Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ГРУПП

zac_shalamov 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 74 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.03.2020
Интерес к психическому выгоранию первоначально как социальной проблеме, а затем и исследовательской, был обусловлен тем мощным отрицательным эффектом, который выгорание оказывает на профессиональную деятельность и особенности поведения профессионалов. Наиболее отчетливо его последствия ощущались в профессиях субъект-субъектного типа (воспитатели, учителя, преподаватели, медицинский персонал, социальные работники, работники правоохранительных органов, психологи и т. д.), основной предмет труда которых заключался в оказании помощи людям и решении их проблем.
Введение

Проблема синдрома эмоционального выгорания является сегодня весьма актуальной темой. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретённый стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. В настоящее время исследователи выделяют около 100 симптомов, так или иначе связанных с «психическим выгоранием». Среди них такие симптомы, как агрессивные и упаднические чувства, переживания вины и зависимости, психосоматические недомогания, бессонница, негативное отношение к работе, зло- употребление алкоголем и другое [13, с. 367]. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнёрами. Последствия «выгорания» могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационных) изменениях личности [35, с. 143]. В контексте профессиональной деятельности негативные последствия межличностных рабочих коммуникаций обозначаются понятием «профессиональное выгорание». По мнению А. Ленгле, – «это типичный феномен нашего времени» [26, с. 5]. Это время высокой динамичности жизненных ситуаций, спешки, разнообразия возможностей для различных видов деятельности, деловой и личностной конкуренции, но также – это «отсутствие отношений, необязательность, прагматичность». Поэтому синдром выгорания можно рассматривать как счёт, предъявляемый нам за отчужденную, удалённую от нашей человеческой (экзистенциальной) действительности жизнь в угоду требования своего времени [16, с. 70]. Многочисленные данные показывают, что синдром выгорания вызывает появление депрессивных настроений, чувства беспомощности и бессмысленности своего существования, низкую оценку своей профессиональной компетентности, что, в конечном счете, сказывается на работоспособности человека, приводя к снижению продуктивности деятельности и, как следствие, потерям в заработной плате и будущем пенсионном обеспечении. Помимо снижения экономических показателей профессиональной деятельности, синдром выгорания провоцирует нарушения трудовой дисциплины и повышение степени заболеваемости профессионалов. Попытки компенсировать стрессогенные влияния профессиональной среды и последствия выгорания приводят к злоупотреблению алкоголем, наркотиками и другими психотропными средствами, а в отдельных случаях, и к суицидному поведению. Причем факты суицида под влиянием выгорания распространены не только среди профессионалов, работающих в условиях повышенного стресса, сопряженного с опасностью для их здоровья и жизни (сотрудники правоохранительных органов), но и в традиционно «безопасных» профессиях (врачи, психотерапевты). В современных условиях понятие «эмоциональное выгорание» занимает ключевые позиции в ряде отраслей психологической науки. Актуальность исследования профилактических аспектов феномена эмоционального выгорания обусловлена его междисциплинарным характером и включенностью в ряд фундаментальных проблем современной психологии [52, с. 145]. В психологии изучением этого феномена занимаются на протяжении многих лет. Интерпретация понятия выгорания была довольно противоречивой, что породило потерю самого предмета изучения. Была осуществлена попытка описать его причины, механизмы возникновения. Затем в 80-е г.г. начался новый этап изучения данного феномена - эмпирический. Он характеризовался появлением различных методов диагностики выгорания. Это позволило провести большое количество эмпирических исследований, в результате которых были уточнены представления о структуре выгорания и факторах, детерминирующих этот феномен [56, с. 127]. В частности появились исследования В.А. Бойко [8; 10], А. Пинса [60] о структуре выгорания; работы В.Е. Орла [30], Т.И. Ронгинской [38], Н.Е. Водопьяновой [11], А.А. Рукавишникова [40] о детерминирующих факторах выгорания; эмпирические данные К. Чернисс [51], В. Шауфели [53] о влиянии выгорания на показатели поведения и деятельности. Цель – определить особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у представителей различных профессиональных групп. Объект исследования – эмоциональное выгорание. Предмет исследования – особенности эмоционального выгорания у представителей различных профессиональных групп. Задачи: 1. Провести анализ психолого-педагогической, философской, медицинской литературы по проблеме исследования; 2. Проанализировать феномен эмоционального выгорания и его проявления у представителей различных профессиональных групп; 3. Рассмотреть подходы к преодолению и профилактике профессионального выгорания; 4. Изучить степень проявления эмоционального выгорания у представителей различных профессиональных групп; 5. Разработать программу психолого-педагогической коррекции эмоционального выгорания работников (на примере педогогов). Гипотеза исследования: степень эмоционального выгорания может быть обусловлена определенным типом профессиональной деятельности. Методологическую основу исследования составили теоретические и методологические положения по проблеме синдрома эмоционального выгорания, сформулированные в трудах отечественных авторов М.В. Агаповой [3], В.В. Бойко [9], В.Е. Орла [30] и др., кроме того, данное исследование опирается на теоретические положения зарубежных психологов С. Maslach [27], S.Е. Jackson [58], М.Р. Letter [24] и др. Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, количественный и качественный метод обработки полученных результатов, обобщение. Методики исследования: 1. Методика диагностики уровня профессионального выгорания Бойко, 2. Методика оценки степени истощенности своих жизненных сил (тест Аппелса). Математико-статистическая затем обработка данных: заботы коэффициент Спирмена, коэффициент Манна-Уитни, критерий Вилкоксона, методы описательной статистики. Обработка данных исследования проводилась с помощью пакета «SPSS 13.0». В исследовании приняло участие 60 педагогов в возрасте 27-45 лет. Поло-ролевой состав: 30 женщин и 30 мужчин. Научная новизна исследования: обобщены и систематизированы представления об особенностях проявления эмоционального выгорания у педагогов, разработана программа психолого-педагогической коррекции эмоционального выгорания. Практическая значимость исследования в том, что были определены условия предупреждения и коррекции эмоционального выгорания у педагогов. Полученные результаты могут быть использованы для развития духовно-нравственных качеств личности и предупреждения развития эмоционального выгорания у педагогов. На основе результатов исследования разработана психолого-педагогическая программа, которая может быть использована в организации учебно-воспитательного процесса. Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения.?
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ГРУПП 6 1.1 Основные теоретические подходы к изучению феномена эмоционального выгорания 6 1.2 Факторы эмоционального выгорания 9 1.3 Стадии развития синдрома эмоционального выгорания 11 1.4 Влияние эмоционального выгорания на личность профессионала 14 1.5 Особенности проявления эмоционального выгорания у представителей педагогических и медицинских профессий 21 ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ГРУПП 28 2.1 Организация и методы исследования 28 2.2 Результаты диагностического этапа исследования эмоционального выгорания представителей различных профессиональных групп 30 2.2.1 Результаты исследования эмоционального выгорания педагогов 30 2.2.2 Результаты исследования эмоционального выгорания фармацевтов 37 2.2.3 Сравнение результатов эмоционального выгорания педагогов и фармацевтов 42 2.3 Программа психолого-педагогической коррекции эмоционального выгорания работников (на примере педогогов) 44 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….65 ?
Список литературы

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – Екатеринбург: Деловая книга, 2012. – 528 с. 2. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 2010. – 299 с. 3. Агапова, М.В. Психиатрия и психоанализ: клинические диалоги / М.В. Агапова, А.Г. Бабин, И.В. Пудиков. – М.: РГГУ, 2017. – 203 с. 4. Акиндинова, И.А., Баканова, А.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика / И.А. Акиндимова, А.А. Баканова // Педагогические вести. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. – № 5. – С. 34. 5. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: 2011. – 288 с. 6. Аронсон, Е. Общественное животное. Введение в социальную психологию / Е. Аронсон. – М.: Прайм-Еврознак, 2009. – 415 с. 7. Бодалев, А.А. Психология личности / А.А. Бодалев. – М.: Инфра, 2009. – 215 с. 8. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. – СПб.: Питер. – 2009. – 278 с. 9. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. – М., Информационно-издательский дом Филинъ, 1996. – 472 с. 10. Бойко, Ю.П. К вопросу о стационарной психотерапевтической помощи / Ю.П. Бойко и [др.] // Материалы научной конференции, посвященной 55 - летию поликлиники МИД России. Актуальные вопросы клинической медицины. – М., 2011. – С. 164 – 169. 11. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с. 12. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С.Выготский. – М.: «ВЛАДОС», 2011. – 362 с. 13. Гринберг, Дж. Управление стрессом / Дж. Гринберг. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2014. – 496 с. 14. Гришина, Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциональные проблемы / Н.В. Гришина // Психологические проблемы самореализации личности, 2012. – № 8. – С. 17 – 26. 15. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О. П. Елисеев. – СПб.: Питер, 2010. – 512 с. 16. Ершов, А.А., Личность и коллектив / А.А.Ершов. – М.: Знание, 2008. – 140 с. 17. Зинченко, В.П. Образ и деятельность / В.П. Зинченко. – М.: МОДЭК, 2010. – 608 с. 18. Изард, К.Е. Психология эмоций / К.Е. Изард. – СПб.: Питер, 2010. – 326 с. 19. Климов, Е.А. Психология труда. Учебник для академического бакалавриата / Е.А. Климов. – М.: ЮРАЙТ, 2016. – 250 с. 20. Ковалев, А.Г. Психология личности / А.Г. Ковалев. – М.: Просвещение, 1995. – 234 с. 21. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2011. – 316 с. 22. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. М.: Изд-во УРАО, – 2009. – 352 с. 23. Лаврова, О. Синдром национального выгорания и методы его предотвращения / О. Лаврова // Социальная работа. – 2006. – № 4. – С. 56 – 60. 24. Лейтер, Ч. Оправдание и возрождение / Ч. Лейтер. – Минск: Позитив-центр, 2016. – 132 с. 25. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические примеры психологии / Б.Ф. Ломов. – М.: Наука, 2014. – 444 с. 26. Лэнгле, А. Эмоциональное выгорание с позиции экзистенциального анализа / А. Лэнгле // Вопросы психологии. – 2008. – № 2. – С. 3 – 16. 27. Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются / К. Маслач // Вопросы психологии. – 2007. – № 7. – С. 9 – 14. 28. Митина, Л.М., Асмаковец, Е.С. Эмоциональная гибкость учителя / Л.М. Митина, Е.С. Асмаковец. – М.: Изд-во Флинта, 2011. – 240 с. 29. Немов, Р.С. Общая психология / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2013. – 526 с. 30. Орел, В.Е. Синдром психического выгорания / В.Е. Орел. – М: Институт психологии, 2014. – 250 с. 31. Первин, Л.А. Психология личности: теория и исследование / Л.А.Первин. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 216 с. 32. Питер, Л.Дж. Принцип Питера или почему дела идут вкривь и вкось / Л.Дж. Питер. – М.: Астрель, 2012. – 377 с. 33. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий / К.К. Платонов. – СПб.: Высшая школа, 1994. – 318 с. 34. Платонов, К.К. Психологические типологии / Ю.П. Платонов. – СПб.: Речь, 2014. – 512 с. 35. Реан, А.А. Практическая психодиагностика личности: учеб. пособие для вузов / Л.А. Реан. – М.: Владос, 2013. – 216 с. 36. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие / Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2009. – 529 с. 37. Рогов, Е.И. Эмоции и воля / Е.И.Рогов. – М.: Владос, 2011. – 164 с. 38. Ронгинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т.И. Рогинская // Психологический журнал. – 2012. – № 3. – С. 85 – 95. 39. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2011. – 633 с. 40. Рукавишников, А. А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагогов: дис. канд. психол. наук: 19.00.03, 19.00.05. / А. А. Рукавишников. – Ярославль, 2001. – 173 с. 41. Русалов, В.М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности / В.М. Русалов // Психологический журнал. – 2006. – № 4. – С. 29 – 37 с. 42. Скугаревская, М.М. Синдром эмоционального выгорания / М.М. Скугаревская // Медицинские новости. – 2012. – № 7. – С. 3–9. 43. Старченкова, Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Е.С. Старченкова, Н. Е. Водопьянова. – СПб.: Питер, 2009. – 440 с. 44. Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии / Я. Стреляу. – М.: Прогресс, 2012. – 138 с. 45. Теплов, Б.М., Небылицын, В.Д. Изучение основ свойств высшей нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий / Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын. // Вопросы психологии. – 2013. – № 5. – С 16 – 29. 46. Томас, А. Значение темперамента для психиатрической практики / А. Томас // Детство идеальное и настоящее: Сб. работ современных западных ученых. – Новосибирск, 1994. – С. 111 – 122. 47. Форманюк, Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации / Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. – 2014. – № 6. – С. 7 – 15. 48. Филин, С. О синдроме профессионального выгорания и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов в социальной сфере / С.Филин // Школьный психолог. – 2003. – № 43. – С. 5 – 12. 49. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2013. – 860 с. 50. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен. – СПб.: Речь, 2011. – 256 стр. 51. Чернисс, К. Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет / К. Чернисс. – М.: АСТ, 2013. – 23 с. 52. Чутко, Л.С. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты / Л.С. Чутко, Н.В. Козина. – 2-е изд. – М.: МЕДпреcс-информ, 2014. – 256 с. 53. Шауфели, В.Б. Увлеченность работой. Как научиться любить свою работу и получать от нее удовольствие / В. Б. Шауфели, Т. Иванова. – М.: Когнито-центр, 2015. – 150 с. 54. Шумпетер, Й. Теория экономического развития / Й. Шумпетер. – М.: Директмедия Паблишинг, 2008. – 401 с. 55. Юнг, К. Структура психики и процесс индивидуализации. – М.: Наука, 2009. – 296 с. 56. Янковская, Н. Эмоциональное выгорание учителя / Н.Янковская //Народное образование. – 2009. – № 2 – С. 127 – 137. 57. Fredenberger, Н.G. Burn Out: The High Cost of High Achievement / Н.G. Fredenberger, G. Richelson. – New York Times, 2008. – 214 p. 58. Maslach, C., Jackson, S.E. Patterns of burnout among a national sample of public contact workers / C. Maslach, S.E. Jackson // Journal of Health and Human Resources Administration. – 1984. – Vol.7. – Р. 53-59. 59. Mayer J. D., Salovey P., Caruso D. Emotional intelligence: Theory, Findings, and Implications / J. D. Mayer, P. Salovey, D. Caruso // Psychological Inquiry. – 2004. – V. 15. – № 3. – P. 197–215. 60. Pines, A. Career burnout: causes and curs Text. / A. Pines, E. Aronson. – N.-Y., 2008. – 123 p. 61. Хомич, Н.К. Взаимосвязь между социально–демографическими, психологическими характеристиками и выгоранием у специалистов социономических профессий / Н.К. Хомич. – Минск: Изд–во БГПУ, 2017. – 190 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ГРУПП 1.1 Основные теоретические подходы к изучению феномена эмоционального выгорания Впервые на явление выгорания обратили внимание американские психологи, когда в США в 60-х гг. XX в. Начали появляться социальные службы помощи безработным, инвалидам, женам алкоголиков, людям, пережившим насилие, ветеранам вьетнамской войны и т. д. В центры реабилитации каждый приходил со своими трудностями и психологическими проблемами. От сотрудников требовалось выслушать посетителя, посочувствовать, помочь советом, оказать моральную поддержку. Рабочий персонал подбирался очень тщательно, проходил хорошую подготовку, однако через некоторое время начались осложнения. Все чаще со стороны посетителей стали звучать жалобы на невнимание, равнодушие и даже грубость сотрудников. Были проведены исследования, после чего ученые заявили о существовании профессионального истощения, или «стресса общения» [25; с. 256]. Термин «burnout» («эмоциональное выгорание») был предложен американским психиатром X. Фрейденбергом в 1974 году [57, с. 25]. Иногда его переводят на русский язык как «эмоциональное сгорание» или «профессиональное выгорание», рассматривая при этом комплекс особых психических проблем, возникающих у человека в связи с его профессиональной деятельностью. В 1982 году американский исследователь Кристина Маслач описала симптомы данного синдрома и предложила метод его диагностики: «Burnout is a syndrom of emotional exhaustion, depersonalisation and reduced personal accomplishment that can occur among individuals who do 'people work' of some kind» [27, с. 13]. Берн-аут – это синдром эмоционального истощения, деперсонализации и снижения личностной результативности, который может возникать среди специалистов, занимающихся разными видами «помогающих профессий» [53, с. 57]. В дальнейшем синдром эмоционального выгорания (эмоциональное сгорание) рассматривался специалистами как специфический вид профессиональной деформации лиц, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми. Приблизительные оценки встречаемости синдрома выгорания у специалистов «помогающих профессий», полученные с использованием теста MBI (Maslach Burnout Inventory) в США, дают частоту от 10 до 25 % [58, с. 59]. А. Лэнгле рассматривает синдром выгорания как вид депрессии, который возникает без травматизации и органических нарушений, а только лишь из-за постепенной утраты жизненных ценностей. За синдромом выгорания стоит двойная бедность отношений: внешних – с другими людьми, и с деятельностью, и внутренних – с самим собой и собственной эмоциональностью. Как следствие – пустота и раздражительность (депрессия истощения). Это проявление неэкзистенциальной установки по отношению к жизни – установки, которую человек занимает чаще всего бессознательно и ради самых благих целей. При этом игнорирование экзистенциальной действительности является настолько фундаментальным, что это приводит к дефицитарной витальной симптоматике как в соматическом, так и в психическом аспектах [26, с. 6]. Сегодня есть авторитетные авторы, которые не ограничивают cиндром эмоционального сгорания только социальными, «помогающими» профессиями. А. Пайнз и Е.Аронсон (Pines и Aaronson (1988)), например, рассматривают cиндром выгорания как синдром переутомления, который может встречаться в любой профессии, а также и за пределами профессиональной деятельности (например, в работе по дому) [6, с. 64]. По мнению Е.В. Орла, выгорание представляет собой полисистемное образование, которое включено в ряд взаимодействующих систем разного уровня, где базовой системой, в которой зарождается и развивается выгорание, является система профессионального становления личности [30]. Выгорание является профессиональным феноменом, элементом подсистемы профессиональных деструкций, т. е. формируется и проявляется в профессиональной деятельности, отрицательно влияя на ее протекание и результаты. Качественная специфика выгорания по сравнению с другими профессиональными деструкциями заключается в том, что оно является проявлением полного профессионального регресса личности, проникая практически во все ее подструктуры и нарушая их оптимальное функционирование [15, с. 367].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 71 страница
1775 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg