Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Личностно-ориентированное обучение в начальной школе

zac_shalamov 350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 53 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.03.2020
Социально-экономические условия развития общества заставляют пересмотреть требования к современному образовательному процессу. Одна из важных задач, стоящих перед образованием - развитие личности, создание условий для полноценной реализации природного потенциала. Среди факторов, определяющих успешность решения данной задачи, одно из основных мест принадлежит включению школьников в личностно - ориентированный образовательный процесс, начиная с первых лет обучения.
Введение

В последнее десятилетие образовательная политика была направлена на построение и реализацию вариативного образования. В этих целях созданы различные образовательные учреждения. При всем разнообразии целей и задач большинство из них реализуют просвещенческую, «знаниевую» функцию. Ориентация на получение в процессе образования научных, социальных и профессиональных знаний заслонила собой многие важные проблемы воспитания современного ребенка. Вариативность образования рассматривается как создание условий для развития разных групп детей (одаренных, с различными физическими и психическими отклонениями и т.п.) Для этого организуются отдельные классы, целые школы. Но возможен и другой подход к реализации идеи вариативности образования. Он состоит в организации условий, которые при наличии единого для всех образовательного пространства создают развивающую среду, где каждый ребенок в зависимости от присущих ему индивидуальных особенностей получает многообразие вариантов для своего развития. С активизацией процесса демократизации общества усилилась потребность в самостоятельной, ответственной за свои поступки личности, способной принимать осознанные решения в ситуации выбора. От ориентации на общество образование поворачивается к ориентации на личность. Поэтому чрезвычайно актуальной становится проблема развития личности школьника. Исследования отечественных, зарубежных педагогов и психологов показывают, что именно младший школьный возраст является отправной точкой в осознании человеком своей личности, определении собственной позиции в учебном процессе и в других сферах жизнедеятельности. Однако самостоятельно ребенку трудно справиться с такой задачей, поэтому в этот период особенно важно оказать ему помощь в становлении и развитии его личности. По мнению ведущих специалистов (Е.В.Бондаревской, С.В.Кульневич, В.В.Серикова, И.С.Якиманской и других), осуществление такой помощи возможно в условиях личностно - ориентированного обучения. Такое обучение тесным образом связано с вопросами гуманизации, дифференциации, индивидуализации обучения. В современных условиях личностно-ориентированный подход лежит в основе современных представлений о личностно-ориентированном обучении, которое как система предполагает специфические цели (активизация и развитие личностных функций индивида); содержание (образовательный стандарт органически сочетается с личностным опытом обучаемого); технологии, обеспечивающие востребованность личностных функций и личностного уровня саморегуляции индивида. Поворот образования к человеку, обращение к гуманистическим идеям вызвало повышенный интерес педагогов к построению различных личностно-ориентированных моделей обучения, направленных на развитие сущностных сил человека. Обращение к тематике личностно - ориентированного обучения, на мой взгляд, актуально еще потому, что, с одной стороны, во всех школах России признается приоритет данного направления в новой образовательной концепции, и в то же время лишь немногие образовательные учреждения в полной мере реализуют идеи личностно - ориентированного обучения на практике. Некоторые педагоги считают, что личностно - ориентированное обучение в условиях классно - урочной системы осуществить невозможно. Смысл личностно-ориентированного обучения заключается в том, что учет особенностей каждого ученика предполагает индивидуализацию обучения. В процессе индивидуализации педагог видоизменяет учебный процесс, подстраивая его к особенностям ребенка, адаптирует педагогические воздействия к ученику. В личностно-ориентированном обучении ученик предстает как активная личность, имеющая сложившуюся систему взглядов, активно действующая в окружающем мире. Возможность выбора в учебном процессе - отличительная черта личностно - ориентированного обучения. Методологический уровень анализа проблемы личностно-ориентированного обучения представлен в работах Ш.А.Амонашвили, Е.В.Бондаревской, В.В.Серикова, В.А.Караковского, И.С.Якиманской и др. Наличие большого числа научных и практических работ по проблеме исследования свидетельствует об его актуальности. В процессе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме личностно-ориентированного обучения, мы обнаружили, что специфика работы с младшим школьником в условиях данного обучения практически не раскрыта. Это объясняется сложностью и возрастным своеобразием объекта исследования, ограниченностью выбора содержательного материала и методических приемов. Остаются открытыми вопросы о том, как лучше организовать личностно - ориентированный урок в начальной школе, учитывая своеобразие младшего школьного возраста, какие приемы и методы взаимодействия использовать, какой учебный материал выбрать для раскрытия той или иной темы с учетом субъектного опыта ребенка. Цель исследования состоит в выявлении особенностей личностно – ориентированного обучения младших школьников в начальных классах. Объект исследования - личностно - ориентированное обучение младших школьников. Предмет исследования – способы реализации личностно – ориентированного обучения в начальной школе. Гипотезой исследования явилось предположение о том, что личностно – ориентированный подход в обучении в начальной школе способствует развитию личности младших школьников при следующих педагогических условиях: -проведение обязательного и регулярного психолого - педагогического исследования индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, учёт этих особенностей при обучении; -отбор содержания урока, позволяющего реализовать основную цель личностно - ориентированного обучения. Задачи исследования: • Осуществить теоретический анализ основ личностно - ориентированного обучения. • Выявить оптимальное содержание урока как формы реализации личностно - ориентированного обучения младших школьников. • Определить наиболее оптимальные приемы, формы и средства личностно - ориентированного обучения младших школьников. Для реализации задач исследования возможно применение следующего комплекса методов: - анализ, синтез и сравнение исследуемых явлений; - обобщение и анализ педагогического опыта; - тестирование, анкетирование, беседа; - организация опытно-экспериментальной работы.
Содержание

Введение Глава I. Теоретические основы личностно-ориентированного обучения младших школьников 1.1 Сущность и структура личностно-ориентированного обучения 1.2 Урок как форма реализации личностно-ориентированного обучения у младших школьников Глава II. Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении младших школьников 2.1 Исследование уровня самооценки младших школьников 2.2 Содержание и формы обучения младших школьников на уроке Заключение Список литературы Приложение
Список литературы

1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1988. 2. Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. -М., Изд. Дом Ш.Амонашвили, 1996. 3. Бондаревская Е,В. Гуманистическая парадигма личностно - ориентированного образования.// Педагогика, 1997. 4. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно - ориентированного образования. Ростов-на-Дону, 2002. 5. Виноградова Н.Ф. Как реализовать личностно - ориентированное образование в начальной школе? //Начальная школа. - 2001. - №9. 6. Витковская И.М. Как организовать групповую учебную работу младших школьников. //Начальная школа. - 2007. - №12. 7. Гомон И. Путешествия по сказкам./Начальная школа. -2003. - №11. -с.32 8. Джуринский А.Н. История педагогики. - М.,1998. 9. Землянская Е.В. Учебное сотрудничество младших школьников на уроке. //Начальная школа - 2008. - №1. 10. Казанская В.Г. Личность ученика и учителя. - СПб.: КАРО, 2004. 11. Коджаспирова Г.М. Педагогика. - М.: Гардарики, 2004. 12. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М., 2003. 13. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий. -Ростов-на-Дону: 14. Кульневич С.В., Лакоценина Т.Н. Не совсем обычный урок. -Ростов-на-Дону: «Учитель», 2001. 15. Кульневич С.В., Лакаценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. 16. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. - М: Воронеж, 1998. 17. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений, М.: Просвещение, 1994. 18. Огородникова А. Урок-игра «Звездный час»//Начальная школа – 2003. -№4 19.Олейник С.А. Особенности взаимодействия учителя и ученика в зависимости от типа учебной ситуации. Взрослые и дети в образовательном пространстве. - М.: Академия, 2002. 20. Практическое пособие в 2 частях. - Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель», 2002, Часть 1. 21.Российская педагогическая энциклопедия: В 2т. Том 2. - М., 1999. 22.Ситаров В.А. Дидактика. Под ред. Сластенина В.А. - М.: Академия, 2002. 23.Сериков В.В. Личностно - ориентированное образование.// Педагогика, 1994, №5 24.Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирование образовательных систем. - М: 1999. 25. Школа педагогического мастерства/авт-сост. И.С.Белова - Волгоград: Учитель, 2009. 26. Якиманская И.С. Личностно - ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 1996. 27. Якиманская И.С. Личностно - ориентированная система обучения: принципы ее построения. - М., 1996. 28. Якиманская И.С. Личностно - ориентированная школа. Взрослые и дети в образовательном пространсте. - М.: Академия, 2002. 29. Якиманская И.С., Якунина О. Личностно - ориентированный урок: планирование и технология проведения//Директор школы, 1998, №3
Отрывок из работы

Глава I. Теоретические основы личностно – ориентированного обучения младших школьников 1.1 Сущность и структура личностно – ориентированного обучения Одним из двух главных компонентов целостного педагогического процесса является процесс обучения (учебный процесс) - сложный, уступающий, быть может, только процессам воспитания и развития. В сочинениях древних и средневековых мыслителей понятие «обучение», «процесс обучения» рассматривались главным образом как «преподавание, цель которого – учение». В начале XX века в понятие «обучение» стали включать уже два компонента, составляющих этот процесс: преподавание и учение. Преподавание рассматривается как «деятельность учителей, обеспечивающих усвоение учебного материала, а учение - как работа учащихся по усвоению предлагаемых им знаний».Несколько позже, в понятии «обучение» обнаружили отблеск и управляющая работа учителя по формированию у учащихся способов познавательной деятельности, и совместная работа учителя и учащихся. Значит, суть процесса обучения как общей работы учителя и учащихся составляет единство преподавания и учения. В современном понимании, для обучения свойственно упорядоченное взаимодействие учителя с учащимися, нацеленное на достижение поставленной цели. Это двусторонний процесс их общей, специально организованной, познавательной работы, в процессе которой у учащихся складываются научные знания, необходимые способы деятельности, эмоционально-ценностное и творческое отношение к находящийся вокруг реальности. В обучении осуществляется развитие ребенка. Ведущими структурными элементами обучения как системы, по мнению ученых, считаются: «цели; принципы; содержание; методы; организационные формы; результаты».
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg