Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Методика развития скоростно - силовых качеств пловцов 12 – 14 лет

irina_krut2020 1175 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 47 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.03.2020
Бакалаврская работа на тему: «Методика развития скоростно-силовых качеств пловцов 12 – 14 лет» выполнена на 46 страниц, содержит 4 рисунка, 3 таблицы, 51 источник, 3 приложения. СПОРТСМЕНЫ В ВОЗРАСТЕ 12 – 14 ЛЕТ, МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО – СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ, ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС ПЛОВЦОВ, ТЕСТИРОВАНИЕ, ЭКСПЕРИМЕНТ. Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка методики развития скоростно-силовых качеств пловцов 12-14 лет. Объект исследования: тренировочный процесс пловцов, направленный на развитие скоростно-силовых качеств. Предмет исследования: методика развития скоростно-силовых качеств пловцов 12-14 лет. Задачи исследования: 1. Выявить особенности развития скоростно-силовых качеств пловцов с помощью научно – методической литературы. 2. Разработать методику развития скоростно-силовых качеств пловцов 12 – 14 лет. 3. Обосновать эффективность методики развития скоростно-силовых качеств пловцов 12-14 лет. Гипотеза исследования: предполагается, что разработанная нами методика, с использованием специальных упражнений, позволит повысить уровень развития скоростно-силовых качеств пловцов 12-14 лет.
Введение

Актуальность исследования. Результат в спортивном плавании в значительной степени определяется уровнем развития скоростно-силовых качеств. Это обуславливает необходимость постоянного совершенствования средств и методов скоростно-силовой подготовки пловцов. В процессе скоростно-силовой подготовки тренеры и специалисты помимо общепринятых и традиционных средств, применяют тренажерные устройства и специальное оборудование, которые в свою очередь постоянно совершенствуются[26]. В течение последних десятилетий доминировали различные точки зрения на методику скоростно-силовой подготовки пловцов. Одно время господствовало представление, соглас¬но которому эффективное развитие скоростно-силовых качеств вполне может быть обеспечено средствами плавания без использо¬вания различных дополнительных приспособлений и отяго¬щений. Но со временем опыт подготовки пловцов мирового класса и данные разнообразных научных исследований расста¬вили все по своим местам, и сейчас мы располагаем доста¬точно устоявшимися основными представлениями о роли раз¬личных силовых качеств в обеспечении достижений в плава¬ния, об основных направлениях силовой подготовки пловца и ее методике. В последние годы убедительно показано, что скоростно-силовая подготовка в плавании носит специфический харак¬тер и должна быть направлена на развитие силы в тех ее проявлениях, которые имеют место при выполнении соревно¬вательных упражнений [22]. Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка методики развития скоростно-силовых качеств пловцов 12-14 лет. Объект исследования: тренировочный процесс пловцов, направленный на развитие скоростно-силовых качеств. Предмет исследования: методика развития скоростно-силовых качеств пловцов 12-14 лет. Задачи исследования: 1. Выявить особенности развития скоростно-силовых качеств пловцов с помощью научно – методической литературы. 2. Разработать методику развития скоростно-силовых качеств пловцов 12 – 14 лет. 3. Обосновать эффективность методики развития скоростно-силовых качеств пловцов 12-14 лет. Гипотеза исследования: предполагается, что разработанная нами методика, с использованием специальных упражнений, позволит повысить уровень развития скоростно-силовых качеств пловцов 12-14 лет. Методы исследования: 1. Анализ научно – методической литературы; 2. Контрольные тесты; 3. Педагогический эксперимент; 4. Метод математической статистики.
Содержание

Введение………………………………………………………………….…………..4 1 Теоретические основы скоростно-силовых качеств пловцов 12 -14 лет 6 1.1 Особенности двигательной деятельности в плавании 6 1.2 Анатомо-физиологические особенности организма пловцов в возрасте 12-14 лет……………………………………………………………………...13 1.3 Средства и методы развития скоростно-силовых качеств в плавании 20 2 Методы и организация исследования 24 2.1 Методы исследования 24 2.2 Организация исследования 27 3 Результаты исследования и их обсуждение 29 3.1 Описание экспериментальной методики. 29 3.2 Экспериментальная проверка методики 30 Заключение………………………………………………………………………….38 Список использованных источников……………………………………………...39 Приложения А-В………………………..…………………………………...….44-46
Список литературы

1. Абсалямова Е.Т. Скоростно-силовая подготовка квалифицированных пловцов в годичном цикле тренировки : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Абсалямова Екатерина Тимуровна.- Москва, 2009.- 143 с. 2. Абсалямова, И.Т. Принципы скоростно-силовой подготовки пловцов-юниоров высокой квалификации / И.Т. Абсалямова // Вестник спортивной науки. – 2009. - №8. – С. 121-125. 3. Абсалямова, И.Т. Скоростно-силовая подготовка пловцов-юниоров высокой квалификации / И.Т. Абсалямова // Вестник спортивной науки. – 2014. - №10. – С. 91-96. 4. Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 274 с. 5. Безруких, М.М. Возрастная физиология: (Физиология ребенка): Учебное пособие / М.М. Безруких. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 416 с. 6. Бондарчук, А. П. Периодизация спортивной тренировки / А. П. 7. Булгакова // Новые исследования. – 2009. - №12. – С. 66-71. 8. Булгакова, Н.Ж. Возрастная динамика и биологическая зрелость показателей физического развития и специальной работоспособности, лимитирующих скорость плавания / Н.Ж. 9. Виноградов, В. Е. Стимуляция работоспособности и восстановительных процессов в тренировочной и соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов / В. Е. Виноградов. - Киев: Славутич Дельфин, 2010. - 367 с. 10. Галкина, И.В. Возрастные особенности физического и психологического развития у детей 12-15 лет / И.В. Галкина // Теория и практика физического воспитания. – 2010. - №9. – С. 31-34. 11. Ганзей, С.С. Специальная физическая подготовка квалифицированных пловцов на разных этапах подготовительного периода тренировочного макроцикла / С.С. Ганзей // Культура Физическая и Здоровье. – 2011. - №11. – С. 59-61. 12. Гилев, Г.А. Определение лимитирующих звеньев при совершенствовании скоростно-силовой подготовленности пловца / Г.А. Гилев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2016. - №2. – С. 88-93. 13. Гильмутдинов, И.Ф. Применение упражнений на основе тренажеров линии «heyvus» в физической подготовке пловцов 13-14 лет / И.Ф. Гильмутдинов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2012. - №6. – С. 105-110. 14. Гипев Геннадий Андреевич. Методология скоростно-силовой подготовки высококвалифицированных пловцов: диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Гипев Геннадий Андреевич. – Москва, 1998. – 121 с. 15. Гордон, С.М. Силовая выносливость и скоростно-силовая подготовленность / С.М. Гордон // Спортивная тренировка. Издательство Физическая культура. – 2008. – С. 84-85. 16. Зенов, Б. Д. Специальная физическая подготовка пловца на суше и в воде / Б. Д. Зенов, И. М. Кошкин, С. М. Вайцеховский. - М.: Физкультура и спорт, 2006.-79 с. 17. Каунсилмен, Дж. Спортивное плавание / Дж. Каунсилмен. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 208 с. 18. Кашкин, А.А. Оценка силовых способностей юных пловцов: Учебное пособие для студентов специализации тренерского заочного факультетов./А.А.Кашкин, С.Н.Морозов, О.И.Попов-М., 2005.-71 с. 19. Костючик, С.А. Подбор средств и объема силовой подготовки пловцов на суше / С.А. Костючик // Теория и практика физической культуры. – 2015. - №2. – С. 88-93. 20. Коц, Я.М. Спортивная физиология. Учебник для институтов физической культуры / Я.М. Коц. – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 135 с. 21. Красильников, В.Л. Новое направление в решении проблемы скоростно-силовой и технической подготовки пловцов-дельфинистов / В.Л. Красильников // Человек. Спорт. Медицина. – 2013. - №1. – С. 92-97. 22. Лях, В. И. Взаимоотношения координационных способностей и двигательных навыков: теоретический аспект / В. И. Лях //Теория и практика физ. культуры. - 2001. - № 3. - С. 31-36. 23. Макаренко, Л.П. Юный Пловец. – М.: Физкультура и спорт, 2003.– 288 с. 24. Мак-Комас, А. Дж. Скелетные мышцы / А. Дж.Мак-Комас. пер. с англ. - Киев: Олимпийская литература, 2001. - 408 с. 25. Маклауд, Й. Анатомия плавания/пер.с англ. С.Э. Борич - Минск:Попурри,2011.-200с. 26. Матвеев, Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов / Л. П. Матвеев. - Киев: Олимпийская литература-320с. 27. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 2008. – 544 с. 28. Никитушкин, В.Г. Современная подготовка юных спортсменов. Методическое пособие / В.Г. Никитушкин. – Москва, 2009. – 116 с. 29. Пашин, А.А. Определение эффективности тренировочных средств для развития скоростно-силовых способностей пловцов-кролистов на основе инструментальных средств оперативного контроля / А.А. Пашин // Вестник спортивной науки. – 2015. - №4. – С. 211-216. 30. Плавание: Учебник для вузов физ. культуры и факультетов физ. воспитания педагогических вузов/под общ. ред. В.Н.Платонова- Киев: Олимпийская литература, 2000 – 494с. 31. Платонов, В. Н. Тренировка пловцов высокого класса / Н. Платонов, С. М. Вайцеховский. - М.: Физкультура и спорт, 1985. -256 с. 32. Политько, Е.В. Возможности использования корреляционного анализа для определения основной и дополнительной спортивной специализации пловцов 12-16 лет / Е.В. Политько // Слобожанский научно-спортивный вестник. – 2010. - №3. – С. 52-55. 33. Расулбеков, Р.А. Нужна ли пловцу взрывная сила//Р.А. Расулбеков, В.Ю. Чулков, В.И. Чудовский// Плавание: Ежегодник.- М.: Физкультура и спорт -2004 – С. 57-59. 34. Ратов, И.П. Двигательные возможности человека (нетрадиционные методы их развития и восстановления)/Минск,1994-121с. 35. Ратов, И.П. Применение искусственно повышенной скорости как средства метода совершенствования различных элементов соревновательной техники пловцов/ И.П.Ратов, Ю.А. Аллакин, А.Б.Кочргин//Теория и практика физической культуры.-2006-№10 – С29 – 32. 36. Рыженков, А.В. Подбор эффективных средств в подготовке квалифицированных пловцов / А.В. Рыженков // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2010. - №4. – С. 210-215. 37. Савченко, Н.И. Анализ эффективности выполнения скоростных поворотов в плавании кроль на груди / Н.И. Савченко // Физическое воспитание студентов. – 2011. - №1. – С. 111-113. 38. Сальников, В.А. Индивидуальные особенности возрастного развития: монография / В.А. Сальников. – Омск: СибАДИ, 2012. – 420 с. 39. Свирид, В.В. Анатомо-физиологические особенности детей 12-14 лет / В.В. Свирид // Мир современной науки. – 2014. - №4. – С. 71-74. 40. Середкина, С.А. Формирование основных двигательных способностей юных пловцов с учетом особенностей сенситивного периода / С.А. Середкина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2013. - №9. – С. 91-95. 41. Соломатин, В.Р. Учет возрастных закономерностей развития морфологических, функциональных и силовых показателей в спортивном отборе и многолетней подготовке юных пловцов / В.Р. Соломатин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2010. - №3. – С. 91-95. 42. Спортивное плавание: путь к успеху : в 2 кн. / под общ.ред. В. Н. Платонова. - Киев.: Олимпийская Литература,2012: 526-543с. 43. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э.Я. Степаненкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с. 44. Теория и методика физической культуры: учебник для вузов / Ю. Ф. Курамшин, В. И. Григорьев, Н. Е. Латышева [и др.]; под ред. Ю. Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт , 2004. - 463 с.: ил. 45. Тимакова, Т. С. Многолетняя подготовка пловца и ее индивидуализация / Т. С. Тимакова. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 147с. 46. Уилмор, Дж. X. Физиология спорта / Дж. X. Уилмор, Д. Л. Костилл: пер. с англ. – Киев.: Олимпийская литература, 2004. – 502 с. 47. Фомиченко, Т.Г. Совершенствование силовой и технической подготовки пловцов различных возрастных групп/ Т.Г.Фомиченко-М.: СпортАкадемПресс, 2001.-104с. ( спортивное плавание) 48. Хартманн, Ю. Современная силовая тренировка. Теория и практика/Ю.ХартманнХ.Тюннеманн- Берлин: Шпортферлаг, 1988. – 165 с. 49. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для вузов/ Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: Академия, 2008. - 479 с. 50. Широковец, Е.А. Общие принципы тренировки скоростно-силовых качеств в циклических видах спорта / Е.А. Широковец // Вестник спортивной науки. – 2003. - №5. – С. 75-79. 51. Энока, Р. М. Основы кинезиологии / Р. М. Энока. - Киев: Олимпийская литература, 2000. - 400 с.
Отрывок из работы

1 Теоретические основы скоростно-силовых качеств пловцов 12 -14 лет 1.1 Особенности двигательной деятельности в плавании Для плавания характерны некоторые особенности, с которыми не сталкиваются спортсмены в большинстве наземных видов спорта. Прежде всего, стоит отметить, что в четырех стилях спортивного плавания участвует все тело, то есть движение совершаются и верхними, и нижними конечностями. Поэтому здесь требуются скоординированные действия всей скелетно-мышечной системы, чтобы каждая ее часть вносила максимально эффективный вклад в поступательное движение пловца в воде [25]. Чтобы сделать эту координацию усилий более наглядной и понятной, представьте себе тело в виде длинной цепи, где каждая его составляющая является отдельным звеном. Поскольку все части тела связаны между собой, движения одной из них неизбежно влияют на все остальные. Эта связь, которую в основном называют кинетической цепью, позволяет передавать силу движений рук через туловище ногам. Однако если одно из звеньев цепи оказывается слабым и разбитым, то происходит потеря энергии, движения тела становятся нескоординированными. Руки имеют исключительное значение для плавания, поскольку именно с их помощью усилия широчайшей мышцы спины и большой грудной мышцы преобразуются в перемещение спортсмена в воде. Основная мысль заключается в том, что при плавании все усилия и движения передаются вдоль этой цепи, которая не может быть сильнее, чем ее самое слабое звено. Разумеется, мышцы рук тоже вносят вклад в качество движущей силы в плавании. Все это подводит нас к пониманию того, на сколько важно укреплять их в ходе подготовки на суше. Локтевой сустав делит руку на две части: верхнюю ,которая называется плечом ,и нижнюю-предплечье. Локоть представляет собой блоковидный-шарнир, его движение, ограниченное до сгибания и разгибания. Разгибание локтя происходит, когда вы выпрямляете руку, перемещая предплечье от верхней части руки. Сгибание локтя является противоположным, включая сгибание предплечья к верхней части руки. Структурным каркасом плеча является плечевая кость. Нижняя рука, обычно называемая предплечьем поддерживается лучевой и локтевой костями. Все три кости служат местом прикрепления мышц и рычагами для них. Две основные группы мышц в руках, которые являются целью укрепляющих упражнений, являются разгибатели локтя и сгибатели локтя. Оба способствуют поддержанию правильного положения руки и движению во время каждого из четырех соревновательных способов[24]. Плавание - неестественная деятельность для человека, поэтому неудивительно, что тело типичного пловца имеет некоторые необычные особенности. Успешные пловцы обычно высоки - часто очень высоки - с необычно вытянутым торсом и руками, которые позволяют им эффективно скользить сквозь воду и делать длинные гребки. У них также большие ступни и гибкие лодыжки, которые дают дополнительную мощь при ударе. Многие элитные пловцы обладают феноменально гибкими локтями, коленями и лодыжками. Эта аномалия помогает им прикладывать большую площадь поверхности тела к воде при большом диапазоне движения суставов и, следовательно, создавать большой поступательный импульс. У пловцов больше жировой массы, чем у других спортсменов на выносливость, хотя они все же существенно суше, чем не спортсмены. Жир плавучее, чем мышцы, а плавучесть снижает сопротивление воды, поэтому небольшая дополнительная «прослойка», равномерно распределенная по телу, полезна для пловцов. Типичный элитный пловец имеет 10-12% жировой массы, а типичная пловчиха - примерно 19-21 %. Интересен вопрос - доля жировой массы у пловцов чуть выше, чем у других спортсменов на выносливость, потому что спортсмены с большей жировой массой добиваются больших успехов в плавании, или потому что тренировки пловцов не снижают уровень жировой массы настолько, как другие аэробные виды деятельности, или потому что пловцы едят больше, чем другие спортсмены на выносливость. Представление, что спортсмены с большой природной жировой массой больше отличаются в плавании, противоречит многим примерам пловцов высокого уровня. Однако исследование ученых из Университета Флориды (Whiteetal. 2005) установило, что испытуемые ели на 44% больше после плавания в холодной воде, чем в теплой. Эта находка дает право предполагать, что дополнительный слой изоляционного материала, который имеется у пловцов, является адаптивной реакцией на частое погружение вхолодную воду, которое сопровождается хорошим аппетитом. Если так, то это прекрасный пример прозорливости организма и того, как он естественно изменяет свои форму и состав для удовлетворения ложащихся на него особых потребностей[46,51]. Еще одна исключительная особенность плавания заключается в том, что пловцам необходимо самим создавать опору для движений. В отличие от наземных видов спорта, где всегда имеется твердое основание, от которого можно оттолкнуться и на которое можно опереться, пловца окружает жидкая среда. Плавание, с позиций гидродинамики, – это перемещение в жидкой среде за счет опоры о субстанцию (воду), плотность которой в 1000 раз больше плотности воздуха, что дает значительно большее при плавании сопротивление движению и соответственно меньшую скорость, чем в естественных и привычных для человека условиях перемещения в газообразной среде за счет опоры о неподвижную и твердую субстанцию, как, например, при беге[22]. По причине этих особенностей возникает ряд проблем, связанных с подготовкой пловцов на суше и в воде. Сила - одно из важнейших физических качеств в большинстве видов спорта. Поэтому ее развитию все спортсмены уделяют довольно много внимания. В биомеханике сила действия человека определяется силой его воздействия на внешнее окружение, передаваемая через рабочие точки всего тела. В результате объемной, долговременной и напряженной работы силовой направленности, выполняемой на суше с применением различных тренажеров и оборудования, а так же с собственным весом, у пловцов существенно возрастает уровень максимальной силы, силовой выносливости, скоростной силы. Но не смотря на это, повышение уровня этих качеств преимущественно проявляется в тех двигательных действиях и условиях работы, которые использовались в процессе тренировки. Возросший уровень силовых качеств в результате работы на суше далеко не всегда распространяется на увеличение уровня скоростно-силовых возможностей и силовой выносливости при выполнении скоростно-силовой работы специального характера в воде [35]. Главной задачей силовой подготовки пловцов является именно достижение высоких показателей силы и мощности движений при выполнении основных двигательных действий, характерных для плавания: выполнение старта, поворота, работы циклического характера. Поэтому в силовой подготовке выделяется очень важный раздел, связанный с повышением способностей пловцов к реализации имеющегося силового потенциала в процессе плавания. Силовая выносливость развивается с помощью весовых упражнений, преодолевая собственные вес и массу партнера, практикуя различные сопротивления. Эти упражнения основаны на принципе постепенного использования циклических тренировок. В то же время увеличение нагрузки происходит сначала по пути постепенного увеличения объема тренировочной работы, за счет увеличения прочности станции, а затем за счет увеличения количества повторений на каждой станции-за счет увеличения интенсивности упражнений. Цель спортсмена-достичь как можно большего количества повторений на каждой станции[2]. В упражнениях на циклических тренировочных станциях общая и специальная выносливость развиваются в ходе регулярных занятий, проводимых не менее двух раз в неделю. Развитие происходит сначала за счет постепенного увеличения времени тренировки, за счет выполнения большого количества упражнений на станциях комплекса, а затем за счет увеличения интенсивности и увеличения скорости[33]. Специальная силовая выносливость достигается путем выполнения силовых упражнений с умеренной скоростью при весе, вес которого примерно равен 50% от максимального значения. Также порекомендовано с небольшими частями для альтернативной большой нагрузки. При использовании скоростно-силовых упражнений, после предварительной адаптации к предыдущим нагрузкам, обычный вес постепенно увеличивается[42]. При определении соотношения скоростной интенсивности работы и работы, способствующей развитию силовой выносливости, учитывается специализация пловца и структура его мышечной ткани. Мышечная ткань у пловцов, специализирующихся на спринте, характеризуется чрезвычайно высокой долей быстрых мышечных волокон, характеризующихся высокой усадкой и быстрым высвобождением энергии. В мышцах, которые несут большую часть нагрузки во время плавания, эти волокна 70-80% или более. В отличие от спринтера, основная задача пловца-стайера — научиться правильно распределять ресурсы организма. А для этого он должен прекрасно владеть техникой плавания на дальние заплывы, обладать выносливостью и уметь четко распределять скорость на всю дистанцию. В принципе, техника стайера от спринтера отличается не во многом. Она более аккуратная и позволяет экономить энергию, не такая скоростная. Стайер делает меньше гребков руками, более мягко работает ногами, аккуратнее входит в повороты и изгибает сильнее руки во время гребка, используя не только плечевые мышцы, но и крупные мышцы груди. Пловцы специализирующиеся на длинных расстояниях имеют много мышечной ткани, состоящей из медленных мышечных волокон, характеризующихся высокой эффективностью метаболических процессов и большой выносливостью. Некоторые пловцы-стайеры на 80-90% состоят из этого типа клетчатки. Таким образом, спринтеру приходится много работать с развитием максимальной и взрывоопасной силы, а у стайеров — с развитием силовой выносливости. Развитие скоростных качеств на суше осуществляется с помощью таких средств, как скорость бега, ускорение бега, упражнения с элементами спортивных игр и игровых персонажей, различные прыжки и так далее[45]. Развитие скорости также помогает достигать множественных движений с самой быстрой скоростью. Продолжительность их поведения определяется максимальной скоростью, в течение которой может сохраняться время. Высокие достижения разных людей в одной и той же области могут быть обусловлены сочетанием различных способностей, а также возможным широким спектром некоторых способностей, компенсируемых другими. В то же время очень важно понимать, какие компетенции имеют решающее значение для успеха каждого вида деятельности, так как они помогают найти наиболее эффективные способы выявления и развития таких компетенций. Для контроля состояния скоростно-силовой подготовленности используются различные методы исследования и вводятся соответствующие показатели. Так, для оценки специфической силы пловца в воде выполняется тест «плавание на привязи». Специальная физическая подготовленность пловца-спринтера с позиций развития скоростно-силовых качеств характеризуется уровнем развиваемой пловцом мощности в гребковых движениях. Задача состоит в достижении оптимальных скоростно-силовых проявлений, при которых создаются наиболее благоприятные условия взаимодействия с водной средой. Создание этих условий даже на этапе высшего спортивного мастерства требует от пловца развития максимальных для него значений мощности в гребковом движении. Эффективность продвижения определяется развитием оптимального уровня скоростно-силовых проявлений и временем достижения и сохранения этого оптимума в процессе гребка[34]. Многолетние наблюдения показывают, что в пределах тренировочного макроцикла и микроцикла, независимо от составленной ранее структуры тренировочного процесса и особенностей силовой подготовки, просматриваются три фазы взаимоотношений между уровнем силовых возможностей, являющихся следствием тренировки на суше, и способностью к реализации силовых качеств в процессе плавания: 1 – фаза сниженной реализации, 2 – приспособительная фаза, 3 – фаза параллельного развития [30,31]. Фаза сниженной реализации обычно занимает период от 4 до 6 нед. после начала активной силовой подготовки. Резко увеличивающиеся силовые качества в результате большого применения средств общей и вспомогательной подготовки начинают противоречить со сложившейся координационной структурой движений, рушится межмышечная и внутримышечная координация, устоявшиеся механизмы регуляции движений, падает эластичность мышц и связок, снижается чувства темпа, ритма, развиваемых усилий, воды и т. д. В итоге все это приводит к понижению максимальной скорости плавания, стабилизации или даже ухудшению (несмотря на возросший уровень силовых качеств) мощности гребковых движений, силы тяги, развиваемой при плавании, силовой выносливости при тестировании в специфических условиях (плавание на привязи, с резиновым амортизатором и др.)[42]. Начало приспособительной фазы следует связывать с поэтапным изменением направленности тренировочного процесса – методичным уменьшением объема силовой работы базовой направленности, увеличением силовых средств вспомогательного характера – на суше (упражнения на специальных силовых тренажерах (тренажер Мертенсе-Хюттеля), упражнения с использованием эластичных жгутов и др.) и специального – в воде (плавание на привязи, с резиновым амортизатором, плавание с различными дополнительными сопротивлениями такими как «тормоза», «парашют» и др.). В результате увеличивается уровень специальной силовой подготовленности и возможности к реализации силовых качеств, что выражается в увеличении мощности гребков, повышении максимальной силы тяги при плавании, силовой выносливости при плавании на привязи, постепенном увеличении коэффициента использования силовых качеств. В этой фазе восстанавливаются специализированные восприятия - чувства времени, воды, развиваемых усилий; постепенно возрастает абсолютная скорость плавания в координации, а также при работе при помощи ног или рук. Во время этой фазы постепенно улучшается динамическая и кинематическая структура движений, техника все в большей мере соответствует возрастающему уровню силовых качеств. Продолжительность указанной фазы может достигать 3–4 недели[18]. Фаза параллельного развития более продолжительна и обычно охватывает заключительную часть обще-подготовительного процесса и весь специально-подготовительный этап подготовительного периода. В этой фазе силовая подготовка осуществляется совместно с развитием скоростных возможностей и специальной выносливости, улучшением технического мастерства. Широкое использование специальных силовых упражнений в воде позволяет довольно быстро и эффективно скомпоновать возрастающий уровень силовых возможностей со всем комплексом других компонентов, обеспечивающих в конечном счете, высокий уровень скоростных возможностей и специальной выносливости при плавании [17]. 1.2 Анатомо-физиологические особенности организма детей в возрасте 12-14 лет Средний школьный возраст (подростковый) охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет (V-VIII классы). Ключевыми особенностями среднего школьного возраста являются: интенсивный рост и увеличение размеров тела ребенка. Ежегодно рост ребенка увеличивается на 4-7 см, в основном это происходит из-за удлинения нижних конечностей. Годичный прирост массы тела подростка составляет 3-6 кг. Наиболее интенсивный темп роста девочек происходит в 11-12 лет, когда длина тела прибавляется за год на 7 см. А у мальчиков происходит интенсивное увеличение роста в 13-14 лет в среднем на 7-9 см. [32]. В 12 лет у девочек и в 13 лету мальчиков резко увеличивается скорость обменных процессов, что сопровождается увеличением уровня годового прироста длины тела. На этом этапе значительно возрастает объем сердца и его систолический объем. В связи с ростом массы миокарда уменьшается относительный объем проводящей системы сердца. Из-за опережающего увеличения объема внутренних полостей сердца по отношению к внутреннему диаметру магистральных артерий создаются условия, затрудняющие эффективность работы сердца и повышающие кровяное давление на стенки сосудов. Возраст начала этапа углубленной специализации для девочек- 12-14 лет, для мальчиков - 13-15 лет, продолжительность этапа – 3-4 года. На возраст начала и завершения этапа существенно влияют индивидуальные темпы биологического развития. Подготовка проходит преимущественно в группах спортивного совершенствования. Особенности возрастного развития юношей13-17 лет заключаются в том, что высокие темпы увеличения длины тела сохраняются до 16-17 лет, массы тела-до17-18 лет. Пик прироста массы тела - в 14-15 лет; с ним совпадает пик увеличения массы сердечной мышцы [13]. Как известно, в большинстве стран современного мира, в том числе и в нашей, период полового созревания приходится в среднем на возраст 13-14 лет. Именно в это время кривая биологического развития резко возвышается и имеет место так называемый пубертатный скачек. У одних детей пубертатный скачок возникает в 12-13 лет, у других значительно позже, в 14-16 лет. Поэтому акселераты, несмотря на одинаковый паспортный возраст с ретардантами, на 2-4 года опережают последних в темпах биологического развития [27]. Значительный прирост массы тела происходит в период полового созревания. Быстрыми темпами развивается мышечная система в пубертатный период. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы тела. Так, если у ребенка 8 лет мышцы составляют около 27 % массы тела, у 12 летнего – около 29 %, то у подростков 15 лет – около 33 %. Наряду с увеличением массы мышц изменяется диаметр мышечных волокон, и вес мышц увеличивается главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у девочек в 11–12 лет [37]. По мнению В.А. Сальникова, в целом, в период с 7-12 лет происходит дальнейшее формирование, дифференцировка систем организма и развитие его структурных элементов. Все эти данные – свидетельство того, что можно направленно влиять на развитие двигательной системы, зная биологические и психофизиологические закономерности роста и развития [38]. В.В. Свирид утверждает, что возрастные изменения аппарата кровообращения в младшем школьном возрасте характеризуются равномерностью. Объем сердца в 10-летнем возрасте в среднем 364 мл, в 11-летнем — 376 мл. Разницы между девочками и мальчиками нет. С возрастом постепенно замедляется частота сердечных сокращений (ЧСС): в 7-8 лет она составляет в среднем 80-92 уд/ мин, в 9-10 лет — 76-86, в 11 лет — 72-80 уд/мин. Закономерное снижение ЧСС с возрастом связано с морфологическим и функциональным формированием сердца, увеличением систолического выброса крови, появлением и становлением центра блуждающего нерва. Наибольшее увеличение сердца у девочек приходится на возраст 12-13 лет, а у мальчиков на возраст 13-14 лет. Половые различия сказываются и на величине веса сердца. До 13 лет вес сердца больше у девочек, а в 14-15 лет — у мальчиков [39]. По мнению Я.М. Коца, развитие костной ткани в значительной мере зависит от роста мышечной ткани. Мышцы детей существенно отличаются от мышц взрослых. С возрастом увеличивается масса мышц. Однако это происходит неравномерно: в течение первых 15 лет на 9%, а в последующие 2-3 года на 12%. Каждая мышца или группа мышц развиваются также неравномерно. Наиболее высокими темами роста обладают мышцы ног, наименее высокими - мышцы рук. Темы роста мышц-разгибателей опережают развитие мышц-сгибателей. Особенно быстро нарастает вес тех мышц, которые раньше начинают функционировать и являются более нагруженными [20]. Ж.К. Холодов считает, что в переходном возрасте также быстро развивается мышечная масса. Выявлено, что с 13 лет наступает резкое увеличение массы мышц за счет увеличения толщины мышечных волокон. Интенсивный мышечный рост наблюдается у девочек в 11-12 лет, а у мальчиков в 13-14 лет. У подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечно-сосудистой системы, а также продолжающегося развития центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершенность формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей 12-15 лет при мышечной деятельности значительно меньше, чем в юношеском возрасте. Их система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично. Полного морфологического и функционального совершенства сердце достигает лишь к 20 годам [49]. В подростковом возрасте стремительно растут длинные трубчатые ко-сти верхних и нижних конечностей, сильно ускоряется рост в высоту по-звонков. В этом возрасте позвоночный столб ребенка становится излишне подвижным. Чрезмер¬ные мышечные нагрузки плохо влияют на анатомо-физиологические особенности, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину. Наблюдаются существенные различия в сроках полового со¬зревания девочек и мальчиков. Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1-2 года раньше, чем у мальчиков. В одном классе обучаются школьники с разной степенью поло¬вого созревания, а следовательно, и с разными функциональ¬ными адаптационными возможностями. Отсюда очевидно, что в подростковом возрасте приобретает особую актуальность проблема индивидуального обучения в условиях коллективных форм воспитания [11,14]. По мнению, В.К. Бальсевича, в период полового созревания у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Режим дыхания у детей среднего школьного возраста менее эффективный, чем у взрослых. За один дыхательный цикл подросток потребляет 14 мл кислорода, в то время как взрослый – 20 мл. Подростки меньше, чем взрослые, способны задерживать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. У них быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови кислородом. Подростковый возраст – это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных способностей. У детей в среднем школьном возрасте отмечается достаточно высокий темп улучшения координационных способностей, в таких видах как, метание на дальность, в спортивных играх. Также отмечается достаточный прирост в уровне развития силовых и скоростно-силовых способностей, чуть хуже развиваются скоростные способности и выносливость. В данном возрасте хуже всего поддается развитию гибкость [4]. Н.Ж. Булгакова считает, что в возрастном диапазоне 11–16 лет кривая роста длины тела у школьников носит двухпиковый характер, у пловцов же – однопиковый с максимальным приростом в 13–14 лет. Пловцы вступают в пубертат в среднем на 1 год позже, чем школьники, что объясняется влиянием систематических занятий плаванием. Динамика роста длины, массы тела и обхвата грудной клетки у мальчиков школьников имеют два пика в возрастные периоды 12–13 и 15–16 лет, причем максимальные приросты этих показателей наблюдаются в 15–16 лет. У пловцов кривые роста массы тела и обхвата грудной клетки носят однопиковый характер.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Физическая культура, 27 страниц
500 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 34 страницы
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg