Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, МУЗЫКА

Вокально-хоровая работа на уроке музыки в общеобразовательной школе.

irina_krut2020 468 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 39 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.03.2020
Объект исследования: процесс организации вокально-хоровой работы на уроке музыки. Предмет исследования: методы и приемы формирования вокально-хоровых навыков у учащихся в общеобразовательной школе. Цель исследования: теоретическое и методическое обоснование организации вокально-хоровой работы и особенностей формирования вокально-хоровых навыков у школьников. Задачи исследования: 1. Проанализировать литературу, посвященную вокально-хоровой работе и работе учителя музыки. 2. Изучение особенностей певческого голоса и его развитие у школьников. 3. Исследование методических разработок по вокально-хоровой работе с детьми. Теоретическую и методологическую основу исследования составляют: • идеи о развития личности ребенка в условиях хорового исполнительства (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Д.Б. Кабалевский, Г.А. Струве и др.) • педагогические концепции развития детского голоса (В. В. Емельянов, Д. Е. Огороднов, Г. П. Стулова и др.), • теории хорового исполнительства (П. Г. Чесноков и др.) Теоретическая значимость исследования: данные, полученные в результате исследования, позволяют проследить возможности использования вокально-хоровой работы на уроке музыки в общеобразовательной школе. Практическая значимость выполненного исследования состоит в том, что анализ описанных методов и приемов может быть использован педагогами-музыкантами в практике вокально-хоровой работы при работе над песенным репертуаром по программе «Музыка». Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.
Введение

Актуальность исследования: Хоровое пение – один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры школьников, их общему и музыкальному развитию; воспитанию духовного мира; становлению мировоззрения, формированию будущей личности. Решение задач музыкального воспитания возможно только при условии достижения школьниками художественного исполнения музыкального репертуара. Выразительное исполнение произведений непременно эмоциональное, в нем должна чувствоваться глубина понимания музыкальных образов. Такое исполнение требует овладения вокально-хоровыми навыками и умениями как средствами выразительности. Формирование этих навыков и умений не является самоцелью, а служит раскрытию содержания музыки. Хоровое пение – наиболее доступная школьникам исполнительская деятельность. Правильное певческое развитие с учетом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса способствует развитию здорового голосового аппарата. Успех работы учителя в решении задач общего музыкального образования во многом зависит от того, насколько глубоко он осознает воспитательное значение хорового пения, владеет методами и приемами певческого развития школьников, знает особенности детского голоса, умеет организовать работу по освоению песенного материала. Одна из важных задач, которые решает урок музыки в общеобразовательной школе, — научить детей петь. Эта проблема на протяжении многих лет остается актуальной, привлекающей внимание большого круга музыкантов-педагогов, ученых разных специальностей потому, что коллективная форма певческого исполнительства обладает огромными возможностями: развитие музыкальных способностей, формирование вокально-хоровых навыков, подготовка подлинных ценителей музыки и воспитание лучших человеческих качеств.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические основы проведения вокально-хоровой деятельности на уроках музыки 6 1.1. Вокально-хоровая работа и вокально-хоровые навыки на уроках музыки 6 1.2. Особенности развития детского голоса на уроках музыки 7 Глава 2. Методы и приемы формирования вокально-хоровых навыков 12 2.1. Анализ основных принципов, методов и приемов формирования вокально-хоровых навыков 12 2.2. Роль упражнений в формировании вокально-хоровых навыков детей младшего школьного возраста 19 2.3. Развитие вокально-хоровых навыков учащихся в процессе работы над песенным репертуаром по программе «Музыка» в общеобразовательной школе. 25 Заключение 32 Список литературы 33 Приложение 35
Список литературы

1. Абдуллин, Э. Б. Теоретические и методические основы музыкального обучения в общеобразовательной школе [Текст] / Э. Б. Абдуллин. – М.: МГПИ, 1982. – 134 с. 2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студ. вузов. –Екатеринбург: Деловая книга, 1999. –624 с. 3. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Составитель Апраксина О.А. – М.: Просвещение, 1990. - 207 с. 4. Алиев Ю.Б. Пути формирования навыков многоголосного пения в детском хоре. В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 10.- М., 1975. 5. Алмазов Е.И. О возрастных особенностях певческого голоса у дошкольников, школьников и молодёжи. В кн.: Развитие детского голоса.- М., 1963. 6. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение.- СПб., Музыка, 2000. 7. Виноградов К.П. Работа над дикцией в хоре.- М., Музыка, 1967. 8. Музыка в школе / Составители: Т. Бейдер, Е. Критская, Л. Левандовская- Москва, 1975. 9. Хрестоматия по методике музыкального воспитания / Составитель Апраксина О.А. – М.: Просвещение, 1987. 10. Виноградов К.П. Работа над дикцией в хоре / К.П.Виноградов - М.: «Музыка», 1967. 11. Гладкая С. О формировании певческих навыков на уроках музыки в начальных классах / С. О. Гладкая Музыкальное воспитание в школе. Выпуск 14 – М.: 1989. 12. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки.- Новосибирск, Наука, 1991. 13. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке.- М., 1977. 14. Казачков, С. А. От урока к уроку [Текст] / С. А. Казачков. – Казань: Издательство Казанского университета, 1990. – 344 с. 15. Малахова О.А. Вокально-хоровая деятельность как средство развития эмоционально-волевой саморегуляции у младших школьников: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.02 / Малахова Ольга Александровна;[Место защиты: Уральский государственный педагогический университет].- Екатеринбург, 2016.- 191 с. 16. Соколов, В. Г. Работа с хором [Текст] / В. Г. Соколов. – М.: Советская Россия, 1959. – 160 с. 17. Струве Г.А. Школьный хор.- М., Просвещение, 1981. 18. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2002. 19. Теплов, Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий [Текст] / Б. М. Теплов под ред. М. Г. Ярошевского. – Москва – Воронеж, 1998 – 539 с. 20. Фаткуллина Е.М. Значение песенного репертуара в процессе формирования музыкальной отзывчивости младших школьников на уроках музыки // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы X Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 22 янв. 2017 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 53-56. 21. Чесноков, П. Г. Хор и управление им [Текст] / П. Г. Чесноков. – М.: Музгиз, 1952. – 123 с. 22. Остапчук Н.А., Остапчук Е.Н. Основные принципы отбора песенного материала // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/58955 (дата обращения: 25.05.2018).
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы проведения вокально-хоровой деятельности на уроках музыки 1.1. Вокально-хоровая работа и вокально-хоровые навыки на уроках музыки Из многообразия видов деятельности (трудовая, учебная, игровая, профессиональная, общественная и т.д.) творческая деятельность служит основным направлением для полноценной самореализации личности, становления ее креативности и культурного обогащения. Обусловленная сильным эмоциональным переживанием субъекта и рожденная в условиях устойчивой мотивации к достижению качественного творческого продукта, творческая деятельность, и как ее разновидность вокально-хоровая деятельность, является мощным стимулом в развитии эмоционально-волевой сферы индивида. «Любая продуктивная художественная деятельность – и творческая в узком смысле слова (сочинение), и исполнительская – при нормальном, здоровом протекании ее ведет к развитию ценнейшей способности – к сочетанию сильной эмоциональной отзывчивости с самообладанием» [19; 202]. Хоровая деятельность, прежде всего, реализуется в таком творческом коллективе, как «хор». Хор (греческое «хорос» – толпа), по своей сущности, является коллективом, объединенных совместной деятельностью индивидов в рамках организации вокально-хоровой работы и вокально-хорового исполнения. «В хоре и через хор его участники и слушатели в художественной форме познают изначальное инстинктивное чувство рода, всеобщности, гармонии коллективного и индивидуального» [15; 4]. Многие авторы научных трудов и методических пособий (А. А. Егоров, В. Л. Живов, В. И. Краснощеков, В. Г. Cоколов, П. Г. Чесноков и др.) дают определение «хору», как коллективу вокально-хоровых исполнителей и понимают его, как структурную организацию, обладающую необходимыми свойствами для решения вокально-хоровых задач. Так, В. Г. Соколов дает определение хору, как коллективу, «который в достаточной мере владеет техническими и художественно-выразительными средствами хорового исполнения, необходимыми для того, чтобы передать те мысли и чувства, то идейное содержание, которое заложено в исполняемом произведении» [16; 7]. Организация и исполнение любого вокально-хорового произведения – это многоэтапный процесс: первое эмоциональное впечатление, анализ музыкального языка с целью создания исполнительского плана, работа по разучиванию и усвоению материала, накопление вокально-хоровых умений, неоднократные повторения произведения, ведущие к усовершенствованию исполнения. Заключительный этап — донесение музыкально-поэтического образа до слушательской аудитории. 1.2. Особенности развития детского голоса на уроках музыки Обучение пению - это не только приобретение определенных навыков. В процессе обучения пению развивается детский голос, а также решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности ребенка. От учителя требуется знание особенностей развития голоса учащихся, так как требования, которые он предъявляет к детям, должны всегда соответствовать их возрастным возможностям. Учитель должен уметь пользоваться своим голосом, потому что дети в процессе обучения непременно будут ему подражать. Развитие слухового внимания учащихся – это одно из главных условий эффективного певческого воспитания является. Выполнение этого условия позволяет планомерно и последовательно развивать музыкально-вокальный слух школьников. Для воспитания слуха совсем не безразлично, в какой обстановке проходят занятия. Научить детей слушать и слышать то, что рассказывает учитель, что он поёт и играет, можно только в тишине. Тишину на уроках (рабочую дисциплину) нужно создать с первых же уроков, а для этого необходимо суметь заинтересовать детей. Именно интерес к занятиям вызывает у учащихся отклик на музыку. Он создаёт эмоциональную настроенность, при которой обостряется их слуховое внимание, воспитывается сознательное творческое «слышание», то есть умение представить себе и воспроизвести правильный звук. Уши, голосовые органы (гортань, глотка, мягкое нёбо, ротовая и носовая полости, где звук окрашивается) и органы дыхания (лёгкие, диафрагма, межрёберная мускулатура, мышцы трахеи и бронхов) - всё это один сложный певческий механизм. Между звеньями этого механизма существует тесная взаимосвязь, которую нельзя нарушать. Поэтому, какую бы задачу на данном уроке учитель себе ни ставил, воспитание «вокальной речи» должно неизменно совершаться в едином комплексе. Так, работая над дикцией, надо в то же время следить и за правильностью дыхания, и за качеством звука. За школьный период голос учащегося проходит несколько стадий развития. Эти стадии связаны с формированием пола, физическим и нервно-психическим ростом ребёнка. У младших школьников (до 10-11 лет) голос имеет чисто детское звучание. Рост ребёнка этого возраста идёт плавно, и в его голосе нет существенных изменений. По мере роста ребёнка механизм голосового аппарата изменяется. В гортани развивается очень важная мышца - голосовая. Её строение постепенно усложняется, и к 12-13 годам она начинает управлять всей работой голосовых связок, которые приобретают упругость. Колебание связок перестаёт быть только краевым, оно распространяется на голосовую складку, и голос делается сильнее и компактнее («собраннее», «полнее»). В связи с ростом голосовых аппаратов детские голосовые диапазоны нельзя определить как постоянные. Даже для одного возраста они разные и зависят от систематических упражнений, овладения голосовыми регистрами, а также от индивидуальных различий. К 10-12 годам происходит разделение детских голосов на дискантов и альтов. Дискант - высокий детский голос. Его диапазон: «до» первой октавы - «си» второй. Этот голос подвижен и гибок, способен выразительно исполнять различные напевные мелодические рисунки. Альт - низкий детский голос. Его диапазон: «соль» малой октавы - «фа» второй октавы. Альт отличается густым сильным звуком, менее подвижным, чем у дисконта. Может звучать ярко и выразительно. Развитие голоса у учащихся основной школы проходит три основных этапа: предмутационный, мутационный и послемутационный. В предмутационный период (11-12 лет) физический рост учащихся и, в частности, рост их голосового аппарата перестаёт быть плавным. Развитие идёт неравномерно. Некоторые школьники внешне делаются непропорциональными, движения становятся угловатыми, появляется излишняя нервозность. Внешняя непропорциональность указывает и на неравномерность внутреннего развития. Голос теряет яркость, как бы тускнеет, немного сипит. Изменения в голосе появляются и у мальчиков, и у девочек, но у мальчиков развитие идёт более интенсивно и неравномерно. При ещё чисто детском строении голосового аппарата происходит покраснение голосовых связок, набухание, образуется слизь, которая вызывает потребность откашляться и придаёт голосу иногда сипловатый оттенок. Эти признаки наступающей мутации (перемена, изменение детского голоса), связанной с ростом и формированием не только гортани, но и всего организма, появляются в разное время, индивидуально, и поэтому заметить их трудно. Важно знать об их существовании и тщательно следить за развитием подростка, чтобы не пропустить этих изменений в голосе и правильно строить занятия. Предмутационный, мутационный и послемутационный периоды требуют особо осторожного обращения с голосом и, следовательно, сугубо внимательного отношения со стороны школы и семьи. Если во время мутации мальчики сами обыкновенно перестают петь - они не могут или им трудно петь, то в предмутационном периоде, когда затруднение в пении ещё выражено слабо, мальчики часто стараются перебороть явления приближающейся мутации, принося огромный вред своему хрупкому голосу. В послемутационный период (17-18 лет), когда голосовой аппарат ещё не пришел к полной норме, неправильное пение особенно опасно, так как угрожает срывом голоса. Формирование певческих навыков и умений является одним из условий школьного музыкального воспитания. Поэтому формирование различных певческих навыков входит в содержание обучения. Навыки - это действия, отдельные компоненты которых в результате повторения стали автоматизированными [18]. К основным вокальным навыкам относятся: - звукообразование; - певческое дыхание; - артикуляция; - дикция; - эмоциональная выразительность исполнения. Выводы по 1 главе 1. Понятие «хор» рассматривается, как творческий музыкально-исполнительский коллектив, организованно решающий в процессе музыкального исполнения профессиональные и воспитательные задачи, в целом непосредственно связанные с вокально-хоровой деятельностью; значительные и быстрые изменения голосового аппарата учащихся требуют от учителя музыки глубокого знания физиологии и индивидуального подхода на уроках к каждому ребёнку. 2. Вокально-хоровая работа – это многоэтапный процесс: начиная с первого прослушивания и заканчивая созданием эмоционального образа. 3. Особенности развития детского голоса проходят 3 этапа: предмутационный, мутационный и послемутационный. Педагогу важно следить за признаками их проявления и, исходя из этого, правильно построить занятия. Глава 2. Методы и приемы формирования вокально-хоровых навыков 2.1. Анализ основных принципов, методов и приемов формирования вокально-хоровых навыков Вокальная педагогика является составной частью, с одной стороны, педагогики искусства, с другой – частью общей педагогики. Поэтому, обучение пению опирается как на принципы общей педагогики (научности, систематичности, последовательности, наглядности, доступности и т.д.), так и на принципы педагогики искусства (целостности, образности, интонационности, ассоциативности, художественности). Кроме этого, в каждой авторской программе по музыке для школы определены принципы, которые являются характерными именно для нее. Поэтому при организации хорового пения учитель руководствует и принципами, обозначенными в программе, по которой он работает. Помимо указанных принципов, обучение школьников пению основывается на принципах специальных. У разных авторов перечень и характеристики таковых могут отличаться. Приведем принципы обучения пению, предложенные Г. П. Стуловой. Принцип направленности. Обучение пению должно быть направлено и на решение задач их воспитания и общего развития. Принцип сознательности включает в себя осознанное (а не только эмоциональное) отношение к музыке, к исполнительской деятельности, к освоению знаний, умений и навыков. Принцип перспективности. Задача педагога - продвигать вперед развитие учащихся, а не ориентироваться только на достигнутый уровень, характерный для данного возраста. Данный принцип проявляется в опоре на «зону ближайшего развития» школьников (Л. С. Выготский). К подбору песенного материала следует подходить с точки зрения основополагающих принципов развивающего обучения: высокого уровня трудности, но в пределах возможностей детей, а также быстрого темпа освоения учебного материала, но без спешки (по Л. В. Занкову). Принцип постепенности, последовательности и непрерывности. Проявляется в постепенном усложнении певческого репертуара и вокальных упражнений, направленных на систематическое и последовательное развитие певческого голоса и вокальных навыков. Подвижность и гибкость певческого голоса необходимо постоянно поддерживать, так как эти качества легко теряются при перерыве в занятиях. Принцип индивидуального подхода к учащимся предполагает разнообразие приемов и методов обучения в зависимости от тех или иных задач по воспитанию и развитию данного ученика и его голоса. Выбор приемов работы зависит от возрастных и индивидуальных возможностей, а также певческого опыта и общего развития. Методами индивидуального контроля являются: визуальное наблюдение в процессе коллективной работы, индивидуальное прослушивание, анализ аудиозаписи песен и др. Соблюдение гигиенических норм в занятиях, не допускающих переутомления. Необходимо соблюдать правило: лучше петь понемногу, но равномерно и систематически. Первые занятия с начинающими – 10-15 минут. В дальнейшем – до первых признаков утомления, главный показатель которого – снижение уровня внимания. Принцип единства художественного и технического. Он означат, что технические задачи должны быть полностью подчинены художественным. Его реализация ведет к постепенному приобретению учащимися навыков глубокого проникновения в художественный образ произведения и его осмысленного выразительного и грамотного исполнения. Кроме приведенных выше принципов в обучении пению также используются принципы: предшествования слухового восприятия какого-либо музыкального явления, его осознания; произвольного управления регистровым звучанием голоса. Наряду с общедидактическими методами и методами, присущими музыкальному обучению, в вокальной педагогике сложились специальные методы и приемы, которые не исключают, а дополняют друг друга. Рассмотрим наиболее известные из них. Концентрический метод. Этот метод (а точнее – методика), разработал основоположник русской вокальной школы М. И. Глинка. Его метод лежит в основе методических систем многих авторов и используется в работе как со взрослыми, так и с детьми. М. И. Глинка считал, что сначала необходимо усовершенствовать «натуральные тоны» голоса, то есть звуки, берущиеся безо всякого усилия. Голос должен развиваться естественного «центра голоса», на котором основывается спокойная речь человека, к тонам, окружающим этот центр. В основе концентрического метода лежат следующие установки: 1) плавное пение без придыхания; 2) при вокализации на гласный звук должна звучать чистая фонема; 3) непринужденность и свобода голосообразования без напряжения, форсировки и перегрузки; 4) умеренное раскрытие рта при пении; 5) пение без гримас и чрезмерных усилий; 6) пение на меццо-форте, которое должно превалировать, особенно на первом этапе работы (в работе с детьми силу голоса необходимо соизмерять с индивидуальными и возрастными возможностями ученика); 7) умение долго тянуть звук ровным по силе голосом (что гораздо труднее, чем менять силу); 8) умение петь звукоряд вверх и вниз ровным по тембру звуком (то есть, сохранять одинаковый регистровый настрой, что возможно в пределах лишь небольшого по диапазону отрезка звукоряда и при соблюдении одинаковой динамики); 9) точное «попадание» в ноту в момент атаки звука (без «подъездов»); 10) соблюдение последовательности заданий при построении вокальных упражнений: сначала упражнения строятся на одном звуке в пределах примарной зоны, затем на двух, расположенных рядом, которые необходимо плавно соединять. Далее – тетрахорды как подготовка к скачкам, затем постепенно расширяющиеся скачки с последующим поступенным заполнением, арпеджио и гаммы; 11) не допускать усталости. Фонетический (фонопедический) метод. Данный метод используют в вокально-хоровой работе все педагоги. Наиболее распространено его применение в качестве способа настройки детского голоса на определенный стиль регистрового звучания. А. В. Свешников использовал прием – зевнуть перед пением: это снимает все мышечные зажимы голосового аппарата и активизирует мягкое небо. Однако «на зевке» у Свешникова не пели. Нахождению близкой позиции способствуют сонорные согласные: «Р», «Л», «М», «Н», «З», где голос преобладает над шумом. С этой же целью рекомендуется «мычание» и «нычание».
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Музыка, 22 страницы
222 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg