Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Социальные сетевые сервисы как средство организации познавательной деятельности учащихся 8–9 классов в процессе изучения информатики

irina_krut2020 1800 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 72 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.03.2020
Выпускная квалификационная работа на степень бакалавра содержит 64 страниц, 40 использованных источников, приложения. Данная бакалаврская работа посвящена проблеме использования социальных сетевых сервисов в качестве средства организации познавательной деятельности учащихся 8-9 классов в процессе изучения информатики. Бакалаврская работа включает в себя описательные характеристики социальных сетевых сервисов и познавательной деятельности, их роль и значение в процессе обучения информатике, а так же отдельные методические аспекты по организации познавательной деятельности у учащихся посредством использования социальных сетевых сервисов.Объект исследования – процесс обучения информатике в базовом курсе. Предмет исследования – использование социальных сетевых сервисов в процессе изучения информатики, направленных на организацию познавательной деятельности учащихся. Цель исследования – на основе изучения теоретических аспектов исследуемой проблемы разработать методические рекомендации по использованию социальных сетевых сервисов в качестве средства организации познавательной деятельности учащихся 8-9 классов в процессе изучения информатики. В процессе работы использовались методы: теоретический анализ учебно-методической литературы, нормативно-правовой базы, а так же интернет источников по исследуемой проблеме; обобщение собственного педагогического опыта и опыта других учителей; педагогический эксперимент. Степень внедрения – частичная. Область применения – использование в школьной практике обучения. Эффективность – целенаправленная и систематическая работа по организации познавательной деятельности с использованием социальных сетевых сервисов будет способствовать повышению качества знаний учащихся по информатике и образованию в целом.
Введение

Современная система образования в настоящее время нацелена на модернизацию всех ступеней обучения в направлении повышения его качества, формирования у учащихся готовности к жизни и деятельности в информационном обществе, усиления внимания к личностно значимым умениям, развития у учащихся способности к универсальным учебным действиям и т.д. Кроме того, необходимо у учащихся формировать умение «организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе». Для достижения образовательных результатов, отвечающих новым запросам личности, общества и государства нужны современные средства организации познавательной деятельности, построенные на основе новых образовательных технологий и современных организационных форм обучения, одними из которых и выступают социальные сетевые сервисы. Однако в школьной практике обучения на них практически отсутствует ссылка и рекомендации к использованию даже в школьных учебниках по информатике, не говоря уже о других предметах. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью использования социальных сетевых сервисов на уроках информатики и отсутствием имеющихся разработок в данном направлении. Все это и обуславливает актуальность темы данного исследования. Цель исследования – на основе изучения теоретических аспектов исследуемой проблемы разработать методические рекомендации по использованию социальных сетевых сервисов в качестве средства организации познавательной деятельности учащихся 8-9 классов в процессе изучения информатики. Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие частные задачи: ? осуществить анализ состояния проблемы использования социальных сетевых сервисов, направленных на организацию познавательной деятельности учащихся в процессе изучения информатики; ? раскрыть сущность понятия «социальные сетевые сервисы», выявить их основные классификации; ? определить роль и значение использования социальных сетевых сервисов в процессе изучения информатики; ? выявить основные направления использования социальных сетевых сервисов в базовом курсе информатики, способствующие вовлечению учащихся в познавательную деятельность; ? разработать методические рекомендации по использованию социальных сетевых сервисов для организации познавательной деятельности учащихся в базовом курсе информатики; ? на примере изучения отдельных тем школьного курса информатике апробировать разработанные методические рекомендации; ? осуществить педагогический эксперимент. Объект исследования – процесс обучения информатике в базовом курсе. Предмет исследования – использование социальных сетевых сервисов в процессе изучения информатики, направленных на организацию познавательной деятельности учащихся. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ учебно-методической литературы, нормативных документов, а так же интернет источников по использования социальных сетевых сервисов для организации познавательной деятельности учащихся; обобщение собственного педагогического опыта и опыта других учителей; педагогический эксперимент. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования учителями информатики и студентами в период прохождения педагогических практик методических рекомендаций по использованию социальных сетевых сервисов для организации познавательной деятельности на уроках информатики.
Содержание

Введение………………………………………………………………………... 7 1 Теоретические основы использования социальных сетевых сервисов в качестве средства организации познавательной деятельности учащихся в процессе изучения информатики………….…………………...……...……. 9 1. 1 Анализ состояния проблемы использования социальных сетевых сервисов, направленных на организацию познавательной деятельности учащихся в процессе изучения информатики ……………… 9 1. 2 Социальные сетевые сервисы, их сущность, основные классификации, роль и значение в процессе обучения информатике ………… 16 1. 3 Особенности организации познавательной деятельности учащихся основной школы на уроках информатики посредством использования социальных сетевых сервисов ……………………………... 23 2 Методические основы использования социальных сетевых сервисов в качестве средства организации познавательной деятельности учащихся в процессе изучения информатики ………………………………. 36 2. 1 Разработка методических рекомендаций по использованию социальных сетевых сервисов в качестве средства организации познавательной деятельности учащихся в базовом курсе информатики... 36 2. 2 Использование социальных сетевых сервисов в контексте изучения темы «Коммуникационные технологии» для учащихся 9 класса…. 46 2. 3 Педагогический эксперимент…………….……………………… 54 Заключение……………………………………………………………………... 58 Список использованных источников…………………….…………………… 61 Приложение А………………………………………………………………….. 65
Список литературы

1. Агитон, К. Сетевые сообщества и будущее Интернет технологий. Web 2.0 / К.Агитон [Электронный ресурс] // Публичные лекции «Полит.ру» – 200 с. [Электронный ресурс]. –URL: http://www.polit.ru/lectiires/2007/05/31/web.html. 2. Босова, Л. Л. Информатика 7 класс / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 193 с. 3. Босова, Л. Л. Информатика и ИКТ: учебная программа и поурочное планирование для 7–9 классов / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 93 с. 4. Брыкова, О. А Рекомендации по использованию в учебном процессе ресурсов, находящихся в открытом доступе в сети Интернет [Электронный ресурс] / О. А. Брыкова. – URL: http://ru.scribd.com/doc/84445908. 5. Ваграменко, Я. А. Концепция сетевого информационного взаимодействия студентов и учащихся школы / Я. А. Ваграменко, Г. Ю. Яламов. – Педагогическая информатика. – 2013. – №3. – С. 7–12. 6. Ваграменко, Я.А. Мобильные рабочие Интернет– группы для решения задач коллективного творчества в образовательной среде / Я. А. Ваграменко, А. В. Корниенко. – Материалы Междунар. науч.–практ. Конф., 2016. – 156 с. 7. Дикая, A. A. Активизация познавательной деятельности учащихся средствами новых информационных технологий (на примере информатики): дис. ... канд. пед. наук. – Челябинск, 1998. – 190 с. 8. Информационные продукты [Электронный ресурс] // Электронный журнал ЭлЖур. М. , 2009 – С. 20. – URL: http://eljur.ru/elektronnyi–klassnyi. 9. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М. : Академия, 2008. – 176 с. 10. Концепция развития единой информационной образовательной среды в РФ [Электронный ресурс]. – URL: http://raec.ru/upload/files/ eios_conception.pdf. 11. Лапчик, М. П. Методика преподавания информатики : учеб. пособие для пед. высш. учеб. заведений / М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер; под общ. ред. М. П. Лапчика. – 3-е изд., стер. – М. : Academia, 2006. – 624 с. 12. Макарова, Н. В. Программа по информатике и ИКТ (системно- информационная концепция) / Н. В. Макарова. – СПб. : Питер, 2018. – 128 с. 13. Мнацаканян, O. JI. Использование социальных сетевых сервисов для развития коммуникативных умений школьников / O. JI. Мнацаканян, Н. Я. Салангина// Наука и школа. – 2014. – № 6. – С. 53–56. 14. Немцова, Т. И. Практикум по информатике: учеб. пособие / Т. И. Немцова, Ю. В. Назарова. – М. : ИНФРА–М, 2011. – 320 с. 15. Окулов, С. М. Информатика: Развитие интеллекта школьников / С. М. Окулов. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 212 с. 16. Осипова, М. П. Проблемы активизации познавательной деятельности младших школьников / М. П. Осипова. – Минск, 1987. ¬– С. 5–13. 17. Панюкова, С. В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании / С. В. Панюкова. – М. : Академия, 2015. – 277 с. 18. Патаракин, Е. Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0 / Е. Д. Патаракин. – М. : НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2019. – 176 с. 19. Патаракин, Е. Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю / Е. Д. Патаракин. – 2-е изд. – М. : Интуит., 2017. – 64 с. 20. Патаракин, Е. Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0. / Е. Д. Патаракин. – М. , 2019. – 176 с. 21. Профессиональный стандарт педагога от 18.10.2013 N 544н [Электронный ресурс] – URL: http://asu.edu.ru/images/File/umu_oop/01_001 _ps.pdf. 22. Роберт, И. В. Теория и методика информатизации образования. Психолого-педагогический и технологический аспекты: монография / И. В. Роберт. – М. : Лаборатория знаний, 2014. – 398 с. 23. Семакин, И. Г. Информатика. 8 класс: учебник / И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 168 с. 24. Семакин, И. Г. Преподавание базового курса информатики в основной школе: метод. пособие / И. Г. Семакин, Т. Ю. Шестаков. – М. : Лаборатория Базовых Знаний, 2012. – 234 с. 25. Стрекалова, Н. Б. Открытый характер современных информационно- образовательных сред / Н. Б. Стрекалова. – Научный диалог. – 2013. – №8 (20): Педагогика. – С. 96–108. 26. Тим О'Рейли Что такое Веб 2.0. Использование коллективного разума [Электронный ресурс] / Тим О'Рейли. – Онлайн, 2015. [Электронный ресурс].– URL: http://www.computerra.ru/think/234344/. 27. Тихомиров, В. П. Среда Интернет-обучения системы образования России: проект Глобального виртуального университета / В. П. Тихомиров, В. И. Солдаткин, С. Л. Лобачев. – М. : Издательство МЭСИ, 2015. – 332 с. 28. Уваров, А. Ю. Информатика в школе: вчера, сегодня, завтра / А. Ю. Уваров. – Информатика и образование, 2016. – №4. – С. 3–10. 29. Уваров, А. Ю. Компьютерная коммуникация в современном образовании / А. Ю. Уваров. – Информатика и образование, 2018. – №4. – С. 65–76. 30. Уваров, А.Ю., Водопьян Г.М. Распространение инновационных учебных материалов / А. Ю. Уваров, Г. М. Водопьян. – М. : Университетская книга, 2018. – 176 с. 31. Угринович, Н. Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе : метод. пособие для учителей / Н. Д. Угринович. – М. , 2018. – 231 с. 32. Угринович, Н. Д. Информатика. 7–9 классы: метод. пособие / Н. Д. Угринович. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 96 с. 33. Угринович, Н. Д. Информатика. 9 класс: учебник / Н. Д. Угринович. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 208 с. 34. ФГОС основного общего образования от 2010 года [Электронный ресурс]. – URL: http://xn––80abucjiibhv9a.xn––p1ai/%D0%B4%D0 %BE%D0% BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/543. 35. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273–ФЗ – М. : Проспект, 2015. – 160 с. 36. Фридланд, А. Я. Информатика и компьютерные технологии: Основные термины : Толковый словарь : Более 1000 базовых понятий и терминов / А. Я. Фридланд, Л. С. Ханамирова, И. А. Фридланд. – 3?е изд. , испр. и доп. – М. : Астрель : АСТ, 2013. – 272 с. 37. Харгадон, С. Web 2.0 – это будущее образования (2018) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.websoft.ru/db/wb/2FF50B0C29518A87 C32574DD003290BC/doc.htm. 38. Штейнберг, В. Э. Управление учебной познавательной деятельностью / В. Э. Штейнберг. – Образование и наука, 2016. – № 6. – С. 17–24. 39. Щукина, Г. И. Активная познавательная деятельность учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. – М. : Просвещение, 1979. – 160 с. 40. Яковлева, И. В. Сетевые сервисы и проблема их использования в учебном процессе в средней общеобразовательной школе / И. В. Яковлева. – Вестник Пермского государственного педагогического Университета, 2019. – №5. – С. 159–179.
Отрывок из работы

1 Теоретические основы использования социальных сетевых сервисов в качестве средства организации познавательной деятельности учащихся в процессе изучения информатики 1. 1 Анализ состояния проблемы использования социальных сетевых сервисов, направленных на организацию познавательной деятельности учащихся в процессе изучения информатики Сегодня, когда человечество вступило в информационную стадию своего развития, такие выражения как «информационное общество», «информационная культура», «информационные технологии» становятся нарицательными и одними из наиболее часто употребляемых в современном мире, приобретая важнейшее значение, определяющее движение цивилизации по пути к прогрессу. Образование не должно оставаться в стороне от всеобщей информатизации общества, а идти в ногу со временем, по возможности опережая его, подготавливая человека к жизни в информационном обществе, широко используя все передовые достижения информатизации для развития существующих технологий образования и создания новых. Создание информационной среды, удовлетворяющей потребности всех слоев общества в получении широкого спектра образовательных услуг, а также формирование механизмов и необходимых условий для внедрения достижений информационных технологий в повседневную образовательную и научную практику являются сегодня ключевой задачей российского образования на пути перехода к информационному обществу [1]. Одним из актуальных направлений современного этапа информатизации образования, является организация познавательной деятельности учащихся с использованием Интернет, который прочно входит в систему общения и развивает социальное взаимодействие. Интернет становится составной частью социальных коммуникаций учащихся. Социальная информация начинает интенсивно функционировать в Интернет. Распространение Интернета создало условия для организации в новой среде принципиально новых способов коммуникации, равно приложимых к науке, политике, бизнесу, повседневному общению и развлечениям. Интернет уже не рассматривается только как глобальная компьютерная сеть, сейчас Интернет – это новый виртуальный мир, «новое измерение», существующее наряду с реальной социальной жизнью и отражающее ее особенности. Это особая среда взаимодействия людей, чье поведение в сети регулируется этикой и нормами морали, отличными от традиционно принятых в обществе. Это связано во многом с легким доступом к информации и возможностью распространения ее анонимно среди многих пользователей. Успешно осуществлять учебно-воспитательный процесс в современной школе помогают социальные сетевые сервисы. Они обеспечивают учащегося необходимыми знаниями об окружающем мире, а так же облегчают понимание сложных понятий, развивают у него интеллектуальные знания, умения и навыки. Социальные сетевые сервисы предоставляют уникальную возможность для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Они способствуют осознанию учащимися процесса обучения; развивают познавательную активность учащихся; способствуют достижению наивысшего возможного результата в общем развитии всех учеников, в том числе самых сильных и самых слабых; позволяют провести рефлексию знаний [32, с. 12]. Использование социальных сетевых сервисов значительно облегчает и сокращает время подготовки учителя к уроку. Более того, дает возможность «конструировать» школьные уроки и другие учебные занятия, определяя их оптимальное содержание, формы и методики обучения; способствует организации учебного процесса не только в традиционно-урочной, но и в проектной, дистанционной формах обучения [11, с. 102]. Это особенно важно для обучения одаренных учащихся, школьников с ограниченными физическими возможностями, учащихся, пропустивших большое количество занятий из-за болезни и т. д. Социальные сетевые сервисы не заменяют учителя и учебники информатики, они создают принципиально новые возможности для усвоения материала. Основы их использования в образовательном процессе заложены в нормативных документах. В законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» в частности статья 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» посвящена, перечню объектов и систем, созданных с использованием ИКТ, применение которых в учебном процессе, которое в вою очередь включает следующие элементы: ? электронные учебники и электронные учебные пособия; ? электронные образовательные и электронные информационные ресурсы; ? электронное обучение, дистанционные образовательные технологии; ? электронная информационно-образовательная среда образовательной организации; ? цифровые (электронные) библиотеки; ? реестр примерных основных образовательных программ; ? федеральная и региональные системы государственной итоговой аттестации (ЕГЭ и ГИА); ? электронные архивы индивидуальных результатов освоения образовательных программ обучающимися и др. Например, в Концепции развития единой информационной образовательной среды в Российской Федерации от 2013 года делается основной акцент на создание системы использования электронных ресурсов и Интернет-технологии, в частности социальных сетевых сервисов, который обеспечивает возможности для индивидуализации образовательного процесса с учётом уровня знаний учащихся, умений и навыков, предпочтений и степени мотивации; а так же идет акцент на качественное изменение процесса обучения, повышение образовательных результатов учащихся за счёт эффективного встраивания социальных сетевых сервисов в образовательный процесс; существенное увеличение количества педагогических работников системы образования, владеющих современными образовательными технологиями, основанными на использовании социальных сетевых сервисов [31, с. 45]. Еще один нормативный документ, который показывает важность, и необходимость использования в образовательном процессе электронных ресурсов является Профессиональный стандарт педагога от 25 декабря 2014 года. № 1115н, в нем указывается, что педагог обязан владеть современными образовательными Интернет-технологиями, таким как социальные сетевые сервисы, а так же использовать их при работе с учащимися на уроках, оказывая тем самым помощь учащимся в освоении и самостоятельном использовании социальных сетевых сервисов [36, с. 96]. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего (1-4 класс, 6 октября 2009 год), основного общего (5-9 классы, 17 декабря 2010 года), среднего (полного) общего (10-11 классы, 17 мая 2012 года) образования социальные сетевые сервисы получили нормативное закрепление, где важнейшей целью обучения информатики является «воспитание и развитие качеств личности отвечающих требованиям информационного общества», что вызвано интересом к существующим сегодня информационно-коммуникационным технологиям. Для этого необходимо иметь глубокие специальные знания, личность должна иметь алгоритмическое и образное мышление, анализировать информацию, проводить качественную оценку [45, с. 73]. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 год.), педагоги образовательного учреждения в своей деятельности должны использовать социальные сетевые сервисы, тем самым оказывая помощь учащихся в усвоении сложного материал. В свою очередь библиотека образовательного учреждения должна иметь доступ к социальным сетевым сервисам по всем предметам учебного плана, учреждение должно иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам, в том числе размещенным в федеральных и региональных базах данных. Все это способствовало тому, что проблема применения социальных сетевых сервисов в учебном процессе стала одной из актуальных и широко обсуждаемой на страницах учебно-методической литературы [44, с. 52]. Исследования Интернет-коммуникаций в процессе организации познавательной деятельности в работах таких авторов, как М. Б. Бергельсон, И. И. Кондратьева, В. Т. Петрова и другие позволили выявить такие аспекты как: а) изучение различных видов деятельности людей в среде Интернета, таких как общение, познание, игра; б) исследование следствий данных видов деятельности личности, в качестве которых можно выделить такие как, особенность мотивации пользователей, ценностные ориентации, появление различных вариантов поведенческой зависимости; в) изучение Интернет–коммуникации, являющейся одним из современных средств социальной практики. Исследования в области применения средств телекоммуникаций на занятиях по информатике посредством организации познавательной деятельности отражены в диссертационных работах С. З. Алборовой, С. Е. Ковровой, Р. И. Круподерова, A. B. Шелухиной. Авторами предлагаются некоторые подходы к использованию их в образовательном процессе, рассматриваются методики их освоения. Вопросы использования телекоммуникационных проектов в учебном процессе рассматриваются в исследованиях М. Ю. Бухаркиной, М. В. Моисеевой, Е. С. Полат. Отдельные аспекты использования средств информационных и коммуникационных технологий, при изучении информатики в рамках организации познавательной деятельности обсуждались в ряде научно–методических работах И. В. Роберта, А. Ю. Уварова, Н. Д. Угриновича и других. Компьютерные коммуникации формируют сегодня новую информационную культуру, где реализуется деятельность современного общества. А развитие сетевых технологий в значительной мере отражается на ходе и результатах общественных, производственных, политических и культурных процессов [14]. Одним из направлений развития социальных сетевых сервисов в процессе организации познавательной деятельности стали различные формы общения людей. С точки зрения массового пользователя возможность прямого обмена информацией даже важнее сугубо технологических задач обеспечения совместных вычислений или доступа к хранилищам данных. Современные формы общения в Интернете сформировались на основе нескольких решений таких как: – Электронная почта. Исторически возникшая самой первой, эта форма обмена сообщениями и показала саму возможность общения с помощью сетей. При незначительной модификации электронная почта позволила производить обмен информацией сразу группе людей, хотя изначально она была предназначена для обмена сообщениями между двумя абонентами («Один к одному»). «Один ко многим», такой модификацией стали списки рассылки. Следующим этапом в развитии систем почтовых сообщений стали телеконференции. Основными особенностями данных сервисов стали такие возможности как хранение сообщений и доступ ко всей истории обмена данных для заинтересованных людей, а так же группировка сообщений в нити, направления обсуждений. – Интерактивные беседы. С развитием телекоммуникаций все большее количество пользователей начинают работать в Сети в режиме on–line. Для этого полезно иметь возможность взаимодействовать в режиме реального времени, когда абонент получает сообщение практически мгновенно (задержка в ответе не становится принципиальным перерывом в обмене). Специализированный сервис такого рода получил название Internet Relation Chat (в примерном переводе – «Дружеская беседа через Интернет»). В рамках этого сервиса общение проходит через специализированные узлы в рамках общих направлений – каналов. Свободное общение пользователей изначально во всех сетевых сервисах не было цельно. В первую очередь их назначением было обеспечение таких деловых задач как информирование, обсуждение проблем, рабочие коммуникации. Но, несмотря на это с развитием сетевых сервисов и их распространением, общение стало более свободным, стали появляться сообщества, такие группы людей, среди которых обмен стал более активным и протяженным во времени. В результате появились и личные отношения в группах, где формировалась некоторая история обмена как личная, так и общественная. Анализ теоретических исследований показывает, что наиболее полно отражают социальную структуру сети Интернет, именно сетевые сообщества (С. В. Бондаренко, Д. В. Куликов и др.) направленные на организацию познавательной деятельности учащихся, они дают возможность определить их внутренние характеристики социально–психологических процессов (Е. П. Белинская, А. Е. Жичкина и др.), владеют характеристиками образовательных сред, обеспечивающих высокую интенсивность протекания учебной деятельности (М. В. Моисеева, Е. Д. Патаракин и др.). Методология сетевых сообществ целостно раскрывает такие образовательные возможности Интернета, как использование его сервисных служб, удалённых коммуникаций в процессе организации познавательной деятельности. Большие возможности обучения в сетевых сообществах Интернета имеют серьезные обоснования с точки зрения педагогики и информатике. Доступ к разнообразным сведениям и объемам информации, а так же опыт других людей позволяют обеспечить эффективную учебную деятельность, которая проводиться в сетевых сообществах. В ходе такого обучения происходит формирование опыта совместной деятельности, новых знаний, т.е. активного коммуникационного процесса. Взаимоотношения в сетевых сообществах между участниками образовательного процесса имеют субъект-субъектный и диалогический характер. Имеется так же возможность выбора новых образовательных маршрутов, осуществляется взаимная поддержка, и появляются способы самореализации участников сетевой деятельности. Данные характеристики сетевого сообщества определяют повышенный интерес не только ученых и педагогов к формированию новых подходов в обучении на основе Интернета, но и так же являются стимулом для активного поиска научных основ образовательных возможностей сетевых сообществ. Но в современном образовательном процессе организация познавательной деятельности учащихся посредством социальных сетевых сервисов для учащихся основной школы используется эпизодически. Для решения указанной проблемы необходимо раскрыть сущность социальных сетевых сервисов, рассмотреть их классификацию, роль и значение, влияние оказывающие на развитие познавательной деятельности учащихся основной школы с учетом их возрастных особенностей. 1. 2 Социальные сетевые сервисы, их сущность, основные классификации, роль и значение в процессе изучения информатики Потенциал социальных сетевых сервисов огромен. Всё большее количество людей, стремясь к общению, самореализации, регистрируется в социальных сетях, вступает в сетевые сообщества. Сетевое сообщество – это группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств [2, 3]. Было бы неразумным не использовать возможности сетевых сообществ в образовании. Для уточнения данного термина необходимо раскрыть понятие сетевого сообщества. Сетевое сообщество – это группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств. Благодаря сетевым связям самопроизвольно формируются новые социальные объединения. Сообщества такого рода не могут быть специально спроектированы, организованы или созданы в приказном порядке. Мы можем только создать условия, которые бы облегчали формирование таких сообществ. Благодаря сетевой поддержке перед сообществами обмена знаниями открываются новые возможности по представлению своих цифровых архивов и привлечению новых членов. С развитием компьютерных технологий у сообществ обмена знаниями появляются новые формы для хранения знаний и новые программные сервисы, облегчающие управление знаниями и использование этих знаний новичками, находящимися на периферии сообщества. Определений понятию «социальные сетевые сервисы» огромное количество рассмотрим некоторые из них. По определению Е. Д. Патаракина социальные сетевые сервисы – это современные средства, сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия [45, с. 18]. А. Ю. Винокуров под данным термином понимает новый подход к построению глобальной информационной системой World Wide Web, при котором пассивная роль пользователя сменяется на активную. Пользователь из читателя превращается в творца контента глобальной сет. Другими словами на первый план выходит социальный компонент глобальной сети. Леонтьев В. П. дает следующее определение «Социальный сетевой сервис – это сервис создания виртуальных личностей с возможностью коммуникации между ними; это сервис с приоритетным использованием результатов деятельности его пользователей [3; 4]». Угринович Н. Д. определяет социальный сетевой сервис с точки зрения информатики, как виртуальную площадку, связывающую людей в сетевые сообщества с помощью программного обеспечения, компьютеров, объединенных в сеть (Интернет) и сети документов (Всемирной паутины). Данного определения понятию социальный сетевой сервис в нашей выпускной квалификационной работе мы впоследствии будем придерживаться. Репутация социального сетевого сервиса основывается на доверии участников, их членство является добровольным, а идеи, задачи и направления этого сообщества складываются предложений отдельных его участников. Е. Д. Патаракин так же отмечает, что для группы плохо, если человек использует свои мыслительные ресурсы и информационные сервисы исключительно в личных целях. В этом случае он занят только приведением в порядок своих собственных мыслей, записей и закладок, к которым у остальных нет доступа. Еще хуже, если человек использует информационные возможности только для коммуникаций. В этом случае он использует и свои и чужие мыслительные и временные ресурсы только для общения. Различные авторы предлагали различные варианты классификаций социальных сервисов. Рассмотрим классификацию предложенную Патаракиным Е. Д.: 1. Персональный рекомендательный сервис (Имхонет – книги, кино, литература); 2. Совместный поиск информации – Социальные поисковые системы (Свики, поисковая система, Роллио, Гугл); 3. Совместное хранение закладок (Делишес, Бобр Добр, Румарк ); 4. Совместное хранение воспоминаний (В детство.ру); 5. Совместное хранение медиафайлов; 6. Фотографии, схемы, рисунки (Фликр, Панорамно, Фламбер); 7. Презентации (Скретч, СлайдШеа, Гугл Доке); 8. Видео (Ютыоб, ТичерТьюб – Ютыоб для учителей, Социальная сага, Видеоблог); 9. Документы (книги) (Скрибд, ГуглДокс); 10. Виртуальные персонажи (аватары) (Сайтпэл); 11. Карты знаний – диаграммы, схемы, в которых в наглядном виде представлены различные идеи, задачи, тезисы, связанные друг с другом и объединенные какой–то одной общей идеей (Визуальный словарик, FreeMind, Mindmeister, Zoho, Bubbl.us); 12. Аудиозаписи (подкасты, интернет–радио Би.фм); 13. Создание и редактирование документов (ГуглДокс, Блог, Живой Журнал, Блоггер, ВикиВики, МедиаВики); 14. Социальные сети (Одноклассники.ру, В контакте, Linkedln, FaceBook); профессиональные сообщества (Open Port – сообщество системных администраторов и IT–специалистов , Dopplr – сообщество путешествующих по Земному шару). Пример «частного» сообщества, присоединиться к которому можно только по приглашению от других участников сообщества – NowPublic – один из самых успешных проектов в непрофессиональной гражданской журналистике; 15. Хобби–сообщества (Догстер – сообщество собаководов); 16. Мэшапы (от англ. «mash up» – смешивать) – новые сервисы, которые объединяют в себе функции уже известных сервисов (Географические мэшапы, Викимапия, Плейсопедия, Скетчуп – моделирование объектов в 3D, Юнуп – совместное разглядывание Google Earth + Скайп), Earthify – превращение списков (например, предложений по недвижимости) в геокнопки на карте Google Earth, Фотографические мэшапы, Locr – размещение фотографий + местоположения на карте Гугл, Отображение фотографий Фликр на YahooMaps, Комико – создание фотокомиксов на основе фотографий, загруженных как с локальной машины, так и размещенных на Фликре, Ерминис, Нетвайдс (синтез на одной странице «сборной солянки» из различных интернет-сервисов, Имаджини выбор партнеров, сходных по «мировосприятию», Пайпс – визуальный редактор для программирования мэшапов); 17. Общение в 3D (трёхмерной реальности) – интернете («Вторая Жизнь» – Second Life, Гогофрог – Gogofrog.com). В реальных проектах они могут комбинироваться и сочетаться самым произвольным образом. Интересную классификацию, которая, по сути, является аналогом предыдущей, предложил в 2008 году Ф. Каваццо, создавший карту социальных медиа сервисов [5]. Социальные сети в ней подразделялись, исходя из базовых действий, которые преимущественно совершают пользователи данных сервисов: – сервисы для публикации текстов: блог-платформы, микроблоги, новостные ленты, Wiki–сервисы; – сервисы для того, чтобы делиться контентом различного типа (фотографии, видеозаписи, документы, ссылки, аудиофайлы и т. д.); – сервисы для обсуждений; – сервисы, связанные с коммерцией; – геолокационные сервисы; – собственно социальные сети (для знакомств, профессиональных контактов, «традиционные социальные сети»); – игровые сервисы. Существует большое количество классификации с социальных сетевых сервисов. Общепринятой является функциональная классификация, которую мы и приведем ниже и будем считать основной в данном исследовании: 1. Создание и совместное редактирование документов (GoogleDocs, Wikipedia и прочие энциклопедии на основе Wiki). 2. Ведение сетевого дневника, блога (LiveJoiurnal, Blogger, Tumblr), микроблога (Twitter). 3. Совместное хранение закладок (Delicious, Яндекс.Закладки, Google Закладки). 4. Сервисы размещения и хранения фотографий (фотохостинги) (Instagram, Flickr, Яндекс.Фотки). 5. Создание и размещение презентаций (Slideshare). 6. Создание и размещение карт знаний (MindMeister). 7. Размещение видео (YouTube, видеокасты и скринкасты). 8. Размещение аудио (SoundCloud, различные подкасты). 9. Общение по интересующим темам в группах и пабликах социальных сетей (VKontakte, Одноклассники, Facebook, Mail.ru), тематических форумах или блогах и т. д. Активное внедрение и использование социальных сетевых сервисов в образовательную деятельность существенно повысило их роль. Социальные сетевые сервисы в значительной мере повышает заинтересованность учащихся, следствие – повышение их успеваемости, а значит и повышение качества школьного образовательного процесса. Огромное значение это имеет и для учителей, во-первых, повышает, авторитет учителя в школьном коллективе, так как обучение ведется на современном, более высоком уровне. Кроме того, растёт самооценка самого учителя, развивающего свои профессиональные компетенции. Значение социальных сетевых сервисов в учебном процессе существенно большее, чем у обычных бумажных пособий, поскольку новые образовательные технологии предполагают сокращение персональных контактов учителя и учащегося с увеличением доли самостоятельной подготовки. Поэтому социальные сетевые сервисы принимают на себя поддержку части тех компонент обучения, которые в стандартном учебном процессе обеспечиваются очным общением учителя и учащегося [4, c. 45]. По мнению И. В. Яковлевой социальные сетевые сервисы значительно отличаются от сайтов, порталов и серверов глобальной сети. Данные отличия заключаются в особенностях инструментов глобальной сети, среди которых можно выделить организационные, психологические и педагогические. К организационным относятся: динамичность; визуализация информации; ? интерактивность; ? доступность; ? открытость; ? виды взаимодействия (он–лайн, офф–лайн); ? децентрализация; ? экологические стратегии; ? саморазвитие сети; ? горизонтальные связи; ? автономность узлов сети; ? теговая система; ? относительность пространства и времени; ? простота использования сетевых технологий. К психологическим – в физической области: ? восприятие; ? совместное мышление; ? критичность мышления; ? эмоциональная окрашенность – затрудненность эмоционального компонента коммуникации; ? письменный характер коммуникации; ? мотивационная составляющая; в когнитивной области: ? интеллектуальность; ? творческий потенциал; ? самостоятельность пользователей как Интернет-активность; ? самоопределение и самоконструирование; ? быстрый просмотр и селекция информации; в социальной области: ? толерантность; ? самовыражение; ? виртуальность; ? анонимность – психологическая безопасность; ? социальное неравенство; ? добровольность и желательность контактов. К педагогическим особенностям сетевых сервисов можно отнести: мультимедийность (интерактивность) как реализация принципа наглядности, коммуникативность, продуктивность, индивидуальность, активизация познавательной, рефлексивной и самостоятельной деятельности, вариативность учебных заданий, внеаудиторная работа, воспитательный эффект (аккуратность, развитие внимания, гибкость мышления, умение планировать деятельность, стимулирование творческой деятельности), виды взаимодействия (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - сервис). Социальные сетевые сервисы в современной системе образования становятся все более популярны. Существуют неоднозначные подходы к определению понятия «социальные сетевые сервисы», создано множество классификаций, роль и значение социальных сетевых сервисов в соответствии с новыми требованиями ФГОС отводиться первостепенное значение. В связи с этим социальные сетевые сервисы актуальны и ближайшая перспектива их использования будет только расширяться, и дополняться разнообразием.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 64 страницы
650 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg