Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Организация исследовательской деятельности учащихся 7-9 классов в процессе обучения моделированию

irina_krut2020 1475 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 59 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.03.2020
Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) содержит 60 страниц, 44 использованных источника. Бакалаврская работа включает в себя анализ учебно-методической литературы по проблеме организации исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения информатике; раскрытии ее сущности, основных этапов, выявлении ее роли и значения в процессе изучении информатики; описание вопросов, связанных с изучением моделирования; разработку методических рекомендаций по организации исследовательской деятельности учащихся 7-9 классов в процессе обучения моделированию.Объект исследования – процесс обучения информатике в базовом курсе. Предмет исследования – методические аспекты организации исследовательской деятельности учащихся в контексте изучения вопросов, связанных с моделированием. Цель исследования – изучить теоретические аспекты исследуемой проблемы и разработать на их основе методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся 7-9 классов на примере изучения моделирования. В процессе работы использовались методы: теоретический анализ проблемы организации исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения информатике на основе изучения учебно-методической литературы, нормативных документов, а также результатов диссертационных исследований по данной проблеме, анализа школьных программ, учебников и учебных пособий по информатике; изучение и обобщение собственного педагогического опыта и опыта других учителей; педагогический эксперимент. Степень внедрения – частичная. Область применения – использование в школьной практике обучения. Эффективность – повышение качества знаний учащихся по информатике.
Введение

На современном этапе образования становится важным не только получение определенной системы знаний, но и овладение определенными исследовательскими умениями и навыками, необходимыми в дальнейшей профессиональной деятельности человека, которые требуют постоянного самосовершенствования и обновления в связи с быстрыми темпами роста и развития современных информационно-коммуникационных технологий и наукоемких производств. В настоящее время организации исследовательской деятельности в школьной практике обучения информатике не уделяется должное внимание, учащихся недостаточно учат анализировать результаты своей деятельности, рассматривать другие варианты решения, находить поиск оптимальных путей и т.д., что во многом обусловлено нехваткой учебного времени, отведенного на изучение информатики, сложностью разработки необходимого учебного материала, отсутствием систематизированного и обобщенного материала по организации исследовательской деятельности учащихся на уроках информатики и т.д. В контексте изучения различных тем школьного курса информатики возможно организовать исследовательскую деятельность учащихся, однако в контексте изучения вопросов, связанных с изучением моделирования она становиться вдвойне актуальной, поскольку тематика проводимых исследований в данном направлении выходи далеко за рамки школьного предмета и имеет прежде всего практикоориентированную направленность, что и обуславливает актуальность исследования. Проблема исследования заключается в необходимости организации исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения информатике и отсутствием необходимых методических разработок в реализации данного направления. Объект исследования – процесс обучения информатике в базовом курсе. Предмет исследования – методические аспекты организации исследовательской деятельности учащихся в контексте изучения вопросов, связанных с изучением моделирования. Цель исследования – изучить теоретические аспекты исследуемой проблемы и разработать на их основе методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся 7-9 классов на примере изучения моделирования. Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие частные задачи: – осуществить анализ состояния проблемы организации исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения информатики в учебно-методической литературе; – выявить особенности организации исследовательской деятельности учащихся на уроках информатики; – раскрыть сущность понятия исследовательской деятельности, ее этапы и основные функции; – выявить основные средства активизации исследовательской деятельности учащихся на уроках информатики; – разработать методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся 7-9 классов на уроках информатики на примере изучения вопросов, связанных с изучением моделирования; – организовать исследовательскую деятельность учащихся 8 класса по обучению их компьютерному моделированию; Методы исследования – анализ научной и учебно-методической литературы, диссертационных исследований, анализ школьных учебников; Практическая значимость исследования – заключается в возможности использования учителями разработанных методических рекомендаций по организации исследовательской деятельности учащихся на уроках информатики в средних общеобразовательных учреждениях.
Содержание

Введение………………………………………………………………………... 6 1 Теоретические основы организации исследовательской деятельности учащихся 7-9 классов на уроках информатики………………………………………………................................ 8 1.1 Анализ состояния проблемы организации исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения информатики в учебно-методических литературах …………………………………………………… 8 1.2 Исследовательская деятельность, ее сущность, основные этапы, роль и значение в процессе изучения информатики………………… 12 1. 3 Основные средства активизации исследовательской деятельности учащихся на уроках информатики .…………………………... 21 1.4. Обзор школьных учебников по информатике на предмет представления в них вопросов, связанных с изучением моделирования………... ………………………………………………………. 27 2 Методические основы организации исследовательской деятельности учащихся 7-9 классов на уроках информатики в процессе обучения моделированию………………...………………………………………………. 36 2.1 Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся 7-9 классов на уроках информатики на примере изучения информационного моделирования…… 36 2.2 Организация исследовательской деятельности учащихся 8 класса по обучению их компьютерному моделированию ………………….. 42 Заключение……………………………………………………………………... 54 Список использованных источников…………………….…………………… 56
Список литературы

1. Абдрашитов, Б. М. Учитесь мыслить нестандартно: Кн. для учащихся / Б. М. Абдрашитов. – М. : Просвещение, 2016. – 54 с. 2. Аккасынова, Ж. К. Особенности изучения математического моделирования и вычислительного эксперимента в школьном курсе информатики / Ж. К. Аккасынова // Научное сообщество студентов XVI столетия. Гуманитарные науки : сб. ст. по мат. XVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1, 2016. – 19 с. 3. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – СПб. :Питер, 2016. – 288 с. 4. Анашкин, А. П. Основы моделирования в образовании / А. П. Анашкин. – Омск : Изд-во ОмГПУ, 2013. – 144 с. 5. Анисимов, О. С. Основы методологического мышления / О. С. Анисимов. – М. : Внешторгиздат, 1989. – 403 с. 6. Бахвалов, Л. А. Компьютерное моделирование: долгий путь к сияющим вершинам / Информатика и образование. 1997 – 144 с. 7. Белоглазов, А. А. Моделирование технологий Интернет- обучения / А. А. Белоглазов, Л. Б. Белоглазова // Информатизация образования. 2017. – 9 с. 8. Белоглазов, А. А. Моделирование технологий Интернет обучения / А. А. Белоглазов // Вестник РУДН : Информатизация образования, 2017. – Т. 14 – № 1. – С. 83–91. 9. Белошапка, В. К. Основы информационного моделирования / В. К. Белошапка, А. С. Лесневский // Информатика и образование. – 2016. – №3. – С. 17–24. 10. Беррондо, М. А. Занимательные задачи / М. А. Беррондо. – М. : Мир, 2013. – 565 с. 11. Берулава, Г. А. Диагностика естественнонаучного мышления у школьников / Г. А. Берулава Педагогика. – 2015. – № 1. – С. 18–22. 12. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/ В. П. Беспалько. – М. : Изд-во Института профессионального образования МО России, 2014. – 336 с. 13. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П Беспалько. – М. : Педагогика, 2016. – 192 с. 14. Бешенков, С. А. Школьное образование: информатика и информационные технологии / С. А. Бешенко Информатика и образование, 2010. –122 с. 15. Бордовский, Г. А. Проблемы педагогики информационного общества и основы педагогической информатики / Г. А. Бордовский, В. А. Извозчиков, И. А. Румянцев, A. M. Слуцкий // Дидактические основы компьютерного обучения : Межвузовский сборник ЛГПИ, 2015. – С. 3–33. 16. Бороненко, Т. А. Методика обучения информатике. Теоретические основы : учеб. пособие / Т. А. Бороненко. – СПб. : РГПУ, 2014. – 100 с. 17. Бороненко, Т. А. Методика преподавания информатики. Специальная методика : учеб. пособие / Т А Бороненко, Н. И. Рыжова. – СПб. : РГПУ, 2015. – 134с. 18. Босова, Л. Л. Занимательные задачи по информатике / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова, Ю. Г. Коломенская. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 127 с. 19. Босова, Л. Л. Информатика и ИКТ: учебная программа и поурочное планирование для 7-9 классов / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 93 с. 20. Босова, Л. Л. Информатика. 9 класс / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 193 с. 21. Босова, Л. Л. Информатика.7 класс / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 193 с. 22. Буч, Г. Объектно-ориентированное проектирование с примерами применения / Г. Буч. – М. : Конкорд, 2016. – 519 с. 23. Введение в научное исследование по педагогике / под ред. В. И Журавлева. – М. : Просвещение, 2016. – 239 с. 24. Веников, В. А. Теория подобия и моделирования : учеб. пособие / В. А. Веников. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Высшая школа, 2014. – 439 с. 25. Вильямс, Р. К. Компьютеры в школе / Р. К. Вильямс, К. Л. Маклин. – М. : Прогресс, 1988. – 338 с. 26. Гамов, Д. А. Занимательная информатика / Д. А. Гамов, М. В. Стерн. – Ижевск: Научно-издательский центр «Регулярная и хаотическая динамика», 2001. – 45 с. 27. Гейн, А. Г. Основы информатики и вычислительной техники : учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / А. Г. Гейн, В. Г. Житомирский, Е. В. Линецкий,[и др. ]. – М. : Просвещение, 2016. – 254 с. 28. Гроссвирт, М. В. Международный клуб эрудитов MENSA/ М. В. Гроссвирт, Э. А. Сални. – М. : Эксмо, 2008. – 234 с. 29. Лапчик, М. П. Методика преподавания информатики : учеб. пособие для студентов педагогических вузов / М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер. – М. : Академия, 2006. – 624 с. 30. Макарова, Н. В. Информатика и ИКТ / Н. В. Макарова, Г. С. Николайчук, Ю. Ф. Титова. – СПб. : Питер–Пресс, 2010. ? 416 с. 31. Малев, В. В. Общая методика преподавания информатики : учеб. пособие / В. В. Малев. – Воронеж : ВГПУ, 2015. – 271 с. 32. Немцова, Т. И. Практикум по информатике : учеб. пособие / Т. И. Немцова, Ю. В. Назарова. – М. : ИНФРА–М, 2011. – 320 с. 33. Сафронова, Н. В. Теория и методика обучения информатике: учеб. пособие / Н. В. Сафронова. – М. : Высшая школа, 2014. – 223 с. 34. Семакин, И. Г. Информатика. 8 класс: учебник / И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 168 с. 35. Семакин, И. Г. Информатика. 8 класс: учебник / И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 168 с. 36. Семакин, И. Г. Информатика. 9 класс: учебник / И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 168 с. 37. Семакин, И. Г. Информационные системы и модели. Элективный курс : учеб. пособие / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 303 с. 38. Семакин, И. Г. Преподавание базового курса информатики в основной школе: метод. пособие / И. Г. Семакин, Т. Ю. Шестаков. – М. : Лаборатория Базовых Знаний, 2012. – 234 с. 39. Семакин, И. Г. Преподавание базового курса информатики в основной школе: методическое пособие / И. Г. Семакин, Т. Ю. Шестаков. – М. : Лаборатория Базовых Знаний, 2012. – 234 с. 40. Семакин, И. Г. Информатика. 8 класс: учебник / И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 168 с. 41. Угринович, Н. Д. Информатика. 7–9 классы: методическое пособие/ Н. Д. Угринович. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 96 с. 42. Угринович, Н. Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе : метод. пособие для учителей / Н. Д. Угринович. – М. , 2018. – 231 с. 43. Семакин, И. Г. Преподавание базового курса информатики в средней школе / И. Г. Семакин, Т. Ю. Шеина. – М. : Лабораторий Базовых Знаний, 2014. – 538 с. 44. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учеб. пособие / Е. В. Михеева. – М. : Академия, 2014. – 256 с.
Отрывок из работы

1 Теоретические основы организации исследовательской деятельности учащихся 7-9 классов на уроках информатики 1.1 Анализ состояния проблемы организации исследовательской деятельности учащихся в процессе обучении информатике в учебно-методических литературах Проблема организации исследовательской деятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе не является новой, но достаточно актуальной и в настоящее время. Проблемой вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность, а также условиями ее организации занимались многие педагоги, психологи и методисты различных учебных предметов. В области педагогики данная проблема успешно решена в работах таких известных педагогов как: П.И. Пидкасистый, Т.Б. Раджабов, Е.В.Ларькина, Н.А. Меньшикова, Б.А. Викол, А.Н. Леонтьев. В области психологии данной проблематикой занимались такие видные авторы как Б. Г. Ананьев, В. В. Рубцов, Р. С. Немов, Д. Б. Эльконин. Что касается проблемы организации исследовательской деятельности учащихся в области теории и методики обучения информатике, то в учебно-методической литературе она представлена не систематизированным и структурированным материалом, а носит отдельный фрагментарный характер, больше напоминающий советы и мнения отдельных учителей информатики и методистов. Во многом это объясняется тем, что по сравнению с другими школьными учебными предметами, информатика является сравнительно молодой наукой, содержание специфики изучения которой базируется на быстро развивающихся информационных и телекоммуникационных технологиях, поэтому проблема организации исследовательской деятельности учащихся на уроках информатики всегда была, есть и будет оставаться одной из актуальных на сегодняшний день. Во многом это обуславливается еще и тем, что в процессе организации исследовательской деятельности на уроках информатики у учащихся осуществляется развитие интеллектуальных и творческих способностей, формируется интерес к усвоению опыта различных видов деятельности, таких как познавательной, творческой, экспериментально исследовательской, создаются определённые условия для социального и профессионального самоопределения, совершенствуется исследовательские умения школьников; происходит развитие личностных качеств учащихся; формируется и развивается исследовательская культура, навыки индивидуальной, групповой и коллективной работы и т.д. В области теории и методики обучения информатики понятие исследовательской деятельности неразрывно связанно с такими видами учебной деятельности учащихся как творческая, познавательная, поисковая, проектная, научная и т.д., в связи, с чем многие авторы не разграничивают четко данные понятия и зачастую отождествляют их друг с другом. Во многом обусловлено это тем, что одно и то же понятие имеет несколько подходов к его интерпретации, и тем более к их определениям. Исследовательская деятельность в области теории и методики обучения информатики рассматривалась многими авторами в ракурсе различных направлений. Исследовательская деятельность: – на уровне: междисциплинарных связей прослеживается в работах: Бешенкова С.А., Босовой Л.Л., Гейна А.Г., Ершова А.П., Каймина В.А., Лапчика М.П., Макаровой Н.В., Роберта И.В., Семакина И.Г., Угриновича Н.Д., Хеннера.Е.К.; – на уровне программированного обучения в работах: Архангельского С.И., Берга А.И., Ланда Л.Н., Талызина Н.Ф. и др.; – в области информатизации образования в работах Андреева A.A., Бубнова В.А., Ваграменко Я.А., Зайнутдиновой Л.Х., Зобова Б.И., Козлова O.A., Колина К.К., Кравцова A.A., Кравцовой А.Ю., Кузнецова A.A.,Кузнецова Э.И., Лапчика М.П., Могилева A.B., Пака Н.Э., Панюковой C.B., Роберта И.В., Румянцева И.А., Софроновой Н.В.; – в области применения малых средств информационных технологий в обучении в работах: Абрамова A.M., Болтянского В.Г.; – в области разработки и внедрения эффективных технологий обучения информатике в работах: С. А. Бешенкова С.А., Ждановой С.А., Захаровой Т.Б., Кузнецова А.А., Лапчика М.П., Лысковой В.Ю., Ракитиной Е.А., Роберта И.В; – через использование ИКТ Е.В. Власова; Т.П. Артюхова; Е.В. Баранова); – использование интернета в качестве информационной поддержки (Т.В. Речер); – через внеклассную деятельность с использованием ИКТ (И.Н. Бабич); Исследовательская деятельность учащихся на уроках информатики, в зависимости от направления ее использования, интерпретируется разными авторами по-разному. С учетом многообразия существующих трактовок приведем лишь некоторые из них, наиболее часто встречающиеся в учебно методической литературе. Исследовательская деятельность – это: – творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом; – организуемая педагогом деятельность школьников с использованием преимущественно дидактических средств косвенного и перспективного управления, направленная на создание исследовательского продукта, при доминировании самостоятельного применения доступных возрасту научных методов познания в результате, которых развиваются исследовательские умения учащихся; – вид учебно-познавательной деятельности, направленный на формирование таких исследовательских умений как анализ, сравнение, обобщение, синтез, формализация информации, выявление причинно-следственных связей и т.д. С учетом многообразия существующих трактовок, в своей работе под исследовательской деятельностью учащихся мы будем понимать деятельность учащихся, связанную с поиском ответа на творческую или исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением, либо выполнением проекта, а также разрешением проблемной ситуации. Необходимость организации исследовательской деятельности учащихся и вовлечения их в соответствующий вид деятельности регламентируется и рядом нормативных документов. Так в Примерной основной образовательной программе основного общего образования «(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015) и Примерной основной образовательной программе среднего общего образования» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016 N 2/16-з) исследовательская деятельность выделена как одно из основных направлений в осуществлении образовательной деятельности. Кроме того, в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указывается поддержка данного направления со стороны государства лицам, занимающимся реализацией данного направления. Таким образом, проблема организация исследовательской деятельности учащихся является актуальной, поддерживаемой нормативно-правовой базой и не до конца решенной в различных предметных областях, в том числе и в информатике. Рассмотрим в следующем параграфе особенности организации такой деятельности. 1.2 Исследовательская деятельность, ее сущность, основные этапы, роль и значение в процессе изучении информатики Исследовательскую деятельность на уроках информатики достаточно сложно отделить от других видов учебной деятельности учащихся. В связи с этим существуют и различные средства ее формирования и развития. Общий анализ учебно-методической литературы показал, что в качестве таковых могут выступать исследовательские и творческие задачи, проблемные ситуации, проекты, нестандартные уроки, сущность и специфика которых будет раскрыта в следующих параграфах дипломной работы. Что касается основных этапов учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках информатики, то они представлены в учебно-методической литературе разным количественным составом. Так одни авторы предлагают исследовательскую деятельность представить следующими этапами: 1.Определение проблемы и формулировка примерной темы исследования – самый тонкий и «творческий» компонент мыслительного процесса, формулировка вопроса «что я хочу узнать?» Как правило, тема окончательно формулируется при подготовке материалов к отчету (презентации) и отражает суть выполненной работы 2. Определение цели исследования позволяет точно представить, что он собирается сделать, чего достичь при выполнении работы. Может видоизменяться во время выполнения работы, но в каждый конкретный момент должна быть четко определена. 3. Выбор объекта исследования, (при проведении эксперимента – формирование опытной и контрольной группы) определяется целью работы, реальными возможностями и должен быть обоснован с точки зрения возможности получения достоверных результатов. 4. Формулирование рабочей гипотезы (или нескольких гипотез). Гипотеза должна быть жестко связана с поставленной целью работы. Как правило, определяет этапы выполнения работы, позволяют последовательно, а не хаотично продвигаться к достижению цели. Кроме того, позволяет придать работе больший смысл и конкретизировать предмет исследования. В ходе работы гипотеза может быть либо подтверждена, либо опровергнута. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными (экспериментальными) данными и логическими соображениями. 5. Определение конкретных задач, решение которых позволит достичь поставленной цели. Необходимо помнить, что задачи исследования и цели – не одно и то же. Задачи являются своеобразной программой действий, показывают, что исследователь собирается делать (например, провести отбор определенного количества проб воды из разных объектов и определить их кислотности с помощью индикатора). 6. Поиск и изучение литературы по теме исследования – то есть проведение первичного анализа информации. Позволяет понять, что уже известно в рамках выбранной тематики, уяснить основные термины, понятия, сравнить взгляды разных авторов на проблему. Как правило, завершается подготовкой литературного обзора – краткой характеристикой того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. Обзор позволяет исследователю познакомиться с областью исследований по нескольким источникам, по сути, избавляет от «изобретения велосипеда». Литературный обзор всегда должен быть строго структурирован, логичен; содержать только сведения, непосредственно относящиеся к теме работы, её цели. Содержит ссылки на использованные источники информации. 7. Выбор методов исследования определяется целью работы, имеющейся материально-технической базой. Количество экспериментов обосновывается с точки зрения получения достоверных результатов. 8. Планирование и выполнение собственных исследований должно проводиться строго соблюдая все требования выбранных методов. 9. Анализ полученных результатов удобно осуществлять с помощью таблиц, схем, графиков и т.п. – они позволяют визуально определить необходимые связи, свойства, соотношения, закономерности. Должны быть четко разграничены рабочие данные и данные обобщения, иллюстрирующие закономерность. В процессе исследования часто получается большой массив чисел (или иных данных) на основе которых были получены основные, обобщенные данные. В отчёте о работе числа и конкретные примеры служат для иллюстрации и общей характеристики полученных в ходе исследования результатов, на основании которых делаются выводы. Полученные данные необходимо сопоставить друг с другом и с литературными источниками и проанализировать, т. е. установить и сформулировать закономерности, обнаруженные в процессе исследования. На этом этапе определяется достоверность полученных результатов и, при необходимости, определяются направления дальнейшей работы. 10. Проверка гипотезы позволяет проверить истинность предложений, а может внести изменения в их формулировки. Чаще всего проверку гипотез целесообразно осуществлять посредством проведения еще одного наблюдения и/или эксперимента. При этом новый результат сопоставляется с ранее полученным результатом. Если результаты совпадают, то гипотеза подтверждается, и вероятность ее истинности возрастает. Расхождение же результатов служит основанием для отклонения гипотезы или уточнения условий ее справедливости. 11. Формулирование выводов. Выводы – строго структурированные, лаконично изложенные результаты собственных исследований. В выводах тезисно, по порядку, излагаются результаты работы. При этом происходит доказательство истин¬ности гипотез получивших ранее подтверждение; ложность же их может быть определена с помощью контрпримеров. Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе (гипотезам) исследований, являться ответом на вопросы, поставленные в них. 12. Подготовка отчета о проделанной работе. Осуществляется в заранее определённой форме. Определяется требованиями конференции, издания, где планируется представлять работу, техническим заданием проекта и т.п. По мнению других авторов, исследовательская деятельность учащихся на уроках информатики, как и любая другая деятельность, состоит из следующих этапов: 1. Выбор темы исследования. Формулировка темы и содержание работы должны предполагать: интеграцию наук и различных областей практической деятельности; практическая ориентация целей, задач и содержания работы; предметно – объектный принцип исследования,- практическую значимость результатов работы. 2. Исследовательская работа. Сама исследовательская работа в свою очередь, тоже состоит из нескольких этапов: подготовительный этап, выработка целей и задач работы; ознакомление с литературой; проведение исследований; обработка результатов 3. Отчетно-презентационный этап. Заключительный этап, когда происходит оформление работы и ее презентация. В учебно-методической литературе количество этапов исследовательской деятельности может варьироваться в зависимости от различных подходов авторов к самому понятию исследовательской деятельности, а так же от ее содержательной составляющей. Не смотря на их разное количество, сущность их, тем не менее, не меняется. Исследовательская деятельность учащихся является неотъемлемой составляющей процесса обучения в школе, однако ее организация и проведение на уроках информатики имеет ряд принципиальных отличий от других школьных учебных предметов, поскольку информатика как предмет имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин: во-первых, наличием специальных технических средств, в первую очередь-персонального компьютера для каждого ученика, а также задействованной в учебном процессе оргтехники, мультимедийных устройств; во-вторых, компьютерный класс, в котором проводятся уроки, организован особенным образом: – каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой-доступ к общим ресурсам; – ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места (особые условия для развития коммуникативных компетентностей); в-третьих, именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом; в-четвёртых, предмет информатика отличает изначальная высокая мотивация учащихся. Некая изначальная «романтизация» компьютера и работы на нём создаёт учителю информатики благоприятные начальные условия для работы в классе. Эти особенности позволяют учителю использовать различные методы и приемы на своих уроках для организации исследовательской деятельности учащихся. Рассмотрим некоторые из них. Мультимедийные ресурсы в организации исследовательской деятельности на уроках информатики могут иметь различные формы, применение которых зависит от знаний, подготовленности авторов, а так же предполагаемой аудитории. Наиболее эффективно использовать мультимедийные ресурсы при проведении практического занятия, лабораторной работы, самостоятельной работы. Презентация и видео урок позволяют отказаться от многих видов наглядности и максимально сосредоточить внимание учителя на ходе урока, так как управление ресурсом сводится к простому нажатию на клавишу мыши. По ходу урока поэтапно выводится необходимый материал на экран, и рассматриваются основные вопросы данной темы. В случае использования слайда-задания (исследовательского задания) организуется обсуждение поставленного вопроса, и подводятся его итоги. В случае необходимости можно заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть ненужные слайды. Это позволяет максимально настраивать любой имеющийся ресурс под конкретный урок в конкретном классе, где организуется исследовательская деятельность. Использование мультимедийных ресурсов целесообразно на любом этапе исследования и на любом этапе урока. Данная форма дает возможность представить исследуемый материал как систему ярких опорных образов, что в свою очередь облегчает запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача исследовательского материала в виде презентации или видео урока сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Исследовательская деятельность учащихся с использованием презентаций или видео уроков решают следующие дидактические задачи: – усвоение базовые знания по предмету, – систематизация усвоенных знаний, – формирование навыка самоконтроля, – формирование мотивации к учению в целом и к информатике в частности, –оказание учебно-методической помощи учащимся в выполнении исследовательского (творческого) задания (задач), проектов, решении проблемных ситуаций на уроках информатики. При использовании мультимедийных ресурсов на уроках информатики при организации исследовательской деятельности учащихся необходимо соблюдать ряд условий: – ресурс должен соответствовать возрасту учащихся; – необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; – детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений; – демонстрируемый ресурс должен быть точно согласован с содержанием материала. С помощью мультимедийных обучающих ресурсов видеоуроков и презентаций повышается общая успеваемость учеников в школе, материал усваивается в несколько раз быстрее. Так же, цифровые образовательные ресурсы могут быть использованы для самоподготовки школьников и осуществлении исследовательской деятельности продолжению ее во внеучебное время. Мультимедийные диски позволяют организовывать исследовательскую деятельность на уроках информатики с использованием различных компьютерных учебных курсов, электронных учебников и книг, мультимедийных энциклопедий, тренажеров различных видов. Все электронные учебные диски можно разделить на следующие классы: – электронные энциклопедии, справочники, учебники - подобны бумажным, только в электронном виде, которые содержат только изложение материала; – электронные учебные курсы-тренажеры, позволяющие не только узнать изучаемый материал, но и закрепить этот материал; – творческие среды, позволяющие учащимся проявлять и развивать свои уникальные способности при работе над проектами, желательно, мультимедийными, позволяющие не только пассивно получать готовый материал, но и выдвигать свои идеи и гипотезы. Мультимедийные диски облегчают процесс подготовки и осуществления исследования. Электронные учебники помогают школьникам изучить современную науку информатику, понять устройство и принципы работы компьютеров и, соответственно, повысить свою информационную грамотность. В наглядной и доступной форме школьники получают знания об истории появления компьютеров, способах хранения информации, правилах работы с компьютерами и многом другом. Метод проектов – это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых «продуктов». В процессе исследовательской деятельности у школьников развиваются следующие способности: коммуникативные, личностные, социальные, литературно-лингвистические, математические, художественные, манипуляторные, технологические и т.д. Учащиеся создают индивидуальные и групповые проекты по информатике. Проекты учащиеся могут выполнять не только в учебное время, но и во внеурочное. В ходе выполнения проектов у учащихся: 1. Формируются и отрабатываются: – Навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации; – Навыки публичного выступления (ораторское искусство); – Умения представить информацию в доступном, эстетичном виде; – Умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи; – Умение работать в группе, в команде; – Умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение. 2. Расширяются и углубляются знания не только по информатики, но и в различных предметных областях. 3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, сканер, микрофон и т.д.) 4. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект и даже больше – программы, которые помогают лучше представить свою работу. 5. Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы. Любая работа, выполненная самостоятельно, в результате которой появляется готовый продукт, является мини проектом. Интерактивная доска – в процессе организации исследовательской деятельности реализует один из важнейших принципов обучения – наглядность. При использовании интерактивной доски можно сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей. С помощью интерактивной доски можно для каждого урока создать документ с заготовками: тема урока, познавательная задача, определения, исследовательские задания для выполнения в классе и домашнее задание. Такие заготовки позволят сократить время подготовки к уроку, и сделать урок более наглядным и понятным. В нее легко внести изменения и корректировку для конкретного класса. На доске во время урока заполняются таблицы, находятся ошибки, делаются заметки и многое другое. Это сокращает время на уроке для записи этих материалов на обычной доске. Использование интерактивной доски при организации исследовательской деятельности на уроках информатики положительно влияет на познавательную активность учеников, повышает мотивацию к изучению предмета. Все ученики, без исключения, желают выйти к доске и выполнить предложенные исследовательские задания. Способы использования интерактивной доски на уроке информатики: – объяснение принципов работы с приложениями, путем выполнения действий непосредственно на доске; – проверка выполнения учащимися домашних заданий (если они были заданы для выполнения на домашнем компьютере); – защита проектов учащимися; – выполнение заданий на установку соответствий терминов, понятий и многое другое. Использование интерактивных средств обучения на уроках информатики в школе дает возможность: – повысить у учащихся мотивацию к предмету; – подготовить к самостоятельному усвоению материала курса и других общеобразовательных дисциплин; – овладеть конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности и осуществлении исследования; – расширить виды совместной работы учащихся, обеспечивающей получение учащимися коммуникативного опыта; – повысить многообразие видов и форм организации деятельности и контроля за деятельностью учащихся. Использование компьютерных технологий при организации исследовательской деятельности на уроках информатики позволяет поддерживать высокий уровень мотивации учащихся, насытить обучающихся большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся и содействует развитию коммуникативных аспектов навыков работы с информацией. При этом система заданий и деятельность учащихся должны быть спланированы таким образом, чтобы процесс обучения был направлен на изменение в уровнях мыслительной деятельности; важно формировать не просто мышление, а навыки мышления высокого уровня. Использование информационных технологий универсальных (базовых), мультимедиа-технологий, сетевых технологий на уроках и во внеурочное время позволяют решать задачу формирования информационной компетентности учащихся. 1.3 Основные средства активизации исследовательской деятельности учащихся на уроках информатики Активизацию исследовательской деятельности учащихся на уроках информатики необходимо осуществлять систематически и непрерывно. В качестве основных средств формирования и развития исследовательской. деятельности учащихся на уроках информатики выступают исследовательские и творческие задачи, проекты, проблемные ситуации, нестандартные уроки. Остановимся на описании каждого из них. Исследовательские задачи – это задачи, при решении которых ученик сам ставит вопросы и ищет на них ответы, выдвигает гипотезы, доказывает или опровергает их. Делает выводы, если все верно, формулирует решение проблемы, если нет, то формулирует новую гипотезу. Всякий полученный ответ может стать основанием для новых вопросов. В учебно-методической литературе выделяет следующие три типа исследовательских задач: поисковые, проблемные, креативные, которые характеризуются неалгоритмическим способом деятельности в процессе их решения, большинство авторов относят их к творческому типу задач.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 89 страниц
850 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg