Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Особенности внимания младших школьников

irina_krut2020 384 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 32 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.03.2020
Актуальность темы заключается в том, что жалобы на недостаток внимания и усидчивости у школьников составляет 90% всех жалоб со стороны родителей и учителей. Проблемой нарушения внимания школьный психолог занимается больше всего, возможно, потому, что симптомы нарушения внимания самые очевидные, а также потому, что существует большое количество методик для диагностики и, самое главное, коррекции подобных нарушений. Цель исследования: изучить особенности внимания младших школьников. Объект исследования: внимание как познавательный процесс. Предмет исследования: психологические особенности внимания у детей младшего школьного возраста. Гипотеза исследования: существует зависимость между уровнем развития внимания младшего школьника и успешностью его обучения. Задачи исследования: 1.Изучить и проанализировать психологическую литературу по проблеме исследования. 2.Определить особенности развития внимания младших школьников. 3.Подобрать психодиагностическую методику, которая направленная на изучение внимание. 4.Провести эмпирическое исследование и проанализировать полученные результаты.
Введение

Внимание-сосредоточенность на деятельности объекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте. Внимание не является самостоятельным, независимым психическим процессом. Потому, что не может существовать без памяти, восприятия, мышления и воображения. Каждый родитель стремится, чтобы ребенок достигал более высоких результатов в учебной деятельности. Но бывает, что ребёнок умеет читать, писать и считать, постепенно снижаются успехи в учебе. Свидетельствует о том, что он не может сконцентрироваться на уроке, невнимательно слушает учителя, небрежно выполняет заданий, испытывает затруднения при выполнении заданий. Трудности в учебе могут быть вызваны: несформированностью необходимых элементов учебной деятельности (позиции школьника, познавательной мотивации, подходящих учебных действий и т.д.); недостаточным развитием произвольности, низким уровнем памяти, внимания, зависимостью от взрослых; неумением или невозможностью приспособиться к темпу школьной жизни, личностными нарушениями, направленностью на другие, внешкольные интересы. Поэтому-это причины школьной дезадаптации, плохой успеваемости и поведения-важнейшая задача школьного психолога. Вопросы развития внимания школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3 ГЛАВА 1. Теоретические анализ особенностей внимания младших школьников…………………………………………………...……………………5 1.1. Определение внимание, его виды и свойства……………………….......5 1.2. Особенности развития внимания в младшем школьном возрасте……..8 1.3. Нарушение внимания младших школьников…………………………...12 1.4. Место внимания в начально-познавательной деятельности младших школьников……………………………………………………………………..…17 ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1……………………………………………………...22 ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование внимания младших школьников………………………………………………………………………..24 2.1. Описание методики………………………………………………………24 2.2. Результаты исследование……………..……………………………….25 ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2…………………………………………………...…27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….28 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………30 ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………..…………32
Список литературы

1. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду: пособие для воспитателей детского сада. – М., 2014. – 98 с 2. Борякова Н.Ю. и др. «Практикум по коррекционно-развивающим занятиям» М., 1994. 278 стр. 3. Бурменская Л.Г. «Хрестоматия по детской психологии», Москва, 1990. – 264 с. 4. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. редакторша B. C. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Академия, 2009. - 624 с. 5. Гальперин П.Я., Кабильницкая С.Л. «Экспериментальное формирование внимания». – М.: «Высшая школа», 1974. – 512с. 6. Добрынин Н.Ф. «В селективности и динамике внимания»// Вопросы психологии. – 1975, №2. – с.68-80. – 97 с. 7. Коновалова В. «Недостаточность внимания как проявление нарушения в развитии нервной системы ребенка» Журнал «Школьный психолог» №18/2002. 8. Люблинская А. А. Детская психология: учебное пособие для студентов педагогических институтов – М.: Просвещение, 1971. - 415 с. 9. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Патрина К.Т. Психология младшего школьника. - М.: Педагогика, 2011. - 328 с. 10. Мещеряков Б.,Зинченко В. Большой психологический словарь.-с.67 СПб.:Прайм Еврознак,2006.-672 с. 11. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Академия, 2005. – 272 с. 12. Немов Р.С., Психология, в 3 т., т.1, М.,1998. 13. Обухова Л.Ф. Детская психология: Теория, факты, проблемы. // Детство как предмет психологического исследования. - М.: Тривола, 2011. - 459 с. 14. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет». М.,2001. – 104 с. 15. Психологический центр «Адалин» -«Ошибки по невнимательности». http://teacher.at.ua/publ/11-1-0-222 16. Психология внимания: Учеб. -метод. пособие / Авт.-сост. П86Т.К.Комарова. – Гродно: ГрГУ, 2002 – 124 с. 17. Психология. Вып. 2. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 031900 – Специальная психология / Т.И. Лях, М.В. Лях. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2007. – 171 с. 18. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени образования. 2002 19. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов-М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. -416 с. 20. Словно Г.С.«Психология» в 3т.,т.2 – М.:«Академия», 1998 – 18-148с. 21. Урунтаева Г.А.«Дошкольное образование.Учебное пособие» – М.:«Академия», 1997 – 492с. 22. Усова А.В. Проблемы теории и практики обучения в современной школе: Избранное. Челябинск: ЧГПУ, 2000 – 15 с. 23. Общая психология: учебное пособие / под общ. ред. Н.П. Ансимовой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 1.1. Определение внимание, его виды и свойства. Внимание-процесс и состояние настройки (сосредоточенности)субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач ?10?. Так или иначе, внимание выполняет важнейшую функцию в психической деятельности, сосредотачивая ее и направляя на объекты внешнего и внутреннего мира человека ?23 ,с.223?. Виды внимание: 1.Непроизвольное внимание. В нем полностью отсутствует волевые усилие и намерение человека выполнить ту или иную деятельность. Человеку в случае непроизвольного характера психической деятельности не требуется прилагать специальных усилий для ее организации. Например, автомобилист, услышав звук сирены скорой помощи, перестроится в другой ряд. В этом случае нам не потребуется сделать сознательного волевого усилия для перестраивания своей деятельности – мы изменим ее, практически не задумываясь. 2.Произвольное внимание. Когда нам необходимо совершить над собой усилие для начала какой-то новой деятельности, нам нужно организовать произвольное внимание, то есть использовать свою волю. Так, когда звенит звонок, ученики в классе еще долго шумят, постепенно успокаиваются и начинают слушать учителя, то есть переходят к новой деятельности, используя волевое усилие, а биатлонист, пробежав длинную дистанцию, вынужден настраиваться на стрельбу по мишеням, использует максимум волевых усилий для настройки на новую деятельность в условиях сильной усталости и возбуждения. 3.Послепроизвольное внимание. Ю.Б. Дормашев и В.Я. Романов, характеризуя послепроизвольное внимание, указывают, что оно включает в себя черты как произвольного, так и непроизвольного внимания. Близость к произвольному вниманию здесь проявляется в высокой степени активности, целенаправленности на выбранный объект или вид деятельности; с непроизвольным вниманием его роднит отсутствие усилия, автоматичности и сильного эмоционального сопровождении деятельности. Так, при чтении очень интересной книги или просмотре захватывающего фильма мы не можем оторваться даже в условиях наличия помех – разговоров окружающих, звуков с улицы, звонка телефона. Непосредственное понимание внимания как процесса приходит тогда, когда мы обращаемся к свойствам (или характерным особенностям) внимания – устойчивости, концентрации, распределению, объему и переключению ?23 ,с. 223-224?. Внимание человека выделятся пятью свойствами: 1.Концентрация внимания – это степень интенсивности сосредоточения и отвлечения от всего, что не входит в поле внимания. Сосредоточение и отвлечение проявляются тогда, когда человек выполняет какую-то деятельность, не отвлекаясь на не связанные с ней раздражители. Так, например, при выполнении задания к методике «Перепутанные линии» испытуемый должен прослеживать каждую линию с ее начала (левая сторона бланка) до конца (правая сторона бланка). Трудность, вынуждающая испытуемого концентрировать внимание на линии, возникает каждый раз тогда, когда линию пересекают другие линии и испытуемый не должен сбиться. 2.Устойчивость внимания – это длительность сохранения концентрации внимания. Наглядно устойчивость проявляется при выполнении задания к методике «Корректурная таблица», когда испытуемому требуется с возможно большей скоростью просматривать строки таблицы слева направо и отмечать все встречающиеся буквы (например, К, С, Е). Устойчивость внимания проявляется в том, как изменяется скорость нахождения букв в ряду других букв в минутные интервалы. 3.Распределение внимания – это такая организация психической деятельности, при которой одновременно выполняются два или более действия. При работе с черно-красной таблицей Горбова испытуемому необходимо попеременно находить, показывать и называть черные числа в возрастающем, а красные в убывающем порядке. Трудность здесь как раз и состоит в том, что человек должен одновременно держать в уме два ряда убывающих и возрастающих цифр. 4.Объем внимания – это количество несвязанных объектов, которые могут восприниматься одновременно ясно и отчетливо. Так, при работе с черно-красной таблицей испытуемый должен находить, показывать и называть черные числа в возрастающем порядке (1-я серия), а красные числа в убывающем порядке (2 серия). Фиксация скорости нахождения обоих рядов цифр дает уровень объема внимания как способности удерживать в сознании предыдущие и следующие цифры. 5.Переключение внимания – это сознательное, преднамеренное, целенаправленное изменение направленности психической деятельности, обусловленное постановкой новой цели. Чем быстрее человек переходит от выполнения одной деятельности к другой, тем выше уровень переключения внимания. Важно понимать, что каждая деятельность должна быть именно новой, отличной по цели от выполнявшейся только что. Так, пилот истребителя должен обладать высоким уровнем переключения внимания, так как при выполнении сложных фигур и виражей он вынужден очень быстро ориентироваться в изменяющихся условиях и принимать решение ?23, с.224-226?. Наиболее важны для работы свойства концентрации и устойчивости. 1.2. Особенности развития внимания в младшем школьном возрасте. Обучение в школе-сильнейший стимул развития внимания. Внимание-одно из основных условий успешной учебной деятельности, в то же время в учебной деятельности оно и развивается ?12?. Психологи установили, что чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения. Именно невнимательность и есть главная причина плохой успеваемости детей в школе, особенно в младших классах. Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте. Первые проявления внимания можно пронаблюдать уже у новорожденного во время сосания. На протяжении дошкольного возраста развиваются свойства внимания и его произвольность. Ребенок научается управлять собой и сознательно направлять свое внимание на определенный предмет. При этом он использует для организации внимания внешние средства, прежде всего слово и указательный жест взрослого, т.е. внимание становится опосредованным ?1?. В дошкольном детстве увеличивается объем внимания, т.е. то количество объектов, которое может быть отчетливо воспринято в относительно короткий промежуток времени. Изменяется устойчивость внимания как способность сохранять сосредоточенность на объекте. Одним из показателей устойчивости внимания является длительность сохранения сосредоточенности. Распределение внимания говорит о том, что ребенок может направлять и концентрировать внимание на нескольких предметах одновременно ?22, с.67?. Развитие свойств и видов внимания дошкольника существенно зависит от значимости, эмоциональности, интереса для него материала, от характера деятельности, которую выполняет ребенок. Так, показатели внимания значительно возрастают в сюжетно-ролевой и дидактических играх. Развитие внимание тесно взаимосвязано с развитием воли и произвольности поведения, способности управлять своим поведением [11, с.6]. В дошкольном возрасте у детей начинает формироваться произвольное внимание. Необходимые для этого условия складываются в процессе общения ребенка и взрослого, выполнение ребенком поручений, участия в коллективных играх. Развитие осознания необходимости выполнять определенные задачи, соответствующие правила поведения и способствует формированию произвольного внимания. Сначала произвольное внимание является неустойчивой и нуждается в поддержке со стороны взрослого. Однако старшие дошкольники уже умеют ставить перед собой задачи и направлять внимание на их выполнение [21]. Младший школьный возраст благоприятен для развития внимания. Без достаточно сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. Развитие мыслительной деятельности способствует зарождению внутренней внимания, которая и обнаруживает себя в припоминании прошлых событий, счете о себе. Школьное обучение и внешкольная деятельность способствуют дальнейшему развитию как произвольного, так и непроизвольного внимания. Внимание детей младшего школьного возраста имеет свои особенности: легкость сосредоточения на конкретном материале, подкрепленный наглядностью; трудность поддержания внимания при неблагоприятных внешних условиях работы; интерес к работе способствует росту устойчивости внимания [14]. Изучению особенностей развития внимания младших школьников посвящено немало времени такими учеными как Абрамова Г.С., Мухина В.С., Фонарева С.В., Талызина Н.Ф. Особенности внимания детей младшего школьного возраста зависят от развития их нервной системы. Смена процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий у младших школьников сравнительно быстро. Этим объясняется то, что дети чутки к внешним впечатлениям, легко обращают внимание на каждый раздражитель. Поэтому возникший в коре мозга очаг возбуждения заставляет ребенка отвлечься от того, на чем он был сосредоточен. Получается некоторая неустойчивость внимания, непроизвольное переключение его с одного предмета на другой. Этому способствует очень развит ориентировочный рефлекс. В младшем школьном возрасте развивается внимание. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время, переключает с одного вида работы на другой. По сравнению с дошкольниками младшие школьники гораздо более внимательны. Они уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них преобладает непроизвольное внимание. Для них внешние впечатления-сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточиться на непонятном, сложном материале. Их внимание отличается небольшим объемом, малой устойчивостью -они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10-20 минут (в то время как подростки- 40-45 минут, а старшеклассники-до 45-50 минут). Затруднены распределение внимания и его переключение с одного учебного задания на другое [17]. В учебной деятельности развивается произвольное внимание ребенка. Первоначально следуя указаниям учителя, работая под его постоянным контролем, он постепенно приобретает умение выполнять задания самостоятельно- сами ставит цель и контролирует свои действия [17]. Встречаются невнимательные ученики, концентрирующие внимание не на учебных занятиях, а на чем-то другом-на своих мыслях, далеких от учебы, рисовании на парте и т.д. Если такой ребенок смотрит в учебник, он не видит правило и упражнение, а целенаправленно изучает текст и рисунок, не имеющий отношения к сегодняшнему уроку. Внимание этих детей достаточно развито, но из-за отсутствия нужной направленности они производят впечатление рассеянных. Для большинства невнимательных младших школьников характерны сильная отвлекаемость, плохая концентрированность и неустойчивость внимания [17]. Для младших школьников учебная деятельность становится ведущей и приобретает характерные особенности. Своеобразие учебной деятельности заключается в том, что ее содержание в основном составляют научные понятия и обусловленные ими обобщенные способы решения задач, а ее основная цель и главный результат заключается в усвоении научных знаний и соответствующих им умений ?9, с.135?. В структуре учебной деятельности принято выделять следующие компоненты: цель (усвоение определенных знаний, умений и навыков), учебные ситуации (задачи) и учебные действия и операции, с помощью которых учащиеся овладевают содержанием обучения, контроль и оценку, мотивы и формы общения учеников с учителем и между собой. Структура учебной деятельности формируется постепенно ?4, с.178?.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 22 страницы
665 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 22 страницы
210 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg