Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.

irina_krut2020 1050 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 42 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.03.2020
Цель исследования: выявление особенностей использования приемов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ проблемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста 2. Охарактеризовать возможности использования приемов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста 3. Обобщить опыт работы воспитателя по использованию приемов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста. 4. Составить методические рекомендации для воспитателей и родителей по использованию приемов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста. Методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической, нормативно-правовой литературы, наблюдение, беседа, обобщение, сопоставление. База исследования. МКДОУ детский сад «Тийнеш». Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Введение

Развитие культуры речи становится всё более актуальной проблемой в современном обществе. Снижающийся уровень культуры, широкое распространение низкопробной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными фильмами и мультфильмами – всё это способствует приближению языковой катастрофы. Именно поэтому огромная ответственность лежит на педагогах, занимающихся развитием речи подрастающего поколения, и прежде всего – педагогах дошкольного образования, формирующих и развивающих связную речь малыша. Развитие связной речи является первым и важным условием полноценного развития ребенка. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) ориентирует работников дошкольного профиля при выборе задач и содержания работы не столько на приобретение дошкольниками определенной суммы знаний, сколько на открытие перед ними «науки жизни», которая способствовала бы формированию творческих личностей с развитым чувством собственного достоинства. В соответствии с образовательным стандартом до конца дошкольного периода ребенком должны быть усвоены литературные нормы и нормы культуры речи, культура общения на родном языке [1]. Связная речь представляет собой развёрнутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. На этапе завершения дошкольного образования ребенка должен хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, владеть звуки в словах. Одной из задач образовательной области «Речевое развитие» является развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи. Речь - прежде всего инструмент общения. Речь открывает доступ ребенку ко всем достижениям человеческой культуры. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем: недостаточный словарный запас; бедная диалогическая речь; трудности в построении монолога; отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов; отсутствие навыков культуры речи; плохая дикция. Проблема развития связной речи у дошкольников нашла отражение в трудах таких известных педагогов, как Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, Н.Ф. Ладыгина [22] . Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в работах М.С. Лаврик, Т.А Ладыженской, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич, Т.Б. Филичевой и др. [14]. В старшем дошкольном возрасте большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря. Высказывания детей становятся более последовательными и развернутыми, хотя структура речи еще несовершенна. У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребенок отвечает достаточно точными, краткими или же развернутыми ответами. Развивается умение оценивать высказывания и ответы товарищей, дополнять или исправлять их. На шестом году жизни ребенок может довольно последовательно и четко составить описательный и сюжетный рассказы на предложенную ему тему. В старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными типами монологической и диалогической речи. Одним из эффективных способов развития связной речи детей старшего дошкольного возраста является использование мнемотехники, которые помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность, включают в себя много информации и могут быть использованы как дидактический материал к занятиям. Проблема речевого развития детей старшего дошкольного возраста весьма актуальна: овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве; в современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей; речь – это инструмент развития высших отделов психики; с развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 1 Теоретические основы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование приемов мнемотехники…………………………. 1.1 Теоретический анализ проблемы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………………… 1.2 Возможности использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста………………………………….. 2 Практическая работа по использованию приемов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста…………………………. 2.1 Обобщение опыта работы воспитателя по использованию приемов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………. 2.2 Методические рекомендации для воспитателей и родителей по использованию приемов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста………………………………………………… Заключение……………………………………………………………………….. Список использованных источников и литературы…………………………… Приложение……………………………………………………………………….
Список литературы

1. Арушанова А.Г., Дурова Н.В., Иванкова Р.А., Рычагова Е.С. Истоки диалога: Книга для воспитателей /Под ред. А.Г. Арушановой. – М.: «Мозаика-Синтез», 2015. – 216 с. 2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды/ Б.Г. Ананьев/ Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. – М.: Педагогика, 2012. – 285 с. 3. Амодт С., Вонг С. Тайны нашего мозга, или почему умные люди делают глупости. – М.: Эскмо, 2010, - 320 с. 4. Белошистая, А. Развиваем связную речь / А. Белошистая // Дошкольное воспитание.-2012.-№7.-С.20. 5. Белоусова Л.Е. Веселые встречи: Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники: Методическое пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. - 128с. 6. Белоусова Л.Е. Удивительные истории. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. - 128с. 7. Большакова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники/ Т.В. Большакова ? СПб., 2015 – 71 с. 8. Возрастные возможности усвоения знаний. /Под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Сфера, 2012. – 328 с. 9. Воробьёва В.К. Методика развития связной речи. М.: АСТ, 2013.-158с. 10. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие/ Под ред. М.В. Гомезо и др. – М.: Педагогика, 2012. – 295 с. 11. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Л.С. Выготский/ Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 2011. – 480 с. 12. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей4-5 лет: метод. Пособие для воспитателей дошк. образоват. Учреждений /Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 221 с. 51 13. Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Савинова Н.П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5-6 лет. /Громова. О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н.П. Москва, 2015. – 59 с. 14. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста общим недоразвитием речи. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с. 15. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. ? СПб., 2012.- 78с. 16. Ефименко Л. Н. Формирование речи у дошкольников. -М. :Дрофа, 2015.- 256с. 17. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в2 т./ Под ред. В.В. Давыдова/ А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 2006. – 318 с. 18. Истомина З.М. Развитие произвольного–внимания у дошкольников/ З.М. Истомина// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М.: АСТ, 2011. - 422 с. 19. Капитовская, О.А., Плохотнюк, М.Г. Развитие связной речи : Пособие для логопедов и воспитателей. – СПб.: КАРО, 2015. – 64 с. 20. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». ? М. : Самиздат, 2012. ?350 c. 21. Крылов А.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии/ А.А. Крылов, С.А. Маничева. - СПб.: Питер, 2010, - 289с. 22. Кислова Т.Р. По дороге к азбуке/ Под ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. ? М.: Баласс, 2010 - 86 с. 52 23. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в2-х т. / А.Н. Леонтьев. / Под ред. В.В. Давыдова и др. – М.: Педагогика, 2013. – 348с. 24. Лурия А.Р. Внимание и память/ А.Р. Лурия. – М.: АСТ, 2013. – 152 с. 25. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребёнка в семье. – М.: Мозаика-Синтез, 2011- 134с. 26. Матюгин И.Ю. Тактильная память.– М.: Эйдос,2011.- 61 с. 27. Мухина В.С. Детская психология/ В.С. Мухина. – М.: Союз, 2014. – 482 с. 27. Немов, Р.С. Психология. Учебник для студентов высших учеб. заведений. /Р.С. Немов /Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение, 2014. – 556 с. 28. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. – М.: Тривола, 2013. – 394 с. 29. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи/ Омельченко. Л.В. // Логопед.- 2008. - №4. - 115 с. 30. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.- 368 с. 31. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления.? М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 314 с 32. Парамонова Л.Г. Воспитание связной речи у детей. Методическое пособие. – (Серия «Методический кабинет»)- СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2011. – 176 с. 33. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста– СПб, 2013.- 427с. 34. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. – М.: АСТ, 2011. – 279 с. 35. Психологический словарь. – М.: Педагогика-Пресс, 2013. – 440 с. 36. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» / авт.-сост. В.Ю. Белькович, Н.В. Гребёнкина, И.А. Кильдышева. - М.: ООО«Русское слово- учебник», 2014. - 464 с. 53 37. Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине/Пособие для педагогов детских дошкольных учреждений/. - Ульяновск: УлГТУ, 2013. – 156с. 38. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. ? М.: Просвещение, 1979. ?223 с. 39. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования /Н.А. Стародубова. М.:Издательский центр«АКАДЕМИЯ», 2012. – 256 с. 40. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов/ Дошкольное воспитание. - 2014. - №10. - С.16-21. 41. Тихеева Е. И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 2012 – 243 с. 42. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.:ТЦ Сфера, 2010. – 240 с. (Развиваем речь). 43. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М.: Института Психотерапии. 2001. – 256 с. 44. Чулкова, А.В. Формирование развитие связной речи у дошкольников: учеб. Пособие/А.В. Чулкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 220с. . 45. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155).? М.: Центр педагогического образования, 2014.?32 с. 46. Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для учащихся дошкольных пед. училищ. М.: Просвещение, 1977. - 239 с. 54 47. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: /под ред. В.В. Гербовой. – М.: Просвещение, 2013. – 64 с.
Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МНЕМОТАБЛИЦ 1.1 Проблема развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотаблиц Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Развитие связной речи – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Вопросами развития связной речи дошкольников занимались многие ученые - педагоги. Первым затронул эту проблему К.Д. Ушинский в конце ХIХ века. Однако наибольшего расцвета методика развития речи в общем и развитие связной речи в частности достигли во второй половине ХХ века. Исследования в области связной речи в 60 - 70 годы определялись во многом идеями Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, Ф.А. Сохиной. В них уточнялась классификация детских рассказов, методика обучения разным видам рассказывания в возрастных группах [28, с.32]. Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе. [28, c.6] Развитие речи – это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка. Основным направлением речевого развития дошкольников является связная речь. Связную речь рассматривают в качестве развернутого высказывания, состоящего из нескольких или даже очень многих предложений, объединенных одной темой, логически связанных между собой и составляющих единое смысловое целое[19, c.8]. Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи. [40, с.5] Речь считается связной, если для нее характерны: -содержательность (хорошее знание предмета, о котором говориться); -точность(правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию); -логичность (последовательное изложение мыслей); -ясность (понятность для окружающих); -правильность, чистота, богатство (разнообразие) [24,c.48]. В работах Ф.А. Сохина проблема речевого образования получила новое течение. Прежде всего, Ф.А. Сохин четко говорил о необходимости развития осознания явлений языка и речи. Его поддержали многие исследователи и ученые, при этом его идею ставили как первооснову при решении вопросов «речевого развития. При этом Сохин подчеркивал, что построения связного высказывания должно быть произвольным, преднамеренным, спланированным. Главным в произвольности и осознанности построения высказывания выступает способность отбора языковых средств, наиболее точно соответствующих выражаемому в речи содержанию и условиям общения» [23, с.43]. Ф.А. Сохиным неоднократно отмечалось, что «связная речь аккумулирует успехи ребёнка в усвоении всех уровней языковой системы, всех сторон языка и становится необходимым условием овладения всеми сторонами языка: грамматической, лексической, звуковой, выступая конечной целью речевого воспитания» [23, c. 43]. В психолого-педагогических исследованиях, выполненных под руководством Ф.А. Сохина, исследовались разные аспекты речевого развития дошкольников: фонетика, грамматика, лексика, связная речь, деятельность по осознанию явлений языка и речи, обучение второму языку [23, c. 43]. Закономерности развития связной речи детей с момента ее возникновения раскрываются в исследованиях А. М. Леушиной. Она показала, что развитие связной речи идет от овладения ситуативной речью к овладению контекстной, затем процесс совершенствования этих форм протекает параллельно, формирование связной речи, изменение ее функций зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими, определяется уровнем его интеллектуального развития [35, c.64] С.Л.Рубинштейн подчеркивает, что связная речь - этакая речь, которая понятна на основе ее собственного предметного содержания. Для того, чтобы ее понять, нет необходимости специально учитывать ту частную ситуацию, в которой она произносится, все в ней понятно из самого контекста речи; это контекстная речь. Таким образом, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника [26, с.125]. По мнению А. В. Текучева, под связной речью в широком смысле слова следуют понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим и каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи. А.М. Бородич считает, что связная речь - это смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и понимание людей. Согласно исследованиям, Л.С. Выготского связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития [15, с.9]. Как давно уже известно, связная речь подразделяется на два вида: диалог и монолог. Монологическая речь ? более сложный вид связной речи. По мнению многих ученых данный вид речи – это «формирование связного высказывания, то есть умение создавать текст» [21, c. 64]. Монолог ? это речь одного человека, обращенная к одному или нескольким слушателям, которое предполагает продолжительное по времени лексически и грамматически правильное высказывание. Монологическая речь сама по себе исходит из умысла самого говорящего. Монолог никогда не будет прерван слушателем и не будет ждать ответа от оппонента, в отличии от диалога. Таким образом, в дошкольном возрасте основной подструктурой монологической речи будет являться пересказ и самостоятельный рассказ. У ребёнка, конечно же, все это формируется постепенно, начиная с самых несложных ее структур, то есть диалогической речи. Диалог представляет собой наиболее несложный вид связной речи. Это самый первый способ общения между людьми. Главная функция диалога в том, что собеседники вступают в реплики друг с другом, выслушивая высказывания, при этом учитывается характер высказывания обоих участников. Поэтому смысл и содержание первоначальной идеи диалога может изменяться [8, c.87]. Ребёнок непроизвольно постигает диалогическую речь, так как она является параллелью с его деятельностью и используется им для взаимопонимания во время процесса игры и другой деятельности со сверстниками и взрослыми. Социально-коммуникативное развитие дошкольников претерпевает множество проблем: бедность речи, неумение грамотно построить предложение, скудный словарный запас, неумение сформулировать вопрос и дать развернутый ответ и т.д. Отсюда задача педагога в современных условиях последовательно, систематично развить навыки диалогической речи, при этом не забывать о том, что данный процесс должен быть увлекательным, интересным для познавания окружающего мира. Исследователи, работая над связной речью, выявляли множество факторов, способствующих нормальному развитию речи. Например, С.Л. Рубинштейн, А.М. Леушин, Д.Б. Эльконин выделяют наглядность, которая помогает детям ощутить, увидеть, рассмотреть, пощупать. После этого дети называют характерные признаки, свойства данного предмета. Так же К. Д. Ушинский поддерживал данную идею, который писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам ? он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» [23, с.135]. В свою очередь Л.С. Выготский выделяет еще один фактор – это создание плана высказывания, он отмечал важность размещения в последовательной предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания» [30, с. 124]. В настоящее время ученые располагают богатым практическим материалом и базой экспериментальных данных о процессах развития связной речи под влиянием целенаправленного педагогического воздействия. Ученые доказали, что в связной речи проявляются все речевые умения и навыки ребенка. По тому, как дошкольник строит связное высказывание, насколько он точно умеет подбирать слова, как использует средства художественной выразительности, можно судить об уровне его речевого развития. На современном этапе, в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования основное внимание уделяется поддержке разнообразия детства; сохранению уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности в развитии дошкольников. Необходимость использования метода мнемотехники в развитии детей дошкольного возраста неоспорима. То, что дети обучаются «играя», заметили и доказали великие педагоги В.Б. Косминская, Е.И. Васильченко, А.С. Макаренко, Т.С. Комарова и многие другие [36, c.58]. В современных психологических и методических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. Однако пути такого обучения недостаточно ясны, так как научно обоснованная теория развития речи, по оценке Т.А. Ладыженской, только начинает формироваться, в ней еще недостаточно разработаны основополагающие категории и понятия, такие как разделы работы по развитию связной речи, содержание, средства обучения, критерии оценки уровня развития этого вида коммуникации. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, порой игнорирование речевых трудностей детей лишь увеличивает количество дошкольников с недостатками речи. Чтобы успешно решить эти проблемы, необходимо сделать процесс обучения интересным, развивающим, несколько опережающим развитие ребенка, но не превышающим его возможностей. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами современные ученые использовали в своей работе оригинальные, творческие методики, и одна из них – это мнемотехника. Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры [34, с.62]. Вместе с тем в психологической и психолингвистической литературе связная (или монологическая, или контекстная) речь рассматривается как сложный вид речевого общения, как особый вид речемыслительной деятельности, имеющий более сложное строение, нежели предложение или диалогическая речь. Именно этим определяется тот факт, что даже хорошо сформированный навык владения фразой не обеспечивает в полной мере умения создавать связные сообщения. [5, с.64]. Таким образом, можно сделать вывод, что речевое развитие детей старшего дошкольного возраста это наиболее благоприятный период для развития диалогического общения со взрослыми и сверстниками. 1.2 Возможности использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника ? от греч. «mnemonikon»? искусство запоминания. Под мнемотехникой принято понимать систему методов и приемов, которые обеспечивают успешность запоминания, сохранения и воспроизведения информации об окружающем мире, эффективность запоминания структуры рассказа, и, конечно, способствуют развитию речи[3, c. 43]. Ребёнка следует побуждать к контролю и оценке мнемической деятельности, как своей, так и сверстников. Для этого целесообразно сравнивать результаты воспроизведения с образцом. Замечено, что у детей5-6 лет сочетание задачи на запоминание и самоконтроль повышает эффективность памяти. Поэтому многие педагоги используют метод мнемотехники как средство самоконтроля[26, c. 128]. С помощью мнемотехники можно обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Мнемотехника способствует развитию всех свойств памяти. Опора на различные анализаторы позволяет ребенку легче и быстрее запомнить материал. Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок [3, c. 43]. Овладение мнемотехникой – это овладение инструментальным навыком. Очевидно, что для формирования навыка необходимо выполнять упражнения. Без упражнений освоить мнемотехнику нельзя. После формирования навыка запоминания человек может пользоваться этим навыком, а может и не пользоваться. Сама по себе информация запоминаться не будет. Для запоминания каждый раз придется применять сформированный навык – последовательность определенных мыслительных действий, ведущих к фиксации информации в мозге. Данная технология представлена системой специальных приемов, облегчающих запоминание. Наиболее распространенным приемом является выстраивание вокруг запоминаемых понятий ассоциативного поля[26, c. 19]. Работа с мнемотехникой строится на основе «от простого к сложному». Педагогам рекомендуется начинать с простых мнемоквадратов постепенно переходя к мнетаблицам и мнемодорожкам. Мнемоквадрат - это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. Для младшей группы обычно применяются простые карточки — мнемоквадраты. Это яркие одиночные изображения, которые могут обозначать какое-то слово, словосочетание, характеристику предмета или образ действия. Пример изображен на рисунке 1. Рисунок 1- Мнемоквадраты Данный прием помогает обогащать словарный запас, улавливать тему произведения, дети легче запоминают образы, например серый волк, рыжая лиса. Затем педагог усложняет образы, то есть вместо изображения вводит символы, например, изображение рыжей лисы– это треугольник и круг. В свою очередь мнемодорожка помогает удержать последовательность и связность речи. Мнемодорожка– это своего рода материал, схема, которая несет определенную информацию. Используя приёмы наложения и приложения, дети выкладывают из мнемоквадратов мнемодорожки, а следовательно, составляют предложения, сочиняют небольшие сказки, рассказы. Глядя на эти схемы, рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Данный прием также объясняется детям на примере педагога. Пример мнемодорожки представлен на рисунке 2. Рисунок 2- Мнемодорожка Позже освоив данную технику, ребёнку легко справится смнемотаблицами. Мнемотаблица- это схема, состоящая из нескольких квадратов, в которую заложена определённая информация. Это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Пример такой мнемотаблицы изображен на рисунке 3. Рисунок 3- Мнемотаблица Главное нужно схематично понятно изобразить детям. Данные схемы помогаю логично выстроить свою связную речь. Существуют этапы использования мнемотаблиц: Этап 1. Обзор таблицы и обсуждение того, что изображено; Этап 2. Расшифровка абстрактных символов в образы; Этап 3. Пересказ информации; Этап 4. Схематичная зарисовка таблицы; Этап 5. Воспроизведение таблицы. Так, знакомясь с цветом, дети узнают и запоминают информацию о последовательном расположеним цветов в спектре, об их делении на холодные и теплые цвета, об оттенках, занимающих промежуточное положение между основными цветами спектра. Определяя цвет предмета, они определяют его место среди других цветов спектра. Так, ребёнок, говоря о цвете моркови, может забыть название понятия «оранжевый», но он вспомнит свои действия с красками при получении этого цвета, «когда желтым смешивают с красный» [27, c. 144]. Также активно используются приемы мнемотехники в ДОО. Уже начиная с раннего возраста, в образовательный процесс вводятся мнемотаблицы (схемы). Педагогом часто применяется алгоритмы, например, умывания, одевания. Именно мнемотехника дает возможность задействовать все процессы восприятия: зрительный, тактильный, слуховой, а также развивает ассоциативную память, связную, диалогическую речь. В старшем дошкольном возрасте интерес к мнемотаблицам возрастает. Мнемтаблицы своего рода определенные знаки и символы, по которым ребёнку легче ориентироваться, так как возникают ассоциативные связи. Поэтому ребёнку легче выразить все события, происходящие с ним, с помощью рисунка или картинок, которые являются наглядной моделью. Научные исследования и практика подтверждают, что именно «наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста» [28, c. 49]. Мнемотаблица является своего рода посредником между педагогом и ребёнком. С помощью них педагог развивает в ребёнке связную речь, умение правильно говорить и общаться, тем самым выполняя задач педагогического процесса. Зачастую картинки и схемы очень интересны дошкольникам, так как соответствуют их потребностям – интересные и увлекательные. Ознакомление с группой тематически близких слов через мнемотаблицу облегчает дошкольникам их усвоение и запоминание. Темы являются «сквозными», что имеет особое значение относительно каждого временного цикла словарной работы, которая предусматривает постоянное усложнение содержания образовательной работы со старшими дошкольниками, расширение лексического материала[29, c. 49]. Систематическая работа по развитию памяти с помощью мнемотехники дает возможность дошкольнику впитать знания, умения, понятия, мысли о его речи. Особенно эффективны в обучении составлении диалога с помощью мнемотаблицы. Работа с мнемотаблицами заключается в следующем: на каждое слово придумывается картинка, затем это все зарисовывается в единый рассказ. Затем ребёнок, опираясь на мнемотаблицу, восстанавливает диалог полностью. На начальном этапе обучения, конечно же педагог сам дает готовые план-схемы, затем дошкольник сам проявляет инициативу. Система работы посредством мнемотехники должна быть направлена на создание наилучших условий для овладения ребёнком по возможности совершенными формами связной речи. Она предполагает развитие таких навыков связной речи, как: - умение устанавливать логические связи и отношения между языковыми формами; - свободное овладение словарем и грамматическим строем языка; - соблюдение необходимой лексической точности; - умение сравнивать, анализировать, выделять главное, сопоставлять [6, с.17].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 63 страницы
630 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg