Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Формирование семейных ценностей у детей из неполных семей

zac_shalamov 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 83 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.03.2020
Семья – это основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению к друг другу.
Введение

Актуальность исследования. В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа. Общечеловеческие ценности тесно связаны с личными ценностями человека, которые можно условно разделить на материальные и духовные (нравственные). Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. На протяжении всей жизни человек формирует свое мировоззрение, образ жизни. Значительную роль в этом играют его окружение – семья, друзья. Формирование собственной шкалы ценностей происходит уже в раннем детском возрасте. Вот почему так важно, в какой семье воспитывается ребенок, вырастая в подростка, юношу, взрослого. Если в семье преобладают духовные ценности, например, взаимоподдержка, доброта, честность, радость общения друг с другом, потребность отдавать, а не брать, то вряд ли ребенок в будущем почувствует себя одиноким и обездоленным. Родительская семья становится источником социального наследования в первые годы жизни ребенка, причем следование образцу отношений собственных родителей первоначально происходит на уровне подсознания, благодаря механизмам подражания, идентификации. В результате происходит запечатление образов родителей, прародителей, братьев, сестер, неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми взрослыми, подражание их действиям, словам чувствам, отождествление себя с близкими людьми и т.д. Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности семейного воспитания, его места и роли в общественной жизни. Сейчас приоритетной задачей воспитания является воспитание у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. Поэтому, задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев. Взаимодействие с родителями способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом. К сожалению, практика показывает, что у детей отсутствуют четкие представления о понятии «семья», «члены семьи». В семьях не сформированы представления о положительных и отрицательных поступках как одних из ценностей семьи, так как есть семьи, членов которых ничто не радует в поведении ребенка, между родителями нет согласованности – одни и те же поступки вызывают свои, не совпадающие по значению, реакции. Родители не всегда выслушивают мнение детей, отсутствует доверие и уважение между членами семьи. Кроме этого, в настоящее время обострилась проблема неполных семей. В традиционной российской семейной культуре неполная семья являлась исключением. Однако, между переписями населения 2002 и 2010 годов число полных семей сократилось на 11,2%, а число неполных семей выросло на 3%. В сравнении с 1996 годом, доля неполных семей выросла в 2,5 раза. Каждый 3-й ребенок проживает в неполной семье, 88% из них – это материнские семьи. Семья без отца становится нормой. Между тем, социализация детей из неполных семей характеризуется некоторой неполноценностью. У детей из неполных семей отсутствует образец гармоничных межличностных отношений между мужчиной и женщиной, на который они могли бы ориентироваться в будущем. Таким образом, формирование представлений о семейных ценностях у детей является актуальной темой. Степень разработанности исследования. Философский аспект семейных ценностей раскрывается в работах зарубежных (Г. Гегель, А. Камю, И. Кант, К. Ясперс) и отечественных (К.С. Аксаков, В.С. Библер, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, И.А. Ильин, М.С. Каган, И.В. Киреевский, В.Н. Сагатовский, В.П. Тугаринов, Г.Н. Филонов, А.С. Хомяков) ученых-философов. Идеи ценностей рассматривали: В. Брожик, В.П. Бездухов, В.А. Караковский, А.В. Кирьякова, А.А. Ручка, М.А. Петухов, С.Д. Поляков, А.А. Радугин, И.В. Юстус; идеи семейных ценностей – В.Г. Балашова, Л.В. Безрукова, О.В. Дыбина, Н.Н. Никитина, М.С. Мацковский, Н.Л. Москвичева, А.С. Спиваковская, Н.Ю. Шлейкова; духовных ценностей – С.Ф. Анисимов, В.С. Бакиров, Г.П. Выжлецов, Т.И. Власова, В.Н. Воронин, Е.В. Золотухина-Аболина, О.Н. Илюхина; концепцию общечеловеческих ценностей – П.А.Бакланов, М.И. Богомолова, Г.Н. Волков, З.Т. Гасанов, А. Дистервег, Л.М. Захарова, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский; идеи военных ценностей – Т.В. Петрий, Я.В. Подоляк, А.Г. Трофимчук. Исследование современной педагогической практики свидетельствует о том, что большинство родителей и педагогов в настоящее время испытывают затруднения в поиске эффективных путей взаимодействия образовательного учреждения и семьи для решения проблемы формирования у детей устойчивых семейных ценностей, обеспечивающих культурное наследование и демографическое воспроизводство российского общества. Актуальность темы исследования позволила выявить противоречие между теоретической разработанностью проблемы формирования представлений о семье у детей в психолого-педагогических исследованиях и недостатком практического применения деятельности в воспитательно-образовательном процессе образовательного учреждения. Отсюда вытекает проблема исследования – возможность формирования семейных ценностей у детей из неполных семей. Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально исследовать специфику формирования семейных ценностей у детей из неполных семей. Объект исследования: дети из неполных семей. Предмет исследования: формирование представлений о семейных ценностях у детей из неполных семей. Гипотеза исследования: формирование представлений о семейных ценностях у детей из неполных семей будет эффективным, если: ? поэтапно организовать деятельность детей из неполных семей; ? проектная деятельность будет организована с учетом особенностей представлений о семье у детей из неполных семей. Задачи исследования: ? изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. ? выявить уровень сформированности представлений о семейных ценностях у детей. ? экспериментально проверить возможности влияния организованной деятельности на формирование представлений о семейных ценностях у детей из неполных семей. ? выявить динамику уровня сформированности представлений о семейных ценностях у детей из неполных семей. Методологическую основу исследования составляет аксиологический подход, согласно которому человек рассматривается как высшая ценность общества; позиция ведущих ученых по отношению к ценностям как стержневому образованию личности, системному компоненту культуры (М.С. Каган, Б.Т Лихачев, З.И. Равкин, В.А. Сластенин, В.П. Тугаринов). Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы); количественный и качественный анализ результатов. Научная новизна исследования заключается в том, что определена значимость среды в формировании у детей семейных ценностей; уточнена специфика неполных семей; определены критерии, показатели и уровни сформированности у детей из неполных семей; выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность реализации модели и программы: описана организация культурно-исторической, поликультурной среды, включающей множественность семейных ценностей и их различий; осуществлено применение комплекса педагогических средств, носящих преимущественно личностно-ориентированный характер. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем проведен анализ проблемы формирования семейных ценностей у детей из неполных семей, позволивший систематизировать и обобщить существующие взгляды в интерпретацию данной проблемы. Выявленные педагогические условия формирования у детей семейных ценностей обогащают современную педагогику в конкретизации системы воспитательных средств, используемых для формирования семейных ценностей, приобщения к культуре родителей, перспективы создания собственной семьи. Практическая значимость исследования: представлена модель формирования у детей из неполных семей семейных ценностей, построенная на основе совокупности эффективных средств национального воспитания: искусства, устного народного творчества, музыкального фольклора, народных игр. Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы.
Содержание

Введение 3 1. Теоретические вопросы формирования семейных ценностей у детей 8 1.1. Общая характеристика неполной семьи, проблемы и характер детско-родительских отношений 8 1.2. Сущность и специфика семейных ценностей 16 1.3. Формы и методы формирования семейных ценностей у детей из неполных семей 24 2. Экспериментальное исследование формирования семейных ценностей у детей из неполных семей 40 2.1. Выявление уровня сформированности представлений о семье у детей 40 2.2. Организация и реализация проектной деятельности по формированию представлений о семейных ценностях у детей из неполной семьи 47 2.3. Выявление динамики уровня сформированности представлений о семье у детей 57 Заключение 75 Список литературы 78 Приложение 82
Список литературы

1. Алексеева О. П. «Кем быть?»: проект по ознакомлению детей с трудом взрослых [Текст] / О. П. Алексеева // Ребенок в детском саду. - 2005. - № 3. - С.34-41 2. Акутина С.П. Методика и технологии работы социального педагога: учеб. пособие. [Текст] – Ч.II. / С.П. Акутина, В.А. Волгунов и др. – Арзамас: АГПИ, 2009. – 15,0 п.л., авт. – 13,0 п.л. 3. Агейко О.В. Изучение структуры семьи в постразводный период при помощи Системного семейного теста Геринга [Текст] / О.В. Агейко // Теоретические и прикладные аспекты кризисной психологии: - Сб. науч. тр.Минск, 2001. С. 144–150. 4. Аккерман Н. Семья как социальная и эмоциональная единица [Текст] / Н. Аккерман // Семейная психотерапия – Спб.: Питер. Серия «Хрестоматия по психологии»), 2000. - С. 5–17. 5. Арнаутова, Е. П. Общение с родителями: зачем? Как? [Текст]: мето-дическое пособие для родителей / Е. П. Арнаутова. – М.: Владос, 2003. – 43 с. 6. Байард, Р. Ваш беспокойный подросток [Текст]: рекомендации для родителей и педагогов / Р. Байард. – М.: Просвещение, 2006. – 123 с. 7. Бочарова, Н. И. Организация досуга детей в семье [Текст] / Н. И. Бочарова, О. Г. Тихонова. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001. – 208 с. 8. Данюкова А. Вы любите проекты? [Текст] /А. Данюкова // Обруч. - 2001. -№4. - с.11-13. 9. Джудит С. Райкус, Рональд С. Хьюз. Социально-психологическая помощь семьям и детям группы риска: Практическое пособие: В 4т. Т.II. Планирование и семейно-ориентированная социальная работа [Текст] / С.Джудит, С.Рональд. - СПб.: Питер , 2009. – 236с. 10. Дисфункциональная семья: среда формирования социально-проблемной личности [Текст]: учебно-методическое пособие / В. А. Юрина; под общей ред. А. Б. Трофимова. – Кемерово: Изд-во КРИП-КиПРО, 2009. – 97 с. 11. Долгова, В. М. Шаги навстречу [Текст]: практико-ориентированные методические рекомендации по организации сотрудничества школы и семьи / В. М. Долгова. - Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2002. – 60 с. 12. Доронова, Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей [Текст] / Т.Н.Доронова // Дошкольное воспитание. - 2004. - №1. - С.63. 13. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников [Текст] / О.В. Дыбина, Н.П. Разманова, В.В. Щетинина. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 192с. 14. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании школьника [Текст] / Е.С.Евдокимова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с. 15. Заслуженюк В.С. Родители и дети: Взаимопонимание или отчужде-ние? [Текст]: книга для родителей / В. С. Заслуженюк. - М.: Просвеще-ние, 2003. – 300 с. 16. Зверева О.Л. Общение педагога с родителями: Методический аспект [Текст] / О.Л.Зверева, Т.В.Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с. 17. Историческое родословие [Текст]: методическая разработка / сост. Е. Б. Цибизова. – Новокузнецк: МОУ ДОД «Детско-юношеский центр «Орион», 2009. – 17 с. 18. Круглова О.С. Технология проектного обучения [Текст] // Завуч. - 1999. - № 6. - С.91-94. 19. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] / Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 232 с. 20. Лисовский В.Т. Молодежь: любовь, брак, семья. (Социологическое исследование) [Текст] / В.Т. Лисовский. – СПб.: Наука, 2003. – С. 71. 21. Методический портфель [Текст] / Авт.-сост. З.Г. Шибко [и др.]. – Минск: Красико-Принт, 2005. – 173 с. 22. Нартова-Бочавер С.К. и др. Ребенок в карусели развода [Текст] / С.К. Нартова-Бочавер. – М. ТОО «ТП», 1998. – 222с. 23. Немировский К. Мама и я - неполная семья [Текст] / К. Неморовский // Психолог в детском саду - №4 - 2006. – С. 67 24. Нечаев М.П. Диагностика результатов воспитательного процесса в школе [Текст]: методическое пособие / М. П. Нечаев. – М.: УЦ Пер-спектива, 2008. – 128 с. 25. Организация правового воспитания младших школьников [Текст]: методические рекомендации / автор-составитель М. М. Шевцова. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009. – 51 с. 26. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для вузов [Текст] / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова [и др.]; под ред. Е.Г. Силяевой. – М. : Изд. центр «Академия», 2004. – 192 с. 27. Проектный метод в деятельности школьного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ [Текст] / Авт.-сост.: Л.С. Ки-селева [и др.] – М.: АРКТИ, 2005. – 96 с. 28. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Материалы научно-практической конференции [Текст] / Сост. О.В. Дыбина, О.А. Еник. – Тольятти, ТГУ, 2007. – 116 с. 29. Педагогическая диагностика по программе «Развитие». Рекомендации материалы к проведению: старший дошкольный возраст [Текст]. - М., 2000.- 112с. 30. Самуль А.В. Формирование семейных ценностей с учетом культурных и национальных традиций белорусского народа, принципов гендерного равенства [Текст] / А.В. Самуль. – Минск : Лазурак, 2010. – 236 с. 31. Сафронова, И.И. Формирование основ гражданственности школьников [Текст] / И.И. Сафронова [и др.] – Тольятти: Издательство Фонда «Развитие через образование». – 2001. – 46 с. 32. Служба раннего вмешательства /Методические рекомендации для практической работы с детьми в службе ранней помощи. - Москва, 2007. - 299 с. 33. Современные технологии реабилитации в педиатрии [Текст] / Под редакцией Е.Т. Лильина - Москва. - 2005. - 710 с. 34. Современные технологии воспитательной работы [Текст] / авт-сост. Т. В. Панафидина и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 233 с. 35. Тихомиров А. В. Метод дифференциации профессиональных выборов в практике профконсультирования / А. В. Тихомиров // Персонал-profi Екатеринбург, 2001. -Вып.2, часть 1. 36. Щуркова Н.Е. Педагогическое назначение внеклассной работы [Текст] / Н.Е. Щуркова // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2003. - № 1. - С.164. 37. Черников А.В. Системная семейная терапия [Текст] / А.В. Черников.- М.: Класс, 2001. - 208с. 38. Флегонтова Н. П. «Метод проектов» в педагогике Джона Дьюи [Текст] / Н. П. Флегонтова // Ребенок в детском саду. - 2003. - № 4. - С.39-43 39. Хилтунен Е. Дайте детям сначала задать вопросы!: о методах проектов в детском саду и школе Монтессори [Текст] / Е. Хилтунен // Детский сад со всех сторон. - 2007. - № 30. - С.2 40. Янушкявичус Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности: учебное пособие [Текст] / Р.В. Янушкявичус, О.Л. Янушкявичус. - М.: ПРО–ПРЕС, 2000.
Отрывок из работы

1. Теоретические вопросы формирования семейных ценностей у детей 1.1. Общая характеристика неполной семьи, проблемы и характер детско-родительских отношений Семья представляет собой основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью, но в то же время семья – это социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей. В настоящее время этот институт переживает глубокий кризис. И причинами его, если рассматривать проблему в широком плане, являются общие глобальные социальные изменения, рост мобильности населения, урбанизация и др., которые ведут к расшатыванию семейных устоев. Эти и ряд других факторов обусловили падение значимости семьи как социального института, изменение ее места в ценностных ориентациях. Сегодня оказались подорванными экономические, социальные, нравственные основы семьи, что ускорило процесс девальвации семейного образа жизни, пожизненного брака, роста престижа одиночно-холостяцкой независимости и др. ?12, с. 63?. За последние полтора-два десятилетия произошло серьезное сокращение числа заключаемых браков. Многие молодые мужчины вступают в брак в довольно позднем возрасте. В общей совокупности одиноких людей преобладают женщины. Обращает на себя внимание снижение уровня рождаемости, рост малодетных и неполных семей. Сегодня российская семья выглядит удручающе: семьи с одним ребенком составляют 34%, с двумя детьми – 15%, а многодетные - 2,7%. Почти половина семей вообще не имеют детей. Таким образом, российская семья стала традиционно однодетной ?10, с. 17?. Сокращение рождаемости ведет к малочисленности семей. Прогнозы специалистов показывают, что в ближайшие десятилетия, несмотря на предпринимаемые попытки государства улучшить демографическую ситуацию в стране, действующая тенденция уменьшения численности населения в целом по России сохранится ?3, с. 144?.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Социология, 97 страниц
990 руб.
Дипломная работа, Социология, 119 страниц
2975 руб.
Дипломная работа, Социология, 102 страницы
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg