Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Особенности формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в процессе личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми

zac_shalamov 320 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 34 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.03.2020
Содержание коммуникативных умений, представляющих собой сложные, осознанные коммуникативные действия, которые основаны на теоретических знаниях и практической подготовленности к общению, определяется с учетом функций и структуры коммуникативной деятельности. Коммуникативные умения детей старшего дошкольного возраста объединяют в себе регуляционно-коммуникативные, информационно-коммуникативные умения и умения ориентироваться в условиях внешней ситуации общения. Подбирать вербальные и невербальные средства, оценивать результативность общения.
Введение

Актуальность исследования определяется тем, что человек, который по своей сути является социальным существом, с первых месяцев жизни нуждается в общении с другими людьми. Общение, которое является сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Дошкольный возраст является самым ценным в жизни каждого ребенка. Это уникальный период в развитии личности ребенка. Признание этого определяет задачу расширения возможностей каждого ребенка как компетентного выбора своего жизненного пути. Жизненный путь будет определяться личной ориентированностью на другого человека. У детей старшего дошкольного возраста плохо развиты или вообще не развиты коммуникативные умения. Поэтому в дошкольных образовательных организациях педагоги делают упор на личностно-ориентированное взаимодействие с детьми. Что подтверждается основными положениями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Педагогическая практика, опираясь на современные психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывает сущность и значение формирования коммуникативных умений в развитии ребенка старшего дошкольного возраста. Т.А.Репина, А.Г.Рузская рассматривали общение как коммуникативную деятельность, основываясь на многочисленных публикациях, в основе которых лежит концепция деятельности, разработанная В.В.Давыдовым, А.В.Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, М.И.Лисина, Д.Б.Элькониным, и другими. Значение коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе. Где при отсутствии элементарных коммуникативных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми. Это нарушает процесс обучения и приводит к возрастанию тревожности (Г.Г.Кравцов, М.И.Лисина, В.А.Петровский, А.Г.Рузская, Е.Е.Шулешко). Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, важнейшим направлением социально-личностного развития, а так же необходимым условием успешности учебной деятельности. Изменение отношения к дошкольному детству потребовало пересмотра содержания, форм и методов работы, создания педагогических технологий, отвечающих требованиям гуманизации образовательного процесса, личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога с ребенком. Современные педагогические технологии направлены на обеспечение такого уровня развития ребенка, который помог бы ему ощутить чувство психологической защищенности, осознать себя субъектом деятельности. Для диагностики сформированности коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в процессе личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми мной был выбран МАДОУ №90, город Березники. Проблема: Каковы условия эффективной организации личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми как основы развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста? Объект исследования: Коммуникативные умения детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми как основа развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. Цель: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем изучить особенности формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в процессе личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми. Гипотеза: мы предполагаем, что коммуникативные умения детей старшего дошкольного возраста в процессе личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми развиваются при следующих условиях: - ребенок принимает участие в беседе с педагогом, а так же со сверстниками; - понимать то о чем говорит педагог; - педагог помогает ребенку развивать речевой этикет; - логично излагать свои мысли; - использовать в разговоре мимику, жесты. Задачи: 1.Рассмотреть (исследовать) коммуникативные умения детей старшего дошкольного возраста. 2.Проанализировать особенности организации личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми. 3.Экспериментально изучить проблемы формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в процессе личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми. 4.Разработать методические рекомендации по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в процессе личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми. Методы исследования: - эмпирические: 1)наблюдение; 2)беседа; 3)анкета.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в процессе личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми……………6 1.1. Коммуникативные умения детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………….6 1.2. Особенности личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми………………………………………………………………...10 1.3. Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми как основа развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………...…13 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………………….15 ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование проблемы формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в процессе личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми…………..16 2.1. Организация и методики исследования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста………………………………..16 2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста………….19 2.3. Методические рекомендации по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в процессе личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми…………..22 ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………………….23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….26 ПРИЛОЕНИЯ…………………………………………………………………….30
Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»[электронный ресурс] – режим доступа: http://www.rq.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 01.04.2018). 2. Акбашева Р.Ш. Организационно-педагогические условия формирования субъектной позиции педагогов в проектировочной деятельности дошкольных учреждений: Автореф. дис. канд. пед. наук / Уфим. гос. пед. институт. — Уфа, 2010. — 20 с. 3. Акулова Ю.В. Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы [Текст]: пособие для педагогов / [А. Г. Гогоберидзе, Т. И. Гризик и др.; науч. рук. А. Г. Асмолов; рук. авт. коллектива Н. В. Федина]. – М.: Просвещение, 2012. – 205 с. 4. Арушанова А.Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011 (Модули Программы ДОУ) 5. Асмолов А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества. // Вопросы образования. 2008, № 1, С.65–86 6. Бодалев А.А. Психология общения. Энциклопедический словарь [Текст]. - М.: Когито-Центр, 2011. - 600 с. Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы [Текст]: пособие для педагогов / [Ю. В. Акулова, А. Г. Гогоберидзе, Т. И. Гризик и др.; науч. рук. А. Г. Асмолов; рук. авт. коллектива Н. В. Федина]. – М.: Просвещение, 2012. – 205 с. 7. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. — Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педагогического ун-та, 2008.-352 с. 8. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. «Программа воспитания и обучения в детском саду» - 6-е изд., испр. и доп. – Москва: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012г. 9. Веракса Н.Е. Пособие для педагогов дошкольных учреждений "Диагностика готовности ребенка к школе" / М.: Мозаика-Синтез, 2008 10. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 368 с. 11. Виневская А.В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения / под ред. И. А. Стеценко. — Ростов н/Д, 2014. — 253 с. 12. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте [Текст] : практическое пособие, 3-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 272 с.: ил. - (Серия «Детскому психологу»). 13.Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008 14. Даскалова Ф. М. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучении родному языку в детском саду // Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста. – М., 2008./ 15. Долгова В.И., Капитанец Е.Г., Смирнова О.А. Влияние детско-родительских отношений на самооценку дошкольников // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2015. - Т. 31. - 116-120 с. 16. Долгова В.И., Шумакова О.А. Инновационные технологии взаимодействия педагога-психолога с дошкольниками: монография. – Челябинск: АТОКСО, 2010. – 115 с. 17. Жук. Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки// Директор школы. № 2. 2009. – с. 53-57. 18.Иванова Н. В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении : учеб. пособие. –Череповец : ЧГУ, 2008. – 150 с. 19. Каневская М.Е. О роли направленности личности в успешности учения детей //Психологическая наука и образование. 2000. - № 1. - С. 64-70. 20. Кусова М.Л. Развитие ребенка в процессе филологического образования: Монография / М.Л. Кусова, А.А. Краева, С.В. Плотникова [и др.]. – Екатеринбург: ФГБОУ ВО УрГПУ, 2016. – 251 с. 21. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М. И. Лисина. - СПб.: ПИТЕР, 2009. - 209с. 22. Мажаренко С. В. Личностно-ориентированный подход как основа реализации ФГОС в деятельности дошкольной организации // Молодой ученый. — 2017. — №3.1. — С. 38-40. — URL https://moluch.ru/archive/137/38303/ (дата обращения: 18.04.2018). 23. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания : учеб. пособие. М., 2010. 320 с. 24. Никитина А.В. Занятия с детьми 5–6 лет по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром [Электронный ресурс]/ Никитина А.В.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: КАРО, 2011.— 176 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19443.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 25. Новиков А. М. Постиндустриальное образование: Публицистическая полемическая монография. — М.: Эгвес, 2008. — 136с. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения / авт.-сост. А. В. Виневская; под ред. И. А. Стеценко. — Ростов н/Д, 2014. — 253 с. 26. Резепина О.Л. Структура и формирование личности. Психолого-педагогические особенности [Электронный ресурс]/ Резепина О.Л.— Электрон. текстовые данные.— М.: Когито-Центр, 2008.— 32 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15652.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 27. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция : учеб.-метод. пособие. СПб., 2011. 432 с. 28. Скорлупова О.А., Федина Н.В. «Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Журнал «Дошкольное воспитание» 2010. 29.Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей: книга для родителей и воспитателей / пер. с англ. Е. Рыбиной. – М.: Апрель?пресс, 2009. – 208 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в процессе личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми 1.1. Коммуникативные умения детей старшего дошкольного возраста Коммуникативные умения – это комплекс осознанных коммуникативных действий, которые основаны на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для преобразования и отражения действительности. (А.Г.Арушанова) [4;293] Коммуникативные умения считаются важными компонентами процесса общения. Коммуникативные умения детей старшего дошкольного возраста включают в себя: внутренние мотивы ребенка (желание участвовать в разговоре, направленность на общение); средства общения (речь, мимика, пантомимика); вербальные и невербальные средства общения; умения аудирования и говорения (выражать свои эмоции, чувства, желания задавать вопросы, аргументировать). Коммуникативные умения детей старшего дошкольного возраста объединяют в себе регуляционно-коммуникативные, информационно-коммуникативные и аффективно-коммуникативные группы умений. (А.Г.Самохвалова) [27;432] Существуют такие коммуникативные умения детей старшего дошкольного возраста как: - умение участвовать в свободной беседе; - умения слушать и слышать другого; - умение понимать настроения и чувства другого; - умение быть внимательным к окружающим и самому себе; - умение осмысливать свои поступки и поступки другого. По мнению Б.С. Волкова коммуникативные способности, которые основаны на человеческих отношениях, связаны с дефицитом воспитанности культуры, доброты, а так же неустойчивыми нравственными критериями в воспитании детей. Дети стремятся вступить в контакт со сверстинками, но чаще всего не умеют этого делать. Они стремятся соблюдать разговорный этикет не только со взрослыми, но и со сверстниками. Дети старшего дошкольного возраста стремятся выбрать уместные способы общения со сверстниками, проявлять доброжелательное, вежливое отношение к ним, слушать партнера.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 16 страниц
192 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 30 страниц
360 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 30 страниц
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg