Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Обучение технике переходов в классических лыжных ходах у обучающихся 14 – 15 лет в лыжной секции.

irina_krut2020 1375 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 55 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.03.2020
Цель работы: изучение теоретических и практических предпосылок формирования двигательных навыков в способах переходов на лыжах у обучающихся 14-15 лет и поиск наиболее эффективных путей при обучении. Задачи: 1. Изучить методику обучения переходов в классических лыжных ходах на основе научно-методической литературы и практической деятельности специалистов в области физической культуры и спорта. 2. Определить уровень формирования двигательных навыков в технике переходов классических лыжных ходах. 3. Исходя из рабочей программы более эффективного обучения обучающихся технике переходов классических лыжных ходах. Выявить эффективность данной методике в естественном педагогическом эксперименте. Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что применение более эффективных средств в процессе формирования двигательных навыков будет способствовать успешной подготовке обучающихся 14-15 лет в способах переходов в классических ходах. Методы исследования: 1. Изучить и анализировать научно-методические литературы 2. Психолого-педагогическое наблюдение 3. Анкетирование опроса 4. Контрольные испытания 5. Естественный педагогический эксперимент 6. Математическая статистика Предмет исследования: Формирование двигательных навыков при обучении технике переходов в классических лыжных ходах у обучающихся 14-15 лет. Объект исследования: Учебно-тренировочный процесс подготовке обучающихся 14-15 лет.
Введение

Актуальность темы заключается в том, что в большинстве районов нашей страны, где зима продолжительная и снежная, занятия лыжами – один из самых доступных и массовых видов физической культуры. Передвижение на лыжах в условиях равнинной и пересеченной местности с преодолением подъемов и спусков различной крутизны и вовлекает в работу большие группы мышц и оказывает положительное воздействие на развитие и укрепление функциональных систем организма и в первую очередь на сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную. Физическая нагрузка при занятиях на лыжах очень легко дозируется как по объему, так и по интенсивности. Это позволяет рекомендовать лыжи как средство физического воспитания для людей различного возраста, пола, состояния здоровья и физической подготовленности. Выполнение умеренной мышечной работы с вовлечением в движение всех основных групп мышц в условиях пониженных температур, на чистом морозном воздухе заметно повышается сопротивляемость организма к самым различным заболеваниям и положительно сказывается на общей работоспособности. Прогулки и походы на лыжах в красивой лесистой и разнообразной по рельефу местности доставляют большое удовольствие, и эстетическое наслаждение оказывают положительное влияние на нервную систему, улучшают общее и эмоциональное состояние организма, повышает умственную и физическую работоспособность. Исключительно велико и воспитательное значение передвижение на лыжах. Во всех видах занятиях на лыжах – на уроках, на тренировках, на соревнованиях, или просто на прогулках – успешно воспитывается важнейшие моральные качества: смелость и настойчивость, дисциплинированность и трудолюбие, способность к перенесению любых трудностей, что особенно важно в подготовке юношей к службе в рядах Вооруженных сил РФ. Лыжи имеют большое прикладное значение в быту и на различных работах в условиях длительной и снежной зимы в северных и восточных районах страны, где используются охотниками, геологами, связистами, лесниками Доступность лыжного спорта делает его очень популярным среди людей любого возраста, пола, состояния здоровья и физической подготовленности. Именно это и определило актуальность данной работы.
Содержание

Введение………………………………………………………………...................3 Глава 1. Состояние изучаемого вопроса в теории и практике лыжного спорта………………………………………………………………………...............6 1.1 Психолого-физиологические особенности подросткового возраста…...….6 1.2 Развитие центральной нервной системы, высшей деятельности и сенсорных систем .7 1.3 Совершенствование центральной регуляции движений…………………...14 1.4Физическое развитие и опорно-двигательная система……………………..31 1.5Особенности крови, кровообращения, дыхания……………………………33 Глава 2. Методы и организация исследования………………………………...38 2.1 Методы исследования………………………………………………………….38 2.2 Организация исследования………………………..…...…………................38 Методика обучения технике переходов в классических лыжных ходах……………………………………………………………….……………....39 3. Результаты исследования и анализ полученных результатов……………..47 Выводы…………………………………………………………………………….53 Практические рекомендации ……………………….………..............................55 Библиографический указатель……………………………………………..…….54
Список литературы

1. Агаджинян Н.А., Телль Л.З., Циркин В.И., Ченокова С.А. Физиология человека. М.: Медицинская книга, 2005. 526 с. 2. Абрамова Г.С. Психология только для студентов: Учеб. пособие для вузов. М.: ПЕРСЭ, 2001. 165 с. 3. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания: Серия «Памятки психологической мысли». М.: Наука, 2001. 280 с. 4. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1978. 224 с. 5. Бакланов В.Д., Савенков Г.И. Исследование чувства дистанции у юных спортсменов // Физическое воспитание детей и подростков. М.: МОПИ им. Н.К.Крупской, 1976. Вып. 3. С. 62-69. 6. Башкиров П.А, Учение о физическом развитии человека. М.: МГУ, 1962. 339 с. 7. Бернштейн Н.А.. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. 166 с. 8. Бутин, И.М. Лыжный спорт. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / И.М. Бутин. ~ М: Издательский центр «Академия», 2000. 9. Буга П.Г. создание учебных книг для вузов. – М., 1990 10. Донской, Д.Д. Техника лыжника-гонщика / Д.Д. Донской, Х.Х. Гросс. - М: ФиС, 1971. 11. Евстратов В.Д., Сергеев Б.И., Чукардин Г.Б. Лыжный спорт: Учеб. для инст-ов и техн. физ. культуры. / Под ред. В.Д.Евстратова, Б.И. Сергеева, Г.Б. Чукардина. М.: Физкультура и спорт, 1989. 319 с. 12. Евстратов, В.Д. Лыжный спорт. Учебник для институтов и техникумов физической культуры / В.Д. Евстратов, Г.Б. Чукардин, Б.И. Сергеев - М: ФиС, 1989. 13. Ермаков, В.В. Техника лыжных ходов / В.В. Ермаков. - Смоленск, 1989. Кудрявцев, В.И. Лыжный спорт. Учебник для техникумов физической культуры / В.И. Кудрявцев. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М: ФиС, 1983. 14. Заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата. – Киев Здоров’я, 1984. – 328 с.: ил. 15. Захаров А.Д. Психологическая подготовка лыжников. М.: Физкультура и спорт, 1971. 104 с 16. Кальюсто, Ю. Основы техники лыжных ходов / Ю. Кальюсто. - Тарту, 1990. 17.Квашук П.В. и др. Лыжные гонки: Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. М.: Советский спорт, 2003. 72 с. 18. Кузин Ф.а. кандидатская диссертация. – М., 1977 19. Матюшонок М.Т. Физиология и гигиена детей и подростков / М.Т. Матюшонок, Г.Г. Турик, А.А. Крюкова . Мн.: « Вышэйн. школа», 1975. 288 с. 20. Матюшонок М.Т. Физиология и гигиена детей и подростков / М.Т. Матюшонок, Г.Г. Турик, А.А. Крюкова . Мн.: « Вышэйн. школа», 1975. 288 с 21. Мухина В.С. Возрастная психология.- Москва: «Академия», 1997 22. Макарова О.С. Спортивный труд. Спортивно- игровой проект. Лыжная подготовка // Физическая культура в школе. М. 2000 №7 7.Макарова О.С. 39. 23. Новиков А.М. как работать над диссертацией – М., 1999 24.О реформе общеобразовательной и професианальной школы. Сборник документов и материалов. М. 1984 с.49 25.Осинцев В.В. Уроки лыжной подготовки // Физическая культура в школе М.: 1998 №6 Осинцев В.В. Уроки лыжной подготовки //Физическая культура в школе М.: 1999 №5 26.Осинцев В.В. Уроки лыжной подготовки // Физическая культура в школе М.: 2000 №7 с.14-18 27.Осинцев В.В. Уроки лыжной подготовки // Физическая культура в школе М.:2002 №1 с.13-17 28.Петров Ю.Д., Железняк П.К. основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте.- М.: Академия, 2002.-264с 29. Полонский В.М. оценка качества научно-педагогических исследований. – М., 1987. 30.Прокопенко А.Г. Лыжный спорт в школе. Изд-во «Полымя» 31.Раменская, Т.И. Специальная подготовка лыжника / Т.Й. Раменская. - М.: Спорт-Академ-Пресс, 2001. 32.Степин В.с. Философская антропология и философия науки. – М., 1992. 33. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая, спортивная, возрастная: Учебник. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Олимпия Пресс, 2005. 528с. 34. Спортивный труд. Спортивно- игровой проект. Лыжная подготовка // физическая культура в школе. М. 2001 №8 с. 18-26 35.Требования к диссертационным работам по педагогическим наукам/В.С.Леднев, В.В.Красовский, В.М.Полонский, Э.А.Штульман.-М.,1990. • 36. Фарвель, В.С. Управление движениями в спорте / В.С. Ферфель – М.: ФиС, 1975 с. 37. Фомин Н.А. Физиология человека. 3-е изд. М.: Просвещение, 1995 38.Физиология физического воспитания и спорта: Учеб. для студ. сред. и высш. учебных заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2002. – 608с.: ил. Смирнов В.М., Дубровский В.И. 39. Физиология физического воспитания и спорта: Учеб. для студ. сред. и высш. учебных заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2002. – 608с.: ил. Смирнов В.М., Дубровский В.И. 40.Юров И.А. Психологическое тестирование и психотерапия в спорте. М.: Советский спорт, 2006. 163с. 41. Яворская, Г.Х. Эмоциональный настрой как фактор профессиональной готовности: Диагностика и регуляция эмоциональных состояний. М.: Знание, 1986, Т. 2. 243 с. 42. Bowers, H.P. Situations in psychology: An analysis and critique / H.P. Bowers. - Psychological Review, 1973. P. 80. 43. Witte, W. Ist all das, was man umganhscprachlich Handeln nennt. Verhalten spezificher Art?-In: A. Thomas /Hg/ W. Witte // Psichologie der Handlung und Bewegung. Mesenheim. 1976. S.75-87.
Отрывок из работы

Глава 1. Состояние изучаемого вопроса в теории и практике лыжного спорта 1.1. Психолого-физиологические особенности подросткового возраста Средний школьный возраст (от 10 до 13-14 лет) и старший школьный возраст (до 17-19 лет) резко различаются по морфофункциональным и психофизиологическим характеристикам. Эти этапы школьного обучения охватывают частично второе детство (10-12 лет), подростковый возраст (девочки от 12 до 15 лет и мальчики от 13 до 16 лет) и частично юношеский возраст (девушки от 16 до 17-19 лет и юноши от 17 до 19 лет). В связи с существенными на этом этапе онтогенеза перестройками организма, связанными с половым созреванием, особо выделяют так называемый переходный период или пубертат. В нем различают следующие этапы: • препубертатный период (10-12 лет); • собственно пубертатный период, протекающий в 2 фазы: 1-я фаза — девочки 11-13 лет и мальчики 13-15 лет, 2-я фаза — девочки 13-15 лет и мальчики 15-17 лет; • постпубертатный период (юношеский возраст). Длительность переходного периода контролируется генетически и имеет значительный индивидуальный разброс. У одних обучающихся он может занимать около года, а у других—до нескольких (3-5-ти) лет. [6; 25; 19] С 12—13 лет следует новый возрастной период — по¬лового созревания, часто обозначаемый как подростковый или старший школьный возраст, длящийся до 17—18 лет. Время воз¬никновения полового созревания принято характеризовать как период, соответствующий как бы возрастному кризису, при кото¬ром имеет место быстрое и бурное морфофизиологическое преоб-разование организма. Подростковый возраст является, естественно, условной границей, которая неоднозначна для девочек и мальчи¬ков, для обучающихся, физиологически зрелых и незрелых, и для обучающихся, живущих в различных географических условиях, и т. д. Зависи¬мость времени возникновения и продолжительности периода полового созревания от климатических условий среды, а в преде¬лах одних и тех же климатических условий зависимость от таких условий, которые создаются средой в городе и средой в деревне, делают понятным условность календарных возрастных сроков. [24; 19] 1.2 Развитие центральной нервной системы, высшей деятельности и сенсорных систем В среднем и старшем школьном возрасте значительное развитие отмечается во всех высших структурах ЦНС. Отмечая прогрессивную тенденцию в формировании функциональной организации мозга, необходимо указать, что она несколько нарушается в подростковом возрасте, особенно на начальных этапах полового созревания, когда в силу нейроэндокринных сдвигов наблюдаются как регрессивные отклонения в ЭЭГ покоя, так и нарушения в организации внимания и избирательного восприятия. Это может быть объяснено гиперактивностью гипоталамических структур и усилением вследствие этого неспецифических активирующих влияний, затрудняющих проявление механизмов избирательной активации. На завершающих этапах полового созревания эти отклонения нивелируются и механизмам локальной избирательной активации принадлежит главенствующая роль в функциональной организации мозга. В 15-16 летнем возрасте четкая избирательность вовлечения корковых областей в организацию внимания проявляется как в ограничении межцентральных связей, так и в дифференциации синхронизации ритмических составляющих альфа-диапазона. [13;22] В пубертатном периоде отмечается угловатость и скованность в движениях. К концу периода полового созревания координация движений становится более упорядоченной. Движения приобретают плавность и гармоничность. Это является результатом совершенствования центральной нервной системы, созревания двигательного анализатора и периферического аппарата движений. К этому возрасту высокой степени совершенства достигают основные показатели пространственной ориентировки. [22]. В период 12-16 лет происходит последнее значительное увеличение мозга в длину и ширину. [27] До 13-15 лет продолжается развитие промежуточного мозга. Про-исходит рост объема нервных волокон таламуса, дифференцирование ядер гипоталамуса. К 15-летнему возрасту взрослых размеров до¬стигает мозжечок. В коре больших полушарий общая длина борозд к 10 годам увели-чивается в 2 раза, а площадь коры — в 3 раза. У подростков заканчива¬ется процесс миелинизации нервных путей. В возрасте 10-12 лет усиливаются тормозные влияния коры на подкорковые структуры. Формируется близкие к взрослому типу корково-подкорковые взаимоотношения с ведущей ролью коры больших полушарий и подчиненной ролью подкорки. При различных видах деятельности с повышением возраста от 10 до 13 лет в ЭЭГ регистрируется резкое возрастание пространственной синхронизации потенциалов разных корковых зон, что отражает ус-тановление между ними функциональных взаимосвязей. Создается функциональная основа для системных процессов в коре, обеспечивающих высокий уровень извлечения полезной ин¬формации из афферентных сообщений, построения сложных много¬целевых поведенческих программ. У 13-летних подростков суще¬ственно улучшается способность к переработке информации, быст¬рому принятию решений, повышение эффективности тактического мышления. Время решения тактических задач у них достоверно со¬кращается по сравнению с 10-летними. Оно мало изменяется к 16-летнему возрасту, но еще не достигает взрослых величин.[28] Помехоустойчивость поведенческих реакций и двигательных навыков достигает взрослого уровня уже к возрасту 13 лет. Эта спо¬собность имеет большие индивидуальные различия, она контроли¬руется генетически и мало изменяется в процессе тренировки. Плавное улучшение мозговых процессов у подростков нарушается по мере вступления их в период полового созревания — у девочек в 11-13 лет, у мальчиков в 13-15 лет. Этот период характеризуется ослаблени¬ем тормозных влияний коры на нижележащие структуры и «буй¬ством» подкорки, вызывающим сильное возбуждение по всей коре и усиление эмоциональных реакций у подростков. Возрастает актив¬ность симпатического отдела нервной системы и концентрация адре¬налина в крови. Ухудшается кровоснабжение мозга.[38] Такие изменения ведут к нарушению тонкой мозаики возбужденных и заторможенных участков коры, нарушают координацию движений, ухудшают память и чувство времени. Поведение подростков стано¬вится нестабильным, часто немотивированным и агрессивным. В межполушарных отношениях также возникают существенные изме¬нения — временно усиливается роль правого полушария в поведенческих реакциях. У подростка ухудшается деятельность второй сигнальной системы (речевые функции), повышается значимость зрительно-про¬странственной информации. Отмечаются нарушения высшей не¬рвной деятельности — нарушаются все виды внутреннего торможе¬ния, затрудняется образование условных рефлексов, закрепление и пе¬ределка динамических стереотипов. Наблюдаются расстройства сна. С окончанием этого периода перестроек в организме (после 13 лет у девочек и 15 лет у мальчиков) снова усиливается ведущая роль левого полушария головного мозга, налаживаются корково-подкорко¬вые отношения с ведущей ролью коры. Снижается повышенный уро¬вень корковой возбудимости и нормализуются процессы высшей нервной деятельности. Переход от возраста подростков к юношескому возрасту знамену¬ется возросшей ролью переднее-лобных третичных полей и переходом доминирующей роли от правого к левому полушарию (у правшей). Это приводит к значительному совершенствованию абстрактно-логи¬ческого мышления, развитию второй сигнальной системы и процес¬сов экстраполяции. Формирование в онтогенезе процессов избирательной корковой активации соответствует структурно-функциональному созреванию лобных отделов коры больших полушарий, являющихся высшим регуляторным центром. Эти области коры, включаясь в систему восприятия и располагая результатами анализа информации, поступающими по обширной системе восходящих и горизонтальных (по коре ) связей, оказывают влияние на нижележащие отделы мозга, относящиеся к активирующей системе. Регулируя восходящие активирующие воздействия, лобные области обеспечивают условия избирательной, локально корковой активации. [25] В среднем школьном возрасте (к 12-14 годам) в основном закан-чивается созревание всех сенсорных систем. Зрительная сенсорная система уже в 10-12-летнем возрасте дос¬тигает функциональной зрелости. К этому моменту совершенству¬ются функции ее кордового представительства, развивается система все более сложных нейронов-детекторов, обеспечивающих высокий уровень зрительного восприятия, обогащаются межцентральные взаимосвязи зрительных центров с другими зонами коры, позволяя интегрировать зрительные впечатления в общую систему регуляции поведения. В затылочной области коры, где находятся проекции пер¬вичных зрительных полей, устанавливается взрослый тип альфа-ак¬тивности ЭЭГ. Глаза становятся соразмерными, т.е. длина зрительной оси глаза теперь соответствует преломляющей силе и фокусирование лучей происходит непосредственно на сетчатке. Детская дальнозоркость при этом исчезает. Вместе с тем, благодаря чрезвычайно высокой эластичности хрусталика, дети могут четко видеть предметы на близ¬ком расстоянии. У подростка заметно повышается острота зрения, расширяется поле зрения, улучшается бинокулярное зрение, совершенствуется раз¬личение цветовых оттенков. Глубинное зрение продолжает разви¬ваться до 16-17 лет, когда оно достигает конечных величин, а свето¬чувствительность увеличивается до 20-летнего возраста.[6] Пропускная способность зрительной сенсорной системы растет с возрастом, уже к 10-11-летнему возрасту соответствуя взрос¬лому уровню (около 2-4 бит/с). Скорость и четкость зрительных восприятий отражается в пока¬зателях критической частоты слияния световых мельканий (КЧСМ), когда отдельные световые вспышки начинают восприни¬маться как сплошной свет. Показатель КЧСМ растет с возрастом: в 7-8 лет он составляет 25 Гц, в 9-11 лет —30 Гц, в 12-14 лет — 40 Гц (что соответствует взрослому уровню). Зрачковый рефлекс на свет достигает взрослых величин в старшем школьном возрасте. Совершенствование зрительной сенсорной системы позволяет значительно улучшить ориентацию в пространстве, выделение зна¬чимой информации из потока внешних сигналов. Это, в свою оче¬редь, повышает точность и координацию движений, расширяет сфе¬ру деятельности растущего организма.[5] Систематическое исследование возрастных особенностей зрительно-пространственных функций позволило установить возрастную разновременность их становления. В дошкольные годы примерно к 6-7 годам формируется острота зрения; в подростковом возрасте в основном заканчивается становление сенсорного поля зрения, его объемных характеристик. Сенсорно-перцептивные структуры пространственного зрения характеризуются сложной возрастной динамикой, при которой выделяются наиболее благоприятные для развития зрительных функций человека и для разного рода воздействий на них периоды. Глобальный или фронтальный тип изменения проявляется при наличии интеркорреляционных связей между всеми составляющими структуры. При этом изменения любого звена отражаются на структуре в целом. При локальном типе изменения функциональной структуры улучшение или ухудшение отдельных элементов не приводят к существенному преобразованию в целом. Глобальный тип лежит в основе сенситивных периодов развития функций. Наиболее продуктивным для педагогического влияния периодом развития сенсорного зрительного поля является детский и младший школьный возраст. Довольно жесткая корреляционная конструкция поля зрения в этом периоде позволяет ускорять или замедлять развитие данной функции в целом. В то же время для формирования перцептивного зрительного поля по этой же причине важное значение имеет младший школьный возраст и особенно подростковый возраст.[18; 21] Созревание слуховой сенсорной системы (главным образом ее кор-кового отдела) завершается к 12-13-летнему возрасту. Резко снижа¬ются пороги слышимости звуков, особенно в речевом диапазоне (1000-4000 Гц). Повышение остроты слуха позволяет хорошо диф¬ференцировать звуковые раздражители. Улучшается скорость и точ¬ность восприятия речи, развивается музыкальный слух. К 11-летнему возрасту повышается точность оценки протяжен¬ности звучания различных сигналов и длительности звуковых ин¬тервалов, что имеет важное значение для формирования чувства вре¬мени у подростков, а совершенствование в этом возрасте бинаурального слуха улучшает пространственную ориентацию. Вместе с тем у подростков и юношей начинает снижаться восприятие высоких частот, этот процесс продолжается и далее в зрелом возрасте и по мере старения организма. Вестибулярная сенсорная система созревает к 14-летнему возрас¬ту. Однако около 40% подростков характеризуется неустойчивостью к действию ускорений. В 15-16 лет еще часто проявляется недоста¬точная способность к сохранению равновесия на подвижной опоре. После 16 лет способность поддерживать равновесие значительно улучшается и стабилизируется. В подростковом и юношеском возрасте усиливаются вестибуловегетативные реакции симпатического типа, вызывающие повы-шение ЧСС. В результате вестибулярных нагрузок воз¬никают различные (положительные или отрицательные) эмоцио¬нальные реакции, которые необходимо учитывать при работе с деть¬ми, а также замедляется течение субъективного времени, что нарушает оценку временных интервалов. Развитие двигательной сенсорной системы происходит непрерыв¬но, значительно усиливаясь в возрасте от 7-8 до 13-15 лет, когда дос¬тигается оптимальный уровень ее развития. К этому времени в соче¬тании с кожной афферентацией формируется хорошо развитая ком¬плексная кинестетическая чувствительность. [25] Центральные проекции двигательного анализатора созревают у подростка к 13-14 годам, а периферические его отделы совершенствуются до окончания пубертатного периода.[31] Корковая часть двигательного анализатора развивается постепенно, достигая «зрелости» к 13-15 годам. Точность движения отражает степень координации двигательных актов, которая зависит от развития двигательного анализатора. В 4-5 лет дети не могут совершать тонкие точные движения. Рост точности начинается с 6-7 лет, достигает максимума к 25-30 годам; сенситивный период приходится на 11-16 лет. [6; 32] Период среднего и старшего школьного возраста имеет свои специ-фические механизмы и закономерности адаптации к физическим на¬грузкам, связанные с возрастными особенностями развития организма.[21] 1.3 Совершенствование центральной регуляции движений В среднем школьном возрасте высокого уровня достигает разви¬тие ЦНС, сформированы индивидуальные особенности высшей не¬рвной деятельности, завершается созревание сенсорных систем. [10; 7] К этому возрасту у подростков сформированы все основные меха¬низмы управления движениями, свойственные взрослому организму — рефлекторное кольцевое управление системой обратных связей и про-граммное управление по механизму центральных команд (предпрограммирование). Это обеспечивает не только совершенство выполне-ния длительных упражнений, когда возможны коррекции моторных программ по ходу движения, но и выполнение кратковременных двигательных актов — бросков, ударов, метаний, прыжков. Стано¬вится возможным начать углубленную специализацию в широком спектре различных видов спорта. Рассматриваемый период характеризуется тремя качественными перестройками механизмов центральной регуляции движений: 1) значительным усилением межцентральных взаимосвязей в коре больших полушарий, 2) становлением ведущей роли ассоциативных третичных полей коры в функциональной системе управления движениями; 3) переходом доминирующей роли правого полушария к левому. В возрасте 10-12 лет происходит важнейший этап в совершен¬ствовании интегративных функций высших отделов мозга — резкое увеличение горизонтальных взаимосвязей в коре больших полушарий. Происходит усиленный рост отростков корковых нейронов, обеспе¬чивающий функциональные связи между нейронными ансамблями различных корковых областей. В результате на протяжении среднего и старшего школьного возраста формируются многочисленные внутрисистемные и межсистемные функциональные взаимосвязи в организме. Совершенствуются зрительно-двигательные, рече-двигательные, вестибуло-моторные и др. рефлексы. Отмечается высо¬кий уровень интеграции деятельности сенсорных систем. Налажива¬ется сочетание различных моторных реакций между собой. Хорошо дифференцируются и воспроизводятся мышечные усилия. В биоме-ханической структуре и функциональной организации локомоций (ходьбы, бега) достигается высокая координационная точность. В движениях двумя руками вырабатывается высокая согласованность их пространственных характеристик, в том числе при симметричных движениях. Созревает механизм их временного согласования (так называемый таймерный механизм). Движения рук хорошо согласу¬ются с движениями глаз. Возникает возможность точного произ¬вольного управления отдельными мышцами и даже изолированны¬ми двигательными единицами. Управляемость мышечными группа¬ми рук, головы и шеи выражена лучше, чем других мышечных групп. [24; 30] Достигается высокий уровень сочетания двигательных и вегетативных реакций. Налаживается стабильное соответствие темпа шагов и дыхания, тонкое сочетание моторных компонентов двигательных навыков с вегетативными функциями, согласование реакций сердечнососудистой и дыхательной систем. В ЭЭГ эти изменения отражаются в виде достоверного увеличе¬ния высокой пространственной и временной согласованности коле¬баний потенциалов различных корковых зон, что отражает увеличе¬ние функционального взаимодействия между этими зонами. Как в состоянии покоя, так и во время работы в ЭЭГ обучающихся, подростков и юношей 12-18 лет отмечается значительное число высоких межцент¬ральных корреляций электрической активности . Вторым важнейшим моментом в совершенствовании централь¬ной регуляции движений является высокий уровень созревания ассо¬циативных третичных полей коры — передних лобных и задних ниж¬нетеменных. Благодаря этому создается функциональная основа для извлечения полезной информации из множества афферентных сообщений, построения сложных многоцелевых поведенческих про¬грамм. Становится более точной пространственная ориентация дви¬жений, улучшаются процессы экстраполяции, предвидения пред¬стоящих ситуаций. У 13-летних подростков существенно улучшается переработка информации и повышается эффективность тактического мышления, уменьшается количество ошибочных решений. В возрасте от 10 до 13 лет у подростков достоверно сокращается время принятия решения и общее время решения тактических задач. Эти временные показатели мало изменяются к 16-летнему возрасту, но еще не достигают взрос¬лых величин. В возрасте 12 лет юные спортсмены способны решать более легкие тактические задачи, а в 14 лет — наиболее сложные. Дети в старшем школьном возрасте могут делать правильный выбор из многоальтернативных ситуаций, сохранять высокую умственную работоспособность в напряженных условиях деятельности, в ситуа¬циях с дефицитом времени. Рабочие доминанты, формирующиеся в высших отделах мозга, становятся стабильными, обеспечивая высо¬кую помехоустойчивость юных спортсменов. Улучшение процессов афферентного синтеза и анализа афферен¬тной информации позволяет подросткам и юношам точнее оцени¬вать интероцептивную и проприоцептивную информацию о функцио¬нальном состоянии собственного организма в процессе работы. Юные спортсмены: лыжники, пловцы, специалисты подводного плавания способны давать речевые отчеты о падении оксигенации собственной крови в процессе дыхания в замкнутое пространство при каждых 2% снижения оксигемоглобина, почти точно соответ¬ствуя показаниям оксигемографа. Становится более информативным ощущение усталости. Дети младшего школьного возраста в 77% случаев могут сооб¬щить об ощущении усталости лишь после развития регистрируемых объективно признаков утомления. Такое сообщение является мало информативным для педагога и тренера. Подростки 13-15 лет в 40% случаев ощущают наступление утомления в процессе его развития, а юноши 18-19 лет могут ощущать развитие утомления еще до начала появления ранних его признаков. Эта способность помогает пра¬вильной раскладке сил спортсмена на дистанции, рациональному управлению функциональным состоянием и резервами организма. Начиная с возраста 13-15 лет, участие ассоциативных третичных полей в управлении движениями отражается в ЭЭГ юных спортсме¬нов достоверным увеличением взаимосвязи активности моторных центров рук и ног с задними нижнетеменными областями (зонами афферентного синтеза и пространственной ориентации движений) и передними лобными областями, ответственными за программирова¬ние и контроль движений. Третьим качественным изменением в центральной регуляции движений у обучающихся среднего и старшего школьного возраста является постепенный переход ведущей функции от правого полушария к левому. У обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста основное зна-чение в управлении движениями имеет правое полушарие, функци¬ей которого является комплексный зрительно-пространственный анализ текущей ситуации, преимущественные реакции на непосред¬ственные (первосигнальные) раздражители. Это требует от педагогов и тренеров преимущественного использования методов показа, про¬чувствования движений. После 14-15 лет у подростков и особенно в юношеском возрасте ведущую роль играет левое полушарие. Оно обеспечивает более подробный анализ афферентной информации, высокий уро¬вень абстрактно-логических операций, формирование речевой ре¬гуляции движений, совершенствование чувства времени и процес¬сов экстраполяции. Именно в левом полушарии (по данным ЭЭГ) отражается специфика участия разных корковых зон при освоении различных двигательных навыков. В тренировочном процессе большое значение приобретает метод рассказа, словесных инст¬рукций, речевых отчетов. Возрастные перестройки центральной системы управления обес-печивают более экономное и эффективное выполнение работы. Уточ¬няются моторные команды к работающим мышцам и совершенству¬ются межмышечные координации Усилившееся влияние переднее-лобных третичных полей на двигательную деятельность обеспечива¬ет повышение произвольной мобилизации функциональных резервов организма, волевое преодоление утомления и, соответ¬ственно, увеличивает длительность работы до отказа. Возможности участия третичных полей в регуляции движений еще недостаточно развиты у подростков по сравнению с юношами, особенно слабо они выражены в период полового созревания (в 1-ю фазу пубертата). В этот период наблюдается нарушение центральной регуляции движений. Корковые центры широко ох¬ватывают процесс возбуждения, нарушая тонкие межцентральные взаимоотношения и координацию движений. Перед стартом у под¬ростков преобладает состояние предстартовой лихорадки. Ухудшаются процессы памяти и выработки двигательных навыков. Зат¬рудняется переделка двигательных динамических стереотипов. Подростки быстро утомляются, особенно при длительной монотон¬ной работе. С окончанием этого периода механизмы управления движениями постепенно приближаются ко взрослому уровню. В 13-14лет завер¬шается в основном формирование всех сенсорных систем. Совершенствуется поисковая функция глаза, ускоряются сенсомоторные ре¬акции, уточняется «мышечное чувство» и улучшается точность вос¬произведения мышечных усилий, повышается функциональная ус¬тойчивость вестибулярной системы. [35; 20; 15] Благодаря совершенствованию деятельности коры головного мозга, улучшается координация, точность, экономичность и пластичность движений. Подростки способны успешно овладевать довольно сложной техникой различных видов спорта. Проявляется стремление к героическому, романтике и самостоятельности. Уровень притязания подростков часто не соответствует их возможностям. Низкие результаты неудачи в любом виде физических упражнений вызывают у них неприятные переживания и отрицательное отношение к занятиям. Подростки не терпят опеки, наставлений и поучений, пытаются разобраться во всем сами. Недостаточный жизненный опыт, неумение взвешивать все стороны явлений часто приводят их к ошибкам.[3;33;36] В этом возрасте значительно возрастает роль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Однако процессы возбуждения (со стороны силы и подвижности) очень часто преобладают над процессами торможения. Для них характерна повышенная возбудимость. Их психическое развитие протекает несколько медленнее, чем физическое. В связи с этим задача воспитания заключается в том, чтобы научить подростков управлять своим поведением. Восприятие подростков более целенаправленно и организованно по сравнению с младшими школьниками. У них развивается избирательно восприятие, которое обеспечивает важную для познания деятельность – наблюдение.[23; 35; 28]. У школьников среднего возраста восприятие и наблюдение иногда бывают очень тонкими, глубокими и многосторонними, а иногда и поверхностными. Это свидетельствует о становлении процесса восприятия и наблюдательности в этом возрасте, которые нуждаются в педагогическом руководстве. Так, например, восприятие движений и действий на уроках физической культуры будет полнее и многогранней, когда оно сопровождается поясняющим словом учителя. [37]
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Физическая культура, 86 страниц
850 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 53 страницы
490 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg