арзамас, то есть хозяйственным способом за счет средств предприятий промышленности города. В декабре 1977 г. Управление водопроводно-канализационного хозяйства получило в свое распоряжение новый комплекс сооружений. В канун нового 1978 г. СМУ треста «Горьковгражданстрой» сдало в эксплуатацию административный комплекс, в который переехало руководство этого предприятия. Недалеко от городских очистных сооружений в северо-западной части Арзамаса вырос городок, специалисты которого начали подготовку к приему высококачественной питьевой воды из села Слизнево. Прокладку водовода намечено было завершить к осени 1978 г. к 400-летнему юбилею Арзамаса. На протяжении 70-х годов санитарно-очистные мероприятия в городе проводились с помощью самих промышленных предприятий. 4 октября 1975 г. была введена в действие первая очередь городских очистных канализационных сооружений мощностью 32 тысячи кубометров стоков в сутки . На возведение этого комплекса было израсходовано более 3,5 миллиона рублей. В годы 9-й пятилетки темпы строительства новых дорог в Арзамасе несколько снижались. В центре уже были проложены все основные дороги и тротуары, поэтому внимание было переключено на окраины, благоустройством которых до этого времени не занимались. Была введена в строй дорога по улице Мира, что позволило несколько ослабить поток грузового автотранспорта по проспекту Ленина и значительно улучшить его санитарное состояние, а также обеспечить безопасность большого потока пешеходов. В ноябре 1975 г. началось строительство путепровода для прохождения автотранспорта через железнодорожные пути на станции Арзамас-2. В октябре 1976 г. началось движение транспорта на вновь построенной дороге Арзамас-Вад через Морозовку, Щедровку, сократившей шоссейное расстояние между двумя райцентрами более чем на 20 км. В апреле 1974 г. на 102-м километре автомагистрали Горький-Саранск была введена в действие станция технического обслуживания автомобилей. В 1974 г. в городе появился еще один автобусный маршрут – №7, связавший площадь Ленина с заводом радиодеталей. Все это способствовало улучшению внешнего облика города, комфорту и удобству проживания в нем. Однако качество выполняемых работ по благоустройству города иногда оставляло желать лучшего. В конце 1970-х гг. было улучшено качество капитального ремонта дорог, которые уже не выходили из строя через 2-3 недели эксплуатации. На автобусных остановках и в скверах было установлено 60 удобных лавочек, на перекрестках улиц – 30 указателей «Переход». В 1972-1976 гг. провели большую работу по вывозу излишнего грунта с обочин дорог, посеяли газонную траву. Но недостатки в благоустройстве города были по-прежнему заметны: задерживалось восстановление разрушенных участков дорог, тротуаров и газонов при прокладке водопроводов, газопроводов, электрических и других кабелей.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 104 страницы
990 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 67 страниц
650 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 80 страниц
850 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg