Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ТУРИЗМ

Специфика культурно-развлекательных программ о туризме (на примере цикла передач «Путешествия с Познером и Ургантом» и «Непутёвые заметки» Дмитрия Крылова)

irina_krut2020 1450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 58 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.03.2020
Объект исследования - трэвел-журналистика. Предмет исследования – особенности трэвел-журналистики на примерах «Путешествия с В. Познером и И. Ургантом» и «Непутёвые заметки с Дмитрием Крыловым». Цель исследования – изучить особенности трэвел-программ на отечественном телевидении на примере «Путешествия с В. Познером и И. Ургантом» и «Непутёвые заметки с Дмитрием Крыловым». Исходя из цели, в работе были поставлены следующие задачи: 1. Рассмотреть основные этапы возникновения трэвел-журналистики в России и изучить характерные черты 2. Исследовать жанровые особенности передач о путешествиях 3. Представить общую характеристику цикла передач В. Познера и И. Урганта и «Непутёвые заметки» Дмитрия Крылова 4. Провести анализ особенностей композиции и жанра цикла 5. Проанализировать поведение ведущих в кадре цикла передач 6. Сравнить два цикла и выявить сходства и различия Хронология: выборка за 2002 – 2019 гг. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученного материала для учебных курсов по трэвел-журналистике и для работы начинающих журналистов. Теоретической основой послужили труды М.Е. Аникиной, С.Г. Корконосенко, М.Н. Ким, А.Г. Качкаевой, А.В. Колесниченко, Э.В. Гмызиной, А.М. Рохлина и др. Новизна исследования заключается в том, что рассматриваемые 2 цикла впервые представлены в сравнении. Эмпирической (материальной) базой послужили циклы передач В. Познера и И. Урганта и «Непутёвые заметки» Дмитрия Крылова. При проведении исследования были использованы следующие методы: - метод типологического анализа литературы по теме исследования, приемы абстрактно-аналитического осмысления; - метод системного подхода; - метод научного анализа; - метод обобщения полученных данных; - метод мониторинга; -метод качественного анализа эмпирического материала Структура обусловлена целями и задачами исследования, логикой изложения материала и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. В первой главе «Теоретические основы изучения понятия «трэвел-журналистика» мы изучим историю возникновения трэвел-журналистики в России, а также её характерные черты в нашей стране и жанровые особенности современных передач о путешествиях. Подведём итоги по теоретическому материалу. Во второй главе «Анализ особенностей трэвел-журналистики на примере цикла передач В. Познера и И. Урганта и программы Дмитрия Крылова «Непутёвые заметки» мы дадим общую характеристику циклу передач В. Познера и И. Урганта и «Непутёвые заметки» Дмитрия Крылова, проанализируем особенности композиции и жанра циклов. Изучим манеру поведения ведущих в рамках передач и проведём сравнительный анализ приведённых циклов: попытаемся найти существенные отличия и то, что их объединяет. Подведём выводы к главе. В заключении подытожим всё, что удалось выявить по двум главам, сделаем основные выводы по исследованию.
Введение

Актуальность исследования. Трэвел-журналистика (от англ. Travel journalism) является отдельным направлением журналистики, предоставляющим массовой аудиторию информацию о путешествиях, освещая в той или иной степени темы истории, географии, культуры, искусства, туризма, этики, философии и другие. Именно данное журналистское направление способствует формированию у аудитории конкретного образа разных культур, распространению и укреплению их релятивизма (идеи равнозначности всех культур), а, соответственно, и достижению гармоничных отношений как в межкультурном аспекте, так и в межличностном. Трэвел - журналистика является синтетическим направлением, которое опирается на характерный предмет изучения, описания, анализа, а именно на информацию, которая связана с путешествиями и туризмом, и, следовательно, аудиторию, которая испытывает интерес к данной тематике. Актуальность работы также обуславливается возрастающей популярностью разработанных для российского телевидения программ о путешествиях и повышением напряженности конкурентной борьбы между их создателями в данном тематическом сегменте. Телевизионные циклы передач В. Познера и И. Урганта, а также «Непутёвые заметки» Дмитрия Крылова представляют собой одних из наиболее успешных продуктов трэвел-журналистики в нашей стране, которые, кроме развлекательной, выполняют также и просветительскую функцию. Следовательно, данные циклы можно считать основой для последующего успешного развития социально-ответственной журналистики. Теоретическая разработанность проблемы. Специфические особенности трэвел-журналистики исследовали такие авторы, как М.Е. Аникина, Л.Г. Вихорева, А.Г. Качкаева, А.В. Колесниченко, А.С. Москаленко, А.А. Новикова, А. Пермяков и многие другие. Однако в этих исследованиях в недостаточной степени исследованы особенности трэвел-журналистики на российском телеэкране, что обуславливает актуальность темы исследования.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ ТРЭВЕЛ -ЖУРНАЛИСТИКА.........................................................................................7 1.1.Основные этапы возникновения трэвел-журналистики в России................7 1.2. Характерные черты современной трэвел-журналистики в России…………………………………………………………………………....10 1.3. Жанровые особенности современных передач о путешествиях...................................................................................................13 ГЛАВА II. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКИ НА ПРИМЕРЕ ЦИКЛА ПЕРЕДАЧ В. ПОЗНЕРА и И. УРГАНТА И "НЕПУТЁВЫЕ ЗАМЕТКИ"ДМИТРИЯ КРЫЛОВА………………………….18 2.1. Общая характеристика цикла передач В. Познера и И. Урганта…………………………………………………………………….……18 2.2. Анализ особенностей композиции и жанра цикла.................................................................................................................22 2.3. Изучение особенностей поведения ведущих в рамках цикла передач............................................................................................................28 2.4. "Непутёвые заметки" Дмитрия Крылова. Характеристика и краткая история программы……………………………………………………………...33 2.5. Изучение манеры поведения ведущего Дмитрия Крылова и анализ содержания программ…………......................................................................….35 2.6. Сравнительный анализ двух программ: выявление сходств и различий……………………………………………………………………….....42 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................46 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................51 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….56
Список литературы

1. Аникина, М.Е. Куда идет ТВ: от журналистики к развлечению [Текст] / М.Е. Аникина // СМИ в меняющейся России / под ред. Е.Л. Ватановой. – Москва, 2010. – С. 127-138. 2. Бобров, А.А. Журналистика путешествий: реальность и тенденции [Текст] / А.А. Бобров // Научные труды Московского государственного университета. – 2016. – № 3. – С. 53-61. 3. Гегелова, Н.С. Трэвел-журналистика на российском телевидении [Текст] / Н.С. Гегелова // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Литературоведение, журналистика. – 2016. – № 2. – С. 128-133. 4. Гмызина, Э.В. Журналистика путешествий на российском телевидении: особенности медиадискурса [Текст] / Э.В. Гмызина // Научное и образовательное пространство: перспективы развития : сб. материалов V междунар. науч.-практ. конф., Чебоксары, 15 апр. 2017 г. / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары, 2017. – С. 33-34. 5. Ермилов, А.Е. Живой репортаж : профессиональные советы тележурналисту [Текст] / А.Е. Ермилов. – Москва : Аспект Пресс, 2010. – 110 с. : ил., портр. 6. Журналистика социальной сферы [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. 03060165 «Журналистика» и другим гуманит. специальностям / Б. И. Варецкий [и др.] ; под общ. ред. В.И. Новикова, Н.В. Старостенкова. – Москва : Изд-во Рос. гос. социального ун-та, 2008. – 193 с. 7. Зарембо, Д.Н. История трэвел-журналистики в России [Текст] / Д.Н. Зарембо // Медиаисследования. – 2017. – № 4-2. – С. 126-133. 8. Зверева, Н. Прямой эфир: в кадре и за кадром [Текст] / Н. Зверева. – Москва : Альпина нон-фикшн, 2012. – 239 с. 9. Качкаева, А.Г. Жанры и форматы современного телевидения. Последствия трансформации [Текст] / А.Г. Качкаева // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. – 2010. – № 6. – С. 42-51. 10. Кемарская, И.Н. Телевизионный редактор [Текст] : учеб. пособие / И.Н. Кемарская. – Москва : Аспект Пресс, 2007. – 188 с. : табл. – (Телевизионный мастер-класс). 11. Ким, М.Н. Жанры современной журналистики [Текст] / М.Н. Ким. – Санкт-Петербург : Изд-во Михайлова В.А., 2004. – 335 с. – (Б-ка профессионального журналиста). 12. Кинг, Л. Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно [Текст] / Л. Кинг ; при участии Б. Джилберта ; пер. с англ. Е. Цыпин. – 2-е изд. – Москва : Альпина Бизнес Букс, 2007. – 203 с. 13. Князев, А. Основы тележурналистики и телерепортажа [Текст] : учеб. пособие / А. Князев ; Кыргызско-Российский Славянский ун-т. – Бишкек : Изд-во КРСУ, 2001. – 160 с. 14. Козлова, О.А. Современные электронные СМИ [Текст] : учеб.-метод. пособие для студентов 1 курса направления подготовки бакалавров «Журналистика» / О.А. Козлова ; Волгогр. гос. ун-т. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2012. – 126 с. 15. Колесниченко, А. В. Практическая журналистика [Текст] : учеб. пособие / А. В. Колесниченко. – Москва : Изд-во Моск. ун-та, 2010. – 191 с. 16. Корконосенко, С.Г. Основы журналистики [Текст] : учебник для студентов вузов / С.Г. Корконосенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Аспект Пресс, 2009. – 318 c. 17. Кривцов, Н. В. Трэвел-журналистика: специфика направления и его проблемы [Текст] / Н. В. Кривцов // Вопросы теории и практики журналистики. – 2017. – № 3. – С. 347-365. 18. Кубатьян, Г.С. Travel-журналистика. Путешествуйте и зарабатывайте [Текст] / Г.С. Кубатьян. – Санкт-Петербург : Гуманит. акад., 2017. – 186 с. 19. Кустикова, А. Александр Пермяков: «Главный критерий трэвел-журналистики – повествовательность» [Электронный ресурс] : интервью с гл. ред. журн. «Русские экспедиции» / А. Кустикова // ЛЕНИЗДАТ.РУ: информ. портал медиасообщества Санкт-Петербурга, Ленинград. обл. и Сев.-Зап. региона / ООО «Медиа.С-Пб» ; шеф-ред. Е.Ю. Михина. – Санкт-Петербург, 2003-2019. – Режим доступа: https://lenizdat.ru/articles/1097432/. 20. Лазутина, Г.В. Жанры журналистского творчества [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Г.В. Лазутина, С.С. Распопова. – Москва : Аспект Пресс, 2011. – 320 c. 21. Маслова, Н.М. Путевой очерк: проблемы жанра [Текст] / Н.М. Маслова. – Москва : Знание, 1980. – 64 с. – (Новое в жизни, науке, технике. Литература ; № 8). 22. Миллерсон, Д. Технология телевизионного производства [Текст] : как делается телевиз. передача / Д. Миллерсон ; сокр. пер. с англ. Р. Рыбаковой, К. Седова ; под ред. Б. Шварц ; Гос. ком. Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию, Центр науч. программирования. – Москва : Искусство, 1971. – 372 с. : ил. 23. Михалкович, В.И. О сущности телевидения [Текст] / В.И. Михалкович ; ИПК работников ТВ и РВ. – Москва : [б.и.], 1998. – 52 с. 24. Москаленко, А.З. Теорія журналістики [Текст] : навчальний посібник / А.З. Москаленко. – Київ : Експрес-об'ява, 1998. – 336 с. 25. Муратов, С.А. Диалог [Текст] : телевизионное общение в кадре и за кадром / С.А. Муратов. – Москва : Искусство, 1983. – 159 с. 26. Муратов, С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / С.А. Муратов. – Москва : Аспект-Пресс, 2003. – 201 с. 27. Муха, А.В. Содержательная и жанровая специфика трэвел-журналистики в зависимости от видов СМИ [Электронный ресурс] / А.В. Муха, Н.И. Федосеева // Огарев – оnline : электрон. период. изд. для студентов и аспирантов / Нац. исслед. Мордовский гос. ун-т им. Н.П. Огарёва ; гл. ред. П.В. Сенин. – Саранск, 2015. – Вып. 19: Теория и практика современной журналистики. – Режим доступа: http://journal.mrsu.ru/arts/soderzhatelnaya-i-zhanrovaya-specifika-trevel-zhurnalistiki-v-zavisimosti-ot-vidov-smi. 28. Непутевые заметки с Дмитрием Крыловым [Электронный ресурс] : прогр. о путешествиях // Первый канал. Телепроекты : [сайт] / ОAO «Первый канал» ; ген. директор К. Эрнст. – Москва, 1996-2019. – Режим доступа: https://www.1tv.ru/shows/neputevye-zametki/vypuski. 29. Новикова, А.А. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия [Текст] / А.А. Новикова ; Федер. агентство по культуре и кинематографии, Гос. ин-т искусствознания. – Санкт-Петербург : Алетейя, 2008. – 208 с. 30. Новикова, А.А. Телевизионная реальность [Текст] : экранная интерпретация действительности / А.А. Новикова ; Нац. исслед. ун-т «Высш. шк. экономики». – Москва : ИД ВШЭ, 2013. – 235 с. 31. Путешествия Познера и Урганта [Электронный ресурс] // Первый канал. Телепроекты : [сайт] / ОAO «Первый канал» ; ген. директор К. Эрнст. – Москва, 1996-2019. – Режим доступа: https://www.1tv.ru/shows/puteshestviya-urganta-i-poznera. 32. Роднянский, А. Выходит продюсер [Текст] / А. Роднянский. – Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 284 с. 33. Рохлин, А.М. История отечественного телевидения [Текст] / А.М. Рохлин. – Москва : Аспект Пресс, 2008. – 127 с. 34. Самый интересный цикл передач о путешествиях Познера и Урганта [Электронный ресурс] // TipsTops.ru : народные рейтинги: расставь все по местам! : [сайт]. – Москва, 2011-2019. – Режим доступа: http://tipstops.ru/post/samyy-interesnyy-tsikl-peredach-o-puteshestviyakh-poznera-i-urganta/. 35. Саппак, В.С. Телевидение и мы [Текст] : четыре беседы / В.С. Саппак. – 3-е изд. – Москва : Искусство, 1988. – 166 с. 36. Саруханов, В.А. Азбука телевидения [Текст] : учеб. пособие для вузов / В.А. Саруханов. – Москва : Аспект Пресс, 2003. – 221 с. 37. Сергеев, Д. Они в эфире : как делается телевидение [Текст] / Д. Сергеев. – Москва : АСТ, 2007. – 318 с. : ил., портр. 38. Спиридонова, Ж. Лучшие передачи для путешественников [Электронный ресурс] / Ж. Спиридонова // FashionTime.ru : стиль как образ жизни : [cайт]. – Москва, 2013-2019. – Режим доступа: http://www.fashiontime.ru/lifestyle/travels/1117711.html. 39. Стрельцов, Б.В. Основы публицистики. Жанры [Текст] : учеб. пособие для студентов-иностранцев, обучающихся по спец. «Журналистика» / Б.В. Стрельцов. – Минск : Университетское, 1990. – 239 с. – (Теория и практика периодической печати). 40. Технология новостей от Интерфакса [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению 030600 «Журналистика» и спец. 030601 «Журналистика» / В.В. Герасимов [и др.] ; науч. ред. Ю.А. Погорелый. – Москва : Аспект пресс Интерфакс, 2011. – 158 с. 41. Фортунатов, А.Н. Проблемы истории телевидения: философский и культурологический подход [Текст] : курс лекций / А.Н. Фортунатов ; Рос. ассоц. по связям с общественностью, Проф. об-ние по связям с общественностью «РАСО-Приволжье». – Нижний Новгород : Нижегор. гуманит. центр, 2007. – 102 с. 42. Цвик, В.Л. Телевизионная журналистика [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по спец. 030601 «Журналистика» / В. Л. Цвик. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ЮНИТИ, 2012. – 495 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ТРЭВЕЛ – ЖУРНАЛИСТИКА» 1.1. Возникновение трэвел-журналистики в России На современном этапе развития телевизионной журналистики, значительное место в сетке вещания занимают программы о путешествиях. Трэвел - журналистика (от англ. Travel journalism) представляет собой особенное направление в масс-медиа, которое специализируется на предоставлении информации о путешествиях . Тематическое разнообразие исследуемого направления достаточно велико: география, культура, история, гастрономия, этнография, туризм. В рамках данной направленности трэвел - журналистика предметно исследует и анализирует информацию, которая связана с туризмом и путешествиями . Соответственно, ключевое внимание должно быть уделено аудитории, которая изначально заинтересована в подобной тематике. С целью определения особенностей трэвел-журналистики в России проанализируем специфику наиболее успешных телепрограмм данного жанра, возникших на постсоветском пространстве. Немалую популярность и успех получила программа «Клуб путешественников», которая выходила на Первом канале с 1960 года. Первым ведущим был Владимир Шнейдеров. С 1973 года к нему на смену пришел врач и знаменитый путешественник Юрий Сенкевич. Под его руководством было выпущено более 1600 выпусков. В течение 30 лет и до самой смерти (в 2003 году) Сенкевич являлся бессменным ведущим. Передача была занесена в Книгу рекордов Гиннесса в качестве старейшей программы на отечественном телевидении. Также в рамках исследования истории возникновения трэвел – журналистики, важно отметить передачу Дмитрия Крылова «Непутевые заметки». Программа появилась на экранах в 1996 году и не утрачивает своей актуальности по сегодняшний день. Крылов знакомит аудиторию с другими странами через легенды и сказания. Цикл телепередач «Непутевые заметки» выполняет в эфире главнейшие функции телевидения, к которым относятся информационная, просветительская и образовательная. Коэффициент полезности данных передач достаточно высокий еще в связи с тем, что ведущий предоставляет зрителям достаточно широкую прикладную информацию, которую российские туристы могут использовать при планировании своего отдыха. Можно сказать, что «коммуникативное намерение «Непутевых заметок» заключается в том, чтобы вдохновить зрительскую аудиторию на путешествие, иными словами развлечь и предоставить прикладную информацию об исследуемом государстве» . В настоящее время трэвел-программы аудиовизуально стремятся передать культурные и национальные различия. В зависимости от способов установления контакта с аборигенами, от драматургии повествования и характера информации формат эфира может варьироваться от авторской зарисовки-монолога до трэвел-викторины или игры. Трэвел-программы включают в себе элементы разного рода телевизионных жанров, однако чаще всего один из аспектов конкретного жанра преобладает. Данные аспекты охватывают определенные коммуникативные намерения ведущего, атмосферу выпуска, структуру и способ повествования. Трэвел-программы могут носить документальный, развлекательный или потребительский характер в зависимости от коммуникативных намерений автора: обучить, развлечь или помочь. После появления Интернета большинство СМИ о путешествиях получают свой аналог в сети. Значительное отличие Интернет-версии передачи заключается в частоте обновляемого материала. Новые статьи публикуются на сайтах гораздо чаще, чем раз в месяц. В ходе развития направления трэвел-журналистики на российском телевидении остро встала необходимость в подготовке профессиональных журналистов по данной специализации, которые были бы способны создавать интересные страноведческие телепроекты. В связи с этим, на некоторых факультетах журналистики в наиболее крупных вузах страны в настоящее время преподается образовательный курс по направлению трэвел-журналистики, к примеру, в Санкт-Петербургском государственном университете театра и кино . Однако важно отметить, что данные учебные курсы открыты не на всех факультетах журналистики, что непосредственно влияет и на уровень современных трэвел-программ. Можно выделить и иные значительные проблемы, которые связаны с развитием тематического направления трэвел-журналистики. Анализ существующих телепрограмм данного жанра показывает, что научно-популярная составляющая утрачивает свою актуальность, отходит на второй план в данных программах, а авторы стараются делать акцент на демонстрации достопримечательностей, развлекательном и рекламном элементах. Возрастает количество жанров телевизионной трэвел-журналистики, благодаря появлению разного рода телешоу и развлекательных программ» . Калейдоскопическое построение сюжетов программ, беглая речь ведущих, которые стараются удерживать внимание зрителей на своих эмоциях, не могут способствовать восприятию ценной информации о стране, ее жителях, нравах, особенностях повседневной жизни. Подготовка такого рода программ требует от журналиста глубоких знаний государства, о котором он рассказывает, как в историческом, так и в современном аспектах. Таким образом, на основе вышеизложенного можно сделать вывод, что трэвел – журналистика является особым направлением на телевидении, в рамках которой ведущий знакомит зрителей с культурой и повседневностью жителей разных стран. В России одним из родоначальников данного жанра стала программа «Клуб путешественников», выходившая в эфир с 1960 года. В настоящее время существует большое количество передач жанра путешествий, отличающихся атмосферой выпуска, структурой и способом повествования, документального, развлекательного или познавательного характера. Анализ российских телепередач о путешествиях позволил выявить несколько наиболее глобальных проблем, в частности, недостаточный уровень профессионализма ведущих, отсутствие во многих проектах научно-популярной составляющей и калейдоскопическое построение сюжетов. Также многие современные программы отличаются в большей степени развлекательным характером, тогда как познавательная составляющая отходит на второй план. 1.2. Характерные черты трэвел-журналистики в России В течение исторического развития пути политики «инфотейнмента» на телевидении стало выходить в эфир большое количество программ о путешествиях различных форматов . И это неудивительно, поскольку в условиях усталости человека в условиях обилия информации ключевое значение для журналистики приобретают новые методы предъявления информации, которые позволяют преодолеть состояние тревожности аудитории перед новыми сведениями. Особенности, которые объединяют все программы о путешествиях, выходящие в эфир в настоящее время, - это интерактивность, игровое начало и наличие харизматичного ведущего. Именно данные факторы способствуют преодолению разрыва между журналистом и аудиторией. Можно выделить три главных варианта более характерных ведущих для трэвел-передач : 1. Профессиональный телеведущий, который хорошо известен, умеет легко входить в новый образ. Например, Дмитрий Комаров. 2. Достаточно известная личность, чьё лицо также хорошо знакомо аудитории - Жанна Бадоева. 3. Специалист в своей сфере, который заслужил авторитет и известность в конкретных кругах. На телевидение идет уже сформировавшейся личностью. К примеру, Николай Дроздов, ведущий программы «В мире животных». Характерная черта передач в жанрах трэвел – это то, что в данных телепередачах не участвует студия, иными словами все сюжеты выпускаются исключительно с мест, откуда говорит ведущий . И на это существуют особые причины. К примеру, ведущий Я. Броновский, ведущий 13-серийного фильма Би-би-си «Восхождение человека», придает центральное значение тому, что телевизионный рассказ о Парфеноне был проведен им именно из Афин, а события в Древнем Риме он комментировал, находясь в Риме реально . Также немаловажная особенность заключается в неуклонном следовании определенной тематике, что представляется главнейшим элементом, которые способствует формированию концепции телепередачи. В общих чертах все телепередачи о путешествиях стараются придерживаться одной и той же темы, а именно подача интересных, по их мнению, материалов о стране или странах. Однако можно выделить передачи, которые и достаточно похожи между собой и противоположны друг другу. Еще одна особенность – заключена в особом музыкальном и видео оформлении. Немаловажное значение приобретают музыкальное сопровождение передачи и заставки. Музыкальные акценты способствует приданию эфиру логики и понятности материала для зрителей, обозначая определенные разделы и кульминационные точки . Музыка также способствует усилению воздействия, эмоциональности и развлекательности телевидения. Посредством музыки можно достичь усиления выразительности содержания телесообщения, выделить все самое важное, и сформировать общее впечатление о происходящем на экране Выход на мировой рынок национальных телепередач и их адаптаций, иными словами процесс глобализации с его обязательной коммерциализацией средств массовой информации, поменял спрос аудитории с проблемной расследовательской журналистики на легкую развлекательную журналистику. В большинстве случаев, трэвел-шоу, в связи со специфическим форматом не аналитичны. Главной причиной представляется то, что критика в отношении внутренних вопросов политики или экономики в различных государствах равнозначна подрыванию туристического бизнеса; показ спорных и шокирующих кадров и обсуждение запретных тем представляется чересчур рискованным предприятием для телекомпании (или страны в целом), поскольку туризм и международная политика неразрывно взаимосвязаны. Помимо этого, это может отбить интерес в финансировании у рекламодателей. Отсюда встает иная проблема формирования стереотипов и популяризации конкретных туристических маршрутов. В связи с господством «инфотейнмента» часть традиционных принципов журналистики, к примеру, аналитичность, уходят в прошлое. Серьезная, качественная журналистика о туризме в традициях научно-популярного вещания СССР сменяется на телеэкране современным гибридным «инфотейнментом». Наиболее ярко данный процесс можно проследить на примере Японии, где конвергентные трэвел-шоу уже на протяжении многих лет не утрачивают популярности. Японское шоу-варьете (Japanese variety show) является противоречивым жанром трэвел-журналистики, который вполне может появиться и стать массовым на отечественном телевидении, учитывая, что большая часть современных российских телешоу является адаптациями зарубежных форматов. Следовательно, на сегодняшний день отмечается перефокусировка внимания с местности и аборигенов на ведущих/героев программы, и программа утрачивает культурную ценность. Таким образом, на основе вышеизложенного можно сделать вывод, что трэвел-журналистика, как и любой другой жанр, обладает своими отличительными особенностями: наличие различной жанровой специфики, особые требования к ведущим, особое музыкальное и видео оформление, неуклонное следование определенной тематике. В современных условиях глобализации на российском телевидении стало появляться большое количество программ о путешествиях, большинство из которых представляются адаптациями популярных зарубежных шоу. Отечественные телепередачи отличает, в первую очередь, смещение направленности эфиров с документальной расследовательской на легкую развлекательную направленность, что обусловлено запросами телезрителей. Также важно отметить, что современные передачи о путешествиях носят потребительский характер, показывая зрителям живописные пейзажи, давая советы о кухне, развлечениях и формах досугах в каждой конкретной стране. 1.3. Жанровые особенности современных передач о путешествиях Предшественником трэвел-журналистики принято считать путевой очерк. М.Н. Ким в своей книге «Жанры современной журналистики» формулирует определение путевого очерка в качестве художественно-публицистического жанра журналистики. Он включает в себя описание значимых и интересных событий, происшествий, встреч и бесед с различными людьми, с которыми ведущий сталкивается в ходе своего творческого путешествия. В путевом очерке соединяются репортажные (наглядно-образные) и исследовательские (аналитические) элементы. В настоящее время исследователи сходятся во мнении, что очерки классифицируются портретные, проблемные, однако именно путевой очерк в максимальной степени может претендовать на «авантюрность сюжета», что представляется одной из отличительных черт журналистики путешествий. Несмотря на то, что автор такого очерка должен продемонстрировать себя в качестве незаурядного исследователя, ему необходимо всегда отбирать именно те факты и детали, которые будут способствовать раскрытию замысла путешествия . Вторым по частоте использования жанром принято считать путевые заметки. Их, наоборот, отличает отсутствие глубокого анализа, личностного характера повествования . В программах такого типа подчиненность одной теме совсем необязательна. Автор книги «Технология создания журналистского произведения» Ким М.Н. упоминает о том, что путевые заметки представляют собой разновидность путевого очерка. Дорожные (или путевые) заметки являются личными заметками путешественника, в которых подробно описываются дорожные впечатления, описание наблюдаемых событий, явлений, целью которых представляется сообщение читателю новой информации о малоизвестных или новооткрытых странах или местах. Но при этом, среди исследователей в настоящее время нет универсальной, достаточно четкой дефиниции жанра путевых заметок. «Путешествие» является собирательной формой, которая включает в себя на правах комплекса, элементы разных жанровых категорий . Трэвел-журналистику невозможно представить без жанра репортажа. Он отличается развернутым использованием метода наблюдения и его умелым применением при подготовке программы. Умение журналиста «вести» репортаж, «монтировать» его элементы обуславливает специфику его композиции . В тех моментах, когда автор составляет рассказ о путешествии, его маршрут в большинстве случаев определяет и композицию текста. Еще одним из распространенных жанров представляется обозрение. Его отличает единство наглядного освещения общественных событий. На первый план выходят мысли обозревателя, которые глубоко проникают в суть процесса и понимание ситуации . Данный жанр отличается наглядностью описания общественных событий и мыслей обозревателя, с точки зрения глубокого проникновения в сущность процесса, ситуации. Предметом обозрения представляются общие экономические, социальные и политические вопросы, проблемы образа жизни и межличностных отношений и многое другое. Главная цель трэвел-обозрения заключена в том, чтобы посредством глубокого анализа конкретной совокупности фактов, которые объединены временем и пространством, познакомить читателей с происходящими в социуме процессами, возникшими ситуациями, или актуальными проблемами. Представляясь своеобразным идеалом и строя свое повествование по типу вопрос-ответ, журналист собирает вокруг себя постоянную аудиторию. Зрителям важен истинный и детальный обзор по поводу планируемой туристической поездки. Журналисты могут оказаться в тех редких местах, куда еще не ступала нога обычного путешественника. В связи с этим, информация об этом месте будет абсолютно уникальна. Зрители узнают о нем прямо из эфира и это сообщение может представлять собой своего рода единственное, которое будет предоставлено в окружающий мир. Телепередачи о путешествиях также, как и иные типы передач отличаются своей жанровой спецификой. Однако можно определить некоторые особенности, которые видны не вооруженным глазом. Первой из них целесообразно назвать полижанровость. При просмотре различных так называемых трэвел-программ, можно увидеть, что, в целом, такие телепередачи синтезировали в себя большинство качеств от иных жанров, и, в связи с этим, они одновременно носят научно-популярный, публицистический, образовательный, развлекательный и даже приключенческий характер . Вторая особенность заключается в больших затратах времени. По сравнению с ними подготовка к эфиру каждой серии требует больше времени на переезды съемочной группы, аппаратуры. Третья особенность заключена в том, что съемки сюжетов проходят в различных природных условиях и средах (съемка на воде и под водой, в горах, в полете, в джунглях и в других тяжело доступных местах). А для этого необходимо иметь специально обученную съемочною группу и дорогостоящие технические средства. Однако такие телепередачи привлекают к себе внимание, потому что имеют обширную аудиторию - ее смотрят и дети, и взрослое поколение, и пенсионеры. Крайне важным аспектом при анализе данных телепередач можно считать обозначение концепции. В большей степени такие телепередачи очень похожи, а различаются между собой только подачей материала. Пятая особенность таких передач заключается в том, что они классифицируются в основном на два вида. Первый - это телепередачи репортажного типа, а второй - передачи журнального типа. Репортаж – съемка одного события или их цепочки, при этом зритель является практически участником и получает возможность ощутить происходящее, можно сказать, в реальном времени (real time). Программа-репортаж – это те передачи или даже несколько выпусков передач, которые посвящены какой-то одной стране. В современном телеэфире к таким можно отнести «Мир наизнанку» с Дмитрием Комаровым, «Орел и решка» и т.д. Передачи на туристическую тематику характеризуются наличием еще одной, шестой особенности. В большинстве таких программ немаловажная роль отведена ведущему, который не просто знакомит телезрителя с тем или иным государством, ее достопримечательностями, но и принимает активное участие в тех событиях, которые видит зритель . Таким образом, на основе вышеизложенного можно сделать вывод, что программы о путешествиях, как и другие жанры тележурналистики, отличаются некоторым жанровым своеобразием. Прежде всего, в таких передачах встречаются элементы путевых очерков, заметок, а также репортажей и обозрений. Следовательно, отличительной особенностью телеэфиров о путешествиях является полижанровость, которая позволяет программе одновременно носить научно-популярный, публицистический, образовательный, развлекательные и даже приключенческий характер. Подготовка каждого выпуска о путешествиях отличается также большими временными и финансовыми затратами, что обуславливается спецификой сбора материалов по каждому государству. Помимо этого, можно также отметить общую концепцию всех передач о путешествиях, а также крайне важную роль телеведущего, который принимает активное участие в знакомстве с особенностями каждой страны. ГЛАВА II. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКИ НА ПРИМЕРЕ ЦИКЛА ПЕРЕДАЧ В. ПОЗНЕРА и И. УРГАНТА И «НЕПУТЁВЫЕ ЗАМЕТКИ» ДМИТРИЯ КРЫЛОВА 2.1. Общая характеристика цикла передач В. Познера и И. Урганта Современные трэвел-передачи на отечественном телевидении носят в большей степени досуговый характер. Познавательная направленность в таких эфирах неразрывным образом связана с рекреативной, гедонистической, развлекательной. Путешествие является популярной формой отдыха, и благодаря богатой системе выразительных средств зритель, не выходя из дома, без физического и материального ущерба может получить весь набор впечатлений от посещения всевозможных уголков нашего мира. Изначально данная тема не представляется научной в строгом понимании. Однако благодаря путешествиям в качестве способа познания мира, зрители получают возможность ознакомления с природой, географией, геологией, этнографией, культурой, традициями тех мест, о которых их информирует журналист. За последние несколько лет на отечественном телевидении после долгого перерыва стали выпускать познавательные телевизионные фильмы, в большинстве случаев, это многосерийные программы. В качестве формы повествования серийность «привлекает документалиста, позволяя собирать материал за время длительного наблюдения». Расширение временных позиций такой программы предоставляет возможность более детального и глубокого анализа. Одним из примеров познавательной многосерийной программы историко-краеведческой направленности представляется проект Первого канала «Путешествия с Познером и Ургантом» (2008-2018 гг.). В передачах данного цикла ведущие Владимир Познер и Иван Ургант совершают путешествия по небольшим городам разных государств и, как и краеведы, исследуют прошлое и настоящее страны. Наиболее интересным для зрителей представляется отсутствие какой-либо постановки в сюжетах фильмов – В. Познер и И. Ургант путешествуют по разным странам, встречаются с интересными людьми без какой-либо цели, они просто стараются как можно больше узнать о культуре, менталитете и малоизвестных фактах из истории определенного государства. В каждом фильме присутствуют от 8 до 16 серий, каждая из которых посвящена одной конкретной тематике. При этом, ведущие программы проводят тщательную подготовку к каждому путешествию – они не просто получают новую информацию в процессе беседы с приглашенными гостями-гидами, а собирают факты из жизни и истории выдающихся личностей. При этом, несмотря на ярко выраженную познавательную направленность передач, непринужденная атмосфера поездок и доброжелательный настрой всех гостей и ведущих программ определяют и развлекательный элемент цикла. Первый документальный сериал данного цикла - «Одноэтажная Америка» попал в эфир в России в 2008 году. Режиссером проекта являлся Владимир Спирин. «Одноэтажная Америка» является документальным 16-серийным фильмом-путешествием по США, созданным съемочной группой Владимира Познера по вдохновению и мотивам одноименного романа Ильфа и Петрова. Изначально Владимир Познер хотел, чтобы его партнёром стал Леонид Парфёнов, но он, являясь в то время главным редактором «Русский Newsweek», принять участие в проекте не смог. В результате ведущим был назначен Иван Ургант. Сам Владимир Познер упоминал о данном факте в одном из своих интервью: «- Как получилось, что именно Иван Ургант стал сопровождать вас в поездках? Это произошло случайно. Когда я решил создать «Одноэтажную Америку», хотел, чтобы со мной поехал Леонид Парфенов, у нас с ним приятельские отношения. Однако Леня не смог, он в то время стал главным редактором «Русского Ньюсвика». Были предложены еще несколько кандидатур, однако и с ними тоже ничего не сложилось. И мне кто-то сказал, а вот есть Иван Ургант, парень 28 лет. На тот момент я о нем ничего не слышал и удивился: «Вы что, смеетесь? Детский сад какой-то, о чем я с ним буду разговаривать?» И все-таки встреча состоялась, и Ваня мне сразу понравился. Очень открытый, сердечный, добрый, умный, начитанный, заинтересованный человек. Мы очень сдружились, создали фильмы о путешествиях». После окончания фильма «Одноэтажная Америка» зрители увидели на экранах еще несколько многосерийных передач данного цикла: «Тур де Франс» (Франция), «Их Италия», «Германская головоломка», «Англия в общем и в частности», «Еврейское счастье» (Израиль) и «В поисках Дон Кихота» (Испания), последний из которых был окончен в 2017 г. Проанализируем общие особенности всех передач исследуемого цикла. По мнению А.Г. Качкаевой, данному телеэфиру присущ увлекательный трэвел-медиатекст, которые обращается к интеллекту зрителя: • Полинаправленность. Кроме рассказа о самом путешествии в передаче присутствуют как размышления ведущих, так и выдержки из соответствующей литературы по данной стране. • Модель «путешествие-расследование». Сквозь все передачи цикла прослеживается ряд вопросов, которые авторы задают всем интервьюируемым героям. Также Познер и Ургант стремятся выяснить, как поменялась страна со времени путешествий их предшественников. • Модель «путешествие-реконструкция». Каждый из многосерийных фильмов основывается на романах XIX-XX вв., он не воссоздает маршрут и текст оригинала абсолютно достоверно, однако следует по очень похожему пути, и ведущие стремятся придерживаться условий первоисточника. • Геобиографизация. Например, в фильме «Одноэтажная Америка» так называемым «гением места» в передаче являлся сам Владимир Познер, который провёл несколько лет юности в Нью-Йорке и является в том числе гражданином Америки. Выступая в качестве проводника и посредника, - «свой» и для жителей США, и для отечественного зрителя, - он заражает нас любовью к стране его детства.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg