Ч.1 ст. 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из главных, определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.
При формировании понятия социального обеспечения необходимо учитывать то обстоятельство, что оно является выражением социальной политики государства на данном этапе развития.
Социальная политика современного Российского государства должна быть направлена на социальное обеспечение такого уровня, который закреплен в международных актах, ратифицированных нашей страной.
Таким образом, под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.
Переживание нового исторического этапа в современной России, начиная с конца 20 века, связан со значительными социально-ценностными изменениями, с преобразованиями в политической, экономической, культурной сферах жизни. В настоящее время в России возникают проблемы возрождения национального единства, национальной духовности, гуманизации общества, – проблемы, решение которых, во многом определяются особой социальной значимостью правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере социального обеспечения граждан России, а также беженцев и вынужденных переселенцев, большие потоки которых, после распада Советского Союза устремились в нашу страну. Вынужденная миграция является одной из острейших проблем, с которой столкнулось мировое сообщество на рубеже тысячелетий. Но, ни в одном регионе мира развитие миграционных процессов не протекало в столь тяжелых формах, как на территории бывшего Советского Союза. Крупнейшие изменения геополитической обстановки в мире, социальный и экономический кризис, нарушение прав некоренных национальностей и этнические конфликты стали причинами массовой миграции населения. Особенно остро проблема беженцев вынужденных переселенцев встала в России в 1990-х годах, когда начал распадаться на составные части некогда единый Советский Союз и миграционные потоки начали приобретать никем не контролируемый процесс.
Важно отметить, что наличие нерешенных задач в области социального обеспечения вынужденной миграции и динамичность развития права социального обеспечения приводит к увеличению количества законодательных и иных нормативных правовых актов, а также к отсутствию в одном законе всех прав беженцев и вынужденных переселенцев в социальном обеспечении. Стихийные миграционные процессы создают одну из сложнейших государственных проблем в России. Сотни тысяч вынужденных мигрантов нуждаются в правовой, материальной и финансовой помощи.
В 1993 году принимаются два основополагающих закона «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах», которые являются основными нормативно-правовыми актами, регулирующие социальное обеспечение беженцев и вынужденных переселенцев.
Важнейшей задачей является внесение изменений в выше названые законы, а также разработка памятки с указанием прав для разрешения проблем беженцев и вынужденных переселенцев.
Актуальность и значимость темы состоит в том, что с проблемой беженцев и вынужденных переселенцев до сих пор сталкивается Российская Федерация. На территорию Российской Федерации прибывают вынужденные переселенцы из бывших союзных республик. Более того, вынужденная миграция началась и в пределах самой Российской Федерации.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в получении социального обеспечения беженцами и вынужденными переселенцами.
Предмет настоящего дипломного исследования составляют нормы различных отраслей права, теоретические представления о социальном обеспечении беженцев и вынужденных переселенцев.
Целью настоящего исследования является исследование вопроса социального обеспечения беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации.
Такая цель обусловила постановку следующих задач дипломного исследования:
- определить понятие социального обеспечения,
- определить источники и условия его предоставления,
- рассмотреть принципы социального обеспечения,
- провести соотношение социального обеспечения и социальной защиты населения,
- исследовать механизм правового регулирования социального обеспечения беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации путем изучения законодательства о беженцах,
- рассмотреть беженцев и вынужденных переселенцев как особых субъектов социального обеспечения,
- выделить и раскрыть виды социального обеспечения беженцев и вынужденных переселенцев,
- выявить проблемы социального обеспечения беженцев и вынужденных переселенцев, предложить пути их преодоления.
Методологическую основу дипломной работы составляет совокупность научных методов и приемов исследования явлений и процессов, в том числе: диалектический, формально-логический, метод системного анализа.
Научно-теоретическую базу выпускной квалификационной работы составляют труды следующих ученых: М.О. Буянова, С.И. Кобзева, З.А. Кондратьева, И.В. Гейц, А.И. Ставцева, Е.И. Холостова, Т.В. Иванкина, М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова, М.Ю. Федорова, Л.Ю. Бугров, О.Н. Никифорова, В.Ш. Шайхатдинов, Е.Е. Мачульская, В.Г. Попова, Н.В. Иванчук, А.Г. Гричук, А.С. Пашков и других.
Степень изученности данной темы велика. В данной работе будет приведен комплексный анализ основополагающих, фундаментальных трудов ученых-теоретиков для определения и изучения проблем исследования.