Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование познавательного интереса к этнокультуре средствами ИКТ

zac_shalamov 490 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 64 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.03.2020
Рассмотрев понятие «познавательный интерес» можно прийти к выводу, что большинство авторов определяют познавательный интерес как направленность личности на окружающий мир, отличающаяся такими свойствами, как избирательность и активность. Если рассматривать подходы к познавательному интересу более детально, то многие авторы связывают его с преобладанием положительных эмоций, сопровождающих познавательную деятельность, мотивацией к ней, потребностью познать предметы и явления окружающего мира.
Введение

Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должны найти большее отражение в содержании образования и воспитании подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства. Однако возникает вопрос: «С помощью чего достичь наилучшего результата в освоение этнокультурного наследия?» В настоящее время игра получила признание как один из ведущих компонентов культуры. В последние годы во всем мире ведется интенсивная разработка и использование игры как одного из способов организации жизненного пространства, взаимодействия человека с миром, результатом которого выступают социально важные навыки, эмоциональный тренинг, смыслообразование. В конце XX - начале XXI веков социально-педагогическая обстановка в России претерпела существенные изменения. Нередкими стали негативные явления в детской среде: усиление конфликтности и агрессивности поведения, заметное даже в дошкольном возрасте; часто жестокий и опасный характер самоутверждения у подростков; обеднение общения и ослабление творческих начал досуговой деятельности. Коллективное начало игры вытесняется индивидуализацией и эгоизацией деятельности детей. Все чаще игра командная, подвижная уступает место компьютерной игре. Социально-педагогические исследования (В. М. Григорьев, И. С. Слепцова, И. И. Шангина и др.) доказывают, что игра способна помочь ребенку освоить социальный опыт предыдущих поколений, развить способность соотносить общественные и собственные ценности. Современная теоретическая разработка различных аспектов феномена игры осуществляется в нескольких направлениях: философские аспекты игры нашли свое отражение в работах А. Вайнштейна, И. Герасимова, A. M. Жигуна, М. С. Кагана и др. Общепедагогические аспекты игры представлены в работах В. П. Вахтерова, К. Н. Вентцеля, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, Ф. Фребеля, Д. Б. Эльконина и др. В наши дни все большее распространение получают компьютерные игры. Важно, чтобы использование компьютерных технологий позволяло бы детям больше узнавать об окружающем мире, о культуре, способствовало бы интеллектуальному развитию учащихся. Тема нашего исследования: Формирование познавательного интереса к этнокультуре средствами информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Объект исследования: формирование познавательного интереса у младших школьников к этнокультуре. Предмет исследования: информационно-коммуникативные технологии как средство формирования познавательного интереса к этнокультуре. Цель нашей работы: теоретически обосновать и практически проверить влияние использования информационно-коммуникативных технологий на формирование познавательного интереса к этнокультуре у школьников. Гипотеза нашего исследования: мы предполагаем, что использование информационно-коммуникативных технологий будет эффективным средством повышения интереса младших школьников к изучению этнической культуры, а также расширит спектр педагогических возможностей познавательной игры и будет способствовать закреплению материала в процессе внеурочной деятельности учащихся. В соответствии с целью исследования были сформулированы задачи: 1. Изучить понятие «познавательный интерес». 2. Рассмотреть понятия «познавательная игра», «внеурочная деятельность». 3. Выделить и изучить формы и виды внеурочной деятельности. 4. Подобрать материал для разработки компьютерных познавательных игр. 5. Рассмотреть возможности MS Power Point для создания познавательных игр и реализовать познавательные игры в данной программе. 6. Составить тематический план факультатива по этнокультуре, разработать конспекты занятий, составить краткое описание организации и проведения игр. 7. Разработать компьютерные познавательные игры этнокультурного содержания и представить их в виде презентации. 8. Провести психолого-педагогический эксперимент. Теоретические методы исследования: анализ научно-педагогической и методической литературы, обобщение опыта педагогической деятельности. Эмпирические методы: устный опрос, беседа, анкетирование; педагогический эксперимент, включающий ряд диагностических заданий; метод анализа полученных данных; метод сравнительного анализа. Практическая значимость работы состоит в создании комплекса занятий с использованием компьютерных игр этнокультурного содержания. Данные игры, можно будет использовать во внеурочной деятельности, как учителем в классе, так и родителями с детьми дома, для повторения и закрепления этнокультурного материала. Объём и структура работы: работа включает введение, две главы (теоретическую и практическую), общий объём стр., список литературы, состоящий из наименований и приложения (диск). ?
Содержание

Введение 1. Теоретическая часть 1.1. Сущность познавательного интереса 1.1.1 Познавательный интерес 1.1.2 Понятие «познавательная игра» 1.2. Средства ИКТ в образовательном процессе 1.3. Роль внеурочной деятельности в формировании познавательного интереса. 1.3.1 Понятие «внеурочная деятельность» и ФГОС Заключение по 1 главе 2. Практическая часть 2.1. Диагностическая работа по выявлению уровня знаний и познавательного интереса к этнокультуре 2.2. Тематический план внеурочных занятий по формированию познавательного интереса к этнокультуре 2.3. Компьютерные познавательные игры по этнокультуре 2.2. Опыт формирования познавательного интереса к этнокультуре средствами ИКТ в процессе внеурочных занятий. Заключение по 2 главе 3. Заключение 4. Список использованной литературы Приложение
Список литературы

1. Волков Б.С., Волкова Н.В.. Психология детства: Учеб.пособие. М., 1997.-151 с. 2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с. 3. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной.– М.: Прогресс, 2007. – 367 с. 4. Зайцева И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности. – Ноябрьск, 2005. – 124с. 5. Изард К.Э. Психология эмоций / Пер. с англ. - СПб.: Знание, 1999. – 281с. 6. Лихачев Б.Т. Педагогика / Б.Т Лихачев – М.,1993, 194-218 с. 7. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. / Амонашвили Ш.А. - М., “Университет”, 1990 г. 8. Лобашева Е.В. Характеристика младшего школьного возраста с точки зрения педагогической психологии [текст]: методические материалы / Е.В. Лобашева – 2013г. 9. Меньшикова ЕА. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса // Вестник ТГПУ . - 2008. - №3. - С.16-20. 10. Методика обучения в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов вузов / Душина И.В., Пятунин В.Б., Летягин А.А. и др.; под ред. И.В. Душиной. – М.: Дрофа, 2007.) 11. Методика обучения в школе: учебное пособие для студентов геогр. спец. высш. пед. учеб. заведений и учителей географии. / Панчешникова Л.М., Душина И.В., Дронов В.П. и др.; под ред. Л.М. Панчешниковой. – М.: Просвещение; Учебная литература, 1997) 12. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. – М.: Знание, 1979.-47с. 13. Найн М.В. Формирование познавательных интересов младших школьников в совместной учебной деятельности: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2004. – 25с. 14. Пастушкова М.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности: Автореф. дис. . канд. пед. наук. – М., 2009.- 17с. 15. Педагогический словарь. / под ред. И. А. Каирова.– М.: Просвещение, 1960. 16. Пологрудова И. С. Теоретические подходы к изучению «познавательного интереса» в психолого-педагогической литературе // Молодой ученый. — 2012. - №4. - С. 366-367. 17. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 365 с. 18. Сластенин В. А. Педагогика /В.А. Сластенин – М.: Просвещение, 1997. - Гл. 17. 19. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. – М.: Просвещение, 1988. – 412 с. 20. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М.: Педагогика, 1988. – 203с. 21. Педагогика, дидактика [электронный ресурс] – Режим доступа: http://murzimru/nauka/pedagogika/didaktika/26783-klassifikaciya-igr-v-istorii-pedagogiki.html 22. Федеральный Государственный Образовательный Стандарты второго поколения: Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях) [электронный ресурс] – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2773 23. Чудопредки.ру: внеурочная деятельность школьников [электронный ресурс] – Режим доступа: http://chudopredki.ru/5062-vneurochnaya-deyatelnost-shkolnikov.html
Отрывок из работы

?. Теоретическая часть 1.1. Сущность познавательного интереса 1.1.1 Познавательный интерес В игре детей есть часто смысл глубокий. Иоганн Фридрих Шиллер Познавательный интерес – одно из социально значимых качеств личности, которое формируется у школьников в процессе учебной деятельности. В условиях современной школы необходимость развития у школьников познавательного интереса представляется очевидной. Тем не менее, вопрос о том, каким образом возможно обеспечить наибольшее его развитие, до сих пор остается открытым. Данная проблема невозможно решить без теоретического обоснования понятия «познавательный интерес». При исследовании понятия «познавательный интерес» для начала необходимо обратиться к анализу базового понятия – «интерес». С психологической точки зрения под интересом понимается избирательное отношение личности к объекту, определяемое его жизненным значением и эмоциональной привлекательностью. Интересы порождаются потребностями. Потребность выражает необходимость, а интерес – приятие, предрасположенность к какой-либо деятельности. Утвердившийся интерес может стать потребностью. Интересы индивида определяются особенностями объекта, на который они направлены, и психических свойств самого индивида (его воспитанности, культуры, характера, способностей) [2]. В учебнике психологии под редакцией И.В. Дубровиной [3] «интерес – это потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане». Интерес может все более обогащаться в условиях формирующейся познавательной деятельности, и включать в себя новые связи и отношения материального мира. Интерес имеет эмоциональную и волевую характеристики. Интерес представляет собой интеллектуальную эмоцию и соответствующее усилие, которое связано с преодолением интеллектуальных трудностей. Интерес свойственен человеку на этапе освоения им действительности в форме знаний.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg