Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Дидактическая сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

zac_shalamov 490 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 64 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.03.2020
Исходя из вышесказанного, можем заключить, что согласно цели и задачам исследования, был изучен воспитательный потенциал дидактической сказки в процессе формирования духовно-нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Введение

Обоснование актуальности исследования. В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения становится все более актуальной. В процессе духовно-нравственного развития и воспитания у ребенка реализуется регулятивная функция морали, формируется гуманное отношение к миру, обеспечивается регуляция поведения в соответствии с принятыми нормами, что обеспечивает гармонизацию личности и общественных интересов, способствует формированию духовно-нравственного поведения Степень теоретической разработанности проблемы. Духовно-нравственное воспитание – это процесс целенаправленного и систематического влияния на формирование у подрастающего поколения духовно-нравственного сознания, нравственного поведения и нравственных чувств [24]. Как показывают исследования В. А. Сластенина, Р. С. Буре, Л. В. Коломийченко и др. эффективность духовно-нравственного воспитания во многом зависит от правильной организации совместной деятельности детей и взрослых, от реализации комплексного подхода в решении воспитательных задач, от умелого сочетания педагогических средств и методов. Теоретики духовно-нравственного воспитания детей описывают различные педагогические средства, использование которых позволяет решать эффективно разнообразные задачи духовно-нравственного развития и воспитания. В системе психолого-педагогических средств духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста ряд исследователей выделяют дидактическую сказку (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л. Д. Короткова, Г. З. Праздникова, Л. В. Круглова, Л. С. Выготский и т.д.). Дидактические сказки – это «специально создаваемые или приспособленные для целей обучения сказки, выполняющие функции наставления, поучения». Дидактическая сказка как средство духовно-нравственного воспитания имеет социально - педагогический эффект. Она учит понимать и принимать окружающий мир. Сказке, как любому явлению искусства, присуща компенсаторная функция. Ребенок ограничен в своем индивидуальном жизненном опыте, в то же время сказка в силу таких особенностей, как передача детям основных жизненных принципов и закономерностей, формирование ощущения сопричастности с миром людей, становление личности и моральной компетентности, может быть использовано в работе с детьми старшего дошкольного возраста для решения задач духовно-нравственного воспитания. Однако проанализировав литературные источники можно выявить противоречие между тем, что дидактическая сказка обладает возможностями влияния на духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста и тем, что в воспитательном процессе такая сказка в качестве средства духовно-нравственного воспитания детей используется ограниченно. Обозначенное противоречие позволило определить проблему исследования: дидактическая сказка может выступать в качестве средства духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. . Объект исследования – процесс духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – сущность и особенности духовно-нравственного воспитания старших дошкольников средствами дидактической сказки. Цель – выявить и экспериментальным путем определить эффективность влияния организационных норм, педагогических условий, форм и методов духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической сказки. Гипотеза: если в работе с детьми старшего дошкольного возраста использовать дидактические сказки, то их уровень духовно-нравственного воспитания значительно повысится. Задачи: 1. Проанализировать состояние проблемы исследования в философской, психолого-педагогической литературе, уточнить понятие «духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста», конкретизировать понятия «духовно-нравственная сфера личности ребенка старшего дошкольного возраста» и «духовно-нравственные основы личности ребенка старшего дошкольного возраста». 2. Определить диагностический инструментарий по изучению духовно-нравственной сферы личности ребенка старшего дошкольного возраста и выявить уровень развития; ее основных компонентов: когнитивного, эмоционально-ценностного, поведенческого. 3. Разработать, реализовать и проверить эффективность методики организации работы по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников посредством дидактической сказки. Контингент исследования: в опытно-поисковой работе приняло участие 20 детей в возрасте от 5 до 6 лет (10 детей в контрольной и 10 детей в экспериментальной группе.) Методы исследования: методы количественного и качественного анализа данных, теоретический анализ, педагогический эксперимент. Теоретические основы исследования: - культурно-историческая теория Л. С. Выготского в частности, положение о роли воспитания как фактора социализации и личностного развития ребенка. -положения теории воспитания о сущности, закономерностях процесса духовно-нравственного воспитания личности, генезисе духовно-нравственного развития личности, сущности видах педагогических средств воспитания ребенка дошкольного возраста (Б. С. Братусь, Е. Г. Белякова, А. Я. Данилюк, Т. Н. Майская, Е. В. Павлова, В. И. Петрова и др.). -концепция духовно-нравственного развития как ценностно- нормативная основа обеспечения условий для духовно-нравственного развития и воспитания детей; -теоретические положения о роли, видах, структуре дидактической сказки в процессе духовно-нравственного воспитания дошкольников; о методике ее применения в качестве средства педагогического процесса в ДОУ (Л. Д. Короткова, Г. З. Праздникова, Л. В. Дедешко, Л. В. Круглова, Т. Д. Зинкевич- Евстигнеева). Опытно-экспериментальная работа велась в казенном образовательном учреждении ДДТ «Мастер», НСО п. Краснообск. Научная новизна и практическая значимость полученных результатов состоит в особенностях формирования у детей в старшем дошкольном возрасте духовно-нравственного воспитания при помощи дидактической сказки. Проанализировано состояние и роль в педагогическом процессе основных подходов к формированию духовно-нравственного развития и воспитания у дошкольников на современном этапе, раскрыты основные пути их совершенствования, разработан план формирования духовно-нравственного воспитания у старших дошкольников. Результаты исследования могут быть использованы при работе педагогами различных образовательных учреждений, при разработке практических методов реализации задач формирования духовно-нравственного развития и воспитания у детей в дошкольном возрасте. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, который насчитывает 67 позиций, двух приложений и включает 7 таблиц, 6 рисунков. ?
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯДЕТЕЙСТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………… 7 1.1 Духовно-нравственное воспитание как научная педагогическая проблема ……………………………………………………………………………………...7 1.2 Дидактическая сказка и особенности её использования в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста 12 1.3 Педагогические условия, содержание, средства, формы и методы использования дидактической сказки в работе со старшими дошкольниками… 16 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СКАЗКИ…………………………………………………………………….…… 24 2.1 Констатирующий этап экспериментального исследования………………24 2.2 Формирующий этап экспериментального исследования 30 2.3 Контрольный этап экспериментального исследования 38 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48 ПРИЛОЖЕНИЕ А 54 ПРИЛОЖЕНИЕ В 6
Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - Екатеринбург: Деловая книга, 2002. - 704 с. 2. Артемова И.B. Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в игре // В кн.: Психология и педагогика игры дошкольника. - М.: Просвещение, 1996. С.188-205. 3. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979. - 187 с. 4. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общечеловеческого анализа / А.Г.Асмолов М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. - 416с. 5. Бандурка А.М. Основы психологии и педагогики: учебное пособие. - Ростов- на-Дону: Феникс, 2009. - 250с. 6. Белякова Е. Г. Нравственное развитие ребенка: Психологический аспект / Е.Г. Белякова. – Тюмень: Издательство ТГУ, 2009. – 151 с. 7. Богданова О.С. Беседы о нравственном воспитании. М.: Просвещение, 1999. - 143 с. 8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2010. – 400 с. 9. Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии / Н.В. Бордовская. – М.: КНОРУС, 2010. – 432 с. 10. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности / Б.С. Братусь. – М., 2009. – 112 с. 11. Веракса Н.Е. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса // Современное дошкольное образование. Теория и практика, 2009. №1. – С. 7-10. 12. ВолохинаЕ.А.Дидактика / Е.А. Волохина, И.В. Юкина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 288 с. 13. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо, 2010. – 508с. 14. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. - М.: Знание; 1984.- 79 с. 15. Гамезо А.В. Словарь справочник по педагогической психологии. /Степаносова Л.М 2001. 16. Ганощенко Н.И., Галигузова Л.Н., Мещерякова, С.Ю., Рузская, А.Г., Смирнова, Е.О. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / под ред. Е.О. Смирновой. – М.: МОДЭК, 2010. – 240 с. 17. Голованова Н.Ф. Подход к воспитанию в современной отечественной педагогике / Н.Ф. Голованова // Педагогика. 2007. - № 10. - С. 38-47 18. Гударева О.В. Игра современных дошкольников / О.В. Гударева // Прикладная психология. 2008. №2. – С. 51-56. 19. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос.акад. образования. ? М.: Просвещение, 2009. – 29 с. 20. ДалининаТ. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т. Далинина // Дошкольное воспитание. - 2000. - №1. - С. 41-49. 21. Дергунова Н. Проект «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии» / Н. Дергунова / 22. [Электронный ресурс]: http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-nravstvenoe- vospitanie-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-skazkoterapi.html 23. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. 24. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д.Марцинковской. - М.: Гардарики, 2003. - 253 с. 25. Дошкольная педагогика / Под ред.В.И.Логиновой, П.П.Саморуковой. - М.: Просвещение, 2004. - 456 с. 26. Духновский С.В. Переживание дисгармонии межличностных отношений / С.В. Духновский. – Курган: КГУ, 2005. – 210 c. 27. Еремеева Д.В., ХризманТ.П. Мальчики и девочки – два разных мира / Д.В. Еремеева, Т.П. Хризман. – М.: Линка-пресс, 2009. – 184 с. 28. Ермихина М.О. Родительство как надындивидуальное целое // Социально- психологические проблемы формирования личности в образовательном процессе: Материалы межрегиональной научно-практической конференции / М.О. Ермихина / Актуальные проблемы развития личности на разных возрастных этапах. – Шадринск, 2007. – 397 с. 29. Запорожец A.B. Об эмоциях и их развитии у ребенка. М.: Педагогика, 1986. - 145 с. 30. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Формы и методы работы со сказками / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2008. – 240 с. 31. Золотарева Е.К. Педагогическая система нравственного воспитания и развития личности-Пермь:ПГПИ, 1993. С.64-87. 32. Зыкова Н.А., Просвирнина И.Г. Проект по инновационной деятельности на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к нормам и правилам взаимоотношений с окружающими» / Н.А. Зыкова, И.Г. Просвирнина/[Электронный ресурс] :http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98706668 33. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. — 5-е изд. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 161 с. 34. Калинина P.P. Знакомство с моральными качествами: Программа нравственного воспитания для старших дошкольников // Школьный психолог. 2001. - №17. - С.6-10. 35. Карпова С.В. Родительская семья как фактор, формирующий образ жизни / С.В. Карпова // Материалы международной научно-практической конференции. – Петрозаводск: КГПУ, 2006. – С. 218-220. 36. Кон И.С. Ребенок и общество / И.С. Кон. – М.: Академия, 2008. – 336 с. 37. Короткова Л.Д. Авторская дидактическая сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста / Автореферат на соискание учёной степени канд. пед. наук / Л.Д. Короткова. – М., 2008. – 25 с. 38. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.- 3-е изд., исправ. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 416 с. 39. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду: для работы с детьми 3-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 135 с. 40. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном, возрасте: В кн.: Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, A.B. Запорожца; М.: Педагогика, 1995.-С.6-17. 41. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. – М.; Воронеж, 2011. – 384 с. 42. Майская Т.Н. Проблемы формирования нравственности детей в условиях современного общества / Т.Н. Майская // Сборник статей и тезисов / Под ред. М.Ю. Ананченко, П.Е. Овсянкина. – Архангельск: КИРА, 2009. – 444 с. 43. Маркова В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике / В. Маркова // Дошкольное воспитание, 2006. №12. – С.104-110. 44. Мельникова Н.В., Коновалова О.В. Психология нравственности: учебное пособие. - Щадринск: Исеть, 2004. - 158с. 44. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения / М. Мид. – М.: Наука, 2009. – С. 308-321 45. Мухина B.C. Возрастная психология: учебник для студентов вузов. - М.: Академия, 1997. - 306 с. 46. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В.Запорожца, Б.Д.Маркова, - М., 2004. - 156 с. 47. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с. 48. Павлова Е.В. Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения как пути нравственного воспитания детей / Е.В. Павлова. – Оренбург, 2011. – 21 с. 49. Педагогическая психология. Учебное пособие/ под ред. Регуш Л.А., Орловой А.В. - СПб: Питер, 2010. - 416с. 50. Петрова В.И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / В.И. Петрова. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 72 с. 51. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка / Ж. Пиаже. – М.: Академический проект, 2009. – 480 с. 52. Педагогический терминологический словарь http://pedagogical_dictionary.academic.ru/2154/Нравственное_воспитание 53. Полковникова Н. Приобщение старших дошкольников к ценностям как компонент социализации// Дошкольное воспитание. - 2010. - №10 - с. 96 54. Потаповская О.М. О методологических подходах к духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста// Педагогика. - 2013. - №6. - с. 72-82 55. Праздников, Г.З., Дедешко Л.В., Круглова Л.В. Роль сказки в духовно-нравственном воспитании детей / Г.З. Праздникова, Л.В. Дедешко, Л.В. Круглова // Практика управления ДОУ, 2013. №8. – С. 63-68. 56. Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000 г. 57. Смирнова Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания / Е.О. Смирнова. – М.: Владос, 2011. – 119 с. 58. Соломенникова О.А. Духовно-нравственное воспитание детей в условиях перехода на ФГОС ДО, SWorld – 1-12 October 2013. 59. Слестенин В.А. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Слестенина. – 4-е изд., стереотип. – М.: «Академия», 2005. – 576 с. 60. Султанова Н. Духовно-нравственное воспитание дошкольников// Дошкольное воспитание. - 2004 - №6. - с.6-13 61. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учебник. - М.: Академия, 1999. - 288с. 62. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е.И. Удальцова. – М., 2009. – 128 с. 63. Феоктистова Т. Из опыта духовно-нравственного воспитания старших дошкольников//Педагогика. - 2006 - №4 -с.30-32 64. Широких О., Космачева Н. К вопросу о формировании нравственных ценностных ориентаций.// Дошкольное воспитание. - 2008- №4 - с. 42-46 65. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М., 2008. – 560 с. 66. ЭльконинД.Б. Психология развития детского возраста / Д.Б.Эльконин М.: ИПП, 1997. - 416с. 67. Эриксон Э. Детство и общество / Э.Эриксон СПб.: Ленато, 1996. - 592с.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Духовно-нравственное воспитание как научная педагогическая проблема Духовно-нравственное воспитание – это целостный процесс, результатом которого является формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое развитие личности, ее сознания, совести, нравственных чувств и воли, справедливости и других качеств которые придают высокий смысл мыслям и делам человека. В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания приобрела особую актуальность в обществе. Это связанно с его глубинными изменениями, которые привели к осознанию педагогической общественностью необходимости коренного пересмотра существующих средств и методов духовно-нравственного воспитания личности во всем образовательном пространстве современной России. В конце XX века в педагогике началось исследование духовно-нравственного развития личности. По данной проблеме можно назвать труды В. Г Федотовой, Г. Э. Бурбулиса, П. В. Симонова, В. Е. Кемерова, Т. В. Холостовой, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, А. В.Запорожец, В. В. Рыжова, В. А. Сухомлинского и др. Разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности В. А. Сухомлинский считал, нравственное воспитание главным системообразующим признаком. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблема духовно-нравственного воспитания детей разносторонне разработана (Б. С. Братусь, Т. Н. Майская, Ж. Пиаже, Е. Г. Белякова и др.).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg