Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Методика организации военно-патриотического воспитания старшеклассников при изучении предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

irina_krut2020 1800 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 72 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.03.2020
Объект исследования - процесс военно-патриотического воспитания старшеклассников посредством изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» Предмет исследования - военно-патриотическое воспитание старшеклассников на уроках ОБЖ. Гипотеза: Мы предполагаем, что если на основе базисной программы разработать комплекс занятий, направленный на совершенствование работы по патриотическому воспитанию школьников, то можно получить следующие результаты: - повысить интерес школьников к урокам ОБЖ; - обеспечить комплексный подход к гармоничному развитию школьников; - повысить эффективность воспитания у детей познавательного интереса к родному Краю, а также его истории. Цель работы - изучить и проанализировать влияние базисной программы на уроках ОБЖ на военно-патриотическое воспитание молодежи; В связи с этим, в работе были поставлены следующие задачи: - обосновать цели и задачи и принципы патриотического воспитания; - раскрыть суть патриотического воспитания школьников; - показать эффективные методы и приемы патриотического воспитания школьников на уроках ОБЖ. Методы исследования: 1. Анализ хрестоматийного материала педагогической и философской направленности; 2. изучение педагогической и методической литературы по проблеме исследования; Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы, состоит в возможности изучения материалов, предоставленных в работе, педагогами и учениками, с возможностью дальнейшего использования в практике. Практическая значимость квалификационной работы, состоит в возможности использования полученных результатов, в ходе изучения, теоретических проблем влияния военно-спортивных игр на уроках ОБЖ, на патриотическое воспитание молодежи. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Введение

Термин «Военно-патриотическое воспитание» в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству. В течение многих веков существования человечества проблема военно-патриотическое воспитания, отношения к своей Родине, Отечеству являлась предметом многочисленных споров между мыслителями, общественными и политическими деятелями, педагогами, учеными. Духовный потенциал патриотической идеи отражен в письменных и устных источниках народов не только нашей, но и всех стран мира. Широкое распространение термина «патриот» началось в Эпоху Великой Французской революции с 1789г., но корнями уходит в глубь истории [8, с.22]. На протяжении ни одного поколения русские общественные деятели видели в идее военно-патриотического воспитания нравственно-организующее начало жизни русского народа, понимания её как идею отечественного единения, согласия, защиты родной земли, идею равноправности народов, идею морального долга перед обществом, идею ответственности за судьбу Отечества. Военно-патриотическое воспитание понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности. Военно-патриотическое воспитание проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества. Военно-патриотическое воспитание олицетворяет уважение к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями и ценностями народа [6, с.56]. Поэтому привитие патриотических чувств подрастающему поколению является одной из самых приоритетных задач школы. Детство, отрочество, юность, наиболее благоприятное время для привития священного чувства любви к Родине. Ведь как говорил Виссарион Белинский: "Можно не любить и родного брата, ели он дурной человек, но нельзя не любить Отечества, какое бы оно ни было: только надобно, чтобы эта любовь не была мертвым довольством тем, что есть, но живым желанием усовершенствования" [5, с. 154]. У школьников с раннего возраста должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется и от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить [3, с. 156]. На, что нацеливает нас национальная доктрина образования РФ, которая является основным основополагающим документом так это: - будущие защитники, выпускники школ, должны быть высокообразованными; - развитыми как физически, так и духовно. Поэтому данную тему считаю актуальной и злободневной, а также достойной внимания при изучении, так как по мере взросления у школьников, как отмечают ученые-исследователи, начинает формироваться так называемый "родничок героизма" (Цит. по: Козаковой 2003), требующий раскрытия, но, как ни обидно это констатировать, он чаще всего остается на заднем плане. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут найти свое применение в примыкании к антиобщественным организациям, поток которых год от года растет [20, с.9]
Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3 Глава 1. Теоретические основы военно-патриотического воспитания старшеклассников………………………………………………………… 6 1.1. Психолого-педагогическая характеристика старших подростков… 6 1.2. Военно-патриотическое воспитание: понятие, цель, задач………... 14 1.3. Формы, методы, средства военно-патриотического воспитания старших подростков в общеобразовательной организации…………….. 26 Глава 2. Экспериментальное обоснование методики организации военно-патриотического воспитания старшеклассников……………….. 41 2.1. Формы и методы исследования…………………………………….. 41 2.2. Организация исследования…………………………………………… 42 2.3. Уровни патриотического воспитания на уроках ОБЖ……………... 44 2.4. Разработка и внедрение школьной программы "Отечество" на уроках ОБЖ………………………………………………………………… 47 Заключение………………………………………………………………… 58 Библиографический список……………………………………………… 60 Приложение ………………………………………………………………. 64
Список литературы

1. Национальная доктрина образования 2000 - 2025 года в Российской Федерации Правительство РФ Постановление от 4 октября 2000 г. N 751 2. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы"., Москва от 30декабря 2015г №1493 3. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. - М., Айрис-пресс, 2012 - 224 с. 4. Бачевский, В.И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу "Основы военной службы". - М.: ООО "Редакция журнала "Военные знания", 2010. - 186с. 5. Белинский В.Г. Статьи и рецензии 1841 - 1844 // Полн. собр. соч.: В 13-ти т. - М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1954. - Т.5. - 863 с. 6. Бердяев Н.А. Судьба России: опыты по психологии войны и национальности. - М.: Мысль, 1990. - 240 с. 7. Валеев Р.А., Зайцев А.А., Зайцева В.Ф. Военно-патриотическая работа с подростками в молодежных организациях России // Проблемы воспитания военно-патриотическое воспитаниеа. - Вологда.: ВИРО, 2014. 8. Васютин Ю.С. Военно-патриотическое воспитание: теория, опыт. - М.: Издательство Мысль, 1984 г.156с. 9. Военно-патриотическое воспитание молодежи (проблемы и опыт): Сборник/сост. Ю.И. Дерюгин. - М.: Патриот, 1991. - 213с. 10. Вороненко А.Г. Из истории патриотического воспитания в России. Методические рекомендации для учителей и педагогов дополнительного образования. М.: ИОО МО РФ. - 2014.-56с 11. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский ; [под ред. В.В. Давыдова]. - М. : АСТ : Астрель, 2010 - 671 с. 12. Гаврилов Ф.К., Кожин Г.А. Военно-спортивные игры. - М.: Изд-во ДОСААФ, 2006 г.-83с. 13. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Вопросы психологии. - сентябрь-октябрь 1963. - №5 1963. – С.61-73. 14. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI в. - М.: Интердиалект, 1997. - 697 с. 15. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения / Н.А. Добролюбов. - М.: Педагогика, 1986. - 387с. 16. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников - 2012 №8 - С.17 17. Жуков И.М. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников. - М.: Педагогика, 1982 г.,-159с. 18. Ивашкина, Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе // Начальная школа. - 2007. - № 7. - С.29-33. 19. Ильин И.А. Собрание сочинений. Т.2. Кн.2. - М.: Русская вера, 1993. - 478 с. 20. Козакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. - 2003. - № 6. - С. 8-12. 21. Касимова, Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2013. - 64 с. 22. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М.: Знание, 1989 -77с. 23. Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика. 2015. № 5. С. 52-55. 24. Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание военно-патриотическое воспитаниеа // Педагогика - 2007 - №5 - С.52 25. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России. М.: Педагогика, 2013. 180 с. 26. Мазыкина Н.В., Монахов А.Л. Методические рекомендации по совершенствованию военно-патриотического воспитания детей и подростков // Воспитание школьников. 2013. № 5. С. 12-13 27. Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций: учеб. пособие. М.: Юрайт, 2015. -180 с. 28. Палтиевич Р.Л., Смирнов А.Т. Безопасность жизнедеятельности: программы для образовательных учреждений среднего профессионального образования. М., 2016. -270 с. 29. Пилиповский В.Я. Требования к личности учителя в условиях высокотехнологического общества // Педагогика. - 2007. №5. - С.97-103. 30. Педагогика школы: учеб. пособие для Вузов/Под ред. С.Е.Матушкина. Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 2014.- 250 с. 31. Радищев А.Н. Полн. собр. соч.: В 2 т. - М. - Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1938. - Т.1. - 503с. 32. Сысоев Ю.В. Патриотическое воспитание в сфере физической культуры и спорта сегодня и в прошлом: учебник для вузов. М., 2015.- 152 с. 33. Симоненко В.Д., Фомин Н.В. Современные педагогические технологии. Учебное пособие. – Брянск : БГТУ, 2014. - 68 с. 34. Смирнов А.Т. Основы военной службы: Учеб. пособие для студ. сред. проф. образования. - М.: Изд. центр "Академия", 2004. – 240с. 35. Микрюков В.Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности: в 2-х кн.: учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2014. Кн. 1. Личная безопасность.- 479 с. 36. Толстой А.Н. Отечество - рассказы, очерки, статьи, письма / А.Н. Толстой. - М.: Художественная литература, 1976. – 478с. 37. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие /Под ред.М. М. Поташника - М.: Педагогическое общество России - 2000г. – 448с. 38. Чертков А.Н. Политическая власть и патриотизм: от правящей группы к политической элите: Властные элиты современной России в процессе политической трансформации. Ростов-н/Д, 2014.-220 с. 39. Шабаева М.Ф. Герцен о воспитании / М.Ф. Шабаева. - М.: Учпедгиз, 1948. - 179с. 40. Курс "Гражданское образование" в начальной школе // Начальная школа. - 2012. - № 9. - С.23-26.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 1.1. Психолого-педагогическая характеристика старших подростков В разных источниках можно найти различные возрастные периодизации. В среднем старший подростковый возраст - это период с 13 до 16 лет. Также существуют мнения, что старший подростковый возраст входит в промежуток с 12 до 15 лет; с 14 до 16 и с 14 до 18 лет. Подростковый возраст - это самый трудный и самый сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Наиболее важным отличительным признаком этого периода являются фундаментальные изменения, происходящие в сфере самосознания подростка, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности [13,с.63]. Учебная деятельность старших школьников значительно отличается по своему характеру и содержанию от учебной деятельности подростков. Основное отличие в том, что учебная деятельность старшеклассников предъявляет гораздо более высокие требования к их активности и самостоятельности. Для того чтобы достаточно глубоко усваивать программу, необходимо развитие теоретического мышления. Трудности, которые нередко испытывает в процессе учения старшеклассник, прежде всего связаны с неумением учиться в этих новых условиях [8, c. 44]. Характеризуя интересы старших школьников, прежде всего надо сказать, что именно в этом возрасте юноши и девушки обычно определяют свой специфический устойчивый интерес к той или иной науке, отрасли знания, области деятельности. Такой интерес в старшем школьном возрасте приводит к формированию познавательно-профессиональной направленности личности, определяет выбор профессии, жизненный путь юноши или девушки после окончания школы. Наличие такого специфического интереса стимулирует постоянное стремление к расширению и углублению знаний в определенной области: старший школьник активно знакомится с нужной литературой, охотно занимается в соответствующих кружках, изыскивает возможность посещать лекции и доклады, встречаться с интересующими его людьми. Познавательные интересы в старшем школьном возрасте приобретают более широкий, устойчивый и действенный характер. Мышление старшего школьника приобретает личностный, эмоциональный характер. Как пишет В.Г. Белинский, интеллектуальная деятельность здесь приобретает особую аффективную окраску, связанную с самоопределением старшего школьника и его стремлением к выработке своего мировоззрения. Именно это аффективное стремление создает своеобразие мышления в старшем школьном возрасте [6, c.18]. С точки зрения протекания отдельных психологических процессов старший школьный возраст принципиально не отличается от периода взрослости. Существенная разница имеется лишь в эмоциональной жизни, более импульсивной, менее подчиненной другим мотивам и слабее регулируемой сознательно. Однако, старший школьник может быть уже способен к глубоким «взрослым» переживаниям, серьезным и устойчивые чувствам. Современный старшеклассник - продукт современной жизни, он сложен, интересен, противоречив. В старшем школьном возрасте завершается физическое созревание индивида. Основной психологической характеристикой старшего школьного возраста можно считать направленность в будущее. Это касается различных сторон психической жизни. Старший школьник стоит на пороге социальной взрослости. У него появляются конкретные жизненные планы, соответствующие им мотивы. Формирование данного личностного качества старшеклассников в образовательном процессе и воспитательной среде школы не может осуществляться без учета психолого-педагогических особенностей, учащихся данной возрастной группы. Старшеклассники гораздо чаще и более глубоко, чем раньше, задумываются о своем будущем, своих целях и карьере. Им предстоит сделать важнейшие жизненные выборы (где учиться? какую профессию или специальность осваивать, ехать учиться в другой город или даже другую страну, пойти в армию? и пр.), принимая при этом ответственность за этот выбор на себя. У старшеклассников достаточно высок уровень развития мыслительных процессов, ярко выражена их критическая направленность. В реальном образовательном процессе школы это проявляется в том, что у каждого старшеклассника имеется собственная точка зрения (отличная от других и особенно от мнения взрослых) на происходящие события в стране и в мире, на проблемы гражданского права, а также важнейших нравственно-ценностных отношений. Создавая в школе атмосферу защищенности и психологической безопасности учащихся, предоставляя им личностную свободу, расширяя пространство субъективного выбора, необходимо не забывать и об «оборотной стороне медали» - ответственности перед другими за свой выбор, свою свободу, свои действия. Старший школьник миновал эпоху подростковых кризисов и конфликтов. В этом возрасте отмечается улучшение коммуникативности и общего эмоционального самочувствия индивида, большая дифференцированность его эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, повышение самоконтроля и само регуляции [17, c.28]. Стремление в общении увидеть себя, получить признание от других, связано в этом возрасте с самопознанием - главной тенденцией развития личности. Одну из основных психолого-педагогических доминант развития старшего школьника, определяет, как поиск смысла жизни. Другими важными доминантами развития старшего школьника является: «оформление соматотипа (определенного типа особенностей), возникновение потребности в любви, интерес к духовной и физической близости с людьми противоположного пола, эмансипация от родителей. Развитие новой системы отношений с ними, формирование представлений о собственной уникальности и исключительности» [10, c. 23]. В этот юношеский период можно обнаружить такие акцентуации характеров, которые не встречаются ни в одном другом возрасте, причем между «отдельными чертами характера и их проявлениями имеется множество противоречий, острота которых к окончанию школы, обычно сглаживается» [34, c. 20]. В старшем подростковом возрасте на основе созревания своего "Я" происходит пересмотр ценностных представлений и перенос функции образца с родителей на референтную группу, принятие ценностных представлений, культурных традиций. По мере взросления происходит у подростков отказ от эгоцентризма, моральные обязательства начинают выступать как взаимные и согласованные оценки других и самооценки. Более оформленный и социальный характер начинают приобретать цели развития подростков [17, с. 146]. Схема целей представлена ниже (таб. 1). Таблица 1 Схема целей развития в подростковый период 1. Общее эмоциональное созревание - от деструктивных чувств и недостатка уравновешенности и конструктивности к конструктивным чувствам и уравновешенности, от субъективной к объективной интерпретации ситуации; от избегания конфликтов к их решению 2. Кристаллизация интересов к другому полу - от интереса к одинаковому полу к интересу к противоположному полу; от мучительного ощущения сексуальности к признанию факта половой зрелости 3. Социальное созревание - от чувства неуверенности в группе сверстников к достижению уверенности; от неловкости в обществе к находчивости; от рабского подражания к эмансипации; от неуживчивости в обществе к согласию с ним 4. Освобождение от опеки родителей - от поиска поддержки у родителей к опоре на собственные силы 5. Интеллектуальное созревание - от веры в авторитеты к требованию доводов; от фактов к объяснениям; от многочисленных поверхностных интересов к нескольким постоянным 6. Выбор профессии - от интереса к престижным профессиям к адекватной оценке своих возможностей и выбору соответствующей профессии 7. Проведение свободного времени - от интереса к индивидуальным играм, где можно показать силу, выносливость к интересу к коллективным играм; от активного участия в играх и соревнованиях к пассивному наблюдению; от интереса ко многим играм к интересу лишь к некоторым 8. Формирование жизненной философии - от равнодушия к общественным делам к активному участию в них; от стремления к удовольствиям и избеганию боли к поведению, основанному на чувстве долга Возрастной потенциал старшеклассников является наиболее сенситивным для нравственного воспитания, так как именно в этот период наблюдается: - усиление нравственного сознания в поведении; - открытие «Я», осознание собственной индивидуальности, уникальности и неповторимости; - происходит активное становление мировоззрения развития интегративных механизмов самосознания и формирования активной жизненной позиции; - поиск смысла жизни; - интерес к самовоспитанию - выбор жизненных ценностей;4 - активное развитие самопознания, самоутверждения и самораскрытия. Для старших подростков наиболее значимой для развития личности в условиях природного и предметного мира становится сфера общения со сверстниками. Для них является важным: - умение познакомится с понравившимся человеком; - свободно чувствовать себя в компании, разделяя нормы и интересы значимой для него группы; - ощущать, что при этом он не теряет индивидуальность, а может высказывать свои мысли и выражать чувства; - подростку важно, чтобы его взрослость была заметна окружающим; - подростку важно, чтобы его форма поведения не была детской; - "героем" подростка является активный, целеустремленный, успешный человек; - подросток склонен к мечтанию и фантазированию; - группе подростков свойственно возникновение кодексов; - подросткам свойственно обсуждение поведения взрослых, причем не в лицеприятной форме [34, с. 97-102]. Основными психолого-педагогическими особенностями старшеклассников являются: - принятие собственной внешности и эффективное использование своего тела; - необходимо осознать его особенности и научиться осмысленно, управлять им во время спортивных занятий, на досуге, в работе и повседневной жизни; - усвоение мужской или женской роли: молодые люди должны индивидуально избрать структуру полового поведения и «образ» своей половой роли; - установление новых и более зрелых отношений с ровесниками обоих полов. Важным становится влияние группы, а именно: - завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых. Родителям нелегко признать за детьми право на независимость: - как бы ни стремились они воспитывать детей самостоятельными, им хотелось бы как можно дольше сохранить семейную структуру с взаимной зависимостью детей и родителей; - подготовка к профессиональной карьере; - обучение в юношеском возрасте прямо или косвенно нацелено на освоение профессии; подготовка к браку и семейной жизни; - приобретение знаний и социальной готовности, необходимых для выполнения задач, связанных с партнерством и семьей. Удлинение времени учебы зачастую до третьего десятилетия жизни в связи с развитием общества вынуждает искать новые решения: - формирование социально ответственного поведения: речь идет о подготовке к участию в деятельности на пользу общества и принятию политической и общественной ответственности гражданина; - построение системы ценностей и этического сознания как ориентиров собственного поведения; - критический анализ ценностей окружающей культуры должен привести к формированию самостоятельной структуры ценностей как руководства к действиям. В старшем подростковом возрасте при столкновении с опасностями, угрозами или требованиями происходит преодоление трудностей: - первичная (когнитивная и аффективная) оценка ситуации, вторичная оценка альтернативных возможностей решения проблемы, третичная оценка, то есть переоценка ситуации и выбор новых альтернатив поведения. Характерная черта старших подростков - формирование жизненных планов. С одной стороны, жизненный план возникает в результате обобщения и укрупнения целей, которые ставит перед собой личность, интеграции и иерархизации ее мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентаций, которых подчиняют себе частные, преходящие стремления. С другой стороны, идет процесс конкретизации и дифференциации целей и мотивов [27, c.64]. В этом возрасте формирование самосознания тесно связано с развитием представлений о времени. У старшего подростка формируется представление о прошлом и будущем времени, что позволяет ему принять прошлое и устремиться в будущее, осуществляя значимые выборы среди возможных путей развития личности. Главное содержание старших подростков заключается в его переходе от детства к взрослости. Качественно перестраиваются все стороны развития подростка. Старший подросток входит в активную социальную жизнь. Взрослея, они становятся способными определять и контролировать свое собственное поведение, расширяют свои права во взаимодействии с взрослыми [31, c.24]. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста, а, следовательно, и специфику работы с ними. Ученые отмечают, что недостаток проводимой работы является одной из причин наблюдаемых сегодня негативных процессов в среде подростков. Таким образом, границы возраста - 15-17 лет. В старшем подростковом возрасте протекают сложнейшие процессы, обеспечивающие диалектический скачок, прорыв во взрослость. Это период принятия ответственности за свою судьбу и судьбу близких, происходит адаптация к жизни и принятие многих социальных норм, ролей и форм поведения. Актуальным становится поиск единомышленников, растет потребность в сотрудничестве с окружающими, укрепляются связи со своей социальной группой, диапазон социальных ролей, которые примеряются на себя старшим подростком, расширяется. Самосознание подростка как новообразование возраста приводит к более глубокому пониманию других людей. К образованию личности, которое происходит через социальное развитие, приобретает в самосознании опору для дальнейшего развития старшего подростка. В этот период происходит осознание и завоевание подростком своего места в широких социальных отношениях и взаимодействиях. Подросток бросает все свои усилия и энергию на то, чтобы добиться нового социального статуса. 1.2. Военно-патриотическое воспитание: понятие, цель, задач Воспитание детей, молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь под-растающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, детских и молодежных организаций [37, c.123]. Характерной особенностью современного этапа развития российского социума является значительный рост интереса к проблемам воспитания не только среди педагогов, но и широкой общественности. Стало очевидным, что решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, пот-ребностей в духовно-нравственном совершенствовании, от уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. В связи с этим приоритетным направлением и составной частью образовательного процесса должно стать патриотическое воспитание подрастающего поколения. Патриотизм - многогранное и многоаспектное явление, представляющее сложный комплекс свойств и характеристик, по-разному проявляющихся на различных уровнях функционирования социальной системы [24, c. 38]. Понятие «патриотизм» широко используется практически во всех направлениях любой деятельности, оно прочно вошло в нашу жизнь. Как показывает анализ различных источников литературы, в которых рассматривается проблема патриотизма, использование и трактовка самого термина «патриотизм» характеризуются многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом это объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания, неординарностью структуры и многообразием форм проявления [40, c.24]. Анализ литературных источников по проблеме исследования позволил выделить следующие определения понятия «патриотизм». Авторы дают несколько трактовок понятия патриотизм (таб.2) Таблица 2. Подходы к определению понятия патриотизм Авторы Понятие патриотизм А.Н.Радищев «Беседа о том, что есть сын отечества» Считал, что «истинный человек и сын отечества есть одно и то же», он «ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью». А.П.Куницын «Наставления воспитанникам» Отмечал, что основными задачами воспитания молодого поколения должны быть: «водворить в сердце сына праотеческие добродетели, учинившие бессмертным целое поколение; даровать согражданам истинного соревнователя в общественных пользах». В.Г.Белинский Считал главной задачей - развитие в детях чувства человеческого достоинства, патриотизма, гуманизма любви к труду: «Всякая благородная личность глубоко осознаёт своё кровное родство, свои кровные связи с отечеством... Любить свою родину - значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих способствовать этому» А.С.Макаренко Говоря о цели воспитания в советской школе, отмечал, что каждый воспитанник «должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым патриотом». Он отмечал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках, но настоящий патриотизм заключается в длительной , даже очень тяжелой работе. А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев Патриотизм - это не движение против чего-либо, а движение за те ценности, которыми располагает общество и человек. Патриотизм - это, прежде всего, состояние духа, души К.Д. Ушинский Патриотизм является и как важная задача воспитания, и как мощный педагогический инструмент: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и великую опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» В.А.Сухомлинский Патриотизм определял, как «благородную любовь советского народа к своему социалистическому отечеству».Он подчеркивал, что главная воспитательная задача - подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному труду для общества, как к патриотической деятельности. В.Н. Аверкин Патриотизм - это социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и всем его достижениям, в первую очередь к тем, которые обеспечивают человеку достойную жизнь, причем в сравнении не с собственным прошлым, а с лучшими мировыми образцами. Это - качественное образование и медицина, обеспечение свободы слова и передвижения.сравнении не с собственным прошлым, а с лучшими мировыми образцами. Это - качественное образование и медицина, обеспечение свободы слова и передвижения. В. Г. Крысько «Патриотизм» как «сложное явление общественного сознания, связанное с любовью к Родине, Отечеству, своему народу, которое проявляется в виде социальных чувств, нравственных и политических принципов жизни и деятельности людей» Анализ трудов вышеприведенных авторов позволяет утверждать, что патриотизм - это нравственно-политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, устремленность защищать интересы Родины. Патриотизм выражается в любви и преданности к своей Родине, родной земле и своему народу, его истории и культуре. Президент РФ В. В. Путин ориентирует, что быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории, хотя, безусловно, это очень важно, а, прежде всего, служить обществу и стране. В современной трактовке патриот - человек, который любит свою Родину. Он готов пожертвовать всем: принципами, идеалами, материальными благами во имя своего Отечества, готовый идти на любые жертвы и совершить подвиги ради интересов своей Родины. Патриотизм (от греческого - родина) - в широком понимании этого термина означает любовь к своей родине, преданность своему народу, гордость за свой народ, стремление защитить его достояние, продолжить приумножение его общечеловеческих и национальных морально-духовных ценностей. Основными характеристикам человека-патриота являются его отношение к общей и правовой культуре Родины, ее богатствам, гражданам, самому себе (рис.1). Рис. 1. Характерные черты патриота Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания детей подросткового возраста. Если рассматривать данную позицию через понятие «отношения», можно выделить несколько направлений патриотического воспитания [39, c. 98] - отношение к природе родного края, родной страны; - отношение к людям, населяющим страну; - отношение к моральным ценностям, традициям, обычаям, культуре; - отношение к государственному устройству. Применительно к детям подросткового таких качеств, как сострадание, сочувствие, возраста патриотизм определяется, как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира. Патриотическое воспитание по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. В самом широком смысле - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций и объединений [38, c.20]
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg