Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ИСКУССТВО

Трансформация мифологии древней Греции в VI – III вв. до н.э.

irina_krut2020 1325 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 53 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.03.2020
Актуальность представленной темы – заключается в том, что античная культура древней Греции – колыбель европейской культуры. Именно здесь те материальные, духовные, эстетические ценности были положены, который в некоторой степени нашел их развитие почти во всех средневековых европейских странах, и следовательно, в целом современном мире. Тема древней культуры и ее влияния на современный мир и культуру популярна в кругах исследования, потому что, несмотря на долгое исследование, это не прекращает быть интересным. В качестве теоретической базы дипломной работы использовались труды по истории искусства, книгам по мифологии и литературе, научным статьям и историческим источникам. Самой информативной и полезным была работа Куманецкого К. «История культуры древней Греции и Рима». Цель работы состоит в том, чтобы исследовать влияние культуры древней Греции на современную культуру Беларуси. В работе описываются главные особенности древнегреческой культуры и определяется, актуальный материал основанный на традициях древнегреческой культуры, который используется в наши дни. Приблизительно пять тысяч лет назад на южном Балканском полуострове и окружающих островах в восточном Средиземноморье, культура родилась, который был предназначен, чтобы играть самую большую роль в истории человечества – культура древних греков или греков. Греция никогда не стремилась к доминированию в мире, его жители приняли участие только в немногих исторических сражениях, и очень немногим греческим командующим удалось получить большую славу. Для больше, чем прошлые два тысячелетия, этой страной управляли иностранные завоеватели, и только полтора века назад, Греция возвратила свою независимость и появилась на карте как независимое государство. Казалось бы, что Греция в прошлом не отличалась от его соседей – ни специальная политическая роль, ни исключительные условия окружающей среды. Однако это было здесь два с половиной тысячелетия назад, что культура достигла такой высоты, которая в течение многих веков казалась недоступной. Примеры артистической креативности, которые свелись к нам – скульптуре, архитектуре, картинам и керамике, а также мифам и легендам о древней Греции – принадлежат самым высоким, действительно бесценным созданиям человечества. В моей курсовой работе я хочу говорить о манерах и границе древних греков о великих греческих поэтах и ученых, которые все еще восхищаются нами об удивительной архитектуре и скульптуре и о многих других вещах. Хотя классическая Греция долго прекращала существование, влияние ее наследия на мировой культуре продолжится для многих, многих лет. Цель работы – исследование трансформации мифологии в Древней Греции в 4-3 вв. до н.э. Поставленная цель определила следующие задачи: – рассмотреть становление и развитие греческой мифологии в контексте социально-культурного развития древней Эллады; – охарактеризовать – проанализировать в культуре. Объект исследования – древнегреческая мифология. Предмет дипломной работы – трансформация мифологии в 4-3 вв. до н.э. Хронологические и территориальные рамки исследования. Хронологические рамки – 4-3 вв. до н.э. Территориальные рамки – Древняя Греция. Для решения поставленных задач, в 3-й главе исследование выходит за обозначенные хронологические и территориальные рамки. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой или, говоря строже, вненаучной формой познания. Содержание мифа представлялось рядовому человеку вполне реальным, и даже в высшем смысле реальным и являлось не формой реального знания, а предметом веры. Мифы утверждали лично и социально принятую в данном обществе значимую систему ценностей, которая поддерживала и санкционировала соответствующие нормы поведения, взаимоотношения людей и их отношение к миру. Мифологическое мировоззрение выражалось не только в повествованиях, но и в действиях: обрядах, танцах и т. п. Мифология входит существенной частью в состав религиозного сознания. В качестве нерасчлененного, синкретичного, единого целого мифология включала в себя зачатки не только религии, но и философии, политических воззрений, различных форм искусства и всевозможных форм словесного искусства: сказки, героического эпоса, легенды, исторического предания. Общий объем работы составляет 53 страниц. Список использованных источников представлен 38 наименованиями. Проведенное исследование является результатом самостоятельной работы. Материалы дипломной работы могут послужить базой для дальнейших исследований в данной области, а также могут быть использованы в учебном процессе.
Введение

В рассвет истории человечества, когда универсальные принципы в экономической и культурной жизни были все еще в силе, мифология была доминантовой формой мировоззрения. Миф на греческом языке – “история”, “традиция”, “слово”. Мифология – коллекция мифов, а также наука о мифах, их исследовании, разъяснении их места в культуре народов мира. Мифология – результат срочной духовной потребности объяснить мир и понять явления природы. Еще не вооруженный наукой и философией, любознательная мысль о родового человека стремилась постигать регулирующие силы существования природы и людей. Мифологические взгляды оперируют конкретным и личным. Наделяя природу человеческими качествами, примитивный человек пришел, чтобы персонифицировать явления внешнего мира. Этот процесс прошел персонификацию по изображениям богов, перед которыми человек испытал чувства удивления, беспомощности и восхищения. Однако реальная жизнь людей тесно переплетена с изображениями богов, населяющих Олимп. Им даже приписали человеческие недостатки. Боги были задуманы не только влиятельные, но также и капризные, злонамеренные, полные мести. Люди передали самую причудливую сексуальную ориентацию богам, приписав им неудержимую любовь, бесконечные предательства, любовную вражду, и т.д. Сущность греческой мифологии становится ясной только, принимая во внимание специальную первобытнообщинную систему греков, которые чувствовали, что мир как жизнь одного огромного племенного сообщества и в мифе суммировал разнообразие человеческих отношений и природных явлений. Греческая мифология не должна быть рассмотрена как знакомая и фиксированная картина, но постоянно изменяющийся в социальном и историческом контексте древнего мира. Изображения Аполлона, красивого молодого человека с лирой в ее руках, Афродите, полной женственности и привлекательности, Афины Паллады – воины, принадлежат определенному периоду в развитии греческой мифологии. Такие периоды – самое старое подземное (от грека – земля), или фесалийский, Олимпийский, классический или героический. В героический период происходит централизация мифологических изображений вокруг мифологии, связанной с горой Олимп, и переход к мастерски развитому и строгому героизму начинается. Поскольку общинное формирование клана разлагается, тонкие формы героической мифологии Гомера сформированы. Мифология древней Греции – самый яркий пример многобожия, которое было знакомо многим начиная с детства, но все, что мы знаем об этом, является только несколькими периодами развития этой культуры. В этой работе это показывает историю развития древнегреческой мифологии, тех аспектов его, которые не знакомы многим.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3 Глава 1. СПЕЦИФИКА ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ КАК ОСНОВНОГО ПОЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЕ МИФОЛОГИИ ДРЕВНЕЙ ЭЛЛАДЫ……………………………..…………………………... 6 1.1. Этапы развития древнегреческой цивилизации……………… 6 1.2. Социально-культурная деятельность Древней Греции.............. 10 Глава 2. ДОМИНАНТНЫЕ ФАКТОРЫ ТРАНСФОРМАЦИИ МИФОЛОГИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ В 4-3 В. ДО Н.Э……………………… 21 2.1. Общая характеристика мифологии Древней Греции…............ 21 2.2. Изменение мифологии Древней Греции под влияние политических и культурных процессов………………………… 24 Глава 3. ТРАНСПОНИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ТРАНСФОРМАЦИИ МИФОЛОГИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 4-3 В. ДО Н.Э. НА СОВРЕМЕННУЮ КУЛЬТУРУ…………………………………………………………………… 33 3.1. Модуляция мифологии Древней Греции в современной культуре…………………………………………………………….. 33 3.2. Влияние мифологии Древней Греции на современную культуру Беларуси………………………………………………….. 41 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 44 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……. 46 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………. 49
Список литературы

1. Аверинцев, С.С. Образ античности / С.С. Аверинцев. – М. : Азбука-классика, 2004. – 480 с. 2. Алексеев, В.П. Первобытное общество: проблемы изучения / В.П. Алексеев. – М. : Просвещение, 1993. – 249 с. 3. Алпеева, Т.М. Социальный миф: сущность, структура, функции / Т.М. Алпеева. – Минск : Университетское, 1992. – 208 с. 4. Введение в культурологию / Рук. авт. колл. и отв. ред. Е.В. Попов. – М. : Владос, 1995. – 415 с. 5. Геродот. История в девяти книгах [Текст] / Пер. и примеч. Г.А. Стратановского ; Под общ. ред. С.Л. Утченко ; Ред. пер. Н.А. Мещерский. – Л. : Наука, 1972. – 600 с. 6. Григорьев, С.И. Придворная цензура и образ Верховной власти / С.И. Григорьев. – М. : 2007. – 496 c. 7. Гнедич, П.П. Всемирная история искусств / П.П. Гнедич. – М. : Современник, 1999. – 241 с. 8. Гуревич, П.С. Культурология / П.С. Гуревич. – М. : Знание, 1996. – 75 с. 9. Дилите, Д. Греческая литература. Проза. Геродот / Античная литература. Пер. с литов. Н.К. Малинаускине. – М. : Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2003. – 487 с. 10. Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств / Н.А. Дмитривеа. – М. : Искусство, 1985. – Вып. 1. – 321 с. 11. Дубянецкi, Э.С. Культуралогiя / Э.С. Дубянецкі. – Мiнск : БелЭн, 2003. – 202 с. 12. Зурабова, К.А. Мифы и предания : Античность и библейс. мир : Попул. энцикл. слов. / К.А. Зурабова, В.В. Сухачевский. – М. : Изд. центр "Терра", 1993. – 276 с. 13. Калинкин, А.Т. Культурология в вопросах и ответах / А.Т. Калинкин. – М. : Проспект, 2012. – 168 c. 14. Козлов, В.И. Цивилизационные и внецивилизационные воздействия на эволюцию ценностей: Автореф. дис...канд. фил. наук, 09.00.11 / Поволжская академия государственной службы имени П.А. Столыпина. – Волгоград : 2006. – 28 с. 15. Комиссаренко, С.С. Клуб как социально-культурное явление: исторические аспекты развития / С.С. Комиссаренко. – СПб. : 1997. – 204 с. 16. Куманецкий, К. История культуры Древней Греции и Рима / К. Куманецкий; Пер. с польского В.К. Ронина. – М. : Высш. шк., 1990. – 452 с. 17. Кун, Н.А. Легенды и мифы Древней Греции / Н.А. Кун. – М. : 1954. – 55 с. 18. Лазарева, Л.Н. Праздничный календарь Древней Греции / Л.Н. Лазарева // История и теория праздников: Учеб. Пособие / Л.Н.Лазарева. –Челябинск : 2004. – 185 с. 19. Лосев, А. Ф. Гомер / А. Ф. Лосев. – 2-е изд., испр. – М. : Молодая гвардия, 2006. – 400 с. 20. Лосев, А.Ф. Миф, число, сущность / А.Ф. Лосев. – М. : Мысль, 1994. – 397 с. 21. Лосев, А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А.Ф. Лосев // Античная философия и общественно-исторические формации. – М. : Политиздат, 1991. – 452 с. 22. Малиновский, Б. Магия, наука и религия /Б. Малиновский. – М. : Рефл-бук, 1998. – 115 с. 23. Маркова, А.Н. Культурология /А.Н. Маркова. – М. : Проспект, 2013. – 376 c. 24. Мелетинский, Е. М. Поэтика мифа / Е. М. Мелетинский. – М. : Ин-т мировой лит. РАН, 2006. – 407 с. 25. Михайлова, Ю.А. Особенности развития художественной культуры Древней Греции / Ю.А. Михайлова // Культурология в современной России: школы, концепции, персоналии: Сборник статей молодых ученых / Под ред. Е.В. Листвиной, Н.П. Лысиковой. – Саратов : 2018. – 55 с. 26. Найдыш, В. М. Философия мифологии. От античности до эпохи романтизма / В. М. Найдыш. – М. : Гардарики, 2002. – 554 с. 27. Налчаджян, А.А. Этнопсихология / А.А. Налчаджян. – Спб. : Питер, 2004. – 89 с. 28. Нерсесянц, В. С. Политические учения Древней Греции / В. С. Нерсесянц. – М. : Наука, 1979. – 264 с. 29. Низовский, А.Ю. Все чудеса света. Древний мир / А.Ю. Низовский. – М. : Вече, 2001. – 400 с. 30. Платон, Государство и политика / Платон : пер. В. Н. Карпова. – М. : АСТ, 2017. – 496 с. 31. Розин, В.М. Культурология / В.М. Розин. – М. : Форум-Инфра, 1998. – 314 с. 32. Син, Е.Е. Нравственные и духовные начала в движении эллинов / Е.Е. Син // Вестник КРСУ. – М. : 2013. – № 9. – 127 с. 33. Соловьев, Н. Культура Древней Греции / Н. Солоьев. – М. : 2004. – 18 с. 34. Тайлор, Э.Б. Первобытная культура / Э.Б. Тайлор. – М. : Политиздат, 1989. – 573 с. 35. Утченко, С. Л. Политические учения древнего Рима / С. Л. Утченко. – М. : Наука, 1977. – 257 с. 36. Фрэзер, Дж. Золотая ветвь: исследования магии и религии. – М. : Знание, 1980. – 960 с. 37. Хрестоматия по античной литературе. Перевод В.В. Вересаева. В двух томах. Т. 1. // Архилох. Лирика. – М. : Просвещение, 1965. – 670 c. 38. Чебанюк, Т.А. Методы изучения культуры. – М. : Наука, 2010. – 352 c.
Отрывок из работы

Глава 1. СПЕЦИФИКА ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ КАК ОСНОВНОГО ПОЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЕ МИФОЛОГИИ ДРЕВНЕЙ ЭЛЛАДЫ 1.1. Этапы развития древнегреческой цивилизации Древнюю Грецию по праву называют колыбелью европейской цивилизации. Античная культура привнесла особый вклад в развитие европейской культуры, искусства, образования. Культура Древней Греции, в свою очередь, также активно развивалась под влиянием как внутренних, так и внешних факторов, в том числе вбирая культурные традиции ближних и дальних стран, с которыми имелись экономические, политические, культурные, торговые и иные контакты. Анализируя специфику античной философии и типы античного мышления, выдающийся русский мыслитель А.Ф. Лосев подчеркивал два обстоятельства, которые, по нашему мнению, несомненно, повлияли на развитие культуры античного мира: во-первых, античный человек «все же связан с обыкновенными, чисто материальными вещами», которые являются чувственными, самоподвижными, одушевленными, живыми, во-вторых, «античность никогда не могла расстаться со своими богами и вот почему мифология всегда играла в ней огромную роль, настолько огромную и гениальную, что этих античных богов образованные люди не могут забыть в течение двух, а точнее сказать, трех тысячелетий» [1, с. 402-403]. В греческой культуре выделяют периоды, отличающиеся художественным своеобразием формы и содержания. Так, в Гомеровский период огромное влияние имели поэмы «Илиада» и «Одиссея», которые являлись кодексом аристократической морали и основой для создания новых литературных форм. Поверив, Гомеру немецкий археолог Г. Шлиман, ставший первооткрывателем легендарной Трои, «показал, что поэмы Гомера – не просто прекрасные сказки. Они – богатейший источник знаний, открывающий всякому, кто пожелает, немало достоверных подробностей из жизни древних греков и их времени» [2, с. 202-403]. Одновременно с поэтическим творчеством в этот период развивается художественное ремесло, суть которого состоит не только в отображении красоты природного мира, но и в том, что предметом искусства может стать все, к чему прикоснется рука художника. В это время широко используется в росписи растительный орнамент. Вазы, относящиеся к 9-8 вв. до н.э., расписаны в «геометрическом стиле», мотивы которого были различны: животный орнамент, повторяющийся рисунок в виде полосы или зигзага. Строение сосуда было уподоблено образу человека, что представляло собой некую «модель мира» в противовес хаосу. Для Гомеровского периода развития культуры основой становится мифология Древней Греции с ее «систематизировано созданными образами». Первый исторически достоверный поэт, представитель дидактического и генеалогического эпоса, Гесиод в поэме «Теогония» систематизирует разноречивые представления древних греков о богах, описывая космогоническую картину происхождения мира. Поэтическое искусство древнегреческого поэта Архилоха многообразно и поучительно. Он воспевает радости настоящего, подшучивает над недостатками людей, дает дельные советы и победителям, и побежденным: «В меру радуйся удаче, в меру в бедствиях горюй!» [3, с. 95]. В стихах Анакреонта воспеваются удовольствия жизни, пиры и наслаждения, а у Сапфо отдается предпочтение переживаниям любовных отношений. Также активно развивается музыка, отличающаяся сочетанием ритма, поэзии и формы. В этот период активно развивается и архитектура, особенно распространено строительство храмовых сооружений, посвященных олимпийским богам. В создании статуй широкое распространение получило два стиля: дорический и ионический. Первый характеризуется монументальностью, «мужественностью», второй более легок, изящен. Постепенно осуществляется переход от деревянных колонн к каменным, хотя в ранних храмах архаического периода колонны были сделаны еще из дерева. Дорический стиль подвергается постепенному изменению: увеличивается длина над шириной, ощутимее становится монументальность, также развиваются пропорции колонны и ее высота. В свою очередь ионический стиль сочетает в себе декоративность и тектонику, связанная с построением конструктивного целого. Все сооружения и храмы были расписаны полихромно, в ярких тонах золотого, зеленого, красного и голубого оттенков. Сложившиеся стилистические направления повлияли на скульптуру, а позднее и на монументальную пластику. В скульптурах применялись новые материалы: камень и бронза, а подобно искусству египтян, в мраморных статуях прослеживаются условные черты изображения. Наиболее известна из них статуя «Апполон из Теней», у которой есть характерная «архаическая улыбка», ее черты выразительны, в ней подчеркивается решительность, волевой характер одновременно лишенный целостности. Огромное значение для создания произведения имели два признака: предназначение и отношение ремесленника к своему труду. В частности, рисунок был связан с формой вазы. Между тем, расписанные вазы являлись декоративными. В подражании Востоку рисунок наносился красно-коричнево-буроватыми красками нескольких тонов. В 6 в. до н. э. одновременно с геометрическим стилем широко используется ковровый и чернофигурный стили, главными центрами последнего были Коринф, Кирена, Клазомены, Халкида, Аттика. Переход к классике был обусловлен социально-политическими событиями, войной между греческими полисами с персами. Центром античной культуры становятся Афины, а главными особенностями являются общедоступность воспитания личности, начиная от театра до гимнасиона. Популярностью пользуется трагедия – «песнь козлов», воспеваемая «сатирами», спутниками Диониса, которая трансформировалась в драматическое действие. После того, как праздник Великие Дионисии узаконил тиран Писистрат, а поэт Феспид включил в действо хор – «отвечающего», позже Эсхил представил второго актера, а Софокл использовал и третьего актера, трагедия превращается в драму. Темы и сюжеты трагедии в основном были взяты из мифологии, а хор становится не менее ценным, чем актеры. Классик античной философии Аристотель видел отличие комедии от трагедии в героях, предмете и сюжете. В трагедии героями были «люди высокого положения», предметом становились «события великого общественного значения», а сюжет основывался на «исторических событиях». Комедия постоянно меняется, избавляясь от непристойности, площадного юмора Аристофана и его предшественников, в ней уменьшается роль хора, исчезает словесный спор, вместо хора появились вокально-танцевальные вставки, появляется средняя и новая аттическая комедия. В монументальном строительстве возникает характерный образ «сурового стиля», воплощенный в храме Зевса в Олимпии, созданном Либоном из Эпиды, Парфенон, Пропилеи, храм Афины-Победительницы, позже Эрехтейон. Все архитектурные сооружения сосредоточены на Акрополе. Постройка Одеона для музыкальных состязаний и гимнастические площадки были реализованы правящими тиранами. «Суровый стиль» был представлен также в статуях тираноборцев «Гармодия» и «Аристогитона», скульпторов Крития и Нисиодома. Создателями этого стиля являются Калон, Агелад, Главкиад, Пифагор, которые реализовали его в скульптурах фронтона храма Зевса в Олимпии, близких к реализму. Классическим совершенством во фризах считается Парфенон. Идеал человеческой личности воссоздан в статуях двенадцатиметровой Афины Парфенос. Новаторский замысел проявляет Мирон в скульптуре «Дискобол», представив атлетическую фигуру в движении, Поликлет из Аргоса разработал канон пропорций человеческого тела, его скульптуры, включая «Дорифора», представляют идеал античного человека. Скульптурам того времени были присущи также тенденции к архаизации, возвращение к доклассическим формам. В живописи широко использовались мифологические, бытовые, исторические темы. В технике фрески на деревянных досках художник Полигнот создает при помощи белой, черной, зеленой и желтой красок картины высокого общественного звучания, например, «Взятие Трои». В новую технику «мастер теней» Аполлодор вводит светотени, полутон, перспективу, изображая жанровые сцены, натюрморты. Во второй половине 4 в. до н. э. на смену «суровому стилю» приходит «свободный стиль». После Пелопоннесской войны снижается уровень мастерства художников, исчезает монументальная живопись, исчерпали себя и приемы Аполлодора. В позднюю классическую эпоху на первый план выходят проза и хоровое пение. Трагедия становится «искусством ради искусства», ее воспитательная роль отходит на второй план, поскольку она предназначается для чтения. Становятся актуальными повседневные проблемы. После поражения в Пелопоннесской войне в Греции основным становится дорический стиль, видоизмененный и смешанный с коринфским стилем. Чудом света является Мавзолей в Галикарнасе, в строительстве которого участвовали лучшие греческие архитекторы. Мраморная квадрига на вершине была создана Пифеем. Это было первое сооружение, в котором сочетались все три классических стиля. Помимо культовых сооружений были построены и первые каменные театры. Последний скульптор древнегреческий классики Лисипп разработал пластический канон. В скульптурах Паррасия Эфесского раньше других появились тенденции патетики под влиянием сикионской школы во главе с художником Павсийем, который активно использовал технику энкаустики, включающую использования воска и нагретых красок. К 4 в. до н. э., помимо Сикионской школы, существовали также Эфесская и Фиванская школы, имевшие разные методические установки. В эллинистическую эпоху активно распространяется при дворе поэзия, в частности, благодаря грамматикам, филологам, ее законодателем был Каллимах, происходит активное создание исторического эпоса в панегирическом духе. Открытием эпохи стали мимы Геродота, основоположника исторической прозы [4], на тему городского быта. После завоевания Греции, Александр основал около 70 новых городов, главное место в их строительстве занимал ионический ордер, дорический можно встретить лишь на западе Греции в светских постройках. В это время зодчий Гермоген создает новую форму греческого храма псевдодиптер. Одним из чудес света было создание Александрийского маяка. Пластика появилась в эллинистический период в таких центрах, как: Пергам, Александрия, Родос и Антиохия, что привело к созданию местных школ с разными техниками: пергамская патетика и эллинистическое античное барокко. Патетический стиль воздействовал на скульптурные портреты, его шедевром стала группа под названием «Бык Фарнезе» на о. Родос, созданная Аполлонием Тралесским. В живописи актуальными были патетические и исторические темы, помпейские фрески с египетскими пейзажами, а также эксвилинские росписи, изображающие сцены гомеровской «Одиссеи». Таким образом, своеобразие основных этапов развития древнегреческой культуры свидетельствует, во-первых, о ее несомненном художественном богатстве, видовом и методическом разнообразии в изображении античного мира и античного человека, во- вторых, о создании непревзойденного фундамента художественных образцов, направлений, стилей, методик, техник и технологий для последующих поколений художников и зрителей. 1.2. Социально-культурная деятельность Древней Греции Греческие племена, отделившиеся от первоначальной общности (около 2000 года до н.э.). занимали Дунайскую низменность и оседали в восточной части Средиземноморского бассейна на Азиатском побережье и на Эгейских островах. Они создали полисы, которые охватывали эту территорию, став центрами хозяйственной, политической и культурной жизни греков. Слово «полис» в греческом языке, согласно историку Ю.В. Андрееву, означает, во-первых, город, во-вторых, государство, и в-третьих, гражданскую общину. В сознании греков все эти три понятия, как правило, сливались в единое понятие города-государства. Жизнь древнегреческого полиса была наполнена бесконечными событиями, политическими катаклизмами, постоянными войнами, путешествиями, праздниками и состязаниями. Центром всей древнегреческой жизни был город Афины, достигший своего расцвета в период правления Перикла (около 490-429 до н.э.). Благодаря древнегреческому историку Фукидиду до нас дошла в его изложении одна из пламенных речей Перикла, которая является «катехизисом» – кратким изложением принципов зрелой афинской демократии, отражающей нравственные и гражданские ее достижения, а также и те слабости, которые привели к ее распаду. Рассматривая своеобразие жизни древних греков, мы должны заметить, что досуг занимал значительное и важное место в социальной структуре античного общества. Термин досуг – schole – в Древней Греции означал «cерьезная деятельность без давления необходимости». Следовательно, для грека досуг был основой свободной деятельности во всех сферах культурной жизни. Все, что относилось к досугу, было для них «серьезной деятельностью», а поскольку в большинстве своем греки был народ праздный, значит, досугу придавалось исключительное место в жизни свободных граждан Эллады. Рассматривая досуг как самоценность, греки любили проводить время в беседах, опорах или просто – напросто «ничего не делая». Они были людьми созерцательными и как бы предрасположены ко всяким объединениям клубного типа. Именно этот фактор сыграл свою роль в создании целой сети мужских союзов, опоясывающих Древнюю Грецию. Членами мужских союзов становились все взрослые свободные граждане Древней Эллады. А начиналось все с системы воспитания, когда мальчики с 7 лет покидали родительский дом и до 17 лет воспитывались под руководством педагогов, которые и прививали ученикам первые идеи мужской солидарности. Греческая система образования включала в себя несколько этапов. В целом изучаемых предметов было семь: арифметика, геометрия, астрономия, музыка, грамматика, диалектика, риторика. Во второй период своей жизни, т.е. с 17 лет, подростки уже объединялись в агелы – юношеские объединения наиболее знатных и богатых граждан, где продолжалось воспитание и образование, но уже добавлялась охота, как система подготовки юношей к опасностям и лишениям. В агелах юноши находились до 18 лет. В Спарте и на Крите курс воспитания и образования был продлен до призывного возраста юношей, т.е. до 20 лет. По выходе из агел объединения юношей не прекращалось, а автоматически переходило в виде членства в формирования взрослых граждан Греции – мужские союзы. В основе мужских союзов лежали объединения свободных граждан сотрапезников – сисситии. Они и определяли повседневную жизнь грека. Коллективные общественные обеды были основным содержанием сисситий и в разных полисах Греции имели свои названия. Так, в Спарте фидитеи объединяли мужчин от 20 до 60 лет в количестве 15 человек. Мужской союз на Крите назывался гетерией, а общественные обеды андриями, объединявшими по 12-15человек, не более. Сами же гетерии состояли из 100-150человек. Каждый мужской союз имел должностных лиц и штат прислуги, обслуживающий общественные обеды. Непосредственным исполнителем их был архонт, в обязанности которого входило обеспечение сотрапезников помещением и утварью. На Крите юноша, вступающий в гетерию, должен был сделать вступительный взнос в вице угощения членов союза. Право вступления в гетерию передавалось от отца к сыну вместе с земельным участком и имуществом. Членами гетерий были только полноправные граждане и дети граждан. Дети не граждан могли привлекаться в гетерию с целью создания элитной прослойки в неимущих классах. В основном все общественные обеды проходили за счет взносов самих сотрапезников, но на Крите и в Спарте государство отчисляло деньги на организацию трапез в виде налога, так же некоторые виды штрафов шли на их проведение. Но надо сказать, что потребление продуктов на обедах было ограничено, впрочем, греки в еде были не очень прихотливы, так как ограниченная норма служила критерием равенства граждан перед лицом государства. Союзы участвовали в подготовки мужчин к воинской службе, но основная их деятельность все же сводилась к общественным коллективным обедам, сплоченным духом равноправия и товарищества. Они служили критерием жизни свободных греков в отличие от неграждан, женщин и рабов, за чей счет и жили Афины. В афинском государстве на 130 тысяч граждан, включая детей и женщин, приходилось 200 тысяч рабов. Обратим внимание на мнение А. Боннара, утверждавшего, что афинская демократия – общество мужское, строго и ревниво охраняемое. Женщина, утратив свои права в первобытном греческом обществе, живет затворницей. Вся ее жизнь проходит в генекее. Выходя замуж по договору, она обретает единственное право – рожать законных детей. Основными ее обязанностями являются дела по ведению домашнего хозяйства, наблюдению за работой рабов и воспитанию дочерей. Не имея гражданских прав, женщина выключена из общественной, политической, культурной жизни города Афин. Однако, в жизнеописаниях Плутарха, мы находил: страницы, повествующие о том, что вторая жена афинского стратега Перикла создала в его доме Аеин – своего рода клуб, куда приходили знаменитые афиняне пофилософствовать, поспорить. У нее бывал Софокл. Конечно, важно иметь в виду, что Аспасия не была законной женой Перикла, ее положение было весьма неопределенно: полужена, полулюбовница. Социальное положение женщин было далеко не одинаковым в афинском обществе. Была часть женщин, избравшая дня себя свободный образ жизни, как Аспасия. Ее положение полусветской женщины не находило резкого осуждения в обществе, поскольку мораль свободных афинян, да и всей Греции не только допускала, но и всячески поддерживала культ женщины-гетеры. Как исключение с точки зрения морали города Афин, надо, видимо, рассматривать деятельность поэтессы Сафо, открывшей в Митилене на острове Лесбос общину девушек, обучавшихся, по выражению ученого, А. Боннара, «искусству жить – умению быть женщиной». В воспитательном учреждении Сафо девушек учили музыке, танцам» поэзии, философии для того, чтобы «оживлять жизнь города своим очарованием, своей одеждой, своим искусством». Именно в городе Митилене брак давал женщине возможность вступать в общество на равных правах с мужчиной. Там женщина принимала активное участие в культурной жизни в отличие от Афин. Таким обрезом, мы можем сделать вывод о том, что низкое социальное положение женщины в греческом обществе не дало сколько-нибудь интересного в организации ее свободного времени. Женщина, лишенная права быть равноправным членом общества в первобытную эпоху, лишается всякого круга общения в Древней Греции. Рассматривая клубные формы организаций свободных граждан Греции, обратим внимание на работу мастерских, как определенного рода клуб. В Афинах были самые разнообразные мастерские: металлические, керамические, оружейные, текстильные и т.д. Все они работали на удовлетворение бытовых потребностей общества. Самые большие из них были по производству оружия и военного флота, но самыми посещаемыми были мастерские художников, ваятелей бронзовых и мраморных скульптур, гончаров и живописцев, изготовляющих и расписывающих сосуды, амфоры. Мастерских одинокого профиля было много, о чем свидетельствует надпись на амфоре: «Вазу сделал Эвтимид как никогда бы не смог Эвфроний». Двери мастерских никогда не закрывались перед посетителями: философами, риторами, художниками я просто любопытными, любившими проводить свой досуг «болтая друг о другом, заводя философские дискуссии, передавая последние городские сплетни и наблюдая за происходящей работой». Атмосферой клубной жизни был напоен воздух Афин. Дух свободной мысли витал над улицами, площадями многолюдного городагосударства. В отличие от замкнутых объединений знатных и зажиточных граждан с их четким организационным началом: гетерий, андрий, aгeл или мастерских, где золотая афинская молодежь предпочитала проводить свой досуг, простые люди Древней Греции имели свои возможности приобщаться к культурной жизни – через фонтомные клубы. Созданные причудливым своеобразием Афин они были разбросаны по всему городу и не имели четких организационных начал. Клуб под открытым небом Эллады – так можно назвать это уникальное явление, не имеющее аналогов ни в одном государстве, ни до, ни после Древней Греции, за исключением может быть только революционных клубов Франции и России, которые были обязаны своим рождением, прежде всего, социальным потрясениям, а не укладу мирной жизни, как в Греции, сумевшей создать условия для широкого вовлечения своих граждан в социокультурную жизнь. Порталы храмов, крытые колоннады, базарные площади, стали местом, где группами собирались жители Афин, чтобы не только обсудить вопросы своего бытия, но и прикоснуться к истине философских учений знаменитых афинян Платона и Сократа. Рождение клуба «под открытым небом» связано с именем Сократа. В течение 24 лет он обучал: на улицах и площадях учеников. В своих философских беседах он ищет способ, который бы «позволил извлечь из человека ту истину, которая в нем заключена и которая относится к человеку. Он занимается искусством делать своих сограждан лучше». Непреходящая ценность клуба «под открытым небом» греческого полиса заключается в способности раскрыть человеческую натуру до полного самовыражения, преобразить и улучшить ее. Среди великих творений греков, создавших художественные ценности находятся, и достижения в умении создавать культурную среду обитания человека. Клубные объединения свободных граждан Греции вносят свою лепту в ее создание. В неразрывной связи являются нам прекрасные статуи и поэмы, трагедии и комедии, олимпийские игры и величественные храмы, толпы людей на базарной площади вокруг Сократа... все соединено творческим отношением к жизни, все нацелено на служение человеку [5]. Рассматривая формы досуговой деятельности Древней Греции, особо надо выделить несколько видов – такие как обряды (свадебные обряды, обряд наречения имени, похорон, процессии и др.); праздники и зрелища (анфестерии, апатурии, Великие Дионисии – городские и сельские, линеи, элевсинские мистерии, фесмофории, пианосии, феогамии, дельфинии, фергилии, осхофории и т.д.); формы спортивной и зрелищной досуговой деятельности – агоны, конные агоны, Греческие, Делийские, Истмийские, Немейские, Олимпийские, Панафинейские, Пифийские игры, гераиды, коттаб, кулачный бой, гиацинтии и др.); различные развлечения – петушиные бои, танцы, пиры, симпосии, охота, путешествия и т.д. Выделяя многочисленные формы досуговой деятельности, рассмотрим в первую очередь праздники и зрелища, которые занимали значительное место в календарных ежегодных праздниках Древней Греции, а также повторяющиеся через два – четыре года спортивные праздники и зрелища. В III тысячелетии до н.э. на одном из островов греческого архипелага – на острове Крит – была создана высокая культура. Именно там археологами открыты первые в истории человечества сооружения, предназначенные для народных празднеств, зрелищ и состязаний-представлений. Посвящались эти празднества плодоносящим силам природы и сопровождались торжественными процессиями, песнями, танцами, спортивными состязаниями. «У древних греков», – отмечает А.И. Чечетин, что очень важно, – «существовала целая система обрядов и праздников, призванных обеспечить успешное завершение предпринятого дела, задобрить богов, распоряжающимися силами природы. Материалом для игрового воспроизведения служили при этом мифы, связанные с изображаемым процессом или явлением». Большое распространение имели в Греции древнейшие весенние празднества плодородия. Задабривая богов разнообразными жертвоприношениями, земледельцы рассчитывали на их содействие в получении богатого урожая, на удачу в разведении скота. Но наиболее распространенные, общие для многих племен и государств Греции культы – это культ Деметры и Диониса. Культ Деметры распространялся в Греции повсюду. Деметра была богиней растительного мира и в первую очередь покровительницей выращивающих хлебные злаки. Не случайно, весной ей было посвящено не мало праздников и обрядов, в особенности в ее честь земледельцы праздновали Фесмофории, а в сентябре ей посвящались Элевсинские мистерии. Не меньшим почетом был окружен Дионис – бог виноградарства и земледелия, вина и веселья, именовался также Вакхом. Культ Диониса сопровождался играми и обрядами. Ему посвящены Великие или городские и сельские Дионисии пышные театрализованные и театральные представления, продолжавшиеся несколько дней. Главным празднеством афинян, посвященным богине Афине, в культе которой нашла воплощение идея государственной централизации, были панафинеи или Панафинейские игры. Справлялся этот праздник ежегодно, но особенно торжественно – каждый четвертый год. Богу Зевсу были посвящены Пифийские игры. Самыми представительными в Древней Греции явились Олимпийские игры. В период античности в Древней Греции осуществлен своеобразный идеал досуга – это единство физической силы и духовной красоты. Празднества и спортивные состязания были направлены для достижения этого идеала. Вот почему их играм и состязаниям – представлениям была свойственна такая широта и массовость. Театральные представления в Афинах выливались в форму состязаний, традиционную для древнегреческих зрелищ. О состязаниях на запряженных колесницах, состязаниях кулачных бойцов и музыкальных состязаниях упоминается уже в эпических поэмах Гомера.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg