Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Социальная реабилитация лиц пожилого возраста в центре социального обслуживания населения

irina_krut2020 1450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 58 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.03.2020
Цельбакалаврской работы – обобщить имеющийся в литературе материал по проблемам организации социальной реабилитации лиц пожилого возраста, выявить недостатки в организации и осуществлении социальной реабилитации в центре социального обслуживания населения, изучить состояние социальной реабилитации в центресоциального обслуживания, сформировать предложения по усовершенствованию социальной реабилитации. Задачи: - рассмотреть социальную реабилитацию пожилых людей как актуальную социальную проблему; - охарактеризовать основы организации социальной реабилитации пожилых людей в центре социального обслуживания населения; - выявить степень эффективности социально-реабилитационной работы с пожилыми людьми в центре социального обслуживания населения и сформулировать предложения по ее повышению в современных условиях. Объектом исследования является социальная реабилитация лиц пожилого возраста, которые посещают центр социального обслуживания населения. Предмет исследования – степень эффективности социально- реабилитационной работы с пожилыми людьми в центре социального обслуживания населения. Гипотеза исследования: недостаточная эффективность социальной реабилитации граждан пожилого возраста связана с недостаточным уровнем развития материально-технической базы, методического обеспечения работы с данной категорией граждан. При написании бакалаврской работы использовались такие методы исследования, каканализ документов, анкетирование и интервьюирование.
Введение

Одним из характерных явлений современности является процесс старения общества, увеличения количества пожилых людей в общей численности населения, что требует проявления по отношению к ним, к их опыту и заслугам большого уважения и заботы. Наиболее масштабной задачей экономики государства является деятельность по социальной защите и реабилитации всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. На сегодняшний день в современных социально-экономических условиях одним из основных направлений социальной политики всего государства является социальная защита и реабилитация пожилых людей, которая направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности с целью восстановления социального статуса пожилых людей, достижения ими материальной независимости. Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что ежегодно численность граждан пожилого возраста увеличивается и это приводит к сужению возможностей их индивидуальной интеграции. В результате данного явления мы создаем маргиналов. Общество нуждается в механизмах реинтеграции пожилых людей. В наших условиях основными учреждениями в решении социально-экономических, семейно-бытовых, эмоционально-психологических проблем людей третьего возраста значимая роль принадлежит центрам социального обслуживания населения. В изучении проблемы социальной реабилитации пожилых людей автор опиралась на исследования, раскрывающие геронтологические, психологические, демографические, медицинские, социальные, правовые аспекты людей пожилого возраста. Проблему связи между процессами реабилитации, адаптации и социализации исследуют В.В. Знаков, О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. М.М. Кабанов, М.Л. Сонин, В.Д. Шапиро, И.В. Шаповаленко, Е.И. Холостова в своих работах рассматривают проблемы создания равных с другими членами общества возможностей участия в социальной, культурной, творческой, экономической жизни пожилых путем предоставления социальной помощи. К.М.Арымбаева, А.И.Егоров, Г.М.Москалец, Н.М.Сачук, В.Е.Попов предлагают разнообразные формы и методы реабилитации пожилого человека, включающие его в творческую и трудовую деятельность.
Содержание

Введение….………………………………………………………………………..3 Глава 1. Научные основы социальной реабилитации лиц пожилого возраста…………………………………………………………………………….6 1.1.Социальная реабилитация лиц пожилого возраста как проблема теории и практики социальной работы ……………………………………………………6 1.2. Основы организации социальной реабилитации лиц пожилого возраста в учреждениях социального обслуживания населения ……………………...…22 Глава 2. Деятельность учреждений социального обслуживания населения в сфере социальной реабилитации лиц пожилого возраста…………………….36 2.1.Анализ осуществления социальной реабилитации лиц пожилого возраста в МБУ «Комплексный центрсоциальной помощи семье и детям» Первомайского района г. Пензы……………………………………………..…36 2.2. Основные выводы и рекомендации по организации социальной реабилитации лиц пожилого возраста………………………………………….46 Заключение……………………………………………………………………….50 Список литературы………………………………………………………………53 Приложение 1 Приложение 2
Список литературы

1. Национальный стандарт Российской Федерации. «Социальное обслуживание населения. Реабилитационные услуги гражданам пожилого возраста. Основные виды» ГОСТ Р 53349 – 2009. 2. Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28.12.2013 (ред. от 01.05.2019 г.). 3. Александрова М.Д. Отечественные исследования социальных аспектов старения // Психология старости и старения,2006. - № 13.- 9 с. 4. Алексеевич Г.С. К вопросам об эмоциональной жизни людей пожилого и старческого возраста // Проблемы личности, 2003. - № 5.- 18 с. 5. Валеева Н.Ш. Социальная реабилитация. – М.: ИНФРА-М, 2013. - 320 с. 6. Гуслова М.Н. Теория и методика социальной работы: учебник для вузов/М.Н. Гуслова. – М.: «Академия», 2007.- 48 с. 7. Дементьева Н.Ф., Старовойтова Л.И. Социальная работа в учреждениях социально-реабилитационного профиля и медико-социальной экспертизы: учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений. - М.: «Академия»,2010. - 272 с. 8. Дмитриев А.В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. – М.: Инфра-М, 2002. – 248 с. 9. Дыскин А.А. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан. – М: Знание, 2009. – 106 с. 10. Егоров А.И. Социально-трудовая реабилитация инвалидов и престарелых (правовой аспект). - М. «Дашков и К»,2010. - 223с. 11. Краснова О.В. Социально-психологические вопросы старения // Журнал практического психолога, 2005.- №3.- 6 с. 12. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старения: учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений.- М.: «Академия», 2002.- 288 с. 13. Кувшинова О.А. Социальная реабилитация лиц пенсионного возраста: проблемы и перспективы //Вопросы управления, 2009. - №3. – 15 с. 14. Нестерова Г.Ф., Лебедева С.С., Васильев С.В. Социальная работа с пожилыми и инвалидами : учебник для студ. сред.проф. образования. — М.: «Академия», 2009. - 288 с. 15. Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы. – М.: ИТК «Дашков и Ко», 2005. – 592 с. 16. Панина Н.В. Проблемы социальной адаптации пожилых людей к статусу пенсионера. - М., 2011. - 12с. 17. Панов A.M. Деятельность общественных объединений по оказаниюсоциальных услуг // Социальное обслуживание семьи и детей в России, 2001.- № 8. - 61с. 18. Официальная статистика: сайт Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области. [Электронный ресурс]. Ссылка:http://pnz.gks.ru/ (дата обращения: 30.04.2019) 19. Савин, А.Ю. Щербинина Н.В. Социальная реабилитация пожилых людей и инвалидов в геронтологическом центре // Социальное обслуживание. – 2014. — №5. – С.19-31. 20. Смирнова Т.В. Пожилые люди: стереотипный образ и социальная дистанция // Социологические исследования No 8 2008 С. 49-55. http://refdb.ru/look/3064514.html 21. Соколова В.Ф. Теория и практика реабилитации граждан пожилого возраста. – М.: МПСИ, 2012. - 240 с. 22. Ушакова С.А. Здоровье людей пожилого возраста. М.: Владос Пресс, 2005. - 256 с. 23. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. – М.: «Дашков и Ко», 2002. – 296 с. 24. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: учебное пособие - 4е издание . – Москва: "Дашков и Ко", 2006. – 340 с. 25. Щукина Н.П. Самопомощь и взаимопомощь в системе социальной поддержки пожилых людей: научное издание М.: Дашков и К., 2004. 412 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Научные основы социальной реабилитации лиц пожилого возраста 1.1. Социальная реабилитация лиц пожилого возраста как проблема теории и практики социальной работы Современная демографическая ситуация в России характеризуется устойчивой тенденцией – динамичным увеличением доли лиц старше трудоспособного возраста, что соответствует общемировому процессу старения населения. Самооценка человека резко падает, он ощущает себя социально бесполезным, понижается уровень самоуважения. Ему необходимо заново устроить свою жизнь. Выход на пенсию и прекращение активной трудовой деятельности как ожидаемое возрастно-нормативное событие позднего возраста, а это значит, что многие люди переживают его без чрезмерных потрясений. К последствиям выхода на пенсию относят ряд потерь: повседневные моделей поведения, которые способствуют структурированию жизни; референтные группы, в результате чего могут пропасть важная для индивида социальная роль и значимое место в обществе, что провоцирует разрыв сложившихся профессиональных и межличностных отношений. Все это сказывается на личностном самочувствии, самоощущении и самооценке: у пожилых людей отмечают усиление чувства ненужности или бесполезности, опустошенности, неуверенности в себе и недовольства собой [24; с.79]. Прекращение оплачиваемой работы и выход на пенсию объективно влекут за собой изменение социального статуса и связанного с ним образа жизни, а также потенциальную возможность изменения ритма и условий жизни. Ю. М. Губачев приходит к выводу, что, выйдя на пенсию, пожилой человек частично либо полностью выключается из социальной жизни и не знает, чем себя занять. Вместе с тем пенсионный возраст иногда воспринимается как долгожданный отдых от тяжелого труда или нелюбимой работы. Двойственные чувства могут возникать в зависимости от привычного отношения к труду: как к утомительному бремени или способу интеграции в социальную жизнь, источнику равновесия и духовного обогащения. Таким образом, выход на пенсию расположен в континууме от – «чудесной старости», ведущей к исполнению всех задуманных желаний, до «катастрофической пенсии», лишающей жизнь смысла. Выход на пенсию – это изменение ситуации не только для одного человека, но и для тех, кто окружает его, поэтому процесс приспособления проходят и пенсионер и его близкие. Происходящее значительное изменение жизненной ситуации связано как с внешними факторами (появление свободного времени, изменение социального статуса), так и с внутренними (снижение с возрастом физической и психической силы, зависимое положение от общества и семьи). Эти изменения требуют от человека переосмысления ценностей, отношения к себе и к окружающему, поиска новых путей реализации активности[4; с.19]. У одних этот процесс происходит долго, болезненно, сопровождается переживаниями, пассивностью не умением найти новые знания, новые контакты, по-новому взглянуть на себя и окружающий мир. Другая категория пенсионеров, напротив, адаптируется быстро, не склонна драматизировать переход к пенсионному образу жизни. Важно подчеркнуть, что выход на пенсию – это значимое событие не только для человека, но и для окружающих его лиц. Поэтому процесс адаптации к новому положению имеет две стороны: с одной стороны социальному окружению, с другой – окружение приспосабливается к новой социальной роли. Выйдя на пенсию, человек теряет одну из главных ролей – перестаёт быть “добытчиком” в семье, тружеником в общественном смысле. В современном обществе трудовая деятельность выполняет целый ряд функций. Она не только обеспечивает человеку средства существования, даёт определённый статус, но и реализует социальную активность индивида. На уровне личности она рассматривается как способность к сознательному выявлению и утверждению своего места в системе общественных отношений и самореализации. Социальная активность является мерой социальной деятельности и её целью является реализация интересов обществ, личности как члена данной социальной общности. Для любого человека трудовая деятельность является предпосылкой его полноценности, интересной жизни, творческой деятельности. Поэтому необходима работа и пожилым, у которых круг личных интересов значительно ограничивается и суживается [8; с.27]. Выход на пенсию особенно тяжело воспринимают люди, чья трудовая деятельность высоко ценилась в прошлом, а сейчас (к примеру, в современных российских условиях) признается ненужной, бесполезной. Практика показывает, что разрыв с трудовой деятельностью отрицательно сказывается в ряде случаев на состоянии здоровья, жизненном тонусе, психике людей. И это естественно, поскольку труд является источником долголетия, одним из важнейших условий сохранения хорошего здоровья. Существенным моментом является также то, что у пожилых людей в России нет навыков организации досуга и они не имеют социально значимых идентификационных ресурсов, кроме работы. Социальные контакты также во многом связаны с работой. Поэтому сохранение социального статуса имеет для пожилых большее значение, чем сохранение доходов. Образ жизни людей во многом определяется тем, как они проводят свободное время, какие возможности для этого создает общество. Активно занимаясь общественной деятельностью, пожилые люди делают свою жизнь более полнокровной. В этом смысле, социальная активность, с которой связано выполнение общественных обязанностей, — присяжного заседателя, общественного опекуна, судебного попечителя, члена домового комитета, члена правления в какой-нибудь общественной организации и т.п., - выступает в роли связующей нити между чувством удовлетворения жизнью у этих людей и их активностью в роли общественника, которая для многих из них имела престижное значение[8;с.84]. Когда в жизни человека начнет проявляться тенденция к прекращению стараний по оживлению и поддержанию своей деятельности, это значит, что он достиг порога истинной старости - старческого регресса, психофизического исхода. Этот этап неразрывно связан с конечным периодом третьего возраста. Он благотворен в том смысле, что позволяет легче смириться с тем, что неизбежно, но для блага своих родных и близких, и для собственной радости жизни мы стремимся по возможности отдалить наступление этого периода [24;с.46]. Еще одной проблемой пожилых людей является материальное обеспечение. Материальное положение — единственная проблема, которая может соперничать по своей значимости со здоровьем. Пожилые люди, выходя на пенсию, утрачивают экономическую независимость и переходят в разряд иждивенцев. Материальная зависимость от государства порождает у них встревоженность своим материальным положением, ведь низкий уровень пенсий не позволяет им в полной мере удовлетворять свои потребности [22]. По мере старения роль семьи в жизни пожилого человека возрастает: прекращение работы при достижении пенсионного возраста, часто наступающее в этот период ухудшение здоровья и усиливающее снижение мобильности ограничивает интересы и виды деятельности пожилых людей, всё внимание переключается на семейные дела. При этом семейные отношения не просто заменяют другие утраченные контакты. Ослабление здоровья, возрастающее с годами, физическое одряхление ставят пожилого человека всё в большую зависимость от других членов семьи, он нуждается в их помощи и опеке. Находясь в семье, пожилые и старые люди могут надеяться на безопасность и независимость от трудностей, с которыми им приходится сталкиваться[8; с.41]. Место пожилого человека в семье, так же как и в обществе в целом, определяется общим социально-экономическим культурным развитием, материальным и хозяйственными взаимоотношениями, личностными, в частности, национальными обычаями. Сейчас молодые способны материально обеспечить себя сами, а старшее поколение получает пенсию и другие виды социальной помощи. Всё это способствует относительной материальной независимости поколений друг от друга. В связи с этим уменьшается необходимость кооперации, и тем самым разрушается семейная солидарность, взаимная зависимость. В современном обществе ответственность за пожилых становится формальной, ритуальной и деперсональной. Рассматривая современную семью в нашем обществе, Валеева Н.Ш. указывает на то, что старики – отцы семейства не играют прежней роли, что молодое поколение не нуждается в поддержке стариков, а старики и вовсе отходят от семьи, не выполняя роли дедушек и бабушек. Большинство пожилых людей состоит в сложных, разнообразных отношениях с семьёй, друзьями и соседями. Между тем идеал существования пожилых – это тесные социальные связи при достаточно высоком уровне независимости, то есть рациональное сочетание семейной заботы и личностной автономии[11; с.92]. Для многих пожилых людей важной проблемой является одиночество – это социально-психологическое состояние, характеризующееся узостью или отсутствием социальных контактов, поведенческой отчужденностью и эмоциональной не вовлеченностью индивида. Основными причинами одиночества в пожилом и старом возрасте являются разрушение деловых связей, длительная болезнь, смерть близких, друзей, супруга, родственников. В России огромное различие в численности между женщинами и мужчинами пожилого возраста. Численность женщин более чем в два раза превышает численность мужчин. Это объясняется низкой продолжительностью жизни мужчин по сравнению с женщинами[12; с.56]. Смерть супруга мужчинами и женщинами воспринимается по-разному. Смерть жены пожилой мужчина воспринимает быстрее, потому что он меньше приспособлен к жизни в одиночку, но для него не составляет особого труда найти ей замену. У старой женщины, когда она остается одна мало шансов повторно выйти замуж, но она, как личность, обладает навыками ведения домашнего хозяйства, легко находит друзей и сама о себе заботится. Для старых людей партнер особенно желателен в том смысле, что он разделяет с ним финансовые проблемы, является собеседником, а также человеком, на которого можно положиться, о ком можно заботиться. В то же время многие пожилые люди рассматривают жизнь в одиночку как ценность, символ свободы и независимости. Некоторые из них умышленно идут на снижение своей вовлеченности в социальную жизнь и бывают весьма довольны этим[4; с.21]. Выход на пенсию создает серьезные предпосылки для социальной дезадаптации пожилого человека, утраты им жизненных перспектив ощущение одиночества, ненужности, недоверие миру, психическим расстройствам, девиантному поведению и возможно суициду, апатии, разочарованию в жизни среди пожилых людей.и т.п. Очевидно, что выход на пенсию не только объективно меняет различные аспекты жизни и приобретает высокую субъективную значимость для человека, но и требует определенного преобразования личности: построения новых планов, принятия важных долговременных решений, переосмысления прежних отношений, ценностей [13; с.7]. Существующая объективная тенденция к социальная дезадаптации пожилых не может оставить общество и государство безучастными к проблемам пожилых, ведь в противном случае это обязательно скажется на качестве общественных отношений. Имеющее место быть зачастую в условиях демократического общества невнимание к проблемам пожилых чревато дискриминацией представителей данной возрастной группы, их маргинализацией, ослаблением нравственных основ общества, ростом социальной напряженности в обществе и т.п. Поэтому общество и государство осознают негативные последствия социальной дезадаптации пожилых людей и стремятся предотвратить её, создав для этого специальные социальные механизмы, в качестве которых выступает система социальной работы[3; с.9]. Е.И. Холостова считает, что социальной работа - это деятельность по оказанию помощи индивидам, семьям, группам в реализации их социальных прав и в компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков, препятствующих полноценному социальному функционированию[23]. В литературе имеются и другие формулировки этих понятий. Но главное состоит в том, что социальная работа как одна их разновидностей деятельности, направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно, так называемых, слабых слоеви групп. Так же социальную работу можно определить как научную дисциплину; учебную дисциплину; прикладную науку; отраслевую теорию среднего уровня; самостоятельную теорию; специфическую форму социальной деятельности и др. Все эти определения лишь подробнее раскрывают теоретическую сущностьсоциальной работы. Важно отметить, что социальная работа как разновидность деятельности направлена не только на реализацию мер социальной поддержки «слабых» социальных групп, но и на создание условий по социальной защите всего населения. В этом широком смысле социальная работа касается каждого человека, всего населения[6; с.13]. Одной из важнейших задач социальной работы является сохранение и поддержание человека, группы или коллектива в состоянии активного, творческого и самостоятельного отношения к себе, своей жизни и деятельности. В её решении очень важную роль играет процесс восстановления этого состояния, которое может быть утрачено субъектом в силу ряда причин[15; с.75]. Структура социальной работы — это ее компоненты, содержание которых определяется необходимостью удовлетворения наиболее насущных интересов и потребностей людей. Структура социальной работы состоит из нескольких компонентов. Это – субъект, содержание, управление, объект и связывающие их в единое целое средства, функции и цели. Объектом социальной работы служат люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, инвалиды, дети, люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Зачастую это маргинальные слои – стоящие на краю (семьи, имеющие неблагополучные условия; дети и подростки; взрослые граждане; люди преклонного возраста). Все функции по оказанию помощи нуждающимся выполняет субъект социальной работы (люди, занимающиеся социальной работой профессионально или на общественных началах; люди, обучающие этому занятию; исследователи; административные структуры; предприятия и трудовые коллективы; государственные органы; общественные и религиозные организации и др.) [14; с.58]. Основными функциями социальной работы являются: - диагностическая функция: изучение социальным работником особенностей группы людей, степени влияния на них микросреды и постановка "социального диагноза"; - прогностическая функция: программирование и прогнозирование влияния на объекты социальной работы всех социальных институтов общества, выработка отдельной модели социального поведения этих объектов; - предупредительно-профилактическая: приведение в действие социально-правовых, юридических, психологических, социально-медицинских, педагогических и других механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений, организация социотерапевтической, социально-бытовой, юридической и иной помощи нуждающимся и т.д.; - правозащитная функция: использование всего комплекса законов и правовых норм, направленных на оказание помощи и поддержки, защиту населения — как проживающего внутри страны, так и той его части, которая по тем или иным причинам оказалась за ее пределами; - социально-педагогическая функция: выявление интересов и потребностей людей в различных видах деятельности (культурно-досуговая, спортивно-оздоровительная, а также техническое и художественное творчество, туризм) и привлечение и работе с ними различных учреждений, организаций, общественных, творческих и других союзов, специалистов, организаторов культурно-досуговой деятельности; - социально-психологическая: различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, помощь в социальной адаптации и социальной реабилитации всем нуждающимся; - социально-медицинская: организация работы по профилактике заболеваний, помощь в овладении основами первой медицинской помощи, культуры питания, санитарно-гигиеническими нормами и т.д.; - социально-бытовая: способствование в оказании необходимой помощи различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и др.), в улучшении их жилищных условий, организации нормального быта; - коммуникативная функция: установление контактом с нуждающимися в той или иной помощи и поддержке, организация обмена информацией, способствование включению различных институтов общества в деятельность социальных служб [6; с.26]. Социальная работа ведется с разными группами населения. Среди наиболее нуждающихся одно из первостепенных мест занимают пожилые и престарелые. Социальная работа с пожилыми людьми является одним из наиболее массовых направлений в сфере социальной защиты населения. Социальная работа с лицами пожилого возраста - уникальный вид профессиональной деятельности по созданию социальных условий для улучшения условий жизни отдельной личности входящей в группу лиц пожилого возраста, повышения их благосостояния. Основную цель социальной работы с пожилыми людьми — достижение максимальной социальной интеграции пожилых людей, включение их в созидательную деятельность общества. Определение цели позволяет сформулировать задачи социальной работы по отношению к этим категориям населения: ?изменение социокультурных стереотипов путем пропаганды отношений партнерства, формирование убеждений, что пожилые люди могут и должны вносить полезный вклад в жизнь общества; ?создание социально-психологического климата, мотивирующего пожилых людей на продолжение трудовой деятельности; ?расширение сети учреждений, осуществляющих социальную работу с этими категориями населения и охрану их здоровья; ?повышение уровня социально-профилактической территориальной работы с пожилыми и инвалидами, содействие их объединению в целях взаимопомощи и совместного решения общих проблем; ?организация комфортных условий труда пожилых: законодательное закрепление за этими категориями гибкой сетки рабочего времени и удобного графика работы, включения в этот график элементов надомного труда, создание условий для психологической и физической разгрузки в рабочее время; ?продление работоспособности трудящихся пенсионеров обеспечением диспансеризации и поддержки здоровья по месту работы, санаторно-курортного лечения и оздоровления, медико-социальных профилактических мероприятий [14; с.73]. Основными направлениями социальной работы с пожилыми людьми являются социальная профилактика, социальная диагностика и социальная реабилитация. Социальную профилактику граждан пожилого возраста можно представить как совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения негативного характера и другие, социально неблагоприятные отклонения в поведении или социальном статусе индивида. Ее целью является создание предпосылок для формирования социально-приемлемого поведения пожилых, стабильного взаимодействия индивида и социума. Социальная диагностикапредставляет собой процесс научного выявления и изучения причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе,характеризующих его социально-экономическое, культурно-правовое,нравственно-психологическое, медико-биологическое и санитарно-экологическое состояние. Социальная диагностика- весьма сложный и ответственный вид деятельности специалистов социальной работы. Она требует соответствующего профессионального мастерства, поскольку затрагивает судьбы людей, различных социальных групп. На основе социального диагноза выделяются приоритеты и осуществляется выбор в оказании той или иной социальной помощи [6; с.32]. Особое место в социальной работе с пожилыми людьми занимает социальная реабилитация. Термин реабилитация (по определению ВОЗ) — это комбинированное и координированное применение социальных, медицинских, педагогических и профессиональных мероприятий с целью подготовки и переподготовки индивидуума для достижения оптимальной его трудоспособности. Реабилитацию пожилых людей следует определять как систему мер направленных на обеспечение сохранения их способности к работе и (или) облегчения реинтеграции в общество, а также независимого существования. Для пожилых минимальной задачей реабилитации является восстановление способности к самообслуживанию и независимости, улучшение психологического состояния и возвращения хорошего самочувствия, а максимальной – хотя бы частичное восстановление трудоспособности. Основными элементами реабилитации пожилых людей должны быть: - активный образ жизни; - организация посильной трудовой деятельности; - организация досуга и отдыха; - восстановление утраченных функций и навыков. Целью реабилитации является сохранение, поддержание, восстановление функционирования пожилых, стремление к достижению их независимости, улучшение качества жизни и эмоциональное благополучие [24; с.87]. Реабилитация пожилых людей – сложное, многогранное понятие, принято выделять следующие ее виды: - медицинская реабилитация предполагает восстановление утраченных функций органов и систем, возвращение нормального самочувствия; - психологическая реабилитация – это поддержание бодрого духа и хорошего настроения, а также веры в свои силы, без чего невозможно никакое лечение; - социальная реабилитация пожилых людей проводится для восстановления способности к самообслуживанию, достойному существованию и взаимодействию с обществом; - профессиональная реабилитация более актуальна для инвалидов моложе 50 лет, хотя порой она нужна и лицам старшего возраста. Этот вид реабилитации предполагает восстановление способности человека к труду и профессиональной деятельности, а также обеспечение человека работой; - просветительская реабилитация включает в себя информирование и консультирование по медицинским, социально-бытовым и юридическим вопросам, что дает человеку возможность взвешенно принимать решения в отношении ухода и качества жизни; - геронтологический уход – это комплекс мер по обслуживанию пожилых людей, учитывающий все возрастные физические и психологические особенности[19;с.6]. Эти и другие формы реабилитации пожилых людей имеют социальную направленность. Одним из наиболее общих понятий является социальная реабилитация. Пожилые люди независимо от степени сложности, в течение всей своей жизни неоднократно сталкивается с ситуациями, когда разрушается устоявшаяся и привычная для них модель жизнедеятельности, рвутся сложившиеся социальные связи и отношения и с разной степенью глубины меняется социальная среда их жизнедеятельности. В таких обстоятельствах пожилым необходимо не только привыкнуть, адаптироваться кновым условиям существования, но и вернуть утраченные социальные позиции, восстановить физические, эмоциональные и психологические ресурсы, а также важные и значимые для них социальные связи и отношения. Иначе говоря, необходимым условием успешной и эффективной социальной поддержки человека являются восстановление их социально и личностно значимых качеств и характеристик и преодоление ситуации социальной и личностной недостаточности. Эта задача может и должна быть успешно решена в процессе организации и проведения социальной реабилитации пожилых людей[25; с.94]. Социальная реабилитация — это комплекс мер, позволяющий восстановить человека в правах, дееспособности и социальном статусе. Такой процесс устремлен на восстановление способности человека к условиям жизни и деятельности в социальной среде, когда-тонарушенных или ограниченных по различным причинам [21;с.182]. Ургунова Ю. считает, что социальная реабилитация лиц пожилого возраста – это восстановление их в привычных видах деятельности, характере отношений с окружающими людьми, преодоление социальной изоляции, повышение самооценки пожилого человека, создание условий для актуализации его жизненного опыта, признание его ценностей, реализация им своего творческого потенциала. К важнейшим целям социальной реабилитации, можно отнести следующие: восстановление социального статуса субъекта пожилого человека, повышение социальной адаптации к новоприобретенным условиям жизнедеятельности, развитие в человеке способности к самостоятельной жизнедеятельности, борьбе с трудностями, сопротивлению отрицательным влияниям среды[16; с.8]. Социальный работник организовывает намеренный и целеустремленный процесс достижения таких целей. Сложность состоит в том, что пожилые люди является взрослыми, самостоятельными людьми, которые уже сформировались как личность, с устоявшейся системой умений, знаний и навыков, интересов и идеалов, а так же системой потребностей. Задачи социальной реабилитации граждан пожилого возраста: -содействие социально-бытовой адаптации клиента с последующим включением его в окружающую жизнь; -оказание помощи в определении жизненных перспектив и выборе способов их достижения; -развитие коммуникативных навыков. Осуществление социальной реабилитации пожилых людей в значительной мере зависит от соблюдения ее основных принципов. К ним следует отнести: - своевременность и поэтапность социально-реабилитационных мероприятий — этот принцип предполагает выявление проблемы клиента и последовательную деятельность по её разрешению;
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Социальная работа, 62 страницы
1550 руб.
Дипломная работа, Социальная работа, 120 страниц
990 руб.
Дипломная работа, Социальная работа, 80 страниц
850 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg